Воспитание патриотических чувств к родной земле имеет прямое отношение к поставленной задаче экологического воспитания. Следует донести до сознания людей, и особенно молодежи, преимущества экологически чистой окружающей среды, доказать, что земля у Байкала – одно из лучших мест на нашей планете, и тем самым сократить отток населения, привлечь туристов и решить другие проблемы общества.
Некоторые общественные организации и политические деятели создают негативную картину экологического состояния оз. Байкал с определенными целями. В противовес этому фундаментальные исследования современной науки, доказывая высокую степень устойчивости экосистемы озера Байкал к внешним воздействиям, рассчитывают пределы антропогенных нагрузок на определенные среды и ареалы, методы определения качества воды, животного и растительного мира, атмосферы и земельных ресурсов.
Как правило, в процессах природопользования, особенно на особо охраняемых природных территориях, неизбежны конфликты с природоохранными организациями. И здесь принципиально важно объяснить цель и задачи действий государственных органов, привлечь население на свою сторону, не сделать из него противника.
Для этого необходимы определенные условия. Среди них: информация должна исходить из авторитетного источника, она должна быть верифицируема, максимально соответствовать реальности, экологические запреты не должны влиять на уровень жизни населения и т.д.
В соответствии с этими требованиями, экологическая информация, предназначенная для населения, излагается в трех форматах: а) В ежегодных докладах государственных природоохранных органов по теме: «Охрана озера Байкал и обеспечение рационального природопользования в Байкальском регионе».
Здесь содержится информация от различных государственных экологических организаций, академических, вузовских и общественных организаций, занимающихся природоохранной деятельностью. Укажем только основные разделы докладов: «Влияние антропогенной деятельности на природные комплексы региона», «Влияние качества окружающей среды на здоровье населения», «Особо охраняемые природные территории», «Состояние и использование природных ресурсов региона», «Научноисследовательские работы по проблемам охраны озера Байкал», «Международное сотрудничество в Байкальском регионе», «О деятельности неправительственных экологических организаций», «Экологическое образование и воспитание» и другие. б) Дополнительная информация о байкальской проблематике содержится в ряде научно-популярных книг.
Следует отметить, что существует достаточное количество литературы, освещающей отдельные вопросы изучения и охраны озера Байкал, антропогенного влияния на его экосистему. В основном эта литература предназначена для специалистов определенных областей наук. В то же время практически отсутствует детская литература, учитывающая возрастные и психологические особенности школьников, позволяющая в доступной форме, на высоком методическом и научном уровне получить интегральные знания об уникальной Байкальской экосистеме.
Из многих популярных изданий необходимо отметить работу ламы С. Ешиева «Буддизм. Человек в гармонии с природой». При популяризации природоохранных знаний автор широко использует основы буддизма, чьи каноны отвечают принципам устойчивого развития современной цивилизации. в) Наиболее полную и разнообразную экологическую информацию для населения представляет первый государственный научно-популярный журнал «Мир Байкала», издаваемый с 2004 г. В 2005 году стал обладателем Национальной экологической премии фонда им. Вернадского. С 2007 г. журнал стал подписным для всей территории России. Ведутся переговоры с международными организациями о создании англоязычного перевода и распространении его за рубежом.
В каждом номере традиционно дается информация о государственных природоохранных документах федерального и регионального уровней, выступают руководители государственных служб, рассказывается о достижениях современного байкаловедения, публикуются краеведческие материалы, рассказывается о новинках байкальской литературы.
Наиболее важная информация переработана в цифровую базу данных, изложенную на сайте Байкальского института природопользования Сибирского отделения Российской Академии наук (www.bipsoran.narod.ru). Эти разработки легли в основу создания при библиотеке Байкальского информационного центра (www.baikal.centr. ru).
Образовательная система достаточно консервативна, и современные научные достижения попадают на страницы школьных учебников через определенное время.
Поэтому академическая наука должна самостоятельно разработать такие учебные пособия, которые, не подменяя школьную или вузовскую программы, могут значительно расширить знания молодежи.
Из всего разнообразия системы школьного экологического образования следует особо выделить деятельность Малой академии наук и работу летних специализированных школ на базе Международного эколого-образовательного центра «Истомино», созданных в рамках реализации государственных и инициативных программ и проектов с участием большого коллектива единомышленников.
Малая академия наук Бурятии работает с 1976 г. В ее структуре присутствуют практически все направления учебной программы средних школ. При преподавании дисциплин либо доминирует, либо присутствует экологический компонент. Примером тому является издание учебного пособия по немецкому языку «Эко-книжка» («Для тех, кто любит природу и немецкий язык»), в котором изучение иностранного языка реализуется через тексты экологического содержания. Впервые такой принцип был внедрен в учебные планы старших классов Онохойской средней школы.
Для системы дополнительного школьного экологического образования разработаны различные наглядные пособия и учебные материалы. К их числу относится серия настенных экологических карт масштаба 1:1000000 для средней школы. К настоящему времени изданы карты особо охраняемых природных территорий, ландшафтно-экологическая карта, эколого-экономическая карта, карта природопользования Республики Бурятия и различных районов Байкальской природной территории, а также учебное пособие «Основы экологии и рационального природопользования» для системы экологического всеобуча.
Со временем идеология Малой академии наук трансформировалась в организацию летних специализированных школ. При общих задачах новая форма обучения более эффективна за счет концентрации учебного процесса, она позволяет совместить теоретические и практические занятия с летним отдыхом школьников на живописных берегах Байкала.
Каждая школа представляет собой 10-дневный цикл, состоящий из ежедневных 4-часовых лекций и дополнительных практических занятий, происходящих в зависимости от специальности либо на полевом полигоне, либо в лаборатории. Значительное время уделяется познавательному досугу в форме конкурсов и викторин, спортивным состязаниям, экскурсиям в Посольский монастырь, на Большереченский рыбоводный завод. Практика предполагает возможность проведения полевых экскурсий с уклоном в геоморфологию, ботанику, ихтиологию и другие естественные науки, вести полевые дневники, делать живые фотографии, сбора гербария. Каждый цикл завершается курсовой работой и ее публичной защитой, по итогам которой выдается специальное свидетельство за подписью директора института.
За этот период по программе летних школ обучение и оздоровление прошли более 300 школьников из Бурятии, Иркутской области, Агинского и Усть-Ордынского автономных округов.
Активную эколого-образовательную деятельность проводит РОО «Байкальский информационный центр «Грань», вошедший по итогам 2007 года в число «100 лучших общественных организаций
России». С 1999 года по согласованию со школами экологической направленности сотрудниками центра собрана и обработана с помощью ГИС-технологий экологическая информация, касающаяся Республики Бурятия и Иркутской области, изданы методические сборники, проведены целый ряд семинаров по использованию новых информационных технологий, международные конференции и тренинги. С 2000 года издается эколого-образовательный журнал «Грани Байкала». Усилиями этой организации создана международная виртуальная сеть экологических школ, многие из которых вовлечены в практическую реализацию российских и международных проектов, направленных на защиту детства и природы родного края.
Одной из интересных форм соединения усилий науки и практики стало создание Байкальского межрегионального центра «Экология–Здоровье–Школа», который обеспечивает взаимодействие органов образования, специалистов и политиков региона в разработке и опытно-экспериментальной апробации новой общекультурной образовательной области, сочетающей вопросы экологии, здоровья и безопасности жизнедеятельности школьников в условиях Байкальского региона. Идея создания центра поддержана профильным комитетом Государственной Думы РФ, региональным руководством системы образования.
Реформы последнего времени привели к резкому сокращению объемов финансирования полевых практик студентов. Поэтому одна из задач деятельности Международного эколого-образовательного центра «Истомино» – проведение учебных и производственных практик студентов геолого-географического и биологического профиля различных государственных вузов страны.
Студенческие практики проходят в рамках экспедиционных работ, выполняемых сотрудниками академических институтов. Один из таких крупных проектов – «Комплексные исследования дельты реки Селенги как природного барьера и индикатора оценки состояния экосистемы оз. Байкал в условиях антропогенной нагрузки». В подобных экспедициях студенты используют современные аналитические приборы, ведут наблюдения в области гидрохимии, гидробиологии, ихтиологии, геоморфологии и т.д. В конечном итоге они получают разнообразные системные знания о взаимоотношениях живой и неживой природы Байкальской природной территории.
Проводится конкурс на лучшую дипломную работу по экологической тематике среди высших учебных заведений города Улан-Удэ, победители которого рекомендуются для поступления в аспирантуру.
Особое значение придается подготовке научной молодежи и повышению ее квалификации. С этой целью Байкальским институтом природопользования СО РАН на протяжении 10 лет регулярно проводятся Всероссийские конференции молодых ученых по устойчивому развитию с участием докладчиков из Москвы, Уфы, Новосибирска, Якутска, Иркутска, Читы, Благовещенска, Хабаровска и других научных центров.
Одно из важнейших условий эффективной деятельности природоохранных организаций – уровень квалификации кадров. В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (ст. 73) записано: «Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности».
К сожалению, многочисленные реформы последнего десятилетия в значительной степени «размыли» уровень качества и профессионализма служб, занимающихся сохранением окружающей среды. При значительно увеличившемся количестве государственных федеральных структур, контролирующих охрану окружающей природной среды и использование природных ресурсов, функции этих органов четко не определены и часто пересекаются. Кроме того, смешиваются функции контроля и использования природных ресурсов. В этих условиях принципиально важно определить функциональные обязанности служащих природоохранных органов в соответствии с действующим законодательством, которое, к сожалению, слишком часто меняется.
Таким образом, на территории Байкальского региона реализуется комплекс мероприятий по формированию экологической культуры как основы устойчивого развития для различных общественных групп населения.
Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей