Новости

Дом по улице Марата, 54

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Дом в Иркутске по улице Марата, 54  — памятник деревянного зодчества. Представляет собой особый пример сочетания двух видов декора: классического и восточного.

Слияние двух культур в Иркутске

Восточные мотивы, скорее всего, предопределены значительным количеством бурятского населения и влиянием товаров, шедших из Монголии, Японии и Китая, а также вещей и предметов роскоши, оседавших в виде конфиската на иркутской таможне, а затем распродаваемых.

Стиль классицизм был принесен в Сибирь вместе с “высочайше рекомендованными” фасадами, которых стали поступать в провинцию из Санкт-Петербурга начиная с 1792 года.

За эти три года (1809-1812) были изданы пять гравированных альбомов альбомов чертежей, соответствовавших взглядам русского классицизма. Они были объединены под общим названием “Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи”. В пяти альбомах, рассылавшихся на места, содержалось, в общей сложности, около 224 образцовых фасадов жилых, хозяйственных и других зданий и свыше 70 проектов заборов и ворот.  Проекты не сопровождались планами. Цель этой работы — обеспечить стилевое единство застройки, оставив при этом  будущему владельцу максимальную свободу в выборе планировки дома и его украшения. Каждый конкретный застройщик, получая разрешение на строительство, снабжался всего лишь двумя чертежами — планом участка и фасадом здания.

Несмотря на то что “Собрания фасадов” имели “рекомендательный” характер, в результате чиновничьего рвения следование им при проектировании и строительстве домостроений превращалось в обязательное.

“Деревянный классицизм”, имитирующий формы каменной архитектуры, возник в Иркутске в результате переделки образцовых фасадов под основной в тот период местный строительный материал — дерево.

Можно предположить, что декорирование фасадов административными структурами на местах никак не регламентировалось и определялось владельцами домов самостоятельно. Основанием для такого утверждения служит следующий факт: когда во второй половине  XVIII века была разработана архитектором И.Лемом серия из 8 домов и лавок, называвшаяся “Фасада примерных против прочих вновь строящихся городов каменным и деревянным домам”, которая была разослана по меньшей мере по 200 российским городам, то она была снабжена надписью: “Наружные украшения и внутренние расположение оставить хозяевам на волю кто какия пожелает”.

Итак, классицизм как стиль окончательно утвердился в Иркутске с появлением типовых фасадов и фактически просуществовал до указа об их отмены в 1858 году. Но и после отмены указа классицизм продолжал существовать и взаимодействовать с другими стилями, несмотря  на то, что с середины XIX века начинают появляться новые архитектурные тенденции и формы классицизма модифицируются.  

Этот дом как раз являет собой пример сочетания таких характерных элементов архитектуры классицизма, как кронштейны, метопы и пилястры (плоские колонны) с элементами, выполненными в восточном стиле.

Элементы классицизма

Сначала рассмотрим классическую составляющую декора дома 54. Кронштейны в классической архитектуре является поддерживающим элементом выступающих частей здания (балконов, свесов кровли и т.п.) . Деревянные парные кронштейны дома, 54 фиктивно поддерживают сильный свес кровли. Фиктивно, потому что на самом деле они не являются  выносами балок перекрытия, как в классической архитектуре, а лишь имитируют их наличие.

Метопы — в архитектуре классицизма это прямоугольные, почти квадратные каменные плиты, заполнявшие промежутки между опорными камнями, поддерживающими кровлю. В доме Марат, 54, метопы заполняют промежутки межу кронштейнами. Они “изображены” деревянными вставками из досок.

Пилястра — колонна, но плоская, хотя и повторяющая все части и пропорции круглой колонны: капитель (верхнюю часть), основание (нижнюю часть), тело колонны (ствол). В рассматриваемом нами доме, деревянные  пилдястры расположены на его углах и имеют такое же трехчастное деление, как и классическая колонна: база, ствол, капитель. При этом они украшены в верхней части, под плоской капителью, совершенно необъяснимого происхождения, обращенным вниз “сердечком” в виде карточной масти “черви”.

Восточные мотивы

Классический тип декора соседствует в рассматриваемом доме с восточными мотивами, которые, что примечательно, располагаются в полном соответствии с древнерусской обрядовой системой расположения обережных символов — те же знаки солнца в трех фазах: восходящего, полуденного, заходящего (но изображенные восточными узорами), тот же знак поля, те же знаки простирающих растений.

Интересен, но непонятен, декор нижней части обрамления окна. Он требует своего углубленного изучения и разъяснения.

Читайте в Иркипедии:

  1. Деревянная русская архитектура Иркутска
  2. Деревянное строительство в Иркутске
  3. Резьба по дереву в архитектуре Иркутска
  4. Памятник деревянного зодчества (усадьба Волконских) по адресу: Иркутск, переулок Волконского, 10
  5. Памятник деревянного зодчества по адресу: Иркутск, улица улица Грязнова, 22
  6. Памятник деревянного зодчества по адресу: Иркутск, улица Володарского, 6
  7. Памятник деревянного зодчества по адресу: Иркутск, улица Борцов Революции, 6

Литература

  1. Марк Меерович "Запад и Восток”. Дом по ул. Марата, 54 // Проект Байкал : журнал. — №29-30. — С. 180-181. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Меерович Марк | Источник(и): Проект Байкал, журнал | №29-30 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 03 января 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркутск | Библиотека по теме "Культура"