Дом в Иркутске по улице Марата, 54 — памятник деревянного зодчества. Представляет собой особый пример сочетания двух видов декора: классического и восточного.
Восточные мотивы, скорее всего, предопределены значительным количеством бурятского населения и влиянием товаров, шедших из Монголии, Японии и Китая, а также вещей и предметов роскоши, оседавших в виде конфиската на иркутской таможне, а затем распродаваемых.
Стиль классицизм был принесен в Сибирь вместе с “высочайше рекомендованными” фасадами, которых стали поступать в провинцию из Санкт-Петербурга начиная с 1792 года.
За эти три года (1809-1812) были изданы пять гравированных альбомов альбомов чертежей, соответствовавших взглядам русского классицизма. Они были объединены под общим названием “Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи”. В пяти альбомах, рассылавшихся на места, содержалось, в общей сложности, около 224 образцовых фасадов жилых, хозяйственных и других зданий и свыше 70 проектов заборов и ворот. Проекты не сопровождались планами. Цель этой работы — обеспечить стилевое единство застройки, оставив при этом будущему владельцу максимальную свободу в выборе планировки дома и его украшения. Каждый конкретный застройщик, получая разрешение на строительство, снабжался всего лишь двумя чертежами — планом участка и фасадом здания.
Несмотря на то что “Собрания фасадов” имели “рекомендательный” характер, в результате чиновничьего рвения следование им при проектировании и строительстве домостроений превращалось в обязательное.
“Деревянный классицизм”, имитирующий формы каменной архитектуры, возник в Иркутске в результате переделки образцовых фасадов под основной в тот период местный строительный материал — дерево.
Можно предположить, что декорирование фасадов административными структурами на местах никак не регламентировалось и определялось владельцами домов самостоятельно. Основанием для такого утверждения служит следующий факт: когда во второй половине XVIII века была разработана архитектором И.Лемом серия из 8 домов и лавок, называвшаяся “Фасада примерных против прочих вновь строящихся городов каменным и деревянным домам”, которая была разослана по меньшей мере по 200 российским городам, то она была снабжена надписью: “Наружные украшения и внутренние расположение оставить хозяевам на волю кто какия пожелает”.
Итак, классицизм как стиль окончательно утвердился в Иркутске с появлением типовых фасадов и фактически просуществовал до указа об их отмены в 1858 году. Но и после отмены указа классицизм продолжал существовать и взаимодействовать с другими стилями, несмотря на то, что с середины XIX века начинают появляться новые архитектурные тенденции и формы классицизма модифицируются.
Этот дом как раз являет собой пример сочетания таких характерных элементов архитектуры классицизма, как кронштейны, метопы и пилястры (плоские колонны) с элементами, выполненными в восточном стиле.
Сначала рассмотрим классическую составляющую декора дома 54. Кронштейны в классической архитектуре является поддерживающим элементом выступающих частей здания (балконов, свесов кровли и т.п.) . Деревянные парные кронштейны дома, 54 фиктивно поддерживают сильный свес кровли. Фиктивно, потому что на самом деле они не являются выносами балок перекрытия, как в классической архитектуре, а лишь имитируют их наличие.
Метопы — в архитектуре классицизма это прямоугольные, почти квадратные каменные плиты, заполнявшие промежутки между опорными камнями, поддерживающими кровлю. В доме Марат, 54, метопы заполняют промежутки межу кронштейнами. Они “изображены” деревянными вставками из досок.
Пилястра — колонна, но плоская, хотя и повторяющая все части и пропорции круглой колонны: капитель (верхнюю часть), основание (нижнюю часть), тело колонны (ствол). В рассматриваемом нами доме, деревянные пилдястры расположены на его углах и имеют такое же трехчастное деление, как и классическая колонна: база, ствол, капитель. При этом они украшены в верхней части, под плоской капителью, совершенно необъяснимого происхождения, обращенным вниз “сердечком” в виде карточной масти “черви”.
Классический тип декора соседствует в рассматриваемом доме с восточными мотивами, которые, что примечательно, располагаются в полном соответствии с древнерусской обрядовой системой расположения обережных символов — те же знаки солнца в трех фазах: восходящего, полуденного, заходящего (но изображенные восточными узорами), тот же знак поля, те же знаки простирающих растений.
Интересен, но непонятен, декор нижней части обрамления окна. Он требует своего углубленного изучения и разъяснения.
Марк Меерович "Запад и Восток”. Дом по ул. Марата, 54 // Проект Байкал : журнал. — №29-30. — С. 180-181.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей