Иркутское региональное отделение общероссийской общественной организации «Центр Шри Чинмоя» существует с 1992. Члены ИРО ООО «Центр Шри Чинмоя» являются организаторами выставок картин гуру, а также «Бега Мира» в Иркутске. Президент — Щепелина Наталья Анатольевна.
Культ Шри Чинмоя — учение, основанное индийским гуру Чинмой Гумар Гхошем. Доктриной культа является вариант “интегральной веданты” Шри Ауробиндо. Согласно учению Шри Чинмоя, под его водительством духовно незрелый человек должен реализовать свою потенциальную божественность. Себя Шри Чинмой провозгласил совершенным гуру, полностью реализовавшим в себе Бога, и очередным воплощением Божественного Сына вслед за Христом, Кришной, Буддой и другими. Бог, или Суприм (англ. “Верховный”, “Высочайший”), как чаще всего называет его Шри Чинмой, имеет два начала: мужское и женское; Бог — это просветл`нная сущность человека, его истинное “само”, лежащее по ту сторону его чувственного “я”. Обращение от “я” к “само” возможно путем медитации. Чинмой пишет:
“Цель медитации — осознание Бога, или сиддхи, что значит открытие себя в самом высоком смысле этого слова. Одновременно человек осознает свою тождественность с Богом”.
В центре учения Шри Чинмоя о спасении стоит он сам: без абсолютной преданности гуру ученик не может преодолеть свое “я” как главную преграду на пути к реализации самобожественности. Чинмою приписываются богоподобные способности и качества. Его приверженцы верят, что он обладает “универсальным сознанием”, которое делает для него доступными все уровни сознания. Путем соединения и слияния со Шри Чинмоем и послушного следования его указаниям якобы достигается освобождение от кармической тяжести, которую Чинмой обещает взять на себя, а также развитие высшего сознания и просветление. Преданность учителю иррациональна и достигается через “жизнь сердца”. Согласно учению Шри Чинмоя, духовное сердце (“престол любви и чувства всемирного единства”) должно подчинить себе интеллект — “престол смятения и сомнения”. В качестве метода рекомендуется сосредоточиваться на одном объекте, практикуя, посредством медитации, “остановку мышления” и вызывая из “духовного сердца” некие “духовные силы”, которые необходимо направить в область “третьего глаза”, расположенного в центре лба. Объектом для концентрации обычно служит “трансцендентальный портрет” Шри Чинмоя — фотография гуру в момент медитации.
Согласно Чинмою, человек, чтобы осознать свою божественность, должен самотрансцендироваться, то есть “выйти за рамки себя”, преодолеть собственную ограниченность. Отсюда характерное для участников движения Чинмоя стремление к рекордам (экстремальному самопреодолению) и в спорте, и в искусстве, и вообще во всех областях человеческой деятельности. Ученики должны тянуться за гуру — главным “рекордсменом”. Он уверяет, что написал более 800 или даже 900 книг (пьесы, поэмы, рассказы, эссе, комментарии), создал 140000 “духовных” картин, 7000 духовных песен и композиций для флейты, пианино, виолончели и органа и более 30 тысяч стихотворений, причем однажды за сутки сочинил 843 стихотворения.
Кроме безоговорочной преданности от учеников требуется сокращение сна и половое воздержание. Свежезавербованным и внешним говорят о допустимости сексуального соединения в браке, если оно ведет к зачатию. “Продвинутым” всякие интимные отношения запрещены абсолютно. Последователи Чинмоя не должны также употреблять наркотики, алкоголь, табак и мясо (рыба то разрешается, то запрещается). Особое внимание последователи Шри Чинмоя обращают на гигиену. Считается, что гуру присутствует рядом с учеником во время его медитации, поэтому необходимо предварительно принять душ. Поскольку спорт считается особым видом йоги, чинмойцы занимаются в многочисленных спортивных секциях, организуемых движением. Распространены занятия легкой и тяжелой атлетикой, плаванием, теннисом, велосипедным спортом.
Основатель и руководитель — Чинмой Кумар Гхош.
Центры последователей Шри Чинмоя существуют в США, Индии, Германии, Бельгии, России, Украине, Беларуси и других странах. Группы адептов Чинмой активно действуют в следующих городах России: Астрахань, Белгород, Владимир, Волгоград, Иваново, Калининград, Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Новгород, Пермь, Рязань, Смоленск, Тверь, Ижевск, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Хабаровск, Ярославль.
Адепты Чинмоя утверждают, что их организация не является религиозной. Но именно религиозный характер учения Чинмоя легко доказывается его же книгами. Учение представляет собой смесь проповеди единства человека и бога (теория "Единой сущности"), единства богов различных религий, учения о карме и реинкарнации (перевоплощении), медитативной практики. Целью является единостановление с "Богом", "внутренняя завершенность", тем временем Чинмой мог бы освобождать от тяжести кармы. Согласно Чинмою, Бог - это светлое существо человека.
Чинмой Кумар Гхош родился в 1931 г. в Бенгалии (на территории нынешней Бангладеш). С 1942 по 1964 гг. он жил в ашраме Шри Ауробиндо, где, по его собственным словам, достиг “высшего уровня состояния сознания” еще в 12-летнем возрасте. В 1964 г. Шри Чинмой с миссией Фонда Шри Ауробиндо переехал в США, где работал секретарем в индийском консульстве в Нью-Йорке и участвовал в издании религиозно-философского журнала. В 1971 г. Чинмой создал ассоциацию “Церковь Шри Чинмоя”, В том же году при поддержке Генерального секретаря ООН (1962-1971 гг.) буддиста У Тана организовал в ООН “Группу медитации”, которая стала коллективным членом “Комитета по проведению праздников для сотрудников Организации Объединенных Наций”. На основании этого Чинмой заявляет, что является “духовным советником” ООН. Однако его “Группа медитации” (в числе прочих многочисленных религиозных групп) предлагает дважды в неделю занятия сотрудникам аппарата и представителям государств-участников ООН, в здании которой в Нью-Йорке арендует специально предназначенное для этого помещение. В 1975 г. Ассоциация Шри Чинмоя была принята в ООН в качестве неправительственной организации, а “Группа медитации ООН” получила в 1977 г. право использовать эмблему ООН. С тех пор символика Шри Чинмоя всегда изображается на фоне флага ООН.
С 1983 г. Шри Чинмой начал проводить два раза в месяц так называемые “Медитации Мира ООН” и устраивать массовые международные мероприятия: “Марш Мира” (1983 г.), “Концерты Мира” (начиная с 1984 г.) и “Ходьбу Мира”, которая была изобретена Шри Чинмоем в Международный год Мира (1986 г.). После 1986 г. спортивная “Ходьба Мира” проводится по возможности ежегодно. Начиная с 1987 г. каждый год или два организуется “Бег Мира”, предполагающий факельную эстафету, участники которой во время бега “медитируют за мир во всем мире”, а присоединиться к бегунам призывается всякий, готовый “подумать о любви ко всему живому”. В результате американские журналисты прозвали Шри Чинмоя “бегущим гуру”.
Шри Чинмой встречался с самыми высокопоставленными людьми, включая, естественно, и супругов Горбачевых. Шри Чинмой написал о Горбачеве книгу, фотографии для которой по его специальному заданию собирали все его русские ученики.
Начиная с 1989 г. по всей планете он посвятил миру и лично себе около 800 так называемых “Соцветий мира Шри Чинмоя”, на которые он медитирует и которые как бы находятся под его духовной защитой. В качестве этих “Соцветий мира” выступают памятники, деревья, горы, реки, озера, водопады, мосты, стадионы, аэропорты, парки, города. 26 стран и более 250 городов названы “Местами Мира Шри Чинмоя”, среди них Оттава, Мельбурн, Сидней. Шри Чинмой желает, чтобы ему были посвящены все столицы мира. Самые оригинальные “Соцветия мира” — российско-норвежская граница, российский же теплоход “Карелия” и поезд “Кишинев-Москва”. При объявлении чего-нибудь “Соцветием Мира Шри Чинмоя” между муниципальными или государственными властями и представителями местного Центра Шри Чинмоя заключается письменный договор и составляется специальная декларация. В России Шри Чинмою посвящены Байкал, Енисей, города Дзержинск под Москвой и Сосновый Бор под Петербургом (в последнем расположена атомная станция), один из центральных районов Петербурга и набережная реки Томь в Кемерове.
29 августа 1993 г. Шри Чинмой открыл 5-минутной медитацией Второй всемирный конгресс религий в Чикаго.
В США, Германии, России и других странах существует около 200 центров медитации, которыми руководит Шри Чинмой. Организация может действовать под прикрытием следующих организаций: “Комитет мира”, Oneness — World Peace — Family (“Единство — Мир во всем Мире — Семья”), Divine Enterprises (“Божественные предприятия”), “Клуб интегральной йоги”.
Первым миссионерским мероприятием движения Шри Чинмоя в СССР стала лекция швейцарца Вальтера Данцера (инициационное имя Абарита), состоявшаяся в московском ЦПКиО 27 июня 1990 г. В следующем году в конференц-зале Ленинской библиотеки прошли концерты французского ансамбля “Шри Чинмой сонг вейвз”. По территории СНГ путешествовали англоязычные миссионеры движения Чинмоя, распространяли его книги, показывали видеозаписи и фотоснимки.
В 1992 г. ученики Шри Чинмоя посвятили ему в московском Парке Горького одну из аллей (“Линию Мира Шри Чинмоя”) и “Дерево Мира”, вокруг которого стали устраивать ежегодную “Ходьбу Мира”. С того же года в течение по крайней мере четырех лет на парк транслировалась музыка Чинмоя. С целью вовлечения в движение Шри Чинмоя новых членов устраивались бесплатные катания детей на парковых аттракционах (на Западе раздавали сладости), после чего детей вместе с родителями приглашали на концерты и лекции. Предложение посетить мероприятия получали и участники “Бега Мира” из различных клубов бега.
В городах России стали проводиться выставки картин Шри Чинмоя. Особенно часто он изображает птиц, считая, что они несут людям послание свободы и мира. Так, в августе 1996 г. по инициативе астраханского центра Шри Чинмоя в этом городе в литературном музее Чернышевского прошла выставка картин Чинмоя под названием "Джарна Кала", что в переводе означает - река всеобщей красоты. В ноябре 1996 г. в Омске в доме детского творчества Куйбышевского района прошла выставка из 40 акриловых картин и 10 графических работ Чинмой.
В результате правильной “кадровой политики” и грамотного “пиара” организация добилась в России значительных успехов: центры Шри Чинмоя действуют более чем в ста российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Рязани, Ульяновске, Перми, Ярославле, Хабаровске, Белгороде, Ижевске и других), особых конфликтов с властями и общественностью не было.
В Иркутске Фонд Шри Чинмоя существует с 1992. Некоторые последователи учения работают в цветочных магазинах. В частности, в магазине, расположенном на остановке “Чайка”, можно увидеть портрет гуру и написанные цитаты. В цокольном помещении магазина “Лотос” проводились семинары и медитации.
Фонд проводит выставки картин Шри Чинмоя. Так, в 2005 прошла выставка в “Доме Европы”, в рамках которой были проведены мастер-классы. В 2008 г. выставка “Птицы -Души” состоялась в галерее “Арт-Хаус”. Кроме этого, некоторые иркутские музыкальные коллективы исполняют песни, написанные Чинмоем. С 1991 Иркутск стал участником мероприятия “Бег Мира” — международной факельной эстафеты. При этом не афишируется причастность Шри Чинмоя к эстафете, заявляется лишь, что “Бег Мира” пропагандирует здоровый образ жизни и способствует развитию массового спорта. Мероприятия получают поддержку властей, а также широкое освещение в местных СМИ.
Алексей Владимирович Мишин, главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям:
"Представители Центра Шри Чинмоя приходили в наш отдел, чтобы получить разрешение на проведение “Бега Мира”. Скорее всего, состав организации обновляется, не имея постоянных адептов. Не исключено, что эти люди интересуются восточными учениями, не представляя собой жестко структурированную организацию. Что касается магазинов, то деятельность не вызывает вопросов, поскольку сотрудники не вносят в работу религиозные моменты. Если бы они призывали поклоняться Чинмою, это был бы совсем другой разговор".
Из экспертного заключения руководителя Душепопечительского центра для лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма иеромонаха Анатолия Берестова от 23 октября 1998 г. на характер деятельности адептов Шри Чинмой, выполненное по запросу правления РОО "Центр поддержки духовных инициатив":
"Движение последователей Чинмой представляет собой религиозное течение маргинального неоиндуистского характера. Центром поклонения и вероучения является сам основатель движения индус Чинмой. Учение Чинмой бесспорно является чисто религиозным (религиозная основа самого вероучения, мантры, "открытие третьего глаза", возможность проведения инициации заочно или на удалении и др.). По своей сути учение Чинмой является антагонистическим по отношению к тем духовно-нравственным, культурным и религиозным ценностям, которые традиционно сложились в России. Духовность подобного рода является, совершенно очевидно, духовностью со знаком "минус", разрушительной, деструктивной духовностью. Поэтому представлять это течение как общественное, культурологическое, "общечеловеческое" и т.п. было бы ошибочно и недопустимо. Вне зависимости от того, под каким прикрытием работает та или иная группа последователей Чинмой (кружок рисования, спортивное мероприятие, концерт "духовной музыки" и т.п.), под бы названием она прячется, религиозная суть организации и учения неизменна и преимущественна. И цель здесь одна — обманная вербовка в свою секту".
Из экспертного заключения заместителя председателя Комитета по спасению молодежи (г. Москва) С.В. Романюк, №95 от 2 сентября 1998 г., о характере вероучения и деятельности групп последователей Шри Чинмой:
“Движение Чинмой — это, в значительной степени, коммерческое предприятие, своего рода "поп-религия", приносящая огромные дивиденды его основателю. Организация характеризуется культом личности руководителя, строгой централизацией, жесткой дисциплиной и групповым давлением. Учение Шри Чинмой носит антагонистический характер по отношению к традиционным культурным, духовным, религиозным и нравственным ценностям России. Поэтому регистрация этой именно религиозной организации в качестве общественной недопустима”.
А.Л. Дворкин, сектовед:
“В Германии власти и общественность обеспокоены ростом числа случаев психических отклонений и самоубийств среди поклонников Шри Чинмоя. Например, журнал “Штерн” в 1995 г. рассказал о истории 27-летнего студента-медика из Ганновера Клеменса Рюкерта, проведшего в секте 10 лет. За два дня до трагической гибели он передал своей матери слова Шри Чинмоя: “Мама, гуру сказал, что я умру в понедельник”. В этот день Клеменс медитировал много часов подряд, но смерть не шла. На следующее утро Клеменс то бродил, то бегал по квартире, бормоча: “О, Суприм, Суприм, Суприм...” Затем он наголо выбрил голову, кухонным ножом отсек себе ухо и выбежал на улицу. В роще неподалеку от дома Клеменс, низко склонясь перед захваченным с собой, залитым его кровью портретом гуру, вскрыл себе сонную артерию.
Одной из причин, вызывающей психические расстройства у чинмойцев, пастор Томас Гандоу считает существующую в секте Шри Чинмоя так называемую медитацию “черной точки”. Медитирующий рисует на стене черную точку и садится напротив. Сначала он должен представить, что точка — это гуру, который на него смотрит. Затем он должен вообразить, что он сам является этой точкой. И, наконец, отождествив себя с гуру, посмотреть его глазами на себя самого из точки. Считается, что посредством концентрации мышления на одной точке должно достигаться единство с гуру”.
Юридический адрес: 664043, г. Иркутск, бульвар Рябикова, 20А, кв. 130.
Читайте в Иркипедии:
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей