Новости

Православные святые (особенности культа в Иркутске в XIX в.)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ (особенности культа в Иркутске в XIX). Нек-рые из П. с. были особенно чтимы и популярны среди верующих. К их числу принадлежали: Николай Угодник, Георгий Победоносец и др. В Иркутске эти святые также были очень почитаемы, а к их культам добавились местные черты и особенности. Так, в день св. Георгия Победоносца (23 апр. по ст. стилю), считавшегося покровителем воинов, а также полевых работ, х-ва и домашнего скота, в приходах нек-рых ирк. церквей происходили богослужения. В Борисо-Глебском приходе икона св. Георгия выносилась из храма на то место, где собирался для выгона на пастбище домашний скот, и там служился молебен. Жители прихода, передавая своих животных пастуху, ударяли их веткой вербы, а затем с этой же вербой сопровождали икону от выгона до церкви. В Спасо-Преображенском приходе ежегодно 23 апр. икона св. Георгия «поднималась» из церкви, ее приносили в жандармскую команду, где служился молебен. Ежегодно 8 июня, в день св. Прокопия, в Иркутске начиналась очень популярная и оживленная Прокопьевская ярмарка, на к-рой были представлены продукты крестьянского х-ва, ягоды и различные виды леса. Все это продавалось на плотах в устье Ушаковки, где по окончании торговли устраивались гулянья. В 1890-х было принято 8 июля служить молебны на молочном и рыбном базарах. Из местночтимых святых в Иркутске, помимо Иннокентия Кульчицкого, был почитаем Софроний Кристаллевский, третий епископ Иркутский. Согласно преданию, его тело в теч. 6 месяцев находилось без погребения, и за это время на нем не появилось признаков тления. Это обстоятельство, а также сама жизнь Софрония и его деятельность как главы епархии вызвали среди иркутян благоговейное отношение к его памяти. Еще в нач. XIX в Казанском приделе Кафедрального собора над местом погребения Софрония были помещены его портрет и иконы с изображением святых, имена к-рых он носил в миру и монашестве (Стефан и Софроний). Сюда приходили с молитвами иркутяне. Сохранились сведения о передаче родителями своим детям почтительной памяти о Софронии. В XIX мощи святителя Софрония открывались дважды. Первый раз – в 1833, второй – в 1854 при ремонте полов в Казанском приделе кафедрального собора. В обоих случаях гроб и тело Софрония найдены нетленными. После этих событий среди ирк. жителей широко распространилось мнение о целебной силе мощей Софрония. По Софронию служили панихиды, на к-рые верующие приносили сухой рис или рис, вареный с изюмом, черносливом или мармеладом. Больные, иркутяне и приезжие, уносили этот рис, варили из него кашицу, замачивали его в воде, пили ее и, как считалось, исцелялись от недугов. С 1870 у гробницы Софрония по четвергам совершалось богослужение. В Иркутске существовал также культ схимонаха Герасима, строителя и первого управителя Вознесенского монастыря. Его почти не тронутый гнилью гроб был случайно обнаружен в 1802 при возведении стены вокруг монастыря. На деньги ирк. купца Н. С. Чупалова над могилой Герасима построили часовню и кам. надгробие. Паломники, приходившие в монастырь поклониться Иннокентию Кульчицкому, посещали и часовню схимонаха Герасима, служили по нему панихиды и брали домой землю из-под его гробницы, считая ее целебной. С Вознесенским монастырем был связан и культ архимандрита Синесия (Иванова), управлявшего этой обителью в 1754–1787 и в ней же похороненного. Иркутяне давали Синесию обеты, а при посещении монастыря служили по нему панихиды. В 1864 купец М. В. Михеев пожертвовал на стр-во предполагаемой в Вознесенском монастыре часовни над гробом «почившаго благоговейно чтимаго многими обитателями Восточной Сибири», священноархимандрита Синесия...» 65 тыс. кирпичей и 200 цокольных серовичных камней. Часовня была сооружена в кон. 60-х – нач. 70-х XIX.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.