Рериховское движение

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Автор: Не известен
Автор: Не известен
Источник: irkto.ru
Автор: Не известен
Источник: irkto.ru
Автор: Не известен
Источник: irkto.ru

Рериховское движение синкретическое учение, основанное на философии “Живая этика”, созданном Николаем и Еленой Рерихами. Другие названия: Агни-йога, Учение Живой Этики, Рерихианство. Учение объединяюет западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока. В Иркутске действует Иркутская региональная общественная организация Рериховское культурное творческое объединение, которое занимается популяризацией творчества Рерихов. Однако специалисты в области религии считают, что данную организацию можно назвать религиозной.

Общие сведения

Движение основано на Живой Этике — философии космической эволюции человечества, её особенностей, её причин и роли человека в её сложнейших процессах. Последователи движения верят, что их философия отвечает на главные вопросы: зачем пришёл человек в этот мир, каков смысл его существования и всего Человечества в целом, как устроено мироздание и что такое Космос.

В синкретическом учении Рерихов можно найти несколько самостоятельных составляющих: сакрализацию культуры и художественного творчества, заимствования из теософии, буддизма и христианства, русский патриотизм, пафос революционного преобразования мира и веру в необходимость построения иерархически организованного авторитарного государства. Почитание художественного творчества в качестве необходимой основы цивилизации постепенно эволюционирует в представлениях Н. Рериха в религиозное осознание культуры как высшей духовной сущности.

В современном рериховском движении в произведениях искусства признается особая мистическая сила — “энергетика”. В первую очередь носителями этих энергий считаются православные иконы и картины Рерихов, которые специально посвящены определенным духовным идеям. Они сильнее всего “заряжены” положительной энергией. Подобный священный трепет перед живописью породил десятки художников, которые пишут картины на тему Агни Йоги и относят себя при этом к духовному направлению в искусстве.

Россия, согласно Николаю Рериху, находясь между Европой и Азией, играет большую духовную мессианскую роль. Эта страна, для которой характерен синтез культур, к которому стремятся Рерихи. Они же добавляют со своей стороны синтез религий, каждая из которых, по их мнению, ведет к будущему единству мира.

История

Николай Константинович Рерих (1874-1947.) принадлежал к художественно-либеральной среде. Религиозная идеология сформировалась в сознании Николая Рериха и Елены Рерих (1879-1955, урожд. Шапошникова), с которой он поженился в 1901, не сразу. Сначала они познакомились с теософией Блаватской и эзотерикой Анни Безант, с оккультизмом и популярными книгами по восточной духовности. Однако уже в то время Рерихи не пошли по теософскому пути, казавшемуся им слишком узким. Правда, они полагали, что Елена Блаватская (1831-1891), в отличии от А. Безант, во время своего огромного труда “Тайная доктрина” общалась с теми же “махатмами” или “учителями мира”, с которыми впоследствии, как они утверждали, будут “общаться” сами Рерихи. “Учителями” теософы и Рерихи называли не тех индусских махатм, которые, действительно, живут в Индии, а неких самых просветленных людей, по индусскому преданию живущих в Гималаях и управляющих миром. Согласно преданию, они живут в Шамбале, увидеть которую может лишь тот, кому позволят “учителя”. Рерихи хотели сделать эзотерику доступной, а общение с “учителями” — источником откровения, которое будет способно охватить весь мир. Созданное ими учение они назвали “Живая Этика” (второе название “Агни Йога”).

Оккультная связь с потусторонним миром заменяется в Живой Этике прямым общением с энергетикой Вселенной. Теософия и оккультизм, таким образом, являлись для Рерихов только ступенью для открытия эзотерического, тайного знания — всему миру, а не маленькому кругу теософов. Интерес к теософии развивался параллельно с давним увлечением Востоком.

Со временем Рерихи пришли к убеждению, что источником духовных знаний для всего человечества являются Тибет, Гималаи, Индия. В 1920-х они посещали эти места и с середины 1930-х местом постоянного пребывания Николая и Елены Рерих стала долина Кулу в Гималаях. Там они писали свои очерки о духовной жизни и письма, изучая индуизм и буддизм.

Они восприняли основные положения восточных религий: идею реинкарнации, кармы как закона судьбы, циклов рождения и гибели вселенной, отдельных миров, нашей планеты и исторических эпох (манавантар), отношение учителя, “махатмы”, и ученика в духовной жизни. Одной из основных идей является представление о духовной иерархии как основе религиозной жизни, когда каждый должен занимать то место, которого он достоин, с помощью перевоплощений продвигаясь вверх.

В рерихианстве существует своё представление о спасении и конце света. Через делание добра, сохранение и создание культурных ценностей можно достигнуть высшей ступени в духовной иерархии. В этом людям помогают “учителя мира” из Шамбалы, хорошо знающие законы Космоса. Среди этих учителей находятся такие “великие посвященные”, как Будда, Конфуций, Платон, Кришна, Христос, преп. Сергий и многие другие, которые, как считают рерихианцы, достигли степени “огненного мира”. Последними такими посвященными “махатмами” стали Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Эсхатология Агни Йоги основана на вере в неизбежное пришествие мессии на землю. Этот мессия является главным среди учителей Шамбалы.

В 1935 г. по инициативе Н. Рериха был подписан Пакт Рериха - первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Вместе с Пактом Рериха был принят и символ, который должен был во время военных конфликтов указывать на охраняемые культурные объекты. Н. Рерих придумал для этого Знамя Мира: три красных точки в красном круге, символизирующие прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом вечности.

В самые жестокие периоды советской истории, в 1920-1950-е гг., приверженцев Агни-Йоги в России не было. Рерихианство в эти годы существовало как бы в безвоздушном пространстве Гималаев — сами Рерихи творили в Индии, а их немногочисленные сторонники жили вне пределов страны победившего социализма - в Латвии, США, среди русской эмиграции в Харбине и т.д. Условным началом возникновения рериховского движения в России можно считать 1957, когда в Россию вернулся старший сын Николая Рериха востоковед Юрий. Он был принят с почетом и возглавил школу тибетологии в Институте востоковедения РАН.

В 1959 вернулись из репатриации из Харбина ближайшие ученики Рерихов Борис Абрамов и Наталия Спирина. Они обосновались в Новосибирском академгородке и стали родоначальниками возникшего позднее Сибирского Рериховского общества, одного из крупнейших в стране. Организованные группы по изучению Агни Йоги существовали до 1960-х гг. только в Риге. В России они появились только после выступлений Юрия Рериха и проведения в 1960 первой выставки Н. К. Рериха в Новосибирске.

Почитатели семьи Рерихов после горбачёвской перестройки создавали общества и кружки, объединяя, как правило, представителей гуманитарной интеллигенции, людей социально и творчески активных, оказавшихся способными успешно пропагандировать свои идеи, что позволило донести их до очень широкой аудитории, намного превышающей численность формальных членов движения.

В 1990-1992 среди какой-то части рериховцев прошел слух о том, что Евразия затонет и останется один только Алтай. После этого начались паломнические поездки на Алтай энтузиастов из Москвы, Иркутска и других городов с целью создания там рериховских коммун. Однако эти общины были недолговечны и в целом движение по созданию рериховских коммун сошло на нет.

Международная Лига защиты Культуры была образована 12 февраля 1996 по инициативе Международного Центра Рерихов. Главными задачами  являются просветительская, охранительная и организационная работа в области культуры (искусства, науки, образования и глобальной этики), консолидация здоровых творческих сил общества во имя защиты и преумножения высоких достижений культуры. Лига Защиты Культуры имеет десятки отделений и подразделений в регионах России  и в целом ряде стран  — бывших Республик Советского Союза (Владикавказ, Владивосток, Вологда, Екатеринбург (Уральское отделение), Иркутск, Красноярск, Курган, Махачкала (Дагестанское отделение), Новокузнецк, Н. Новгород, Пенза, Санкт-Петербург, Сочи,  Тамбов, Тверь, Уфа, Чита и др. Организации также имеются на Украине (Симферополь, Севастополь, Запорожье), в Казахстане (Павлодар), в Кыргистане, в Бишкеке и др. Структурные подразделения и дружественные организации действуют в Индии, Германии, Франции, Чехии, Израиле, Италии, США и др. На очереди открытие подразделений в Татарстане, Архангельске, Томске, и ряде других мест.

При многочисленных рериховских обществах по всей России широко распространены клубы и кружки самодеятельного художественного творчества, в первую очередь изостудии, во многом потому, что сам Николай Рерих был художником. Рерихианцами устраиваются выставки региональных художников, в произведениях которых отражаются космические образы, различного рода духовная тематика и идеи Живой Этики. Существует ряд примеров, когда рериховские организации принимают активное участие в экологическом движении, участвуют в конференциях по защите природы (в Чите, Барнауле, Иркутске, Смоленске), стремясь сохранить тот природный ландшафт, который обеспечивает им “связь с космосом”.

Религия или нет

Обычно рериховцы боятся обвинений в оккультизме и принадлежности к религии. Глава рериховского общества Сибири в настоящее время и сподвижница Николая Рериха Наталия Спирина, например, прямо отрицает, что Живая Этика является новой религией. Она заявляет о том, что это “материалистическое Учение”, “синтез научного мышления Запада и восточной мысли”. Н. Спирина выражает общее стремление рериховцев определять понятия духа и души в материалистических понятиях:

“Само понятие материи и материальности в Живой Этике необычайно расширено. То, что в религии называют духом, это тоже материя, только материя тончайшая. Она пока еще не изучена наукой”.

Рериховцы считают себя выше всякой религии, хотя могут формально называть себя православными христианинами или даже мусульманинами. Тем не менее, по всей России движение почитателей Рерихов выливается в яркие и разнообразные формы, от которых часто открещивается МЦР, — главный рериховский центр, возглавляемый Людмилой Васильевной Шапошниковой. Именно она представляет рериховское направление официально, стараясь выдерживать, прежде всего, культурную направленность. Международный Центр Рерихов является крупнейшей и наиболее влиятельной рериховской организацией, выступающей в роли координатора разбросанных по всей стране рериховских центров. Однако формальной, централизованной общероссийской организации рериховского движения не существует. Каждый региональный центр имеет свои более или менее ярко выраженные особенности. Особое идейное содержание рериховское учение приобретает, когда оно распространяется среди национальных и религиозных меньшинств. В таких случаях оно начинает адаптировать местные религиозные представления. Например, в среде сибирских, по преимуществу языческих народов – алтайцев на юге Сибири и ительменов на Камчатке – возникает сплав рерихианства и шаманизма.

Иркутская региональная общественная организация Рериховское культурное творческое объединение

В 1990-е возникла необходимость защищать и поддерживать Международный Центр Рерихов, защитить наследие великой семьи, которое было передано Святославом Николаевичем Рерихом Л.В. Шапошниковой для создания общественного музея им. Н.К. Рериха в Москве. Нужно было помочь восстанавливать полуразрушенное здание усадьбы Лопухиных, в котором должен был разместиться музей. Для решения этих задач, а также для изучения и популяризации творческого наследия и было организовано Рериховское Культурное Творческое Объединение г. Иркутска. Дата регистрации организации — 7 декабря 1993.

Всю работу в РКТО возглавили Л.М. Бакунин — кандидат физико-математических наук, ставший председателем Объединения, и заместитель председателя Л.Л. Хрущёва — психолог. РКТО вошло в число учредителей Международной Лиги Защиты Культуры и его регионального отделения в Иркутске.

Организация проводит выставки картин Н.К. Рериха, участвует в международных конференциях МЦР, проводит в Иркутске научно-общественные конференции.

Музей Рерихов в Ангасолке

В поселке Ангасолка, расположенном на 149-м км. Кругобайкальской железной дороги, действует культурно-выставочный центр. Это место по железной дороге проезжали Рерихи в начале сентября 1926 во время Центрально-азиатской экспедиции.

В 2004 г. экспозиции всех трех залов были посвящены творчеству семьи Рерихов. В 2003-2005 гг. было проведено 11 выставок известных художников и фотохудожников Байкальского региона, выставка детского рисунка. 

11 мая 2008 г. в культурно-выставочном центре на Байкале состоялось торжественное открытие двух новых залов. Самарским центром Духовной культуры была предоставлена выставка репродукций художника-мариниста И.К. Айвазовского.

Мнение эксперта

Мишин Алексей Владимирович, главный советник отдела этноконфессиональных отношений управления губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям:

"Организация является религиозной, если в учении заявляется о решении всех вопросов, имеется лидер, который как раз решит все эти вопросы. Также должно насторожить слишком теплое отношение представителей организации, поскольку они видят в собеседнике потенциального последователя учения. У нас есть основания предполагать, что рериховская организация является религиозной. В 1990-е гг. в Ангарске было зарегистрировано рериховское религиозное общество, в Иркутске же организация изначально была зарегистрирована как общественная культурная. В 2000-м г. общество в Ангарске перерегистрировалось в общественную организацию. Видимо, нравится им конспирация. Заявили бы честно о себе как о религиозной организации, мы бы с ними сотрудничали. А когда одну деятельность выдают за другую, это вызывает опасения. Опасения вызывают и некоторые моменты рериховского учения. Например, в нем говорится о расовой теории, последователи рериховского учения выделяются как те, кто может стать представителем шестой расы   высшей расы человечества. Тогда как не принявшие рерихианства не смогут достичь такого уровня. Еще говорится о том, что пшено на Землю завезено с Венеры, причем подается это как научный факт. Настораживают и совпадения учения с теорией мирового льда Ганса Гербигера, которой интересовалась нацистская верхушка во времена Третьего рейха. Поскольку организация называет себя культурной, то она беспрепятственно действует в образовательных учреждениях. Например, учитель, являющийся последователем рериховского учения, может водить детей на выставку картин Рериха. И в таком случае надо обратить внимание, присутствуют ли религиозные моменты. Если картины воспринимаются с точки зрения изобразительного искусства, то нарушений нет. Если учитель предлагает детям почувствовать энергетику, которую излучают эти картины, то налицо религиозный аспект".

Контакты

Адрес: 664039, г.Иркутск, улица Клары Цеткин, дом 13 а (ДК им. М. Горького).
Телефон: 8-(3952)-38-76-21.

Ссылки

  1. Сайт ИРОО РКТО
  2. Сайт Международного центра Рерихов
  3. Роман Лункин, Сергей Филатов Рерихианство: синтетическое мировоззрение или новая религия?
  4. Рериховское движение (Агни-йога, Учение Живой Этики, Рерихианство) // Сектовед : сайт.
  5. Бакунин Л.М. Деятельность Иркутского регионального отделения Международного Центра Рерихов по защите имени и наследия Рерихов // Культура Приангарья : сайт.
  6. Инна Максименко Что врут, а что не врут об обществе Рерихов // региональный портал "Бабр.RU"
  7. Савва Григорьев Рерихианство или рерихнутость? // сайт прихода Серафима Саровского

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.