БАНК, финансовое предприятие, которое сосредоточивает временные свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.
Кредитные отношения — неотъемлемая составляющая народного хозяйства. С древнего времен они существовали в форме ростовщичества и взаимного купеческого кредита. Первые государственные Банки в России появились в 1733 и обслуживали центральные губернии. В Азиатской России работал лишь созданный в 1817 Государственный коммерческий банк (временная контора на Ирбитской ярмарке). Кроме того, кредитом занимались приказы общественного призрения. Эти государственные учреждения социального обеспечения создавались в губернских городах по губернских реформе Екатерины II (1775). Ссуды они выдавали за счет средств, временно не используемых по основному назначению.
Негосударственные кредитные учреждения начали развиваться в форме городских общественных банков (ГОБ), находившихся в муниципальной собственности. Первый из них появился в Вологде в 1788, в первой половине XIX в. начало действовать еще около 15. Сибирь не отставала от страны: банк Сиропитательного дома Е.М. Медведниковой (Иркутск, 1836) стал 4-м в России, Сибирский общественный банк Андрея Попова (Томск, 1843) — 7-м. Основанные на купеческие капиталы, Банки появились в связи с подъемом сибирской золотопромышленности.
В 1860-е гг. начался новый этап развития кредитные системы. Реформы Александра II не только стимулировали развитие производительных сил, но и — что более важно для Сибири — устранили юридические преграды. 1860—70-е гг., после выхода Положения о городских общественных банках (1862), — самое успешное время для городских общественных банков, которые в целом по стране держались на одном уровне с крупными Банками и господствовали в провинции. Из-за незначительности капиталов ГОБ кредитовали мелких и средних клиентов. Особенность этих Банков — их универсализм. Формы коммерческого кредита (учет векселей, специальные текущие счета под товары и под ценные бумаги) сочетались с ипотекой (почти исключительно под залог городской недвижимости). Каждая из этих форм включала как коммерческое кредитование предпринимателей, так и выдачу непроизводительных ссуд простым горожанам, не занимавшимся предпринимательством. Совмещение краткосрочных пассивов (вкладов) и относительно долгосрочных (до 3 лет) активов (ссуды под недвижимость) вызывало возражения со стороны Министерства финансов из соображений устойчивости Банков в случае массового изъятия вкладов. Тем не менее такое совмещение для ГОБ допускалось, поскольку во многих городах они были единственными кредитными учреждениями, смягчавшими дефицит капиталов. К концу 1870-х гг. за Уралом действовало не менее 14 ГОБ из 281 существовавшего в стране.
Банкротство ряда ГОБ Европейской России привело к ужесточению законодательства в 1883, что подорвало деятельность всех таких Банков, включая благополучные. Помимо государственного регулирования переход ГОБ на вторые роли связан с развитием промышленности: крупное современное производство требовало крупных капиталов.
Крупнейшим игроком кредитного рынка Российской империи был Государственный банк (ГБ). Он появился в 1860 взамен всех дореформенных учреждений казенного кредита, его успешному развитию способствовал отказ от сословного подхода к отбору заемщиков. Несмотря на отчетливо проявившуюся (особенно в начале XX в.) тенденцию превращения ГБ в «банк для банков» (с функциями современного Центрального банка), он продолжал работать и с отдельными заемщиками, действуя как обычный коммерческий Банк. Основной формой работы в этом направлении был учет векселей. Дешевизна кредита позволяла ГБ отбирать самых солидных клиентов и самые надежные векселя. Число контор ГБ за Уралом к 1913 достигло 10.
Часть капиталов ГБ составлялась за счет сберкасс, к началу XX в. распространившихся по всей стране. Под различными названиями сберкассы существовали с 1842. В 1895 после передачи в ведение ГБ они стали именоваться государственными. Помимо отделений ГБ сберкассы открывались при казначействах, почтово-телеграфных конторах, волостных правлениях, на станциях железных дорог. Они не являлись кредитными учреждениями, а лишь собирали вклады, специально ориентируясь на самых мелких клиентов. Собранные средства переводились преимущественно в облигации государственных займов и закладные листы Дворянского и Крестьянского банков. Вклады в сберкассах зажиточной части населения Сибири отличались повышенным размером: в 1909 сумма вкладов в сибирских сберкассах составляла 31 % от общероссийского при доле населения в 11%. Впрочем, средства вкладчиков сберкасс не играли решающей роли на рынке капиталов.
Из учреждений частного кредита в 1880—90-е гг. на первый план выдвинулись акционерные коммерческие банки (АКБ), существовавшие в России с 1864. Формирование основного капитала за счет акций позволяло им привлекать миллионные средства. Поэтому именно АКБ стали кредиторами крупной промышленности. Не ограничиваясь этим, они предоставляли займы средним и крупным предпринимателям, отчасти конкурируя с ГОБ. Основной формой кредитования у АКБ выступал учет векселей. Предпринимательская направленность АКБ проявилась также в значительной доле кредитов под ценные бумаги, преимущественно в форме специальных текущих счетов.
Все АКБ создавались в европейской части страны (ближайшим к Сибири был Сибирский торговый банк в Екатеринбурге, но и он вскоре переместился в столицу). На Азиатской России специализировались лишь несколько АКБ, в 1913 имевших за Уралом более 35 отделений. Помимо Сибирского торгового банка это Русский для внешней торговли банк и Русско-Азиатский (до слияния в 1910 с Северным банком именовавшийся Русско-Китайским); незначительное представительство имел также Волжско-Камский банк. Исключением выглядело прямое проникновение иностранного капитала: во Владивостоке действовало представительство японского банка «Мацуда».
Несмотря на нехватку капитала для нужд сибирского предпринимательства, отделения АКБ, как правило, имели активный баланс в отношениях с Центром, т. е. выводили капитал из Сибири для использования за ее пределами. В самой Сибири заемщиками АКБ выступали наиболее солидные предприниматели, а также органы местного самоуправления. Конкурируя с ГБ, предлагавшим более дешевый кредит, АКБ соглашались принимать от своих клиентов более рискованные обязательства — неторговые, или дружеские, векселя.
В том же сегменте рынка, что и АКБ, работали также банкирские дома и конторы. Банкирские дома отличались меньшей подконтрольностью Министерству финансов (по сравнению с АКБ), меньшими капиталами и большей склонностью к спекуляции. В городах Азиатской России действовало в 1913 лишь 5 банкирских домов и несколько их представительств, преимущественно на Дальнем Востоке.
В целом кредитная система в Азиатской России развивалась так же, как и в отсталых окраинах страны. Однако имелись и отличия, связанные с незначительным объемом частной земельной собственности за Уралом. Именно поэтому в Сибири не было отделений Государственного Дворянского и Крестьянского поземельного банков. Акционерные земельные банки (АЗБ) действовали, но занимались преимущественно городским кредитом. Закон 1902 требовал, чтобы ссуды под залог городской недвижимости составляли у АЗБ не более трети кредитов. На деле портфель сибирских отделений Нижегородско-Самарского и Ярославско-Костромского земельных банков на 3/4 состоял из кредитов под городского здания. Заемщиками они использовались обычно на расширение или улучшение уже имеющегося жилья либо на нужды, не связанные с недвижимостью. Названные 2 Банка (в 1912 располагавшие в Сибири более чем 20 отделениями и агентами) являлись почти монополистами: закон запрещал действие в 1 губернии более чем 2 АЗБ. Разрешение работать в некоторых сибирских районах имел также Харьковский земельный банк.
Кредит, предоставляемый АЗБ, имел долгосрочный характер (40—66 лет), следовательно, составлять пассивы за счет вкладов (в основном краткосрочных) невозможно. Поэтому АЗБ собирали средства с помощью закладных листов на предъявителя, подлежавших оплате через длительный срок. Владелец листа получал возможность «стричь купоны» (отрывные купоны на право получения период, дохода). Ссуды выдавались не деньгами, а этими же закладными листами, которые заемщик сам должен был реализовать по рыночной стоимости (обычно на 5—10% ниже номинальной). В целом АЗБ не удовлетворяли потребность сибирских горожан в ипотечном кредите.
Новый этап развития кредита начался вместе со столыпинским экономическим подъемом (между революцией 1905-1907 и Первой мировой войной). Он примечателен исключительным развитием мелкого и среднего кредита. В городах наблюдается расцвет существовавших с 1863 обществ взаимного кредита (ОВК). Если на начало 1908 в России действовало 304 общества, то через 3 года — 604 (из них 14 — за Уралом); к началу Первой мировой войны эта цифра еще раз удвоилась.
«Взаимность» кредита заключалась в том, что основной капитал общества составлялся из взносов его членов, которые взамен получали исключительное право кредитоваться в ОВК. Необходимость взноса в основной капитал делала кредит в ОВК менее выгодным по сравнению с кредитом в АКБ, поэтому общества привлекали мелких и средних предпринимателей, лишенных доступа в крупные банки. Вступая в общество, желавший получить кредит делал вступительный взнос в размере 10% необходимого кредита. На собранный таким образом основной капитал привлекались вклады, за счет которых и появлялась возможность кредитовать участников общества. Нехватку вкладов в бедной капиталами Сибири приходилось восполнять за счет займов в ГБ и АКБ.
Состав клиентов ОВК сближает их с ГОБ. Однако отсутствие среди операций ОВК ипотеки и преимущественное внимание учету векселей обусловили их направленность на предпринимателей. Отсюда и более активный корреспондент, отношения с иногородним ОВК, приведшие в 1910 к созданию Центрального банка (ЦБ) ОВК. Центробанк был создан на тех же взаимных основаниях, что и обычное общество. Становясь пайщиками ЦБ ОВК, общества (среди которых были и сибирские) получали кредит в 10-кратном размере против взноса в основной капитал. Главное значение объединения — привлечение в систему ОВК дополнительных кредитов ГБ и АКБ, не всегда соглашавшихся работать с отдельными обществами. В мае 1914 председателем правления ЦБ ОВК был избран глава Томского ОВК А. И. Макушин. Существовала и внутрисибирская координация деятельности ОВК: в январе 1917 состоялся 1-й съезд сибирской ОВК в Томске.
В сельской местности в период предвоенного подъема распространялись учреждения мелкого кредита (УМК), которые в России развивались с 1840. Первой формой УМК стали вспомогательные и сберегательные кассы, создававшиеся за счет остатков от мирских сборов. В 1880-е гг. сословный крестьянский кредит существовал в форме волостных и сельских Банков. Параллельно с середины 1860-х гг. крестьянский кредит развивался в кооперативной форме: появились ссудосберегательные товарищества. И волостные Банки, и ссудосберегательные товарищества существовали в Сибири, но в небольшом количестве. Господство в крестьянской среде получили кредитные товарищества (с 1895). В формировании их основного капитала участвовал Госбанк. По сути, кредитные товарищества выступали посредниками ГБ в выдаче крестьянам кредитов для развития хозяйства (с 1904 при ГБ существовало особое управление по делам мелкого кредита). В Сибири распространение кредитных товариществ связано с голодом 1911—12: необходимость оказать ссудную помощь пострадавшим от неурожая привела к их массовому насаждению. Количество УМК в Азиатской России увеличилось с 226 в 1909 до 1 819 к осени 1913, из них сословных Банков было едва больше 200. В 1915 Томская губерния занимала 1-е место в империи по числу кредитных товариществ (482). Формально бессословная, кредитная кооперация существовала преимущественно в деревнях, в городах кредитных и ссудосберегательных товариществ насчитывалось единицы.
Вместе со сбытовыми и потребительскими кооперативами сибирские кредитные товарищества приняли участие в создании Московского народного банка, купив часть его акций. Этот акционерный Банк был учрежден в 1912 специально для кредитования кооперативов. Одно из первых 2 его отделений открылось в Новониколаевске. В том же городе в конце 1913 было принято решение создать 1-й сибирский союз кредитных кооперативов. В 1917 за Уралом их насчитывалось уже 30. В сентябре 1917 оформился и Союз сибирских кредитных союзов. Задача кредитных союзов — снабжение участников вексельным кредитом за счет вкладов и займов в разных Банков. На деле кредитные союзы приобрели больше потребительскую и сбытовую направленность, чем собственно кредитную (см. Кооперация).
Наименее значимая отрасль дореволюционного кредита — ломбардный кредит (ссуды под залог ценных вещей). Необходимость содержать оценщика для штучной работы с мелкими залогами и иметь надежное помещение для хранения ценных вещей, трудность продажи просроченных залогов, малый размер ссуд, требуемых под обеспечения такого рода, — все это делало ломбардный кредит, несмотря на повышенную учет, ставку, наименее выгодным. Поэтому городские общественные ломбарды (в России с 1887) рассматривались создававшими их городским управлениями не как источник дохода, а как средство помощи малообеспеченным слоям. На 1912 за Уралом их существовало более 10. Немногочисленные акционерные ломбарды располагались в европейской части страны.
С переходом власти к советам в конце 1917 стал выполняться декрет СНК от 14 декабря о национализации Банка. Он предусматривал слияние АКБ и ГБ в Народный банк. Остальные негосударственные банки сохранялись, но советы стали предъявлять им требования о выдаче кредитов.
После падения советской власти в Сибири летом 1918 прежняя кредитно-банковская система была восстановлена. Разделение балансов и возмещение убытков от национализации Банков растянулось до начала 1919. Постановлением Временного Сибирского правительства от 14 сентября 1918 были созданы Главное управление Государственного банка Сибири и Главное управление государственных сберегательных касс. Оказавшись оторванными от головных контор, отделения АКБ востока России пошли на создание временных дирекций из представителей соответствующих отделений. В 1919 в Омске действовал Комитет акционерных коммерческих банков. Падение производства, кризис транспортной системы, интенсивная инфляция мешали нормальному ведению операций. Банки сосредоточились на предоставлении краткосрочных товарных кредитов, подтоварных залогов, переводах денег, игре на курсах размена разных видов денег и денежных суррогатов, иностранной валюты.
Окончательная ликвидация дореволюционных кредитных учреждений происходила в конце 1919—20 по мере установления советской власти. Декретом СНК РСФСР от 19 января 1920 Народный банк был низведен до уровня расчетно-кассового управления. Только на Дальнем Востоке продолжали действовать частные кредитные учреждения. Их постепенно вытеснил Народный банк Дальневосточной республики (ДВР), созданный в апреле 1920 и фактически начавший работать в апреле 1922. После ликвидации ДВР Народный банк был постепенно поглощен Госбанком СССР.
К этому времени в Советской России возродилась система как государственного, так и частного кредита (это происходило в 1921—22). Отличительная черта кредитной системы в период новой экономической политики — повышенная роль государства, постоянно усиливавшаяся на протяжении 1920-х гг. Даже в АКБ государство (напрямую или через государственные предприятия) держало контрольные пакеты. Крупнейшим же кредитным учреждением был Госбанк СССР, до 1923 именовавшийся Госбанком РСФСР. Он функционировал как единый эмиссионный, кассовый и расчетный центр СССР, основной Банк кредитования и финансирования предприятий и населения. Госбанк СССР был строго централизованной системой, имевшей в своем составе центральный аппарат, территориальные конторы и управления государственный сберегательный касс в союзных республиках, краях, областях, АССР, отделения, агентства и широкую сеть сберкасс. Изменения территориально-административного деления страны сопровождались организацией или реорганизацией территориальных контор и управлений.
С 1922 в Новониколаевске начала работу Сибирская краевая контора Госбанка РСФСР, в подчинении которой находились отделения нескольких округов: Иркутского, Красноярского, Томского, Барнаульского, Омского, Бийского. С первых лет существования Сибирская краевая контора значительно влияла на хозяйственную жизнь Сибири. Помимо нее в Сибири действовали и другие Банки: Промбанк — для кредитования промышленности, Соцзембанк — для колхозов и совхозов, Всекобанк, обслуживавший кооперативы, Цекомбанк — центр, коммунальный (коммунальные банки — преемники ГОБ), ОВК, Общество сельхозкредита. Но Сибирская краевая контора по масштабам деятельности опережала всех: в конце 1920-х гг. в суммарной валюте баланса сибирского Банка на ее долю приходилось свыше 65%, а в кредитных вложениях в хозяйство края — более 70%. Помимо организации и регулирования денежного обращения контора занималась привлечением свободных денежных средств предприятий, кредитованием, осуществлением расчетов, финансированием капитальных вложений государственных предприятий; а также организацией международных расчетов, операциями с иностранной валютой.
Новый этап в истории кредитной системы открыла реформа 1930—32, в результате которой совершился переход от коммерческого кредитования к прямому банковскому, а Госбанк стал единым расчетным и кассовым центром краткосрочного кредитования. Формально разнообразие Банков сохранилось, но на деле все они стали подразделениями Наркомата финансов, оформлявшими использование государственных средств.
В 1930 Сибирский край разделился на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края. В Иркутске была организована Восточно-Сибирская краевая контора Госбанка СССР, Западно-Сибирская контора Госбанка СССР, расположенная в Новосибирске, имела филиалы в Бийске, Барнауле, Омске, Томске, Кемерове и других городах, которые обслуживали в целом 240 районов края. В Хабаровске действовала Дальневосточная краевая контора Госбанка.
В дальнейшем изменение территориальной структуры ГБ определялось изменением административно-территориального деления Сибири. Система территориальных контор ГБ, сложившаяся в 1930—40-е гг., практически без изменений просуществовала до 1987.
Определенным своеобразием развитие банковской системы отличалось на территории Тувинской Народной Республики (ТНР), до 1944 не входившей в состав СССР. В 1925 при активном участии Госбанка СССР был создан акционерный Тувинский торгово-промышленный банк (Тувинбанк) с уставным капиталом в 300 тыс. рублей. Первым директором-распорядителем Тувинбанка стал уполномоченный Госбанка СССР В.П. Руденский, председателем совета банка — председатель Совета министров ТНР Куулар Дондук. Кроме обычных финансово-кредитных операций и кассового обслуживания бюджета, Тувинбанк занимался торговыми операциями, хлебозаготовками, ведением мараловодческого и овцеводческого хозяйства, изыскательными работами по добыче золота и других полезных ископаемых, снабжением сельского хозяйства машинами, запчастями, семенами и т. д. Свою деятельность Тувинбанк осуществлял при технической и финансовой поддержке со стороны Госбанка СССР, которая выражалась в долгосрочном льготном кредитовании и последующем неоднократном списании сумм задолженности. С развитием народного хозяйства Тувинбанк постепенно отошел от хозяйственной деятельности. Ее передали вновь образовавшимся государственными структурам, часть которых появилась непосредственно на базе соответствующих отделов банка. 2 января 1945 Тувинбанк реорганизован в Тувинскую областную контору Госбанка СССР.
В результате банковской реформы (1987) в СССР начался переход к 2-уровневой банковской системе, верхний уровень которой составляет центральный (эмиссионный) банк, а непосредственным обслуживанием хозяйства занимаются специализированные государственные банки и частные учреждения. Помимо Госбанка СССР в эту систему входили Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк), Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк), Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк), Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк), Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сбербанк), а также коммерческие банки, создаваемые на паевой и акционерной основе, и кооперативные банки.
В регионах формирование 2-уровневой банковской системы проходило в несколько этапов. В 1987 началось образование сети учреждений спецбанков, которая состояла из областных управлений Госбанка СССР, Агропромбанка, Промстройбанка, Жилсоцбанка, Сбербанка и их отделений. В 1988 территориальные конторы Госбанка СССР были преобразованы в территориальные управления, а с августа 1990 — главного управления Госбанка РСФСР по краю (области) (с декабря 1990 — Центрального банка (ЦБ) РСФСР (Банк России), с 1992 - ЦБ РФ (Банк России)).
В декабре 1988 в Новосибирске зарегистрирован первый коммерческий Банк. В следующие 7 лет в Сибири, как и в других регионах страны, прошел бум создания коммерческих Банков. Так, в Новосибирской области было зарегистрировано 36 кредитных организаций, 1 небанковская кредитная организация, открывались филиалы иногородних Банков. Максимальное число зарегистрированных Банков составило: в Новосибирской области — 43, в Тюменской — 64, в Алтайском крае — 34, Красноярском — 31, в Иркутской области — 27, в Кемеровской — 24, в Томской — 21, в Читинской — 20, в Омской — 18, в Республике Алтай — 13 и т. д. Всего на территории регионов Сибири было создано 338 коммерческих Банков (на территории РФ — около 3,6 тыс.). В это же время в регионах Дальнего Востока был зарегистрирован 161 Банк, в том числе в Сахалинской области — 36, Республике Саха (Якутия) — 32, в Приморском крае — 31.
Стимулами к созданию коммерческих Банков служили, с одной стороны, трудности производительного использования капиталов в условиях разрыва хозяйственных связей, гиперинфляции и кризиса неплатежей, с другой — массовая приватизация и образование финансово-промышленных групп. Недостаточно эффективная система регулирования начала 1990-х гг. допускала создание и свободную деятельность Банков с очень небольшим уставным капиталом и фиктивные методы повышения капитализации Банков. Так, в 1992 минимальный уставный капитал для Банка составил 214 тыс. долларов США, а в 1993 — 70,6 тыс. долларов.
Отрицательные (из-за гиперинфляции) реальные ставки по депозитам (вкладам) и рефинансированию (кредитам ЦБ РФ) позволяли Банкам получать прибыль за счет спекуляций с иностранной валютой и задержек в осуществлении платежей. Отсутствие эффективного законодательства в области валютных операций давало Банкам возможность обслуживать отток капитала из страны. Вместе с тем отдельные коммерческие Банки пытались строить свою работу по «цивилизованным» правилам, инвестируя средства в развитие собственной инфраструктуры и повышая качество обслуживания клиентов. Цервый же банковский кризис в октябре 1994 привел к ликвидации значительной части неэффективности Банков. Ужесточение кредитно-денежной политики ЦБ РФ (упразднение практики целевых кредитов, снижение инфляции, стабилизация валютного курса и переход к положительным процентным ставкам по рефинансированию) привело к ликвидации значительной части финансовых пирамид. Одновременно снизился удельный вес банков, кредитов в ВВП: с 34 % в 1992 до менее чем 10% в 1997.
В 1994—95, лишившись большей части «инфляционной ренты», Банки переориентировали свою политику с привлечения государственных средств и кредитования предприятий на привлечение средств предприятий и населения и кредитование государства и друг друга. Именно это вызвало банковские кризисы 1995 и 1998. Первый из них связан с кризисом на Московском рынке межбанковских кредитов, второй — с дефолтом, т. е. замораживанием платежей по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО), резким падением курса рубля и переходом региональных администраций к выборочному обслуживанию собственных долгов. Число Банков в стране сократилось и составило в сентябре 1997 менее 1,8 тыс., в 2005 — менее 1,3 тыс.
Для сибирской кредитной системы этот процесс проходил еще более болезненно, чем для общероссийской в силу сложившегося «разделения труда» между местными Банками, кредитовавшими региональные власти, и столичными, кредитовавшими прежде всего правительство (в виде покупки ГКО, в том числе за счет привлечения зарубежных капиталов).
Изначально кризис 1998 особенно тяжело поразил крупнейшие столичные Банки (некоторые разорились), однако их владельцам была предоставлена льготная возможность спасти перспективные активы, создав на их основе новые Банки. К тому же именно в столицу ушла основная часть стабилизационных кредитов ЦБ РФ. В итоге всех кризисов роль столичных Банков только укрепилась, региональных — ослабла. Всего к 2003 на территории Сибири оказалось ликвидировано 233 Банков (т. е. более 2/3), в том числе в Новосибирской области — 29, в Алтайском крае — 26, в Кемеровской области — 25, в Тюменской — 46, в Томской — 17, в Читинской — 18 и т. д. Еще быстрее шел процесс ликвидации Банков на Дальнем Востоке. Из 161 Банков закрылись 120, в том числе в Сахалинской области — 30, в Республике Саха (Якутия) — 26, в Приморском крае — 22, в Хабаровском — 16. Одновременно увеличивалось число филиалов иногородных Банков, главным образом московских. По состоянию на 1 июля 2005 на Дальнем Востоке действовало 43 самостоятельных Банка и 218 филиалов; на территории Сибирского федерального округа (СФО) соответственно 75 и 448 (3 месяца спустя — 64 и 444). Наиболее разветвленную филиальную сеть в регионе по-прежнему имеет Сбербанк. Местные Банки в большинстве регионов филиальной сетью почти не располагают, и сами они в основном невелики по размеру. В СФО лишь у 38 Банков капитал превышает 30 млн руб., в том числе у 14 он свыше 150 млн и у 2 — свыше 300 млн руб. Среди дальневосточных Банков 20 имеют капитал свыше 3 млн руб., в том числе 3 — от 150 до 300 млн руб.
Сибирские Банки в большей степени, нежели в среднем по России, ориентированы на привлечение средств клиентов, прежде всего физических лиц, а также на кредитование предприятий и населения. На рынках ценных бумаг они менее активны. Такая ориентация на оказание розничных услуг указывает как на слабость финансовой базы Банков, так и на региональный характер их деятельности. В то же время, недостаточная развитость долгосрочного кредитования предприятий (включая лизинг) — явление общее для всей страны.
Процесс организации Банков был наиболее интенсивным в регионах, специализировался на добыче и первичной переработке сырья, имеющих выход на международные рынки. Но в этих же регионах наблюдалось и наибольшее число банкротств. Это связано прежде всего с переделом собственности, неустойчивостью политической и экономической ситуации в стране и колебаниями внешнеэкономической конъюнктуры. Сказался и в целом низкий уровень банков, менеджмента.
Другим фактором, существенно влиявшим на процесс создания Банков, стало наличие высококвалифицированных кадров. Здесь прежде всего выделяются Новосибирск, Томск и Омск. Так, в Новосибирске был создан один из наиболее технологичных Банков России — Сибирский торговый банк, который смог сформировать одну из крупнейших в стране корреспондентских сетей, в кратчайшие сроки разработал и внедрил современные банковские технологии: внутрибанковские информационные системы и платежную систему «Золотая корона». Последняя и ныне используется более чем 100 Банками для обслуживания предприятий и организаций по выплате заработной платы сотрудникам, для организации платежей на предприятиях торговли и микрокредитования населения. В провинции эта система успешно конкурирует с всемирно-известными платежными системами.
Постепенно решается одна из проблем, общих для всей России, — закрытость и непрозрачность банковской системы. Так, в результате приобретения Европейским банком реконструкции и развития пакета акций Сибакадембанка (ныне — УРСА Банк) структура собственности, система управления и отчетность последнего претерпела значительные изменения.
В начале третьего тысячелетия кредитная система России во многом повторяет дореволюционную. Выделяется группа крупнейших универсальных (федеральных) Банков, высока доля Банков с государственным участием. Сохраняется разделение на Банки, обслуживающие разные типы заемщиков. Крупнейшие столичные АКБ ориентируются на ведущие предприятия; мелкое произвоство и малое предпринимательство обслуживают провинциальные АКБ и муниципальные Банки; последние, кроме того, обслуживают городское самоуправление.
Есть и отличия от дореволюционной системы. Сибирь и Дальний Восток имеют собственные АКБ, что связано с выходом Азиатской России на уровень экономической развитости центра страны. Более широкое, чем прежде, присутствие банковских услуг в повседневной жизни горожан приводит к тому, что все большую роль играют расчетно-кассовые (не кредитные) операции. Постепенно (особенно в первые годы XXI в.) развивается потребительское кредитование, хотя его уровень пока несопоставим с уровнем стран Восточной Европы. Гораздо слабее, чем в начале XX в., представлено ипотечное кредитование, не соответствующее платежным силам населения. Практически отсутствует кредитная кооперация, широчайшая распространенность которой до революции была связана прежде всего с развитием крестьянских хозяйств. К началу XXI в. кредитная система вышла на новый этап развития, особенности которого определяются состоянием экономики в целом.
Лит: Панов А.А. Банк Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой в Иркутске. М., 1892. Т. 1,2; Атлас М. С. Развитие Государственного банка СССР. М., 1958; Кредитно-денежная система СССР. М., 1967; Рабинович Г.X. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX — начала XX в. Томск, 1975; Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация. М., 1997; Кириллов А.К. Городские банки Западной Сибири (вторая четверть XIX — начало XX века). Новосибирск, 2003.
А. К. Кириллов, В. И. Клисторин, В.М. Рынков
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей