Новости

Автомобиль в Иркутске. Первый: «Мерседес» или «Штевер»?

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автомобиль, ошибочно считающийся первым в Иркутске
Автомобиль, ошибочно считающийся первым в Иркутске
Автор: Неизвестен
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени
Источник: Архив Иркипедии
Источник: Архив Иркипедии

Николай Васильевич Яковлев — что мы знаем о нем? Что купец — и только? В историко-краеведческом словаре «Иркутск», посвященном 350-летию города, об этом человеке нет ни слова. В «Иркутской летописи» Юрия Колмакова — три упоминания: в его магазине продаются недорогие автомобили (1906 г.), он встречает автопробег Пекин — Париж (1907 г.) и он же избран главой общества велосипедистов (1908 г.).

Что ж, остается перелистать летопись Нита Романова. Здесь — первое упоминание: 5 апреля 1877 года архиепископ Вениамин совершил крестный ход на место строящегося Кафедрального собора, отслужено молебствие перед началом работ по возведению цоколя из камня-серовика. Подрядчик по доставке камней и плит — купец Николай Яковлев. Наверное, чтобы заполучить столь почетный и выгодный подряд, купец должен быть достаточно опытным и зрелым: не зная точного возраста, предположим, Яковлеву тогда было 30 лет — самый творческий расцвет.

А через 10 лет он, фанатично влюбленный в технику, уже торгует в Иркутске граммофонами, швейными и пишущими машинами, телефонными аппаратами. И вот в августе 1890 года Николай Васильевич получил-таки из Франции заказанный велосипед и стал первым пропагандистом этого вида спорта в Иркутске (московский завод «Дукс» выпустит первую партию отечественных велосипедов «Идеал» только через год).

10 мая 1893 года число велосипедистов в городе приближалось к 100, и, внимая многочисленным жалобам горожан, полицмейстер запретил велосипедную езду по городским улицам. К счастью, уже 30 мая на Кайской горе спортсмены открыли специально устроенный циклодром (велотрек). А 5 сентября Яковлев принимает участие в призовых гонках (выиграл он или нет — неизвестно, но, кажется, эта увлекающаяся натура к велосипеду уже слегка охладела).

1894 год. Яковлев открывает первый оружейный магазин в Иркутске — на углу Большой (ныне Маркса) и Пестеревской (Урицкого), в доме своего друга Семена Родионова. Несомненно, они дружили, несмотря на разницу в возрасте (Яковлев старше почти на 20 лет). Оба — гласные городской думы, спортсмены, страстные охотники. Правда, Родионов в силу классического образования (Петербургский университет) более тяготеет к науке. Например, собрал уникальную коллекцию насекомых Прибайкалья: о ней уже в те годы ходили легенды, с нею работали виднейшие ученые, а иностранцы тщетно пытались купить собрание за большие деньги; ныне это энтомологическое сокровище хранится в Петербурге.

Заканчивался великолепный XIX век...

Уже изобретен четырехтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания, а Даймлер и Бенц строят новые модели автомобилей. Уже Дизель создал мотор, работающий на мазуте и соляре, а Нобель вовсю качает нефть из Баку в Европу (в сентябре 1898 года и в Иркутск поездом прибудут две цистерны с его керосином). В июне того же года в Париже открылась первая автомобильная выставка: 362 компании из 25 стран представляют 90 новинок!

Кстати, тогда в Германии автомобили успеха не имели, и немецкие изобретатели запродали патенты во Францию, которая на долгие годы стала ведущей автомобильной державой. Автомобили Бенца и Даймлера появлялись на рынке под марками строивших их французов. Именно тогда, в 1899 году, Готлиб Даймлер создал 3-местный автомобиль, который наряду с другими стал продавать во Франции коммерсант и автогонщик Эмиль Еллинек. Трехместка ему так понравилась, что он упросил Даймлера дать ей имя дочери — Мерседес (с той поры даймлеровские автомобили стали называться «Мерседесами»).

Но вернемся в Иркутск. В летописи Романова, изданной уже в 1993 году, помещена фотография довольно вместительного автомобиля — с дамой, сидящей на подножке, и собачкой, делающей тут же стойку. При этом подпись гласит: «Первый автомобиль в Иркутске, 1899». Снимок настолько четкий, что по конфигурации и внешним деталям установить марку авто нетрудно.

Но, господа историки! Даже дилетант рискнет сказать (и будет прав): этот красавец, скорее всего, 1905—1910 гг. постройки. А ведь мы исследуем конец XIX столетия — ну не было тогда еще таких автомобилей. Давайте внимательно вчитаемся в сообщение иркутской газеты:

«1 июля 1899 года г-н Яковлев привез из Франции автомобиль, отапливаемый бензином и могущий идти со скоростью 15 верст в час. Кататься могут 3 человека».

Такие «самоходки» в то время представляли собой открытые (иногда со сложенным тентом) деревянные повозки типа извозчичьей пролетки — с деревянными же колесами, с двигателем позади, с водителем на переднем сиденье, где рулевая колонка была строго горизонтальной, а сам руль — небольшим колесиком. Так какой же автомобиль первым появился на улицах нашего города — уж не трехместный ли «Мерседес»? А может быть, это был «Штевер», выпускавшийся с 1899-го по 1901 год и дававший скорость в 18 км/час? Я надеюсь, в архивных фондах когда-нибудь обнаружится снимок первого иркутского авто. Да и облик самого Яковлева (есть несколько спорных фотографий) исследователи наконец идентифицируют. А теперь на миг представим пока еще патриархальный Иркутск: деревянные тротуары, центральные улицы кое-где замощены брусчаткой (деревянные чурочки, вбитые торцом), только в августе подле аптеки Жарникова на Большой (аптека и поныне здесь) впервые положат асфальт. Повсюду произвольное движение: пролетки, ломовики, всадники, пешеходы, собаки.

И вдруг — грохот! В клубах пыли, с синим шлейфом выхлопов и бензиновой вонью — мчит невиданное здесь чудище. Народ и лошади, только начавшие отдыхать от велосипедистов, снова в испуге шарахаются и жмутся к заборам...

Пройдет три года — вторым автомобилистом станет друг Яковлева Семен Николаевич Родионов. Это в его гостеприимном доме на Шелашниковской улице останавливаются известные путешественники Шафанжон, Козлов, Матиссен, здесь же в 1907 году радушно приютят итальянского принца Сципиона Боргезе — лидера автопробега Пекин — Париж.

Когда же в городе «моторов» станет более десятка, некоторые господа наймут специально обученных и одетых в прорезиненные балахоны «шофферов» (так в языки всего мира из французского перекочует слово «кочегар», ведь первые повозки были снабжены паровыми котлами). А иркутяне, наступая на чужие грабли, вослед за европейцами потребуют ограничить «сумасшедшую» езду.

К тому времени в Москве и Петербурге допускалась скорость 12 верст в час, а с 1907 года — 20 верст. В некоторых провинциальных городках и вовсе запрещали езду на автомобилях. А в Англии закон «о человеке с красным флажком» (который, предупреждая, должен был шагать перед автомобилем) был отменен только в 1896 году. Автомобилистам предписывалось не ездить по улицам после девяти часов вечера; уступать дорогу любому другому экипажу, так как других экипажей больше; при встречах с лошадьми останавливать не только автомобиль, но и двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных».

Наконец, и в иркутской газете «Сибирь» за 18 июля 1910 года появилась статья «К упорядочению автомобильного движения в городе»:

«По поручению город. думы техническим отделением город. управы выработан проект обязательных правил для езды на моторных экипажах в улицах города. По этому проекту движение моторн. экипажей в улицах города разрешается лишь по осмотре и испытании их особой комиссией при город. управе, причем к управлению экипажами допускаются только лица, получившие на это специальное разрешение.

Заявления о моторных экипажах подаются в город. управу с детальным описанием последних и представлением чертежей как самих экипажей, так и их двигателей и др. частей; кроме того, должно быть указано назначение экипажа».

«Автомобили при езде в улицах не должны производить шум и выпускать газ и пар, должны легко делать крутые повороты, иметь тормазы, сигнальные аппараты и дощечки с цифрою №-ра экипажа (такой же № должен быть обозначен и на стекле фонаря). Максимальная быстрота движения мот. экипажей устанавливается в 12 верст в час.

Город. дума, заслушав проект правил на последнем своем заседании, утвердила его с незначит. изменениями».

Да, борьба с «моторами» — это не беда. Самые страшные испытания для россиян будут еще впереди: Русско-японская и мировая войны, большевистский переворот, братоубийственная Гражданская. А пока на календаре — 2 сентября благостного 1901 года:

«На циклодроме устроены гуляния в пользу благотворительного общества. Играли оркестр и ансамбль балалаечников, пел хор. В числе увеселительных забав — лазание по столбу и бег в мешках. Победители были удостоены призов — часы и гармония.

Большую лепту в сбор средств внес господин Яковлев, на моторе которого многие катались за плату, опускаемую в кружку».

Последнее упоминание имени первого иркутского автомобилиста — 9 февраля 1920 года (красные готовятся оборонять город от каппелевцев):

«На Тихвинской улице у заплота дома Яковлева возведен блиндаж..

Однако до этой жуткой поры Николай Васильевич Яковлев не дожил: некоторые историки считают 1916 год последним в его жизни...

Читайте в Иркипедии:

  1. Купец Николай Яковлев — торговец техническими новинками
  2. Первый автомобиль в Иркутске

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Денискин Михаил | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Иркутск | Библиотека по теме "История" | Публикации Иркипедии