Новости

Извоз. Иркутские велосипедисты — конкуренты извозчиков

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Первые велосипеды в Иркутске

Автор: П.С. Жутеев
Источник: Иркутская Земля: Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени

Велосипед быстро завоевал признательность у иркутян: если в 1892 году в Иркутске насчитывалось всего 15 велосипедистов, то уже в 1897 году было создано Общество велосипедистов-любителей, в котором состояло 150 членов. В иркутских магазинах был предоставлен довольно широкий выбор велосипедов: английской компании «Ровер», немецкой фабрики «Науман и Адлер», фабрики "Грицнер", московской фабрики «Дукс» и многие другие.

В связи с тем, что с появлением на иркутских улицах непривычного вида транспорта стали возникать различные недоразумения между велосипедистами, пешеходами и извозчиками, в 1893 году в "Иркутских губернских ведомостях" было опубликовано постановление Иркутского губернатора о правилах езды на велосипедах. В этом постановлении среди прочего воспрещалась езда на велосипедах «через те местности города, где будет скопление народа и экипажей», предписывалось, что «при встрече лошадей, обнаруживающих испуг, едущий на велосипеде обязан сойти с него», а «по наступлении сумерек впереди велосипеда должен быть привешиваем зажженый фонарь».

Стоимость велосипеда в то время составляла от 118 до 250 рублей. Думаю, что многим иркутянам, решившим приобрести себе двухколесного железного друга, приходилось потуже затянуть пояса или подыскать дополнительный заработок: так из дореволюционной иркутской печати мы узнаём, что месячное жалованье прислуги составляло 12-15 рублей, деревенского учителя — 40 рублей, десятника (старший над группой рабочих) — 50 рублей, иркутского брандмейстера (начальник пожарной команды) — 150 рублей.

Были у велосипеда и серьезные противники — иркутские извозчики, которые из-за появления велосипеда стали терять заработки и, конечно, в велосипеде как средстве передвижения видели серьёзного конкурента. И тогда извозчики вызвали на открытое соревнование велосипедистов. Велосипедисты приняли этот необычный вызов. И вот пролётка и велосипедист вышли на старт — к финишу на Мелочном рынке они пришли одновременно. После этого "забега" в городе ходила шутка, что извозчик, участвующий в гонке, записался в общество велосипедистов.

Литература

  1.  Чернигов  А. К. Иркутские повествования. — Иркутск: Оттиск, 2003.

Ссылки

  1. Блог Friedens // Живой журнал

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Friedens (блоггер ЖЖ) | Источник(и): friedens.livejournal.com | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.