Авиазавод. Объединение авиационного завода № 39 имени Менжинского с заводом № 125 // Хвощевский Г.И. «Страницы истории...»

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Источник: Страницы истории авиационного завода № 39 им. Менжинского: от Москвы до Иркутска
Источник: Музей истории Иркутского авиационного завода

В октябре и ноябре 1941 года завод № 125 изготовил 35 и 31 бомбардировщик Пе-2 соответственно, и, наверстывая отставание от плана, усиленно наращивал объемы их дальнейшего производства.

Отправка Пе-2 на фронт

В то же время на ЛИСе завода стали накапливаться самолеты, по разным причинам не отправленные во фронтовые части. На некоторых из них не были установлены бронеплиты, воздушные винты на двигателях. Сказывалось и недостаточное количество изготовленных контейнеров, рам, других фиксирующих приспособлений для упаковки разобранных самолетов: вместе с тем и железная дорога не всегда могла обеспечить подачу платформ под погрузку в требуемые сроки. Кроме того, весь летный состав подразделений ВВС, осуществлявший перегонку самолетов по воздуху, был отправлен на защиту Москвы от налетов вражеской авиации.

В этот непростой период, 2-го декабря 1941 года в адрес Иркутского ОК ВКП(б) и руководства завода № 125 приходит грозная телеграмма И.В. Сталина, в которой он от имени Государственного Комитета Обороны приказывает «немедля покончить с таким преступным отношением к делу обороны страны, принять меры к тому, чтобы до 5 декабря все готовые самолеты были отправлены с завода в части ВВС... Государственный Комитет Обороны предупреждает, что виновные в задержке отправки готовых самолетов подлежат уголовной ответственности». Полный текст телеграммы И.В. Сталина приведен в приложении 3.

Одновременно на завод поступает телеграмма от Наркома авиапромышленности А.И. Шахурина (43):

За исключением 40-а самолетов, которые будут оправлены лётом, остальные отправляйте по железной дороге назначением в Казань, приступайте к упаковке и отправке немедленно.

Сведения о сдаче боевых машин и количестве отправленных на фронт, директору завода И.Б. Иосиловичу приказывается ежедневно передавать диспетчеру НКАП. Кроме того, в этом же донесении отдельными строками сообщать о прибытии эшелонов завода № 39 с оборудованием и персоналом, о получении от поставщиков комплектующих изделий на Пе-2.

Ситуация на заводе становится еще более напряженной. Для отправки самолетов железнодорожным транспортом немедленно приступили к организации и укомплектованию штатами специального цеха № 35. Начальником цеха назначают В.И. Ухмылина. Одновременно начальнику аэродромного цеха № 16 Г.Д. Агаркову поручается срочное формирование специальных бригад по разборке самолетов, выделение рабочих мест в одном из цеховых ангаров, и обеспечение бригад круглосуточной работой. Рабочие места незамедлительно снабдили оснасткой, необходимым инструментом, наладили подачу контейнеров и других приспособлений, требуемых для упаковки агрегатов.

Погрузка и отправка платформ и вагонов в Казань на завод № 22 велась по графику, согласованному с Восточно-Сибирской железной дорогой. На недоукомплектованные воздушными винтами и бронеплитами самолеты, завод выдавал гарантийные письма на их установку по прибытию в Казань. Недоукомплетованные самолеты, по-видимому, отправлял не только Иркутский завод № 125. 26-го декабря 1941 года Нарком А.И. Шахурин, ссылаясь на разрешение Государственного Комитета Обороны приказывает (44):

Директорам самолетных заводов в случае отсутствия на заводе необходимых агрегатов – производить доукомплектование перевозимых по железной дороге самолетов – агрегатами (винтами, бронеспинками, радиаторами, колесами, кислородными приборами, аккумуляторами) в местах сборки самолетов.

К упаковочным и погрузочным операциям подключилась большая группа работников завода им. Менжинского под руководством Шишкина, заместителя начальника отдела 29.

В декабре 1941 года, когда в Иркутске продолжали принимать эшелоны эвакуированного завода № 39, на его опустевшую московскую территорию было направлено несколько железнодорожных «негабаритов», с расстыкованными и зачехленными иркутскими «пешками» на платформах.

Об отправке первых самолетов в Москву вспоминает ветеран завода А.И. Денисевич (45):

Состав сопровождали фронтовые бригады старших бортмехаников В.М. Токарева и А.Д. Лебедева – всего 32 человека. С бригадами ехали заводские летчики-испытатели Д.Ф. Тихомиров и А.А. Холодов.

Отъезжающих напутствовал директор завода И.Б. Иосилович: - Вот и ваш черед настал воевать, будете там собирать самолеты и передавать их фронтовикам. Они ждут вас! Москва сейчас – это фронт, и самолеты там нужны как воздух. Придется ремонтировать самолеты и после боёв, это как дополнительное задание.

Обратился директор и к летчикам: - Ну а вам, испытатели, если придется в воздухе с фашистами встретиться, то, надеюсь, чести завода не посрамите.

Заводской состав под литером «А» шел быстро, обгоняя на станциях и разъездах товарные поезда, эшелоны с войсками. Останавливались только при смене паровозных бригад. На пятые сутки подъехали к Москве. Отстоявшись днем в лесу на тупиковой ветке, состав в ночное время по маневровым путям вышел на Центральный аэродром Москвы у территории завода имени Менжинского.

Встречал эшелон И.Ф. Губа - начальник недавно созданного на заводе цеха, в котором также находились две фронтовые бригады. Возглавляли бригады старшие бортмеханики А. Сидорин и С. Воронов. Летчиками-испытателями в московских бригадах были Герои Советского Союза Саранчев и Степанчонок. Этой же ночью первый иркутский состав был разгружен, а утром бригадами Токарева и Лебедева были собраны два первых самолета, которые вскоре вышли в охранный круг над Москвой.

Поскольку составы с разобранными «пешками» из Иркутска поступали регулярно, рабочий день фронтовых бригад был заполнен до предела. Сборка машин, контроль, испытания, сдача фронтовым экипажам нередко проводились сутками. Бригады работали в Москве до апреля 1942 года и в Иркутск возвратились после того, как фронт отодвинулся от столицы на 200-250 км.

Со второй половины декабря Пе-2 стали отправлять и по воздуху. Для этого облётанные самолеты перегонялись на военный аэродром «Белая», расположенный под Иркутском, где их передавали перегоночным экипажам строевых частей ВВС (Прим. 7).

В декабре завод № 125 выпустил 56 Пе-2, при этом общее количество построенных машин в 1941 году составило 144 единицы, т.е. 75% плана.

В отчете завода за 1941 год отмечается, что «достигнутые результаты производительности труда в декабре обусловлены широко развернувшимся стахановским движением и внедрением рационализаторских предложений. Многие стахановцы в течение всего IV - го квартала перевыполняли нормы времени. Токарь-стахановец Пислегин А. в IV квартале систематически выполнял норму времени свыше 200%, револьверщик Краснослабодцев – на 150-200%, слесарь Кулаев - от 200% и выше. Группа мастера Шарикова выполняла норму на 138-140% и не имела ни одного рабочего, не выполняющего нормы времени. Эти достигнутые результаты закрепили и в I-м квартале 1942 года»

В процессе производственной деятельности, завод № 125 на 1-е января 1942 года вышел с заделом незавершенного производства в количестве 67,2 условных машин, и таким образом валовая продукция составила 211 условных единиц (46).

Объединение заводов № 39 и № 125

Около месяца иркутский и московский заводы работали самостоятельно под своими номерами, каждый со своими службами и программами выпуска Пе-2. Однако уже в начале декабря 1941 года стало ясно, что, несмотря на прилагаемые титанические усилия коллективов обеих заводов, развернуть параллельное производство бомбардировщиков завода № 39 в сроки, определенные приказами наркомата, не удается. К этому времени было установлено и подключено менее половины прибывших металлорежущих станков и другого оснащения. Такое затягивание сроков монтажа объясняется тем, что свободных площадей на заводе № 125 катастрофически не хватало и требовалось проведение значительного объема работ по реконструкции действующих цехов и постройке новых. Вместе с тем немало оборудования и людей еще оставалось в Москве и эшелоны с ними продолжали прибывать в Иркутск.

Кроме того, сама организация параллельного производства Пе-2 на общей производственной площадке вызывала определенные сложности в отношениях предприятий: два директора, две программы выпуска машин, две технические политики... случались и разногласия. Особенно остро встали одни и те же проблемы – снабжение материалами и комплектующими изделиями, поскольку война нарушила налаженные связи с предприятиями–поставщиками, большинство из которых также были перебазированы на восток страны.

Такую ситуацию трудно было назвать нормальной и вскоре как выход из положения наркомат авиационной промышленности принимает решение об официальном объединении заводов № 39 им. Менжинского и № 125 им. Сталина (47).

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР № 1139с

Город Москва. 8 декабря 1941 года

ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ЗАВОДОВ № 39 и № 125.

Во исполнение Постановления Государственного Комитета Обороны от 6/ХII – 1941 года за № 966с ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Завод № 39 НКАП, эвакуированный на площади завода № 125 в город Иркутск, объединить с заводом № 125, присвоив объединенному заводу № 39.

2. Утвердить директором завода № 39 тов. Иосилович и главным инжtнером тов. Абрамова.

3. Директору завода № 39 в гор. Иркутске тов. Иосилович:

а) выпускать только бомбардировщики Пе-2 и разведчики Пе-3 с существующим на Пе-2 вооружением;

б) самолеты Пе-2 выпускать 90% и 10% разведчиков Пе-3, не считая имеющихся в заделе самолетов Пе-3;

в) обеспечить производство самолетов Пе-2 на заводе № 39 в городе Иркутске по чертежам завода № 22;

г) разрешить пользоваться чертежами завода № 39 только при использовании эвакуированного задела завода № 39, после чего чертежи завода № 39 из производства изъять.

4. Ведущим по отношению к заводу № 39 в Иркутске – утвердить завод № 22.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ А. ШАХУРИН

Этот приказ НКАП в письменном виде получен из Москвы только 7-го января 1942 года, но до коллектива завода № 125 был доведен, по-видимому, последним приказом директора от 18-го декабря 1941 года (48):

ПРИКАЗ ПО ЗАВОДУ № 125 им. СТАЛИНА № 1137 от 18 декабря 1941 г.

Объявляю приказ Народного Комиссара Авиационной промышленности № 1139с от 8 декабря 1941 года:

1. Объединить завод № 125 им. Сталина и дважды орденоносный – ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени – завод № 39 им. Менжинского с 19 декабря 1941 г. под наименованием: «Дважды орденоносный Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени – завод № 39 Народного Комиссариата Авиационной промышленности СССР.

2. Директором завода № 39 утвердить ИОСИЛОВИЧА Исаака Борисовича.

3. Главным инженером завода № 39 утвердить Абрамова Виктора Ивановича.

Подписал Народный Комиссар Авиапромышленности т. Шахурин А.И.

ДИРЕКТОР ЗАВОДА № 125 им. СТАЛИНА ИОСИЛОВИЧ И.Б.

Объединенный завод № 39 получил имя И.В. Сталина, поскольку пренебречь именем вождя в его наименовании и оставить вместе с московским номером имя чекиста В.Р. Менжинского, в то время не могло быть и речи. С социальной точки зрения объединение давало выигрыш всем. Исчезло деление на «иркутян» и «москвичей», производство бомбардировщиков Пе-2 теперь стало одним общим делом.

Первым директором объединенного завода № 39 стал И.Б. Иосилович - опытный и инициативный 32-летний директор иркутского завода (Прим.8). Главным технологом назначен Т.А. Яковлев, главным механиком А.А. Мынко, главным энергетиком А.В. Минченко – все также иркутяне. Огромнейшим опытом обладали и московские руководители завода: главный инженер В.И. Абрамов – генерал-майор ИАС, его заместитель К.А. Петров, начальник производства Ф.М. Матвеев, главный металлург Д.П. Одесский, главный контролер Г.С. Городков, главный бухгалтер Н.К. Раго. Парторгом ЦК ВКП(б) на заводе утвержден москвич М.Ф. Зенков. Военное представительство возглавил В.П. Макаров. Последовали и другие кадровые перемещения. Московские специалисты среднего звена стали назначаться на соответствующие должности и на объединенном заводе.

18-го декабря И.Б. Иосилович, в ранге директора уже объединенного завода № 39 отчитывался на заседании бюро Иркутского ГК ВКП(б) по вопросу размещения и монтажа эвакуированного московского оборудования (49).

На заседании отмечалось, что «Постановление бюро ОК ВКП(б), обязывающее директора завода тов. Иосилович устанавливать металлорежущие станки в десятидневный срок со дня получения не выполняется. На 15 декабря из 601 станка пущено в эксплуатацию только 135. Из-за отсутствия контроля и руководства работой на разгрузочных площадках, материальные ценности и оборудование подвергается порче и расхищению».

Своим Постановлением бюро ГК ВКП(б) обязывает директора завода № 39:

К 20-му декабря пустить в эксплуатацию 248 установленных станков; в декабре установить и пустить в работу дополнительно 350 станков; в течение января освоить прессовое и кузнечное оборудование.

И далее: 

Обязать тов. Иосилович привлечь к судебной ответственности лиц, виновных в расхищении прибывшего инструмента.

Предупредить заместителя директора по кадрам тов. Ведяева, что если он не обеспечит к 22-му декабря выход на работу всего прибывшего контингента рабочих завода № 39, то он будет привлечен к партийной ответственности.

На 31-е декабря 1941 года в Иркутск из Москвы прибыло 15 эшелонов и отдельных вагонов с оборудованием и различными грузами. Поступление эшелонов продолжилось в 1942 году и, в основном, завершилось в течение его первого квартала.

Так закончился 1941 год, самый горький из четырех лет Великой Отечественной войны, но с которого открылась новая страница в биографии Иркутского авиационного завода. 

К предыдущему фрагменту | К содержанию | К следующему фрагменту

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Хвощевский Г.И. | Источник(и): Страницы истории авиационного завода № 39 им. Менжинского: от Москвы до Иркутска: хроникально-документальная история. - Иркутск: Изд-во ООО "Типография "Иркут", 2012 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.