Новости

«Алсиб» // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

«АЛСИБ», воздушный мост Аляска—Сибирь, по которому в годы Великой Отечественной войны перего­нялись американские боевые и транспортные самолеты, поставляемые по ленд-лизу.

Несмотря на сложные погодные условия, перегон­ка самолетов через Восточную Сибирь оказалась необходи­мой ввиду трудностей с использованием северных морских конвоев и южной воздушной трассы (через Басру и Тегеран в Кировабад). Официальное название «АлСиба» — Красноярская воздушная трасса ВВС Красной армии (с июня 1943: воз­душная трасса Красноярск—Уэлькаль). Постановлением ГКО о строительстве и эксплуатации воздушной трассы состоялось 9 октября 1941, однако ее масштабное использование стало возможным лишь после подписания 11 июня 1942 «Соглаше­ния между правительствами СССР и США о принци­пах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии».

В июле 1942 из летчиков, имевших боевой опыт и опыт перегонки американских самолетов по южной трассе, сформировали первую перегоночную авиадивизию. Она находилась в ведении Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), с июня 1943 подчинялась управлению воздуш­ной магистрали Москва—Уэлькаль, созданному при ГУ ГВФ. Управление трассы и штаб первой перегоночной авиади­визии располагались в Якутске. Дивизия состояла из 5 перегонных авиаполков и 1 транспортного. Для перегонки самолетов использовался эстафетный способ: каждый полк работал только на своем участке.

Протяженность «АлСиба» составляла 6306 км. При­емочная комиссия ВВС Красной армии (другое название — советская военая. миссия на Аляске), руководимая полковником М.Г. Мачиным, располагалась в Фэрбенксе. Отсюда трасса вела над долиной реки Юкон к городу Йому на побережье Беринго­ва моря. Дальше путь пролегал через Берингов пролив и над чукотской тундрой до Уэлькаля. Данный участок перего­ночной трассы отличался особо сложными метеоусло­виями. Из Уэлькаля самолеты следовали через Сеймчан (Колыма), Якутск и Киренск (Иркутская область) до Красноярска. Здесь самолеты принимала специальная комен­датура ВВС. Бомбардировщики и транспортные самолеты продолжали путь к фронту по воздуху, а истребители со снятыми крыльями везли по железной дороге.

Первая группа из 7 истребителей Р-40 «Киттихок» (Kittihowk), пилотируемая советскими летчиками, вылетела 7 октября 1942 из Фербенкса курсом на Ном. Вел ее командир первой перегоночной авиадивизии и начальник Красноярс­кой воздушной трассы полковник И.П. Мазурук, известный поляр­ный летчик, участник высадки папанинцев на Северном полюсе. В тот же день из Нома в Марково (Чукотка) перегнали первую группу из 12 бомбардировщиков-торпе­доносцев А-20 «Бостон». Группу возглавлял командир первого полка перегоночной авиадивизии подполковник П.В. Недосекин. Из других моделей самолетов по «АлСибу» пере­гоняли бомбардировщики Б-25 «Митчелл», истребите­ли Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспортные «Дугласы» Си-47 и другие.

Развернувшиеся вслед за первым полетом массовые пос­тавки американских боевых самолетов (до 400 машин в месяц) поз­волили ликвидировать превосходство немцев в воздухе, что сказалось на ходе Сталинградской битвы. Наивыс­шего числа поставки самолетов достигли к 1944. Всего с октября 1942 по октябрь 1945 пилоты первой Краснознаменной перегоночной авиадивизии переправили по «АлСибу» 8 094 американского самолета (по данным командования ВВС США — 8 777), что составляет более половины всех самоле­тов, поставленных в СССР по ленд-лизу. На фронте из них сформировали 250 авиаполков. Общие потери за время перегонки составили 81 самолет и 115 пере­гонщиков, в том числе  на Аляске при перегонке самолетов разбились 9 летчиков. После войны американцы пере­захоронили их на национальном военном кладбище в Форт-Ричар­дсоне близ Анкориджа.

Кроме своего основного назначения, воздушная трасса Аляска—Сибирь использовалась и как грузовая авиали­ния. За 3 года по «АлСибу» перевезли 18 753 т грузов, преимущественно оборонного назначения, включая новейшее оборудо­вание, стратегические материалы, вооружения. Наряду с авиа­приборами, авиамоторами «Пратт-Уитней», аммоналом везли продовольствие, оборудование для госпиталей, ме­дикаменты, в том числе  дефицитный пенициллин. Кроме того, «АлСиб» использовался как международная пассажирская авиа­линия, по которой перевезли 128 371 пассажира. Боль­шинство их составили перегонщики, возвращавшиеся в базовые аэропорты, но трассой пользовались и дипломатические работники, в том числе такие высокопоставленные, как пос­лы СССР в США К.А. Уманский, М.М. Литвинов и А.А. Громыко, посол в Великобритании Ф.Т. Гусев.

После войны хорошо оборудованная и разветвлен­ная трасса, насчитывавшая 30 аэропортов и аэродромов, сделала возможным регулярное воздушное сообщение в этих районах.

Лит.: АлСиб — Трасса мужества: Матер, междунар. науч.-прак-гич. конф. Иркутск, 2002; Ярославцев В.А. АлСиб — воздушная ар­терия ленд-лиза. М., 2002; Бровцына М.А. Как создавалась трасса Аляска—Сибирь //Военно-исторический архив. 2005. № 5.

А. Д. Бирюков

06_full

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири