АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В СИБИРИ. Одним из первых решений советского правительства стало решение о ликвидации частной собственности на землю.
Вся земля, в том числе кабинетская (см. Землевладение кабинетское), церковная и частновладельческая, подлежала национализации и уравнительному перераспределению. Декрет о земле, который привел к революционным изменениям земельных отношений в европейской части страны, в Сибири ситуацию в аграрной сфере практически не изменил. «Черного передела», т. е. перераспределения всех земель сельскохозяйственного назначения, в регионе не проводилось. За крестьянами были фактически закреплены ранее использовавшиеся ими земли, включая кабинетские. Безземельные и малоземельные крестьяне получали прирезку в основном из бывших казенных, частновладельческих и монастырских земель. В сибирской деревне появились 1-е колхозы и совхозы (см. Аграрные преобразования в 1917—19).
Не дав сибирским крестьянам сколько-нибудь существенной прибавки в землепользовании, советское правительство с целью налаживания продовольственного снабжения городского населения приступило к принудительному изъятию у крестьян хлебных запасов. По мере установления продовольственной диктатуры возрастало разочарование крестьянства в советской власти. Именно это послужило главной причиной ее свержения в Сибири летом 1918.
После восстановления советской власти в конце 1919 — начале 1920 в регионе произошел возврат к нормам, провозглашенным в Декрете о земле. При этом сибирские власти учитывали местную специфику. Полный запрет аренды земли и найма рабочей силы не вводился. Земельные наделы основные массы зажиточных крестьян перераспределению практически не подвергались. В землепользовании ограничивались лишь наиболее крупные хозяйства. Малоземельные и безземельные крестьяне по-прежнему наделялись землей за счет свободных угодий. Значительно более широкие масштабы, чем в 1918, приобрело строительство колхозов и совхозов.
Гораздо большее значение для взаимоотношений крестьянства с советской властью и развития аграрного производства имела продовольственная политика. Летом 1920 в Сибири была введена обязательная продразверстка, ее сбор обеспечивался вооруженной силой — продотрядами, частями Красной армии и другими военизированными формированиями. Конфискационный характер продразверстки, террор по отношению к сельским жителям при ее осуществлении вызвали их ожесточенное сопротивление. С трудом подавленные масштабные антисоветские вооруженные выступления (см. Крестьянское движение) вынудили большевиков перейти к новой экономической политике.
В марте 1921 было принято решение об отмене продразверстки и переходе к продналогу. Государство становилось собственником только части произведенной продукции, отчуждаемой в форме строго фиксированного натур, налога. Остальное ее количество оставалось в распоряжении крестьянина и могло быть использовано как для внутрихозяйственного потребления или накопления, так и для продажи (обмена). Доходы, полученные крестьянином на рынке, должны были создать базу для восстановления собственного хозяйства.
Государство, в свою очередь, брало обязательство помочь этому процессу, оказав деревне экономическую помощь.
Однако сибирские крестьяне не смогли сразу воспользоваться возможностями нэпа. В условиях катастрофического неурожая в Поволжье и связанного с ним голода Сибирь получила завышенное задание по первому продналогу (1921/22), он собирался не менее жесткими методами, чем продразверстка. Тяжелым для исполнения оказался и продналог 1922/23. Сверхнормативное обложение сибирских крестьян в рамках продразверстки и продналога привело к резкому падению уровня сельскохозяйственного производства, которое приобрело характер полномасштабного кризиса.
Хозяйственная ситуация в сибирской деревне несколько улучшилась лишь осенью 1923 в связи с уменьшением и упорядочением налогообложения и расширением семенной и иной помощи крестьянству. В 1924 возобновилось регулярное снабжение деревни сельскохозяйственным инвентарем и машинами, расширилось ее землеустроительное, агрономное и зооветеринарное обслуживание, существенно возросло кредитование селян. Восстанавливалась и развивалась сельскохозяйственная кооперация. Налаживалось товароснабжение деревни через постоянно растущую сеть потребительской кооперации (см. Кооперация).
В 1925 в ходе практического осуществления курса РКП(б) «Лицом к деревне» был проведен ряд дополнительных мероприятий, отвечающих интересам крестьянства. С целью стимулирования роста товарности крестьянских хозяйств расширились законодательные рамки применения найма рабочей силы и аренды земли. В сфере регулирования земельных отношений подтверждалась закрепленная в Земельном кодексе РСФСР 1922 свобода выбора форм землепользования. Дезавуировались любые административные запреты на выделение хуторов и отрубов. Местные власти призывались бороться с частыми внутриобщинными переделами. Увеличивались ассигнования на землеустройство, первоочередной задачей которого считалась рационализация общин, землепользования путем перехода к многополью и выделению поселков. Снизилось налогообложение деревни. С целью стимулирования товарности крестьянских хозяйств принимались меры по либерализации аграрного рынка. Отменялись широко практиковавшиеся на местах ограничения на частную торговлю в деревне.
Все это способствовало быстрому восстановлению сельского хозяйства региона. Чтобы закрепить и развить успех, специалисты сибирских земельных органов разработали Перспективный план развития сельского хозяйства Сибирского края. В качестве социальной базы реконструкции аграрного сектора в нем рассматривались индивидуальные крестьянские хозяйства, производственный потенциал которых многократно увеличивался за счет их объединения в специализированные виды сельскохозяйственной кооперации и перехода к более интенсивным агротехнологиям. Одним из условий реализации плана его авторы называли поддержку зажиточных крестьянских хозяйств, имевших значительный потенциал для поступательного развития.
Уже в 1926 началась корректировка аграрной политики. Вновь стал применяться так называемый классовый подход, в соответствии с которым помощь со стороны государства предоставлялась в первую очередь беднякам, затем середнякам, зажиточные же слои от нее постепенно отлучались и, более того, ставились под возрастающий налоговый пресс. «Классовая линия» проявилась и в кооперативной политике. Партийно-советские структуры вели постоянную борьбу за недопущение в руководящие органы кооперации зажиточных крестьян. Низовые кооперативы и кооперативная сеть в целом лишались самостоятельности и попадали под жесткий контроль партийных и государственных органов. Ужесточилась позиция государства и в области регулирования аграрного рынка. Вновь была восстановлена практика жесткого регулирования заготовительных цен на сельскохозяйственную продукцию.
В конце 1920-х гг. нажим на зажиточные слои деревни еще более усилился. С января 1928 зажиточные крестьяне, не желавшие продавать произведенное ими зерно государственным и кооперативным заготовителям по низким ценам, стали преследоваться в уголовном порядке как спекулянты (см. Хлебозаготовительный кризис 1927/28). В 1928/29 введены надбавки к налогу на зажиточные середняцкие хозяйства (до 25%) и осуществлен переход к индивидуальному обложению кулачества сельскохозяйственным налогом. Зажиточных крестьян принудительно лишали земельных наделов за систематическое использование найма, сокращение посевов, антисоветскую агитацию. Ужесточились правила найма рабочей силы и аренды земли. Весной 1929 государство фактически восстановило продразверстку, названную на сей раз урало-сибирским методом хлебозаготовок.
Экономическое наступление на зажиточные слои деревни приводило к их разорению, консервации мелкотоварности крестьянской экономики и замедлению темпов развития сельского хозяйства в целом. В свою очередь, низкие темпы развития аграрного производства подрывали возможность осуществления принятой в конце 1920-х гг. лидерами Коммунистические партии программы ускоренной индустриализации страны, в рамках которой крестьянству отводилась роль основного источника материальных и людских ресурсов. В связи с этим принимается решение о переходе к массовой коллективизации. Коллективизация, т. е. ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств и их объединение в производственные кооперативы, по мнению марксистских теоретиков, позволяла широко внедрить в сельское хозяйство новейшие технические достижения (прежде всего тракторы и зерноуборочные комбайны), превратить аграрный труд в разновидность индустриального и за счет этого резко повысить его производительность и товарность.
Ноябрьский (1929) Пленум ЦК ВКП(б) поставил задачу развертывания «сплошной коллективизации». 5 января 1930 ЦК Коммунистической партии дал директиву завершить ее в основном в главных зерновых районах осенью 1930 или весной 1931, в других зерновых районах, включая Сибирь, — осенью 1931 — весной 1932. В регионах развернулась форсированная коллективизация. К марту 1930 в Сибирском крае в колхозах числилось около половины, на Дальнем Востоке — 45% крестьянских дворов. Составной частью коллективизации и одним из основным средств ее осуществления стала насильственная экспроприация хозяйств, относимых к кулацким, — «раскулачивание».
В результате произошло резкое ослабление производительных сил сельского хозяйства. Чтобы окончательно не уничтожить аграрный сектор экономики и предотвратить всеобщее крестьянское восстание, руководство страны скорректировало свою политику. Насильственные методы коллективизации официально дезавуировались. Крестьяне стали в массовом порядке выходить из колхозов. К началу июня 1930 процент коллективизации в Сибирском крае снизился до 20, на Дальнем Востоке — до 26. Однако уже в начале 1931 массовая коллективизация возобновилась. К концу года в Западно-Сибирском крае в колхозах состояло 61 %, в Дальневосточном крае — 60, в Восточно-Сибирском крае — 52 % крестьянских хозяйств.
Коллективизация не только не решила проблем сельского хозяйства Сибири, но и отбросила его назад. Производительность труда в коллективных хозяйствах, даже несмотря на начавшуюся механизацию зернового производства, оказалась существенно ниже ожидаемой. Базовыми факторами кризисных явлений в сельском хозяйстве являлись сверхнормативное изъятие сельскохозяйственной продукции, неудовлетворительная организация производства в колхозах и отсутствие у колхозников стимулов к труду.
Несмотря на снижение производства, государство требовало от крестьян все больше продукции. Функционировавшая в начале 1930-х гг. контрактационная система заготовок сельскохозяйственной продукции отличалась нестабильностью заготовительных планов, которые в течение года могли неоднократно меняться в сторону увеличения. При этом дополнительные задания (так называемые встречные планы), как правило, получали колхозы, достигшие более высоких урожаев и выполнившие заготовительные планы. Выполнение завышенных заготовительных планов, а также сохранность колхозной собственности обеспечивались внеэкономическим принуждением и массовыми репрессиями (см. Советская репрессивная политика в Сибири; «Закон о колосках»). В 1931—32 превратившиеся в настоящий грабеж деревни хлебозаготовки и массовое принудительное изъятие у крестьян скота для формирования колхозных ферм вызвали массовый голод.
В 1933 перед центральными и местными властями вновь встала задача восстановления разрушенного сельского хозяйства. В рамках ее реализации прежде всего была реформирована система госзаготовок. Контрактацию основных видов сельскохозяйственной продукции заменили их обязательными поставками, которые имели юридически оформленный налоговый характер. Налагать на сдатчиков дополнительного задания запрещалось, а все «излишки» продукции после завершения поставок должны были оставаться в их «полном распоряжении».
Задачу организационно-хозяйственного укрепления колхозов выполняли созданные в 1933 политотделы МТС и совхозов, призванные помочь наладить в колхозах учет и организацию труда и очистить их от «классово-враждебных элементов». Массовые чистки колхозов вкупе с относительным улучшением положения единоличного крестьянства привели к замедлению и даже приостановке темпов коллективизации. Чтобы преодолеть данную ситуацию, в конце 1934—35 был ужесточен политический и экономический прессинг на единоличников.
Параллельно с усилением давления на единоличников власти пошли на относительное смягчение государственной политики в отношении колхозов и колхозников. В конце 1934 упраздняются политотделы МТС, снижается размах репрессий, уменьшается уровень налогообложения колхозников. Принимаются меры к стимулированию развития их личных приусадебных хозяйств (ЛПХ). Местные власти обязываются ликвидировать «бескоровность» ЛПХ, оказав колхозникам помощь в приобретении и выращивании молодняка. В 1935 принимается новый Примерный устав сельскохозяйственной артели, в котором предусматриваются более высокие предельные нормы личного хозяйства. Преференции, предоставляемые колхозникам, были призваны, с одной стороны, побуждать единоличников вступать в колхозы, а с другой — улучшить тяжелое материальное положение колхозного крестьянства. Подобная политика привела к ускорению коллективизации деревни. В Западной Сибири и на Дальнем Востоке на 1 июля 1937 в колхозах состояло 94% крестьянских дворов, в Восточной Сибири — 91%.
С 1933 начался рост зернового производства, с 1935 — животноводства. Подъему земледелия способствовала его постоянно растущая механизация, которая рассматривалась как одна из приоритетных задач государства. Наращивались поставки тракторов и комбайнов, увеличивалось число машинно-тракторных станций. Велась подготовка механизаторов, инженерно-технических работников.
Тем не менее поставленная руководством страны задача — за годы второй пятилетки (1933—37) добиться удвоения общего объема производства сельскохозяйственной продукции — не была решена. Не выполнили своих пятилетних планов и сибирской власти. Недостаточные темпы развития сельского хозяйства в первую очередь определялись высоким уровнем налогово-податного обложения колхозов. Помимо обязательных поставок, нормы которых в середине 1930-х гг. несколько снизились, на них возлагались еще и другие натуральные подати — натуроплата МТС, госзакуп, гарнцевый сбор. Наиболее обременительной являлась натуроплата, ее размеры постоянно росли в связи с увеличением объемов сельскохозяйственных работ, выполняемых МТС. В этих условиях оплата труда колхозников оставалась крайне низкой, что не создавало стимулов к повышению его производительности. Многие колхозники предпочитали работать в ЛПХ, а не на «общественных» полях и фермах.
В то же время в условиях надвигавшейся войны страна нуждалась в более существенного наращивании продовольственных и сырьевых ресурсов. В связи с этим власти в конце 1930-х гг. пошли на значительное повышение уровня налогово-податного обложения колхозов. Для увеличения размеров натуроплаты в 1939 был пересмотрен порядок определения урожайности колхозной нивы, которая теперь стала устанавливаться непосредственно на поле перед началом уборки (так называемый биологический метод). В 1940 за счет новых видов сельскохозяйственных продуктов расширилась система обязательных поставок. Произошел переход от расчета объемов поставок по площади посева или поголовью скота к их исчислению с каждого гектара закрепленных за колхозами сельскохозяйственных угодий, что должно было стимулировать колхозы к более рациональному их использованию. В качестве «стимула» к выполнению заготовительных планов вновь стали применяться репрессии.
Одновременно усилилось давление на личный сектор сельской экономики. В конце 1938 началась длительная кампания по изъятию «излишков» земли и скота в ЛПХ. Произошло существенное увеличение и ужесточение податного бремени по отношению к их владельцам. С 1939 к уплате натуральных податей и сельскохозяйственного налога стали привлекаться ранее освобожденные от них ЛПХ проживавших на селе рабочих и служащих. На них, а также на колхозников распространялись принципы обложения, прежде применявшиеся только по отношению к единоличникам. Налоговое давление на ЛПХ, помимо пополнения казны, было призвано привести к сокращению его размеров и вынудить крестьян с большей отдачей работать в колхозах. С той же целью устанавливался обязательный минимум трудодней для колхозников. Не выработавшие минимума подлежали исключению из колхоза с конфискацией приусадебного участка.
В конце 1930-х гг. государство не ограничивалось только фискальными методами воздействия на деревню. Предпринимались меры к улучшению агротехники, качества семян, породности скота. Началось внедрение травопольной системы земледелия. Развернулось строительство малых сельских электростанций. Ставилась задача завершить механизацию основных производственных процессов в земледелии и приступить к механизации животноводства. В рамках обострившейся зерновой проблемы был разработан первый общесоюзный «целинный проект», нормативно оформленный постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 20 апреля 1940, в котором предусматривалось в течение 1940—42 добиться существенного увеличения посевов зерновых за счет освоения целинных и залежных земель в восточных районах страны, в том числе в Сибири. Предусматривалось наращивание поставок сельскохозяйственной техники, создание новых МТС. Нехватку рабочей силы планировалось частично компенсировать за счет расширения масштабов переселения колхозников из трудоизбыточных районов европейской части РСФСР.
Выдвинутый после начала Великой Отечественной войны лозунг «Все для фронта, все для победы» определял основное содержание аграрной политики советского государства по отношению к деревне в этот период. Несмотря на невосполнимые людские и материально-технические потери, деревня за счет мобилизации внутренних резервов должна была обеспечить фронт и тыл необходимым минимумом продовольствия и сырья. При этом Сибирь, наряду с Поволжьем и Казахстаном, стала главной сельскохозяйственной базой страны. Для хотя бы частичного восполнения многократно обострившегося дефицита рабочей силы в сельском хозяйстве в производственную сферу в значительно больших, чем до войны, масштабах стали привлекаться женщины, старики, подростки, дети. Колхозные кадры пополнялись также эвакуированные жителями европейской части СССР, представителями депортированных народов. На уборочные работы в порядке обязательные трудовые повинности направлялись не занятые в сельском хозяйстве сельские жители, учащиеся, население городов и поселков городского типа.
Основными стимулами героического труда сельских жителей стали осознание того, что они кормят своих мужей, братьев и отцов, воевавших на фронте, вера в победу. Эта вера всячески поддерживалась в ходе проводившихся массово-политических мероприятий. Однако во время войны использовались не только моральные стимулы. В законо-дательном порядке увеличился обязательный минимум трудодней, который определялся и для подростков от 12 до 16 лет. Повысились нормы выработки. Широко практиковалось списание трудодней за нарушения трудовой и производственной дисциплины. Осенью 1941 были воссозданы чрезвычайные органы управления на селе — политотделы МТС и совхозов. Они проводили массовую политическую и организационно-хозяйственную работу, главной целью которой являлось обеспечение своевременного и безоговорочного выполнения колхозами и совхозами государственных заданий по поставкам сельскохозяйственных продуктов. В обязанности политотделов также входило отслеживание политических настроений сельских жителей, выявление и пресечение проявлений антиколхозной и антисоветской пропаганды.
В первые годы Великой Отечественной войны продолжала увеличиваться тяжесть налогового бремени. Ужесточились меры принуждения к исполнению налогов прямых и податей. Вводился ряд новых денежных и натуральных сборов. В форме принимавшихся регионами, районами и хозяйствами «повышенных социалистических обязательств» по сдаче сельскохозяйственных продуктов (прежде всего хлеба) фактически реанимировалась система «встречных» планов. Существенно возросла роль платежей и сборов, формально относимых к категории добровольных: госзаймов, лотерей, сдачи денег и сельскохозяйственных продуктов в фонды обороны, помощи освобожденным районам, инвалидам войны и т. п. В 1941—42 широкие масштабы на местах получила практика «добровольного» закупа личного скота для укомплектования колхозных ферм.
Стабилизация положения на фронте в 1943 привела к некоторому смягчению давления на деревню. В этом году ликвидировали политотделы. Приостановился рост налогообложения. Центр осудил практику изъятия скота у колхозников и, более того, потребовал в кратчайшие сроки ликвидировать бескоровность колхозных семей. Вновь стала применяться практика продажи или даже передачи колхозного скота членам сельскохозяйственных артелей. Существенно сократились масштабы мобилизации колхозников на работу в промышленность, строительство и на транспорт.
В 1946 началось послевоенное восстановление сельского хозяйства. В деревню возвращались демобилизованные фронтовики и часть селян, привлеченных в военные годы в промышленность. Увеличились капиталовложения в аграрный сектор экономики. Возобновилось широкомасштабное машиноснабжение сельского хозяйства. Ускорить восстановление разоренной войной сельской экономики могло облегчение ее налогово-податного обложения. В начале 1946 отменялись некоторые из введенных во время войны натуральных и денежных сборов. Многие колхозы получили скидки от нормативных размеров обязательных поставок. Снизилось налогообложение ЛПХ и колхозные животноводства. В последующем власть эпизодически шла на облегчение тяжести обложения. В засушливые годы уменьшались планы хлебозаготовок. Принимались решения о списании с колхозов недоимок.
Однако основной тенденцией развития налогово-податной системы в послевоенные годы являлось повышение нормативов отчуждения труда, произведенной продукции и денежных средств. В 1947 на экономически более развитые хозяйства переложили часть обязательств по поставкам со слабых хозяйств, практически их никогда не выполнявших. Выросшие расценки услуг МТС в сочетании с постоянным увеличением объемов выполняемых ими в колхозах работ приводили к перманентному утяжелению налогового пресса на зерновое хозяйство. С 1948 ежегодно увеличивались нормативные размеры обложения животноводства.
Ощутимым бременем на колхозную экономику лег повысившийся подоходный налог.
Рост нормативов налогово-податного обложения не всегда приводил к реальному повышению тяжести обложения. В 1947—50 объемы прибавочного продукта, остающегося в колхозах после выполнения ими своих денежных и натуральных обязательств перед государством, увеличивались, что позволяло им, хотя и в недостаточных размерах, но все же наращивать объемы производства. Это способствовало увеличению заработной платы колхозников. Однако даже в наиболее благоприятные послевоенные годы оплата труда в колхозе могла обеспечить лишь полуголодное существование. Чтобы выжить в этих условиях, большинство крестьян прибегали к апробированным в предшествующий период поведенческим стратегиям: хищениям колхозного имущества, работе «спустя рукава», уклонению от труда на колхозных полях и фермах, первоочередной работе в ЛПХ, бегству из деревни.
Власти боролись с подобным поведением колхозников, активно используя инструменты принуждения, введенные на время войны, но так и не отмененные после ее окончания. В 1948 Совет министров СССР потребовал от местных органов в месячный срок «пересмотреть устаревшие заниженные нормы выработки и завышенные расценки работ» в колхозах. Применялись и прямые репрессии. Летом 1948 была проведена кампания по выселению в отдаленные районы страны жителей деревни, «злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве».
Побудить крестьян работать в колхозах должно было сокращение размеров ЛПХ. Осенью 1946 началась очередная кампания по экспроприации у колхозников «излишков» приусадебных земель. Так же, как и во время войны, в послевоенный период ЛПХ использовалось в качестве источника роста поголовья колхозных ферм. В 1948 существенно выросли ставки взимаемого с ЛПХ сельскохозяйственного налога. Рост налога, как и прежде, привел к сокращению размеров приусадебных хозяйств. Вследствие этого произошло снижение налогооблагаемой базы и общей суммы налоговых поступлений. Для компенсации потерь государство в 1950, 1951 и 1952 повышало ставки сельскохозяйственного налога.
В начале 1950-х гг. действие восстановительных механизмов закончилось, и сельское хозяйство региона практически потеряло позитивную динамику. Объем производства и заготовок не обеспечивал потребностей страны. Попытка преодолеть спад за счет укрупнения колхозов к ожидаемым результатам не привела. Главной причиной кризиса сельского хозяйства являлась низкая производительность не свободного и практически бесплатного труда колхозников. В связи с этим все большему числу представителей партийно-государственной элиты становилось ясно, что дальнейшее развитие отрасли на старых принципах невозможно. Чтобы двинуть ее вперед, необходимы были перемены.
Точкой отсчета постсталинских преобразований аграрного сектора экономики стали решения сентября (1953) Пленума ЦК КПСС, в которых ставилась задача существенного прироста производства сельскохозяйственной продукции прежде всего за счет повышения доходности сельскохозяйственных предприятий и материальной заинтересованности их работников. В рамках реализации данного курса в конце 1953 были снижены нормы госпоставок, увеличены заготовительные цены, подешевели услуги МТС. Остающиеся после выполнения колхозами обязательств по поставкам продукты заготавливали в порядке государственных закупок по повышенным ценам. В 1958 обязательные поставки и натуроплату отменили. Госзаготовки в колхозах стали осуществляться исключительно в форме закупок, в совхозах — сдачи-продажи. При этом закупочные цены в очередной раз увеличили. Повышение рентабельности колхозов привело к росту оплаты труда колхозников. Улучшению материального благосостояния сельских жителей способствовали меры по стимулированию развития ЛПХ. Существенно снизилось их налогообложение. Местные органы обязывались прекратить практику ущемления интересов колхозников в отношении ЛПХ и оказывать им помощь в обзаведении скотом и обеспечении кормами.
На сентябрьском (1953) Пленуме ЦК КПСС особо подчеркивалась необходимость использования интенсивных факторов увеличения аграрного производства (повышение урожайности уже вовлеченной в оборот пашни и продуктивности животноводства). Однако подъем сельского хозяйства во второй половине 1950-х гг. был достигнут главным образом за счет экстенсивных факторов (увеличения посевной площади и поголовья скота). В 1954 по инициативе Н.С. Хрущева началась кампания по целинных и залежных земель освоению на востоке страны, в том числе в Сибири. Целью кампании являлось увеличение заготовок зерна на 35—40%. Поставленную задачу не только выполнили, но и перевыполнили. Другую, еще более амбициозную задачу — в течение второй половины 1950-х гг. удвоить производство основных продуктов животноводства — реализовать не удалось. На темпах развития отрасли отрицательно сказывалось сокращение кормовой базы в результате распашки земель, ранее использовавшихся под пастбища и сенокосы. Ситуацию не спасла и попытка введения в севообороты кукурузы, превратившаяся в очередную шумную, но неэффективную кампанию, которую проводили с нарушением элементарных агротехнических норм (см. Кукурузная кампания второй половины 1950-х — начала 1960-х гг.). Допущенные во время освоения целинных и залежных земель нарушения агротехники уже к концу 1950-х гг. начали сказываться на развитии зернового хозяйства. В результате снижения плодородия почв сократилась урожайность, ухудшилось качество собираемого хлеба. В Сибири и по стране в целом стала ощущаться острая нехватка не только фуражного, но и продовольственного зерна.
Возникшие проблемы руководители советского государства пытались решить в основном за счет организационно-хозяйственной перестройки отрасли. В конце 1950-х — первой половины 1960-х гг. начался процесс массового преобразования колхозов в совхозы. Продолжалось укрупнение колхозов. В 1958 произошла реорганизация МТС. Принадлежавший им машинно-тракторный парк на возмездной основе передавался колхозам. В конце 1950-х гг. вновь было прервано поступательное развитие личного сектора сельской экономики. Партийное руководство приняло курс на строительство коммунизма. А ЛПХ с коммунистическими отношениями, по мнению теоретиков, никак не соотносилось. Местные власти снова получили задание изымать «излишки» земли и скота у населения. В 1960-е гг. в рамках реализации курса на централизацию и концентрацию производства и социальной инфраструктуры началась ликвидация «неперспективных» деревень.
Продовольственный кризис начала 1960-х гг. заставил государство изменить свою политику в отношении ЛПХ. С середины 1960-х гг. кампаний по его сокращению больше не проводилось. На самом высоком уровне было заявлено о необходимости устранения «необоснованных ограничений» ЛПХ колхозников, рабочих и служащих.
Весьма противоречивые результаты «целинной эпопеи» также показали, что экстенсивные методы ведения хозяйства себя исчерпали. В высших эшелонах советского руководства все более утверждалось мнение о необходимости перехода к интенсификации сельского хозяйства, которая понималась как комплекс организационно-экономический мероприятий, позволяющих добиться увеличения объемов производства продуктов растениеводства и животноводства за счет повышения производительности труда. Обеспечить достижение поставленных целей должно было перманентное наращивание капитальных вложений в сельское хозяйство, повышение квалификации его работников, их материальное стимулирование, решение социальных проблем села. Курс на интенсификацию отрасли был окончательно оформлен мартовским (1965) Пленумом ЦК КПСС.
Пленум также осудил практику необоснованного вмешательства в дела колхозов и совхозов и поставил задачу расширения их производственной, финансовой и плановой самостоятельности.
В рамках индустриализации аграрного сектора экономики, направленной на повышение производительности сельскохозяйственного труда, планировалось строительство крупных животноводческих комплексов (по производству молока и свинины) и птицефабрик. Превращению сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального должны были способствовать организационные изменения в отрасли — укрупнение сельскохозяйственных предприятий и внутрихозяйственных структур. Продолжалось начатое в предыдущие годы массовое преобразование колхозов в совхозы. За счет преимущественного развития базовой отрасли внутри сельскохозяйственных предприятий происходило углубление их специализации. При этом ликвидировались или существенно сокращались непрофильные производства и подсобные промыслы. С целью преодоления негативных последствий узкой специализации сельскохозяйственных предприятий с начала 1970-х гг. стали создаваться межхозяйственные предприятия, специализировавшиеся на откорме скота, производстве и переработке кормов, семеноводстве. В 1982 созданы районные агропромышленные объединения (РАПО). Наряду с колхозами и совхозами в них вошли ремонтно-технические, агрохимические, автотранспортные, снабженческие, заготовительные и перерабатывающие предприятия.
В качестве главного фактора повышения плодородия почв рассматривалось расширен, применение минеральных удобрений, химических средств защиты растений и ядохимикатов. Принимались меры по улучшению культуры земледелия и животноводства. Вблизи крупных городов создавались массивы орошаемых мелиорированных земель для ведения орошаемого овощеводства и интенсификации кормопроизводства.
С 1966 в колхозах стала вводиться гарантированная ежемесячная денежная оплата труда, размеры которой рассчитывались на основании норм выработки и тарифных ставок, действовавших в совхозах. Данное мероприятие способствовало сближению оплаты труда в колхозах и совхозах. Рост оплаты труда работников сельскохозяйственных предприятий опережал темпы роста его производительности. В 1960-х — начале 1970-х гг. это вызывалось стремлением поднять жизненный уровень сельских тружеников, сократить разницу между средней заработной платой на селе и в городе. При этом предполагалось, что рост оплаты труда приведет к повышению его производительности и в дальнейшем темпы роста производительности труда будут устойчиво превышать темпы роста его оплаты. XXV съезд КПСС поставил задачу усиления стимулирующей роли заработной платы, повышения ее зависимости от конечных результатов производства. Однако добиться опережения темпов роста производительности аграрного труда над темпами роста его оплаты в конце 1970-х — начале 1980-х гг. не удалось.
Избранный советским руководством в середине 1960-х гг. путь развития сельского хозяйства к ожидаемым позитивным результатам не привел. Достаточно динамично аграрный сектор сибирской экономики развивался лишь во второй половине 1960-х гг. В 1970-е гг., несмотря на постоянное наращивание капительных вложений, темпы роста аграрного производства начали снижаться. В связи с этим была фактически свернута начавшаяся в 1965 экономическая реформа, в рамках которой ставилась задача перевода сельскохозяйственных предприятий на хозрасчет. Усилился контроль над финансово-хозяйственной деятельностью колхозов и совхозов. Возобновилось навязывание им заданий по сверхплановым закупкам.
В начале 1980-х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер. Резко упали эффективность производства, его фондоотдача, производительность труда, возросла себестоимость продукции. В Сибири в 1981—82 произошло сокращение объемов аграрного производства. Основная причина низкой эффективности сельского хозяйства по-прежнему заключалась в отсутствии устойчивой мотивации работников сельскохозяйственных предприятий к высокопроизводительному труду. В громоздких и трудноуправляемых подразделениях колхозники и рабочие совхозов не были связаны с конечным результатом ни организационно, ни материально. Нараставшее отчуждение от средств производства и результатов труда приводило к ослаблению трудовой, исполнительной и технологической дисциплины, нерациональному расходованию сырья, материалов, энергии.
При всем разнообразии курсов и конкретных приемов реализации аграрной политике советского государства присущи вполне определенные закономерности. Главной целью макропо-литературных устремлений его лидеров и правящей партии в целом являлось сохранение суверенитета страны, которое не мыслилось вне существующей политическо-идеологической системы. Решить данную задачу в рамках геополитических реалий не представлялось возможным без ускоренной индустриальной модернизации страны. Ее ресурсное обеспечение находилось в прямо пропорциональной зависимости от степени неэквивалентности обмена между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством. Чем меньше получали крестьяне за свой труд, тем больше имел индустриальный сектор. Сверхнормативное изъятие сельскохозяйственной продукции, которое обеспечивалось жестким внеэкономическим принуждением, позволяло советскому государству решать поставленные сверхзадачи (победить в Гражданской и Великой Отечественной войнах, провести ускоренную индустриализацию в начале 1930-х гг., сохранить военно-стратегический паритет с США в послевоенные годы), но в то же время приводило к обнищанию жителей деревни и кризису сельского хозяйства.
Падение сельскохозяйственного производства, в свою очередь, сокращало объемы ресурсной подпитки индустриального строительства и сказывалось на благосостоянии горожан. Следовавшие за этим смягчение давления на деревню, использование материальных стимулов крестьянского труда, наращивание капитальных вложений в аграрный сектор экономики придавали сельскому хозяйству позитивную динамику, но решить поставленные перед ним партией и государством «грандиозные» задачи не могли. Более того, через некоторое время развитие сельского хозяйства приобретало затухающую динамику.
В середине 1950-х гг. степень неэквивалентности обмена между городом и деревней существенно снизилась, предпочтение отдавалось материальному стимулированию труда, благосостояние селян повысилось. Однако циклический характер государственной аграрной политики сохранился. Предоставление сельскохозяйственным предприятиям относительной экономической свободы сменялось усилением административного вмешательства в их деятельность.
См. Аграрный вопрос, Аграрный строй, Сельское хозяйство, Заготовки с.-х. продукции государственные.
Лит.: Крестьянство Сибири в период строительства социализма (1917—1937 гг.). Новосибирск, 1983; Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1985; История советского крестьянства. М., 1986—1988; Крестьянство и сельское хозяйство Сибири. 1960—1980-е гг. Новосибирск, 1991; Зеленин И.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство. М., 2001; Ильиных В. А. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920-х — начало 1950-х гг. Новосибирск, 2004.
СИ. Андреенков, В.А. Ильиных
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей