ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ В СИБИРИ. Система административно-политических органов и совокупность военно-политических, социально-экономических и культурных преобразований советской власти в Сибири после ее освобождения от колчаковцев. Являлась реализацией военно-коммунистеской политики, апробированной РКП(б) в Европейской России, которая заключалась в максимальной централизации и милитаризации органов государственной власти, гипертрофированном использовании ими чрезвычайных форм и методов во взаимоотношениях с обществом.
Эта политика была реакцией на объективные условия, в которых находилась Россия после взятия большевиками государственной власти, и в то же время являлась воплощением программ, положений РКП(б) и идейных взглядов ее лидеров. Политика военного коммунизма была направлена как на решение конкретных задач, продиктованных реалиями революции и Гражданской войны, так и на достижение целей социалистического строительства.
Проведение политики военного коммунизма в Сибири началось с учреждения высшими и центральными органами советской власти своих представительств и назначения уполномоченных, наделенных чрезвычайными правами и призванных возглавить различные отрасли управления. По рекомендации ЦК РКП(б) 27 августа 1919 ВЦИК и СНК учредили Сибревком (СРК), которому делегировали такие полномочия в сфере гражданского управления. Аналогичным образом в сентябре 1919 — январе 1920 поступили наркоматы и приравненные к ним инстанции, направив в Сибирь своих сотрудников, облеченных соответствующими правами.
27 октября 1919 в Челябинске СРК с участием местного партийно-советского актива создал Сибирское областное бюро (Сибоблбюро) РКП(б). После неоднократного обсуждения вопросов о его функциях и составе, Сибоблбюро конституировалось на правах чрезвычайного партийного органа для руководства большевистскими организациями на территории освобождаемой Сибири.
Дальнейшее усиление административно-политического аппарата в Сибири произошло в конце весны 1920. Постановлением апрельского пленума ЦК РКП(б) Сибоблбюро было реорганизовано в территориальный отдел ЦК. Тогда же в соответствии с решением апрельского пленума СРК был преобразован в областной орган гражданского и военного управления, которому подчинялись все существовавшие на территории Сибири гражданские и военные власти, за исключением местных органов ВЧК.
В подчинение учрежденного в структуре СРК военного отдела (Штаба помощника Главнокомандующего всеми вооруженными силами республики по Сибири) передавались полевые войска и войска вспомогательного назначения, общая численность которых летом 1920 достигла 400 тыс. человек. В итоге в Сибири был создан самый мощный в РСФСР областной административно-политический и военный аппарат, действовавший в интересах Центра.
Первоочередная задача, которую поставила Москва перед своими представительствами в Сибири, заключалась в том, чтобы превратить область в надежный оплот Советской России. С этой целью на территории Сибири было введено военное положение, которое просуществовало до 4 декабря 1920. К весне 1921 на военном положении оставалось около половины всей территории Сибири.
Применительно к условиям Сибири в Центре был выработан особый курс в области партийного и советского строительства. Местные губернские и уездные организации РКП(б) не получили права избирать свои комитеты. Вместо них Сибоблбюро назначало бюро и организационное бюро, состоявшие в основном из коммунистов, откомандированных по распоряжению ЦК партии, и политработников Красной армии. За небольшим исключением они стали самыми решительными и последовательными проводниками политики Москвы в губернских и уездных звеньях партийного аппарата Сибири.
По распоряжению СРК все советы, организованные партизанами и повстанцами Сибири в ходе свержения колчаковской власти, были распущены. Вместо них создавались назначенные по приказам сверху революционные комитеты, председателями и членами которых стали коммунисты и сочувствующие им беспартийные. В годы Гражданской войны Сибирь оказалась единственной областью, в которой ревкомы были учреждены на всех уровнях властной вертикали. Лишь по мере того, как Сиббюро ЦК РКП(б) и СРК убеждались в создании в той или иной губернии прочной опоры коммунистического режима, в них разрешалось проводить выборы партийных комитетов и исполкомов советов.
Важнейшим элементом советского государственного аппарата в условиях военного коммунизма являлись его репрессированные органы: ВЧК, милиция, судебная система. Специфика Сибири заключалась в том, что здесь наряду с губернскими и районными транспортными чрезвычайными комиссиями были учреждены Полномочное представительство ВЧК и в ряде городов — уездные чека, которые в Европейской России в первой половине 1919 подверглись ликвидации. В судебной системе доминирующая роль принадлежала не народным судам, а различного рода революционным трибуналам. Благодаря этому в Сибири возник административно-политический и репрессивный аппарат, способный осуществлять политику тотального контроля над обществом и подавления сопротивления с его стороны.
Военно-коммунистическая политика требовала предельной мобилизации всех людских и материальных ресурсов в распоряжение Центра. Для решения этих задач в Европейской России использовались такие средства, как национализация промышленных предприятий и транспорта, всеобщая трудовая повинность, военные и трудовые мобилизации, запрет свободной торговли нормированными промышленными товарами и продуктами питания, разверстка на сельскохозяйственную продукцию и заготовку дров.
Советская власть в Сибири в основном пошла по такому же пути. Здесь также были национализированы железнодорожный и водный транспорт, все крупные предприятия горно-добывающей, деревообрабатывающей, кожевенной, металлургической, топливной и химической промышленности. К осени 1920 такая же участь постигла около 21 % предприятий мелкой промышленности. По удельному весу это было почти в 2 раза меньше, чем по РСФСР в целом.
В то же время из-за нехватки в Сибири специалистов и рабочих здесь более широкое распространение получили всевозможные трудовые мобилизации. Только по распоряжениям СРК в 1920 была произведена мобилизация 16 категорий населения. Мобилизованные широко привлекались к погрузочно-разгрузочным и строительным работам, для борьбы с тифом, заготовки топлива, ликвидации неграмотности и т. п.
Более значительными по масштабам были военные мобилизации, осуществлявшиеся для укомплектования дислоцировавшихся и формировавшихся здесь частей и соединений. В июне и октябре 1920 в Сибири прошли мобилизации военнообязанных 1899—1901 г. р. Из 198,5 тыс. человек, состоявших на учете, явились 184,1 тыс., 148,4. тыс из которых было принято в войска. 20,5 тыс. призванных направили во внутренние военные округа, 92,6 тыс. — на пополнение дислоцировавшихся в Сибири дивизий, 21,8 тыс. — на доукомплектование войск вспомогательного назначения и тылов. В составе 27-й, 30-й и 51-й дивизий призванные сибиряки хорошо проявили себя на Южном и Западном фронтах, где сражались против врангелевцев и поляков.
Важнейшими элементами системы военного коммунизма в Советской России являлись запрещение свободной торговли и осуществление государственных заготовок сельскохозяйственных продуктов с помощью разверстки. Сибирь располагала огромными запасами продовольствия, в котором остро нуждалось население Европейской России и Красная армия. Но использовать здесь для его заготовки апробированные в центральной части РСФСР средства не позволяла объективная обстановка, прежде всего отсутствие крепкого продовольственного аппарата. Поэтому сначала СРК разрешил крестьянам на освобожденной от колчаковцев территории свободно торговать продуктами собственного производства. Одновременно их призывали добровольно сдавать излишки сельскохозяйственных продуктов по «твердым» ценам советским продовольственным комитетам и их контрагентам. В течение нескольких месяцев такая политика себя оправдывала. До февраля 1920 она позволила советской власти получить около 3,5 млн пудов хлебофуража.
По мере уменьшения крестьянами добровольных поставок продовольствия и усиления продовольственного аппарата политика советской власти изменялась. В феврале—марте 1920 в большинстве губерний Сибири была введена предварительная разверстка на хлебофураж. Она предусматривала изъятие в государственный фонд от 56 до 75% излишков урожая 1919. С ее объявлением свободная торговля не запрещалась, заготовки осуществлялись без применения принуждения, главным средством выполнения разверстки оставалось разъяснительная работа среди крестьян. В результате в феврале—апреле 1920 удалось заготовить около 11,5 млн пудов хлебофуража. Но в мае поступления резко упали, что обусловило переход к новому этапу продовольственной политики. В конце мая — начале июня 1920 свободная торговля нормированными продуктами была запрещена, установлены жесткие сроки сдачи разверстки, а для ее выполнения разрешено применять принудительные меры, в том числе вооруженную силу. К концу текущей продовольственной кампании, завершившейся 31 июля 1919, удалось заготовить 31,3 млн пудов хлебофуража из назначенных 65,7 млн пудов.
20 июля 1920 СНК принял Декрет «Об изъятии хлебных излишков в Сибири», который лег в основу продовольственной кампания 1920/21. Благодаря этому документу Сибирь стала единственной областью РСФСР, на которую возлагалась задача сдать государству абсолютно все излишки хлебофуража (110 млн пудов). Поскольку сибирские продовольственные органы могли компенсировать промтоварами не больше 4 % стоимости сельскохозяйственных продуктов, для их изъятия оставалось 2 средства: убеждение и принуждение. Несмотря на широко развернутую агитацию за добровольную сдачу излишков, новая продовольственная кампания прошла под знаком неуклонного наращивания в качестве метода заготовок принудительных мер. При этом продовольственные работники часто нарушали революционную законность, допускали злоупотребления по отношению к крестьянам. К марту 1921 удалось собрать 60,8 млн пудов хлебофуража.
Состоявшийся в середине марта 1921 X съезд РКП(б) принял решение об замене разверстки продналогом. Однако по решению ЦК партии в уездах Сибири, выполнивших менее 75% разверстки, она сохранялась. Окончание продовольственной кампании проходило в исключительно напряженной политической обстановке, во многих местах чреватой восстаниями. Поступления хлебофуража за 3 весенних месяца составили всего 2,2 млн пудов хлебофуража. В итоге в продовольственную кампанию 1920/21 было заготовлено 67,4 млн пудов.
Население Сибири по-разному относилось к военно-коммунистическим мероприятиям. Недовольство многих бывших партизан вызвал роспуск созданных ими советов и их замена назначенными ревкомами. В ответ часть партизан во главе с анархистом Г.Ф. Роговым в мае 1920 выступила против насаждаемых коммунистами порядков. Неявка без уважительных причин 21,7 тыс. призывников показала, что количество недовольных советской властью в Сибири росло. Переход к принудительному изъятию продовольствия и объявление разверстки 1920/21 вызвали волну крестьянских восстаний в Новониколаевском и Томском уездах, в Степном Алтае, в Бухтарминском крае, в Енисейской и Иркутской губерниях, которые, однако, были довольно быстро и легко подавлены.
Все это породило у большинства партийно-советского руководства Сибири убеждение в правильности политики военного коммунизма. В результате конец 1920 — начало 1921 ознаменовались ее дальнейшим наращиванием. Так, в начале декабря 1920 намечалось мобилизовать 174 тыс. человек, направив их на лесозаготовки. В конце декабря 1920 СРК постановил осуществить мобилизацию всех рабочих и служащих, имевших специальность, но не занятых в советских учреждениях и на предприятиях. Во второй половине января 1921 началось формирование Сибирской трудовой армии.
В состоянии эйфории часть партийно-советского руководства Сибири восприняла постановления VIII Всероссийского съезда советов «О мерах укрепления и развития крестьянского и сельского хозяйства» как дальнейшее углубление политики военного коммунизма и предоставление ему права ввести 2 новые разверстки: на крестьянское семенное зерно и на размеры засеваемой площади. Практические шаги по реализации этих намерений в начале 1921 спровоцировали Сорокинский мятеж на Алтае, затем — Западно-Сибирский мятеж.
В конце 1920 — начале 1921 недовольство политикой военного коммунизма, породившего вопиющую бесхозяйственность и массовые злоупотребления, охватило в Сибири широкие слои сельского населения. Его отражением стали многочисленные предложения трудовых крестьян и даже отдельных советских работников о замене разверстки продналогом и разрешении свободной торговли. Но эти ходатайства не были адекватно оценены руководством области, чему помешали 2 основные причины. К концу 1920 в Сибири сложилась партийно-советская бюрократия в несколько десятков тысяч человек, которую устраивали регулярно получаемые продовольственные пайки и иные бесплатные блага, не хотевшая никаких изменений. Другой опорой политики военного коммунизма стали несколько сотен тысяч деревенских люмпен-пролетариев, живших за счет внутриволостного перераспределения продовольственных излишков. Именно они после отмены разверстки породили летом 1921 самую мощную волну красного бандитизма, угрожавшего сорвать переход к новой экономической политике.
Лит.: Шишкин В.И. Революционные комитеты Сибири в годы гражданской войны (август 1919 — март 1921 г.). Новосибирск, 1978; Он же. Социалистическое строительство в сибирской деревне (ноябрь 1919 - март 1921 г.). Новосибирск, 1985.
В.А. Прошин, В.И. Шишкин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей