СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА, комплекс норматив, организационно-хозяйственных мероприятий по преобразованию аграрного строя России, основной целью которых являлось разрушение общины и внедрение частного крестьянского землевладения. Необходимость ее проведения была связана с неразрешенностью аграрного вопроса. Реформа 1861, освободив крестьян от крепостной зависимости, не создала механизма для динамичного поступательного развития сельского хозяйства страны. В европейской части России основным фактором, сдерживавшим его развитие, являлась не только не разрушенная в ходе реформы 1861, но значительно укрепившаяся крестьянская община. Производительные силы в рамках общины практически не развивались. Характерные для общинного строя чересполосица и частые уравнительные переделы препятствовали внедрению агротехнических новаций в индивидуальное крестьянское хозяйство. Выход из общины с землей был фактически невозможен. Аграрное перенаселение в центральных губерниях страны превращало наделы крестьян в парцеллы и приводило к их пауперизации. Отрезки, выкупные платежи, переход к новым видам эксплуатации усилили социальную напряженность в деревне. В этих условиях существование помещичьих латифундий создавало перманент, угрозу крестьянской революции.
Прогрессивная часть правящей элиты считала, что предотвратить революционный взрыв, спасти дворянство вообще и дворянское землевладение, в частности, ускорить развитие сельского хозяйства может выделение из крестьян слоя земельных собственников. Для достижения данной цели следовало разрушить общину. Впервые идею подобного реформирования аграрного строя страны в начале 1880-х гг. сформулировал министр финансов России Н.Х. Бунге, предложивший предоставить крестьянам возможность выхода из общины и организации подворно-участкового землепользования. Остроту аграрного перенаселения, по его мнению, могло снять массовое переселение крестьян в неосвоенные районы.
По инициативе Бунге был создан Крестьянский банк, призванный оказывать содействие селянам в приобретении помещичьих и государственных земель.
Вновь проблема реформирования аграрных отношений была поставлена в повестку дня созданных в январе 1902 Комиссии по пересмотру законоположений о крестьянах под руководством министра внутренних дел Д. С. Сипягина и Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности во главе с министром финансов С.Ю. Витте. На основе материалов Особого совещания Витте подготовил «Записку по крестьянскому делу», в которой высказался за изменение правового положения крестьянства, реформу сельского управления и суда, разрушение общины. Он настаивал на постепенном переходе крестьян к частному хозяйству при содействии специализированной кредитно-банковской системы. После совещания в Министерстве внутренних дел группа чиновников во главе с товарищем министра В.И. Гурко разрабатывала проект создания хуторского хозяйства на надельных крестьянских землях. Предложения своих предшественников использовал П.А. Столыпин. После назначения на должности министра внутренних дел и председателем Совета министров начал реформу, названную его именем.
Столыпинская аграрная реформа включала следующие направления: разрушение общины и создание частного крестьянского землевладения путем внутринадельного межевания общинных земель и создания хуторов и отрубов, развитие крестьянского земельного кредита, массовое переселение крестьян из Европейской России на восток страны. Первым шагом стал указ от 9 ноября 1906, согласно которому каждый дворохозяин мог закрепить причитающуюся ему общинную землю в личную собственность. По указу земли закреплялись чересполосно (дробными учстками), но П.А. Столыпину необходимо было разверстать общинные владения на компактные самостоятельные хозяйства. В связи с этим 15 ноября 1908 вышли «Временные правила о выдаче надельной земли к одним местам», которые дали возможность выходящим из общины сводить свои полоски в единый надел: отруб (с оставлением дома в деревне) или хутор (с выносом усадьбы на полученный участок). 19 марта 1909 Комитет по землеустроительным делам утвердил «Временные правила о землеустройстве целых сельских обществ», и с этого времени местные землеустроители ориентировались на разверстание наделов целых деревень. Развивая частную крестьянскую земельную собственность, правительство из-за боязни массового обезземеливания крестьян ограничивало ее размеры. В пределах одного уезда запрещалось сосредоточивать в одних руках более 6 душевых наделов. Земли не разрешалось продавать лицам некрестьянских сословий. Эти положения были закреплены законом 14 июня 1910 о переходе к единоличному владению и законом от 29 мая 1911 о землеустройстве.
Возглавляемое П.А. Столыпиным правительство первоначально не ставило задачу разрушения общины крестьянской в Сибири, а наоборот, укрепляло ее в фискальных целях. На регион не распространялось действие указа от 9 ноября 1906, закона от 14 июня 1910 и положения о землеустройстве от 29 мая 1911. Тем не менее вопрос о соответствующем реформировании аграрных отношений в регионе в 1907—09 рассматривался. По указанию П.А. Столыпина главноуправляющий ГУЗиЗ А.В. Кривошеий в 1909 разработал «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев сибирских губерний и областей», предусматривающее передачу надельных земель в частную собственность. Окончательное решение о необходимости полномасштабного распространения аграрной реформы на Сибирь П.А. Столыпин принял после того, как осенью 1910 вместе с Кривошеиным осуществил связанную с кризисом переселенческого движения поездку по региону (см. Столыпина П.А. и Кривошеина А.В. поездка в Сибирь в 1910 г.). После поездки министры представили записку, изложив в ней программу по переселенческому делу. В ней указывалось на отличие сибирской общины от великорусской, которое заключалось в отсутствии переделов, умении распутывать поземельные споры и отзывчивости к новшествам. В записке не предусматривалась ломка сибирской общины, но ставилась задача противодействия развитию в регионе общинно-уравнительных порядков. Для устранения кризиса переселенческого движения предлагался целый ряд мер, в том числе развитие в Сибири частной собственности на землю; разрешение продажи земель переселенцам; распространение на зауральской территориальной деятельности Крестьянского банка; отвод наделов как переселенцам, так и старожилам не в пользование, а в собственность; развитие в регионе хуторского и отрубного хозяйств; обеспечение сбыта сибирского хлеба путем строительства железной дорогт и отмены челябинского тарифного перелома.
В развитие данных установок 10 марта 1911 Совет министров принял положение «Об отводе переселенцам отрубных и хуторских участков в частную собственность», в котором предлагалось до его утверждения Государственной думой отводить участки под хутора в единоличное наследственное пользование. Правительство передало в Думу законопроект о введении частной земельной собственности, но до начала Первой мировой войны его не успели утвердить. В связи с этим хутора и отруба в Сибири, в отличие от европейской части России, передавались не в собственность, а в постоянное наследственное пользование. В конце 1912 царь утвердил положение Совета министров о сдаче земельных участков в аренду переселенцам с правом последующего выкупа их на льготных условиях в частную собственность. В 1913 для арендаторов было подготовлено 3 869 участков и сдан в аренду 371 участок.
Преобразование общинного землепользования в Сибири началось после распространения на регион действия закона от 29 мая 1911 о землеустройстве, расширявшего права землеустроительных комиссий по внутринадельному размежеванию крестьянских селений. Спад переселенческого движения позволил расширить подготовку индивидуальных участков.
Главному управлению землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) 25 марта 1911 предписало зав. переселенческими районами в обязательном порядке нарезать не менее трети наличного земельного фонда в виде хуторов и отрубов. Если в 1907 подготовили всего 120 единоличных участков для переселенцев, а в 1910 — 597, то в 1911 — 5 962 хутор, и 580 отрубных участков. Их заселение началось в 1911. К 1916 по 4 сибирским губерниям из 10,1 тыс. участков единоличного пользования заселили 5,5 тыс. Из всей массы новоселов в Азиатской России на хутора и отруба водворилось только 5%. Параллельно проводилось размежевание старожильских общин. В Томской губернии ходатайство об этом поступило от 290 тыс. старожильских дворов, или 25% от их общего количества. К 1916 было создано 72 тыс. хуторов и отрубов на площади в 2,6 млн из 30 млн десятин земли, принадлежавшей старожилам (менее 9%). В целом по Сибири под хутора и отруба выделили 9 228 тыс. десятин (около 13% земель, подлежавших землеустройству).
Более важное значение для Сибири имел другой компонент Столыпинской аграрной реформы — массовое аграрное переселение. В марте 1906 Совет министров снял существовавшие ограничения переселенческого движения и установил дополнительные льготы для крестьян-переселенцев. В отличие от предыдущих лет, когда переселение носило преимущественно стихийный характер, теперь правительство поощряло его, но стремилось упорядочить и взять под свой контроль. В сентябре 1906 царь издал указ о передаче под переселение свободных кабинетских земель Алтайского округа, в 1908 — Нерчинского горного округа (см. Землевладение кабинетское). Существенное значение для роста переселений в Сибирь имел указ от 9 ноября 1906 о праве крестьян закреплять находящиеся в их пользовании земли в частную собственность, что позволяло получать средства для поселения в Азиатской России.
Реорганизации подверглось Переселенческое управление. Всю территорию Азиатской России разделили на 12 переселенческих районов с землеустроительными и землеотводящими партиями, агрономными, медицинскими, школьными, дорожными, гидротехническими отделами. Переселенческие земли ежегодно распределяли между губерниями Европейской России, и уже на эти доли направлялись ходоки.
Правительство оказывало переселенцам поддержку. Для них вводился льготный тариф на проезд по железной дороге. Во время переезда на новое место жительства им оказывалась бесплатную врачебную и продовольственную помощь. Казенные земли поселенцы получали даром. Им выдавались ссуды на домообза-водство. В 1906—15 ссуды получили 851,9 тыс. человек. В годы неурожаев переселенцы получали продовольствие. За 1906—14 в Сибирь переселились 3,772 тыс. человек. Пик переселений пришелся на 1906—09. В 1910—11 наблюдался спад движения. Росло число неустроенных переселенцев. В 1910 их насчитывалось 700 тыс. человек. Если в первые годы столыпинской аграрной реформы в Европейскую Россию возвращалось около 20% переселенцев, то в 1910—16 — свыше 30%.
Столыпинская аграрная реформа стимулировала бурный рост сельского хозяйства Сибири. Посевные площади с 1905 по 1912 выросли на 33%, поголовье скота — на 23%. Накануне Первой мировой войны освоенные переселенцами земли давали стране ежегодно около 100 млн пудов зерна. Вывоз масла и хлеба из региона увеличился в несколько раз. Менее однозначными оказались социально-политические результаты реформы. Общину полностью разрушить не удалось. 2/з дворохозяйств выйти из нее не пожелали. В европейской части России социальная напряженность не только не была снята, но еще более возросла. У крестьян, недовольных сокращением общин, надела, возникла ненависть не только к помещикам, но и к отрубникам и хуторянам. Осталась нерешенной проблема аграрного перенаселения. Отток сельских жителей на восток компенсировался естественным приростом.
Столыпинская аграрная реформа привела к ухудшению социально-политической обстановки и в Сибири. Крестьяне-переселенцы в ряде земледельческих районов края, фактически растворившие старожильческое население, несли в своей ментальности высокий заряд социальной конфликтности. Основой для реализации этого заряда в общественной практике служили возникший в связи с сокращением свободных сельхозугодий земельный вопрос и имущественная дифференциация. Обострились противоречия внутри старожильческих селений, между переселенцами и старожилами, переселенцами и аборигенскими народами региона. Еще более обнажившая социальные противоречия мировая война привела к революционному взрыву, в ходе которого крестьяне самостоятельно ликвидировали помещичье землевладение и укрепили общину. Таким образом, своих базовых целей столыпинская аграрная реформа не достигла.
Смотри: Колонизация аграрная Сибири в XVII — начала XX в.; Аграрно-колонизационная политика государства в конце XVI — начале XX в.; Миграции внутренние.
Лит.: Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск, 1983; Островский И.В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск, 1991; Он же. П.А. Столыпин и его время. Новосибирск, 1992; Храмков А.А. Земельная реформа в Сибири (1896—1916) и ее влияние на положение крестьян. Барнаул, 1994; Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей