СОЮЗЫ КОМПОЗИТОРОВ (СК), общественные творческие организации, объединяющие композиторов и музыковедов с целью создания благоприятных условий для сочинения музыки, ее пропаганды и распространения. Союзы композиторов в СССР возникли в связи с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». Первые Союзы композиторов организованы в Москве и Ленинграде, позже в столицах ряда республик, крупных культурных центрах. В апреле 1948 состоялся 1-й Всесоюзный съезд композиторов, принявший устав и избравший руководящие органы союза. Бессменным руководителем Союза композиторов с 1948 был Т.Н. Хренников — генеральный секретарь, первый секретарь правления (с 1957), председатель (с 1990). Союз композиторов СССР (до 1957 — Союз советских композиторов) прекратил существование в 1991 после распада СССР. В 1960 создан Союз композиторов РСФСР (СК России), объединивший композиторские организации, уже существовавшие в городах, областях, краях РСФСР. Руководителями Союза композиторов России были Д.Д. Шостакович (1960-68), Г.В. Свиридов (1968-73), Р.К. Щедрин (1973-90), с 1990 - В.И. Казенин. В 2005 Союз композиторов России объединял свыше 40 городских и региональных отделений.
В Сибирском регионе в конце XX в. существовало 7 музыкально-творческих союзов с центрами в Новосибирске (1942), Красноярске (1983), Омске (1987), Иркутске (1997), Улан-Удэ (1940), Кызыле (1978), Якутске (1979) и творческое содружество композиторов в Кемерове (1999). В 1960 основана Дальневосточная организация Союза композиторов, объединившая композиторов Хабаровска, Благовещенска, Владивостока.
До XX в. на территории Сибири случаи создания музыкальных произведений европейского типа были единичными. Ряд сочинений принадлежит жившему в 1828—32 в Тобольске ссыльному композитору А.А. Алябьеву. В 1830-х гг. писал музыку композитор и дирижер, ссыльный граф К. Волицкий, выпускник Парижской консерватории, автор оперы на текст П.П. Ершова «Сибирский день» (1837), музыки к спектаклю «Удачный выстрел, или Гусар учитель» (пьеса Я.И. Чернявского и декабриста Н.А. Чижова), концертино для трубы, танцевальных пьес. Отдельные произведения сочиняли музыканты-любители из среды декабристов.
В начале XX в. композиторское творчество в Сибири приобрело развитые формы. Музыкальные сочинения создавались регентами церковных хоров: П.И. Ивановым-Радкевичем, Ф. Мясниковым, М.С. Алтабасовым, О.Д. Саватеевым и др. В 1900-е гг. уроки фортепиано в музыкальных классах Владивостокского собрания приказчиков вел композитор А.А. Антонаковский, учившийся в Киевском музыкальном училище Императорского Русского музыкального общества. Сохранился гимн «Славься, царь миролюбезный!», посвященный 300-летию Дома Романовых, написанный омским композитором С. Синиговым. Яркой творческой личностью первой трети XX в. являлся живший в Томске, затем на Алтае А. В. Анохин — этнограф, музыкально-общественный деятель, хормейстер и композитор. Его наследие составляют сольные и хоровые песни, вокально-инструментальные, инструментальные и музыкально-сценические произведения («Талай-хан» и «Хан-Эрлик», сюита «Хан-Алтай» для хора и струнного оркестра).
В 1920—30-х гг. самодеятельными авторами, как русскими, так и представителями коренных народов Сибири, сочинялись массовые песни. Инструментальные пьесы, музыкально-театральные композиции создавали композиторы М.И. Невитов, К.Н. Нечаев, П.П. Вальдгард, Г.Э. Ланэ, П.М. Берлинский, В.И. Морошкин, М.И. Жирков.
К 1930—40-м гг. относится зарождение бурятских, тувинских, якутских композиторских школ. У истоков этих процессов стояли русские композиторы, работавшие в русле традиций отечественной музыки и обогащавшие их интонациями, свойственными фольклору народов Сибири. Осваивая этот опыт, молодые композиторы коренных этносов шли по пути синтеза национального мелоса с европейскими формами музыкального мышления. В Туве начальный период формирования композиторской школы связан с деятельностью дирижера и композитора Л. Израйлевича (работал в республике в 1941-43), композитора и фольклориста А. Аксенова, дирижера и композитора Р. Мироновича, приехавших в Кызыл в 1943. В эти годы делали первые шаги тувинские композиторы А. Чыргалоол, Р. Кенденбиль (см. Тувинская музыкальная культура). В становлении якутской композиторской школы в 1940-е гг. существенна роль М. Жиркова и группы командированных в республику столичных композиторов: Л. Белого, Г. Гамбурга, В. Гейгеровой, Ю. Крейна, Г. Литинского А. Лошпана, М. Мееровича, М. Мильмана, Н. Пейко и др. (см. Якутская музыкальная культура). В Абакане с 1942 активно работал фольклорист и композитор А.А. Кенель.
Первой региональной оргвнизацией стал Союз композиторов Бурятии (1940), в состав которого вошли композиторы: П.М. Берлинский (председатель 1940—46), В.И. Морошкин, Н.Н. Тихонов, Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Б.Б. Ямпилов, композиторы-мелодисты А. Бардамов, Ч. Генинов, Н. Халбаев. В разные годы союз композиторов Бурятии возглавляли Д.Д. Аюшеев, Б.Б. Ямпилов, Б.О. Цырендашиев, Б.Б. Дондоков, А.А. Андреев, с 2004 — П.Н. Дамиранов. В Союзе композиторов Бурятии в настоящее время представлены 3 поколения бурятских и русских музыкантов — композиторов и музыковедов (всего 13 человек).
В 1942 организовано Новосибирское отделение Союза композиторов (председатель. правления М.И. Невитов), объединившее композиторов Западной Сибири, Хакасии и Алтая. В его создании участвовали эвакуированные из Москвы композиторы Г.В. Свиридов, К.В. Молчанов, М.И. Блантер, В.В. Щербачев, О.Б. Фельцман. В 1946 оно преобразуется в Сибирское межобластное отделение Союза композиторов с центром в Новосибирске, с 1951 — Сибирское отделение (организация) Союза композиторов (СО СК). Руководителями СО СК в разные годы были А.П. Новиков, К.Н. Нечаев, В.С. Левашов, А.Н. Котляревский, А.Ф. Муров, Г.Н. Иванов, Ю.И. Шибанов, с 1996 — председатель правления Ю.П. Юкечев. Значительную роль в становлении СО СК сыграл А.П. Новиков (1909—79) — один из основателей организации, ответственный секретарь в 1940-е гг., председатель правления в 1970-е гг., создатель и художественный руководитель ансамбля песни и пляски СибВО (1939—63), художественный руководитель Сибирского русского народного хора (1969—79), автор многочисленных песен, вокально-симфонических произведений, музыки для оркестра русских народных инструментов и др. В годы войны большая группа композиторов работала в Иркутске — украинские мастера М.И. Вериковский, В.Я. Йориш, Л.С. Гуров, Ю.С. Мейтус, иркутянин Г.Э. Ланэ.
До конца 1980-х гг. Сибирская организация Союза композиторов, будучи самой крупной в регионе, имела всесибирское значение. В 1960 в ней состояло 11 членов, в 1980 — 22 (14 композиторов), в 1989 - 31 (20 композиторов), в 1995 - 34 члена (22 композитора). Первый пленум СО СК (апрель 1950) стал смотром творчества сибирских композиторов — Новосибирска (В. Левашов, А. Новиков, М. Невитов, К. Нечаев, В. Денб-ский, П. Вальдгардт), Иркутска (Г. Ланэ, Ю. Матвеев), Томска (Е. Корчинский), Алтая (А. Анохин, А. Ильин). В 1960—80-е гг. регулярно проводились тематические пленумы и семинары, посвященные развитию музыкальных жанров (симфонической и камерной музыке, хоровому искусству), обсуждению творчества сибирских авторов из городов региона; конфессии и симпозиумы по проблемам музыкальной критики, современной музыки, музыкальной культуры народов Сибири и Дальенего Востока, творчества сибирских композиторов и т. д. Особое внимание в деятельности СО СК уделялось музыке народов Сибири. В октябре 1978 состоялся пленум, посвященный творчеству композиторов народов Сибири (Тувы, Бурятии, Якутии, Хакасии, Алтая). В 1984 в связи с началом работы над «Памятниками фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» в СО СК была организована фольклорная комиссия. Стали проводиться выездные концерты, пленумы (в Барнауле, Томске, Омске, Кемерове), фестивали и т. д. В фестивале «Панорама сибирской музыки» (февраль 1987) участвовали 6 композиторских организаций — Сибирская (Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул), Красноярская, Бурятская, Тувинская, Якутская и Дальневосточная.
Развитию композиторского творчества в регионе во многом способствовало создание класса композиции в Новосибирской государственной консерватории (1959, руководитель профессор М.А. Гозенпуд, затем Г.Н. Иванов). Его 1-м выпускником стал А.Ф. Муров, впоследствии известный композитор и педагог.
В конце 1950-х — начале 1960-х гг. заметным становится творчество таких композиторов, как А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль — в Туве, Б. Ямпилов, Ж. Батуев, Д. Аюшев — в Бурятии. Начинается творческая деятельность Н. Берестова и Г. Комракова в Якутии, С. Манжигеева — в Бурятии. В последующие десятилетия в Сибири появляется значительное число молодых композиторов — выпускников Ленинградской, Уральской и Новосибирской консерваторий. Это X. Дамба, Б. Нухов, В. Тока — в Туве, А. Андреев, Г. Дашипылов, Ю. Ирдынеев, Б. Цырендашиев — в Бурятии, С. Белоголов, 3. Степанов, В. Кац — в Якутии, Г. Челбораков — в Абакане, К. Лакин — в Томске.
В 1960—70-е гг. лицо сибирской музыки определяли, помимо названных, композиторы Ю.И. Шибанов, Ю.П. Юкечев, Ю.Е. Ащепков, О.Б. Иванов, Г.Я. Гоберник (Новосибирск), Е.Н. Кравцов, В.Г. Пешняк (Барнаул), В.А. Усович (Улан-Удэ), В.Ф. Павлов (Иркутск). Значительная группа композиторов появилась в конце 1970-х — первой половине 1980-х гг. в Красноярске в связи с открытием Института искусств (см.: Красноярская государственная академия музыки и театра): В. Бешевли, Б. Иофис, О. Меремкулов, О. Проститов, В. Сенегин, И. Юдин. В Иркутске начали работать М. Шмотова и Л. Янковская. Заметные приращения в композиторском сообществе Сибири произошли во 2-й половине 1980-х — 1990-е гг.: А. Дериев, С. Тосин, А. Попов, С. Кравцов, Р. Столяр (Новосибирск), В. Пономарев, Э. Маркаич, С. Пучинин, С. Анисимов, Е. Чихачёв (Красноярск), К. Туев (Кемерово), В. Ксенофонтов, К. Герасимов, А. Самойлов, П. Иванова, П. Старостин (Якутск), Ю. Орлов (Омск), А. Прибылов, Б. Дондоков, П. Дамиранов, Л. Санжиева, Е. Олёрская (Улан-Удэ) и др.
В конце 1970-х — 1980-е гг. организации композиторов создаются в Туве, Якутии, Красноярске, Омске.
Первым председателем правления Союза композиторов Тувы (1978) стал композитор А.Б. Чыргалоол. В 2002 в тувинский СК входили 12 человек (композиторы и музыковеды), председатель правления — Е.К. Карелина. Якутский СК (1979) возглавил З.К. Степанов, 1-й композитор-якут (окончил Новосибирскую консерваторию в 1972 по классу Ю.П. Юкечева). Среди сочинений З.К. Степанова — симфонические циклы, симфонические пьесы и поэмы («Сказка старика», 1973; «Ритуальный танец шамана», 1976; «Весенние голоса», 1980; «Зов солнца», 1982; фантазия «Танец Удаганки», 1989), опера «Колыбельная песня», кантата «Встреча с Ойунским», камерноинструментальные произведения, хоры и др. В 2006 СК в Якутии объединял 12 человек (7 композиторов и 5 музыковедов). Традиционные формы деятельности национального Союза композиторов: творческие встречи, концерты, конкурсы, фестивали (например «Музыкальное лето в Туве»), выезды в отдаленные районы своих республик.
Первым председателем правления Красноярской организации СК (1983) был О.И. Меремкулов, с 1997 - О.Л. Проститов. Первоначально она объединяла 9 человек, на 2007 в ней насчитывалось 17 человек (11 композиторов и 4 музыковеда). В 1980—90-е гг. СК Красноярска развернул активную деятельность. На пленумах, научно-практических конфессиях, кроме музыкальных проблем, обсуждались вопросы культурного развития региона. В числе мероприятий — отчетные концерты в Москве, Дни красноярской музыки в Ленинграде, фестивали совместно с чешскими (1986) и болгарскими (1989) композиторами, «Панорама сибирской музыки в Красноярске» (1990). Музыка красноярских композиторов звучала на съездах СК России (1995, 2000, 2005), регулярно проводятся творческие вечера и концерты в Красноярске, в т. ч. благотворительные. Издан первый компакт-диск (сочинения Ф. Веселкова, В. Пономарева, Э. Маркаича, И. Беловой, О. Проститова). По инициативе Союза композиторов прошли региональные конкурсы юных композиторов «Symphoniacus integer» (2003, 2005, 2006), последний конкурс посвящен 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича.
Омская организация Союза композиторов (1987) возникла по инициативе композитора И.М. Хейфеца (председатель правления в 1988—91). К середине 1990-х гг. она насчитывала 9 человек. С 1995 входит в Урало-Зауральское объединение Союзы композиторов России (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Омск) как Омская-Зауральская организация СК России. К 2006 (председатель К.Л. Брысов) в ее составе 5 человек. В 6 секциях омского Союза композиторов (академических и массовых жанров, музыкального просветительства и критики, музыкальной науки и этнографии и др.) работает более 30 человек — музыковеды, фольклористы, педагоги, исполнители, хормейстеры и т. д.
В 1990-е гг. в деятельности творческих организаций нарастали трудности и противоречия, обусловленные материальными проблемами, оттоком композиторских кадров в др. страны и города Центральной России. Несмотря на это, удалось осуществить крупные акции, например фестиваль «Цанорама сибирской музыки» (Новосибирск, 1997). Возникли новые организации СК в регионе. Создана Иркутская областная организация «Союз композиторов» (1997, Иркутская областное представительство СК России), объединившая 9 композиторов и музыковедов (руководитель Л.В. Янковская). В 1999 появилось творческое содружество композиторов Кузбасса (Кемеровское представительство СК России) во главе с композитором В.М. Пипекиным.
Во второй половине XX в. композиторами — представителями национальных сибирских школ написано около 50 опер, 40 балетов, более 60 произведений кантатно-ораториальных жанров, около 150 сочинений для симфонического оркестра. Десятки сочинений насчитывает оперное творчество бурятских композиторов. В Якутии за период от премьеры оперы М. Жиркова — Г. Литинского «Нюргун Боотур» (1947) до премьеры оперы «Сын солнца» А. Созонова (1987) написано 11 произведений в этом жанре. Композиторами Тувы на основе национального материала созданы музыкальные комедии, в т. ч. «Певцы дня» А. Чыргал-оола, «Саянская русалка», «Инчеек» и «Небесная девушка» Р. Кенденбиля. Яркие достижения бурятской професиональной музыки связаны с балетным творчеством («Цветы жизни», «Чурумчуку», «Гэсэр», «Сын земли» и др. Ж. Батуева, «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова). В музыкальных национальных культурах создаются оратории и кантаты. Среди других жанров в национальных композиторских школах в 1950—70-е гг. получает развитие крупное инструментальное программное сочинение — поэма, сюита, увертюра. Симфонические поэмы преобладают в Туве — «Поэма радости» А. Чыргал-оола, «Родные просторы» Р. Кенденбиля, «Тувинские пейзажи» В. Тока, «Моя Тува» X. Кара-Дамбы и др. Бурятские и якутские авторы чаще обращаются к сюитам и увертюрам - «Колхозная сюита» и «Симфонические эскизы» Ж.. Батуева, ряд сочинений Д. Аюшеева, Б. Ямпилова, 3. Степанова, Н. Берестова и др.
Немало значительных произведений создано композиторами Сибири в традициях отечественной музыкальной классики. В их числе: оперы «Алкина песня» и «Ревизор», Концерт для виолончели с оркестром Г. Иванова; симфоническое, хоровое и кантатное творчество А. Мурова; «Бражная литургия», «Симфония на шести нотах» и симфонические элегии Ю. Шибанова; кантаты «Рубайат», «При свече», балеты, электронные сочинения Ю. Юкечева;, симфония «По прочтении В. Астафьева» О. Меремкулова; 2-я, 3-я, 4-я симфонии Л. Нгуена; Концерт для фортепиано с оркестром и «Муэзы» О. Проститова; Литургии, Всенощные, Чин венчания В. Пономарёва; Соната-каприччио и Соната для балалайки В. Бешевли; Прелюдия и фуга для скрипки-соло Б. Иофиса; 6 сонетов на стихи Г. Лорки для сопрано, скрипки и фортепиано В. Пороцкого; Квартет для труб и тромбонов, Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота, Виолончельный концерт И. Юдина; Концерт для органа и камерного оркестра «Рождение Байкала», «Поэма о свете» для органа, флейты, трубы и рояля Л. Янковской и др.
Лит.: Музыка Сибири и Дальнего Востока. М., 1982; Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: история и современность. Новосибирск, 1983; Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986; Куницын О. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ, 1988; Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920—1985). Новосибирск, 1994; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3., кн. 1, 2; Церковные песнопения сибирских композиторов. Красноярск, 1999; Союз композиторов Республики Бурятия: К 60-летию со дня основания (1940—2000). Улан-Удэ, 2000; Гончаренко С. Сибирская композиторская организация. Новосибирск, 2003; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.
А.М. Лесовиченко, Л.Л. Пылънева
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей