Новости

Союзы композиторов // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СОЮЗЫ КОМПОЗИТОРОВ (СК), общественные творческие организации, объединяющие композиторов и музыковедов с целью создания благоприятных условий для сочинения музыки, ее пропаганды и распространения. Союзы композиторов в СССР возникли в связи с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организа­ций». Первые Союзы композиторов организованы в Москве и Ленинграде, поз­же в столицах ряда республик, крупных культурных центрах. В апреле 1948 состоялся 1-й Всесоюзный съезд композиторов, принявший устав и избравший руководящие органы союза. Бес­сменным руководителем Союза композиторов с 1948 был Т.Н. Хренников — генеральный секретарь, первый секретарь правления (с 1957), председатель (с 1990). Союз композиторов СССР (до 1957 — Союз советских композиторов) прекратил существование в 1991 после распада СССР. В 1960 со­здан Союз композиторов РСФСР (СК России), объединивший компози­торские организации, уже существовавшие в городах, областях, краях РСФСР. Руководителями Союза композиторов России были Д.Д. Шостакович (1960-68), Г.В. Свиридов (1968-73), Р.К. Щедрин (1973-90), с 1990 - В.И. Казенин. В 2005 Союз композиторов России объединял свыше 40 городских и региональных отделений.

В Сибирском регионе в конце XX в. существовало 7 музыкально-творческих союзов с центрами в Новосибирске (1942), Красноярске (1983), Омске (1987), Иркутске (1997), Улан-Удэ (1940), Кызыле (1978), Якутске (1979) и творческое содружество композиторов в Кемерове (1999). В 1960 основана Дальневосточная организация Союза композиторов, объеди­нившая композиторов Хабаровска, Благовещенска, Владивостока.

До XX в. на территории Сибири случаи создания музыкальных произведений европейского типа были единичными. Ряд сочинений принадлежит жившему в 1828—32 в Тобольске ссыльному композитору А.А. Алябьеву. В 1830-х гг. писал музыку композитор и дирижер, ссыльный граф К. Волицкий, выпускник Парижской консерватории, автор оперы на текст П.П. Ершова «Сибирский день» (1837), музыки к спектаклю «Удачный выстрел, или Гусар учитель» (пьеса Я.И. Чернявского и декабриста Н.А. Чижова), концертино для трубы, танцевальных пьес. Отдельные произведения сочиняли музыканты-любители из среды декабристов.

В начале XX в. композиторское творчество в Сибири при­обрело развитые формы. Музыкальные сочинения создавались регентами церковных хоров: П.И. Ивановым-Радкевичем, Ф. Мясниковым, М.С. Алтабасовым, О.Д. Саватеевым и др. В 1900-е гг. уроки фортепиано в музыкальных классах Владивостокского собрания приказчиков вел композитор А.А. Антонаковский, учившийся в Киевском музыкальном училище Императорского Русского музыкального общества. Сохранился гимн «Славься, царь миролюбезный!», посвященный 300-летию Дома Романовых, написанный омским композитором С. Синиговым. Яркой творческой личностью первой трети XX в. являлся живший в Томске, затем на Алтае А. В. Анохин — этнограф, музыкально-общественный деятель, хормейстер и компози­тор. Его наследие составляют сольные и хоровые песни, вокально-инструментальные, инструментальные и музыкально-сценические произведения («Талай-хан» и «Хан-Эрлик», сюита «Хан-Алтай» для хора и струнного оркестра).

В 1920—30-х гг. самодеятельными авторами, как русскими, так и представителями коренных  народов Сибири, сочи­нялись массовые песни. Инструментальные пьесы, музыкально-театральные композиции создавали композиторы М.И. Невитов, К.Н. Нечаев, П.П. Вальдгард, Г.Э. Ланэ, П.М. Бер­линский, В.И. Морошкин, М.И. Жирков.

К 1930—40-м гг. относится зарождение бурятских, тувинских, якутских композиторских школ. У истоков этих процессов стояли русские композиторы, работавшие в русле традиций отечественной музыки и обогащавшие их интонациями, свойст­венными фольклору народов Сибири. Осваивая этот опыт, молодые композиторы коренных этносов шли по пути синтеза национального мелоса с европейскими формами музыкального мышления. В Туве начальный период формирования композиторской школы связан с деятельностью дирижера и композитора Л. Израйлевича (работал в республике в 1941-43), композитора и фольклориста А. Аксенова, дирижера и композитора Р. Мироновича, приехавших в Кызыл в 1943. В эти годы делали первые шаги тувинские композиторы А. Чыргалоол, Р. Кенденбиль (см. Тувинская музыкальная культу­ра). В становлении якутской композиторской школы в 1940-е гг. существенна роль М. Жиркова и группы командиро­ванных в республику столичных композиторов: Л. Белого, Г. Гамбурга, В. Гейгеровой, Ю. Крейна, Г. Литинского А. Лошпана, М. Мееровича, М. Мильмана, Н. Пейко и др. (см. Якутская музыкальная культура). В Абака­не с 1942 активно работал фольклорист и композитор А.А. Кенель.

Первой региональной оргвнизацией стал Союз композиторов Бурятии (1940), в состав которого вошли композиторы: П.М. Берлинский (председатель 1940—46), В.И. Морошкин, Н.Н. Тихонов, Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Б.Б. Ямпилов, композиторы-мелодисты А. Бардамов, Ч. Генинов, Н. Халбаев. В разные годы союз композиторов Бурятии возглавляли Д.Д. Аюшеев, Б.Б. Ямпилов, Б.О. Цырендашиев, Б.Б. Дондоков, А.А. Андреев, с 2004 — П.Н. Дамиранов. В Союзе композиторов Бурятии в настоящее время представлены 3 поколения бурятских и русских музыкантов — композиторов и музыковедов (всего 13 человек).

В 1942 организовано Новосибирское отделение Союза композиторов (председатель. правления М.И. Невитов), объединившее компо­зиторов Западной Сибири, Хакасии и Алтая. В его создании участвовали эвакуированные из Москвы композиторы Г.В. Сви­ридов, К.В. Молчанов, М.И. Блантер, В.В. Щербачев, О.Б. Фельцман. В 1946 оно преобразуется в Сибирское межобластное отделение Союза композиторов с центром в Новосибирске, с 1951 — Сибирское отделение (организация) Союза композиторов (СО СК). Руководителями СО СК в разные годы были А.П. Но­виков, К.Н. Нечаев, В.С. Левашов, А.Н. Котляревский, А.Ф. Муров, Г.Н. Иванов, Ю.И. Шибанов, с 1996 — председатель правления Ю.П. Юкечев. Значительную роль в становлении СО СК сыграл А.П. Новиков (1909—79) — один из основателей организации, ответственный секретарь в 1940-е гг., председатель правления в 1970-е гг., создатель и художественный руководитель ансамбля песни и пляски СибВО (1939—63), художественный руководитель Сибирского русского народного хора (1969—79), автор многочисленных песен, вокально-симфонических произведений, музыки для оркестра русских народных инструментов и др. В годы войны большая группа композиторов работала в Иркутске — украинские мастера М.И. Вериковский, В.Я. Йориш, Л.С. Гуров, Ю.С. Мейтус, иркутянин Г.Э. Ланэ.

До конца 1980-х гг. Сибирская организация Союза композиторов, будучи самой крупной в регионе, имела всесибирское значение. В 1960 в ней состояло 11 членов, в 1980 — 22 (14 композиторов), в 1989 - 31 (20 композиторов), в 1995 - 34 члена (22 ком­позитора). Первый пленум СО СК (апрель 1950) стал смотром творчества сибирских композиторов — Новосибирска (В. Ле­вашов, А. Новиков, М. Невитов, К. Нечаев, В. Денб-ский, П. Вальдгардт), Иркутска (Г. Ланэ, Ю. Матвеев), Томска (Е. Корчинский), Алтая (А. Анохин, А. Ильин). В 1960—80-е гг. регулярно проводились тематические плену­мы и семинары, посвященные развитию музыкальных жанров (симфонической и камерной музыке, хоровому искусству), обсуждению творчества сибирских авторов из городов региона; конфессии и симпозиумы по проблемам музыкальной критики, современной музыки, музыкальной культуры народов Сибири и Дальенего Востока, творчества сибирских композиторов и т. д. Особое внимание в деятельности СО СК уделялось музыке народов Сибири. В октябре 1978 состоялся пленум, посвященный творчеству композиторов народов Сибири (Тувы, Бурятии, Якутии, Хакасии, Алтая). В 1984 в связи с началом работы над «Памятниками фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» в СО СК была организована фольклорная комиссия. Стали прово­диться выездные концерты, пленумы (в Барнауле, Томске, Омске, Кемерове), фестивали и т. д. В фестивале «Па­норама сибирской музыки» (февраль 1987) участвовали 6 композиторских организаций — Сибирская (Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул), Красноярская, Бурятская, Тувинская, Якутская и Дальневосточная.

Развитию композиторского творчества в регионе во многом способствовало создание класса композиции в Новосибирской государственной консерватории (1959, руководитель профессор М.А. Гозенпуд, затем Г.Н. Иванов). Его 1-м выпуск­ником стал А.Ф. Муров, впоследствии известный композитор и педагог.

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. заметным становится творчество таких композиторов, как А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль — в Туве, Б. Ямпилов, Ж. Батуев, Д. Аюшев — в Бурятии. Начинается творческая деятельность Н. Берестова и Г. Комракова в Якутии, С. Манжигеева — в Бурятии. В последующие десятилетия в Сибири по­является значительное число молодых композиторов — вы­пускников Ленинградской, Уральской и Новосибирской консерваторий. Это X. Дамба, Б. Нухов, В. Тока — в Туве, А. Андреев, Г. Дашипылов, Ю. Ирдынеев, Б. Цырендашиев — в Бурятии, С. Белоголов, 3. Сте­панов, В. Кац — в Якутии, Г. Челбораков — в Абакане, К. Лакин — в Томске.

В 1960—70-е гг. лицо сибирской музыки определяли, помимо названных, композиторы Ю.И. Шибанов, Ю.П. Юкечев, Ю.Е. Ащепков, О.Б. Иванов, Г.Я. Гоберник (Новосибирск), Е.Н. Кравцов, В.Г. Пешняк (Барнаул), В.А. Усович (Улан-Удэ), В.Ф. Павлов (Иркутск). Значительная группа композиторов появилась в конце 1970-х — первой половине 1980-х гг. в Красноярске в связи с открытием Института искусств (см.: Красноярская государственная академия музыки и театра): В. Бешевли, Б. Иофис, О. Меремкулов, О. Проститов, В. Сенегин, И. Юдин. В Иркутске начали работать М. Шмотова и Л. Янковская. Заметные приращения в композиторском сообществе Сибири произошли во 2-й половине 1980-х — 1990-е гг.: А. Дериев, С. Тосин, А. Попов, С. Кравцов, Р. Столяр (Ново­сибирск), В. Пономарев, Э. Маркаич, С. Пучинин, С. Анисимов, Е. Чихачёв (Красноярск), К. Туев (Ке­мерово), В. Ксенофонтов, К. Герасимов, А. Самойлов, П. Иванова, П. Старостин (Якутск), Ю. Орлов (Омск), А. Прибылов, Б. Дондоков, П. Дамиранов, Л. Санжиева, Е. Олёрская (Улан-Удэ) и др.

В конце 1970-х — 1980-е гг. организации композиторов создаются в Туве, Якутии, Красноярске, Омске.

Первым председателем правления Союза композиторов Тувы (1978) стал композитор А.Б. Чыргалоол. В 2002 в тувинский СК входили 12 человек (композиторы и музыковеды), председатель правления — Е.К. Карелина. Якутский СК (1979) возглавил З.К. Степанов, 1-й композитор-якут (окон­чил Новосибирскую консерваторию в 1972 по классу Ю.П. Юкечева). Среди сочинений З.К. Степанова — симфонические циклы, симфонические пьесы и поэмы («Сказка старика», 1973; «Ритуальный танец шамана», 1976; «Весенние голоса», 1980; «Зов солнца», 1982; фантазия «Танец Удаганки», 1989), опера «Колыбельная песня», кантата «Встреча с Ойунским», камерноинструментальные произведения, хоры и др. В 2006 СК в Якутии объединял 12 человек (7 компо­зиторов и 5 музыковедов). Традиционные формы деятельности национального Союза композиторов: творческие встречи, концерты, конкурсы, фестивали (например «Музыкальное лето в Туве»), выезды в отдаленные районы своих республик.

Первым председателем правления Красноярской организации СК (1983) был О.И. Меремкулов, с 1997 - О.Л. Прости­тов. Первоначально она объединяла 9 человек, на 2007 в ней насчитывалось 17 человек (11 композиторов и 4 музыкове­да). В 1980—90-е гг. СК Красноярска развернул активную деятельность. На пленумах, научно-практических конфессиях, кроме музыкальных проблем, обсуждались вопросы культурного развития региона. В числе мероприятий — отчетные концерты в Москве, Дни красноярской музыки в Ленинграде, фестивали совместно с чешскими (1986) и болгарскими (1989) композиторами, «Пано­рама сибирской музыки в Красноярске» (1990). Музыка красноярских композиторов звучала на съездах СК России (1995, 2000, 2005), регулярно проводятся творческие вечера и концерты в Красноярске, в т. ч. благотворительные. Издан первый компакт-диск (сочинения Ф. Веселкова, В. Поно­марева, Э. Маркаича, И. Беловой, О. Проститова). По инициативе Союза композиторов прошли региональные конкурсы юных композиторов «Symphoniacus integer» (2003, 2005, 2006), последний конкурс посвящен 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича.

Омская организация Союза композиторов (1987) возникла по инициа­тиве композитора И.М. Хейфеца (председатель правления в 1988—91). К середине 1990-х гг. она насчитывала 9 человек. С 1995 входит в Урало-Зауральское объединение Союзы композиторов России (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Омск) как Омская-Зауральская организация СК России. К 2006 (председатель К.Л. Брысов) в ее составе 5 человек. В 6 секциях омского Союза композиторов (академических и массовых жанров, музыкального просветительства и критики, музыкальной науки и этнографии и др.) работает более 30 человек — музыковеды, фольклористы, педагоги, исполнители, хормейстеры и т. д.

В 1990-е гг. в деятельности творческих организаций нарастали труд­ности и противоречия, обусловленные материальными проблемами, оттоком композиторских кадров в др. страны и города Центральной России. Несмотря на это, удалось осуществить крупные акции, например фестиваль «Цанорама сибирской музыки» (Новосибирск, 1997). Возникли новые организации СК в регионе. Создана Иркутская областная организация «Союз композиторов» (1997, Иркутская областное представительство СК России), объединившая 9 композиторов и музы­коведов (руководитель Л.В. Янковская). В 1999 появилось творческое содружество композиторов Кузбасса (Кемеровское представительство СК России) во главе с композитором В.М. Пипекиным.

Во второй половине XX в. композиторами — представите­лями национальных сибирских школ написано около 50 опер, 40 балетов, более 60 произведений кантатно-ораториальных жан­ров, около 150 сочинений для симфонического оркестра. Десятки сочинений насчитывает оперное творчество бурятских композиторов. В Якутии за период от премьеры оперы М. Жиркова — Г. Литинского «Нюргун Боотур» (1947) до премьеры оперы «Сын солнца» А. Созонова (1987) написано 11 произведений в этом жанре. Композиторами Тувы на основе национального материала созданы музыкальные комедии, в т. ч. «Певцы дня» А. Чыргал-оола, «Саянская русалка», «Инчеек» и «Небесная девушка» Р. Кенденбиля. Яркие достижения бурятской професиональной музыки связаны с балетным твор­чеством («Цветы жизни», «Чурумчуку», «Гэсэр», «Сын земли» и др. Ж. Батуева, «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова). В музыкальных национальных культурах создаются оратории и кантаты. Среди других жанров в национальных компо­зиторских школах в 1950—70-е гг. получает развитие крупное инструментальное программное сочинение — поэма, сюита, увертюра. Симфонические поэмы преобладают в Туве — «Поэма радости» А. Чыргал-оола, «Родные просторы» Р. Кенденбиля, «Тувинские пейзажи» В. Тока, «Моя Тува» X. Кара-Дамбы и др. Бурятские и якутские авторы чаще обращаются к сюитам и увертюрам - «Колхозная сюита» и «Симфо­нические эскизы» Ж.. Батуева, ряд сочинений Д. Аюшеева, Б. Ямпилова, 3. Степанова, Н. Берестова и др.

Немало значительных произведений создано композито­рами Сибири в традициях отечественной музыкальной классики. В их числе: оперы «Алкина песня» и «Ревизор», Концерт для виолончели с оркестром Г. Иванова; симфоническое, хоровое и кантатное творчество А. Мурова; «Бражная литургия», «Симфония на шести нотах» и симфонические элегии Ю. Шиба­нова; кантаты «Рубайат», «При свече», балеты, элек­тронные сочинения Ю. Юкечева;, симфония «По прочтении В. Астафьева» О. Меремкулова; 2-я, 3-я, 4-я симфонии Л. Нгуена; Концерт для фортепиано с оркестром и «Муэзы» О. Проститова; Литургии, Всенощные, Чин венчания В. Пономарёва; Соната-каприччио и Соната для бала­лайки В. Бешевли; Прелюдия и фуга для скрипки-соло Б. Иофиса; 6 сонетов на стихи Г. Лорки для сопрано, скрипки и фортепиано В. Пороцкого; Квартет для труб и тромбонов, Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота, Виолончельный концерт И. Юдина; Концерт для органа и камерного оркестра «Рождение Байкала», «Поэма о свете» для органа, флейты, трубы и рояля Л. Янковской и др.

Лит.: Музыка Сибири и Дальнего Востока. М., 1982; Музы­кальная культура Сибири и Дальнего Востока: история и совре­менность. Новосибирск, 1983; Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986; Куницын О. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ, 1988; Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920—1985). Новосибирск, 1994; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3., кн. 1, 2; Церковные песнопения сибирских композиторов. Красноярск, 1999; Союз композиторов Республики Бурятия: К 60-летию со дня основания (1940—2000). Улан-Удэ, 2000; Гончаренко С. Сибирская композиторская органи­зация. Новосибирск, 2003; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.

А.М. Лесовиченко, Л.Л. Пылънева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири