Новости

Сибревком // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СИБРЕВКОМ (Сибирский революционный ко­митет), орган советской власти. Образован постановлением ВЦИК от 27 августа 1919 «Об организации гражданского управления в Сибири» в составе 3 человек: И.Н. Смирновпредседатель, В.М. Косарев и М.И. Фрумкин — члены. Был не­конституционным по происхождению и областным (макрорегиональным) по масштабам деятельности. Причины его создания в постановлении не объяснялись, а срок существования не определялся. Благодаря назначению ВЦИК изначально обладал в сфере гражданского управления исключительными (чрезвычайными) правами полномочного представителя центральных органов советской власти, которые, однако, не были юридиче­ски оформлены. Кроме того, из компетенции СИБРЕВКОМа было сделано изъятие в финансовом вопросе: кредиты для военных и прод. органов, а также органов управления промышленностью Сибири утверждались не СИБРЕВКОМом, а соответствующими наркоматами.

Приступил к работе 18 сентября 1919 в Челябинске. С 23 ноября 1919 находился в Омске. До конца 1919 фактически не имел собственного исполнительного аппарата, а в своей работе опирался на представительства и уполно­моченных наркоматов и других центральных учреждений: Урало-Сибирскую комиссию ВСНХ, Особую продовольственную комиссию Восточного фронта, экспедицию заместителя наркома путей сообщения В.М. Свердлова и др. В декабре 1919 — январе 1920 при СИБРЕВКОМе было организовано несколько отделов: управления, здравоохранения, земельный, народного образования, почты и телеграфа, труда и социального обеспечения, финансовый и юстиции. Заведующие ими были назначены самим СИБРЕВКОМом по соглашению с соответствующими наркоматами. С этого времени отделы на практике приступили к руководству подчиненными им советскими органами края.

Первоначально главными направлениями деятельности СИБРЕВКОМа явля­лись выработка политики советской власти применительно к сибирским условиям, мобилизация людских ресурсов края на завершение разгрома колчаковских вооруженных сил, ликви­дация сибирской «партизанщины» и повсеместное создание в Сибири сети чрезвычайных органов советской власти — ревкомов. К весне 1920 5-я армия, опираясь на содействие СИБРЕВКОМа, полностью освободила территорию Сибири от белогвардейцев и интервентов.

В апреле— мае 1920 по инициативе ЦК РКП(б) пол­номочия и состав СИБРЕВКОМа были значительно расширены. В его структуре дополнительно создали военный и прод. отделы, а также отдел народодного хозяйства. Их роль стали играть спе­циально учрежденные по указанию Москвы общесибирские органы, в значит, части состоявшие из сотрудников центральных органов: штаб помощника главнокомандующего всеми вооруженными силами республики по Сибири, Сибирский продуктивный комитет и Сибирский совет народного хозяйства (Сибирское бюро ВСНХ).

Количество членов СИБРЕВКОМа было увеличено до 8. В его состав ввели представителей ВСНХ и важнейших наркоматов: внутренних дел, военного, земледелия, продовольствия, пу­тей сообщения и рабоче-крестьянской инспекции. По рекомен­дации Пленума ЦК РКП(б) членами СИБРЕВКОМа были назначены С.Т. Ковылкин, В.М. Косарев, А.К. Пайкес, В.Н. Со­колов, М.И. Фрумкин (11 мая его заменил П.К. Коганович), В.И. Шорин и А.В. Шотман. Председателем СИБРЕВКОМа остался И.Н. Смирнов. Члены СИБРЕВКОМа возглавили его ключевые отделы: военный, земельный, народного хозяйства, продо­вольственный и управления. В результате весной 1920 СИБРЕВКОМ превратился в областной орган гражданского и военного управления, которому подчинялись все существовавшие на территории Сибири гражданские и военные структуры, за исключением местных органов ВЧК.

Ни в одном нормативном документе центральных советских органов причины сохранения СИБРЕВКОМа  и значительного расширения весной 1920 его компетенции не назывались. Коммунистическое руководство Сибири необходимость существования в крае мощного областного органа государственной власти, располагавшего чрезвычайными полномочиями, мотивировало совокупностью факторов: малочисленностью и низким удельным весом местного пролетариата; зажиточностью и политической неразвитостью сибирского крестьянства, поднимавшего антикоммунистические вос­стания; отсутствием достаточного количества опытных партийных и советских работников; наличием на сопредельной с Сибирью территории Дальневосточной республики, Китая и Монголии крупных белогвардейских вооруженных формирований А.С. Бакича, А.И. Дутова, Г.М. Семенова, Р.Ф. Унгерна; и самое главное — важностью Сибири как источника продовольствия и сырья для Европейской России. С этого времени СИБРЕВКОМ стал позиционировать себя как делегацию ВЦИК в Сибири для выполнения задач общероссийского характера, наделенную по отношению к местным органам власти правами, аналогичными правам Совета народных комиссаров (СНК). Однако столь расширительная трактовка СИБРЕВКОМа собственных полномочий не нашла полной поддержки ни в Центре, ни на местах.

Впервые компетенция и структура правам СИБРЕВКОМа были относи­тельно внятно прописаны в Положении о СИБРЕВКОМе, принятом СНК 12 октября 1920. Положение определяло статус СИБРЕВКОМа как «высшего органа центральной власти РСФСР в Сибири». На него возлагались обязанности по поддержанию революционного порядка в крае и руководство всеми его административно-хозяйственными органами. Деятельность СИБРЕВКОМа должна была осуществляться в соответствии с декре­тами, постановлениями и распоряжениями центральных органов советской власти: ВЦИК, СНК и наркоматов, по отношению к которым он считался учреждением исполнительным. В свою очередь, постановления и распоряжения СИБРЕВКОМа  подлежали обязательному исполнению всеми местными советскими органами Сибири. Все уполномоченные центральных ведомств, не исключая военного, подчинялись СИБРЕВКОМу через заведующих соответствующим отделом.

Согласно Положению, численность членов СИБРЕВКОМа была увеличе­на до 9 человек за счет представительства Наркомата труда. Председатель и члены СИБРЕВКОМа с этого времени назначались ВЦИК по представлению СНК, основанному на рекоменда­циях наркоматов. Заведующие остальными отделами и ЦСУ получили статус членов СИБРЕВКОМа  с совещательным голосом. Для отделов СИБРЕВКОМа устанавливалось двойное подчинение: перед СИБРЕВКОМом  и соответствующим наркоматом. Штаты и сметы СИБРЕВКОМа  под­лежали утверждению СНК, а отделов СИБРЕВКОМа  — профиль­ным наркоматом при наличии предварительного заключения СИБРЕВКОМа. Персонально президиум ВЦИК утвердил СИБРЕВКОМ в уже существовавшем составе, дополнив его делегированным от НКВД Б.З. Шумящим.

Положение о СИБРЕВКОМе от 12 октября 1920 явилось основопо­лагающим законодательным актом, который регламентировал его деятельность. Единственнрое дополнение в этот нормативный документ было сделано постановлением СНК от 1 августа 1921. По инициативе самого СИБРЕВКОМа СНК возложил на него функции экономического совещания Сибири и увеличил численный состав за счет представителя Сиббюро ВЦСПС. Кроме того, СНК предоставил право членам СИБРЕВКОМа  и другим представителям наркоматов, несогласным с тем или иным постанов­лением  СИБРЕВКОМа, не приостанавливая исполнение принятого постановления, сообщить свое особое мнение соответствующему наркомату, который, в случае согласия с особым мнением, мог войти в Президиум ВЦИК или Совет Труда и Обо­роны (СТО) с представлением об отмене или изменении постановления СИБРЕВКОМа.

Важное значение для уточнения компетенции СИБРЕВКОМа имело его постановление от 10 сентября 1921 о порядке взаимоотношений между СИБРЕВКОМом и его отделами, с одной стороны, губисполкомами Сибири и их отделами — с другой. В соответствии с ним постановления и распоряжения СИБРЕВКОМа  объявлялись обязательными для всех местных советских уч­реждений края. Но губисполкомам было предоставлено право, в случае несогласия с тем или иным постанов­лением СИБРЕВКОМа, обжаловать его во ВЦИК, СНК или СТО, не приостанавливая проведение этого постановления в жизнь. Отделам СИБРЕВКОМа предоставлялось право руководить деятельностью отделов губисполкомов и осуществлять над ней контроль только в пределах своей компетенции. Постановления и распоряжения отделов СИБРЕВКОМа были обя­зательны для профильных отделов губисполкомов, но они не имели права отдавать распоряжения непосредственно губисполкомам или их президиумам, за исключением случаев, когда такое право было делегировано им СИБРЕВКОМом. В случае несогласия с тем или иным постановлением или рас­поряжением губисполкома отделы СИБРЕВКОМа получили право обжаловать их в СИБРЕВКОМ, указывая мотивы своего несогласия. Губисполкомы и их президиумы не могли отменять рас­поряжения отделов СИБРЕВКОМа, когда они были отданы отделами в пределах их ведомственной компетенции, но получили возможность приостановить их выполнение, апеллируя в таком случае в СИБРЕВКОМ как к высшей инстанции.

Организационная структура и персональный состав СИБРЕВКОМа не отличались стабильностью. Они изменялись под влиянием реорга­низаций, происходивших в центральном аппарате управления, в зависимости от стоявших перед СИБРЕВКОМом задач и условий, в которых их приходилось решать. Используемый при фор­мировании СИБРЕВКОМа принцип назначения при необходимости позволял Центру оперативно вносить коррективы в его персональный состав. В ноябре 1921 И.Н. Смирнова на посту председателя СИБРЕВКОМ сменил СЕ. Чуцкаев; в августе 1922 главой  стал М.М. Лашевич. До назначения на эту должность С.Е. Чуцкаев и М.М. Лашевич работали заместителями председателя СИБРЕВКОМа. С июня 1922 по апрель 1924 заместитель председателя СИБРЕВКОМа по хозяйственным вопросам состоял А.П. Брыков, с февраля 1921 являвшийся членом СИБРЕВКОМа, его сменил Р.И. Эйхе, с мая 1922 по август 1923 входивший в состав СИБРЕВКОМа с решаю­щим голосом. С июня 1925 в СИБРЕВКОМе появилась должность 2-го заместителя председателя, на которую был назначен А.Н. Позднышев. Кроме них, в разное время членами СИБРЕВКОМа работали В.И. Вельман, Л.И. Гинзбург, М.И. Калманович, А.И. Кашников, И.И. Кокосов, Г.И. Ломов-Оппоков, А.П. Месяцев, А.Х. Митрофанов, И.Н. Павлуновский, А.М. Певзнер, И.Н. Петин, А.М. Поволоцкий, А.Р. Розит, А.М. Тамарин, Ю.П. Фигатнер, Д.Н. Ша­пиро, Я.С. Щербинин, Я.К. Яглом. Все они, за исключением военного специалиста Н.Н. Петина, были профессиональными рево­люционерами, обладали необходимыми знаниями или достаточным опытом административной, военной или хозяйственной работы и являлись надежными проводниками политики Центра по отношению к Сибири.

Своего максимального развития как по количеству различных под­разделений, так и по численности занятого в них персонала СИБРЕВКОМ достиг к началу 1921. В это время он имел 14 отделов: управления, военный (штаб помглавкома по Сибири), здравоохранения (Сибздрав), земельный (Сибземотдел), народного образования (Сибоно), промышленности (Сибсовнархоз, с 3 июля 1921 — Сибпромбюро ВСНХ), национальный (Сибнац), почты и телеграфа (Сибпотель), продовольст­венный (Сибпродком), социального обеспечения (Сибсобес), труда (Сибтруд), юстиции (Сибюст) и экономический; на правах отдела СИБРЕВКОМа существовало финансовое управление.

Кроме того, при СИБРЕВКОМе действовали многочисленные коми­теты и комиссии: Комитет Северного морского пути, Сибирский комитет профессионально-технического образования, Комиссия по изучению естественных богатств Сибири, Сибирский комитет по всеобщей тру­довой повинности, Сибирский комитет помощи больным и раненым красноармейцам, Концессионная комиссия, Чрезвычайная угольная комиссия, Чрезвычайная жи­лищная комиссия, Комиссия по электрификации Сиби­ри, Сибирский комитет по заготовке леса, Комиссия по улучшению быта детей, Сибирский посевной комитет и другие. В совокупности это был гигантский бюрократический аппарат, охватывавший все сферы жизнедеятельности Сибири. Такие ключевые отделы СИБРЕВКОМа, как военный, продовольственный и промышленности, имели численность персонала, пре­вышавшую 1 тыс. человек каждый.

С весны 1921 числ. сотрудников отделов СИБРЕВКОМа, а потом и самих отделов стала сокращаться. Такое уменьшение являлось сначала ответной реакцией на требование нескольких губернских центров Сибири упразднить или минимизировать влияние неэкономических отделов СИБРЕВКОМа, а также было обусловлено предстоявшим перемещением СИБРЕВКОМа из Омска в Новониколаевск. В результате уже в апреле 1921 произошло сокращение численного персонала штаба помглавкома по Сибири, Сибнаца, Сибсобеса и Сибюста. Летом—осенью 1921 в связи с острым продовольственным кризисом и уменьшением государственных продовольственных пайков сократилось количество сотрудников в других отделах.

Переход к новой экономической политике повлек за собой более серьезные изменения, носившие структурно-функциональных характер и имевшие своим следствием постепен­ное сужение компетенции СИБРЕВКОМа. В апреле—июне 1921 Сибнац был реорганизован в Сибирское представительство Наркомнаца, а экономический отдел СИБРЕВКОМа в августе того же года — в Сибирскую государственную плановую комиссию (Сибгосплан), которая 1 июля 1922 была расформирована. В том же месяце был упразднен Сибсобес, а еще 2 месяца спустя лик­видирован Сибюст. В конце 1922 в связи с нормализацией военно-политического положения Сибири отпала необходимость в военном отделе, в результате чего СИБРЕВКОМ снова превратился в орган гражданского управления.

Улучшение продовольственного положения СССР и переход от натурального налога к единому сельскохозяйственному налогу, который с 1923 уплачивался как в натуральной, так и в денежной форме, привели к уменьшению роли продовольственного аппарата. Переход с января 1924 на оплату налога только в денежной форме позволил в мае того же года упразднить Сибпродком. Напротив, по мере развития нэпа значительно выросла роль 2 других отделов СИБРЕВКОМа — земельного и финансового, которые раньше считались второстепенными. Строго говоря, с 1923 острой потребности в СИБРЕВКОМе больше не существовало. Главные причины, вызывавшие беспокойство Москвы, остались в прошлом: А.С. Бакич, Г.М. Семенов и Р.Ф. Унгерн были разгромлены, сопротивление крестьянства подавлено, Дальневосточная республика самоликвидировалась. Реальным мотивом сохранения СИБРЕВКОМа  являлась необходи­мость осуществления в Сибири административно-территориальной реформы — так называемого районирования.

Основной формой работы СИБРЕВКОМа являлись пленарные засе­дания членов СИБРЕВКОМа. За время существования  состоялось 1084 пленарных заседания. Как правило, они проходили 2 раза в неделю. В них участвовали члены СИБРЕВКОМа с решаю­щим и совещательным голосом, заместители заведующих отделами и пригла­шенные специалисты. По итогам заседаний по принципиальным вопросам принимались постановления и распоряжения, а по частным — протокольные постановления. В целях повышения оперативности принятия решений по мелким вопросам в мае 1921 председателю СИБРЕВКОМа И.Н. Смирнову было предоставлено право единоличного решения вопроса и подписи проектов постановлений и распоряжений, если по ним имелось соглашение заинтересованных отделов.

В июне 1922 СИБРЕВКОМ принял решение выделить из со­става своего пленума президиум в составе 3 членов и 2 кандидатов. На президиум возлагались подготовка всех дел к очередным заседаниям пленума, в т. ч. выработка заключения по проектам документов, контроль над исполнением постановлений СИБРЕВКОМа, издание от его имени постановлений, инструкций и воззваний, а также ре­шение текущих вопросов административного и хозяйственного характера. Тем не менее важнейшие постановления президиума подлежали утверждению пленума СИБРЕВКОМа, а члены СИБРЕВКОМа, заведующие его отделами и уполномоченные наркоматов, не согласные с решением президиума, имели право перенести обсуждение вопроса на пленарное заседание. Всего состоялось 189 заседаний президиума. В результате возросла оперативность принятия решений по текущим делам и глубина прора­ботки принципиальных вопросов на пленумах СИБРЕВКОМа.

После перехода к нэпу важной формой работы СИБРЕВКОМа стали сибирские экономические совещания, в которых вместе с членами СИБРЕВКОМа участвовали руководители губернских административных и хозяйственных органов края. До января 1924 состоялось 5 совещаний, на которых рассматри­вались как наиболее острые текущие, так и перспективные вопросы экономического развития Сибири того времени: о продовольственных заготовках, о сельскохозяйственном налоге, о развитии сельского хозяйства края и др. Сибирские экономические совещания позволили СИБРЕВКОМу максимально учесть опыт и нужды губерний, совместно выработать формы и методы решения стоявших перед ними задач.

СИБРЕВКОМ завершил свою деятельность в начале декабря 1925, предо­ставив отчетный доклад 1-му краевому съезду советов Сибири. Съезд советов положительно оценил работу СИБРЕВКОМа и его вклад в советизацию края. Большинство членов СИБРЕВКОМа было избрано съездом в состав краевого исполкома советов, а затем пленумом Сибкрайисполкома — в его президиум. В свою очередь, исполнительный аппарат СИБРЕВКОМа послужил основой для формирования отделов Сибкрай­исполкома советов.

Лит.: Сборник постановлений и распоряжений Сибирского революционного комитета № 1. 20 сентября — 4 декабря 1919 г. Омск, 1919; Сборник постановлений и распоряжений Сибревкома за 1920 год. Омск, 1921; Отчет Сибирского революционного коми­тета о деятельности его за январь — июнь 1921 г. Новониколаевск, 1921; Отчет о деятельности Сибирского революционного комитета (Сибирского областного экономического совещания) Совету труда и обороны с 1-го июля по 1-е октября 1921 года. Новониколаевск, 1921; Краткий отчет Сибирского революционного комитета первому сибирскому съезду Советов. Новониколаевск, 1925; Сибирский революционный комитет (Сибревком). Август 1919 — декабрь 1925: Сб. документов и материалов. Новосибирск, 1959; Шишкин В. И. Революционные комитеты Сибири в годы Гражданской войны (август 1919 - март 1921 г.). Новосибирск, 1978.

В.И. Шишкин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири