СИБРЕВКОМ (Сибирский революционный комитет), орган советской власти. Образован постановлением ВЦИК от 27 августа 1919 «Об организации гражданского управления в Сибири» в составе 3 человек: И.Н. Смирнов — председатель, В.М. Косарев и М.И. Фрумкин — члены. Был неконституционным по происхождению и областным (макрорегиональным) по масштабам деятельности. Причины его создания в постановлении не объяснялись, а срок существования не определялся. Благодаря назначению ВЦИК изначально обладал в сфере гражданского управления исключительными (чрезвычайными) правами полномочного представителя центральных органов советской власти, которые, однако, не были юридически оформлены. Кроме того, из компетенции СИБРЕВКОМа было сделано изъятие в финансовом вопросе: кредиты для военных и прод. органов, а также органов управления промышленностью Сибири утверждались не СИБРЕВКОМом, а соответствующими наркоматами.
Приступил к работе 18 сентября 1919 в Челябинске. С 23 ноября 1919 находился в Омске. До конца 1919 фактически не имел собственного исполнительного аппарата, а в своей работе опирался на представительства и уполномоченных наркоматов и других центральных учреждений: Урало-Сибирскую комиссию ВСНХ, Особую продовольственную комиссию Восточного фронта, экспедицию заместителя наркома путей сообщения В.М. Свердлова и др. В декабре 1919 — январе 1920 при СИБРЕВКОМе было организовано несколько отделов: управления, здравоохранения, земельный, народного образования, почты и телеграфа, труда и социального обеспечения, финансовый и юстиции. Заведующие ими были назначены самим СИБРЕВКОМом по соглашению с соответствующими наркоматами. С этого времени отделы на практике приступили к руководству подчиненными им советскими органами края.
Первоначально главными направлениями деятельности СИБРЕВКОМа являлись выработка политики советской власти применительно к сибирским условиям, мобилизация людских ресурсов края на завершение разгрома колчаковских вооруженных сил, ликвидация сибирской «партизанщины» и повсеместное создание в Сибири сети чрезвычайных органов советской власти — ревкомов. К весне 1920 5-я армия, опираясь на содействие СИБРЕВКОМа, полностью освободила территорию Сибири от белогвардейцев и интервентов.
В апреле— мае 1920 по инициативе ЦК РКП(б) полномочия и состав СИБРЕВКОМа были значительно расширены. В его структуре дополнительно создали военный и прод. отделы, а также отдел народодного хозяйства. Их роль стали играть специально учрежденные по указанию Москвы общесибирские органы, в значит, части состоявшие из сотрудников центральных органов: штаб помощника главнокомандующего всеми вооруженными силами республики по Сибири, Сибирский продуктивный комитет и Сибирский совет народного хозяйства (Сибирское бюро ВСНХ).
Количество членов СИБРЕВКОМа было увеличено до 8. В его состав ввели представителей ВСНХ и важнейших наркоматов: внутренних дел, военного, земледелия, продовольствия, путей сообщения и рабоче-крестьянской инспекции. По рекомендации Пленума ЦК РКП(б) членами СИБРЕВКОМа были назначены С.Т. Ковылкин, В.М. Косарев, А.К. Пайкес, В.Н. Соколов, М.И. Фрумкин (11 мая его заменил П.К. Коганович), В.И. Шорин и А.В. Шотман. Председателем СИБРЕВКОМа остался И.Н. Смирнов. Члены СИБРЕВКОМа возглавили его ключевые отделы: военный, земельный, народного хозяйства, продовольственный и управления. В результате весной 1920 СИБРЕВКОМ превратился в областной орган гражданского и военного управления, которому подчинялись все существовавшие на территории Сибири гражданские и военные структуры, за исключением местных органов ВЧК.
Ни в одном нормативном документе центральных советских органов причины сохранения СИБРЕВКОМа и значительного расширения весной 1920 его компетенции не назывались. Коммунистическое руководство Сибири необходимость существования в крае мощного областного органа государственной власти, располагавшего чрезвычайными полномочиями, мотивировало совокупностью факторов: малочисленностью и низким удельным весом местного пролетариата; зажиточностью и политической неразвитостью сибирского крестьянства, поднимавшего антикоммунистические восстания; отсутствием достаточного количества опытных партийных и советских работников; наличием на сопредельной с Сибирью территории Дальневосточной республики, Китая и Монголии крупных белогвардейских вооруженных формирований А.С. Бакича, А.И. Дутова, Г.М. Семенова, Р.Ф. Унгерна; и самое главное — важностью Сибири как источника продовольствия и сырья для Европейской России. С этого времени СИБРЕВКОМ стал позиционировать себя как делегацию ВЦИК в Сибири для выполнения задач общероссийского характера, наделенную по отношению к местным органам власти правами, аналогичными правам Совета народных комиссаров (СНК). Однако столь расширительная трактовка СИБРЕВКОМа собственных полномочий не нашла полной поддержки ни в Центре, ни на местах.
Впервые компетенция и структура правам СИБРЕВКОМа были относительно внятно прописаны в Положении о СИБРЕВКОМе, принятом СНК 12 октября 1920. Положение определяло статус СИБРЕВКОМа как «высшего органа центральной власти РСФСР в Сибири». На него возлагались обязанности по поддержанию революционного порядка в крае и руководство всеми его административно-хозяйственными органами. Деятельность СИБРЕВКОМа должна была осуществляться в соответствии с декретами, постановлениями и распоряжениями центральных органов советской власти: ВЦИК, СНК и наркоматов, по отношению к которым он считался учреждением исполнительным. В свою очередь, постановления и распоряжения СИБРЕВКОМа подлежали обязательному исполнению всеми местными советскими органами Сибири. Все уполномоченные центральных ведомств, не исключая военного, подчинялись СИБРЕВКОМу через заведующих соответствующим отделом.
Согласно Положению, численность членов СИБРЕВКОМа была увеличена до 9 человек за счет представительства Наркомата труда. Председатель и члены СИБРЕВКОМа с этого времени назначались ВЦИК по представлению СНК, основанному на рекомендациях наркоматов. Заведующие остальными отделами и ЦСУ получили статус членов СИБРЕВКОМа с совещательным голосом. Для отделов СИБРЕВКОМа устанавливалось двойное подчинение: перед СИБРЕВКОМом и соответствующим наркоматом. Штаты и сметы СИБРЕВКОМа подлежали утверждению СНК, а отделов СИБРЕВКОМа — профильным наркоматом при наличии предварительного заключения СИБРЕВКОМа. Персонально президиум ВЦИК утвердил СИБРЕВКОМ в уже существовавшем составе, дополнив его делегированным от НКВД Б.З. Шумящим.
Положение о СИБРЕВКОМе от 12 октября 1920 явилось основополагающим законодательным актом, который регламентировал его деятельность. Единственнрое дополнение в этот нормативный документ было сделано постановлением СНК от 1 августа 1921. По инициативе самого СИБРЕВКОМа СНК возложил на него функции экономического совещания Сибири и увеличил численный состав за счет представителя Сиббюро ВЦСПС. Кроме того, СНК предоставил право членам СИБРЕВКОМа и другим представителям наркоматов, несогласным с тем или иным постановлением СИБРЕВКОМа, не приостанавливая исполнение принятого постановления, сообщить свое особое мнение соответствующему наркомату, который, в случае согласия с особым мнением, мог войти в Президиум ВЦИК или Совет Труда и Обороны (СТО) с представлением об отмене или изменении постановления СИБРЕВКОМа.
Важное значение для уточнения компетенции СИБРЕВКОМа имело его постановление от 10 сентября 1921 о порядке взаимоотношений между СИБРЕВКОМом и его отделами, с одной стороны, губисполкомами Сибири и их отделами — с другой. В соответствии с ним постановления и распоряжения СИБРЕВКОМа объявлялись обязательными для всех местных советских учреждений края. Но губисполкомам было предоставлено право, в случае несогласия с тем или иным постановлением СИБРЕВКОМа, обжаловать его во ВЦИК, СНК или СТО, не приостанавливая проведение этого постановления в жизнь. Отделам СИБРЕВКОМа предоставлялось право руководить деятельностью отделов губисполкомов и осуществлять над ней контроль только в пределах своей компетенции. Постановления и распоряжения отделов СИБРЕВКОМа были обязательны для профильных отделов губисполкомов, но они не имели права отдавать распоряжения непосредственно губисполкомам или их президиумам, за исключением случаев, когда такое право было делегировано им СИБРЕВКОМом. В случае несогласия с тем или иным постановлением или распоряжением губисполкома отделы СИБРЕВКОМа получили право обжаловать их в СИБРЕВКОМ, указывая мотивы своего несогласия. Губисполкомы и их президиумы не могли отменять распоряжения отделов СИБРЕВКОМа, когда они были отданы отделами в пределах их ведомственной компетенции, но получили возможность приостановить их выполнение, апеллируя в таком случае в СИБРЕВКОМ как к высшей инстанции.
Организационная структура и персональный состав СИБРЕВКОМа не отличались стабильностью. Они изменялись под влиянием реорганизаций, происходивших в центральном аппарате управления, в зависимости от стоявших перед СИБРЕВКОМом задач и условий, в которых их приходилось решать. Используемый при формировании СИБРЕВКОМа принцип назначения при необходимости позволял Центру оперативно вносить коррективы в его персональный состав. В ноябре 1921 И.Н. Смирнова на посту председателя СИБРЕВКОМ сменил СЕ. Чуцкаев; в августе 1922 главой стал М.М. Лашевич. До назначения на эту должность С.Е. Чуцкаев и М.М. Лашевич работали заместителями председателя СИБРЕВКОМа. С июня 1922 по апрель 1924 заместитель председателя СИБРЕВКОМа по хозяйственным вопросам состоял А.П. Брыков, с февраля 1921 являвшийся членом СИБРЕВКОМа, его сменил Р.И. Эйхе, с мая 1922 по август 1923 входивший в состав СИБРЕВКОМа с решающим голосом. С июня 1925 в СИБРЕВКОМе появилась должность 2-го заместителя председателя, на которую был назначен А.Н. Позднышев. Кроме них, в разное время членами СИБРЕВКОМа работали В.И. Вельман, Л.И. Гинзбург, М.И. Калманович, А.И. Кашников, И.И. Кокосов, Г.И. Ломов-Оппоков, А.П. Месяцев, А.Х. Митрофанов, И.Н. Павлуновский, А.М. Певзнер, И.Н. Петин, А.М. Поволоцкий, А.Р. Розит, А.М. Тамарин, Ю.П. Фигатнер, Д.Н. Шапиро, Я.С. Щербинин, Я.К. Яглом. Все они, за исключением военного специалиста Н.Н. Петина, были профессиональными революционерами, обладали необходимыми знаниями или достаточным опытом административной, военной или хозяйственной работы и являлись надежными проводниками политики Центра по отношению к Сибири.
Своего максимального развития как по количеству различных подразделений, так и по численности занятого в них персонала СИБРЕВКОМ достиг к началу 1921. В это время он имел 14 отделов: управления, военный (штаб помглавкома по Сибири), здравоохранения (Сибздрав), земельный (Сибземотдел), народного образования (Сибоно), промышленности (Сибсовнархоз, с 3 июля 1921 — Сибпромбюро ВСНХ), национальный (Сибнац), почты и телеграфа (Сибпотель), продовольственный (Сибпродком), социального обеспечения (Сибсобес), труда (Сибтруд), юстиции (Сибюст) и экономический; на правах отдела СИБРЕВКОМа существовало финансовое управление.
Кроме того, при СИБРЕВКОМе действовали многочисленные комитеты и комиссии: Комитет Северного морского пути, Сибирский комитет профессионально-технического образования, Комиссия по изучению естественных богатств Сибири, Сибирский комитет по всеобщей трудовой повинности, Сибирский комитет помощи больным и раненым красноармейцам, Концессионная комиссия, Чрезвычайная угольная комиссия, Чрезвычайная жилищная комиссия, Комиссия по электрификации Сибири, Сибирский комитет по заготовке леса, Комиссия по улучшению быта детей, Сибирский посевной комитет и другие. В совокупности это был гигантский бюрократический аппарат, охватывавший все сферы жизнедеятельности Сибири. Такие ключевые отделы СИБРЕВКОМа, как военный, продовольственный и промышленности, имели численность персонала, превышавшую 1 тыс. человек каждый.
С весны 1921 числ. сотрудников отделов СИБРЕВКОМа, а потом и самих отделов стала сокращаться. Такое уменьшение являлось сначала ответной реакцией на требование нескольких губернских центров Сибири упразднить или минимизировать влияние неэкономических отделов СИБРЕВКОМа, а также было обусловлено предстоявшим перемещением СИБРЕВКОМа из Омска в Новониколаевск. В результате уже в апреле 1921 произошло сокращение численного персонала штаба помглавкома по Сибири, Сибнаца, Сибсобеса и Сибюста. Летом—осенью 1921 в связи с острым продовольственным кризисом и уменьшением государственных продовольственных пайков сократилось количество сотрудников в других отделах.
Переход к новой экономической политике повлек за собой более серьезные изменения, носившие структурно-функциональных характер и имевшие своим следствием постепенное сужение компетенции СИБРЕВКОМа. В апреле—июне 1921 Сибнац был реорганизован в Сибирское представительство Наркомнаца, а экономический отдел СИБРЕВКОМа в августе того же года — в Сибирскую государственную плановую комиссию (Сибгосплан), которая 1 июля 1922 была расформирована. В том же месяце был упразднен Сибсобес, а еще 2 месяца спустя ликвидирован Сибюст. В конце 1922 в связи с нормализацией военно-политического положения Сибири отпала необходимость в военном отделе, в результате чего СИБРЕВКОМ снова превратился в орган гражданского управления.
Улучшение продовольственного положения СССР и переход от натурального налога к единому сельскохозяйственному налогу, который с 1923 уплачивался как в натуральной, так и в денежной форме, привели к уменьшению роли продовольственного аппарата. Переход с января 1924 на оплату налога только в денежной форме позволил в мае того же года упразднить Сибпродком. Напротив, по мере развития нэпа значительно выросла роль 2 других отделов СИБРЕВКОМа — земельного и финансового, которые раньше считались второстепенными. Строго говоря, с 1923 острой потребности в СИБРЕВКОМе больше не существовало. Главные причины, вызывавшие беспокойство Москвы, остались в прошлом: А.С. Бакич, Г.М. Семенов и Р.Ф. Унгерн были разгромлены, сопротивление крестьянства подавлено, Дальневосточная республика самоликвидировалась. Реальным мотивом сохранения СИБРЕВКОМа являлась необходимость осуществления в Сибири административно-территориальной реформы — так называемого районирования.
Основной формой работы СИБРЕВКОМа являлись пленарные заседания членов СИБРЕВКОМа. За время существования состоялось 1084 пленарных заседания. Как правило, они проходили 2 раза в неделю. В них участвовали члены СИБРЕВКОМа с решающим и совещательным голосом, заместители заведующих отделами и приглашенные специалисты. По итогам заседаний по принципиальным вопросам принимались постановления и распоряжения, а по частным — протокольные постановления. В целях повышения оперативности принятия решений по мелким вопросам в мае 1921 председателю СИБРЕВКОМа И.Н. Смирнову было предоставлено право единоличного решения вопроса и подписи проектов постановлений и распоряжений, если по ним имелось соглашение заинтересованных отделов.
В июне 1922 СИБРЕВКОМ принял решение выделить из состава своего пленума президиум в составе 3 членов и 2 кандидатов. На президиум возлагались подготовка всех дел к очередным заседаниям пленума, в т. ч. выработка заключения по проектам документов, контроль над исполнением постановлений СИБРЕВКОМа, издание от его имени постановлений, инструкций и воззваний, а также решение текущих вопросов административного и хозяйственного характера. Тем не менее важнейшие постановления президиума подлежали утверждению пленума СИБРЕВКОМа, а члены СИБРЕВКОМа, заведующие его отделами и уполномоченные наркоматов, не согласные с решением президиума, имели право перенести обсуждение вопроса на пленарное заседание. Всего состоялось 189 заседаний президиума. В результате возросла оперативность принятия решений по текущим делам и глубина проработки принципиальных вопросов на пленумах СИБРЕВКОМа.
После перехода к нэпу важной формой работы СИБРЕВКОМа стали сибирские экономические совещания, в которых вместе с членами СИБРЕВКОМа участвовали руководители губернских административных и хозяйственных органов края. До января 1924 состоялось 5 совещаний, на которых рассматривались как наиболее острые текущие, так и перспективные вопросы экономического развития Сибири того времени: о продовольственных заготовках, о сельскохозяйственном налоге, о развитии сельского хозяйства края и др. Сибирские экономические совещания позволили СИБРЕВКОМу максимально учесть опыт и нужды губерний, совместно выработать формы и методы решения стоявших перед ними задач.
СИБРЕВКОМ завершил свою деятельность в начале декабря 1925, предоставив отчетный доклад 1-му краевому съезду советов Сибири. Съезд советов положительно оценил работу СИБРЕВКОМа и его вклад в советизацию края. Большинство членов СИБРЕВКОМа было избрано съездом в состав краевого исполкома советов, а затем пленумом Сибкрайисполкома — в его президиум. В свою очередь, исполнительный аппарат СИБРЕВКОМа послужил основой для формирования отделов Сибкрайисполкома советов.
Лит.: Сборник постановлений и распоряжений Сибирского революционного комитета № 1. 20 сентября — 4 декабря 1919 г. Омск, 1919; Сборник постановлений и распоряжений Сибревкома за 1920 год. Омск, 1921; Отчет Сибирского революционного комитета о деятельности его за январь — июнь 1921 г. Новониколаевск, 1921; Отчет о деятельности Сибирского революционного комитета (Сибирского областного экономического совещания) Совету труда и обороны с 1-го июля по 1-е октября 1921 года. Новониколаевск, 1921; Краткий отчет Сибирского революционного комитета первому сибирскому съезду Советов. Новониколаевск, 1925; Сибирский революционный комитет (Сибревком). Август 1919 — декабрь 1925: Сб. документов и материалов. Новосибирск, 1959; Шишкин В. И. Революционные комитеты Сибири в годы Гражданской войны (август 1919 - март 1921 г.). Новосибирск, 1978.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей