РУБЦОВСК, город краевого подчинения в Алтайском крае, административный центр одноименного района. Расположен на реке Алей, в 318 км к югу от Барнаула. По территории района проходит участок границы с Республикой Казахстан. Станция Рубцовка — крайний железнодорожный узел Западно-Сибирской железной дороги Соединен с Южно-Уральской, Алма-Атинской железной дорогой. Автомобильные дороги связывают Рубцовск с Барнаулом, другими городами и районами края, а также с Семипалатинском, Павлодаром, Усть-Каменогорском.
В 1891 — Рубцовская заимка, 1895 — поселок, 1900 — деревня Рубцовская, 1906 — село Рубцовка, с ноября 1922 — город Рубцов. С 1922 по 1925 — административный центр Рубцовского уезда. С июля 1925 — село, с сентября 1927 — город Рубцовск. В 1925—30 — административный центр Рубцовского округа. Численность населения (тыс. человек): 1915 — 6,8; 1917 — 7,0; 1926 — 15,9; 1931 — 21,9; 1939 — 38,0; 1959 — 111,0; 1970 — 145,0; 1979 — 157,0; 1989 — 171,7; 1998 — 165,1; 2002 — 163,1; 2007 — 157,3.
Возникновение и развитие Рубцовска на рубеже XIX—XX вв. обусловлено активным переселенческим движением в Алтайский округ Томской губернии. В 1891 выходцы из Самарской губернии образовали заимку Рубцовскую. Последовавшее в 1892 официальное разрешение на аренду земли принято считать датой основания города. В 1895 ввиду увеличения населения (959 душ мужского пола) Рубцовску была отведена земля и присвоен статус заселка. В 1900 вновь расширен земельный фонд, присвоен статус деревни и образовано самостоятельное сельское общество.
В начале XX в. Рубцовск являлся одним из густонаселенных поселений, аграрным и торговым центром Ново-Алейской волости. В Рубцовске развивались хлебопашество, овцеводство, обрабатывающая промышленность (3 кузницы, 3 ветряные мельницы), торговля (ежегодно проводилось 3 ярмарки, имелись винная лавка, 4 торговые лавки, хлебозапасный магазин). Промышленному развитию Рубцовска способствовало начатое в 1913 строительство железнодорожной станции на линии Новониколаевск—Семипалатинск. Возникновение железнодорожного вокзала, железнодорожных мастерских, медицинского пункта, кирпичного завода, строительство алебастрового завода и пуск железной дороги в эксплуатацию в 1914 способствовали переносу в Рубцовск волостного центра. Железнодорожное сообщение обусловило активные боевые действия в районе Рубцовска в годы Гражданской войны. Станция Рубцовка стала одним из центров на участке железной дороги Аул—Локоть—Рубцовка, где весной-летом 1919 действовали карательные отряды атамана Б.В. Анненкова. При паровозном депо в годы войны возникла подпольная организация, ставшая впоследствии ядром железнодорожного батальона партизанской армии Е.М. Мамонтова. Экономический облик Рубцовска в 1920—30-е гг. определялся аграрной специализацией и развитием пищевой и перерабатывающей промышленности. В 1930 в городе действовали мясокомбинат, мелькомбинат, кирпичный и алебастровый заводы, паровая мельница, скотобойня, электростанция, типография, овчинно-шубные и хлебокондитерские предприятия, 7 промышленных артелей. Коренные изменения в специализации Рубцовска, мощное индустриальное развитие произошли в годы Великой Отечественной войны. На базе эвакуированных предприятий были созданы крупные машиностроительные предприятия «Алтайсельмаш» (1941), тракторный завод (1941), завод тракторного электрооборудования (1942). С возникновением заводов Рубцовск становится крупнейшим центром сельскохозяйственного машиностроения в России. Новый виток промышленного развития города вызван целинных и залежных земель освоением, в результате чего на базе артели «Красный труженик» образован металлозавод (1956), возникают новые заводы: Рубцовский машиностроительный (1959), тракторных запчастей (1962). Развитие Рубцовска как индустриального центра обусловило демографический всплеск. Экономический кризис начала 1990-х гг. вызвал падение производства в области машиностроения, сокращение населения. В настоящее время градообразующими являются предприятия машиностроительного комплекса: «Рубцовский машиностроительный завод» (оборудование для перерабатывающих отраслей, прицепы для легковых автомобилей и др.), «Автотракторное электрооборудование» (генераторы, стартеры, электродвигатели и др.), «Тракторозапчасть», «Алттрак» (тракторы, хозяйственные инструменты), «Сибагромаш» (сельскохозяйственная техника), сталелитейный, метизный заводы. Широко представлена пищевая промышленность: крупнейшее мукомольное предприятие на Алтае «Мельник», гормолкомбинат, мясокомбинат, пищекомбинат.
Социально-культурная сфера: 31 дошкольное учреждение, 27 общеобразовательных школ, 10 больничных учреждений, 22 поликлиники, драматический театр, краеведческий музей, 2 филиала университетов (Алтайского технического и Алтайского государственного), деревянная церковь Михаила Архангела.
Лит.: Пустынников И.А. Рубцовск. Барнаул, 1968; Страницы истории. 2-е изд. Рубцовск, 1990; Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2; Королев Г.С. Рубцовск: от заселка до города. 1886—1927 гг.: Ист. очерк. Рубцовск, 2001; Гнилицкая Г.П. Летопись г. Рубцовска. Рубцовск, 2002.
Г.В. Кидяева, Т.К. Щеглова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей