НАЦИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, единицы административно-территориального деления в местах компактного проживания национальных меньшинств, имеющие особый статус. Их выделение стало осуществляться в России после Октябрьской революции в соответствии с национальной политикой государства.
Многонациональность являлась одной из основных характеристик российского общества. По данным переписи 1897 великороссы составляли около 43 % населения империи, около 57 % — другой национальности. Программа большевиков по национальному вопросу, известная как «ленинский принцип самоопределения наций вплоть до отделения», стала одной из причин, обусловивших приход партии большевиков к власти. Федеративное устройство РСФСР было провозглашено в Декларации прав народов России от 3 ноября 1917.
С начала 1920-х гг. главной задачей национальной политики государства стала советизация национальных меньшинств, а основным средством ее решения — национально-территориальное административное строительство, рассматривавшееся как альтернатива национально-культурной автономизации. В ходе реализации политических установок была выработана следующая иерархия национальные административно-территориальные образования: союзная республика (ССР), автономная республика (АССР), автономная область, национальный округ, национальные районы и сельсоветы. Разнообразие форм соответствовало многообразному национальному составу СССР. Критериями определения формы национального административно-территориального образования для конкретного этноса являлись: уровень его развития, численность, компактность проживания, автохтонность, политическая актуальность. В рамках национального административно-территориального образования осуществлялось привлечение в административный аппарат местных элит («коренизация»), перевод делопроизводства, судопроизводства, образования и культурно-просветительской работы на национальные языки, создание национальной прессы. Как правило, в состав национального административно-территориального образования включались также значительные территории компактного проживания других народов, прежде всего русских.
Для Сибири значимость советского национально-государственного строительства определялась пестрым национальным составом. Численно преобладающей группой были русские. В процессе колонизации в регионе появились достаточно большие группы украинцев, белорусов, немцев, поляков, мордвы, чувашей, корейцев и др. Помимо дисперсного расселения существовали относительно большие или малые очаги их компактного проживания. Среди автохтонных народов по численности и компактности проживания выделялись казахи, буряты, якуты, ойроты (алтайцы) и хакасы. Занимающие значительные территории манси, ханты, ненцы, эвенки, коряки, чукчи уступали им количественно, остальные аборигенные этносы были либо еще более малочисленные, либо расселялись дисперсно.
В начале 1920-х гг. на востоке России был создан ряд крупных национальных административно-территориальных образований. В августе 1920 образована Киргизская АССР, в состав которой включены Семипалатинская и Акмолинская (включая Петропавловский уезд) губернии и часть Алтайской и Омской губерний. В апреле 1921 в составе Дальневосточной республики образована Бурят-Монгольская АО. В январе 1922 одноименная автономная область создана в составе РСФСР (на территории Иркутской губернии). В феврале 1922 создана Якутская АССР. В июне 1922 из ГорноАлтайского (Каракорумского) уезда и части территории Бийского уезда Алтайской губернии образована Ойротская АО (см. Горно-Алтайская АО). В мае 1923 принято решение об объединении 2 Бурят-Монгольских автономных областей в единую Бурят-Монгольскую АССР, в которую включили также часть территории упраздненной Прибайкальской губернии. В ноябре 1923 создан Хакасский уезд, в мае 1925 преобразованный в Хакасский округ.
Проводя советизацию национальных меньшинств в Сибири, власти стремились использовать в первую очередь низовой советский аппарат. Конкурентом советской системы в национальной деревне выступала община крестьянская, традиционно решавшая все важнейшие вопросы жизни деревни. В местах компактного проживания национальных меньшинств роль общины усиливалась принадлежностью к тому или иному религиозному исповеданию. Устранение двоевластия и замена общины эффективно работающими советами стала одной из основных задач национальной политики в Сибири. В связи с этим в середине 1920-х гг. усилия местных органов власти были направлены на организацию национальных сельсоветов. В 1927 на территории Сибири насчитывалось 487 национальных сельсоветов, в 1930 — 750.
В середине 1920-х гг. в регионе началось формирование национальных районов. В сентябре 1925 состоялся первый районный съезд советов Горно-Шорцевского (Горно-Шорского) района, образованного на территории Кузнецкого округа. В соответствии с постановлением ВЦИК от 4 июля 1927 в Славгородском округе организован Немецкий район. У коренных народов Севера и Дальнего Востока с 1926 вводилась временная система управления, включавшая родовые собрания, родовые советы, районные туземные съезды и районные туземные исполнительные комитеты. К началу 1929 органы управления были представлены 39 райисполкомами и 336 советами.
1930 стал новым этапом в национально-территориальном районировании региона. В октябре в границах Хакасского округа образуется Хакасская АО. В декабре Президиум ВЦИК принимает решение, предусматривающее образование на территории Сибири и Дальнего Востока Остяко-Вогульского (затем Ханты-Мансийского), Ямальского (Ненецкого) (затем Ямало-Ненецкого), Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского, Витимо-Олёкминского (Эвенкийского), Чукотского, Корякского и Охотского (Эвенского) национальных округов, а также 7 эвенкских и эвенских национальных районов. В начале 1930-х гг. национальные районы были созданы у других народов региона. Статус национальных получил и ряд русских районов, расположенных на территории Бурятии, Якутии, Горного Алтая, Хакасии. В этих районах в делопроизводстве, судопроизводстве, образовании использовался русский язык. По данным официальной статистики, в 1934 в Сибири и на Дальнем Востоке насчитывалось 46 национальных районов. В Западно-Сибирском крае: Хабаровский, Щербакульский (украинский), Залесовский (мордовский), Немецкий, Горно-Шорский; в Нарымском округе: Тымский (хантыйский); в Ойротской АО: Улаганский (теленгитский), Ойрот-Турский, Турочакский, Усть-Коксинский, Чойский, Шебалинский (русский); в Восточно-Сибирском крае: Катангский (эвенкийский); в Хакасской АО: Боградский (русский); в Таймырском национальном округе: Усть-Енисейский (юракский); в Бурят-Монгольской АССР: Кабанский, Кяхтинский, Мухоршибирский (русские); в Читинской области: Улан-Хилокский (бурятский); в Якутской АССР: Алданский промышленный, Ленский, Нижне-Колымский, Пригородный (русские), Булунский, Жиганский, Садыкский, Сыркырырский, Томмотский, Томпонский, Усть-Майский, Учурский (эвенкийские); в Амурской области: Александровский, Завитинский (украинские), Бомнакский, Буреинский, Джелутакский (эвенкийские); в Нижне-Амурской области: Нижне-Амурский (нивх.), Ульчский; в Приморской области: Спасский, Ханкайский, Черниговский (украинские), Посьетский (корейский); в Сахалинской области: Восточно-Сахалинский, Западно-Сахалинский (нивх.); в Камчатской области: Быстринский (эвенкийский), Алеутский.
Своеобразием отличался процесс организации Еврейской АО на территории Юго-Западного Приамурья. В 1928 данный район избирается для организации в будущем еврейской национальной государственности в рамках СССР. С этого времени началось переселение на его территории еврейского населения из Белоруссии, Украины и центральных областей России. В августе 1930 образован Биробиджанский национальный район. В мае 1934 р-н преобразуется в автономную область. На момент создания области евреи по-прежнему являлись в ней национальным меньшинством. В 1939 их удельный вес в общей численности населения области составлял 16,2 %. В сентябре 1937 в Сибири появились 2 новых национальных округа: Усть-Ордынский Бурят-Монгольский и Агинский Бурят-Монгольский, возникшие на территориях, ранее входивших в состав Бурят-Монгольской АССР.
В конце 1930-х гг. проведена перестройка системы национального административно-территориального образования, итогом которой стало упразднение национальных районов и сельсоветов, а также Витимо-Олекминского национального округа. Ранее (в 1934) был ликвидирован Охотский национальный округ.
В 1944 в состав РСФСР на правах автономной области вошла Тува. В 1961 ее преобразовали в Тувинскую АССР. После принятия Конституции СССР 1977 национальные округа преобразовали в автономные. Изменение статуса объяснялось тем, что из национальных они превратились в многонациональные. Радикально положение большинства автономий региона изменилось в 1991. Все они, включая Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский, Чукотский, Корякский автономные округа и Еврейскую АО, получили статус субъектов РФ. Бурятская, Тувинская и Якутская АССР, Горно-Алтайская и Хакасская АО помимо этого преобразовывались в республики в составе РФ (см. Бурятия, Тыва, Саха (Якутия), Алтай, Хакасия). Бывшие автономные области, а также Чукотский автономный округ выделились из состава областей и краев, в которые они ранее входили. В 1991 в Алтайском крае воссоздан Немецкий национальный район. В 1992 Немецкий национальный район (Азовский) образован в Омской области. В начале XXI в. начался процесс сокращения числа национального административно-территориального образования. В середине первого десятилетия XXI в. состоялись референдумы, положительно решившие вопросы об объединении в единые субъекты РФ: в апреле 2005 — Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономного округа; в октябре 2005 — Камчатской области и Корякского автономного округа; в апреле 2006 — Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; в марте 2007 — Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
Лит.: История Сибири. Л., 1968. Т. 4; Демидов В.А. Октябрь и национальный вопрос в Сибири. 1917-1923 гг. Новосибирск, 1983; Демидов В.А., Демидов В.В., Познанский В.С. Народы Сибири на путях интернационализма. Новосибирск, 1990; Красовицкая Т.Ю. Модернизация России. Национально-культурная политика 20-х годов. М., 1998; Косиков И.Г. Автономные округа в условия укрупнения субъектов Российской Федерации // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 2006. № 1.
В.А. Ильиных, А.И. Савин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей