БЕЛОРУСЫ, этнос, образовавшийся в результате длительных процессов интеграции и консолидации восточно-славянских племен (кривичей, радимичей, дреговичей, полочан и других), начавшихся в эпоху Киевской Руси.
Процесс этногенеза белорусов ускорился в XIII—XIV вв., когда территория будущей Белоруссии (ныне — Республика Беларусь) оказалась в составе Великого Княжества Литовского. Будучи почти 300 лет подданными Литвы, предки белорусов сохраняли средневековую автономию в виде княжеств или земель: Полоцкой, Витебской, Смоленской, Минской и других; русский язык при этом имел статус государственного, большая часть населения оставалась в православии.
В конце XVI в. территория компактного расселения белорусов входила уже в состав Речи Посполитой, образовавшейся в 1569 в результате политического союза между Польским королевством и Литвой. Начавшиеся процессы полонизации и католизации белорусы получили ускорение после церковного Унии (Брест, 1596). В результате православное население попало под власть Римской католической церкви; одновременно усилился процесс закрепощения белорусских крестьян польской шляхтой (дворянством). Верхи общества поступались православием, стремясь интегрироваться в состав правящей знати, крестьянство бунтовало против закрепощения, полонизации и католизации. Сложившаяся ситуация способствовала миграциям белорусов на территории Московского государства, окрепшего в ходе централизации. Перемещения белорусов в русское пограничье вызывали также периодические войны между Речью Посполитой и Москвой с целью территориальных приращений и/или возврата «исконных» территорий (1608— 18, 1632—34; 1654—67). При этом наряду с добровольными миграциями имели место пленение и насильственные уводы. Мирное столетие (1667—1768) в отношениях между Речью Посполитой и Россией характеризовалось встречными, как правило, не вполне легальными миграционными потоками; в частности этнические белорусы не могли не участвовать в сложной истории старообрядческих колоний («Ветка»). В последней трети XVIII в. земли, населенные белорусами, поэтапно в результате разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) отошли к России. В распаде Речи Посполитой не последнюю роль сыграли стремления белорусов перейти под власть Москвы с целью обретения государственной и экономической стабильности, а также гарантий конфессионного полноправия.
Первая волна массовых миграций белорусов в Сибирь приходится на насыщенный военными и политическими конфликтами XVII в. Белорусская (отчасти уже полонизированная) шляхта и рядовые служилые люди (челядь, казаки) либо переходили на сторону России, либо оказывались в плену во время военных действий, «литовские мужики» бежали семьями, предпочитая угрозе гибели и разорения устройство на постоянное проживание в глубинных местностях Московского царства — Поволжье и Сибири. Точные данные об их количестве отсутствуют, т. к. источники того времени называют, как правило, всех подданных Речи Посполитой вне зависимости от этнической принадлежности собирательно — поляками или литвой. Сами же белорусы идентифицировали свое происхождение с местом либо конкретного поселения (оршанцы, мозыряне), либо регионального центра (воеводства, княжества) (полочане, витебляне, смоляне и т. д.). По приблизительным данным (с учетом топонимии, антропонимии, ономастики и прочего), до 6 тыс. иммигрантов было направлено в Поволжье и Сибирь, где их преимущественно зачисляли в военную службу, в особые списки. Эти списки, хотя и назывались «литовскими», содержали также и представителей других этносов («черкасов» — украинцев, собственно русских, зырян и т. д.). Данное обстоятельство затрудняет определение численности не только белорусов, но и в целом «литвы» в составе сибирских гарнизонов. Считается, что удельный вес бывших подданных Речи Посполитой колебался в них в пределах до 10%: шляхта несла службу в чинах детей и сынов боярских, рядовая литва-белорусы и черкасы-малороссы — в конных и пеших казаках. Неспособные к службе или нежелательные в ней сажались в посад и в крестьяне. Они, как правило, носили православные имена и фамилии, и потому их численность не поддается учету. На Енисее, Илиме, в Якутии выходцы из белорусских земель были в числе пионеров-земледельцев. Белорусы в Сибири XVII в. представляли, как правило, устойчивый колонизационный элемент: в периоды размена пленными этнические поляки в большинстве покидали Сибирь; дети боярские, казаки, крестьяне из белорусов оставались либо уже будучи православными, либо пройдя обряд перекрещивания.
Литва/поляки служили в разных сибирских городах (Томске, Тобольске, Красноярске, Енисейске, Таре, Кузнецке и др.) и внесли большой вклад в дело территориального расширения России и становления в Сибири государственности. В XVIII в. в ходе петровских реформ их потомство влилось в состав сибирского крестьянства. На территории Алтайского горного округа в отдельных волостях в 1820—40-е гг. его доля достигала 10—20%. Бывший военный статус предков, привычка к организованности, относительно высокий уровень правосознания и образованности обусловили лидирующую роль этой небольшой группы в консолидации полиэтнического населения Приобья. Белорусы, ставшие сибирскими старожилами, заложили основы комплексного хозяйства, приведшего к расцвету экономической жизни Приобья; внесли дисциплинирующий компонент в крестьянское самоуправление и в целом сыграли роль мощного фактора, способствующего адаптации алтайского крестьянства к нелегким условиям государственной мобилизации по обслуживанию горных заводов.
Особую роль в хозяйственно-культурном освоении Сибири сыграли перемещенные сюда во второй половине XVIII в. из пределов Речи Посполитой, с территорий компактного проживания белорусов, 2 группы (7 тыс. душ обоего пола) полиэтничного по своему составу населения, бежавшего из европейской части России из-за религиозных гонений. Первая была размещена в Западное Забайкалье («семейские»), вторая — на юге Алтая («поляки») (см. Беспоповцы в Сибири). В материальном и духовном быте, в языке этих колонистов обнаруживаются выразительные аналоги образцам белорусской культуры. В отличие от своих предшественников, расселившихся дисперсно по всей Сибири, «поляки» и «семейские» проживали компактно, религиозными староверческими общинами, в чем-то сходными с православными белорусскими братствами. Их села, непривычно крупные для Сибири, являлись в свою очередь аналогом белорусских местечковых центров — поселков полугорского типа. Свой быт «семейские» и «поляки» строили на основе многопоколенных больших семей. Волости их отличались особой зажиточностью, наличием высокотоварных хозяйств, стремлением к освоению новаций (плуга, пшеницы, производства мерлушек, пчеловодства и т. п.). Алтайские «поляки» в 1797, несмотря на сопротивление, были зачислены в состав приписных крестьян; «семейские» обеспечивали продовольствием Нерчинский горный комплекс, а во второй половине XIX в. сыграли роль пионеров в освоении Приамурья.
Массовые добровольные миграции белорусов в Сибирь начались в период так называемых Киселевских переселений (см. Реформа П.Д. Киселева), в 1840—50-е гг., в частности, из Витебской губернии, а также Смоленской, Псковской, Черниговской губерний, в границах которых находились районы автохтонного проживания белорусов. Принадлежали эти переселенцы к потомству мелкой служилой шляхты (так называемых панцирных бояр), давно окрестьянившейся; переселялись целыми общинами, после посылки разведчиков-ходоков. Места для компактных поселений им определяла местная администрация. В Тобольской губернии это были волости Курганского, Ишимского, Туринского округов. Одна из групп (около 70 семей) была поселена в Тарском округе, в северной зоне нынешней Новосибирской области (деревня Скырлинская). Белорусы успешно адаптировались к местным условиям, и в будущем именно эта урманная зона стала интенсивно пополняться мигрантами из Белоруссии. Киселевские переселения были остановлены Крымской войной (1853).
После отмены крепостного права начиная, со второй половины 1860-х гг. и до середины 1890-х гг., правительство искусственно сдерживало переселения в Сибирь, в том числе из белорусских или так называемых западных российских губерний. На рубеже 1880—90х гг. из 5 западных губерний за Урал ушло около 4 тыс. человек, наибольшее число (1 212 человек) — из Витебской губернии. Помимо добровольных миграций, преимущественно крестьянских, с территории Белоруссии в Сибирь имела место принудительная высылка уголовных элементов, а также участников бунтов и восстаний конца XVIII — второй половины XIX в. Частично оставаясь здесь после амнистии, они пополняли в основном городское население. С начала прокладки Транссибирской магистрали появился еще один поток белорусских мигрантов — рабочих и служащих, нанимаемых для ее строительства и обслуживания.
Переселенцы из Белоруссии отличались достаточно высокой степенью урбанизированности. Удельный вес выходцев из Белоруссии, поселившихся в городах Томской губернии, согласно данным переписи 1897, составлял 35,3% от их общего числа; в Иркутской — 30%. Предпочтением пользовались административные центры: Томск, Бийск, Барнаул, Иркутск, Нижнеудинск. В числе мигрантов из белорусских губерний, избиравших городские виды деятельности, отмечены не только белорусы, но и поляки, литовцы, татары, и особенно евреи. Они приобретали статус мещан, купцов, занимались разнообразными видами промышленной и торговой деятельности. Склонны были к предпринимательству и представители шляхты (в том числе ссыльной). Нередко они сочетали его со службой в различных государственных ведомствах — административном, военном, винокуренном, железнодорожном, пароходном.
Собственно этнические белорусы (по признаку родного языка), по данным той же переписи в Томской губернии составляли 51,5% (4 586 человек) от общего числа выходцев из 5 белорусских губерний; при этом 92,2% их проживали в селах; земледелием занимались 87,8%, прочие трудились на строительстве железной дороги, добывали руду, занимались шитьем одежды и другими видами ремесел. В Иркутской губернии в земледелии было занято около 30% белорусов, остальные — в других сферах деятельности, в том числе 7,6% — в служебной (частной), 4,8% — в учебной и воспитательной.
На 1897 в Томской губернии 94,7% белорусов составляли адепты официального православия, 4,6% считали себя старообрядцами, 0,6% — римско-католиками.
Численность собственно белорусов в Сибири по официальным статистическим данным выглядит незначительной. Так, в Томской губернии их удельный вес в населении на 1897 составлял всего 0,24%. По этому признаку они следовали за русскими, украинцами, татарами, киргизами, мордвой, поляками, евреями. Однако статистика переписей, видимо, не может дать реальной численности белорусов в составе сибирского населения. По наблюдениям специалистов, этнические белорусы в зависимости от вероисповедания делились на 2 части. Меньшую составляли католики, которые относили себя к белорусам, но со стороны православных звались «поляками». Более значительная группа белорусов состояла из православных, которые считали родным языком русский и идентифицировали себя с русскими. Самоотождествлению белорусов с русскими способствовала близость языка и единство веры. Поэтому значительная часть переселенцев из Белоруссии, а тем более их потомков во втором и следующих поколениях была зафиксирована под этнонимом «русские».
После прокладки Транссиба ограничения для миграций были сняты. С 1896 по 1917 число только официально зарегистрированных в пределах Сибири переселенцев и ходоков из Белоруссии составило 538,8 тыс. человек. С 1896 по 1900 в Сибирь из Могилевской губернии выехало 200,3 тыс., Витебской — 153,6 тыс., Минской — 95,7 тыс., Гродненской — 27,5 тыс. челоаек. В ходе реализации Столыпинской аграрной реформы, когда крестьяне получили право выхода из общин и продажи своих наделов, этой возможностью воспользовалось и переселилось в Сибирь в 1906—14 до 335,4 тыс. человек, в том числе из Могилевской губернии 48,8%, Витебской — 25,3, Минской — 18,5%. С началом Первой мировой войны Сибирь стала принимать белорусов с земель, оккупированных немцами. Последующие политические события вновь остановили миграционные потоки.
Большую часть белорусов, переселявшихся в Сибирь, составляли беднейшие крестьяне. Переселенцы (кроме самовольных) получали помощь от правительства, но им оказывалось недостаточное финансирование, вследствие чего из общего числа мигрантов за 1896—1915 возвратилось назад до 23%.
Большинство мигрантов из Белоруссии, будучи по сословной принадлежности крестьянами, выбирало для поселения в Сибири по-прежнему сельскую местность. Они осели в Тобольской (Тарский, Туринский, Ишимский, Тюкалинский уезды), Томской (Мариинский, Каинский, Барнаульский, Змеиногорский уезды), Енисейской (Ачинский, Канский уезды), Иркутской губернии (Нижнеудинский, Балаганский, Иркутский уезды). Участки под строительство поселков им отводились преимущественно в лесистых, подтаежных и отчасти в лесостепных зонах.
Осваивая землю, переселенцы, как и старожилы, выращивали в основном хлеб, разводили скот, занимались пчеловодством. Но в то же время в больших масштабах культивировали картофель (на его базе заводили винокурение) и в особенности лен. Западные российские губернии в XIX в. являлись районами промышленного льноводства, и белорусы принесли с собой в Сибирь навыки по выращиванию и обработке льна. Культивирование льна начато было еще панцирными боярами в Ишимском уезде; более поздние переселенцы распространили его в Каинском, Бийском, Ачинском, Канском, Нижнеудинском уездах, превратив льноводство в товарную отрасль хозяйства.
В годы Первой мировой войны с территории Белоруссии в Россию, в том числе в Сибирь бежало около 1,5 млн белорусов. С окончанием боевых действий периода Гражданской войны и образованием БССР большинство белорусов вернулось на свою историческую родину, поэтому численность белорусов в Сибири и других регионах России заметно снизилась. В то же время в 1924—27 на территории Сибири и Дальнего Востока из Белоруссии приехало более 33 тыс. белорусов.
Перепись 1926 зарегистрировала в Сибири более 320 тыс. белорусов, расселившихся практически во всех районах Сибири: в Дальневосточном крае их насчитывалось 41 124 человек, в Уральской области (Ишимский, Курганский, Тобольский и Тюменский округа) — 5 546 человек. Наиболее заметно белорусы представлены в Канском (50 816 человек), Тарском (43 951 человек), Новосибирском (37 439 человек), Тулуновском (31 163 человек), Ачинском (30 149 человек), Барабинском (26 270 человек) и Томском (26 074 человек) округах Сибирского края. Миграционные потоки составляли как добровольные, так и вынужденные переселенцы. В 1920-е гг. в Сибири существовали белорусские школы, в которых шло преподавание на белорусском языке. Белорусский язык получил распространение и в других сферах общественной и культурной жизни белорусов Сибири.
За период 1926—39 белорусское население Сибири выросло на 119% и составило более 700 тыс. человек. Как и в предыдущие годы, переселенцы из Белоруссии селились в основном в сельской местности. В 1930-е гг. белорусы вовлекались в промышленное производство, в том числе работали на новостройках Сибири. В период проведения коллективизации из БССР было выслано свыше 250 тыс. человек, многие из них попали в места заключения в Сибири. Только в Нарымский округ было выслано 35 тыс. белорусов. Спецпереселенцы, репрессированные ссылались в северные районы Сибири. По переписи 1939, наиболее крупные диаспоры белорусов находились на территории Новосибирской области (41 713 человек), Красноярского края (19 089), Иркутской области (13 941).
В годы Великой Отечественной войны в восточные районы страны из Белоруссии было эвакуировано 1,5 млн человек, часть из них осталась жить в Сибири. В послевоенное время белорусы работали на освоении целинных земель в 1954—62, на строительстве автомобильных дорог.
В 1939 на Урале насчитывалось 66,3 тыс. белорусов, в 1959 их численность увеличилась в 2 раза и составила 135,5 тыс. человек. В Западной Сибири рост их численности за это время составил 17,2% (с 64 тыс. до 75 тыс. человек), на Дальнем Востоке — 39% (с 40,8 тыс. до 56,7 тыс. человек) Доля белорусов в составе всего населения в 1959 составила на Урале 0,8%, в Западной Сибири — 0,7, в Восточной Сибири 0,8, на Дальнем Востоке 1,3%.
В 1960—80-е гг. выходцы из Белоруссии принимали активное участие в создании топливно-энергетического и транспортного комплекса Сибири. Значительный вклад внесли белорусы в осуществление Ангаро-Енисейской программы. На строительстве Братской ГЭС трудилось почти 2,5 тыс. белорусов, или 6,6% от общего числа всех строителей, принимавших участие в возведении объекта. Выходцы из Белоруссии принимали участие также в строительстве Сургутской ГРЭС, Саяно-Шушенской и Усть-Илимской ГЭС. За 1956—66 комсомольская организация Белоруссии направила на стройки Сибири и Дальнего Востока более 70 тыс. юношей и девушек. Трудовые коллективы белорусов работали в Тюменской области, при разработке нефтяных месторождений Сибири, внесли значительный вклад в освоение Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, в строительство БАМ.
Крупные стройки в регионе способствовали изменению этнической составляющей на территории Урала, Сибири, Дальнего Востока. За 1970—80-е гг. численность и удельный вес белорусов в основных районах Урала сократились. В Свердловской, Челябинской и Курганской области в 1970 насчитывалось 68,4 тыс. белорусов, в 1989 - 63,5 тыс. В Западной Сибири за 1970-80-е гг. численность белорусов возросла с 79,7 тыс. до 113,2 тыс. (на 59,1 %). Особенно значительный рост наблюдался в Тюменской области — с 10,4 тыс. до 49,1 тыс. человек (с 0,7 до 1,6%). В Восточной Сибири за этот период численность белорусов увеличилась с 60,5 тыс. до 74,1 тыс. человек. Основная их часть проживала в Красноярском крае и Иркутской области, где доля этого этноса в общем составе населения в 1989 равнялась 0,9%. На Дальнем Востоке численность белорусов за 20 лет возросла с 62,2 тыс. до 99,4 тыс. человек. В 1989 около 2/з белорусов проживало в Приморском, Хабаровском крае и Амурской области, а наибольшая их доля в составе населения (1,9%) была в Магаданской области.
В 2002 в Уральском федеральном округе проживало 79,1 тыс. белорусов (0,6%), в Сибирском федеральном округе — 82,4 тыс. белорусов, в Дальневосточном федеральном округе — 45,3 тыс. В Сибири в настоящее время белорусы преимущественно проживают в Красноярском крае (33,9 тыс.), Иркутской (26,4 тыс.), Тюменской (49,1 тыс.) областях. Повсеместно наблюдается процесс языковой ассимиляции. В бытовой сфере больше всего сохраняется специфика питания — мучные и картофельные блюда. Мотивы национальной одежды используются фольклорными коллективами. Создаются национально-культурные автономии.
Выходцы с территории Белоруссии, в их числе и этнические белорусы, внесли свой вклад не только в демографическое, политическое, социально-экономическое развитие Сибири, но и приняли участие в исследовании и освоении Урала, Сибири, Дальнего Востока, Арктики. В их числе Ф.М. Августинович, А.И. Вилькицкий, Б.Т. Дыбовский, И.М. Евреинов, О.М. Ковалевский, Ф.Ф. Лужин, Э.К. Пекарский, И.Д. Черкасский, О.Ю. Шмидт, и многие другие. Ученые-белорусы внесли большой вклад в развитие науки в Сибири. Наиболее известны среди них В.А. Коптюг, А.А. Трофимук, В.Н. Пармон и другие.
С 1990-х гг. в России начинают возрождаться идеи национально-культурных автономий (НКА) народностей, проживающих на огромных территориях государства, в том числе и белорусов. НКА создаются во многих крупных городах Сибири и Дальнего Востока: Новосибирске, Тюмени, Омске, Красноярске, Иркутске, Петропавловске-Камчатском. В 1998—99 в Новосибирске действовала белорусская НКА (30 тыс. человек). В разных городах Сибири ежегодно проводятся фестивали белорусской культуры, на которых принимают участие представители коллективов художественной самодеятельности, фольклорных ансамблей, проводятся выставки. С 1996 Иркутским товариществом белорусской культуры издается бюллетень-газета «Маланка», с 1998 на новосибирском телевидении существует белорусская программа.
Белорусы чаще всего живут или обособленными селениями, или с великороссами (в старожильческих селениях и в переселенческих поселках). Наиболее распространенное жилище в XX в. — деревянная срубная хата, чаще с 2-скатной крышей (из соломы, камыша, дранки, досок), редко — каменный дом под черепицей или жестью. Дома преимущественно 2- или 3-камерные. Традиционная одежда белорусов представляет собой относительно единый комплекс, областные особенности проявляются преимущественно в характере украшений, расцветке и покрое; в одежде преобладает белый цвет. Белорусская кухня отличается множеством блюд из муки, круп, овощей и картофеля, мясные блюда употреблялись в основном по праздникам. В обрядовом фольклоре сохранились отголоски православных мифов: колядование, купалье, гадание.
Лит.: Майничева А.Ю. Переселенцы из Белоруссии в Приобье (середина XIX — начало XX вв.) //Вопр. краеведения Новосибирска и Новосибирской обл. Новосибирск, 1997; Она же. Питание белорусов, греков и эстонцев Верхнего Приобья в первой половине XX в. //Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001; Она же. Архитектурно-строительные традиции крестьянства северной части Верхнего Приобья: проблемы эволюции и контактов. Середина XIX — начало XX вв. Новосибирск, 2002; Белорусы. М., 1998; Фурсова Е.Ф. Традиционно-бытовые особенности культуры белорусов-переселенцев конца XIX — начала XX в. (по материалам этнографических экспедиций) //Белорусы в Сибири. Новосибирск, 2000; Болонев Ф.Ф. Белорусско-украинские элементы в духовной культуре семейских //Там же; Мамсик Т. С. «Откуда мы родом...» (Скырлинское поселение белорусов) //Там же. Вып. 2; Очерки истории белорусов в Сибири в XIX—XX вв.: 2-е изд. Новосибирск, 2002; Бадмаев А.А., Болонев Ф.Ф., Гоппе Н.В. и др. Новосибирск многонациональный: народы и религии. Новосибирск, 2002.
Т.С Мамсик, А.Ю. Майничева, В.Г. Шишикин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей