АГРАРНЫЙ ВОПРОС, вопрос о путях и методах модернизации сельского хозяйства, создании условий для ее ускорения. Аграрный вопрос в Сибири имеет свою специфику и вместе с тем является составной частью общероссийской проблемы, поэтому не может решаться вне ее контекста.
Аграрный вопрос в качестве определяющего дальнейшую судьбу России впервые был осознан обществом и государством к середине XIX в. Это связано с комплексом гео- и внутриполитических, экономических и морально-этических проблем. Но главное заключалось в том, что господствовавшая в европейской части крепостная система делала невозможной модернизацию страны. Отставание от развитых европейских государств грозило, в конечном итоге, потерей национальной независимости. «Последним звонком» стала Крымская война. Существовало 2 пути аграрных преобразований: реформистский и революционный. Правительство Александра II предотвратило социальный взрыв и в 1861 провело реформу, в ходе которой крестьяне освобождались от крепостной зависимости, а помещики — от необходимости использования подневольного труда крепостных.
В Сибири в 1861 приписные крестьяне были откреплены от заводов с сохранением своего землепользования, а немногочисленные крепостные получили свободу. На этом преобразования аграрных отношений в регионе приостановились. Вопрос о необходимости реформирования государственной деревни в Сибири поставили на повестку дня лишь в начале 1870-х гг. Созданная при Министерстве государственных имуществ комиссия М.Н. Медема в 1874 предложила закрепить за сибирскими крестьянами большие наделы (21—30 дес), сохранить за ними заимки, включить в общий надел лесные участки. Данные предложения могли существенно ускорить развитие в регионе капиталистических аграрных отношений. Однако в условиях начавшихся контрреформ их не приняли. Выбор сделали в пользу мелкотоварного (крестьянского) уклада. Наделы лимитировали площадь в 15 десятин, общину крестьянскую укрепили, землепользование старожилов и аборигенов сократили. Казна и Кабинет Его Императорского Величества добились упрочения своего землевладения (см. Землевладение, Землевладение кабинетское) и расширения оброчного (арендного) хозяйства (см. Аренда земли). Кроме того, правительство пыталось создать в регионе частное дворянское землевладение и до начала 1890-х гг. сдерживало переселение в Сибирь.
В европейской части России результаты начатого в 1861 реформирования оказались еще более противоречивыми. Социальное напряжение в деревне не только не снизилось, но, напротив, усилилось. Отрезки, выкупные платежи, переход к новым, не освященным традицией видам эксплуатации, окончательно трансформировали в крестьянском сознании образ помещика-патрона в образ врага. Более того, лишенные патронажа помещиков, крестьяне в результате частых неурожаев стали голодать. Перспектива социального взрыва стала еще более реальной. Не произошло и существенного подъема сельского хозяйства. В европейской части России основным фактором, сдерживающим его развитие, являлась не только не разрушенная в ходе реформы 1861, но значительно укрепившаяся крестьянская община. Производительные силы в рамках общины практически не развивались. Поступательной динамике сельскохозяйственного производства препятствовали меры, гарантирующие общинникам спасение от индивидуального голода (прежде всего практика чересполосного расположения земельных участков и их частых переделов).
Революционная интеллигенция «звала Русь к топору», призывая уничтожить помещичье землевладение, а на основе крестьянской общины создать российский вариант социалистического общества. Другим вариантом революционной ломки являлось уничтожение и помещичьих хозяйств, и общины, передача земли в частную собственность крестьянам и последующая трансформация зажиточной части хозяйств в фермерские («американский путь»). Впрочем, данный путь аграрных преобразований мог стать революционным лишь для Европейской России, для Сибири он вполне укладывался в эволюционные рамки.
Альтернативой революционной являлась модель преобразований, предполагающая капитализацию помещичьего хозяйства и выделение из крестьян мощного слоя «гроссбауэров», призванных стать гарантом социальной стабильности («прусский путь»). В рамках этой модели в начале 1880-х гг. министр финансов Н.Х. Бунге разработал проект новой аграрной реформы. В нем предлагалось предоставить состоятельным селянам возможность выхода из общины и организации хуторов и отрубов, с целью содействия в выкупе помещичьих и государственных земель создать специальных крестьянских банк, начать массовое аграрное переселение в неосвоенные районы. Трудно судить, стала бы данная реформа успешной. Но шансов на это было больше, нежели у ее аналога — Столыпинской аграрной реформы. Время («20 лет покоя»), необходимое для того, чтобы заложить основы капитальных отношений в деревне, еще оставалось. Однако правящие круги выбрали путь консервации существовавших земельных отношений и тем самым упустили реальную возможность предотвращения крестьянской революции.
Первый ее всполох пришелся на 1902. Затем последовали 1905—07. Первую русскую революцию и ее важные составляющие — крестьянские восстания — подавили. Но угроза нового взрыва оставалась. Чтобы его предотвратить, власти (С.Ю. Витте, а затем П.А. Столыпин) вспомнили о проекте Н.Х. Бунге и попытались его реализовать. Успешной Столыпинскую аграрную реформу можно назвать только для Сибири. Массовое крестьянское переселение дало мощный толчок аграрному производству региона. Желание выделить свои участки из общинного надела высказало достаточно большое количество сибирских крестьян. В центральных областях России результаты реформы оказались менее значимыми. Крестьяне продолжали держаться за общину. Из нее выходило не более 1 % дворов в год. У крестьян, недовольных сокращением общинного надела, возникла ненависть не только к помещикам, но и к отрубникам и хуторянам. Темпы развития сельского хозяйства в европейской части страны также оказались ниже ожидаемых. После революции 1905—07 требовались более радикальные преобразования: безусловное возвращение отрезков, ограничения размеров помещичьего и ликвидация удельных и кабинетных землевладений, организация частных крестьянских хозяйств только на помещичьей или государственной земле. Царское правительство этого не сделало и не могло сделать. Результаты не заставили себя долго ждать.
Вспыхнувшая в 1917 крестьянская революция ликвидировала помещичье землевладение и остатки крепостничества в деревне, укрепила общину. Декрет о земле лишь санкционировал начатый без ведома и участия новой власти необратимый процесс. Великая крестьянская революция 1917—21 (см. Крестьянское движение) не только положила конец классу помещиков, но и заставила большевиков отказаться от военного коммунизма и перейти к новой экономической политике. В ее основе лежало предоставление крестьянам свободы хозяйствования на своей земле и свободы распоряжения произведенной продукцией. При этом существовали достаточно жесткие политические, налоговые и иные ограничители размеров крестьянского хозяйства. Получившие хозяйственную свободу и землю российские крестьяне уже в 1922—23 не только обеспечили сельскохозяйственными продуктами внутренний рынок, но и позволили государству начать их вывоз за границу. Но уже с 1924 темпы роста сельского хозяйства замедлились, а экспорт зерна даже в лучшие годы едва достигал третьей части от его дореволюционных размеров. Основная причина этого заключалась в низкой товарности мелких крестьянских хозяйств. Замедление темпов развития аграрной экономики в середине 1920-х гг. наглядно продемонстрировало, что нэп не обеспечивает решения задач модернизации страны. Перед властью и обществом вновь встала проблема выбора пути дальнейшего развития сельского хозяйства.
К этому времени российская наука выработала 3 варианта решения аграрного вопроса. С точки зрения экономистов либерального направления, необходимо было снять пределы роста крестьянских хозяйств и сделать ставку на развитие наиболее состоятельные из них. Именно в таких, по существу фермерских, хозяйствах достигаются более высокие производительность труда, товарность и степень накопления капитала. В них наиболее интенсивно формируются финансовые ресурсы, которые используются их владельцами для интенсификации производства. Более того, из крупных хозяйств можно в известных пределах черпать ресурсы как для обеспечения материальной базы содействия низшим слоям деревни, так и для развития промышленности. Что же касается бедноты, то она создает надежную базу для пополнения рядов сельскохозяйственных и промышленных рабочих. Представители организационно-производственного направления аграрной науки считали, что производственной и социальной базой аграрного строя страны должны стать трудового крестьянского хозяйства, вовлеченные в систему многообразных форм сельскохозяйственной, кредитной, потребительской кооперации (теория «кооперативной коллективизации»). Рост производства внутри них достигался за счет внедрения интенсивных технологий, оптимальное применение которых обеспечивалось именно в рамках трудовых крестьянских хозяйств. Аграрники-марксисты полагали, что гарантией многократного увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции является коллективизация, т. е. ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств и их объединение в производственные кооперативы, что, по их мнению, позволит широко внедрить вех. новейшие технологии достижения (трактора с соответствующим шлейфом орудий, комбайны и другие уборочные машины, доильные машины, кормораздатчики, инкубаторы и т. п.), превратить аграрный труд в разновидность индустриального и за счет этого резко повысить его производительность.
Наиболее отработанным в общественной практике мировой цивилизации являлся первый вариант. Развитые страны Запада, аграрный строй которых базировался на высокоразвитом капиталистическом фермерском хозяйстве, доказали его эффективность. Однако путь, предлагаемый авторами данного варианта, был чреват повышением социальной напряженности в деревне. Вариант второй в полной мере учитывал менталитет русского крестьянства, его использование не для консервации аграрных отношений, а для их прогрессивного преобразования, а также основывался на ресурсо- и энергосберегающих технологиях и позволял сохранить в деревне социальную стабильность. В то же время его реализация требовала значительных капитальных вложений, а следовательно, приостановления темпов индустриализации. Вариант третий, на первый взгляд, был достаточно прагматичным, но его авторы не отработали проблемы выбора оптимальных методов коллективизации и стимулов труда. Реализация этого варианта требовала еще больших капитальных вложений. Кроме того, он не в полной мере учитывал специфику животноводства. Специалисты земельных органов Сибири в середине 1920-х гг. сделали выбор в пользу 2-го варианта аграрного развития, а также убедили в его целесообразности для региона местных партийных и советских лидеров. На базе теоретических выкладок А.В. Чаянова ими были составлены губернские, а затем общесибирские «перспективные планы развития сельского хозяйства» (см. Перспективный план развития сельского хозяйства Сибирского края 1926), в которых основой агропромышленного комплекса Сибири оставались крестьянские (по существу мелкие фермерские) хозяйства. С 1926 в регионе началась реализация «перспективных» планов.
Однако вскоре ситуация изменилась. XV съезд ВКП(б) принял курс на производственное кооперирование деревни. Был разработан Генеральный план развития народного хозяйства Сибири, предусматривавший достижение к концу 1930-х — началу 1940-х гг. многократного увеличения объемов сельскохозяйственной продукции. Организационно-производственной основой высокопроизводительного сельского хозяйства региона должны были стать колхозы, совхозы и перерабатывающие предприятия, объединенные в производственные комплексы — аграрно-индустриальные комбинаты. При этом аграрная экономика Сибири приобретала глобальное значение. В общесоюзном и мировом разделении труда ей отводилась роль производителя и поставщика ценной сельскохозяйственной продукции — твердой пшеницы, животного масла, льноволокна.
Реальные темпы, приемы и результаты производственного кооперирования крестьянских хозяйств оказались далеки от ожидаемых. Основной задачей массовой коллективизации явилось не построение высокоразвитого сельского хозяйства, а создание механизма, обеспечивающего внеэкономическое перераспределение ресурсов деревни в пользу индустриального сектора. Базовым инструментом производства и сверхнормативного изъятия сельскохозяйственных продуктов стали колхозы, к которым в качестве фактически бесплатной раб. силы прикреплялись крестьяне. Колхозная система, хотя и выполнила поставленные перед ней задачи тотальной мобилизации ресурсов для форсированной индустриализации страны, но в силу неэффективности принудительного труда отличалась крайне низким уровнем развития производительных сил.
В начале 1950-х гг. несоответствие уровня развития сельского хозяйства внешне- и внутриполитическим задачам страны стало очевидным. Выход из создавшегося положения мог быть найден на путях превращения государственного крепостного-колхозника в хозяина средств производства. Ситуация и в стране в целом, и в Сибири в начале 1950-х гг. благоприятствовала проведению радикальной и в то же время безболезненной как в социальном, так и в производственном плане деколлективизации, т. е. осуществлению будущей китайской модели. Однако человек, подобный Дэн Сяопину, к власти в СССР не пришел. Выбор сделали в пользу реформирования колхозно-совхозной системы. Его основными направлениями стали укрупнение производственных структур, индустриализация аграрного производства и сельскохозяйственного труда, материальное стимулирование, сводящееся к постоянному повышению размеров заработной платы работников сельскохозяйственных предприятий. Существенное внимание уделялось и социальной сфере села. Данный курс был закреплен в принятой в 1961 III Программе КПСС, которая поставила задачи в обозримом будущем достичь «изобилия сельскохозяйственных продуктов», «слияния колхозной собственности с общенародной в единую коммунистическую», экономического изживания личного подсобного хозяйства, «ликвидации социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней».
В середине 1960-х гг. партийное руководство страны отказалось от немедленного построения коммунизма, но не от сформулированных в Программе КПСС целей. Их достижение переносилось на более отдаленную перспективу.
Все более широкое привлечение финансовых и материальных средств в аграрную сферу не сопровождалось устойчивым приростом производства. В начале 1980-х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисные формы. В стране ощущался дефицит продовольствия. В связи с этим началась реанимация карточной системы. Анализ ситуации в аграрном секторе экономики к середине 1980-х гг. привел экспертов и политиков к выводам о необходимости преодоления отчуждения работников колхозов и совхозов от средств производства и результатов труда; учета специфики аграрного труда в организационно-производственной структуре сельского хозяйства; предоставления финансовой и хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственным предприятиям и их структурными подразделениям. При этом преобразование отрасли на первых порах не мыслилось вне рамок колхозно-совхозной системы и безусловной государственной собственности на землю. Следствием углубления реформ стала начавшаяся диверсификация форм организации производства и собственности. Возрождалась кооперация. Внедрялись арендные отношения. Появились первые фермерские хозяйства. (См. Коллективный подряд в сельском хозяйстве). При массовом, но постепенном использовании данные формы могли дать положительный эффект. Однако и на сей раз «20 лет покоя» сельского хозяйства России, в том числе Сибири, история не предоставила.
В условиях радикализации общественного сознания в конце 1980-х гг. проявилась идея либеральной аграрной революции. Ее адепты были уверены, что колхозно-совхозная система основана на принудительном труде, и предлагали ее немедленно разрушить, раздав землю и средства производства в безусловную частную собственность крестьянам с правом последующей свободной продажи. Одновременно они призывали полностью отказаться от государственного вмешательства в дела сельскохозяйственных производителей и перейти к свободному нерегулируемому рынку. Оппонентами либералов выступали умеренные реформаторы. Они считали, что землю нужно передавать не в собственность, а в долгосрочное или бессрочное владение (пользование); провозглашали равноправие и равнозначность всех форм организации производства: фермерских и личных приусадебных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, колхозов и совхозов; призывали к государственной поддержке сельскохозяйственных производителей; являлись сторонниками регулируемой рыночной экономики. Сторонникам и той, и других точек зрения противостояли консерваторы, которые настаивали на сохранении безусловной государственной собственности на землю, плановой экономики, централизованного распределения ресурсов, на приоритете крупного производства над мелким.
В начале 1990-х гг. эволюционный путь перестройки аграрных отношений был осужден пришедшими к власти сторонниками радикальных экономических и политических реформ. И хотя новые руководители страны удержались от реализации призывов к полной и одномоментной ликвидации «агрогулага» и всеобщей фермеризации, изменения в аграрной сфере приобрели революционный характер. Однако утвердившиеся в постсоветский период аграрные отношения не создают основы для стабильного роста сельскохозяйственного производства. В итоге аграрный вопрос в стране не только не решен, но все еще остается крайне актуальным.
См.: Аграрно-колонизационная политика государства в кон. XVI — нач. XX в.; Аграрная политика советского государства в Сибири; Сельское хозяйство.
Лит.: Горюшкин Л.М. Аграрные отношения в Сибири периода империализма (1900—1917 гг.). Новосибирск, 1976; Данилов В.П. Аграрная реформа и аграрные революции в России //Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире: Хрестоматия. М., 1992; Ильиных В.А. Аграрный строй Европейской России и Сибири во второй половине XIX — XX в.: поиск модели устойчивого развития ^Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего. Новосибирск, 1994. Ч. 2; Шанин Т. Революция как момент истины. Россия 1905—1907 гг. 1917—1922 гг. М., 1997; Медушевский А.Н. Проекты аграрных реформ в России: XVIII - начало XXI века. М., 2005.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей