АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ КАМПАНИИ, совокупность информационно-пропагандистских мероприятий, проводившихся для решения какой-либо важной политической или хозяйственно задачи.
В советской политической системе агитационно-пропагандистские кампании широко использовались как способ идеологического воздействия на массовое сознание. Общее руководство агитационно-пропагандистских кампаний осуществляли агитационно-пропагандистские отделы (АПО) ЦК Коммунистической партии и местных парткомов, при которых для текущего регулирования создавались комиссии с участием представителей идеологических органов (Политпросвет, редакции периодических изданий, политорганов Красной армии) и заинтересованных ведомств. В период «военного коммунизма» для проведения агитационно-пропагандистских кампаний привлекались силы и средства политорганов Красной армии. С 1922 с целью сокращения количества одновременно проводимых агитационно-пропагандистских кампаний и повышения их эффективности проведение всероссийских акций санкционировал ЦК, а провинциальные — обкомы и губкомы. Основные цели и содержание агитационно-пропагандистскойе кампании определялись решениями партийно-государственных органов, подготовленными центральными или местными АПО тезисами для агитации и пропаганды, подборкой агитационных материалов, публиковавшихся в инструктивных журналах, передовых статьях центральных газет — «Правды» и «Известий».
Агитационно-пропагандистские кампании делились на общеполитические, хозяйственные, культурные, по кратности проведения — на периодические, (повторяющиеся) и единовременные.
При проведении агитационно-пропагандистских кампаний применялись разнообразные формы, методы и средства. Устная агитация проводилась в форме лекций, устных «живых» газет, выступлений агитационных коллективов. Важным методом работы были демонстрации, митинги, собрания. Принятые на них резолюции, заранее подготовленные организаторами акций, пропагандой квалифицировались как выражение общественного мнения и использовались далее в качестве средства устной и печатной агитации. Основным средством печатной агитации являлись газеты, листовки, листки, плакаты. В сибирской деревне 1920-х гг. широкое распространение получило шефство города над деревней, одной из основных задач которого было пропагандистское воздействие на сознание крестьян.
Наиболее значимые акции, проведенные в Сибири в начале 1920-х гг., — кампания помощи голодающим (1921—22), ежегодные сельскохозяйственные, или агитационно-посевные, и продналогоыве кампании. Текущее руководство ими осуществляли созданные при Сиббюро ЦК РКП(б) межведомственные комиссии — Сибагитпомгол, Сибагитпосевком, Сибагитпродтройка. Проведение таких акций позволяло решать не только заявленные задачи (оказание помощи голодающим, выполнение посевного плана, сбор продналога), но и достигать других целей. Например, неотъемлемой частью «голодной» Кампании являлись акция по изъятию церковных ценностей и антирелигиозная пропаганда в целом. Сельскохозяйственные Кампании включали агитацию за развитие сельскохозяйственных производств, кооперации. Разъяснение сути продналога как важного элемента новой экономической политики способствовало укреплению социальной базы советского государства в деревне.
В 1920-е гг. в Сибири применялись специфические формы организации агитационно-пропагандистских кампаний: агитпункты, передвижные способы агитации (агитпоезда, агитпароходы, агитповозки). Появление последних связано с необходимостью ведения агитационной работы в отдаленных районах, при дефиците квалифицированных агитаторов на местах. Агитпункты организовывались на основных транспортных узлах, как правило, вдоль железных дорог и речных путей и обеспечивали проведение агитационной Кампании среди проезжающих. Передвижные способы агитации использовались для проведения агитационных экспедиций, своей необычностью привлекавших к себе большое внимание. В 1919—20 в Сибири работали агитпоезда ВЦИК им. Ленина и «Октябрьская революция» во главе с М.И. Калининым, агитпароход «Красная Сибирь». В 1921 на смену «Красной Сибири» пришли 3 новых агитпарохода — «Павлодар», «III Интернационал» и «Урицкий». По заданию Сиббюро и Сибревкома ими осуществлено 3 агитационных рейса по рекам Сибири. Агитпоезда и агитпароходы имели структурное сходство с парткомами: в их состав входили политический, инструкторский и агитационно-лекторский отделы. Диапазон их деятельности был широким — от проверки и инструктирования органов власти и учреждений на местах до проведения концертов и спектаклей.
С конца 1920-х гг. агитационно-пропагандистские кампании приобрели более сложный по целям, содержанию и формам организации характер; они стали элементом идеологических и культурных кампаний. Агитационно-пропагандистские кампании являлись эффективной формой воздействия на массовое сознание с целью пропаганды политики советского государства и мобилизации общества на решение выдвинутых органами власти задач.
В.Л. Соскин, Д.С. Холявченко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей