В июле 1930 г. последовала очередная административная реформа - Иркутский и Киренский округа ликвидированы, образован Восточно-Сибирский край, состоящий из районов, с центром в Иркутске.
В 1931 г. прошёл первый Восточно-Сибирский краевой научно-исследовательский съезд, наметивший направления развития производительных сил региона. Предполагалось создать в Приангарье мощный топливно-энергетический комплекс на базе гидроэнергии Ангары и углей Черемховского бассейна и сформировать на его основе крупные энергоёмкие производства. Весной 1932 г. состоялась первая Всесоюзная конференция по развитию производительных сил СССР, на которой обсуждались и перспективы освоения Приангарья.
Приангарье активно участвовало в начавшейся в СССР форсированной индустриализации. Активизировано исследование минеральных, сырьевых, энергетических ресурсов региона, развёрнуты широкомасштабные геолого-разведочные работы.
Главное внимание государство уделяет развитию предприятий по добыче угля, слюды, золота и заготовке древесины. Увеличивается удельный вес промышленности, производящей средства производства. В то же время создаются и крупные предприятия пищевой промышленности. Наименьшие капиталовложения направляются в промышленные предприятия местного значения - за 1932 - 1937 гг. до 8%. Индустриализация сопровождается развитием социалистического соревнования и ударничества среди рабочих.
В Приангарье формируется машиностроительная отрасль. Летом 1929 г. на базе бывших обозных мастерских началось строительство металлического завода (будущий ИЗТМ), в 1930 г. получившего имя В.В. Куйбышева19. Число занятых на строительстве выросло с 400 до 1200 человек, а к 1933 г. достигло 3300 человек20. Механический цех завода вступил в строй в конце 1930 г., начав выпускать оборудование для золотодобывающей промышленности. В 1931 г. запущен мартен и дражный цех с импортными станками, началось строительство драг, валовой продукции выпущено на 4,6 млн руб.21 К 1932 г. завод включал 10 цехов, сварочную мастерскую и химическую лабораторию, и на производстве трудилось 1944 рабочих. Трудовой коллектив в основном сформирован, но расширение и техническое оснащение завода продолжалось.
В мае 1932 г. первый секретарь Восточно-Сибирского краевого комитета ВКП(б) Ф.Г. Леонов22 информирует население «о задаче создания в короткий срок серьёзной металлургической базы на востоке Советского Союза» и сообщает, что при этом «особенно велика роль иркутской городской парторганизации»23. К 1937 г. завод имени Куйбышева выпустил 4200 тонн запасных частей к драгам, 45 бегунных чаш, 32 бура, 22000 т проката и четыре 150-литровые драги. Товарная продукция предприятия достигла 15,5 млн руб. в год. С 1940 г. начинается выпуск оборудования для чёрной металлургии.
В Черемхово действовал механический завод «Востсибугля», в Иркутске - механический завод Крайсовнархоза, выпускавший запасные части для сельскохозяйственных машин и мельниц, чугунное литьё, бочки и т. д.24 В 1931 г. эти заводы насчитывали 423 и 216 рабочих соответственно, выпустив продукции на 880,1 тыс. руб. и 618,3 тыс. руб.25 В целом же валовая продукция крупных предприятий машиностроения Приангарья выросла с 22,5 млн руб. в 1932 г. до 131 млн руб. в 1939 г., а численность машиностроителей региона достигла 8700 человек26.
Под Иркутском построен авиационный завод. Приказ о начале его строительства отдан 28 марта 1932 г., в мае 1934 г. запущено производство истребителей И-14, а 24 августа 1934 г. правительственная комиссия приняла первую очередь завода № 125 в эксплуатацию. Одновременно предприятию присвоено имя Сталина27. Имевшееся оборудование обеспечивало уровень механизации работ только до 2 %, поэтому с мая 1936 г. на заводе строятся новые цеха, поступает новое оборудование. Осваивается серийное производство бомбардировщиков СБ - до 1940 г. изготовлено 837 единиц.
Фактором, серьёзно сдерживающим развитие промышленности Приангарья, выступала неразвитая электроэнергетика. К 1929 г. имелась единственная крупная электростанция - Иркутская ТЭЦ имени Кирова, построенная ещё в 1910 г., мощность которой составляла 1647 кВт, из которых только 147 кВт не были использованы. Реконструкция ТЭЦ в 1931 г. позволила поднять установленную мощность до 2500 кВт, а затем и до 10500 кВт в 1934 г. Однако потребление энергии промышленностью Иркутска росло быстрее, дефицит нарастал: в 1937 г. 5500 кВт, в 1939 г. - 990028. Утверждённый ещё в 1936 г. проект реконструкции оборудования Иркутской ТЭЦ не был реализован из-за отсутствия ассигнований, металла, а главное - из-за бюрократизма.
Энергоснабжение крупных и средних предприятий региона осуществлялось от собственных источников. В 1930 г. насчитывалось 12 таких установок с общей выработкой 5173 кВт-ч.
Активно развивается добыча угля в Черемховском бассейне. Численность занятых только за 1930 - 1931 гг. выросла с 3276 до 5039 человек, стоимость валовой продукции на 30 %. За 1929 - 1932 гг. капиталовложения в каменноугольную промышленность региона составили 9,3 млн руб., за 1933 - 1937 гг. - 63,7 млн руб.
Вступили в строй крупные шахты: в 1931 г. Малый Артём, в 1932 -1933 гг. имени СМ. Кирова, в 1937 г. - № 5. Общие капиталовложения за 1932 - 1937 гг. составили свыше 70 млн руб. Расширялась механизация, росла добыча угля машинным способом. В 1932 г. началось строительство Черемховской ТЭЦ мощностью 5500 кВт, с 1934 г. - увеличена отгрузка угля по Макарьевской железнодорожной ветке с последующей доставкой баржами по Ангаре в Иркутск. Однако начатое в 1937 г. строительство новой районной электростанции в Черемхово мощностью 100000 кВт было заморожено.
В 1939 г. началась добыча угля открытым способом на Храмцовском разрезе № 1 с производительностью 1,6 млн т. Доля Приангарья з общегосударственной добыче угля поднялась с 1,87 % в 1913 г. до 3,05 % в 1940 г.
С ликвидацией концессии и восстановлением 1 января 1932 г. государственного треста «Лензолото» наметился рост золотодобычи на Ленских приисках: 1931г. - 1192 кг, 1932 г.-2338 кг, 1933 г. - 3518 кг, 1934 г. - 4852 кг, 1935 г. - 6050 кг, 1936 г. - 7428 кг, 1937 г. - 6837 кг, 1938 г. - 6461 кг, 1939 г. - 6093 кг и 1940 г. -7846 кг, итого 52,6 т29. Только за период с 1931 по 1935 г. капиталовложения увеличились в 3 раза. Открываются новые прииски, строятся новые шахты, вступает в строй первая очередь Мамаканской теплоэлектростанции. Доля Иркутской области в золотодобыче СССР выроста с 7,8 до 8,8%.
Развитие новых отраслей промышленности СССР резко увеличило спрос на слюду как диэлектрик. В 1927 г. создаётся Слюдтрест с Слюдянским, Бирюсинским и Мамским рудоуправлениями. В 1927/1928 г. трест, имея 431 рабочего и служащего, при капитальных вложениях в 493000 руб. добыл 1555 т слюды-сырца. Прежняя полукустарная добыча слюды на условиях аренды напротив сворачивается.
Крупнейшие в мире Мамско-Чуйское месторождение мусковита и Слюдянское месторождение флогопита обеспечивали Приангарью с 1928 г. 82 - 88 % общесоюзной добычи слюды-сырца30. В верховьях Бирюсы действовала Гутаро-Тагульская экспедиция.
В 1928 - 1929 гг. начинается промышленная добыча на рудниках Колотовка и Камнига, проводятся обширные геолого-разведочные работы. За последующие 10 лет добыча слюды-сырца в Мамском районе увеличилась с 200 т до 3200 т. В то же время сохраняется значение Слюдянского рудоуправления на Байкале. В 1937 г. здесь добыто 5400 т слюды-флогопита, затем из-за истощения запасов начинается снижение производительности. На Бирюсинском месторождении в 1939 г. добыто 1400 т слюды.
Первичная обработка добываемой слюды первоначально велась в мастерской пос. Слюдянка. В 1929 г. мастерская по обработке слюды организована в Иркутске. В 1930 г. Иркутская фабрика освоила выпуск щипаной слюды. В 1933 г. стартовала механизация производства и выпуск колотой слюды, в 1934 г. - молотой слюды. В 1935 г. на Иркутской фабрике впервые в слюдяной промышленности введено производство полуочищенной слюды и её щипка. В 1936 г. освоен выпуск авиашайб, дисков, электроотражателей, стержневой шаблонки, конденсаторной слюды. Затем осваивалось изготовление телевизионной слюды, деталей для радиоламп, штамповка мелких деталей31. С 1932 г. Иркутская фабрика - крупнейшее слюдообрабатывающее предприятие, выпускавшее до 85 % первично обработанной слюды. В 1938 г. на предприятии работало около 2000 человек, из которых до 10 % обслуживали механизмы, дававшие 60 % общего объёма продукции32.
В 1932 г. вступила в строй Нижнеудинская фабрика, а к 1938 г. численность рабочих на ней достигла 800 человек. Приангарье превратилось в главную базу слюдяной промышленности СССР.
Огромное значение имели и лесные ресурсы региона. С 1932 по 1940 г. объём лесозаготовок увеличился с 1,5 млн до 6,3 млн куб. м, или в 4,2 раза. Для сравнения: с 1913 по 1932 г. этот показатель вырос в 2,5 раза, а за 1934 -1937 гг. - в 2,7 раза. Как следствие, в 1940 г. на долю региона приходилось 2,7 % общегосударственных заготовок против 1 % в 1913 г. Идёт техническое оснащение отрасли. Суммарная мощность автотракторного парка увеличилась с 1935 по 1939 г. с 10600 л. с. до 32200 л. с, а доля механизированной вывозки леса с 0,9 % в 1933 г. до 50 % в 1939 г.
Расширяется база деревообработки: реконструированы 4 старых лесозавода (Зиминский, Иркутский, Ангарский, Китойский) и построено 6 новых (Тайтурский, Бирюсинский, Тайшетский, Шуйский и 2 Тулунских). Продукция лесопереработки крупных предприятий с 1926 по 1940 г. выросла с 2,2 млн руб. до 26,7 млн, или в 12 раз. Выпуск пиломатериалов с 1932 по 1939 г. увеличился почти в 3 раза. В лесной промышленности Приангарья идёт формирование постоянных квалифицированных кадров, чья численность к 1939 г. превысила 9000 человек. До 60 % продукции вывозилось за пределы Иркутской области, ставшей крупнейшим поставщиком древесины.
Драматична история Усольской спичечной фабрики, возникшей в конце XIX в. В 1928 - 1931 гг. число работавших на ней менялось в пределах от 350 до 850 человек. В годы первой пятилетки на фабрике было установлено новое оборудование, позволившее увеличить выпуск спичек с 91600 ящиков в 1929 г. до 163000 в 1935 г. В 1936 г. распоряжением Наркомлеса Усольская спичечная фабрика была закрыта, оборудование демонтировано и вывезено за пределы Приангарья. Оставшиеся от фабрики здания использованы для оборудования фанерного завода (позднее комбината), строительство которого началось в 1938 г. В 1940 г. на комбинате работало 200 человек.
На рубеже 20 - 30-х гг. в Приангарье возникает новая отрасль промышленности - лесохимическая. С 1932 по 1937 г. добыча живицы предприятиями Востсиблеса доведена с 400 до 2200 т, а лесохимические артели промысловой кооперации в 1937 г. добыли 600 т. Собранная живица перерабатывалась на Камышетском канифольном заводе. Здесь ежегодно вырабатывалось до 2000 т канифоли и 400 т скипидара. Возникает и химическая промышленность. В 1934 г. начался выпуск мышьяка на заводе в селе Макарьево Черемховского района. В 1936 г. запущен завод № 97 в Усолье (будущий «Химпром»), поставлявший этиловую жидкость. В 1939 г. валовая продукция Усольского завода достигла 23,3 млн руб. при 452 работающих.
На рубеже 20 - 30-х гг. потребительские и продовольственные товары для населения выпускали главным образом небольшие пред приятия местного значения. Из капитальных вложений в индустрию Восточно-Сибирского края в первую пятилетку 1928 - 1932 гг. на долю лёгкой и пищевой промышленности пришлось 10,7 %. Во вторую пятилетку 1933 -1937 гг. такие предприятия Иркутской области получили уже 27 %. В абсолютном же исчислении вложения выросли с 18,3 млн до 65,3 млн руб.33 Подавляющая часть (58,8 млн руб.) ассигнований предназначалась пищевой промышленности союзного (чаепрессовочное, спиртоводочное, мыловаренное, мясоперерабатывающее и солеваренное производства) и республиканского подчинения (мукомольное, макаронное, хлебобулочное и кондитерское). На развитие пищевых производств областного подчинения (производство пива, безалкогольных напитков и размол зерна) и предприятий лёгкой промышленности выделялось существенно меньше средств. Вложения же в лёгкую промышленность составили 5,1 млн руб., в пищевую (местную) - 1,4 млн.
На обувной фабрике, мясокомбинате и дрожжевом заводе в Иркутске к 1933 г. выполнена реконструкция. В годы первой пятилетки произведено укрупнение предприятий пищевой промышленности. Вместо 9 колбасных мастерских и 9 пивных и безалкогольных заведений созданы колбасный завод и завод пивобезалкогольных напитков. Началось строительство чаепрессовочной и макаронной фабрик.
Однако основной объём капитального строительства осуществлён во второй пятилетке. В 1934 г. сдан в эксплуатацию мыловаренный завод, в 1935 г. - макаронная фабрика, в 1940 г. - комбикормовый завод. В целом производственные фонды пищевой промышленности выросли в 5 раз34.
Иркутская чаепрессовочная фабрика выдала первую продукцию уже в 1932 г., а в 1939 г. выпустила 3400 т плиточного и 900 т байхового чая35. Фабрика работала на привозном, наполовину импортном сырье, была полностью механизирована, имея 15 прессов для плиточного чая, механическую дробилку и вальцовку.
Мыловаренный завод выпускал 30000 т хозяйственного мыла в год.
Также механизированная Иркутская макаронная фабрика в сутки выпускала 40 т продукции, реализуемой и в соседних регионах. В 1937 г. фабрика произвела 6000 т макаронных изделий, в 1939 г. - 7600 т. Реконструированные пивоваренный завод в 1939 г. выпустил 48,8 тыс. гектолитров пива и 57,5 тыс. гектолитров безалкогольных напитков, дрожжевой завод - около 500 т дрожжей36.
Несмотря на очевидный рост пищевой промышленности, сохраняется отставание от потребностей населения. Относительно меньшие капиталовложения в лёгкую промышленность определили тяжёлое положение предприятий и занятых на них рабочих. Большинство производств располагалось в старых неприспособленных помещениях, не соответствующих нуждам технологического процесса. Социально-бытовые проблемы обусловили высокую текучесть кадров. Изношенность оборудования и низкий уровень механизации, перебои с сырьём также сдерживали развитие отрасли.
Производство обуви на Иркутской обувной фабрике в 1932 - 1939 гг. увеличилось с 411,8 до 564,2 тыс. пар. На Иркутской пимокатной фабрике в 1933 - 1939 гг. выпуск валяной обуви вырос с 49,6 до 130 тыс. пар, войлока строительного - с 45,4 до 178 тонн. Более чем в 4 раза выросло производство верхнего трикотажа и белья на Иркутской трикотажной фабрике. Швейно-трикотажная отрасль достигла 60 % валовой продукции лёгкой промышленности. В 1930 г. на базе кадров пошивочной мастерской в здании бывшего торгового помещения была создана швейная фабрика, которая в 1939 г. выпустила продукции на 10,5 млн руб.
Иркутский кожевенный завод выработал в 1939 г. 848 т жёстких товаров, которыми снабжались Иркутская, Новосибирская и Красноярская обувные фабрики. Усольский кожевенный завод в 1934 г. частично реконструирован с заменой устаревшего оборудования для выделки хромовых кож. Сапоговаляльная фабрика выпускала 150 тыс. пар валяной обуви и 120 тыс. т строительного войлока в год37. В 1939 г. на 161 предприятии мелкой промышленности с 781 рабочим произведено продукции на 7,5 млн руб.
С началом индустриализации резко возрастает потребность в различных строительных материалах. В 1931 г. запущены два кирпичных и шлакобетонный заводы в Иркутске. В 1937 г. завершено объединение четырёх кирпичных заводов в Лисихе с общей мощностью 34 млн шт. в год. С 1939 г. эксплуатируется Новоленинский кирпичный завод с выпуском 12 млн шт. в год. Тем не менее наблюдался дефицит кирпича и извести. Несмотря на наличие сырья, не было организовано производство цемента.
Всего в ходе индустриализации 1928 -1940 гг. в Приангарье построено около 40 крупных и средних предприятий, шахт, приисков, открыты сотни мелких производств. Выработка электроэнергии увеличилась в 10 раз.
В декабре 1936 г. часть Восточно-Сибирского края преобразована в одноимённую область, которая в сентябре 1937 г. разделена на Иркутскую и Читинскую.
С началом первой пятилетки поощрялась организация производственных кооперативов. В Иркутском промысловом союзе в 1933 -1934 гг. число кооперированных увеличилось с 2223 до 3072 человек, или в 1,4 раза38. Другим важным направлением кооперативного строительства было укрупнение уже существующих кооперативов. Если в 1932 г. на одну артель приходилось 56 человек, то в 1940 г. -84 человека39. Ряд промкооперативов («Игла», «Красный Октябрь», «Победа») имел объём производства от 2 до 8 млн руб.
В развитии кооперации и повышении эффективности кооперативного производства негативную роль сыграл классовый подход, поскольку наиболее квалифицированные и подготовленные мелкие производители оказались «классово чуждыми элементами» и в ходе всевозможных «чисток», «проверок», «самоочисток», а затем и репрессий были исключены из сферы производства. В Иркутском округе в конце 1930 г. количество исключённых членов некоторых артелей достигало 40 %40.
В 1930-е гг. усиливается государственное регулирование кооперативного производства, и предприятия промысловой кооперации всё более вовлекаются в систему командно-административного управления, планового производства и распределения. Это приводит к деформации структуры производства. Преимущественное развитие получают отрасли, использующие местное недефицитное сырьё (производство стройматериалов, деревообработка, лесохимическое производство), выпуск продукции кожевенного, обувного, сапоговаляльного и других производств, работавших на дефицитном сырье, сокращается.
С конца первой пятилетки промысловая кооперация сориентирована на производство товаров широкого потребления. Увеличение выпуска этих товаров стало определяющим направлением в её дальнейшей производственной деятельности. Кооперативная система существенно дополняла государственное производство. Перечень производств и продукции кооперативных предприятий весьма обширен и разнообразен: от добычи полезных ископаемых до производства потребительских товаров и продуктов питания, от транспортных услуг до бытового обслуживания населения. Более 50 % составляла продукция пищевой и швейной отраслей.
Важную роль в промышленном освоении Приангарья играл труд спецпереселенцев (раскулаченных), ссыльных и заключённых. К 1932 г. Черемховская комендатура насчитывала 10 посёлков и 12978 спецпереселенцев, Тайшетская - 17 посёлков и 7370 спецпереселенцев, Киренская - б посёлков и 892 спецпереселенца и т. д. Спецпереселенцы принудительно привлекались к лесозаготовкам треста «Востсиблес» и добыче угля. Кроме того, в 1932 - 1933 гг. ОГПУ занималось строительством в Восточно-Сибирском крае системы мобилизационных зерновых и сенных складов41.
В конце 30-х гг. для лесозаготовок и добычи слюды создаётся Тайшетский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) Главного управления лагерей лесной промышленности НКВД на 14000 - 17000 заключённых. Для железнодорожного строительства в районе Тайшета же образуются Западный ИТЛ, Тайшетское лагерное отделение и Южный ИТЛ Управления лагерей железнодорожного строительства на Дальнем Востоке, суммарной численностью на 1938 г. в 32500 заключённых42. Кроме того, до 10000 заключённых содержались в исправительно-трудовых учреждениях УНКВД по Иркутской области: мебельная фабрика в Иркутске, колония № 3, сельскохозяйственная колония, совхоз «1 мая»43.
Железнодорожный транспорт оставался основным видом транспорта, обеспечивающим связь Приангарья с центральными и восточными районами страны. В 1932 - 1940 гг. железнодорожный грузооборот в Иркутской области увеличился в 3 раза44. Среди перевозимых грузов преобладали уголь и лес.
В 1937 г. началась прокладка железнодорожной дороги от Тайшета до Братска силами заключённых. В 1938 г. их численность достигла максимального довоенного показателя - 32500 человек, или 39,2 % от численности рабочих на всех предприятиях Иркутской области45. Планы открыть к 1 ноября 1941 г. рабочее движение поездов до Братска выполнить не удалось, подготовлено 124 км трассы от Тайшета до Чуны.
В 1933 - 1940 гг. объём перевозок Восточно-Сибирского речного пароходства увеличился с 87300 до 501800 т. Пароходство располагало 4 грузопассажирскими судами, 1 грузовым, 10 служебными. Буксирный флот с 1933 по 1940 г. увеличился с 6 до 21 единицы, несамоходный - с 28 до 78 единиц46.
Областное управление автотранспорта создано в 1939 г. В его ведении находилось 103 грузовых автомашины и 71 автобус. Автотранспортными предприятиями области в 1940 г. перевезено более 240 тыс. т грузов.
Освоение богатых природными ресурсами пространств Сибири быстро придало особую значимость авиации. В мае 1928 г. в Иркутске создано Управление сибирских воздушных линий, и начинается прокладка первых трасс регулярных сообщений с Бодайбо, Якутском, Москвой. В 1932 г. открыта трасса Москва - Владивосток, обслуживание которой на участке Иркутск - Могоча осуществляли иркутские авиаторы. В 1934 г. строятся аэропорты в Иркутске, Тулуне, Голоустной47. В 1930-е гг. открываются местные авиалинии, обслуживающие основные горнопромышленные районы. В 1929 г. Управление сибирских воздушных линий располагало 5 самолётами, в 1932 г. - 36, в 1937 г. - 89. В 1932 - 1937 гг. число рейсов увеличилось с 525 до 7889, грузов - с 54 до 2126 т, пассажиров - с 1296 до 8914 человек48.
30-е гг. – время кардинальных изменений в промышленности Приангарья, период форсированной индустриализации и формирования новых отраслей. Взят чёткий курс на опережающее развитие производства средств производства, управление народным хозяйством в рамках административно-командной системы. В регионе формируются тяжёлое машиностроение, обработка слюды, крупные пищевые производства.
В Приангарье основные производственные фонды крупной промышленности выросли с 24,1 млн руб. в 1928 г. до 403,2 млн в 1939 г. В то же время общее число предприятий увеличилось с 64 до 668.
По материалам официальной статистики, объём валовой продукции вырос с 18,5 до 190 млн руб.49, т. е. более чем в 10 раз. Численность рабочих на предприятиях крупной промышленности выросла с 24800 в 1928 г. до 72700 человек в 1937 г. На первое место вышло машиностроение: в 1940 г. на его долю приходилось 30 % всей промышленной продукции. Снизился удельный вес мелкой промышленности: в 1939 г. 3,8 % по валовой продукции, 5,3 % по числу занятых.
Источник: "Иркутский край. Четыре века..." И. 2012
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей