Сооружение церквей и часовен, в котором в качестве активных сторон участвовало и население, и официальные церковные органы, было одним из важнейших условий существования православия. Как свидетельствуют факты, церкви в Сибири в подавляющем большинстве строились по инициативе жителей, нуждающихся в церковном окормлении. В XVIII в. правительством были законодательно установлены правила, соблюдение которых требовалось при строительстве храмов. Они в основном сохранялись и в XIX в.
Глава епархии не мог своей властью открывать новые приходы и разрешать строительство приходских церквей; он должен был ждать решения Синода. Делая запрос о возможности сооружения новой церкви, епархиальные власти должны были, согласно ст.46 Устава духовных консисторий, через духовных лиц и полицию, выяснить «прилично ли и удобно ли место, на котором предполагается воздвигнуть церковь», а также прихожане каких существующих церквей будут ее посещать. Следовало установить, все ли будущие прихожане желают, чтобы появилась новая церковь, и по каким причинам: из-за тесноты в существующей церкви, отдаленности ее от места жительства, или из-за затруднительности доступа к ней. Их показания следовало проверить. Кроме того, надлежало установить, достаточно ли этих жителей для составления нового прихода, сколько прихожан останется при существующей церкви, «будет ли обеспечено содержание причта новой церкви и чем именно», не возражает ли гражданское начальство против строительства церкви на новом месте. Будущим прихожанам нужно было предложить построить дома для причта.
В ст.50 Устава говорилось: «Епархиальные начальства, при построении, починке и распространении церквей, наблюдают: а) чтобы вообще было соблюдаемо достоинство и приличие в архитектурном отношении с сохранением предпочтительно древнего Византийского стиля; б) чтоб при возобновлении старинных церквей древний, как наружный, так и внутренний вид церквей сохраняем был тщательно... и г) чтобы новые планы фасадов рассматривались строительным начальством».
В ст.52 говорилось, что ремонтные работы в церквях и на колокольнях разрешаются епархиальным начальством, в ст.56 духовным властям разрешалось в случае, если приход занимает большую территорию, давать согласие на строительство в отдаленных деревнях молитвенных домов (молитвенный дом-часовня с алтарем, в котором можно вести богослужение).
Помощь епархиальных властей при строительстве новых церквей могла заключаться в просьбе к Управлению Государственных имуществ бесплатно выделить для строительства лес из казенных дач и «выдать одному из прихожан книгу для сбора пособий» (ст.55).
В 1800г. правительство рекомендовало строить храмы из камня, в результате чего в селах почти перестали возводить деревянные церкви; в 1841г. было заявлено, что каменные церкви должны строится в византийском стиле, а в качестве образцов его рекомендовались чертежи проектов К.А. Тона. В 1858г. был издан атлас проектов постройки сельских деревянных церквей 57.
Строительство церквей велось на средства жителей. Во многих артелях (охотников, промышленников, матросов Российско-Американской компании) существовал обычай выделять доли добычи на строительство или обустройство церквей. В деревнях церкви часто строились на средства, собранные с крестьян. Более богатые сибиряки нередко жертвовали значительные суммы, строя церкви на собственные капиталы. Среди крупных жертвователей можно найти представителей различных слоев населения — от русских крестьян и «инородцев» до императора.
Так, Синская церковь в Якутске была построена якутским князцом Ильей Шадриным в 1822г 58. Известен случай, когда храм был создан на средства бывшего уголовного преступника. В 1802г. в Сибирь на поселение был сослан поручик лейб-гвардии Семеновского полка Алексей Шубин за ложный донос на лиц, якобы посягавших на жизнь императора. Поселившись в с. Кузьмихе под Иркутском, он женился на дочери местного казака, в 1814г. добился возвращения в действующую армию, снова получил там офицерский чин и право на имение. Выйдя после окончания войны в отставку, он «приезжал в Иркутск и на месте своего многолетнего страдания и раскаяния построил в Кузьмихе церковь в благодарность богу-спасителю» 59. Это - Никольская церковь (1822г.).
Приведем другие примеры по Иркутской губернии 60. Торгующие крестьяне Белоусов В. и Белоусов Н. финансировали строительство Иннокентьевской церкви в с. Белоусово; крестьянин В.А. Яковлев построил деревянную Петропавловскую церковь в с. Большеразводное (1842г.). Священник А. Шергин сделал крупные пожертвования на строительство каменной церкви в с. Бирюлька (1812г.). Коллежский асессор Н.Г. Мальцев выделил средства для постройки Казанской церкви в с. Тальцы (1859г.), а бывший исправник В.А. Затворницкий — для строительства Николаевской церкви в с. Подкаменка (1856г.). Родоначальник Аларского ведомства Бажей, ставший после крещения Николаем Косомовым, построил за свой счет деревянную Николаевскую церковь в с. Бажей (1841г.).
Естественно, что чаще всего предоставляли свои капиталы для возведения церквей купцы и богатые мещане. Так, в Иркутске мещанин И.И. Баушев построил каменную Благовещенскую церковь (1804г.), купцы С.Я. Игнатьев и И.Н. Сухих финансировали строительство каменной Преображенской церкви (1811г.), купец Е.Я. Лычагов перестроил свой каменный дом в Покровскую церковь (1828г.); купцы П.Ф. и А.П. Медведниковы построили на свой счет и снабдили всем необходимым для богослужения Успенскую церковь (1847г.); купец Я.С. Малков на собственные средства поставил Николо-Иннокентьевскую церковь (1859г.).
Иногда выделяли средства на устройство церквей или обеспечение их утварью и члены императорского дома. Так, император Николай I в 1835г. пожертвовал 6 тыс. рублей на строительство, иконы и облачение для причта Николаевской церкви в с. Александровском.
Особенно крупными были вклады на возведение кафедральных соборов. В 1850-х гг. купец И.Г. Щеголев пожертвовал на строительство собора в Красноярске 560 тыс. рублей, а купец Е.А. Кузнецов для сооружения собора в Иркутске — 285 тыс. рублей серебром 61!
Поскольку история храмостроительства в Восточной Сибири изучена недостаточно, динамику количества церквей можно установить лишь приблизительно. Как уже говорилось выше, для 1828г. число церквей в регионе составляло не менее 309, в 1851г. оно достигло приблизительно 390. Кроме того, имелись также часовни и молитвенные дома. Судя по материалам книги Ю.А. Гагемейстера (ч.3, с.101), в 1851г. в Иркутской епархии было 136 часовен и молитвенных домов, а в Томской — 373. Если предположить, что их число находится в таком же отношении к общему числу по епархии, как и церквей, то этих строений в Енисейской губернии было примерно полторы сотни, а вместе с территорией Иркутской епархии — приближалось к 300.
Более подробные сведения о количестве церквей имеются для 1828г. 62 Тогда в Иркутске с уездом было 56 храмов (в том числе 15 — в городе), в Киренске с уездом 17 (в том числе 2 в городе); в Нижнеудинске с уездом 23; а всего на территории Иркутской губернии в границах 1852г. — 96. В пределах будущей Забайкальской области имелось 101 церковь: 21 в Верхнеудинске с уездом (в том числе 4 — в городе); 33 — в Нерчинске с уездом (в том числе в Нерчинске — 2); в ведомстве Нерчинского завода — 13; в ведомстве Троицко-Савской крепости — 17; в Якутии 14 (в том числе в Якутске — 6). В Енисейской губернии числилось 98 храмов: в Красноярске с уездом 45 (в том числе в Красноярске — 4); в Енисейске с уездом — 37 (9 — в Енисейске); в Канске с уездом — 16.
Более детальные сведения имеются для территории Иркутской губернии в границах 1852г., главным образом благодаря исследованиям И.В. Калининой. Судя по ее данным, за десятилетие с 1800 по 1810гг. там было построено 8 деревянных храмов, за следующее десятилетие — 6, до 1830г. — 8, в 30-х гг. — 13, с 1840 по 1850гг. — еще 13 церквей 63. Таким образом, за 40 лет стали действовать 48 церквей из дерева, т.е. за десятилетие строилось в среднем по 12 храмов. Резкий скачек дает период с 1850 по 1860гг. — 54 церкви, т.е. масштабы храмостроительства возросли почти в 5 раз!
Там же с 1706 по 1800гг. было построено 22 каменные церкви 64. Впоследствии каменные храмы на территории Иркутской губернии росли такими темпами. За 1804-1810гг. - 7 церквей, во втором десятилетии — 6, в третьем — 6, 1831 по 1840гг. — 4, а в следующих двух десятилетиях — всего по одной 65.
Большое количество каменных церквей, поставленных до 1840г., объясняется запрещением строить с начала XIX в. деревянные церкви. Поэтому, несмотря на дороговизну строительства каменных церквей, их вынуждены были возводить и в селах, хотя, как видно из приведенных выше цифр, деревянные церкви тоже продолжали ставить. В некоторых случаях в селах первый этаж строили каменным, а второй — из дерева.
Таким образом, получается, что в первом десятилетии было построено всего 15 церквей, во втором — 12, а в третьем — 14, причем деревянных и каменных возводилось примерно поровну. С 1831 по 1840гг. появилось 17 храмов, а затем до 1850г. еще 14, причем каменных строилось гораздо меньше, чем деревянных. Следующее десятилетие до 1860г. дает 55 храмов, причем лишь один из них — каменный! Начало массового строительства деревянных церквей с 1850г. И.В. Калинина объясняет тем, что в это время были изданы «образцовые чертежи» для строительства сельских храмов, благодаря чему не требовалось составление проекта и строительство по чертежам могли вести мастера, не имевшие архитектурного образования.
Общее же количество возведенных за первые шесть десятилетий XIX в. храмов составило 127 (25 каменных и 102 деревянных), причем за годы 1851-1860-й была построена почти половина всех храмов!
Но, возможно, подсчеты И.В. Калининой не вполне точны, поскольку сведения по Иркутской губернии за 1861г. несколько расходятся с цифрами исследователя. В «Памятной книжке» губернии указывается, что в Иркутске имеется 18 каменных и 3 деревянных церкви, в Иркутском уезде количество каменных и деревянных церквей почти одинаковое — 13 и 12. В городах и заводах числится 24 каменные и 9 деревянных церквей, а в сельской местности — 24 каменных и 70 деревянных церквей. Всего в Иркутской губернии числилось 48 каменных и 79 деревянных храмов, а также 1 каменная и 72 деревянные часовни 66. Всего, таким образом, получается 125 церквей, в то время как И.В. Калинина считает, что только за шесть десятилетий XIX в. было построено 127 храмов. Возможно, разница объясняется тем, что часть деревянных церквей сгорела. Кроме того, в памятной книжке, видимо, учтены не все церкви. Вероятно, упущены монастырские храмы; так, в Киренске указана лишь одна церковь, говорится, что в Киренском уезде имеется 20 церквей, хотя еще в 1841г. их считалось там 25 67.
Своеобразным достижением было «основание первой христианской церкви на берегу Ледовитого океана... 29 июля 1848г. При этом важном событии присутствовали как бы представители от диких племен — чукчи, юкагиры и др.» 68. К сожалению, автор книги не указывает точного места постройки церкви; вероятно, имеется в виду территория Чукотки.
В Енисейской губернии с 1800 по 1860гг. было построено в два раза больше каменных церквей, чем в Иркутской (45), причем, в первые сорок лет — 42, а в 40-50-х гг. всего 3. Таким образом здесь наблюдается та же закономерность, что и в Иркутской епрахии 69.
Имеются сведения о количестве православных церквей в Енисейской губернии в 1861г 70. В Красноярске их числилось 6, в Енисейске — 7, все каменные. В других городах тоже строились почти исключительно каменные церкви, и по всем городам губернии считалось в городах 18 каменных и всего одна — деревянная церковь. В уездах, т.е. в сельской местности, имелись 82 каменные и 69 деревянных церквей. Всего же в губернии было 100 каменных и 70 деревянных церквей, а также 5 каменных и 177 деревянных часовен. Таким образом, оказывается, что в Енисейской губернии доля каменных церквей была значительно выше, чем в Иркутской, и даже в селах каменных храмов было больше, чем деревянных.
Итак, в 1861г. каменные храмы в Енисейской губернии составляли 59% всех церквей, а в Иркутской — лишь 38%. При соответствующем подсчете, на основании справочника А.Д. Жалсараева «Поселения, православные храмы... Бурятии...», оказалось, что в Бурятии на 1861г. приходилось 17 каменных, т.е. 31%, и 37 деревянных церквей.
Внешний облик церквей, построенных в первой половине XIX в., в основном сохранял традиции, выработанные в XVII-XVIII вв.
В бедных и небольших деревнях строились деревянные храмы клетского типа, представлявшие собой в основе типичную крестьянскую клеть с минимально необходимыми для культового сооружения надстройками и прирубами. В крупных и богатых селах возводились ярусные церкви: сам храм в виде восьмерика на четверике, ярусная же колокольня, соединявшая их трапезная и выступавшая с востока апсида. Все это обычно составляло единое целое.
Новыми моментами для первой половины XIX в. было строительство деревянных церквей по проектам профессиональных архитекторов, все большее распространение, наряду с «сибирским барокко» форм классицизма, подражание деревянных храмов формам каменной архитектуры, стремление к большей живописности силуэтов церквей и их орнаментовке.
Для каменных двухэтажных церквей характерен вариант, когда «на продольную ось последовательно нанизаны лестница, колокольня, трапезная, храм и апсида... Невысокий нижний этаж предназначался для «теплой» зимней церкви, верхний — для летней. Вход в верхний храм осуществлялся по крутой монументальной лестнице, расположенной по оси здания, через второй этаж колокольни, а в нижний — через первый этаж колокольни с северной и южной ее сторон. В каждом случае помещения колокольни выполняли функции сеней. Такое построение препятствовало проникновению холодного воздуха внутрь помещения для молящихся, поэтому этот прием получил широкое распространение в Сибири» 71.
В городах и селах обычно сооружали крупные и интересные в художественном отношении церкви, в отдаленных деревнях нередко можно было встретить храмы, мало радовавшие глаз. Архиепископ Нил, совершавший в 1843г. путешествие в Якутию, сделал в Качуге такую запись: «Церковь в Качуге деревянная, с общим типом сибирских церквей, созидавшихся самозванными архитекторами. Здатели сии о пропорциональности и думать не смели, ограничиваясь в технике своей одними удобствами, соответствующими климатическим условиям, именно: огромными печами с жерлами, дышащими жаром и угаром, пространными лавками, годными не для сидения только, но и для возлежания, полуоткрытыми балконами, прикрепляющимися снаружи здания и стоящими будто на ходулях. К принадлежностям сим присоедините церковный двор изрытый, заросший крапивой и полынью, да еще обнесенный забором, столбы которого указуют всевозможные уклонения от ветров. Сделав это, получите понятие о внешнем состоянии большинства сельских церквей времени, о котором говорим» 72.
Однако тот же архиепископ отмечал много прекрасных церквей в различных селах. В 1838г., по пути из Вятки в Иркутск владыка обратил внимание на то, что в Куйтуне, Зиме, Заларях, Култуке, Черемхово, Мальте, Биликтуе, Усолье «церкви красивые, благоустроенные, а в Тельминской фабрике церковь можно назвать великолепною» 73. В 1843г. во время поездки в Якутию, он отметил «благолепие» церквей в Куде и Оеке, а о церкви в Чечуйской слободе, на северной границе Иркутской губернии, отозвался так: «Здание скромное, но приличное» 74.
В Енисейске, бывшей столице Восточной Сибири, каменное церковное строительство активно велось в XVIII в. К 1800г. здесь было 9 каменных храмов. В XIX в. из-за того, что город оказался в стороне от магистральных путей, храмостроительство почти прекратилось.
В Иркутске, ставшем главным городом региона, расцвет церковного строительства относится к 1747-1780гг., когда было построено 7 крупных церквей. К началу XIX в. здесь тоже было 9 каменных храмов, но их строительство, хотя и более медленными темпами, продолжалось. К 1859г. было возведено еще 5 каменных церквей. Впервые в городе появились две каменные церкви, в которых использованы ротондальные формы: небольшой, но изящный храм Григория Неокесарийского (1805г.) и значительная по масштабам Успенская церковь (1847г., архитектор А.В. Васильев). Ее центральный объем завершался большим световым барабаном и куполом. Вокруг него располагались четыре угловые главки. Высокая цилиндрическая колокольня венчала этот замечательный храм, выдержанный в стиле классицизма.
Преображенская церковь (1811г.), вероятно, была построена по проекту А.И. Лосева для кузнецов, слобода которых находилась поблизости. Основной храм и колокольня, возведенная по схеме восьмерик на четверике, связаны обширной трапезной. Здание, соединяющее в себе черты классицизма и барокко, несмотря на лаконичность композиции и орнамента, отличается четкостью облика и пластичностью форм.
Входо-Иерусалимская церковь (1835г.) предназначалась для отпевания умерших. Ее классические формы подчеркивались симметричным построением, портиками с колоннадой тосканского ордера. Высокий четверик яруса звона колокольни, завершенной небольшим куполом и главкой, возвышался над зданием, придавая ему печально-торжественный вид. Автором проекта был томский архитектор А.П. Деев.
Из сельских храмов этого времени выделяется Казанская церковь в с. Тельма (1816г.) Построенная при крупной суконной фабрике, значительная по размерам каменная церковь отличается своими круглыми формами. К основному объему, который завершается полусферическим куполом, примыкают четыре круглые башенки с крестами. Четырехъярусная колокольня с небольшой главкой и крестом была снабжена часами и музыкальным механизмом. На хорах два ангела с трубами исполняли 12 музыкальных пьес. Казанская церковь сохранилась и пользуется широкой известностью как прекрасный образец классицизма за Уралом.
Яркими примерами церковного зодчества являются два сельских храма, внешний облик которых удачно имитирует каменную архитектуру. Крупная двухэтажная Богоявленская церковь в с. Братском (1844г.) была пятиглавой. «Строгие пилястровые портики по четырем сторонам подчеркивали монументальность и торжественность храма. Декор фасадов был очень строг и лаконичен... Богоявленская церковь была редким примером грамотного применения стиля классицизма в культовом деревянном зодчестве Восточной Сибири первой половины XIX века» 75. Небольшой деревянный Троицкий храм в с. Каменка (ныне Боханский район, 1838г.) с кубическими церковью и колокольней, имел при входе портик с колоннами и пилястры на боковых фасадах.
В 1804г. приняла первых прихожан церковь Одигитриевской Божией Матери в с. Усть-Илга (ныне Жигаловский район). Храм построен в традициях XVIII в. из дерева. Он представляет собой восьмерик на четверике и увенчан яйцевидным куполом, украшенным фронтончиками. В ансамбль церкви входила пятигранная апсида, трапезная и массивная колокольня.
Развитие Красноярска ускорилось в первой половине XIX в., особенно после 1822г., когда он стал центром губернии. К двум каменным церквям XVIII в. прибавились в этот период еще три. Особое значение из них приобрела монументальная Благовещенская церковь с величественной колокольней, игравшая градоформирующую роль в городе. Это была первая в Красноярске церковь, построенная по специальному проекту 76. Два небольших каменных храма появились на городских кладбищах. В 1845г. началось сооружение крупного собора, законченное в 1861г.
Немало запоминающихся церквей было построено в этот период в Забайкалье. В Верхнеудинске к двум каменным церквям XVIII века присоединилась третья — Троицкая (завершена в 1809г.) Она располагалась на кладбище, на возвышенности и ее стройный и изящный силуэт был хорошо виден из любой точки Верхнеудинска.
Первая половина XIX в. — время расцвета кяхтинской торговли. Богатейшее купечество Троицкосавска-Кяхты, обладавшее огромными капиталами, жертвовало крупные суммы, чтобы создать культовые постройки, способные прославить город. Троицкий собор строился в Троицкосавске на возвышенности с 1812 по 1817гг. Долгое время он был самым крупным культовым зданием за Байкалом, протянувшись в длину на 54 м, а в ширину — на 27,8 м. Высота храма с крестом составила 30 м, а колокольни — 37,7 м. Внушительность и «тяжеловесное достоинство» собору придавал контраст огромного купола над храмом с высоким шпилеобразным завершением колокольни. На колокольне находились башенные часы с двумя циферблатами и боем; кресты храма и шпиля колокольни были позолочены, интерьер собора отличался пышностью и богатством оформления 77.
Самым замечательным храмом в Восточной Сибири XIX в., вероятно, следует признать Воскресенский собор, построенный в 1830-1838гг. в Кяхте. Автор его проекта — московский архитектор Григорий Герасимов. Храм по габаритам несколько меньше Троицкого (49,7х29,8 м), но превышает его высотой (храма — 32 м, колокольни с крестом — 42,6 м). Композиция собора сочетает в себе старые традиции с достижениями зодчества первой трети XIX в. Храм имеет крестообразную в плане форму, причем пятиглавие значительно отдалено от колокольни. Центральная часть церкви со световым барабаном, куполом, увенчанным луковичной главкой и крестом, удачно сочетаются с четырьмя расставленными по углам здания квадратными в плане главками. Главный и боковой фасады храма окружены многоколонными портиками с завершающими их фронтонами. Высокая кубическая колокольня, словно парящая над городом, отличается соразмерностью масштабов и вместе с основным храмом составляет редкий по красоте ансамбль. Интерьер храма отличался торжественностью, богатством убранства, обилием украшений из золота, серебра, хрусталя, драгоценных камней. Английский миссионер Лэнсдел, путешествовавший по Сибири в 1879г., с восхищением писал: «Великое духовное чудо Кяхты ее кафедральный собор, как говорят, самый изящный в Восточной Сибири, постройка которого обошлась в 1 млн. 400 тыс. рублей...» 78.
Менее масштабна надвратная церковь во имя Архистратига Михаила в Троицком Селенгинском монастыре (1832г.). Она находится в центре южной ограды монастыря, запоминается продуманностью композиции, уравновешенностью объемов, профессиональным использованием форм классицизма.
Спасская церковь в с. Турунтаеве (Бурятия) была освящена в 1818г. Она построена по традиционному для Сибири плану: колокольня, трапезная, храм и апсида расположены на одной оси. Добавление с южной стороны зимнего придела и вспомогательного помещения придало композиции некоторую ассиметричность, которая «сообщает пространственным взаимоотношениям ее архитектурных масс индивидуальность и разнообразие художественной выразительности... Анализ архитектуры позволяет констатировать, что необычные формы и детали являются мотивами петербургского барокко, по-своему понятыми и переработанными народными мастерами в соответствии с реальными возможностями исполнения» -, отмечает историк архитектуры Л.К. Минерт 79.
Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"
Глава 3. Православная церковь Восточной Сибири в 1805-1860 годах
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей