Новости

Организация деятельности церкви // Дулов А.В., Санников А.П «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII- нач. XX вв.» (2006)

Вы здесь

Территория Восточной Сибири и Дальнего Востока в церковном отношении была подчинена Иркутской епархии. В 1796г. к епархии присоединили владения Русской Америки — Алеутские острова и северо-западную часть Аляски. Приенисейский край в конце XVIII в. входил в Тобольскую губернию, а с 1804 г. перешел в состав только что образованной Томской губернии. Поскольку при императоре Павле I было решено, что территории епархий должны соответствовать территориям губерний, бассейн Енисея отнесли к Тобольской епархии. После образования в 1822г. Енисейской губернии, являвшейся частью Восточно-Сибирского генерал-губернаторства, ее церкви были подчинены Иркутской епархии. Самая восточная епархия была и самой большой по территории. До 1834г. она охватывала огромную площадь, около 10 млн. кв. км, занимая более половины всего пространства России и простираясь на два материка. В 1834г. была образована епархия Томская и Енисейская, причем бассейн Енисея вошел в ее состав. С 1834г. вплоть до 1894г. начинается процесс постепенного уменьшения Иркутской епархии, на окраинах которой учреждаются новые церковные области.

Иркутской епархией управляли: до 1814г. — Вениамин Багрянский, затем по июнь 1830г. — Михаил Бурдуков, с октября 1830 по сентябрь 1831гг.- Ириней Нестерович, с ноября 1831 по середину 1835г. — Мелетий Леонтович, затем Иннокентий Александров. 23 апреля 1838г. новым владыкой стал Нил Исакович, возглавлявший епархию до начала 1854г. Его сменил Афанасий Александров, а с ноября 1856г. — Евсевий Орлинский, занимавший пост архиерея до ноября 1860г.

Русские епархии в первой половине XIX в. делились на 3 класса. Епархиями первого класса (их было всего 3) управляли митрополиты; епархиями второго класса — архиепископы; третьего класса — епископы.

Глава Иркутской епархии указом Синода от 19 мая 1816г. именовался: епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. В 1826г. епархия была переведена из третьего во второй класс, а ее архиерей (Михаил) стал архиепископом. В дальнейшем все ее владыки получали тот же сан, иногда — не сразу.

В 1840г. из восточной окраины Иркутской епархии была образована епархия Камчатская, Курильская и Алеутская. Любопытно, что в разговоре с Николаем I, будущий первый архиерей этой епархии, Иннокентий (Вениаминов) сказал императору, что на Курильских островах нет ни одной церкви. «Построят» -, ответил монарх, и утвердил такое название. В 1825г. территория Якутии была включена в состав этой епархии, епископ ее Иннокентий Вениаминов в сентябре 1853г. переехал в Якутск, который, таким образом, стал центром епархии. В сентябре 1862г. Иннокентий переносит кафедру в недавно основанный Благовещенск, а в Якутске остается викарный епископ.

Важным событием в религиозной жизни Сибири была канонизация Иннокентия Кульчинского. С 1800 по 1804гг. было произведено несколько обследований состояния мощей епископа, производились также «записи исходивших от них исцелений и явлений»; их число достигло 85. В итоге 1 декабря 1804г. Синод решил: «...тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенные святые мощи... с установлением празднования ему ноября 26-го числа, на память преставления сего святителя, о чем и объявить из Синода во всенародное известие указами» 1.

9 февраля 1805г. состоялось торжественное перенесение мощей Иннокентия, находившихся под алтарем деревянной Тихвинской церкви Вознесенского монастыря, в Вознесенский собор того же монастыря. Из «церемониала» прославления святителя, напечатанного в «Иркутской летописи», явствует, что праздник продолжался почти целый день, сопровождался колокольным звоном всех церквей города, крестным ходом из кафедрального собора в монастырь, торжественными богослужениями в церквях. Для сохранения порядка вдоль пути движения крестного хода было выставлено охранение из войск. Весь Знаменский монастырь был иллюминирован «плошками» - сосудами с зажженным масляным фитилем.

Это событие имело большое значение для епархии. В Сибири было несколько десятков местночтимых святых, но вплоть до конца 1917г. общерусским святым оставался лишь один Иннокентий. Вознесенский монастырь вскоре становится самым почитаемым из сибирских обителей: число паломников, посещающих его, увеличивается, его переводят в первый класс; поклониться мощам Иннокентия приезжают даже из европейских губерний России.

Каковы же общие итоги религиозного состояния Восточной Сибири в первой половине XIX в.? Имеющиеся сведения, хотя и не вполне точны, все же дают возможность установить соотношение сторонников разных конфессий 2.

В Западной Сибири удельный вес православных был выше, чем в Восточной (в 1823г. в Западной 95,6%, в Восточной — 76,7%; в 1851г. - соответственно 91,4% и 80,4%). Из территорий Восточной Сибири на первом месте неожиданно оказалась область, населенная почти исключительно якутами — там 89,7% православных в 1823г. и в 99,9% - в 1851г. Высок процент православных и в Енисейской губернии — в 1823г. 91,2, а в 1851г. — 95,7. Значительно отстает от них Иркутская губерния (в которую входило тогда и Забайкалье): 66,1 в 1823г. и 68,4% в 1851г. Ее показатель резко снижен за счет Забайкалья с многочисленными ламаитами.

Доля старообрядцев была сравнительно небольшой, но с 1823 по 1851гг. она выросла и в Западной Сибири (с 1,42 до 2,76%) и в Восточной (с 1,39 до 1,65%). В Якутской области их было ничтожно мало, в Енисейской почти не было в 1823г., но к 1851г. они составили 0,28%. В Иркутской губернии (в основном за Байкалом) число староверов было заметным и увеличилось за эти же годы с 2,46 до 2,68%.

Удельный вес католиков и лютеран (для этого периода есть только суммарные данные) в Западной и Восточной Сибири вначале отличался мало (в 1823г. в Западной - 1,64%, в Восточной — 1,93%), но затем в Восточной почти не изменился, а в Западной вырос почти в два раза (в 1851г. соответственно 3,13 и 1,96%). Лютеране в Восточной Сибири были известны с первой четверти XVIII в., католики появились в конце этого же века, но в первой половине XIX в. явно преобладали над лютеранами. В Якутской области католиков и лютеран практически не было, в Иркутской губернии их количество уменьшилось и абсолютно и относительно (с 1218 (2,91%) до 1057 (1,6%), а в Енисейской губернии число их за это время увеличилось с 214 (0,14%) до 1110 (0,7%).

Иудаисты в 1823г. были в Восточной Сибири гораздо более весомой группой населения, чем в Западной Сибири (соответственно 0,19 и 0,07%), но в 1851г. в Восточной Сибири их доля упала, а в Западной — повысилась, в результате чего их соотношение в разных частях Сибири стало почти равным (0,13 и 0,11%). В Енисейской губернии процент иудаистов был в 3-5 раз выше, чем в Иркутской (в 1823г. соответственно 0,31 и 0,1; в 1851 г. — 0,44 и 0,08).

Магометан было довольно много в Западной Сибири, но их доля за 1823-1851гг. уменьшилась с 6,3 до 3,7%. В Восточной Сибири процент мусульман хотя и увеличился за эти же годы в 3,5 раза, но составил лишь 0,32. Любопытно, что в Енисейской губернии за тот же промежуток времени их удельный вес сократился в 4 раза, упав до 0,1%, зато в Иркутской губернии почти с нуля достиг значительной величины — 3277 человек, т.е. 0,5%. В Якутии мусульман не было зафиксировано.

Ламаитов в Западной Сибири не было отмечено, в Енисейском крае и Якутии — тоже, зато в Иркутской губернии их было очень много, почти все они находились за Байкалом. В 1823г. ламаитов числилось 177121, т.е. 42,3%, а в 1835г. — 117981 (21,7%). Столь резкое снижение их всего за 12 лет представляется очень сомнительным. Если же верить официальной статистике, то доля ламаитов в Восточной Сибири снизилась с 23,9 до 14,1%. За 1851 г. сведений об иркутских ламаитах нет.

Язычников в Западной Сибири было немного (1,29% в 1823г. и 1,67% в 1851г.), но все же их количество увеличилось. В Восточной Сибири язычников было значительно больше (в Енисейской губернии в 1823 г. 7,56, в 1851г. — 3,03%; в Якутской области в 1823г. 9,56%; в Иркутской губернии в 1835г. — 13,42%). По Иркутской губернии за 1823 и 1851гг. сведения отсутствуют, поэтому удельный вес язычников выяснить нельзя. Но если учесть, что по данным за 1897г. суммарный процент язычников по Иркутской губернии и Забайкальской области составил 4,6 то для 1851г. он, вероятно, мог находится в пределах 6-12%.

О численности церквей и обслуживающего их духовенства имеются сведения за 1828 и 1851г. В Иркутской губернии было 96 церквей, на территории будущей Забайкальской губернии — 101 церковь, в Енисейской губернии — 98 церквей, в Якутии — 15 церквей. Всего в Восточной Сибири было, таким образом, 310 церквей.

В 1851г. в иркутской епархии числилось 266 храмов 4, что дает, по сравнению с 1828г., рост на 26%. В Томской епархии, куда отнесли теперь церкви Енисейской губернии, было всего 292 храма. Если предположить, что там число храмов возросло примерно на такую же долю, как в Иркутской епархии, то всего в Восточной Сибири в 1851г. было, вероятно, около 390 церквей.

Священно- и церковнослужителей в Восточной Сибири было в 1828г. 1225 человек (сведения по Якутии не полные) 5, в том числе: на территории Иркутской губернии 489, будущей Забайкальской области — 360, в Енисейской губернии — 341, Якутии — не меньше 35. За 1851г. имеются только общие сведения по Иркутской епархии, т.е. без церквей Енисейской губернии. Общий состав всех причтов равнялся 821 человеку 6. В той же Иркутской епархии в 1828г. без Енисейской губернии сумма священно- и церковнослужителей равнялась 884 человекам. Следовательно, не смотря на рост числа церквей, число служащих в них уменьшилось на 63 человека, т.е. на 7,1%. Если предположить, что в Енисейской губернии количество лиц, обслуживающих церкви, изменилось примерно так же, то общую численность причтов в Восточной Сибири для 1851г. можно определить примерно в 1140 человек.

Особенности управления духовенства, его основные права и обязанности определялись целым рядом законов, уставов и положений, из которых особое значение имел Устав духовных консисторий, первоначально введенный в действие в виде опыта в 1838г. и утвержденный в 1841г. Главным лицом в епархии был архиерей, который мог иметь сан митрополита, архиепископа или епископа. Он назначал или предлагал к назначению большинство должностных лиц епархии, контролировал их деятельность, издавал распоряжения, утверждал решения епархиальных учреждений, ставил членов причта, в ряде случаев имел право судить подчиненных ему лиц, сам производил ревизию епархии, ее монастырей и церквей. Он обязан был с этой целью объезжать епархию ежегодно или раз в два года. Архиерей должен был отлично знать церковные правила и узаконения и управлять епархией в соответствии с ними.

Понимая, что такое высокое положение может привести к властолюбию, нарушению законов, даже самодурству, правительство и Синод рекомендовали епископу, чтобы «не был дерзок и скор, но долготерпелив и рассудителен в употреблении своей власти», чтобы «ведал меру своей чести» и не превозносился, чтобы «под руки его не водили и в землю ему подручная братия не кланялась». «...Для большего беспристрастия в управлении и суде епископу запрещалось принимать подарки, возводить своих родственников на должностные места при архиерейском доме и в епархии и предписывалось наблюдать за своими слугами, чтобы не производили поборов» 7. Ежегодно в Синод посылались отчеты о деятельности епархии.

Управление и духовный суд в епархии производились главным образом через консисторию. В состав консистории входили три или четыре штатных члена, имевшие равное право голоса и утверждавшиеся Синодом. Канцелярией консистории руководил секретарь, находившийся в двойном подчинении: обер-прокурора Синода и епархиального архиерея. Консистория обладала большими полномочиями. Она управляла духовными правлениями, а позже — благочинными, контролировала экономическую деятельность архиерейского дома, монастырей и церквей. При отъезде архиерея в другую епархию консистория производила проверку состояния наличности и денежных капиталов архиерейского дома. «Если в чем будет оказываться недостаток, происшедший от непосредственных распоряжений самого Преосвященного, то Консистория представляет ему об оказавшемся, и только тогда, когда недостающее пополняется... выдает отъезжающему Преосвященному квитанцию и доносит о том как Св. Синоду, так и вновь определенному Преосвященному» 8. Таким образом, консистория способна была контролировать самого владыку!

Хозяйством архиерейского дома управлял эконом, который учитывал доходы, «следил за исправным поступлением оных» и отчитывался перед архиереем в своей деятельности.

Консистории были подчинены духовные правления. В 80-х гг. XVIII в. в епархии существовало восемь духовных правлений: в Иркутске, Якутске, Селенгинске, Киренске, Удинском пригороде (Верхнеудинске), Нижнекамчатском остроге, Барлуцкой слободе, Нерчинском заводе 9. Кроме того, в Приенисейском крае в конце XVIII — 30-х гг. XIX вв. действовали три правления: Канское, Енисейское, Красноярское.

В 1840г. Синодом существование духовных правлений было признано ненужным, и с этого времени они постепенно закрываются 10. Их заменяют благочинническими округами. Благочинный ведал от 10 до 30 церквей. Если он надзирал за 16 и более церквями, расположенными на значительной территории, ему могли выделить помощника. Благочинные, назначавшиеся из числа опытных и хорошо зарекомендовавших себя священников, должны были контролировать состояние богослужения, нравственности причта, хозяйственных дел церквей. Раз в полгода они объезжали подведомственные им церкви и проверяли также состояние многочисленных книг учета, которые велись при каждом храме 11.

В производстве судебных разбирательств над духовенством участвовали депутаты и судебные следователи. Указом 1797г. требовалось в городах всех епархий назначить постоянных депутатов, которые присутствовали в гражданских судах, если рассматривались дела о преступлениях духовных лиц; при Александре I им предоставили право голоса наравне с прочими членами судебного присутствия. При благочиннических округах могли назначаться также духовные следователи для участия в духовном суде.

Епархиальный суд рассматривал дела лиц духовного звания в случаях совершения ими преступлений и проступков «против должности, благочиния и благоповедения», по спорам о церковной собственности, по жалобам на нарушения «бесспорных обязательств..., уплаты бесспорных долгов». Люди светского звания подлежали суду по делам о незаконных браках, а также прекращении и расторжении браков; в случаях, когда требовалось удостоверить действительность заключения брака и рождения от законного брака; по проступкам и преступлениям, за которые виновные подвергались церковной эпитимии.

Лица духовного звания подлежали светскому суду при совершении тяжких уголовных преступлений, при обвинениях в пристанодержательстве, укрывательстве беглых, порубке лесов, нарушении Устава о питейном сборе, в исках и тяжбах по неисполненным договорам и обязательствам 12.

Епархиальный суд мог подвергнуть представителей духовенства лишению сана, монашества, исключению из духовного ведомства; временному запрещению священнослужения, отрешению от должности с определением в причетники; временному испытанию в архиерейских домах и монастырях, денежным взысканиям, наложению эпитимии без отрешения от места; поклонам, строгому и простому выговору, замечанию 13.

По Уставу духовных консисторий, «духовенство должно проповедовать слово Божие в церквях и наставлять, при всяком удобном случае, православный народ в вере и благочестии, в благонравии и послушании властям» (ст.8). «В церквах, при Богослужении, священнослужители обязываются читать поучения из писаний Св. Отец и из назначенных для того книг, а получившие надлежащее образование должны произносить и собственные поучения (ст.9). Поучения для проверки следовало представлять благочинному или цензору.

Священники обязаны были наблюдать, чтобы «миряне ежегодно, во исполнение христианского долга, исповедывались и приобщались Св. тайн» (ст.15). Для этого во всех приходских церквях имелись исповедные росписи и один экземпляр их предоставлялся в консисторию или духовное правление к 1 октября (ст.16). О тех прихожанах, которые, несмотря на убеждения священника, два или три года не бывали на исповеди, необходимо сообщать епископу. На них следовало наложить эпитимию. Она может быть публичной — «в приходской церкви или монастыре», но без «отвлечения от домов». Если и это не помогает, надо сообщить о провинившемся гражданскому начальству (ст.17). Православная церковь должна бороться с суевериями и расколом (ст.18-21) и надзирать, «чтобы православные христиане не совращались в другую веру, ибо одна господствующая Кафилическая Восточная Церковь имеет право в пределах государства убеждать иноверцев к принятию ея учения» (ст.23).

Богослужение в монастырских, соборных и тех городских церквях, которые имеют более одного священника, должно совершаться ежедневно, «а в имеющих одного священника и сельских, сверх воскресных и праздничных дней, сколь можно чаще, смотря по возможности» (ст.34). «Богослужение совершается по церковному уставу, в установленное время, с благоговением и тишиною, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства и без произведения изменений и нововведений»,- гласила ст.35.

В статьях 39-42 говорилось, что храмы должны содержаться в чистоте и порядке, в том числе и «все места, к ним принадлежащие»: колокольни, церковные и кладбищенские ограды, надгробные памятники. В каждой церкви должно иметься все необходимое для богослужения, в том числе комплект церковных книг. Ризницу (место, где хранятся облачения для церковных служб и церковные ценности) следует осматривать раз в два года доверенным лицам от архиерея.

Священно- и церковнослужители каждого благочиния избирают общего духовника из авторитетных священников, который ведет исповедную роспись и по окончании года представляет ее архиерею (ст.66-67). В Иркутске благочинный городских церквей был впервые назначен в 1831г 14. Всем членам причта запрещалось переходить из одной епархии в другую без предварительного согласования с руководством обеих епархий (ст.75). Священника «ставил» епархиальный архиерей, вручавший ему «ставленую иерейскую грамоту» по форме, утвержденной в 1738г. С 1843г. священник получал также «святительское поучение к новопоставленному иерею» 15.

Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"

Примечания

Глава 3. Православная церковь Восточной Сибири в 1805-1860 годах

  1. Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). Иркутск. 1911. С.185.
  2. Подробные подсчеты см. в таблице № 1 Приложения, составленной на основании официальных данных.
  3. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События. 1631-1917 гг. Якутск. 2002. С.169.
  4. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч.3. С.101.
  5. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95.
  6. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч. 3. С.101.
  7. Доброклонский А. Руководство по истории Русской церкви. Вып.4. М., 1893. С.122.
  8. Устав духовных консисторий с дополнениями и разъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената. Составил М.Н. Палибин. СПб., 1900. Ст.112.
  9. Наумова О.Е. Указ. соч. С.74.
  10. Доброклонский А. Указ. соч. С.117.
  11. Устав духовных консисторий... Ст.99.
  12. Там же. Ст.148-149.
  13. Там же. Ст.176.
  14. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. Иркутск, 2003. С.46.
  15. Доброклонский А.Указ. соч. С.104.
  16. Иркутская летопись. С.207, 215.
  17. Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.273.
  18. Наумова О.Е. Указ. соч. С.84.
  19. Там же.
  20. Иркутская летопись... С.202.
  21. Штейнгейль В.И. К иркутскому летописцу пояснение. Записка о Сибири // Штейнгейль В.И. Сочинения и письма. Т.2. Записки и статьи. Иркутск. 1992 . С.197.
  22. Серафимович С. (Шашков). Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. Октябрь. Кн.2. С.700.
  23. Записки иркутских жителей. С.274.
  24. Вагин В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год. Т.1. СПб., 1872. С.38-39.
  25. Барон Корф. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. С.11.
  26. Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Сибири. М., 1891. С.25-26.
  27. ИЕВ. 1863. № 8. С.92.
  28. Цит. по: Иркутск, его место и значение... С.25.
  29. Указы опубликованы в "Сибирском архиве" за 1912 г. № 11. С.851-855.
  30. Иркутск, его место и значение... С.48-49.
  31. Иркутская летопись... С.243.
  32. Иркутск, его место и значение... С.48. Странно, что в указ. книге О.Е. Наумовой эта история названа "крайне загадочной" (с.97).
  33. Калинина И.В. Канонизированные святые, мученики и исповедники Земли Иркутской // Тальцы. 2000. № 1(8). С. 11.
  34. XII. Перевод на иркутскую кафедру. Арест предместника, архиепископа Иринея Нестеровича. Приезд в Иркутск. Увоз предшественника с конвоем. (б/а, б/м, б/г). Выдержки из книги о Мелетии.
  35. Там же. С.104. Лавинский здесь ошибочно назван Лабинским.
  36. Иркутская летопись... С.334-335.
  37. Трубецкой С.П. Материалы о жизни и революционной деятельности. Т. 2. Иркутск, 1987. С.189.
  38. Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.378.
  39. Струве Б.В. Цит. соч. С.24.
  40. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216, 224; Стахеева Н.Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Восточной Сибири в XIX веке // Из истории Иркутской епархии. Сб. науч. тр. Иркутск, 1998. С.79.
  41. Иркутск, его место и значение... С.46.
  42. Там же.
  43. Струве Б.В. Воспоминания о Сибири. 1848-1854 гг. СПб., 1889. С.23.
  44. Иркутская летопись 1857-1880 г. Составил Н.С. Романов. Иркутск. 1914. С.6.
  45. Дулов А.В. Петрашевцы в Сибири. Иркутск, 1996. С.187.
  46. Там же. С.188.
  47. Гончаров И.А. По Восточной Сибири. В Якутске и в Иркутске // Гончаров И.А. Собр. соч. Т.3. М., 1978. С.487.
  48. Струве Б.В. Указ. соч. С.141.
  49. Белокрыс М.А. По следам библиотеки отца Даниила // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1995. С.280.
  50. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом... Иркутск, 1894. С.20.
  51. Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII — первая половина XIX веков). Иркутск, 2000. С.117-118.
  52. Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-167.
  53. Нестор, иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). СПб., 1910. С.52.
  54. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX века. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2004. С.47, 141.
  55. Наумова О.Е. Указ. соч. С.90.
  56. Касьянов Василий, протоиерей. Сказание о жизни и подвигах в бозе почившего старца Даниила, подвизавшегося в Сибирской стране, в пределах города Ачинска. М., 1890. С.17.
  57. Доброклонский А. Указ. соч. С.390-391.
  58. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч. 1. СПб., 1889. С.46.
  59. Записки иркутских жителей... С.273.
  60. Сведения о жертвователях на территории современной Иркутской области взяты из: Калинина И.В. Православные храмы... С.475-482.
  61. Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998. С.74, 75.
  62. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; История Якутской АССР. Т.2. М., 1957. С.251-252.
  63. Подсчитано по: Калинина И.В. Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII — начала ХХ вв. // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.58.
  64. Выражаю благодарность И.В. Калининой за сообщение этих сведений.
  65. Подсчитано по: Калинина И.В. Православные храмы...
  66. Памятная книжка для Иркутской губернии на 1861 год. Иркутск, 1861. С.138-141.
  67. Шахеров В.П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в XVII - первой половине XIX в. Иркутск, 2000. С.57.
  68. Подсчитано по: Тематический перечень документов из фондов Государственного архива Красноярского края // Церковь и государство: прошлое и настоящее Тез. докл. и сообщ. научн. конф. Красноярск, 2001. С.65-82.
  69. Догуревич Т.А. Свет Азии. Распространение христианства в Сибири. С.156-157.
  70. О числе церквей и других богослужебных зданий в Енисейской губернии за 1861 год // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.129.
  71. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск, 1983. С.22.
  72. А.Н. (Архиепископ Нил) Путевые заметки. Ч.1. Ярославль, 1874. С.89.
  73. Там же. С.55.
  74. Там же. С.66-69, 167.
  75. Калинина И.В. Православные храмы... С.208.
  76. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII — XIX века). Красноярск, 1990. С.167-168.
  77. Минерт Л.К. Указ. соч. С.62.
  78. LANSDELL HENRY. THROUGH SIBERIA. Vol.1. London. 1882. p.332.
  79. Минерт Л.К. Указ. соч. С.120.
  80. Доброклонский А. Указ.соч. С.158.
  81. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95. Данные по Якутии не полны.
  82. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Указ. соч. Приложения. Табл. 1. "Народонаселение Сибири".
  83. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч.2. СПб., 1889. С.256, 268.
  84. Кожухов Ю.В. Русские крестьяне Восточной Сибири в первой половине XIX века (1800-1860). Л., 1967. С.375.
  85. Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. Якутск, 1991. С.84.
  86. Там же. С.85.
  87. Доброклонский А. Указ.соч. С.181-182.
  88. Наумова О.Е. Указ. соч. С.133.
  89. ГАИО, ф.50, оп.1. д.4315.
  90. Там же, л.39.
  91. Доброклонский А. Указ.соч. С.184.
  92. Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2003. С.52.
  93. История Якутской АССР. Т. II. М., 1957. С.203.
  94. Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375.
  95. Наумова О.Е. Указ. соч. С.143.
  96. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX в. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2005. С.169, 260.
  97. По данным В.С. Сигова (Корпоративная этика чиновничества Восточной Сибири в царствование Николая I. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2001. С.17) низшее чиновничество, в том числе указанные выше должностные лица, получали от 120 до 450 руб., и еще кончено, "неофициальные доходы".
  98. А.П. Щапов в Иркутске (Неизданные материалы). Иркутск, 1938. С.33, 38.
  99. Куприн А.И. Собр. соч. в пяти томах. Т.4. М., 1982. С.329, 331.
  100. Наумова О.Е. Указ.соч. С.95. Сама О.Е. Наумова указывает несколько завышенный процент (25%), поскольку ошибочно подсчитала в таблице на с.95 сумму священников (391 вместо 420, получающуюся в колонке "численность священников").
  101. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
  102. Наумова О.Е. Указ. соч. С.106.
  103. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы Первой российской революции. Чита, 1999. С.25-26.
  104. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
  105. ГАИО, опись 1 ф.50, Т.1. д.3697-3907. Сами дела эти утрачены, но в описи отражено их содержание.
  106. Шашков С. Автобиография // Восточное обозрение. 1882. № 28. С.11.
  107. Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.164, 172.
  108. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4315, лл. 1-35.
  109. Щукин Н. Поездка в Якутск. С.184.
  110. Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835. Ч.1. С.175.
  111. Записки иркутских жителей... С.288.
  112. Щукин Н. Указ. соч. С.185.
  113. ИГВ. 1859. № 30. Автор статьи — местный протоиерей К.Кокоулин, один из "идеологов" движения.
  114. Слова и речи, произнесенные в Камчатской и Иркутской епархиях протоиереем Прокопием Громовым. СПб., 1857.
  115. Иркутская летопись... С.348-349.
  116. Там же. С.248.
  117. Доброклонский А. Указ. соч. С.209.
  118. Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.II. С.272, 274.
  119. Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.78.
  120. Столетний юбилей Иркутской духовной семинарии (извлечено из №№ 40-44 "Иркутских епархиальных ведомостей") Иркутск, 1879. С.38-39.
  121. Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.80-81.
  122. Там же. С.166-167.
  123. Харченко Л.Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVII — первая половина XIX вв.). Иркутск, 2001. С.113.
  124. Там же. С.83.
  125. История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
  126. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.113.
  127. История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
  128. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год. Иркутск, 1901. С.70.
  129. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338.
  130. Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский. (Биографический очерк). Иркутск, 1903. С.44.
  131. Подсчитано по: Русское православие: вехи истории. М., 1989. С.335.
  132. Бурса // Христианство. Энциклопедический словарь в двух томах. Т.1. М., 1993. С.312.
  133. Панчуков А.М. История начальной и средней школы в Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959. С.3.
  134. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год... С.70.
  135. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год... С.328-329.
  136. Лынша О.Б. Развитие начального образования у сельского населения Забайкальской области во второй половине XIX века // Тальцы. 2001. № 1. С.35.
  137. ИЕВ. Прибавления. 1866. № 49. С.544.
  138. Добронравин К. Очерк истории русской церкви, с начала христианства в России до настоящего времени (1860 года). СПб., 1863. С.294.
  139. Доброклонский А. Указ. соч. С.407.
  140. Добронравин К. Указ. соч. С.123.
  141. Замечания о Сибири сенатора Карнилова. СПб., 1828. С.29.
  142. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн.1. М., 1838. С.497.
  143. А.Н. Путевые записки... Ч.1. С.63.
  144. Там же. С.144.
  145. Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375-376.
  146. Щукин Н. Поездка в Якутск. СПб., 1
  147. 844. С.70.
  148. Там же. С.231-232.
  149. Литвинцев Ф. Краткий очерк четырнадцатилетнего управления высокопреосвященного Вениамина Иркутской епархией... Иркутск, 1887. С.27.
  150. Русское православие: вехи истории. М., С.337.
  151. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.206-207.
  152. Доброклонский А. Указ. соч. С.277.
  153. Серафимович С. Очерки русских нравов в старинной Сибири... С.731-733.
  154. Калашников И. Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.265.
  155. ИЕВ. Прибавления. 1863. № 9. С.98.
  156. Записки иркутских жителей... С.296.
  157. Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865. С.216.
  158. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. С.677.
  159. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.552.
  160. ИЕВ. Прибавления. 1865. № 10. С.119.
  161. Там же. С.120.
  162. Доброклонский А. Указ. соч. С.425-429.
  163. Устав духовных консисторий... Ст.119.
  164. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М., 2002. С.51.
  165. Там же. С.53-54.
  166. Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря. Иркутск, 1905. С.12.
  167. А.Н. Путевые заметки... С.61-62.
  168. Шавельский Л. Указ. соч. С.18.
  169. Перечень приведен в книге Л.Шавельского.
  170. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  171. Шахеров В.П. Указ. соч. С.72-73. Автор этой работы полагает, что во второй класс монастырь переведен в 1839 г., но дата — 1836 г., которую называет В.В. Зверинский в кн. "Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764 по 1 июля 1890 год", СПб., 1890. С.271 и О.Е. Наумова ("Иркутская епархия...", С.126) представляется более правильной.
  172. А.Н. Путевые заметки... С.160-161.
  173. Шахеров В.П. Указ. соч. С.73-74.
  174. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  175. Попов Н. Ниловская пустынь // Записки Сибирского отдела ИРГО. Кн.VII. Иркутск, 1864. II. С.56-58.
  176. Там же. С62.
  177. Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская. 1998. №10. С.25.
  178. Илария, монахиня, Крючкова Т.А. Иркутский Знаменский женский монастырь // Тальцы. 2000. №1. С.69.
  179. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  180. Краткое сведение об Енисейском женском Христо-Рождественском третьеклассном монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.348.
  181. Там же. С.349.
  182. Краткое сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338-339.
  183. Там же. С.339.
  184. Кривошапкин М.Ф. Указ. соч. С.307.
  185. Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.1. Красноярск, 1989. С.331-332.
  186. Туруханский монастырь. Настоящее положение монастыря // ИЕВ. Прибавления. 1864. №29. С.481.
  187. Там же. №27. С.442.
  188. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVII — начало ХХ вв.). Якутск, 1961. С.77-78.
  189. Там же. С.81.
  190. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ, 1982. С.42.
  191. Минерт Л.К. указ. соч. С.119.
  192. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.139.
  193. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.23-25.
  194. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.49.
  195. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  196. Птицын В.В. Селенгинская Даурия. Очерки Забайкальская края. СПб., 1896. С.41.
  197. Минерт Л.К. Указ. соч. С.123.
  198. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  199. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.41.
  200. Там же. С.39.
  201. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  202. Там же.
  203. Русское православие: Вехи истории... С.336.
  204. Цит. по: Ванина И.Ю. О проектах миссионерской работы в Сибири // Исторические судьбы православия в Сибири. Тез.докл. и сообщ. науч. конф. 1-3 октября 1997г. Иркутск, 1997. С.32.
  205. Иркутск, его место и значение... М., 1891. С.47.
  206. Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.2. С.270.
  207. А.Н. Путевые заметки... Ч.1. С.348, 352.
  208. Там же. С.353.
  209. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.534.
  210. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882. С.114.
  211. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале ХХ веков. Улан-Удэ, 1957. С.22.
  212. Там же. С.32.
  213. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского... к Казанскому архиепископу Владимиру... - СПб., 1916. С.23.
  214. Шагжина З.А. Христианизация тункинских бурят в XIX веке//Историческое, культурное и природное наследие (Состояние, проблемы, трансляция). Вып.3, ч.1. — Улан-Удэ, 2000. — с.143.
  215. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857-1880 гг. — Иркутска, 1914 . — с.6.
  216. Шагжина З.А. Указ. соч. С.144-145.
  217. Доброклонский А. Указ. соч. С.37.
  218. Догуревич Т.А. Указ. соч. СПб., 1897. С.97-98.
  219. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.128-129.
  220. Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-168.
  221. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.536.
  222. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Ч.1-3. СПб., 1854. Приложения. Таблица № 1.
  223. Геденштром М. Отрывки о Сибири. М., СПб., 1830. С.61.
  224. Розен А.Е. Записки декабриста. СПб., 1907. С.168.
  225. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII—ХХ вв. Новосибирск, 1994. С.97.
  226. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Т.1-3. СПб., 1854. Табл.1. Народонаселение Сибири по отчетам губернаторов.
  227. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. С.14-15.
  228. Там же. С.15.
  229. Доброклонский А. Указ.соч. С.374.
  230. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216.
  231. Там же. С.216-218.
  232. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.18.
  233. Благовещенский. Записки о Сибири // Вестник Европы. 1882. С.311.
  234. Максимов С. Сибирь и каторга. В трех частях. Ч.2. СПб., 1871. С.219-220.
  235. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.19.
  236. Благовещенский. Указ. соч. С.312.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Дулов А. В., Санников А.П. | Источник(и): Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX веков / А.В. Дулов, А.П. Санников. - Иркутск. 2006 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.