Новости

Померанцев, Константин Иннокентьевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Константин Иннокентьевич Померанцев

Автор: Не известен
Автор: Константин Иннокентьевич Померанцев
Автор: Померанцев И.К

Константин Иннокентьевич Померанцев (30 марта 1884, г. Красноярск – 21 мая 1945, г. Курск) — живописец, скульптор, архитектор.

К.И. Померанцев: биографическая справка

Родился в семье чиновника. В 1893–1897 учился в Красноярской мужской гимназии. В 1900 вместе с родителями переехал в Верхоленский уезд Иркутской губернии. После смерти отца (1906) вся многодетная семья перебралась в Иркутск. Померанцев окончил Иркутское горное училище (1902–1907). Параллельно занимался в классах рисования и живописи А.Ф.Лытнева. С 1908 по 1910 учился в Москве в художественном училище Ф.И.Рерберга, одновременно брал уроки скульптуры у А.С.Голубкиной. По возвращению в Иркутск служил помощником контролера в Контроле Забайкальской железной дороги (1910–1920).

Один из наиболее активных деятелей художественной жизни города. Участник дореволюционных выставок: Первой передвижной художественной выставки для Сибири (1903), 2–й (1910), 3–й (1911), 4–й (1912), 5–й (1913) и 6–й (1914) художественных выставок в музее ВСОИРГО, 1–й (1915), 2–й (1916) и 3–й (1917) выставок Иркутского общества художников, выставки картин сибирских художников в Иркутске в 1912, выставки Приамурского края "в ознаменование" 300–летия царствования дома Романовых, состоявшейся в Хабаровске в 1913 (удостоен похвального листа), VI и VIII периодических выставок Томского общества любителей художеств в декабре 1913 – январе 1914 и декабре 1915  январе 1916, благотворительной картиной выставки в Иркутске в 1915, Первой сибирской передвижной выставки живописи и скульптуры (1916) и Второй художественной выставки (1917) в Красноярске, художественной выставки, устроенной Томскими рисовальными классами в 1917 и других.

В 1914–1916 иллюстрировал выпускавшиеся в Иркутске М.Е.Стожем железнодорожные "Спутники", издания книгоиздательства "Ирисы", а также некоторые иркутские журналы ("Иркутская незабудка", "Маленький железнодорожник" и, возможно, другие).

Член–учредитель, член правления и председатель (в начале 1920–х) Иркутского общества художников. В 1920–1925 работал сначала 2–м, затем 1–м хранителем художественно–исторического отделения (картинной галереи) областного музея. Преподавал в художественной студии при Поарме–5 (1920–1922).

Участвовал в выставках: весенней и осенней выставках ИОХ в 1919, весенних выставках ИОХ в 1920 и 1922, краеведческой выставке в 1925, групповой выставке иркутских художников в 1925, Первой Всесибирской художественной выставке в 1927 В 1923 устроил в Иркутске персональную выставку.

В 1925 оформил в китайском стиле фасад и интерьер магазина "Чаеуправления" (оформление уничтожено в 1967).

В 1926 был приглашен монгольским правительством в Улан–Батор для создания памятника Сухэ–Батору (установлен в 1930). Прожил в Монголии 13 лет.

Был художником–оформителем спектаклей театральной студии Народного дома и спектаклей образованного в 1931 Государственного центрального народного театра Монголии. Преподавал рисование в школах Улан–Батора, организовал и вел художественную студию, его учениками были известные позже монгольские художники Л.Гава, О.Цэвэгжав и другие. Вместе со своей женой, художницей и скульптором Верой Ивановной Шаршун (1899, Бугуруслан – 1978, Москва), устроил несколько выставок своих работ (1928, 1934, 1937, 1938, 1939 и др.). Осенью 1939 вернулся в Иркутск, в том же году принял участие в областной выставке иркутских художников, посвященной XX–летию освобождения Сибири от колчаковщины. В феврале – марте 1940 в художественном музее состоялась выставка его произведений (совместно с В.И.Шаршун).

В 1940–1944 жил в с.Палех Ивановской области, работая директором Палехского музея и преподавателем художественного училища. Писал статьи о художественных выставках и по другим вопросам в газету "Трибуна Палеха". Член Ивановского отделения Союза советских художников (с 1941), участник областных выставок в г. Иваново.

В 1944 переехал в Курск, участвовал в областной выставке курских художников (1945).

Имел дочь Зою (в замужестве Виницкую; 1934, Улан–Батор – 1992, Москва).

Творчество К.И. Померанцева

Константин Иннокентьевич Померанцев — натура щедро одаренная. Он был в пол­ной мере увлечен живописью и скульптурой, графикой и архитектурой, занимался исследованиями древнерусского искусства и искусства Монголии.

По инициативе и при непосредственном участии Померанцева в 1910 в Иркутске создается общество художников, которое он возглавлял в течение 13 лет и которое просуществовало все первые годы Советской власти вплоть до реорганизации творческих объединений в единый союз. Организуя работу общества, Померанцев стремился поддерживать постоянную творческую связь с Восточно–Сибирским отделением Русского географического общества, которое в свою очередь оказывало содействие художникам, помогало в этнографическом исследовании Сибири, в устройстве и проведении выставок. Передвижные выставки общества проводились в наиболее крупных сибирских городах: Иркутске, Омске, Томске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске.

В январе 1920, после ликвидации внутренней контрреволюции, Померанцев возглавил коллектив художников по оформлению города к торжественной встрече частей 5–й Армии. Торжественная встреча состоялась 10 марта 1920, а месяцем ранее, 21 февраля 1920, иркутским революционным комитетом было принято решение о национализации картинной галереи городского головы В. П. Сукачева. Померанцев непосредственно производил прием и опись произведений, взял на себя заботу о дальнейшей их сохранности (в течение шести лет — с 1920 по 1926— он был главным хранителем галереи).

С 1926 в творчестве художника начинается новый важный этап: по приглашению правительства Монгольской Народной Республики он с семьей выезжает в МНР для художественного оформления столицы и создания музея Революции. В это же время в Монголии находился Н. Рерих. Померанцев был с ним в дружеских отношениях. Пользуясь советами признанного мастера, он написал картину «Каменная черепаха» (1926).

Померанцев много путешествовал по стране, делал зарисовки, принимал деятельное участие в просветительской работе среди населения, устраивал выставки. Он изучил монгольский язык и читал лекции по искусству. В архиве Иркутского областного художественного музея есть материалы, подробно освещающие этот период в жизни художника. Известно, что Померанцев принимал участие в археологических экспе­дициях. В Монголии им собран богатейший материал по истории страны, а на основании археологических данных написаны картины «Угеде» («Сын Чингисхана»), «В Каракоруте» и вышеназванная «Каменная черепаха» («Уйгуры») (1937). Работая в экспедициях, художник не только делал зарисовки археологических материалов, он изучал быт народа, его старинные обычаи. Об этом свидетельствуют кар­тины «Перерожденец» и «Там, где хоронят».

Обращается Померанцев и к историко–революционным темам: пишет картины «Сухэ–Батор перед партизанами» и «Изгнание интервентов». Его привлекает также современная Монголия, идущая социалистическим путем развития («Украшение к Октябрю», «Кооператив в уезде», «Строительство комбината», «Парад», «Школь­ники»). В столице Монголии Померанцев создает скульптурный памятник Сухэ–Батору, а также большой скульптурный барельеф для фасада здания Дворца куль­туры им. Ленина в Улан–Баторе. Произведения К. И. Померанцева и его жены В. И. Шаршун, созданные в течение 13 лет творческого труда, были довольно полно представлены на выставке, которая состоялась сначала в Монголии (1939), а затем в Иркутске (1940). Следует отметить, что эта выставка не вызвала, как предполагалось, единодушного признания. По мнению А. П. Жибинова, «Померанцев дает яркий опоэтизированный образ природы и быта Монголии, но, к сожалению, мотивы работ и их выражение слишком экзотичны, чтобы убедить в реалистической полно­ценности».

Нельзя обойти вниманием и такую сферу приложения творческих сил художника, как архитектура. Многие иркутяне до сих пор помнят чайный домик на углу улиц Урицкого и Карла Маркса, построенный в середине 1920–х. Домик был выполнен в восточном стиле с причудливыми легкими крышами, углы которых по принципу волны кровель буддийских храмов плавно струились сверху вниз. Покрытие их было выполнено из трубчатых керамических черепков. С обеих сторон входов «огненно дышали» скульптурные драконы. В выполнении этого сооружения большое участие принимала В. И. Шаршун.

Более 350 картин, этюдов, рисунков, набросков Померанцева хранится в Монгольском театральном музее (г.Улан–Батор). Одна картина монгольского периода находится в минералогическом музее при Иркутском государственном техническом университете. В фондах и архиве ИОХМ более 20 произведений художника: "Иркутск. Улица" (1908), "Море (Восход на Байкале)" (1911), "Руины (Псков)" (1921), "Иркутский кремль" (1922), "Станционный домик на Байкале" (1922), "Байкал. Малое море" (1923), "Легенда о Байкале" (1924), "Каменная черепаха" (1937), "Тырульджи. Вечер" (1937–1938), "Кобдоские горы" (1939) и др.

Источники и литература

  1. Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь. Иркутск, 2000. С. 266–273.
  2. Архив ИОХМ, личное дело К.И.Померанцева.
  3. ГАИО, ф.213, оп.1, д.36, лл.27–28.
  4. ГАИО, ф.213, оп.1, д.76, л.20.
  5. ГАИО, ф.213, оп.1, д.81, л.2, 12, 13, 28.
  6. ГАИО, ф.213, оп.1, д.85, л.200.
  7. ГАИО, ф.213, оп.1, д.88, лл.40–41.
  8. ГАИО, ф.213, оп.1, д.99, лл.61, 127.
  9. ГАИО, ф.213, оп.1, д.108, л.31.
  10. ГАИО, ф.293, оп.1, д.359, л.58.
  11. ГАИО, ф.р–42, оп.1, д.119, лл.42–42 об, 48.
  12. ГАИО, ф.р–42, оп.1, д.340, л.78.
  13. ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.7, лл.2, 7–11, 13.
  14. ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.138, лл.15–19.
  15. ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.139, л.11.
  16. ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.140, лл.4, 5, 8, 10, 11.
  17. ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.147 а, лл.12–15, 41, 70.
  18. ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.211, лл.1–2, 38–40.
  19. ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.223, лл.7–9.
  20. ГАИО, ф.р–47, оп.1, ед.хр.224, л.52.
  21. ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.225, л.19, 79, 95, 100.
  22. ГАИО, ф.р–160, оп.1, д.28 а, лл.22–23.
  23. ГАИО, ф.р–160, оп.1, д.359, л.126–129.
  24. ГАИО, ф.р–1860, оп.1, д.2, лл.5, 11, 12–12 об., 13, 20, 36, 41, 43.
  25. ГАИО, ф.р–1860, оп.1, д.10, лл.1–1 об., 80, 91, 96, 97, 135.
  26. ГАИО, ф.р–1860, оп.1, д.14, лл.38–42.
  27. ГАИО, ф.р–1860, оп.1, д.16, лл.5, 20, 27, 35.
  28. ГАИО, ф.р–1860, оп.1, д.18, лл.22–22 об.
  29. ГАРФ, ф.5283, оп.18, д.264, лл.89–94.
  30. ККГА, ф.348, оп.1, д.127, л.10 об.
  31. ККГА, ф.348, оп.1, д.129, л.38.
  32. ККГА, ф.348, оп.1, д.133, л.37 об.
  33. ККГА, ф.348, оп.1, д.137, л.50.
  34. Аниш. У постели умирающего. (Выставка картин при обществе художников) // Власть труда.– 1922.– 20 апреля.
  35. Большая советская энциклопедия. Изд.1. Т.40.– (М., 1938).– Стлб.97.
  36. Весь Иркутск: Адресно–справочно–телефонная книга на 1924– Иркутск, 1924.– С.80, 84, 85.
  37. Власть труда.– 1920.– 16 апреля.
  38. Власть труда.– 1923.– 14 марта.
  39. Власть труда.– 1925.– 28 апр.
  40. Вторая выставка картин Иркутского общества художников: [Каталог] – Иркутск, 1916.– С.6.
  41. Выставка иркутских художников: [Каталог].– Иркутск, 1939.– С.4–5, 18–19.
  42. Выставка картин // Сибирская жизнь (Томск).– 1914.– 3 января.
  43. Выставка картин 1925: Каталог.– Иркутск, 1925.– С.5–7. [Рукопись (библиотека ИОХМ)].
  44. Выставка произведений живописи и графики, подаренных Иркутскому областному художественному музею.– Иркутск, 1966.– С.13, 14, 19, 25.
  45. Выставка произведений иркутских художников: [Каталог]. Иркутск, 1957.– С.16–17.
  46. Гольдштейн М. Интересная выставка // Восточно–Сибирская правда.– 1940.– 18 февраля.
  47. Дедов и Рябинин. Весенняя выставка Иркутского общества художников // Наше дело.– 1919.– 20 апреля.
  48. Дедов и Рябинин. Художественная выставка в Иркутске // Иркутская жизнь.– 1916.– 19 апреля.
  49. Драница Т.Г. Иркутские художники 20–30–х годов. К вопросу о типологии художественного образа // Развитие изобразительного искусства Советской Сибири. V зональная конференция, посвященная 70–летию Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы докладов 19–23 мая.– Красноярск, 1987.– С.12–16.
  50. И.Г[ольдберг]. По выставкам // Сибирь.– 1915.– 28 марта.
  51. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.– Иркутск, 1986.– С.29, 44–45.
  52. Иркутская организация Союза художников России. 60 лет. 1933–1993.– Иркутск, 1993.– С.88.
  53. Иркутские художники за 50 лет советской власти: Каталог.– Иркутск, 1967.– С.26, 33.
  54. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.– Л., 1961.– С.51–52, 111.
  55. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII – начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.– Иркутск, 1976.– 67, 114.
  56. Иркутский областной художественный музей. Советское искусство: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.– Иркутск, 1982.– С.112–113, ил.101.
  57. Иркутский Россций. По выставкам // Сибирь.– 1916.– 27 апреля.
  58. Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева: Живопись. Графика. Декоративно–прикладное искусство.– СПб., 1993.– С.255, ил.180.
  59. Иркутское общество художников: Каталог III выставки картин 1917 года.– Иркутск, 1917.– С.10, 15.
  60. Искусство (Омск).– 1921.– № 1.– С.5.
  61. Искусство Палеха в собрании Иркутского областного художественного музея: [Каталог].– Иркутск, 1976.– С.12.
  62. Календарь–справочник поИркутску и Иркутской губернии на 1914– Иркутск, 1914.– Отд.II, с.142.
  63. Картинная выставка: Оригиналы русских и иностранных художников и лучшие копии. [Каталог] – Иркутск, 1915.– С.11.
  64. Каталог выставки картин сибирских художников.– Иркутск, 1912.– С.3.
  65. Каталог выставки произведений живописи и графики из частных собранийИркутска.– Иркутск, 1949.– С.12.
  66. Каталог картин VIII–й периодической выставки 1915–16 года.– Томск, [б.г.].– С.6–7.
  67. Каталог персональной выставки художников–скульпторов К.И.Померанцева и В.И.Шаршун.– Иркутск, 1940.– 12 с.– Машинопись (библиотека ИОХМ)
  68. Каталог 1–ой Всесибирской выставки живописи, скульптуры, графики и архитектуры.– [Б.м.], 1927.– Приложение (Каталог дополнительных работ иркутских художников), с.19–20.
  69. [Каталог 2–й художественной выставки в музее ВСОИРГО] – Иркутск, 1910.– Рукопись (библиотека ИОХМ)
  70. Каталог 3–ей художественной выставки картин сибирских художников–любителей, устроенной В.С. отделом И.Р. географического общества.– Иркутск, 1911.– С.8–9.
  71. Каталог 4–й выставки картин, рисунков, фотографий и других произведений искусства местных художников и любителей.– Иркутск, 1912.– С.10.
  72. Каталог 5–й выставки картин, рисунков и других произведений искусства местных художников и любителей.– Иркутск, 1913.– С.9–10.
  73. Каталог 6–й выставки картин, рисунков и других произведений искусства местных художников и любителей.– Иркутск, 1914.– С.9.
  74. К.Д. На выставке картин // Сибирь.– 1911.– 14 апреля.
  75. К изучению Прибайкалья // Университетское слово.– 1923.– 12 августа.
  76. К.И.Померанцев: [Буклет].– Иркутск, 1970.– 8 с.
  77. Колмаков Ю. Цэсовская набережная // Восточно–Сибирская правда.– 1984.– 20 октября.
  78. К.П[омеранцев]. Байкальские новеллы // Стож М.Е. Иллюстрированный Спутник по Сибири и Дальнему Востоку с картою.– Иркутск, [1915].– С.196–197.
  79. Курская правда.– 1945.– 23 мая.
  80. Ломакина И. Изобразительное искусство социалистической Монголии.– Улан–Батор, 1970.– С.28–29.
  81. Ломакина И. Посланец творческой дружбы // Творчество.– 1971.– № 6.– С.19.
  82. Ломакина И. Призвание и влюбленность // Книга Братства.– М.– Улан–Батор, 1971.– С.190–191.
  83. Ломакина И. Художник Померанцев // Современная Монголия.– 1967.– № 10.– С.14–15.
  84. Лыхин Ю. Обломок истории // Земля Иркутская.– 1995.– № 3.– С.20–23.
  85. Лыхин Ю. Степь, люди и огромное синее небо // Восточно–Сибирская правда.– 1994.– 23 августа.
  86. Малакшанов К.Л. Монголия в произведениях иркутян // Исследования по культуре народов Центральной Азии.– Улан–Удэ, 1980.– С.153.
  87. Мигаев, Жибинов. Выставка художников К.И.Померанцева и В.И.Шаршун // Восточно–Сибирская правда.– 1939.– 24 ноября.
  88. МихайловИ. Культурное строительство в МНР. Исторический очерк.– М., 1957.– С.99, 103.
  89. Монгольские мотивы в искусстве // Власть труда.– 1926.– 28 ноября.
  90. На картинной выставке // Сибирь.– 1913.– 18 апреля.
  91. Национализация Сукачевской галереи // Известия Иркутского губернского революционного комитета.– 1920.– 29 февраля.
  92. Не–художник. Выставка картин // Голос Сибири.– 1913.– 19 апреля.
  93. Новикова Н. Первый хранитель // Советская молодежь.– 1984.– 26 июня.
  94. Осенняя выставка картин Иркутского о[бщест]ва художников. 1919 год: [Каталог] – Иркутск, 1919.– С.5–6.
  95. Отчет Восточно–Сибирского отдела императорского Русского географического общества за 1911 год.– Иркутск, 1913.– С.106.
  96. Отчет Восточно–Сибирского отдела Русского географического общества с 1 мая 1924 года по 1 октября 1925 года.– Иркутск, 1926.– С.8.
  97. Очерки истории культуры МНР.– Улан–Удэ, 1971.– С.165, 411, 412.
  98. Первая выставка картин Иркутского общества художников: [Каталог] – Иркутск, 1915.– С.7–8.
  99. Первая сибирская передвижная выставка живописи и скульптуры сибирских художников: Каталог дляКрасноярска.– Красноярск, 1916.– С.7–8.
  100. Персональные и групповые выставки советских художников. 1917–1947: Справочник. Том I.– М., 1989.– С.15, 206, 254–255 (указ. лит–ры).
  101. Письмо в редакцию // Власть труда.– 1925.– 3, 5 ноября.
  102. Померанцев К. Выставка картин В.Н.Буреева // Трибуна Палеха.– 1941.– 9 января.
  103. Померанцев К. За новые виды изделий // Трибуна Палеха.– 1940.– 26 декабря.
  104. Померанцев К. Охраняйте памятники народного творчества // Трибуна Палеха.– 1943.– 25 июня.
  105. Померанцев К. Художественная выставка произведений палешан // Трибуна Палеха.– 1941.– 23 марта.
  106. Померанцев К. Художники – к дню Красной Армии // Трибуна Палеха.– 1942.– 23 февраля.
  107. П.Х[ороших] Первый Восточно–Сибирский краеведческий съезд и буряты // Жизнь Бурятии.– 1924.– № 6.– С.137.
  108. Ринчен. Глазом художника // Унэн.– 1955.– 21 декабря.
  109. Сибирь.– 1912.– 29 марта.
  110. Сибирь.– 1913.– 2 мая.
  111. Сибирь.– 1915.– 8 февраля.
  112. Сибирь.– 1917.– 14, 18–21 января (объявления).
  113. Скульптура в Сибири // Сибирь (Новосибирск).– 1925.– № 7–8.– С.6.
  114. Советская живопись. Выставка новых поступлений Иркутского областного художественного музея. 1965–1970: [Каталог].– Иркутск, 1970.– С.15.
  115. Содержательная выставка // Унэн.– 1955.– 6 декабря.
  116. Сокольников М.П. Художники Сибири // Творчество.– 1940.– № 3.– С.16–17.
  117. Сокровища Иркутского художественного музея.– Л., 1989.– С.19, 150, ил.65.
  118. Сономцэрен Л. Монголия глазами художника // Новости Монголии.– 1967.– 23 декабря.
  119. Сотрудничество СССР и МНР в области науки и культуры.– Новосибирск, 1983.– С.49, 50.
  120. Справочник по городу Иркутску и Иркутской губернии на 1915 год.– Иркутск, 1915.– Отд.2, с.23.
  121. С.С. Выставка художников в Иркутске // Советское искусство.– 1940.– 18 марта.
  122. Ст.Байкалов. На выставке картин // Сибирская мысль (Красноярск).– 1916.– 3 марта.
  123. Стож Д. Сердце и невежество (Иркутская жизнь). Изд.4.– Иркутск, [б.г.].– 68 с. (Рисунки К.И.Померанцева).
  124. Стож Д. Смерть Музы и Ужасы войны. Изд.8.– Иркутск, [б.г.].– 78 с., раздельная пагинация.– ("Рисунки и заставки худ. К.И.Померанцева").
  125. Стож М.Е. Иллюстрированный Спутник по Сибири и Дальнему Востоку. 1914–1915.– Иркутск, [1914].– 176 с.– (Рисунки К.И.Померанцева).
  126. Стож М.Е. Иллюстрированный Спутник по Сибири и Дальнему Востоку. 1915– Иркутск, [1915].– 200 с.– (Рисунки К.И.Померанцева).
  127. Стож М.Е. Иллюстрированный Спутник по Сибири и Дальнему Востоку. 1916–1917.– Иркутск, [1916].– 200 с.– (Рисунки К.И.Померанцева).
  128. Стож М.Е. Как воспет Байкал в стихах и прозе. Часть I. Поэзия. Изд.8.– Иркутск, [б.г.].– 128 с.– ("Рисунки худ. К.И.Померанцева").
  129. Стож М.Е. Путеводитель по Иркутску и его окрестностям в связи с великим Сибирским рельсовым путем на 1926– Иркутск, 1926.– 64 с.– (Рисунок на обложке К.И.Померанцева).
  130. Устав Иркутского общества художников.– Иркутск, 1915.– С.12.
  131. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.– Иркутск, 1990.– С.179, 181, 222, 224, 233, 259, 314.
  132. Фатьянов А.Д. Загадка старой картины.– Иркутск, 1974.– С.97–101.
  133. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища.– Иркутск, 1985.– С.8, 16, 39, 40, 50, 56.
  134. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей.– Иркутск, 1958.– С.114–115.
  135. Фатьянов А. Певец Монголии и Сибири // Восточно–Сибирская правда.– 1969.– 8 июля.
  136. Фатьянов А.Д. Посланец Иркутска // Дружбы связующие нити.– Иркутск, 1982.– С.177–189.
  137. Фатьянов А. Художественная выставка // Советская молодежь.– 1940.– 16 марта.
  138. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.– Иркутск, 1995.– С.42, 68, 78, 82, 84, 85, 86–89, 102, 123, 134, 172.
  139. Фатьянов А. Художник Померанцев // Ангара.– 1970.– № 6.– С.50–56.
  140. Фисин. Что такое искусство // Университетский клич.– 1923.– 5 января.
  141. Хороших П. Иркутское общество художников // Власть труда.– 1922.– 14 апреля.
  142. Хороших П. Итоги и задачи изучения памятников изобразительного искусства бурят // Жизнь Бурятии.– 1924.– № 6.– С.87.
  143. Художники Иркутска / Сост. Т.Г.Ларева.– Иркутск.– 1994.– С.23–27.
  144. Шастина Н. Очерки монгольского театра // Современная Монголия.– 1935.– № 3 (10).– С.102.

Ссылки

  1. Померанцев Константин Иннокентьевич // Культура Приангарья: сайт.
  2. Померанцев Константин Иннокентьевич // История и культура Сибири: сайт.
  3. Померанцев Константин Иннокентьевич // АртРу.инфо: сайт

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 07 августа 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.