ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности, необходимой для перестройки всего хозяйственного комплекса на основе передовой техники, обеспечивающей достижение наиболее высокой производительности общественного труда.
В отечественной историографии периодом индустриализации принято называть 1930-е гг., в которые были заложены основы многих последующих, в том числе современных индустриальных явлений.
В России индустриализация осуществлялась в несколько этапов. Первые промышленные предприятия появились в XVIII в. Мощный импульс развитию промышленности дали отмена крепостного права и буржуазные реформы 1860—70-х гг. С 1869 по 1913 объем промышленной продукции в России вырос в 8,5 раза, производительность труда — в 2,2 раза, тогда как в США — соответственно в 7,5 и 1,8 раза. По темпам индустриального развития Россия догоняла промышленно развитые страны, но уступала им по масштабам производства. В 1913 она занимала 5-е место в мире по объему произведенной продукции, а ее доля в мировом промышленном производстве составляла 2,6%.
Новый этап индустриализации в России начался в 1920-е гг. В решениях XIV (1925) и XV (1927) съездов ВКП(б) советское правительство объявило особый политический курс, связывающий индустриализацию с процессами социалистических преобразований в социальной и экономической сферах. Намечалось ускоренное развитие промышленности, что отразилось в первых пятилетних планах развития народного хозяйства СССР, в результате выполнения которых страна из преимущественно аграрной превратилась в индустриальную державу, добилась экономической независимости, значительно укрепила свою обороноспособность. Индустриализация коренным образом изменила экономику СССР. За 1928—40-е гг. введено в строй 9 тыс. крупных государственных предприятий, созданы десятки новых отраслей промышленности. Валовая продукция промышленности выросла в 6,5 раза, в том числе производство средств производства — в 10 раз. По сравнению с 1913 валовая продукция промышленности СССР в 1940 г. увеличилась в 7,7 раза. Особенно бурно росли отрасли, имеющие решающее значение для повышения экономического потенциала страны. В 1940 по сравнению с 1928 валовая продукция машиностроения и металлообработки увеличилась в 20 раз, химической и резиноасбестовой промышленности — в 14,6 раза, производство электроэнергии — в 9,7 раза, добыча угля — в 4,7 раза и т. д. Изменилась структура промышленности. Удельный вес производства средств производства во всей валовой промышленной продукции вырос до 61,2%. По технической оснащенности многоотраслевая промышленность СССР поднялась на уровень развитых стран мира. К концу второй пятилетки СССР вышел по объему промышленного производства на 1-е место в Европе и 2-е — в мире, его удельный вес в промышленности всего мира достиг 13,7%. В 1937 на промышленность приходилось 77,4 % общей стоимости народно-хозяйственной продукции против 42,1% в 1913.
В 1940 по сравнению с 1928 производительность труда в промышленности выросла в 3,1 раза, в строительстве — в 2,5 раза. На предприятия и стройки пришли сотни тысяч специалистов. На 1 января 1941 в народном хозяйстве СССР было занято 2,4 млн работников с высшим и средним специальным образованием, что почти в 5 раз больше, чем в 1928. Накануне первой пятилетки рабочие и служащие составляли 17,6% населения страны, а в 1939 — 50,2%. Резко возросла численность населения городов — центров индустрии. Соотношение городского и сельского населения в 1926 составляло 18 и 82%, в 1938 - 30 и 70%.
Индустриализация восточных районов страны началась на рубеже XIX— XX вв. Урал — важнейший центр промышленного производства в России — стал стартовой площадкой широкомасштабного индустриального освоения всей азиатской части государства. В Сибири начало индустриализации связано с железнодорожным строительством, которое в конце XIX — начале XX в. стимулировало промышленное развитие региона. В первую очередь стала расти добыча угля для нужд железных дорог. С 1895 по 1904 в Томской губернии добыча угля увеличилась в 14 раз, в Иркутской — в 35 раз. В 1910 общая угледобыча в Сибири превышала 120 млн пудов. Доля Сибири в общероссийской угледобыче к 1913 составила около 8%. Треть сибирской добычи угля обеспечивал Приморский округ, который обслуживал потребности Уссурийского и частично Амурского участков Транссибирской магистрали, а также Тихоокеанский морской флот. В целом фабрично-заводская промышленность Сибири и Дальнего Востока в начале XX в. была представлена небольшими предприятиями различного плана. Индустриальные предприятия существовали в очень небольшом количестве. Они обслуживали нужды железнодорожного и водного транспорта, горнодобывающей промышленности, незначительно — сельского хозяйства. Предпринимались попытки создать комплексы индустриальных производств военно-оборонного характера в годы Первой мировой войны, но такие комплексы не получили предполагаемого развития. К 1914 доля промышленной продукции в общей стоимости сибирского валового продукта составляла лишь 22 %. Сибирь производила всего 1,5% валовой продукции фабрично-заводской промышленности государства.
В 1920-е гг. в советских индустриальных планах восточным районам страны, в том числе Сибири, придавалось большое значение. Здесь в годы первых пятилеток планировались значительные капиталовложения, причем в отрасли, производящие средства производства: электроэнергетику, угледобычу, металлургию, машиностроение, химию, лесопереработку. В регионе предполагалось решить не только общие для индустриализации страны вопросы, но и преодолеть местные специфические трудности. В Сибири на низком уровне развития находилась тяжелая индустрия, металлообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов, электроэнергетика. Отсутствовали необходимые индустриальные предприятиям кадры рабочих и ИТР. Главным направлением индустриализации на Урале и в Сибири в годы первых пятилеток стало создание второй угольно-металлургической базы страны на основе использования богатейших угольных и рудных месторождений. Программа создания Урало-Кузнецкого комбината (УКК) (см. Урало-Кузбасс, программа) являлась комплексной и многоцелевой, предусматривала сочетание уже имеющейся базы тяжелой промышленности на Урале с перспективным развитием новых отраслей, составляющих основу индустриализации экономики. Главная задача формирования УКК состояла в создании материально-технической базы для планомерного продвижения промышленности во все новые районы страны. Решение об организации УКК учитывало не только хозяйственные, но и политические, социальные и оборонные интересы государства. Капитальные вложения в индустриальное развитие европейских районов могли дать быстрый и больший эффект, но с учетом длительной перспективы выбор был сделан в пользу формирования металлургической базы на Урале и в Сибири, что оправдало себя в годы Великой Отечественной войны и в последующем развитии страны. Освоив проектные мощности, новые заводы УКК стали давать более дешевый металл, чем заводы европейской части СССР. Это компенсировало повышенные капитальные затраты по строительству.
На Урале в результате реализации программы УКК образовался крупнейший в мире многоотраслевой промышленный комплекс. Наряду с металлургией на передний план в развитии индустрии выдвинулись машиностроение, химия, электроэнергетика. Построено свыше 250 крупных промышленных предприятий, среди которых Магнитогорский и Новотагильский металлургические комбинаты, Синарский и Первоуральский трубные заводы, Красноуральский медеплавильный, Челябинский цинковый, Уфалейский никелевый, Уральский алюминиевый и другие заводы. На Урале были построены крупнейшие в стране машиностроительные предприятия: «Уралмашзавод», Уральский завод электромашин, Челябинский тракторный, Пермский моторостроительный, Уральский вагоностроительный, которые стали базой реконструкции и технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства. По своей промышленной специализации и отраслевой структуре Урал стал крупным индустриальным центром производства средств производства, регионом с наиболее высоким удельным весом тяжелой индустрии. В 1940 на ее долю приходилось 74,2 % всего промышленного производства, в то время как в среднем по СССР — 57,8%.
Основу сибирской части УКК составляла черная металлургия и добыча коксующихся углей. Кроме того, планировалось создать предприятия по выплавке легких и цветных металлов, предприятий химической промышленности, машиностроения. При этом основное значение придавалось созданию заводов горного, металлургического оборудования, транспортного и энергетического машиностроения, станкостроения. Уже в годы первой пятилетки в Кузбассе (Кемерово, Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск) на месте мелких ремонтных мастерских было создано несколько новых крупных механических заводов. Реконструирован томский завод «Металлист». В 1932—33 механические заводы Западной Сибири не только производили ремонт шахтного оборудования, но и освоили выпуск сложных машин и механизмов, которые в недавнем прошлом завозились из-за границы или производились на заводах Украины и Урала. В июле 1930 в Новосибирске были заложены цеха первого в Сибири станкостроительного завода им. XVI партсъезда, который к 1937 превратился в крупное предприятие союзного значения, выпускал токарно-винторезные и поперечно-строгальные станки. В годы первых пятилеток построены и сданы в эксплуатацию в Новосибирске и Омске заводы сельскохозяйственного машиностроения, началось строительство Омского шинного завода, Новосибирского завода гидропрессов. Кемерово превратился в крупный центр коксохимической и химической промышленности.
К 1937 почти 3/4 основных производственных фондов крупной промышленности приходились на Западную Сибирь. Но и в Восточной Сибири шло крупное индустриальное строительство. В Красноярске строился завод тяжелого машиностроения. В 1929 в Иркутске на базе мелких мастерских началось сооружение крупнейшего в Сибири машиностроительного завода им. В.В. Куйбышева по производству машин и оборудования для золотодобывающей промышленности. В августе 1930 завод выпустил первый в СССР бур типа «Эмпайр», в 1931 изготовил 157 комплектов таких буров, 396 шахтных вагонеток и другого оборудования. В 1932 завод приступил к производству драг по отечественным проектам. В крупные предприятия по производству и ремонту оборудования для золотопромышленности и угольных шахт превратились заводы «Металлист» в Благовещенскеи Владивостоке. Резко возрос объем продукции металлообработки в Читинской области, Хабаровском крае, Бурят-Монгольской АССР.
В Восточной Сибири особенно высокими темпами развивалась горнодобывающая промышленность. Предприятия «Якутзолота», «Магаданзолота» являлись крупнейшими поставщиками золота в стране. В Забайкалье добывалось 95 % производимого в СССР оловянного концентрата, 80% вольфрама, 70 % молибдена. Восточные районы Сибири в годы первых пятилеток стали основными поставщиками для индустрии СССР редких цветных металлов, асбеста, промышленной слюды. Страна освободилась от необходимости ввозить эти минералы из-за границы. В 1928—32 положено начало созданию нефтяной промышленности на Дальнем Востоке. Добыча нефти возросла с 296 т до 189 тыс. т. В Хабаровске построен крекинг-завод с поставкой сырой нефти баржами.
На всей территории Сибири активно развивалась промышленность строительных материалов. Большой объем капитального строительства, расширение и реконструкция действующих предприятий выдвинули эту отрасль на одно из первых мест в развитии промышленности. В районах интенсивного промышленного строительства сооружены десятки новых крупных кирпичных заводов. Реконструкции подверглись старые. Основные фонды кирпичной промышленности Сибири в 1928—32 увеличились более чем в 10 раз, а валовая продукция — в 7,2 раза. Выросло производство других строительных материалов. Коренной реконструкции подвергся Яшкинский цементный завод. Его производительность повысилась более чем в 4 раза, в 1932 выпуск составил 1 млн бочек цемента. Построены Чернореченский (см. Искитимцемент) и Новоспасский цементные заводы. Вошли в строй новые предприятия по производству извести, стенного и облицовочного материала, получила развитие добыча строительного камня. К 1940 в Сибири и на Дальнем Востоке сформировалась крупная производственная база по изготовлению строительных материалов.
На новой технической основе созданы отрасли транспортного машиностроения: паровозо- и вагоноремонтные заводы (Омск, Барнаул, Улан-Удэ), судоверфи на реках Обь, Иртыш, Енисей, Амур. Коренной реконструкции подвергся «Дальзавод» (Владивосток), который превратился в надежную базу отечественного судоремонта на Тихом океане. За 1928—32 его производственные фонды удвоились, а продукция выросла в 6 раз. В Хабаровске в 1933—37 построен один из крупнейших на востоке страны авторемонтных заводов.
Новое строительство внесло коренные изменения в промышленную географию Сибирского региона. За годы первых пятилеток в Сибири появилось много передовых крупных предприятий. Число их по сравнению с дореволюционным периодом увеличилось в 10 раз и в 1940 достигло 5 тыс. Сибирская промышленность развивалась быстрее, чем союзная. Если валовая продукция крупной промышленности СССР выросла за первые 2 пятилетки в 5 раз, то для Сибири рост этого показателя составил 9 раз. Ведущие позиции занимала тяжелая промышленность. На ее долю в предвоенный период приходилось более половины общего объема промышленного производства. Индустриализация привела к значительному росту производительности общественного труда, увеличению темпов роста промышленности, увеличению ее доли в выработке валового продукта.
Осуществлялась глубокая реконструкция в целом народного хозяйства на базе электрификации и новой техники. Основу реконструкции составила принципиальная смена энергоносителей. Если раньше в промышленном производстве от Урала до Тихого океана использовались водяные и частично паровые двигатели, то к концу 1930-х гг. оно в основном перестроилось на электрический привод. В 1920 генераторы, динамо-машины, электромоторы в Сибири составляли всего лишь 20% общей мощности двигателей, в то время как по РСФСР — 43%. Через 20 лет удельный вес электродвигателей, применяемых в промышленности Сибири, достиг общесоюзного уровня. В годы первой пятилетки построены крупные электростанции в Кузбассе, Новосибирске, в Чите на Черновских копях, в Улан-Удэ, Нерчинске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре. Общее число крупных районных электростанций в Сибири и на Дальнем Востоке увеличилось в 4 раза, установленная мощность возросла почти в 4,4 раза, а производство электроэнергии — в 5,6 раза. К концу третьей пятилетки удельный вес электроэнергетики в валовой продукции производства региона по сравнению с 1928 увеличился в 3 раза.
Таким образом, в процессе индустриализации в восточных районах СССР был создан крупный экономический потенциал, состоящий в основном из государственных предприятий тяжелой индустрии. За 1928—37 их валовая продукция выросла в 9 раз, в том числе по предприятиям черной металлургии — в 152 раза, металлообработки — в 32, электроэнергетики — в 30, строительных материалов — в 17, добычи каменного угля — в 8 раз. Удельный вес отраслей тяжелой индустрии, производящей средства производства, в промышленности Западной Сибири возрос с 1/3 в 1928 до 2/3 в 1937. В Красноярском крае доля тяжелой индустрии составила 65,7%, в Иркутской области — 62%.
Отставало производство потребительских товаров, в котором доминировали мелкие предприятия. В лучшем случае капитальные вложения направлялись на их техническую реконструкцию и расширение. Так, коренной реконструкции подверглись обувные фабрики в Омске и Тальменке, Бийская льноткацкая, Красноярская и Хайтинская фарфоро-фаянсовые, Барнаульский пимокатный завод и другие. Из новых крупных предприятий в годы второй пятилетки (1933—37) введены в эксплуатацию Барнаульский меланжевый комбинат, новосибирские трикотажная и обувная фабрики, ряд швейных предприятий. Выпуск валовой продукции текстильной промышленности Сибири возрос в 3,4 раза, а швейной — в 3 раза. Увеличился выпуск продукции кожевенно-обувной и меховой промшленности. Однако большая часть товаров потребительского спроса завозилась в Сибирь из других районов страны.
Наиболее ускоренными темпами развивалась пищевая промышленность. В 1930-е гг. в восточных районах на новой технической основе построены десятки предприятий: мелькомбинаты, мясоконсервные, маслодельные, сыроваренные заводы, хлебокомбинаты, макаронные и кондитерские фабрики. В 1937 в Сибири и на Дальнем Востоке работало 3 крупных сахарных завода. Существенной реконструкции подверглась рыбная и рыбоконсервная промышленность. Только на Дальнем Востоке в предвоенные годы действовал 41 рыбоконсервный завод, в том числе 10 плавучих. Во Владивостоке создан специальный рыбный порт, крупный холодильник, жестяно-баночная фасрика.
В целом об успешном решении задач индустриализации в производственной сфере свидетельствовали существенные структурные сдвиги в экономике Сибири. Уже в 1933 промышленность в ней занимала ведущее место. Например, в Новосибирской области (в которую входили и районы Кузбасса) доля промышленного производства составляла 82,5%, в Красноярском крае — 65,3, в Бурятии — 71,1%.
Индустриализация сопровождалась масштабными социальными изменениями. Следствием ее стало интенсивное увеличение числа рабочих и служащих индустриальных производств. Особенно резко в годы первых пятилеток выросла численность строителей — с 18 до 250 тыс. человек. В последующий период в связи с сокращением объемов строительства и повышением механизации строительных работ численность работавших в строительстве несколько уменьшилась, но неуклонно росла численности рабочих и служащих промышленных предприятий. За 1913—36 в 43 раза увеличилась численность металлургов, в 13 раз — металлистов, в 27 раз — работников промышленности строительных материалов. Практически заново сформировались отряды машиностроителей, химиков, коксохимиков, энергетиков и т. д.
Следствием индустриального развития явился рост городов — центров индустрии. Появились новые города, такие как Новокузнецк, Прокопьевск, Белове, Киселевск, Игарка, Норильск, Комсомольск-на-Амуре и другие. Получили новые импульсы в развитии и старые города. Если в 1926 в Сибири было только 3 города с населением свыше 100 тыс. человек (Новосибирск, Омск, Иркутск), то в 1939 их стало 10 (добавились Томск, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Барнаул, Чита). В целом по Сибири между переписями населения 1926 и 1939 количество горожан более чем утроилось, что значительно превышало общесоюзные темпы урбанизации.
Советская индустриализация носила глубоко противоречивый характер. Она позволила СССР воспринять, а отчасти даже развить многие инструментальные достижения западных обществ (современные технологии, науку, образование и прочее), превратила страну из аграрной в индустриальную, дала ей основные технологические элементы современной цивилизации, но не смогла создать адекватных социальных механизмов их саморазвития (рыночной экономики, институтов гражданского общества, демократии). В результате экономическая модернизация носила ярко выраженный консервативный характер. Помимо этого, в годы индустриализации были заложены негативные черты, наложившие свой отпечаток на все последующее развитие советской экономики, такие как серьезная диспропорция структуры промышленности и капиталовложений в сторону тяжелой промышленности и ВПК, долгострой, авральные методы производственного процесса (мобилизационная модель), экстенсивное развитие индустрии. Крайне высокой была цена социалистической модернизации, основными источниками которой выступила колониальная по своему характеру эксплуатация деревни, резкое сокращение уровня жизни населения, эксплуатация рабочих.
Лит.: Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. М., 1956. Т. 3; Промышленность СССР. М., 1957; История Сибири. Л., 1968; Попов В.Э. Проблемы экономики Сибири. М., 1968: Московский А. С. Промышленное освоение Сибири в период строительства социализма. Новосибирск, 1975; Рабочий класс Сибири в период строительства социализма (1917—1937 гг.). Новосибирск, 1982; Рабочий класс Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1984; Сибирь на пороге нового тысячелетия. Новосибирск, 1999; Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И.. Побережников И.В. Азиатская Россия в геополитической и циви-лизационной динамике XVI—XX века. М., 2004.
А. И. Тимошенко
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей