АБОРИГЕННАЯ (ИНОРОДЧЕСКАЯ) ПОЛИТИКА РОССИИ В СИБИРИ, комплекс правительственных законодательных установок и практических мероприятий, определявших основные параметры русско-аборигенных отношений, политико-правовой статус сибирских аборигенов, их административно-территориальное устройство и социально-экономическое положение. Включение в состав России полиэтничных территорий требовало особого внимания московского, а затем Петербургского правительства к аборигенному фактору. Господствовавшая в стране авторитарная форма правления, гипертрофированная роль государства во всех сферах жизни, в том числе в экономике, изначально сделали коренные народы Сибири объектом эксплуатации. В аборигенах государство видело прежде всего податных, затем иноверцев и обращало внимание именно на это, а не на этническую принадлежность. Такая установка, с одной стороны, обусловила отсутствие в России до начала XX в. целенаправленной национальной политики, с другой — способствовала интеграции сибирских народов в российский социум, что со временем стало основной целью аборигенная политика. При этом интеграция аборигенов, представлявших конгломерат этнических образований с разным уровнем социально-политической организации, имевших различные хозяйственные уклады, культуры, менталитет, осуществлялась постепенно и поэтапно.
В ходе присоединения Сибири аборигенная политика, не имея выраженного идеологией оформления, определялась задачами политического подчинения и включения в русское подданство сибирских народов, закрепления новых территорий за Россией. Ее основные установки отражали предшествующий опыт Московского княжества, затем опыт государства по «собиранию» русских земель и взаимодействию с нерусскими и неправославными народами Урала и Поволжья. Были восприняты многие элементы политики Золотой Орды в отношении покоренных народов, а также учтена этнополитическая ситуация в Сибири и на ее границах, численность и плотность населения на отдельных территориях, характер социально-политических связей между сибирскими этносами, в том числе практика данничества и так называемого кыштымства. Но, при всей вариативности применительно к присоединению отдельных земель и народов, принципы аборигенной политики в Сибири на протяжении конца XVI — начала XVIII в. не менялись. В их основе лежало сочетание сотрудничества, в первую очередь с нерусскими военно-политическими элитами, и прямого насилия и администрирования. Ведущей целью аборигенной политики являлось обложение аборигенов ясаком, который на данном этапе имел не только финансовое значение, обеспечивая пополнение казны пушниной, но и политическое, выступая главным показателем подданства и признания русской власти.
Рассматривая аборигенов прежде всего как плательщиков или потенциальных плательщиков ясака, государство стремилось сохранить и увеличить их число, поэтому предписывало сибирской администрации и землепроходцам поступать с ними «ласкою», а не «жесточью», «от обид и от продаж и от насильства оберегать». Малочисленность русских вооруженных сил в Сибири, значительная территориальная дисперсность военно-админисьративных пунктов (острогов и городов) также заставляли правительство и местные власти искать мирные пути взаимодействия с сибирскими народами и на первых порах даже заручаться их поддержкой. Это выражалось в форме военных союзов, когда некоторые этнические группы выступали в качестве федератов (например кодские и Сургутские ханты, еуштинские татары, алтайские телеуты), в зачислении на службу отдельных представителей родоплеменной верхушки (например кодских князей Алачевых, тунгусских князей Гантимуровых, ряда якутских тойонов) и рядовых улусных людей, в формировании из аборигенов подразделений в составе русских гарнизонов (служилые сибирские «юртовские» татары, «выезжие» телеуты). Кроме того, русская власть стремилась опереться на местную знать, привлекая ее к управлению соплеменниками, в первую очередь к сбору ясака, но одновременно ставя ее под свой контроль. Такое сотрудничество способствовало укреплению русские власти, а также использовалось для дальнейшей территориальные экспансии.
Применение против аборигенов вооруженной силы разрешалось лишь в случае сопротивления, под которым понималось не только вооруженное противодействие, но и просто отказ платить ясак. Для избежания сопротивления или его прекращения предлагалось захватывать заложников-аманатов из числа родоплеменной верхушки. Одновременно аманатство считалось гарантией исправной уплаты ясака сородичами. Поначалу допускалось взимание ясака в размерах, на которые были согласны сами аборигены, а также одаривание взамен ясака подарками (металлическими изделиями, бусами, тканями, хлебом, зеркалами и т. п.), что напоминало дарообмен или меновую торговлю. Но достаточно быстро власть стала требовать точно фиксированного размера ясака и переписи всех ясачноплательщиков, в результате чего ясак превращался в разновидность государственного налога. Включение в подданство сопровождалось также приведением аборигенной верхушки к присяге-шерти и передачей ей царского «жалованного слова». То и другое содержало в себе элементы хотя и неравноправного, но договора, фиксировавшего взаимные обязательства: аборигены должны платить ясак и хранить верность, взамен чего российский государь предоставлял им право проживать и хозяйствовать в районах их исконного обитания, обещал держать их «в своем царском милостивом призрении» и «оберегать накрепко». Русская сторона однозначно трактовала шерть как признание аборигенами своего подданства («вечного холопства»), тогда как аборигены могли воспринимать ее в зависимости от своей военной силы и характера взаимоотношений с русской властью как равноправный союз или мирный договор (например, в XVII в. алтайские телеуты и енисейские кыргызы, в XVIII в. — чукчи).
На этапе присоединения русская сторона, довольствуясь формальным признанием аборигенами власти «белого царя» и уплатой ясака, оставляла без изменений социально-патестарную организацию аборигенного общества, просто включая ее в русскую государственную систему: аборигенная община превращалась в фискальную ясачную волость и приобретала некоторые, еще весьма аморфные, административно-территориальные очертания наподобие русской волости. Исключение составили только татары сибирские, чья родоплеменная знать была частично вывезена в Москву, но большей частью зачислена в состав сибирских служилых людей и как таковая прекратила свое существование. Во внутреннее устройство и управление ясачных волостей русской власти старались не вмешиваться, предоставляя родовым князькам, мурзам, тойонам, нойонам, шуленгам и другим все полномочия, порой весьма широкие. В частности, значительную автономию сохраняли Кодское и Обдорское княжества. Ни в Сибирском приказе, ни в местных воеводских избах не существовало ни отделов, ни чиновников, которые бы специально занимались вопросами управления аборигенами. Влияние русской администрации на внутреннюю жизнь аборигенного общества ограничивалось, как правило, только взиманием ясака, разрешением конфликтов между русским и аборигенным населением и расследованием политических («измена», «бунт») и наиболее крупных уголовных преступлений. К концу XVII в. проявляется стремление русских властей передать ясачный сбор в руки родоплеменной верхушки, которая бы сама доставляла ясак в города и остроги.
Заинтересованная в исправном поступлении ясака в казну, центральные власть стремилась оградить ясачных от произвола и разорения со стороны сибирских управленцев и русских людей (в первую очередь служилых и промышленных людей). Категорически запрещались всякие насилия и злоупотребления в отношении ясачных, вынесение им смертного приговора без санкции Москвы. Ясачные имели право подачи челобитных с жалобами и просьбами. В ответ они, как правило, встречали поддержку и понимание властей, которые довольно оперативно реагировали на их прошения. Из фискальных соображений правительство запрещало русским брать с ясачных долговые расписки на сумму выше установленной законом, превращать их в холопов или ккаким-либо образом обращать в зависимость, торговать ими и привозить «на Русь», вести торговлю с ними. На протяжении XVII в. правительство пыталось ограничить и даже запретить посягательство русских поселенцев на земельные (особенно лесные) угодья аборигенов, не нарушать их традиционных форм землепользования. Поземельные споры русской власти обычно решали в пользу аборигенов. При этом, однако, государство всемерно поощряло расширение русского земледелия, что неизбежно приводило к захвату «ясачных» земель русскими поселенцами. Такой подход давал видимый политический эффект: ясачные люди, обращаясь с жалобами к царю, привыкали видеть в нем единственного защитника своих интересов, что укрепляло их фактическое подданство.
Фискальными задачами определялась и религиозная политика. Поскольку крещенные, как правило, исключались из числа ясачноплательщиков, в целях сохранения большей численности последних запрещалось насильственное крещение и не проводилась массовая христианизация. Государство стремилось пресечь «миссионерскую» инициативу служилых людей и воевод, вынуждавших к крещению ясырей-пленников из числа аборигенов с целью закрепления их за собой в качестве холопов. Крещение допускалось только добровольное и обычно в том случае, когда новокрещеных предполагалось зачислить в служилые люди.
Реальная практика и действия сибирской администрации и командиров военных отрядов вносили существенные коррективы в эти правительственные установки. Во-первых, далеко не все сибирские народы сразу и безусловно признали русскую власть. Многие из них оказали вооруженное сопротивление. В результате служилым людям приходилось достаточно часто применять оружие, что в целом соответствовало правительственным указаниям, предписывавшим в случае отказа аборигенов от подданства и уплаты ясака подчинять их силой. Во-вторых, обещания правительства защищать аборигенов от произвола со стороны местной администрации реализовывались слабо. Насилия, вымогательства, грабежи, обман почти неизменно сопровождали сбор ясака. Ситуация осложнялась вторжением промышленных людей в охотничьи угодья местного населения, занятием его родовых земель крестьянами, торгово-ростовщической деятельностью купцов. Вопреки всем запретам в Сибири было широко распространено похолопление аборигенов (из числа пленных или должников). Все это на этапе присоединения нередко вызывало отпор со стороны ясачноплательщиков, приводило их к «шатости» и «измене», вплоть до вооруженных восстаний. Однако, несмотря на значительное расхождение между правительственными предписаниями и действиями сибирских властей и служилых людей, установка правительства на бережное отношение к аборигенам не была лишь благим пожеланием — она ограничивала произвол и давала правовую возможность искать управу на обидчиков. Увлекавшиеся грабежом воеводы и ясачные сборщики нередко попадали под следствие и несли наказание. Суровые меры к аборигенам русская администрация применяла редко. Главным было не покарать, а вернуть в ясачный платеж. Вследствие такой политики большая часть ясачных, обитавших в пограничных районах и бежавших в разные годы из русских пределов, возвращалась назад.
Аборигенная политика, в первую очередь использование института зависимости «слабых» народов от «сильных» (выплата дани, сопряженная с аманатством, шертованием и невмешательством во внутреннюю жизнь зависимых), облегчила Москве подчинение многих сибирских народов, способствовала их относительно мирному и быстрому включению в социальную и государственную структуру России. Однако в этой структуре сибирские народы на этапе присоединения Сибири и некоторое время спустя имели особый статус. С одной стороны, становясь ясачными, они превращались в подданных российского самодержца, в одно из податных сословий, не подвергались какой-либо дискриминации, но и не имели каких-либо привилегий, что, в частности, выражалось в их нейтральном наименовании «люди», изредка «народ», «мужики», с добавлением указания на этническую (братские, корякские, якутские и т. д.), социальную (лучшие, улусные, черные), политико-податную (ясачные/неясачные, мирные/немирные, неприятельские и т. п.) принадлежность и изредка на род занятий (например «кузнецкие люди», т. е. владеющие навыками кузнечного ремесла). С другой стороны, с конца XVI в. до второй половины XVIII в. сибирские аборигены официально именовались «иноземцами», что выделяло их как представителей «иных», т. е. не собственных русско-православных, земель. Этот соционим применялся как обобщенное наименование жителей всех иностранных государств. Соответственно, сибирские «иноземцы» еще не рассматривались властью как полностью включенные в российский социум. Кроме того, на юге Западной Сибири, где столкнулись интересы России, Джунгарского ханства, государства алтын-ханов, енисейских киргизов и алтайских телеутов, русская власть, не имея достаточных вооруженных сил, пошла на признание системы многоданничества, с конца 1660-х гг. — русско-джунгарского двоеданничества.
В XVIII—XIX вв. правительственная политика в отношении сибирских народов, сохраняя в целом свою охранительную направленность, существенно изменилась. В Сибири увеличивалось славянское население за счет миграции, естественного прироста и ссылки. Падение пушного, прежде всего соболиного, промысла и приоритетное внимание правительства к развитию в Сибири земледелия, горнодобывающей промышленности и торговли как основных источников пополнения казны привели к тому, что государство стало рассматривать аборигенов не только как ясачноплательщиков — поставщиков пушнины, но и как потенциальных хлебопашцев. Сильное влияние на аборигенную политику оказали европеизация, модернизация и бюрократизация государства, а также идеи патернализма и Просвещения, взятые на вооружение самодержавием. Сибирские народы стали рассматриваться как «дикие», за ними не признавалось право на самобытное развитие, их, наоборот, требовалось просвещать, цивилизовать и приобщать к государственному правопорядку и русской культуре, прежде всего христианству, оседлости и земледелию. Такой подход обосновывался стремлением государства изменить образ жизни автохтонного населения, в том числе путем администрирования и регламентации. С середины XIX в. в правительственной и общественно-политической мысли оформилась идея великого жребия России — спасения «диких» племен собственным культурным влиянием. Следствием новаций стали постепенный отказ государства от особого (ясачного) статуса аборигенов и стремление уравнять их по социально-правовому положению с русским крестьянством, полностью включив тем самым в российских социум. Но изменения шли медленно, без быстрых и коренных реформ, что в целом обеспечило успех правительственных мероприятий и их относительную безболезненность для самих аборигенов.
В ходе податной реформы Петра I сибирские ясачные люди в 1724 были формально отнесены к разряду государственных крестьян, помимо уплаты ясака на них стали распространяться иные денежные и натуральные повинности в пользу казны (сборы на содержание дорог, почты, перевозка казенных грузов и т. д.). С 1720-х гг. вводится юридическое оформление поземельных прав сибирских «иноземцев». Если ранее они владели землями по праву проживания и хозяйствования на них, то теперь обязаны были получить соответствующий документ от русских властей. Особенно это касалось тех, кто обитал в южных, пригодных к сельскому хозяйству районах, активно заселявшихся крестьянами. Указ 1734 уравнял аборигенов в поземельных правах с русским населением, их земли объявлялись казенными и как таковые могли использоваться по усмотрению государства. Документирование прав на землю сопровождалось ее межеванием, определением размеров и границ, что порождало многочисленные поземельные споры между разными категориями земледержателей. В результате в отношении земли аборигены попадали в полную зависимость от русской администрации, обычной стала практика земельных переделов в государственных интересах (например, отвод аборигенных земель во владение казакам или крестьянам). Одновременно принимались меры, стимулировавшие переход определенных групп аборигенов (татар, бурятов, якутов) к оседлости и занятию хлебопашеством. В 1767 таким оседлым земледельцам было разрешено вместо ясака вносить денежную подушную подать наравне с русскими крестьянами.
Со второй половины XVIII в. государство в соответствии с общими процессами административной унификации берет курс на ликвидацию автономии аборигенных обществ путем фактического включения их традиционных институтов власти в существующие социальную структуру и систему государственного управления и фиска. Избегая открытого вмешательства во внутренние дела аборигенных общин, власти пошли по пути усиления административной роли родоплеменной знати. Принципы этой политики были заложены в инструкции С.Л. Владиславича-Рагузинского 1728 (она была разработана для Забайкалья, но оказалась применима ко всей Сибири), развиты в указах 1730—50-х гг. и закреплены сенатской инструкцией 1763 секунд-майору А. Щербачеву, возглавившему так называемую Первую Ясачную комиссию («Комиссию о расположении ясака» 1763—69). Деятельность этой комиссии заметно реформировала управление сибирскими «иноземцами». По ее предложению упразднен институт ясачных сборщиков, отменялась практика аманатства, сбор ясака передавался в руки родоначальников (князцов, тойонов, тайшей, зайсанов, шуленг, старшин и пр.), чьи функции регламентировались, разрешалась замена пушнины деньгами, при взимании ясака вводилась круговая порука: по образцу общины крестьянской за исправный платеж ясака стали отвечать целиком податные ясачные единицы — род, улус, волость. Передача сбора ясака в руки родоначальников усиливала их позиции в аборигенном обществе. Этому же способствовала введенная на отдельных территориях система «отпускных билетов», согласно которой ни один родович не имел права выехать за пределы своей волости далее 30 верст без разрешения родоначальника. Тенденция опоры государственного аппарата на родоначальников нашла выражение в ряде частных административных распоряжений сибирских губернских властей начала XIX в.
К концу XVIII в. родоплеменная знать стала делиться на «жалованных» и «рядовых». «Жалованные», чья численность была незначительна, получали особые жалованные грамоты и патенты, подтверждавшие их «достоинство», наследственно занимали должности по управлению, а некоторые уравнивались в правах с российскими дворянами (например, остякские князья Тайшины и Артанзеевы, тунгусские князья Гантимуровы, татарские мурзы Кульмаметевы). «Рядовые» родоначальники выбирались населением ясачной волости в основном из числа родоплеменной знати с последующим утверждением губернскими властями. Периодичность выборов не оговаривалась и в разных районах у разных территориальных групп аборигенов была разная: ежегодные перевыборы — преимущественно у оседлых, фактически пожизненное и даже наследственное занятие должности — у кочевников. Получая от государства официальные права на управление сородичами, родоначальники утрачивали остатки политической автономии и превращались в особый разряд государственных чиновников. Им выдавались специальные знаки административного достоинства — медали, значки, мундиры, кортики и т. п., а у кочевых народов (бурятов, якутов) — иногда и чины, соответствовавшие низшим классам «Табели о рангах». Русская администрация предоставляла родоначальникам большие полномочия, но на практике степень их влияния на подведомственное население зависела не от желания властей, а от реальных социальных отношений, существовавших у того или иного народа.
С начала XVIII в. в целях достижения конфессионной сплоченности сибирского населения и превращения аборигенов в настоящих подданных православного монарха стала проводиться политика их массовой и даже насильственной христианизации. В Сибирь отправляются специальные духовные миссии. С 1703 прекращается практика освобождения от ясака при принятии крещения, но с 1720 новокрещеным стали предоставлять 3-летнюю льготу по уплате ясака и «всяких государственных сборов». Для распространения христианства началась подготовка священников из крещеных аборигенов. В 1764 в сибирских епархиях учреждены специальные штаты проповедников-миссионеров. К концу XVIII в. почти поголовно были крещены ханты (кроме нижнеобских), манси, селькупы, якуты, прибайкальские буряты, ительмены. Значительно меньшие успехи христианизация имела среди народов, кочевавших в тайге и тундре, — тунгусов, энцев, ненцев, нганасан, коряков, а среди буддистов-ламаистов (забайкальских бурят) и мусульман (татар) она вообще не получила распространения. Правительственная политика в отношении буддизма и ислама из неприязненной в первой трети XVIII в. (запрет их распространения, ограничения в строительстве мечетей, дацанов, кумирен) стала либеральной и толерантной, но ориентированной на то, чтобы поставить обе религии под контроль государства и оградить российских подданных — мусульман и буддистов — от религиозно-идеологического влияния из-за границы. В 1741 был установлен штат лам и утвержден глава забайкальского ламаизма, с 1784 введено государственное жалованье для мулл, в 1788 в Уфе учреждено духовное собрание «для заведывания» российскими мусульманами и назначен их глава — муфтий. Никаким притеснениям по конфессионному признаку мусульмане и буддисты не подвергались.
Изменение статуса сибирских «иноземцев» в сторону признания их полноценными подданными, равными в своем положении со свободными сословиями империи, нашло выражение в предоставлении им права избрания депутатов в Уложенную комиссию 1767—68. Из официальной лексики постепенно исчезает соционим «иноземцы», который с начала XVIII в. заменяется соционимом «иноверцы», а с конца XVIII в. — «инородцы». Во второй половине XVIII в. правительство предприняло попытки разработать единый законодательный акт о правовом положении народов Сибири.
Патерналистская политика государства стала мягче, но не устраняла полностью негативные последствия ясачного режима. Местные власти, служилые люди и купцы, хотя и в меньших масштабах, чем в XVII в., продолжали разными способами обирать аборигенов. Массовый характер приняло занятие переселенцами-крестьянами их земель. Широкое распространение получили обращение «иноземцев» в холопов и торговля ими. В этом государство демонстрировало противоречивую позицию, обусловленную его стремлением, с одной стороны, защитить ясачноплательщиков и ограничить количество душевладельцев, а с другой — расширить права дворянства на зависимых людей и способствовать христианизации «иноверцев». Рядом указов второй четверти XVIII в. запрещалось держать в невольниках (дворовых людях) некрещеных аборигенов. Это привело к их крещению, что давало право на владение и торговлю «крещеным товаром». Главными рынками «работорговли» являлись Якутск, Томск, Тюмень, Тобольск, Ямышевская и Семипалатная крепости. Указ от 1757 легализовал эту торговлю и рекомендовал владельцам крестить невольников. С начала XIX в. правительство берет курс на ликвидацию в Сибири института дворовых людей из числа коренных жителей. Указ 1808 разрешает их покупку, но без права перепродажи, и предписывает освобождать их всех из неволи по достижении 25-летнего возраста.
В целях борьбы со злоупотреблениями местной администрации правительство не раз посылало в Сибирь следственные комиссии, публично демонстрируя тем самым свое стремление защитить ясачных людей от произвола, но на деле проявляя в первую очередь заботу о своих казенных интересах. Показательна в этом отношении практика изъятия награбленных у «иноземцев» материальных ценностей в казну, а не их возвращение пострадавшим. Наказание виновных снижало, но не искореняло чиновничий произвол. Проведенная в 1819—21 в Сибири ревизия М.М. Сперанского в очередной раз вскрыла «буйный разгул чиновничьего, полицейского самовластия и деспотизма». Итогом ревизии стала широкомасштабная реформа управления Сибири (1822). Среди законоположений был «Устав об управлении инородцев», в котором отразилось стремление примирить консервативно-охранительный курс самодержавия в отношении ясачного населения с объективной потребностью в реформе, вызванной к жизни углублявшимся процессом интеграции аборигенов в систему общероссийских административных, социальных и экономических связей.
Устав закрепил официальное наименование сибирских народов «инородцами». Термин обращал внимание на этнические — не русские принадлежности сибирских аборигенов, но одновременно имел четкий сословный смысл и содержание. Его законодательная фиксация знаменовала отказ от прежнего восприятия коренного населения Сибири как не вполне подданных — «иноземцев» и его признание особым сословием империи. Сохраняя общую тенденцию на «окрестьянивание», Устав одновременно демонстрировал осознание хозяйственно-культурных особенностей отдельных народов. Он впервые законодательно определил принцип дифференцированного подхода к народам с разным уровнем социально-экономического развития. «Инородцы», исходя из их «образа жизни» и уровня хозяйственного развития, делились на 3 разряда: оседлые, кочевые и бродячие. Оседлые (татары, часть алтайцев, шорцев, южных хантов и манси) полностью приравнивались к государственным крестьянам (за исключением рекрутской повинности) и получали «равные права с россиянами» и подсудность общероссийским законам. Бродячие (таежные охотники) и кочевые (скотоводы и оленеводы), оставаясь ясачноплательщиками и сохраняя свои внутренние порядки в управлении, составляли «особенное сословие в равной степени с крестьянским». Кочевые приравнивались к крестьянам в налоговом отношении, но сохраняли самостоятельность в управлении и суде. Предусматривался переход бродячих и кочевых «инородцев» в оседлые и в конечном итоге — их слияние с русским крестьянством во всех отношениях, кроме отбывания рекрутской повинности. Такой подход означал, что в официальной практике социальный критерий по-прежнему подменял собой этнический.
Устав, оставляя властный контроль и общее управление в руках русской администрации, одновременно стремился ослабить ее вмешательство во внутренние дела «инородцев» путем реорганизации их управления. У «бродячих» сохранялось прежнее родовое управление в лице родовых старшин, которых стали именовать старостами. Органы самоуправления кочевых народов разделились на 3 ступени: низшая — родовое управление, средняя — инородная управа, высшая — степная дума. Должностные лица в состав «инородческого» управления избирались на общем собрании, к участию в котором допускались все члены общины. Политические и криминальные дела подлежали разбирательству русскими чинами. Устав сохранял почетные звания у кочевников. «Звания наследственные остаются наследственными, звание избирательное остается избирательным», — говорилось в Уставе. Принцип наследственности допускался и при замещении должностных лиц на выборах. В случае отсутствия прямого наследника разрешалось избрание ближайшего родственника. Сохраняя таким образом патриархально-родовые отношения, Устав в ряде случаев отходил от принципа наследственности, давал определенную свободу выборному началу. Устав не выделял перед лицом закона родоначальников (исключая тех, кто имел дворянское достоинство), а уравнивал их юридически с прочими ясачными людьми. У оседлых вводилось землепользование и управление, аналогичное крестьянскому — на «основании общих узаконений и учреждений». В случае малой численности «инородцев», проживавших в зоне плотного русского населения, предусматривалось их причисление к ближайшим русским селениям. Устав закреплял за коренными народами находившиеся в их пользовании земли, определял порядок и размеры взимания ясака, регулировал торговлю с русскими, распространял на аборигенов уголовное законодательство страны. В отношении религии этот законодательный акт придерживался полной веротерпимости, но «иноверческое духовенство» ставилось под контроль полиции. В целом, Устав обеспечивал существование традиционного культурно-хозяйственного и социального уклада, но не превращал «инородцев» в замкнутую, изолированную социальную группу, предусматривая их постепенную, без каких-либо ограничений, обусловленных этнической или конфессионной принадлежностью, интеграцию в российский социум. В своих основных положениях Устав действовал до 1917. Он не привел к полному исчезновению региональных особенностей «инородческих» обществ и злоупотреблений местной администрации, купцов и перекупщиков пушнины, но способствовал их заметному сокращению.
Указы от 1822 и 1825 резко ограничили возможности владения дворовыми-«инородцами», что привело к сокращению их численности, а с отменой крепостного права — к полному исчезновению. В 1832 «инородцы», пользовавшиеся правами личного дворянства, и их дети были освобождены от уплаты ясака. Важным следствием принятия Устава стало собрание в 1820-х гг. норм обычного права «инородцев», в результате чего появились «Свод степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири» и «Сборник обычного права сибирских инородцев». Однако унификация и кодификация обычного права всех сибирских народов были признаны нецелесообразными.
Особый подход правительство сохраняло в отношении чукчей, являвшихся формально подданными российской короны, но фактически независимыми, а также «зюнгорских двоеданцев» (телесов и теленгитов), проживавших в Горном Алтае, бывшем спорной территорией между Россией и Китаем. Уставом от 1822 те и другие были отнесены к разряду «инородцев», «не совершенно зависящих» от России, с сохранением у них собственного управления и суда.
В 1830-х гг. в Сибирь была направлена Вторая ясачная комиссия, в задачу которой входило переобложение кочевых и бродячих «инородцев» новой ясачной податью в увеличенном размере. Власть пыталась сохранить поступление в ясак ценных сортов пушнины, однако развитие товарно-денежных отношений, постепенное снятие запретов и ограничений на торговлю с «инородцами» обусловили полный перевод ясака в 1910 на денежную основу. Кроме того, растущая потребность в хлебе, административное воздействие и влияние русских крестьян привели к развитию у народов, обитавших в южных районах Сибири, пашенного земледелия, что ускоряло их переход к оседлости. То и другое, в свою очередь, способствовало окрестьяниванию и в значительной мере обрусению этих народов.
Во второй половине XIX в. в аборигенной политике произошли качественные изменения. Присоединение к России Казахстана, Средней Азии, Приамурья и Приморья, укрепление русских позиций в Горном Алтае, их расширение на Туву и Монголию привели к стабилизации положения на южной границе. Империя могла меньше, чем ранее, опасаться иностранного влияния на своих южносибирских «инородцев» и их попыток выйти из российского подданства. Это открывало возможности для более активной социокультурной ассимиляции «инородцев», более откровенного наступления на их земли, потребность в которых резко возросла с начала массового переселения в Сибирь крестьян. Крестьянская колонизация еще с «Сибирского взятия» рассматривалась как важнейший фактор обрусения присоединяемых земель. Во второй половине XIX — начале XX в. она стала основой имперской геополитики, направленной на безусловное и окончательное закрепление азиатских владений в составе России.
Успехи в окрестьянивании «инородцев» вызвали дальнейшие меры по уравниванию их поземельного устройства с крестьянским. Во второй половине XIX в. в аграрной политике государства в Сибири неизменно присутствовал «инородческий» вопрос. Аграрные законы конца XIX — начала XX в. предусматривали полное уравнивание землеустройства «инородцев» южных, пригодных к земледелию районов Сибири с крестьянским. Подтверждалось верховное право собственности на все сибирские земли за государством и Кабинетом Его Императорского Величества, а «инородцам» земля отводилась на условиях пользования из расчета 15 десятин на 1 душу мужского пола. За исключением скотоводов Забайкалья и части кочевников казахских степей, все остальные «инородцы» Южной Сибири по окончании землеустройства переводились в разряд оседлых. К 1917 землеустройство народов Сибири не было завершено. Тем не менее в ходе землеустроительных работ и межевания площадь «инородческих» земель значительно уменьшилась: у бурят Иркутской губернии — на 53%, у бурят Забайкальской области — на 70, у хакасов Енисейской губернии — на 67, у народов Томской губернии — на 66, Горного Алтая — на 75, Тобольской губернии — на 98, всего по Сибири — на 71%. Большая часть земельных отрезков была использована для образования резервного переселенческого фонда.
Важным звеном политики окрестьянивания стал отказ правительства в конце XIX в. от идей регионализма, заложенных в Уставе 1822, и принятие мер по полному подчинению сибирских «инородцев» общеимперскому законодательству, что, по сути, означало ликвидацию самого сословия «инородцев». Согласно «Временному положению о крестьянских начальниках» (1898), органы самоуправления «инородцев», основанные на принципах Устава, заменялись управами, устроенными по русскому типу, в этих управах вводились должности инородческих (крестьянских) начальников из числа русских чиновников, наделенных большими полномочиями. Первоначально закон распространялся на Тобольскую, Томскую, Енисейскую и Иркутскую губернии, с 1901 — на Забайкальскую область. В Якутской области и северных районах Сибири, где проживали «бродячие инородцы», закон в силу не вступал. Здесь «инородческое» управление вплоть до 1917 строилось на основе Устава. Частным проявлением полицейской опеки над коренным населением и средством контроля над его перемещением стало распространение на него паспортной системы (см. Паспортизация населения Сибири). С 1905 «инородцы» на правах, аналогичным правам крестьян, допускались к выборам в Государственную думу.
Новый виток в окрестьянивании «инородцев» последовал в годы Столыпинских реформ, когда аборигены в массовом порядке переводились в разряд оседлых. К 1914 из 350 тыс. кочевников, числившихся, по официальным данным, в Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерниях, в оседлые зачислили 233 тыс. человек. В составе кочевых и бродячих осталось около 116 тыс. человек, или примерно 33% коренного населения. Одновременно была проведена волостная реформа: у кочевников, причисленных к оседлым, вместо родовых управлений и инородных управ вводились сельские и волостные управления по русскому образцу во главе, соответственно, с сельскими старостами и волостными начальниками, выбиравшимися на общинных сходах по рекомендации крестьянских начальников. Низшей административно-территориальной единицей становилось сельское общество, объединявшее «инородцев»-односельчан. Несколько таких обществ составляло волость.
В конце XIX — начале XX в. в правительстве обсуждался вопрос о привлечении «инородцев» к отбыванию воинской повинности наравне с русскими. В ходе обсуждения высказывалась идея ликвидации сословной обособленности «инородцев», их полного уравнивания с крестьянством. Однако в годы Первой мировой войны власти решились использовать «инородцев» только на тыловых работах.
Огромная роль в социокультурной ассимиляции «инородцев» с начала XIX в. стала отводиться их христианизации. Последняя являлась важной составной частью общегосударственной национальной политики, направленной на обеспечение стабильности полиэтничной империи. В первой четверти XIX в. была реализована наметившаяся ранее идея централизации контроля над конфессиями. На правах особого министерства в 1810 создано Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий. В 1817 образовано Министерство духовных дел и народного просвещения, которому передали контроль над всеми конфессиями. В 1832 управление делами иноверцев преобразовано в Департамент духовных дел. В 1857 принят «Устав духовных дел иностранных исповеданий». Широко разворачивается миссионерское движение (см. Православные миссии в Сибири и миссионерство). Основой миссионерства становится проповедь православия на национальных языках и ее адаптация к духовным представлениям иноверцев. Создаются Алтайская (1828) и Обдорская (1832) духовные миссии. Во второй половине XIX в. правительство резко усиливает внимание к миссионерской деятельности церкви в Сибири. В 1870 учреждено Всероссийское православное миссионерское общество, отделения которого созданы во всех сибирских епархиях. Вводится практика богослужения на языках народов Сибири, активизируется подготовка священников-миссионеров из числа «инородцев», сохраняется практика льгот для новокрещеных (освобождение от уплаты ясака на 3 года).
В начала XX в. на территории Сибири постоянно действовали 8 миссий, среди них наиболее активно — Алтайская, Иркутская и Забайкальская. К этому времени большинство коренного населения региона, по крайней мере формально, оказалось в лоне православной церкви. Помимо выполнения религиозных задач миссии проводили просветительскую работу и открывали школы для коренного населения. Крещение и русское образование, со своей стороны, способствовали переходу «инородцев» к оседлости и облегчали восприятие ими русской культуры. Однако христианизация охватила преимущественно язычников, среди мусульман и буддистов она по-прежнему почти не имела успеха во многом потому, что государство в отношении этих конфессий продолжало придерживаться веротерпимости. К концу XIX в. в Сибири насчитывалось чуть более 1 млн мусульман (преимущественно татар и казахов), более 200 тыс. буддистов (в основном забайкальских бурят) и около 150 тыс. язычников-шаманистов. В 1905 был принят закон о веротерпимости.
В целом, в конце XVI — начале XX в. аборигенная политика российского правительства в Сибири из аморфной и идеологически размытой становилась все более осознанной и целенаправленной. Она эволюционировала от военно-колониальных методов управления коренным населением к административно-территориальной системе управления по общероссийскому образцу и изменению социально-правового статуса и хозяйственно-культурного типа аборигенов, способствовала их окрестьяниванию, аккультурации-ассимиляции с русскими, включению в государственно-правовое пространство империи и в конечном счете к ликвидации особого сословия «инородцев» и созданию в Сибири единого этнокультурного пространства. Отличительной особенностью отношения российского государства к аборигенам (по сравнению с европейскими колониальными державами) было отсутствие каких-либо норм, направленных на их сегрегацию и дискриминацию по этно-национальному признаку. Это обусловило не только сохранение большинством сибирских народов своей культуры, но и рост их численности. В результате Февральской революции сословие «инородцев» наряду с другими сословиями было упразднено, сибирские народы в правовом и податном отношениях слились со всем остальным населением России.
См. Присоединение Сибири, Инородцы.
Лит.: Федоров М.М. Правовое положение народов Восточной Сибири (XVII — начало XIX в.). Якутск, 1978; Дамешек Л. М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX — начало XX в.). Иркутск, 1986; Конев А. Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской империи (XVIII — начало XX в.). М., 1995; Народы Сибири в составе государства Российского. СПб., 1999; Сословно-правовое положение и административное устройство коренных народов Северо-Западной Сибири (конец XVI — начало XX в.). Тюмень, 1999; Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М., 2000; Российская многонациональная цивилизация: единство и противоречия. М., 2003; Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. XVI—XX века. М., 2004; Коваляшкина Е.П. «Инородческий вопрос» в Сибири: Концепции государственной политики и областническая мысль. Томск, 2005; Шерстова Л. И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII — начала XX века. Новосибирск, 2005.
А.С. Зуев
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей