Новости

История. Культурная жизнь Приангарья в 1985-2012 гг. // «Современная история Иркутской области: 1992-2012» Т. 1 (2012)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Распад СССР и начало новых экономических и политиче­ских преобразований в российском обществе на рубеже 1991-1992 гг. ознаменовали собой начало нового этапа в куль­турной жизни нашего региона. В отличие от экономической сфе­ры, преобразования в сфере культуры не носили «фундаменталь­ного» характера. Если в сфере экономики значительная часть го­сударственных предприятий перешла в частную собственность, то большинство учреждений сферы культуры остались государ­ственными и муниципальными. Региональные и местные органы власти продолжали нести ответственность за финансирование учреждений культуры, назначали их руководителей, осуществля­ли контроль над использованием бюджетных средств. Таким об­разом, опасения многих работников учреждений культуры, что отрасль будет «разгосударствлена» и они окажутся один на один с «рыночной» стихией, без средств к существованию, не под­твердились. Тем не менее «страх перед приватизацией» у работ­ников культуры сохранялся и обострялся на каждом этапе ре­форм в сфере культуры.

В основе «общественного договора» между властью и обще­ством в отношении сферы культуры лежало понимание следую­щих обстоятельств. Сфера культуры предоставлялась как заведо­мо убыточное производство культурных ценностей и благ, за­тратное и обременительное для бюджета. В то же время за куль­турой признавался серьезный вклад в «человеческий капитал», т. е. в развитие культуры, нравственности, интеллекта, творче­ских способностей человека. Распространенными стали предос­тавления о вкладе культуры в развитие «духовности» человека, но более или менее единого понимание духовности так и не сло­жилось. На более позднем этапе популярными стали рассуждения о том, что культура вносит серьезный вклад в социально- экономическое развитие и, даже более того, развитие культуры является фундаментом развития экономического.

Таким образом, необходимость бюджетных затрат на сферу культуры оказывалась замотивированной. В центре противоречий оставался вопрос о достаточности выделяемых средств. В целом большинством и деятелей культуры, и управленцев признавалось, что сфера культуры страдает от хронического недофинансирова­ния. Неясным оставался также вопрос об измерении эффективно­сти бюджетного финансирования, в том числе и потому, что мера «роста духовности» оставалась принципиально неопределяемой.

Теоретически возможным оставалось другое магистральное развитие сферы культуры, а именно «уход» государства и орга­нов местного самоуправления из большинства «секторов» сферы культуры. Более того, такой «сектор» культуры, как кинопрокат, вполне успешно стал рыночным и прибыльным, государственный же и муниципальный кинопоказ все годы последовательно терял свои позиции. Российский цирк, также имеющий высокий потен­циал прибыльности, хотя и не стал частным, но трансформиро­вался в форму государственного унитарного предприятия, т. е. коммерческой организации. Тенденция к разгосударствлению на этом, по сути, и остановилась. Одним из основных идеологиче­ских оснований этому стал тезис о том, что культура, потеряв государственную поддержку, перестанет производить ценности мирового уровня, а превратится в сферу производства «халтуры и ширпотреба». В целом тема «разгосударствления культуры» в общественном пространстве была «табуирована», воспринима­лась как «покушение на основы».

Нельзя не учитывать и общее стремление государства к ре­гулированию различных сфер общественной жизни, сохранению «рычагов управления», разгосударствление сферы культуры в этом смысле противоречило бы логике «сохранения управляемости».

Одним из изъянов сохраняющейся системы была не афиши­руемая, но сознававшаяся многими возможность для части руко­водителей учреждений и творческих работников скрывать свою творческую несостоятельность за разговорами о высоком вкладе в культуру и искусство и продолжать получать на свою деятель­ность бюджетные средства.

Организации культуры и искусства, творческие работники из «негосударственного сектора» все эти годы сталкивались с серьезными финансовыми и организационными трудностями, боролись за возможность получения государственной поддержки, помощи со стороны частных лиц и организаций. Наиболее замет­ной из «негосударственного сектора» оставалась деятельность организаций писателей, художников, музыкантов.

В годы реформ подход к распределению полномочий и уч­реждений между региональной и местной властью сохранился. Регион (Иркутская область) за счет средств областного бюджета продолжил содержать наиболее финансово затратные учрежде­ния: государственные театры, филармонию, крупнейшие музеи и библиотеки, учреждения среднего профессионального образова­ния в области культуры и искусства. Местные органы власти фи­нансировали преимущественно клубы, местные музеи и библио­теки, школы искусств. Подчеркнем, что учреждения культуры, получая прямое финансирование со стороны органов власти, со­храняли свою творческую автономию; проявления цензуры, дик­тата, запретов стали исключительно редкими.

При сохранении основ «общественного договора» между властью и обществом относительно культуры, правовое регули­рование сферы культуры заметно менялось. Принятый в 1992 г. закон Российской Федерации «Основы законодательства о куль­туре» [10] включил в себя различные нормы, регулирующие осу­ществление культурной деятельности в РФ, в том числе опреде­лил права и свободы человека в сфере культуры, обязанности го­сударства, общие принципы экономического регулирования от­расли. Закон стал основой для работы органов власти по оказа­нию поддержки гражданам и организациям, принимающим твор­ческое участие в культурной жизни страны.

Не менее значимыми стали реформа местного самоуправле­ния и процесс распределения полномочий в сфере культуры меж­ду Российской Федерацией, региональными органами государст­венной власти, органами местного самоуправления, в основном завершившиеся в 2003 г. с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» [34] и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [35].

Несмотря на распространенную практику критики «несо­вершенства законодательства» в сфере культуры, в рамках суще­ствующего «общественного договора» по сфере культуры зако­нодательство было достаточно продуманным и логичным.

В частности, законодатель полагал, что организация музеев и поддержка народных художественных промыслов (НХП) явля­ется обязанностью федеральных и региональных органов госу­дарственной власти, органы местного самоуправления также могли создавать музеи и оказывать поддержку НХП, но уже в зависимости от своего желания и состояния местных бюджетов. В то же время поддержка культурно-досуговой деятельности ста­ла прямой обязанностью органов местного самоуправления. Раз­витие библиотечного дела вменялось в обязанность всех уровней власти. Законодатель справедливо полагал, что учреждения куль­туры должны быть непосредственно в городском и сельском по­селении и содержаться за счет средств поселения. На уровне му­ниципального района полагалось иметь только межпоселенческие библиотеки и школы искусств.

Практика реализации законодательства нарушила эти сцена­рии. Основной проблемой в реализации реформы было отсутст­вие у органов местного самоуправления достаточных средств на реализацию своих полномочий. Сфера культуры муниципальных образований так и не стала финансово самодостаточной и требо­вала поддержки из областного и федерального бюджетов. Многие более обеспеченные муниципальные районы были вынуждены продолжать финансировать учреждения культуры, по закону от­несенные к ведению городских и сельских поселений. Сопоста­вимый труд работников в муниципальных учреждениях оплачи­вался значительно ниже, чем в областных учреждениях. В целом темпы развития «муниципальной культуры» значительно отста­вали от «областной культуры». В муниципалитетах было меньше денег, образованных кадров и, как следствие, достижений. В са­мом тяжелом положении оказывались учреждения городских и сельских поселений, не обеспеченные достаточным финансиро­ванием. В связи с этим продолжали жить идеи передачи полно­мочий с уровня поселений на уровень районов и даже возвраще­ния к полностью государственному финансированию и управле­нию сферой культуры.

С 2006 г. сфера культуры области, как и другие отрасли, в том числе образования, здравоохранения, социальной защиты и др., была вовлечена в бюджетную реформу [36; 37]. Ее основной идеей было предоставление учреждениям большей экономиче­ской самостоятельности, переход от сметного финансирования учреждений к предоставлению субсидий в зависимости от реаль­ного объема услуг, востребованных населением. По замыслу, в рамках полученной субсидии руководитель получал возможность более оперативного и свободного распределения средств в зави­симости от текущих нужд возглавляемого им учреждения. Ре­форма действительно изменила механизмы финансирования ор­ганами государственной власти и местного самоуправления уч­реждений культуры, но привела, скорее, к повышению регламен­тации и подотчетности деятельности учреждений, чем к росту качества и объема их услуг.

Региональными властями большое внимание уделялось раз­работке нормативной правовой базы в сфере культуры. Так, еще в 1997 г. были приняты Законы Иркутской области «О библиотеч­ном деле в Иркутской области» и о «Музейном деле в Иркутской области», в 2004 г. - Закон Иркутской области «О государствен­ной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской облас­ти, в 2005 г. Закон Иркутской области «Об архивном деле в Ир­кутской области», в 2007 г. Закон Иркутской области «О государ­ственной поддержке культуры в Иркутской области».

Сложную эволюцию пережили формы поддержки культур­ной деятельности со стороны государства. В начале 90-х гг. орга­ны власти значительно снизили помощь организациям культуры и искусства и творческим работникам, находящимся вне «госу­дарственного сектора культуры». В то же время практика такой поддержки при наличии средств была достаточно простой. Меж­ду организацией и органом власти заключался договор на оказа­ние определенной услуги (фестиваль, творческое выступление, издание книги и т. д.), требований доказывать, почему оплата произведена в пользу того или иного лица, не было. Более позд­ние изменения в законодательстве сделали процедуру поддержки творческих работников и организаций более прозрачной и под­контрольной. В распределении средств появилось конкурсное начало, законодательно закрепленные «правила игры», улучши­лись финансовые возможности, что в целом увеличило число лиц, претендующих на государственную поддержку и получаю­щих ее. Таким образом, от точечной поддержки отдельных про­ектов, организаций, людей органы власти стали переходить к системной работе.

В Иркутской области с 1997 г. стали выделяться средства на стипендии и премии наиболее одаренным студентам и учащимся детских музыкально-художественных школ. Впервые в 1998 г. отдельной строкой были выделены деньги на поддержку творче­ских союзов. Большое значение для поддержки культуры имела премия Губернатора Иркутской области за достижения в сфере культуры и искусства, ставшая по сути главной и самой значимой наградой для творческих работников области. Стали традицион­ными областной конкурс «Образцовое учреждение культуры Ир­кутской области», конкурс по присуждению грантов на реализа­цию творческих проектов среди творческих работников и творче­ских организаций.

Во второй половине первого десятилетия XXI в. формы го­сударственной поддержки культуры стали еще более многооб­разными и действенными. Творческим организациям, творческим работниками и иным лицам стали предоставляться субсидии на осуществление культурных проектов. Творческие союзы стали получать субсидии для осуществления творческих поездок за пределы области. Разнообразные премии и стипендии стали вру­чаться творческим работникам, работникам учреждений культу­ры, одаренным детям и талантливой молодежи. Была разработана система предоставления льгот на посещение областных государ­ственных учреждений культуры различным категориям граждан, в том числе многодетным семьям. Вошло в практику предостав­ление средств из областного бюджета муниципальным учрежде­ниям культуры на комплектование библиотечных фондов, ремонт и оснащение муниципальных клубов.

Мы сознательно уделяем значительное внимание материаль­ным и организационным вопросам обеспечения культурной дея­тельности в связи с тем, что именно эти вопросы находились в эпицентре общественной дискуссии о путях развития сферы культуры. Вопросы идеологии, столкновения художественных платформ, творческих позиций тоже имели место, но не были столь острыми.

Одним из наиболее распространенных критических сужде­ний рассматриваемого периода было утверждение о финансиро­вании сферы культуры «по остаточному принципу». Подразуме­валось, что государство не считает развитие культуры приори­тетным направлением и выделяет только остатки от средств, на­правленных на финансирование более значимых задач. С этим в общественном сознании во многом связывалась ситуация с пла­чевным состоянием отрасли. В действительности, финансирова­ние сферы культуры большей частью строилось «от достигнуто­го». Как правило, за точку отсчета брался бюджет предыдущего года, к которому, с учетом инфляции либо под решение конкрет­ных задач и реализацию значимых проектов добавлялась некото­рая сумма. В то же время сфера культуры все годы оставалась благодатной площадкой для демонстрации заботы со стороны органов власти о населении, о развитии человеческого потенциа­ла. В связи с этим на протяжении многих лет увеличение расхо­дов на культуру превышало общие темпы экономического роста. Основная проблема заключалась не в противоречии между куль­турными потребностями населения и невниманием к ним органов власти, а между объемом взятых властью на себя обязательств в сфере культуры и состоянием экономики. Иными словами, глав­ным фактором недостаточного финансирования сферы культуры было несоответствие между высоким спросом общества на каче­ственные и доступные услуги сферы культуры, разветвленной сетью учреждений культуры, унаследованной от СССР, и слабы­ми возможностями экономики, сократившей в годы перестройки и в последующие годы свой потенциал.

Наиболее тяжелая ситуация с материальным положением сферы культуры, связанная с сокращением бюджетного финанси­рования, наблюдалась в начале 90-х гг. XX в. Это привело к со­кращению сети учреждений, объемов услуг, старению матери­альной базы учреждений культуры, сокращению реальной опла­ты труда работников культуры и ее задержкам, уходу части ква­лифицированных работников.

Значительные трудности, связанные с нехваткой средств на содержание имущества, выплату заработной платы и реализацию новых творческих проектов, в начале 90-х гг. переживали област­ные театры. Ослабел и зрительский интерес к театральной жизни, для многих театр стал недоступен по экономическим причинам.

Если в 1991 г. театры области посетило 622 тыс. зрителей, то в 1992 г. только 445 тыс. [13, с. 40; 14, с. 26].

Проблемы в культурной жизни г. Иркутска и области были обсуждены в феврале 1992 г. на Иркутской городской конферен­ции деятелей культуры. Творческие работники с горечью говори­ли о засилье массовой, низкопробной культуры в кинотеатрах, сложном положении творческих союзов, вынужденных платить за аренду помещений по коммерческим расценкам, острой не­хватке средств на важные культурные проекты, потоке некачест­венной рекламы, уродующей облик сибирских городов, и других проблемах. Высказывались сомнения в готовности нынешнего поколения художников приспособиться к рыночным условиям. В частности, знаменитый актер В. Венгер сказал, что «афиши кино­театров залиты кровью вперемешку с пистолетами и полуголыми бабами. На экране - засилье масскультуры. Шварценеггер вот-вот получит звание народного артиста страны. Неужели нельзя от­крыть в городе один кинотеатр повторного фильма, где нормаль­ный человек мог бы увидеть лучшие образцы отечественного ки­но?». Итогом работы конференции стало образование общест­венного совета деятелей культуры [30].

Со второй половины 90-х гг. ситуация с материальным обес­печением сферы культуры начала улучшаться. Но на поступа­тельном развитии негативно отразились экономические кризисы 1998 и 2008-2010 гг.

Наиболее заметную роль в культурном жизни Иркутской об­ласти в конце XX и начале XXI в. играли театры. Всего на 1 ян­варя 2012 г. в области работало 10 профессиональных театраль­ных коллективов, шесть из которых финансировалось за счет об­ластного бюджета и 4 за счет местных. Новых, государственных театров за эти годы не появилось. Лидерами театрального движе­ния оставались Иркутской областной академический драматиче­ский театр им. Н. П. Охлопкова и Иркутский областной музы­кальный театр им. Н. М. Загурского. Радовали зрителей Иркут­ский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова (ТЮЗ), Черемховский областной драматический театр, Иркутский обла­стной театр кукол «Аистенок», Иркутский областной театр- студия «Театр пилигримов». В городах области работали муни­ципальные театры: Иркутский городской «Театр народной дра­мы», Братский драматический театр, Усть-Илимский театр драмы и комедии, Братский театр кукол «Тирлямы».

Большинство областных театров продолжали в эти годы традиции русского репертуарного театра. В основном они обра­щались к классическому репертуару, его современному прочте­нию. Постановка современных пьес носила эпизодический харак­тер. Как правило, широкую известность за пределами Иркутской области театральные постановки областных театров не получали.

Пополнение областных театров квалифицированными кад­рами осуществлялось во многом благодаря деятельности Иркут­ского театрального училища, которое в 1996 г. в дополнение к отделениям, готовящим актеров драматического театра и кино, актеров театра кукол, открыло музыкальное отделение [11]. Мно­гие выпускники театрального училища профессионально состоя­лись на ведущих театральных площадках России, приобрели ме­ждународную известность, в том числе Иван Вырыпаев, Павел Дроздов, Юрий Степанов, Александр Бухаров и др.

Практически во всех жанрах работал музыкальный театр, который ставил рок-оперы, мюзиклы, оперетты и музыкальные комедии, водевили, классические балеты и балеты в стиле мо­дерн. Оборотной стороной многожанровости было, то, что в од­ном коллективе приходилось работать оперным певцам и певцам оперетты, балетной и опереточной труппам, что не могло не по­рождать творческих и межличностных противоречий.

Театр испытывал сложности с формированием и обновлением труппы, повышением исполнительского уровня балета, оркестра и хора. Источником многих проблем были низкие зарплаты, а также отсутствие жилья для приглашаемых из других регионов актеров.

Тем не менее, театру удавалось приглашать для постановок известных режиссеров, балетмейстеров, сценографов и художни­ков. В 1992 г. главным балетмейстером театра стал Ю. М. Хисамов, главным режиссером Ю. И. Гвоздиков. За период работы в театре Ю. М. Хисамова появились балетная концертная програм­ма и четыре одноактных балета: «Ангел», «Красный сарафан», «Шопениана» и «Мелодии старой Вены», которые были с благо­дарностью приняты публикой. Значительным событием для теат­ра стала постановка мюзикла Джери Бока «Скрипач на крыше» по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». История горь­кой судьбы еврейской семьи казалось особенно актуальной на фоне распада СССР и обострения межнациональных отношений.

С момента открытия, на новой сцене музыкальный театр осуществил до 1993 г. 24 постановки спектаклей и концертных программ. Выросло и окрепло творчество молодых певцов, рас­ширилась жанровая направленность музыкальной деятельности. Почетные звания «Народный артист России» получили в 1991 г. Е. К. Волошина, Н. И. Хохолков. Заслуженным артистом России стал Е. К. Васильев. Годом позже - В. В. Дычинский, Н. А. Про­шин, М. А. Гольдапель. В сезоне 1991—1992 гг. зрители увидели классическую оперетту «Веселая вдова», водевиль «Женитьба гусара», современную комедию «Леди и гангстеры», оперу Р. Леонковалло «Паяцы» [27].

29 февраля 1996 г. состоялась премьера рок-мистерии на му­зыку А. Рыбникова «Юнона и Авось», совместной постановки музыкального театра и Театра пилигримов под руководством В. Соколова. Постановку спектакля осуществила главный режис­сер Иркутского музыкального театра Н. Печерская. Спектакль имел неизменный успех у публики, постоянно проходил при пе­реполненном зале. 19 ноября 2000 г. состоялось 100-е представ­ление этого спектакля.

В 1997 г. в музыкальном театре открылась малая сцена. С большим успехом шли рок-опера на музыку А. Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и другие постановки. В 2001 г. музыкальному театру исполнилось 60 лет, в юбилей ему было присвоено имя народного артиста РСФСР Николая Матвее­вича Загурского.

Творческими достижениями театра стали постановка 2009 г. «Русский фантом» И. Левина по мотивам романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», постановки «Скрипач на кры­ше» и «Граф Люксембург» 2010 г. Долгожданным событием 2012 г. стала премьера оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, современный подход к постановке которой сочетался с классиче­скими оперными традициями. Положительные отзывы зрителей в 2011 г. заслужили постановки «Сорочинская ярмарка», «Цезарь и Клеопатра» и «Кармен».

Творческий подъем в начале 90-х гг. переживал драматиче­ский театр. В феврале 1992 г. прошла успешная премьера спек­такля по пьесе известного польского драматурга Славомира Мрожека «Убийство в контракте» в постановке Александра Крю­кова [38]. Большим событием в театральной жизни области в 1992 г. стала постановка В. Кокориным пьесы «Женитьба» по Н.В. Гоголю [17].

20    февраля 1995 г. по Указу Президента РФ здание Иркут­ского областного драматического театра было отнесено к объек­там исторического и культурного наследия федерального значе­ния. В 1996 г. Губернатором Иркутской области Б. А. Говориным было подписано постановление о реконструкции здания театра, работы по которой были завершены 30 декабря 1999 г. Полно­стью была переоснащена основная сцена театра, на которой была установлена плунжерная система щитов, самая современная свето- и звукоаппаратура. Открытие здания театра состоялось 26 марта 2000 г. премьерой чеховской «Чайки» в постановке Ар­кадия Каца.

27 марта 2000 г. премьерным спектаклем «Антигона» по пьесе Ж. Анур открылась камерная сцена театра. Камерная сцена, являющаяся, по сути, отдельным театром, стала площадкой для творческих поисков и экспериментов. На камерной сцене ставились «Эдип-царь», «Трагическая повесть о Гамлете, принце датском», библейская история «Исход», а также пьесы по произведениям А.           Вампилова, А. Толстого, Минору Бэцуяку и др.

Незадолго до этих знаменательных событий 31 августа 1999 г. приказом министра культуры РФ за большой вклад в раз­витие отечественного театрального искусства Иркутскому обла­стному драматическому театру было присвоено почетное наиме­нование «Академический».

В последующие годы на основной сцене театра ставились классические пьесы М. Горького, Н. Гоголя, А. Островского, Э.           Ростана, шли спектакли по произведениям Тикацу Мондзаэмона, Бертольда Брехта, Теннеси Уильямса, Алехандро Касона, А.Р. Герни, А. Рейно-Фуртона и других авторов. Полюбились зрителям комедия «Пока она умирала» (Н. Птушкина) в постановке Сергея Болдырева, «Поминальная молитва» (Г. Горина) и мн. др. В 2004 г. успешно прошли гастроли областного драматического теат­ра в Болгарии, Узбекистане, Монголии. С большим интересом встретили постановку пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» в Японии.

В 2008 г. зрителями была хорошо встречена премьера спек­такля по повести В. Распутина «Последний срок», которая на­долго вошла в театральный репертуар. Удачей театра в 2009 г. стал спектакль «Гамлет» В. Шекспира, который был поставлен на основной сцене, где одновременно присутствовали зрители и актеры. В 2010 г. успешными стали постановки спектаклей «Безотцовщина» А. Чехова, «Матросская тишина» А. Галича.

В 2011 г. зрители хорошо приняли спектакли «Женитьба» и «Я - Жанна Орлеанская».

Все эти годы творческим лидером театра оставался народ­ный артист России Виталий Венгер, сыгравший за свою творче­скую жизнь более 300 ролей. В 1989 г. В. Венгеру было присвое­но звание Почетного гражданина города Иркутска, в 1995 г. - звание лауреата Государственной премии Российской Федерации. В 2001 г. за роль в спектакле «Поминальная молитва» В. Венгер был удостоен премии на Первом театральном фестивале «Сибир­ский транзит». В 2003 г. В. Венгер был удостоен высшей теат­ральной награды России «Золотая маска». В том же году ему бы­ло присвоено звание «Почетный гражданин Иркутской области».

В театре работали: народные артисты России Виктор Егунов, Наталья Королева, Тамара Олейник; заслуженные артисты России Анатолий Басин, Александр Берман, Александр Булдаков, Яков Воронов, Николай Дубаков, Александр Крюков, Елена Мазуренко, Капитолина Мыльникова, Владимир Орехов, Тамара Панасюк, Виталий Сидорченко, Людмила Слабунова, Геннадий Гущин [7].

Необходимо отметить, что драматический и музыкальный театры были не только «витриной достижений» региональной культуры, но и площадкой для проведения большинства наиболее значимых политических, экономических, культурных мероприя­тий областного, общероссийского и международного уровней. Музыкальный и драматический театры обладали наиболее креп­кой экономической базой, становились «пионерами» реформ, в частности, первыми из учреждений социальной сферы области изменили свой тип на автономный. В значительной части эконо­мическими и до определенной степени творческими успехами театры были обязаны деятельности одних из наиболее энергичных директоров своего времени - Скоробегову Дмитрию Валентиновичу [31], Шагину Владимиру Константиновичу (музыкальный театр) и Стрельцову Анатолию Андреевичу (драматический театр).

Продолжил свою работу созданный в 1991 г. «Театр пилиг­римов». Театр вырос из авторского проекта композитора Влади­мира Соколова, еще в 1983 г. создавшего рок-группу «Пилигри­мы». Музыкальную основу театра составила классическая музыка в сочетании с лучшими театральными традициями. Театр полу­чил широкую известность как в России, так и за рубежом благо­даря ярким постановкам и обширной гастрольной деятельности. Большое внимание театр уделял работе с молодым поколением.

Особо публикой и критикой был отмечен спектакль В. Соколова «Песни под водой».

В 1995 г. свой 60-летний юбилей отметил театр кукол «Аи­стенок». В этом году в театре работало всего 9 артистов, которые демонстрировали самым юным зрителям великолепные спектак­ли «Чудеса в животе» режиссера Льва Митрофанова, «Людвиг плюс Тутта» режиссера Рафика Юсупова, «Аистенок и пугало» режиссера Людвига Устинова. Удачей режиссера Ю. Уткина ста­ла постановка в 2009 г. спектакля «Федоткины смешилки, Федулкины страшилки». Особенно успешным для театра стал 2011 г., в котором театр получил множество наград Международного фес­тиваля театров кукол в Омске, XVIII Международного фестиваля детских театров в г. Суботице (Сербия).

Распоряжением главы администрации области от 19 октября 1998 г. Черемховский драмтеатр был передан в областную госу­дарственную собственность. Театр сосредоточился преимущест­венно на работе, в том числе выездной, для жителей муници­пальных образований области. С большим успехом в 2010 г. шел спектакль по пьесе А. Володина «Фабричная девчонка», хорошо принятый на фестивале в Санкт-Петербурге. В 2011 г. театру бы­ло присвоено имя известного драматурга В. Гуркина.

Окончание «кокоринской» эпохи тяжело отразилось на Те­атре юного зрителя. Много лет в нем не было главного режиссе­ра. В 1997 г. им был назначен Виктор Степанович Токарев, на­значенный в 2001 г. также и директором театра. В полной мере на сцене ТЮЗа проявили свой талант постановщиков В. Михайлов, Н.            Елесин, А. Ищенко, В. Гуркин, О. Тарновская, Л. Титов, В. Филимионов, В. Трегубенко, А. Штейнер, А. Лапиков и другие режиссеры.

Основу репертуара Театра юного зрителя составляли сказки для детей и юношества, среди которых успехом пользовались постановки «Аленький цветочек», «Необычайные приключения кота в сапогах» (С. Прокофьев, Г. Сапгир), «Снегурочка» (А. Н. Островский), «Волшебник изумрудного города» (А. Вол­ков), «Зайка-зазнайка» (С. Михалков), «Переполох в лесу» (Г. Остер). Театр постоянно обращался к творчеству А. Вампилова. Так, в 1998 г. состоялась постановка его пьесы «Старший сын». В 2004 г. за спектакль «Прощание с Матерой» по повести В.      Распутина постоянный режиссер театра А. Ищенко был награ­жден премией Губернатора в области культуры и искусства. В 2009 г. театр успешно поставил пьесу Г. Горина «Кин IV», в 2010г.— «Золушку» Е. Шварца, в 2011 г. — пьесы «Укрощение строптивой» и «Три мушкетера». Театр также активно обращался к драматическим произведениям по произведениям В. Г. Распу­тина, А. П. Чехова, В. М. Шукшина, В. Гуркина и др. [12].

Все областные театры вели активную гастрольную деятель­ность на территории Иркутской области. Ежегодно совершалось несколько десятков выездных выступлений.

В конце 90-х гг. Иркутск стал местом притяжения для мно­гих театральных коллективов Сибири. В 1999 г. в Иркутске про­шел первый Всероссийский фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова. Во втором фестивале в 2001 г. приняло уча­стие 19 театров из различных городов России и ближнего зару­бежья [19]. Фестиваль на многие годы стал крупнейшим событи­ем театральной жизни области.

В 1997 г. по инициативе В. Шевченко состоялся первый фес­тиваль пантомимы Сибири и Дальнего Востока «Мимолет». Его участниками стали иркутяне, омичи, улан-удэнцы, байкальцы, три коллектива из Иркутска [8].

В 2002 г. на базе областных театров прошел второй регио­нальный театральный фестиваль «Сибирский транзит», в котором приняли участие 19 театров Сибири.

В 2008 г. Театр юного зрителя им. А. Вампилова принял уча­стие в организации I Областного театрального фестиваля для де­тей и юношества «Синяя птица», в котором участвовали 15 про­фессиональных и любительских театров с разных уголков Иркут­ской области.

Особенную нишу занял иркутский муниципальный Театр народной драмы. С большим успехом шли его спектакли «Яков Похабов», богатырская сказка для детей «Илья Муромец» и дру­гие постановки, в основном на военно-патриотическую тематику. В 1998 г. было отреставрировано здание кинотеатра «Победа», в нем было отведено место для театра. В 2003 г. театральный кол­лектив стал победителем Всероссийского фестиваля «Золотой витязь». Благодарных зрителей театр находил во многих «горя­чих точках» планеты. В 1992 г. театр давал концерты в Приднест­ровье, в 1999 г. - в Белграде в Югославии, в 2000 г. - в Чечне [4].

Продолжалась творческая жизнь и в непрофессиональных театрах. Так, в 1995 г. по инициативе ангарского театра «Факел» и его лидера - заслуженного работника культуры России Алек­сандра Кононова, в Ангарске прошел театральный фестиваль «Сибирская рампа». На него собралось 50 актеров и режиссеров любительских театров области, а также делегация из Читы. Были показаны постановки театра «Факел», театра «Чудак», театра- клуба «Диалог», «Швецарстудии», театра «Пилигримов» и дру­гих коллективов [1]. К современной пьесе обращался негосудар­ственный театр «Юность» под руководством А. А. Худякова.

К сожалению, в силу различных обстоятельств и конфлик­тов, отсутствия условий для реализации своих проектов Иркут­скую область покинули такие талантливые творцы, как В. Коко­рин и В. Шевченко. На иркутской земле не удалось раскрыться таланту И. Вырыпаева, получившего в 2003 г. высшую театраль­ную награду «Золотая маска» и завоевавшего множество других российских и международных наград за свою театральную и ки­нематографическую деятельность.

Центром музыкальной жизни области оставалась Иркутская областная филармония. Наиболее известным и профессиональ­ным коллективом филармонии был Губернаторский симфониче­ский оркестр, способный исполнять на высоком уровне произве­дения любой сложности. Свой профессионализм оркестр демонстрировал, в том числе, во время исполнения опер классического репертуара в концертном исполнении с участием солистов Боль­шого театра России и оперного театра Ла Скала (Италия).

Главным дирижером и художественным руководителем Ир­кутского симфонического оркестра с 1990 по 2009 г. был О. Зве­рев. С 1 августа 2009 г. на должность главного дирижера и худо­жественного руководителя Губернаторского симфонического ор­кестра Иркутской филармонии приглашен Илмар Лапиньш. Кри­тики отметили новое звучание оркестра, слушатели стали значи­тельно активнее посещать филармонические концерты.

В рассматриваемые годы артисты филармонии создавали различные творческие коллективы, исполняющие в основном му­зыку академического направления. В 1992 г. под руководством заслуженного артиста России И. Афанасьева был создан брасс- квинтет. В том же году Б. Семенова создала хоровой коллектив, впоследствии получивший название Молодежного камерного хо­ра. В 1994 г. заслуженный артист России Ю. Кузьмин создал трио «Рондо», М. Крутикова - ансамбль «Барокко», а Ю. Кологреев - фортепианный квинтет. В 1995 г. скрипачка А. Варутина и орга­нистка Л. Мацюра создали дуэт «Концертино». В 1998 г. появил­ся ансамбль «Камерата», исполняющий произведения с участием гитары. В этом же году в филармонии начал свою работу ан­самбль русских народных инструментов «Байкал-квартет» под руководством В. Соколова. В 1998 г. началась концертная дея­тельность ансамбля солистов Иркутской филармонии, направ­ленная на возрождение забытых и редко звучащих образцов оте­чественной и зарубежной музыки, под руководством В. Карпен­ко. В 2003 г. под руководством Бориса Бикбова был создан ан­самбль русских народных инструментов «Русский сувенир». За­служенной любовью зрителей пользовалась концертная группа «Солнышко».

Гордостью филармонии в эти годы оставались ее солисты: заслуженная артистка России Н. Головина (сопрано), заслужен­ный артист России М. Клейн (фортепиано), М. Аюуш (баритон), Б. Изаксон (фортепиано), А. Чудновский (аккордеон), Н. Василь­ева (сопрано), Р. Бурматов (гитара).

Иркутская филармония ежегодно давала множество концер­тов в районах области. Гастроли симфонического оркестра и дру­гих коллективов филармонии успешно проходили в Японии, Гер­мании, Китае, США, Канаде, Франции и Швейцарии [15, с. 2-15].

Филармония постоянно организовывала концертные про­граммы для детей и юношества, лекторийные циклы и концерты для самой различной аудитории, продолжала традиции проведе­ния фестивалей органной, камерной, хоровой и народной музыки, творческих вечеров иркутских композиторов и ведущих деятелей культуры.

Не терял своей популярности органный зал. Ежегодно про­водился фестиваль камерной и органной музыки, организовыва­лись концерты, оригинальные сольные программы Л. Мацюры и Л. Янковской, распространялись абонементы для детей и на другие мероприятия. В органном зале часто проходили гастроли известных в России и за ее пределами органистов и других музыкантов.

В начале XXI в. филармония стала центром хорового искус­ства Иркутской области. Здесь успешно выступали Иркутский камерный хор (художественный руководитель О. Баширина), академический хор молодежи и студентов классического универ­ситета (художественный руководитель Т. Ромащенко), ансамбль «Пой, Friend!» из ИрГТУ (художественный руководитель Г. Гиленова), молодежный камерный хор филармонии (художествен­ный руководитель В. Щукина) [18]. На сцене филармонии высту­пал, созданный в 1991 г., иркутский хор «Доместик» (художест­венный руководитель Наталья Шадорова).

В 2011 г. филармония выступила организатором Первого международного фестиваля оперной музыки «Дыхание Байкала» и конкурса молодых оперных певцов «Бельведер».

Больших успехов добивалось новое поколение музыкантов. Так, Д. Мацуев - выпускник областной детской школы искусств, выпускник училища им. Гнесиных, Московской консерватории, стал победителем 11-го Международного конкурса им. П. И. Чай­ковского в Москве в 1998 г. Позднее Д. Мацуев за большие за­слуги в музыкальном искусстве и в общественной деятельности был удостоен многих наград, в том числе в 2006 г. ему было при­своено звание заслуженного артиста Российской Федерации, в 2011 г. - народного артиста Российской Федерации, в 2009 г. - почетного гражданина г. Иркутска. В 2009 г. Д. Мацуев стал лау­реатом Государственной премии Российской Федерации в облас­ти литературы и искусства.

Радовали жителей области своим творчеством иркутские композиторы А. Тепляков, В. Зоткин, Ю. Шуминов, JI. Янков­ская, Д. Григоруце, В. Соколов, С. Маркидонов, создававшие произведения преимущественно в камерно-инструментальном, песенном и романсовом жанре.

С 1997 г. в области действовало Иркутское областное пред­ставительство Союза композиторов России. В 2003 г. была созда­на Иркутская областная организация «Союз композиторов» (председатель JI. В. Янковская). Основной формой работы союза стала концертная и издательская деятельность, содействие твор­ческому росту молодых композиторов.

Активно развивалась музыкальная фестивальная жизнь. В Ангарске и Иркутске «Ангарский джазовый фестиваль» соби­рал полные залы.

В июне 2006 г. состоялся 1 -й Международный фестиваль джазовой музыки «Джаз на Байкале». Перед иркутянами выступи­ли около 20 ярчайших джазовых коллективов и музыкантов США и России, в том числе квартет Д. Грина, трубач Дж. Пелт, американ­ская джазовая певица Ш. Джордан. Фестиваль стал традиционным.

Тысячи любителей авторской песни и не только из Иркут­ской области собирались на ежегодном фестивале авторской пес­ни на р. Олхе.

Крупнейшим музыкальным событием в жизни области стал прошедший в сентябре 2004 г. 1-й Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале», инициатором которого стал пиа­нист Д. Мацуев. В концертах в Иркутске приняли участие про­славленный маэстро М. Горенштейн, скрипач, народный артист России М. Федотов, В. Спиваков, Г. Гаранян [3]. Первоначально проводившийся раз в два года фестиваль стал неотъемлемой ча­стью культурной жизни региона, и в 2008 г. было принято реше­ние проводить фестиваль ежегодно.

Ключевую роль в культурно-просветительской и образова­тельной деятельности для населения области играли библиотеки. На протяжении 90-х гг. библиотечная сеть области неуклонно сокращалась. Если в 1991 г. в области действовало 1027 библио­тек, то в 1999 г. только 850. В основном сокращались библиотеки городов и поселков городского типа [32; 38]. В 2011 г. в области насчитывалось 790 публичных библиотек, из них 5 были государ­ственными)[1]. Основной проблемой библиотек оставалось мо­ральное и физическое старение фондов. Для сохранения показа­телей объема фондов библиотекам приходилось искусственно сдерживать процесс списывания библиотечных экземпляров. Объемы закупок книг значительно отставали от потребностей. Все это в совокупности негативно сказывалось на популярности библиотек у читателей.

Ведущим методическим центром все описываемые годы ос­тавалась областная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского. В течение многих лет здание библиотеки находи­лось в аварийном состоянии. В октябре 1995 г. произошло обру­шение исторического здания библиотеки, став наглядным приме­ром неблагополучия в этой сфере [20]. Низкой была зарплата библиотекарей, слаба автоматизация библиотечного дела.

С 1997 по 2006 г. в библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского произошли значительные изменения, в том числе были созданы американский центр, центр французского языка и культуры, от­дел автоматизации и информатизации, электронный читальный зал, публичный центр правовой информации, отдел историко-культурного наследия, информационный центр восточной куль­туры. Читателям была предоставлена возможность бесплатного доступа к сети Интернет, просмотра передач телевидения евро­пейских стран, художественных и документальных фильмов в видеозалах и другие новые услуги. На рубеже нулевых и 10-х гг. XXI в. библиотека стала активно заниматься предоставлением ус­луг в электронном виде. Был открыт доступ к библиотечным ката­логам и другим ресурсам, в том числе к базе периодических изда­ний, выпущенных на территории современной Иркутской области.

Деятельность Областной юношеской библиотеки им. И. П. Ут­кина была ориентирована на создание условий для социализации молодого человека. Библиотека работала в качестве научно-методического центра для муниципальных библиотек Иркутской области, обслуживающих молодых читателей. Для поддержки начинающих авторов библиотека издавала литературно-­художественный альманах «Первоцвет».

Областной детской библиотеке в 1997 г. было присвоено имя иркутского писателя М. Сергеева. В 2001 г. в филиале библиотеки был открыт отдел краеведения и литературного наследия М. Сер­геева, где была развернута постоянно действующая выставочная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя.

В 1997 г. в Иркутске было создано новое муниципальное уч­реждение культуры - Гуманитарный центр-библиотека им. семьи Полевых. История его создания ведет свой отсчет с завеща­ния г. Иркутску уникального книжного собрания, состоявшего из 15 тыс. книг на разных языках и 25 тыс. периодических изданий на русском языке, которые издавались на протяжении десятков лет и практически отсутствовали в библиотеках России.

Постоянно увеличивали объем основных и вспомогательных фондов государственные и муниципальные музеи Иркутской об­ласти, призванные хранить, изучать и популяризировать наследие народов России. Образовывались и новые музеи. Так, 1 января 1992 г. филиал Иркутского областного краеведческого музея был преобразован в архитектурно-этнографический музей «Тальцы». 21 сентября 1996 г. был торжественно открыт Музей истории го­рода Иркутска. В 1999 г. у музея появился филиал - Городской выставочный центр им. В. С. Рогаля. К 2011 г. в области насчи­тывалось 48 музеев, 3 из которых входили в состав культурно-­досуговых центров. В этом году в государственных музеях облас­ти хранилось около 500 тыс. музейных предметов [22]. Особо ценными коллекциями обладали такие старейшие собрания, как Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева и Иркутский областной краеведческий музей.

Особое место в культурной жизни региона занимал архитектурно-этнографический музей «Тальцы», расположенный в 47 км от Иркутска на правом берегу Ангары. В музее были ретроспек­тивно воссозданы историко-культурные зоны Прибайкалья: рус­ская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. В 1995 г. Указом Президента РФ музейный комплекс был отнесен к объектам ис­торического и культурного наследия федерального (общероссий­ского) значения. В 1999 г. музей, ранее функционировавший только в летний туристический сезон, перешел на круглогодич­ную работу. В этом же году он стал Методическим центром Си­бири и Дальнего Востока по проблемам музеев под открытым небом архитектурно-этнографического профиля. Заслуженно пользовались любовью иркутян традиционные народные празд­ники, проводимые в музее: Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Вокруг музея объединились мастера, владеющие навыками ткачест­ва, плетения из лозы, изготовления изделий из бересты и глины.

В 1991 г. был закрыт на капитальный ремонт отдел природы Иркутского областного краеведческого музея, с этого времени началась разработка проекта новой экспозиции по природе При­байкалья. В 1996 г. был открыт первый зал, а в декабре 2000 г. - экспозиция была открыта полностью.

3 октября 2005 г. была открыта Музейная студия краеведче­ского музея. Кроме показа коллекций в его залах проводились семинары, научно-практические конференции. Ежегодно здесь собирались представители музеев Иркутской области на област­ной музейный фестиваль «Маевка». Большой популярностью у посетителей студии пользовались концерты народной и класси­ческой музыки.

В 2000 г. Иркутский областной историко-мемориальный му­зей декабристов выделился в самостоятельное государственное учреждение культуры. До 2008 г. музей возглавлял Евгений Александрович Ячменев.

В структуру музея вошли два экспозиционных отдела «Дом и усадьба Трубецких» и «Дом и усадьба Волконских». Дом и усадьба Трубецких в 2006 г. был закрыт на реставрацию. После окончания реставрации, в 2011 г., в доме была восстановлена по­стоянная экспозиция «Каторга и ссылка декабристов. Семья Тру­бецких в сибирской ссылке».

Ежегодно в декабре музей проводил традиционный област­ной фестиваль «Декабристские вечера». В дни фестиваля шли концерты в Иркутской областной филармонии, литературно­-музыкальные салоны в домах Волконских и Трубецких, литератур­ные вечера в областных и городских библиотеках, выездные меро­приятия в городах и селах Иркутской области. При доме-музее Вол­конских открылся и существовал домашний театр Волконских.

В 1990 г. Иркутскому областному художественному музею было присвоено имя его основоположника— В. П. Сукачева. В 1992 г. в структуре музея была открыта научно-реставрационная мастерская, которая стала единственным подобным подразделе­нием в региональных музеях Сибири. Музей развивал широкие всероссийские и международные связи. В 2004 г. был реализован проект «Эрмитаж в Сибири». Традицией стали выставки в ИОХМ шедевров из Японии, Кореи, Китая, Великобритании. Музей де­монстрировал свои художественные сокровища в различных ре­гионах страны [16, с. 14—15]. На базе музея активно проводились музыкальные, творческие, литературные вечера с участием из­вестных российских музыкантов, актеров, литераторов.

Значительные усилия были приложены к реставрации объек­тов усадьбы городского типа В. П. Сукачева, расположенной в уникальном парке, занимающем около 4 га. К 160-летию со дня его рождения (2009 г.) в главном доме была создана обновленная мемориально-художественная экспозиция семьи Сукачевых. Фонды музея активно пополнялись произведениями современных сибирских, особенно иркутских мастеров.

По сути, все годы художественный музей оставался центром для демонстрации художественного наследия и современной ху­дожественной жизни Иркутска, а также одним из наиболее из­вестных за пределами Иркутской области областных учреждений культуры.

Известностью пользовались уникальный Ангарский музей часов, Братский государственный объединенный музей и другие муниципальные музеи.

Уникальным частным музеем стала картинная галерея поэта Владимира Пламеневского, открытая им в 1996 г. в п. Листвянка на Байкале вместе с гостевыми домиками. Частыми посетителями и жильцами галереи стали художники из Москвы и Санкт-Петербурга, Франции и Канады, Германии, Японии, США. В 2008 г. галерея полностью сгорела, из 300 произведений удалось сохранить только 54 [25]. Позднее галерея была восстановлена.

Развивалось народное творчество Приангарья как часть на­следия национальной культуры народов, населяющих Сибирь. Специфичность народного творчества жителей области состояла в том, что наряду с традиционным искусством коренного населе­ния (буряты, эвенки, тофалары) сохранились традиции носителей других культур (белорусы, поляки, украинцы, немцы). Среди ре­месел наиболее распространенной в регионе были резьба по де­реву и бересте. Мастера изготавливали высокохудожественные и одновременно утилитарные предметы домашнего обихода - туе­са, коробы, шкатулки, столы и пр. Также была распространена вышивка, художественная керамика, резьба по камню.

Продолжал свою деятельность Областной центр народного творчества и досуга. В октябре 2003 г. ОЦНТиД, впервые за свою 65-летнюю историю, получил в подарок свой собственный дом - был воссоздан историко-архитектурный памятник 1880-х гг. по­стройки — дом причта Тихвинской церкви. Гордостью центра стал выставочный зал, где постоянно размещались экспозиции масте­ров Иркутской области.

Центр был главным организатором таких известных меро­приятий, как областной фестиваль «Дни русской духовности и культуры «Сияние России», фестивалей «Рождественская звез­да», «Золотой микрофон», «Поющее Приангарье», «Сибирское мужское братство», «Байкальское кружево», «Театральная дерев­ня», «Театральная весна на БАМе», «Прикосновение к русской классике», «Сибирские родники», Всероссийский фестиваль ви­деофильмов по народному творчеству, традиционной культуре и этнографии, Всероссийский фестиваль детских и юношеских лю­бительских театров «Театральные каникулы на Байкале» и мн. др.

Деятельность ОЦНТиД была отмечена многими наградами, в том числе он стал «Лучшим Центром (Домом) народного твор­чества Российской Федерации» в 2004-2005 гг., 2008 г.

Пожалуй, из всех отраслей сферы культуры наиболее ус­пешно встроился в систему рыночных отношений кинопрокат. Однако и он в начале 90-х гг. переживал кризис. Только в 1992 г. цена посещения кинотеатра возросла в среднем в 3 раза, цена фильмокопии в 20 раз. Это вызвало снижение посещаемости ки­нотеатров [26].

В июне 1992 г. в редакции газеты «Восточно-Сибирская правда» состоялся круглый стол, посвященный проблемам кино- проката. Собравшиеся отметили резкое сокращение сети киноте­атров, их бедственное материальное положение. Крайне тяжелая ситуация сложилась на селе. Особую критику вызывало засилье американских фильмов, пропагандирующих жестокость. Однако признавалось и низкое качество современных отечественных лент [28]. Переломить ситуацию не удалось. Только с 1996 по 2001 г. число киноустановок сократилось более чем в четыре раза - с 448 до 105 [18, с. 41]. В 2010 г. в Иркутской области насчи­тывалось 60 кинотеатров, из них 28 были государственными и му­ниципальными, оставшаяся часть ведомственными и частными [23].

Однако ситуация в кинопрокате изменилась если не в коли­чественном, то в качественном плане. В областном центре, в го­родах Братске, Шелехове и Ангарске, благодаря частной инициа­тиве, происходило переоборудование кинотеатров с использова­нием современных технологий. Обновленные кинотеатры стали основой для проката, прежде всего, зарубежных картин. Но больше стало демонстрироваться и отечественных фильмов.

Продолжали свою деятельность Иркутская студия кинохро­ники, Восточно-Сибирское отделение Союза кинематографистов России. Большой популярностью пользовались «киновидеочет­верги», на которых обсуждались фильмы различных студий ки­нохроники области. Иркутские кинематографисты успешно уча­ствовали в престижных российских кинофорумах. Прекрасную иркутскую школу демонстрировали кинооператор Е. Корзун, ки­норежиссер В. Рютин.

В 1997 г. было создано государственное учреждение «Ир­кутский областной кинофонд». Его задачей было сохранить ки­нофонд и обеспечивать новыми фильмами кинотеатры региона. В хранилище облкинофонда размещалось более 2000 копий доку­ментального и научно-популярного кино. Учреждение занима­лось производством фильмов, созданием кинолетописи области, демонстрацией новинок российского и зарубежного кинемато­графа, которые не поступали в «массовый прокат».

Наиболее значимым событием в сфере кинематографии стал Международный фестиваль документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа». В конкурсной программе 2001 г. было показано 38 фильмов производства 14 киностудий и 5 региональных телестудий России, а также кинематографистов Китая, Финляндии, Белоруссии, Латвии, Украины, Германии [18, с. 26]. Фестиваль стал традиционным, в его рамках ежегодно ста­ли проходить круглые столы по проблемам документального ки­но и экологического просвещения, открытые уроки для школьни­ков и студенчества с участием выдающихся деятелей кинодоку­менталистики и другие мероприятия.

Продолжал свою работу один из старейших и наиболее ав­торитетных творческих союзов — Иркутская организация Союза художников России. Активно работали такие известные и та­лантливые творцы, как А. Алексеев, Б. Бычков, А. Костовский, JI. Сериков, С. Элоян, В. Кузьмин, В. Тетенькин, В. Рогаль, В. Смагин, Е. Ушаков, Е. Шпирко, Р. Бардина, Е. Симонов, А. Лодянов, Н.Лодянова, В. Соколов и мн. др.

Убедительно заявили о себе и художники 1990-х гг., такие как В. И. Несынов, С. Г. Жилин, Г. Ю. Кузьмин, Я. Ю. Лисицина, Е. В. Монохонов, А. О. Погребной, П. П. Ончуков. Активную твор­ческую деятельность вело молодежное объединение Союза худож­ников, объединяющее профессиональных художников, искусство­ведов, студентов художественного училища, факультетов изобрази­тельных искусств технического и педагогического университетов.

Приоритетным направлением в работе Иркутского регио­нального отделения Всероссийской творческой организации «Союз художников России» оставалась выставочная деятель­ность. Проходили как совместные, так и персональные выставки. В 1996 г. состоялась выставка иркутских художников в Москве. В 2002 г. были проведены традиционная осенняя областная ху­дожественная выставка, персональные выставки в Москве, Крас­ноярске. С выставочными работами познакомились жители Брат­ска, Усть-Илимска, Усть-Орды. Достойно представили иркут­скую школу живописи в Швейцарии, Германии мастера кисти С. Жилин, И. Ширшков, С. Элоян, А. Пурлик.

Самым масштабным событием в истории художественной жизни Иркутской области стала региональная выставка «Сибирь-9», прошедшая в сентябре 2003 г. Участие в ней приняли более 600 живописцев, скульпторов, графиков, иконописцев, мастеров декоративно-прикладного, народного, театрально-декорационного искусства, дизайна и художественного проектирования из разных регионов Сибири [5].

В июле 2004 г. 25 лучших художников Иркутской области с большим успехом демонстрировали свое искусство в Москве, в Центральном доме Союза художников. А. Алексеев, В. Рогаль, А.             Муравьев, А Лодянов, Н. Башарин, Г. Шихалев, Е. Турунов, А.                Шипицин сумели подтвердить высокий авторитет сильной и самобытной школы иркутской живописи, отличительными осо­бенностями которой являются глубокая индивидуальность и вы­сокое мастерство авторов [21].

В 2012 г. большая выставка иркутских художников состоялась в Москве, в стенах Государственной Думы Российской Федерации.

В 90-е гг. XX столетия и первые годы XXI в. при Иркутском союзе художников продолжила свою деятельность группа ху­дожников, работающая в различных областях декоративного ис­кусства: керамике, фарфоре, стекле, ювелирном искусстве, гобе­лене, дереве. Работы иркутских мастеров экспонировались на об­ластных, всесоюзных и международных выставках, пополняли собрания музеев Иркутска и других городов. Благодаря работе иркутских прикладников значительно обогатился художествен­ный облик продукции предприятий области.

Особенно сложно пришлось прикладникам в 90-е гг., что во многом было связано с приостановкой и закрытием ряда пред­приятий. Свидетельством продолжения успешных творческих поисков стала выставка «Декоративно-прикладное искусство Ир­кутска. 20 век», прошедшая в залах Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева в 2000 г.

В 90-е гг. XX в. на Хайтинском фарфоровом заводе работали такие талантливые художники, как Л. Генинг, Л. Рычагова, 3. Ко­корина, О. Вахрушева, С. Богданова, О. Копенкина.

Художники Приангарья продолжили создание удивительных по форме и богатству содержания произведений из керамики: декоративные композиции, игрушки, декоративные наборы посу­ды, вазы, сервизы, блюда, сосуды, панно, украшения. Во многих произведениях нашли отражение образы сибирской природы и народной жизни. С большим интересом жители области относи­лись к творчеству Л. и С. Назаровых, А. Иванова, Т. Мамиловой, В. и О. Никишиных, Т. Кузнецовой, В. Максимова и мн. др.

Большое значение для развития прикладного искусства в нашей области сыграло открытие в 1993 г. в ИрГТУ кафедры мо­нументально-декоративной живописи во главе с В. Г. Смагиным и декоративно-прикладного искусства и дизайна во главе с В. И. Несыновым.

Единственным представителем такой сложной области де­коративного искусства в нашей области, как «декоративное стек­ло», является воспитанник ленинградской художественной шко­лы Б. Т. Бычков, чья жизнь в Сибири была много лет связана с Тулунским стекольным заводом. Большой вклад в развитие ис­кусства обработки камня в Сибири внесли художники А. и Н. Лодяновы. На долгие годы их любимым камнем стал нефрит. Инте­ресные изделия из гобелена создают в эти годы В. Смагин, А. Медведев, Н. Лебедева и др. Славные традиции резчиков по дереву Приангарья продолжила художница из Братска О. Крыло­ва. Мастерское владение приемами обработки металла, камня, дерева, кожи, кости демонстрировал в своих произведениях А. Огиенко. Очень сложные и философски наполненные скульп­туры из дерева создал в эти годы Л. Сериков [6, с. 6-105]. В мар­те 2009 г. художники-прикладники создали свое творческое объ­единение «Иркутское областное отделение «Союз художников и ремесленников Прибайкалья».

Творческая жизнь писателей шла в условиях значительного ухудшения их положения. Сильным ударом для литераторов ста­ло крушение системы государственного книгоиздательства. В первой половине 90-х гг. было выпущено вдвое меньше книг, чем за предыдущие 5 лет.

До 1995 г. успели появиться роман Д. Сергеева «Посреди зимы», роман К. Балкова «Идущие во тьму», сборник И. Комлева «У порога», некоторые работы М. Трофимова, А. Просекина, М. Сергеева, В. Пламеневского, А. Румянцева, С. Иоффе. Вышли первые отдельные издания прозаиков А. Семенова, Т. Швецова, В.                Диксона, поэтессы Т. Мироновой, сборник молодых «Авантю­ра по имени Новая Жизнь». Однако большинство произведений так и оставались неопубликованными.

Практически перестала выпускать книги иркутян Москва. Из-за удорожания бумаги, типографских и транспортных расходов снизилось количество выпускаемых книг Восточно-Сибирским книжным издательством. Прекратился выпуск серий, принесших издательству всероссийскую известность: «Полярная звезда», «Ли­тературные памятники Сибири», «Замечательные люди Сибири», «Сибирская живая старина». Прекратил свою деятельность Лите­ратурный фонд СССР, предназначенный для организации матери­альной поддержки литераторов, содействия их творчеству.

Отсутствие средств поставило под вопрос существование журнала «Сибирь», органа, который, по существу, и сплачивал ряды писательской организации. Номера выходили от случая к случаю. Радикально были сокращены штаты писательской орга­низации. Серьезную помощь писателям оказывали областная и городская администрации, но помощь не была достаточной.

Несмотря на многочисленные трудности, в начале 90-х гг. появились новые периодические издания — альманах «Иркутская старина» (сост.-ред. В. Козлов) и журнал «Сибирячок» (гл. ред. С.        Асламова) - единственный в Восточной Сибири детский жур­нал [24, с. 8-9]. Деятельность редакции была оценена Всероссий­ским обществом охраны природы Памятной медалью за экологи­ческое воспитание детей. С 2006 по 2011 г. журнал неизменно получал Знак отличия «Золотой фонд прессы». Издания, имею­щие данный знак, рекомендовались российским библиотекам для комплектования своих фондов. В силу своей высокой социальной значимости журнал «Сибирячок» стал государственным учреж­дением и полностью финансировался из областного бюджета.

Внутри писательской организации продолжался кризис, причиной которого оказались идеологические разногласия по по­литическим, национальным, культурным вопросам. К началу 90-х гг. из организации вышло 11 писателей.

В 1992 г. в качестве самостоятельной организации оформи­лось Иркутское региональное отделение Союза российских писа­телей, который возник как противовес Союзу писателей России - правопреемнику СП РСФСР. Новая организация стояла на демо­кратических позициях. В нее вошли: А. Шастин (первый руково­дитель), Ю. Самсонов, С. Иоффе, В. Захарова, А. Кобенков, Дм. Сергеев, М. Сергеев, Е. Жилкина, В. Марина, Б. Левантовская, В. Трушкин. В 1992-1995 гг. в организацию вступили писа­тели, уже имевшие опубликованные книги, в том числе Ф. Боров­ский, А. Просекин, Б. Ротенфельд, Л. Бендер, О. Корнильцев, В.             Пламеневский и другие писатели, драматурги, поэты, критики. В мае 1999 г. союз открыл в Иркутске свой Дом литераторов имени Марка Сергеева [2].

Позднее, в 2001 г. поэтом А. Румянцевым была создана но­вая Иркутская областная писательская организация, в которую кроме него вошли прозаики К. Балков, Ю. Балков, Б. Лапин, по­эты В. Соколов и И. Новокрещенных, сказочница С. Волкова.

В начале 90-х гг. при организации Союза писателей России были созданы издательства «Сибирь», «Папирус», «Письмена», которые за пять лет своей работы издали более 50 книг [24, с. 8]. Позднее появилось некоммерческое объединение «Иркутский писатель», возглавляемое А. Лаптевым. Книги выходили на день­ги авторов, спонсоров, а также за счет средств, выделенных ад­министрациями области и г. Иркутска. Зачастую писатели вместо гонораров получали часть тиража для реализации [29, с. 40—41 ].

 

Несмотря на сложности, писатели активно работали с обще­ственностью, при полных залах проводили свои творческие вече­ра, юбилеи писателей-классиков, встречи с духовными, полити­ческими, общественными деятелями. Активно работали писатели с литературно одаренной молодежью [9]. Большое значение для творческой молодежи играл заочный семинар Московского лите­ратурного института им. А. М. Горького, в котором занималось 12 молодых писателей области. Руководителями семинара были В.Распутин и А. Румянцев.

К концу 90-х гг. ситуация в писательской среде начала вы­правляться, усилилась поддержка союзов со стороны админист­рации Иркутской области; деньги, в том числе, выделялись на издание журнала «Сибирь».

В.  Г. Распутин в эти годы написал свои новые рассказы о на­родных бедах в постперестроечной России, выступил с яркими публицистическими статьями в центральной прессе, в которых раскрыл темы национального характера, сохранения веры пред­ков - православия, необходимости ставить во главу угла духовно­-нравственное, а не материальное начало. В год 60-летия писателя профессор ИГУ Н. Тендитник писала, что «...публицистика Рас­путина несет в себе сверххудожественную задачу. Она возвраща­ет народу национальную память, художественный и нравствен­ный опыт народа и его историю...» [33]. В 2004 г. у В. Г. Распу­тина вышла новая книга «Мать Ивана, дочь Ивана», продолжи­лась работа над книгой «Сибирь, Сибирь...».

Автором многочисленных очерков и статей о русской на­родной культуре выступил А. Г. Байбородин. Так, в 1992 г. он стал составителем сборника «Россия древняя и вечная», в кото­ром поместил обширный очерк-размышление об отрицательном влиянии массовой культуры на молодежь и о необходимости воз­вращения к истинным, духовным ценностям.

Г. Машкин создал романы об освоении Сибири и воспоми­нания о писателях-современниках, В. Хайрюзов написал произ­ведения, основанные на личном опыте, том числе об октябрьских событиях в Москве в 1993 г. О социальных и семейных пробле­мах в перестроечное время писала в своем сборнике повестей «Дело житейское» В. Сидоренко. Глубоким сочувствием к серб­скому народу была наполнена повесть В. Нефедьева «Косовский дневник». В 2006 г. увидела свет книга Г. Пакулова «Гарь» о про­топопе Аввакуме. Пьеса Н. Матхановой «Из Америки с любо­вью» была поставлена в драматическом театре, и в ходе гастролей была хорошо встречена американским зрителем. Своего чи­тателя находили прозаики А. Гурулев, А. Семенов. Известность получили исторические романы О. Слободчикова. Начинавший как фантаст, А. Лаптев продолжил разрабатывать социальную тематику, в том числе в повести «Как я работал охранником». Стихи и прозу для детей и взрослых писал Ю. Баранов. Своих читателей находили прозаики В. Карнаухов, В. Максимов, А. По­пов. Талантливые стихи, в которых переживалась современная судьба России, в это время писали А. Горбунов, Т. Суровцева, Р. Филиппов, В. Забелло, В. Соколов. О большой и малой родине, о выдающихся современниках писал в своих стихах В. Скиф.

Новой славной традицией стало проведение фестивалей по­эзии на Байкале. Его создателем стал поэт Анатолий Кобенков. В те годы он возглавлял Иркутское отделение Союза российских пи­сателей. За несколько лет существования гостями фестиваля стали А. Алехин, Л. Аннинский, М. Бородицкая, Р. Бухараев, Д. Веденяпин, А. Грицман, Е. Евтушенко, И. Ермакова, И. Иртеньев, В. Ка­лашников, Т. Кибиров, К. Ковальджи, Г. Кружков, П. Крючков, Ю. Кублановский, А. Кушнер, Е. Рейн, О. Хлебников, Е. Чигрин, С.          Янышев, М. Яснов и др. В 2002 г. фестиваль прошел под на­званием «Поэты - детям», в 2003 г. в лучших залах Иркутской области прозвучал голос замечательного поэта Е. Евтушенко.

В первое десятилетие XXI в. традиционными стали литера­турные вечера «Этим летом в Иркутске», проводившиеся на базе драматического театра и ставшие площадкой для встреч с заин­тересованным зрителем писателей, поэтов, режиссеров и других деятелей культуры и искусства, придерживающихся преимуще­ственно консервативных взглядов на развитие культуры и высту­павших за сохранение традиционных ценностей. Ключевую роль в подборе участников вечеров играл В. Г. Распутин.

В 2010 г. было создано новое областное государственное уч­реждение - «Иркутский областной дом литераторов». Основной целью учреждения стала пропаганда и содействие литературному творчеству писателей области.

В 1993 г. прошли первые (ставшие затем ежегодными, а с 1997 г. - областными) Дни русской духовности и культуры. Их инициаторами стали В. Г. Распутин, епископ Иркутский и Ангар­ский Вадим и мэр г. Иркутска Б. А. Говорин. В течение недели в различных аудиториях вместе с иркутскими писателями высту­пали гости из Москвы, российских и сибирских городов - поэты, прозаики, публицисты, певцы, кинорежиссеры. «Дни русской ду­ховности и культуры. Сияние России» стали одними из самых масштабными и значимых событий в культурной жизни области, возможностью познакомиться с творчеством лучших коллективов области, развивающих традиции народного творчества.

В 1993 г. было принято важное решение о возобновлении проведения после многолетнего перерыва конференции «Моло­дость. Творчество. Современность» в Иркутске. Конференция на много лет стала главной площадкой для роста и смотра сил творче­ской молодежи по различным направлениям культуры и искусства.

Ежегодно театральные подмостки, музыкальные коллекти­вы, библиотеки, музеи и другие учреждения культуры пополня­лись выпускниками 5 средних специальных учебных заведений, в том числе Иркутского областного колледжа культуры, Иркутско­го музыкального колледжа им. Ф. Шопена, Иркутского художе­ственного училища (техникума) им. И. Копылова, Иркутского театрального училища, Братского музыкального училища. Также в области действовали учреждения дополнительного образова­ния - школы искусств, которых в 2011 г. насчитывалось 110, в том числе одна областная.

В 2011 г. в г. Иркутске при Сибирской академии права, эко­номики и управления был открыт Институт культуры, в котором можно было получить высшее профессиональное образование в сфере культуры.

Большое внимание уделялось сохранению историко- культурного наследия. В начале XXI в. на территории области имелись объекты культурного наследия всех видов - памятники, ансамбли, достопримечательные места. Под государственной ох­раной состоял 491 памятник истории и архитектуры региональ­ного значения, 79 - федерального значения, в том числе уникаль­ный комплексный памятник инженерного искусства — Кругобай­кальская железная дорога.

Статус «исторического населенного места» имели 9 городов и сел области, в том числе города Иркутск, Нижнеудинск, Киренск, Усолье-Сибирское, села Урик, Верхоленск, Бельск, Усть-Куда и Александровское.

Возводились новые памятники. Так, 16 февраля 1998 г. было начато строительство памятника воинам-интернационалистам на Площади Декабристов. Открытие памятника состоялось 8 мая 1998 г. 8 октября 1999 г. на бульваре Гагарина был торжественно открыт памятник сотрудникам правоохранительных органов, по­гибшим при исполнении служебного долга.

В октябре 2003 г. на бульваре Гагарина в Иркутске был тор­жественно открыт воссозданный памятник Александру III, сред­ства на который были предоставлены ОАО «РЖД». Гармонично вписался в городской пейзаж открытый 20 сентября 2003 г. в г. Иркутске памятник драматургу А. Вампилову на ул. К. Мар­кса возле сквера у Драматического театра.

Общественную дискуссию вызвала установка 2 ноября 2004 г. памятника адмиралу А. Колчаку возле Знаменского мона­стыря в г. Иркутске. Большое количество памятников, в том чис­ле памятник первопроходцам, были открыты в Иркутске в ходе празднования 350-летия г. Иркутска.

К 350-летниму юбилею г. Иркутска по инициативе губерна­тора Иркутской области Д. Ф. Мезенцева была начата реставра­ция 130-го исторического квартала города «Иркутская слобода», в том числе там началось строительство музея ремесел и интерак­тивного музея. В октябре 2012 г. на территории 130-го квартала был установлена бронзовая фигура мифического зверя бабра, не­сущего в зубах соболя, вызвавшая неоднозначную реакцию иркутян.

В 2006 г. произошло объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В соответст­вии с политическими договоренностями Усть-Ордынский округ сохранил за собой особый статус, закрепленный законодательно. Одним из выражений особого статуса стала поддержка деятель­ности государственных учреждений культуры, действующих на территории округа, в том числе национальной библиотеки, на­ционального музея, киноконцертного зала «Эрдем», ансамбля «Степные напевы» и др. Также было создано новое государст­венное учреждение культуры, призванное содействовать разви­тию культуры народов, традиционно проживающих на террито­рии округа — «Центр сохранения и развития бурятского этноса», в 2011 г. переименованный в «Центр культуры коренных народов Прибайкалья».

Подводя итоги, следует отметить, что в 90-е гг. культура Ир­кутской области пережила серьезный кризис, разрушение мате­риальных основ культурной деятельности, морального упадка. Позднее ситуация значительно улучшилась, однако за весь «постсоветский» период не удалось решить такие сложные про­блемы, как старение объектов недвижимости учреждений куль­туры, сокращение и моральное старение библиотечных фондов, разрушение музейных предметов из-за отсутствия реставрацион­ной базы. Низким оставался уровень оплаты труда работников культуры. В наиболее тяжелом положении находилась сельская культура. Талантливая молодежь и уже состоявшиеся творцы продолжали покидать Иркутскую область, уезжая в центральные города России и за рубеж.

В то же время свобода художественной деятельности, силь­ные творческие школы, творческий энтузиазм артистов, худож­ников, музыкантов, писателей и других деятелей культуры и ис­кусства позволили и в эти сложные годы создавать ценные в ху­дожественном смысле произведения, которые продолжали нахо­дить своего слушателя, читателя, зрителя.

Литература

  1. Беспрозванный Леонид «Авангардная тусовка театралов»// Вост.-Сиб. прав­да. - 1995. - 21 янв.
  2. Быков Е. Имени Марка Сергеева // Вост.-Сиб. правда. - 1999. - 5 мая.
  3. Быков О. В добрый путь, фестиваль! // Вост.-Сиб. правда. - 2004. - 18 сент.
  4. Быков О. Михаил Корнев: Искренность плюс полная самоотдача! // Вост.-Сиб. правда. - 2004. - 27 марта.
  5. Девятая региональная художественная выставка «Сибирь». Каталог. - Ир­кутск : Артиздат ; Томск 2003.
  6. Декоративно-прикладное искусство. Иркутск. XX век. - Иркутск : Артиздат,
  7. 2003.            - 20 с.
  8. Жартун С. Г. Времен связующая нить. Иркутский академический драматиче­ский театр им. Охлопкова / С. Г. Жартун. - Иркутск : Иркут, акад. драм, театр им. Охлопкова, 2010. - 432 с.
  9. Жартун С. Пространство сцены для актера мима // Вост.-Сиб. правда. - 1998. - 27 авг.
  10. Житов К. «...И рубля не накопили строчки» // Вост.-Сиб. правда. - 1995. - 23 дек.
  11. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Россий­ской Федерации о культуре» // Ведомости Съезда народ, депутатов РФ и Вер­хов. Совета РФ. - 1992. - № 46. - Ст. 2615.
  12. Информация об истории Иркутского театрального училища, - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.itu.irk. ru/index. files/Page476.htm (дата обращения: 01.12.2012)
  13. Иоффе Л. В. Цветы и годы: Книга о молодом театре / авт.-сост. Л. В. Иоф­фе. - Иркутск : Иркут, обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина, 2003. - 367 с.
  14. Иркутская область за годы реформ 1990-1996 гг. : стат. сб. - Иркутск : Гос­комстат РФ; Иркут, обл. ком. гос. статистики, 1996. - 111 с.
  15. Иркутская область на рубеже веков : стат. сб. / Госкомстат РФ. Иркут, обл. ком. гос. статистики - Иркутск, 2001.
  16. Иркутская филармония. 60 лет. - Иркутск, 1999.
  17. Иркутский художественный музей. - Иркутск : Артиздат, 2005. - 240 с.
  18. Ковригина Н. Такой неожиданный Гоголь. О спектакле «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя в драматическом театре им. Н. П. Охлопкова // Вост.-Сиб. прав­да. - 1993. - 29 дек.
  19. Культурная политика Иркутской области «О работе учреждений культуры и искусства Иркутской области в 2002 году и задачах на 2003 год // Культурная политика Иркутской области : информ. бюл. - Иркутск, 2003. - Вып. 3.
  20. Культурная политика Иркутской области : информ. бюл. - Иркутск, 2003. - Вып. 4.
  21. Ленский Я. «Сегодня библиотека, завтра...?» // Вост.-Сиб. правда. - 1995. - 21 окт.
  22. Маркова Т. Байкальская свежесть в Первопрестольной // Вост.-Сиб. правда.- 2004 - 17 июля.
  23. Отчет о результатах деятельности министерства культуры и архивов Иркут­ской области за 2011 год. - Иркутск, 2012.
  24. Паспорт культурной жизни Иркутской области за 2010 год [Электронный ре­сурс] г. Иркутск, 2011. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.givc.ru/projects/passportculturalregions/190 (дата обращения: 01.12.2012).
  25. Писатели Приангарья : библиогр. справ. / сост. В. А. Семенова. - Иркутск : Изд-во журн. «Сибирь» совместно с товариществом «Письмена», 1996. - 208 с.
  26. Пострадавшие картины из галереи Пламеневского воссвили его друзья [Элек­тронный ресурс] // Вести Иркутск. 27.06.2007. - URL:http://vesti.irk.ru/obshestvo/2007/06/27/27341/ (дата обращения: 01.12.2012).
  27. Романов И. Кино возвращается к зрителям // Вост.-Сиб. правда. - 1992. - 1 мая.
  28. Савинцева А. Неповторимые «Паяцы»// Вост.-Сиб. правда. - 1992. - 28 июля.
  29. Самойличенко В. Бедное, бедное кино. Круглый стол ВСП // Вост.-Сиб. прав­да. - 1992. - 17 июня.
  30. Семенова В. Вместе с бурями века. Краткий обзор имен иг к 75-летию Иркут­ской писательской организации / В. Семенова. - Иркутск : Иркут, писатель, 2007. - 64 с.
  31. Смирнов В. Молчать ли музам, когда вопиет нищета // Вост.-Сиб. правда. - 1992. - 22 февр.
  32. Скоробегов Д. В. Иркутский музыкальный театр: Очерки по истории (1940- 2000) / Д. В. Скоробегов. - Иркутск : Иркут, обл. тип. № 1, 2000. - 184 с.
  33. Социально-экономическое положение городов и районов области / Госком­стат РФ. - Иркутск : Иркут, обл. ком. Гос. статистики, 2003.
  34. Тендитник Н. Мужество. К 60-летию со дня рождения Валентина Распутина // Вост.-Сиб. правда. - 1997. - 1 марта.
  35. Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» // Рос. газ. - 2003. - 8 окт.
  36. Федеральный закон 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации» // Рос. газ. - 1999. - 19 окт.
  37. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЭ «О внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенст­вованием правового положения государственных (муниципальных) учрежде­ний» // Рос. газ. - 2010. - 12 мая
  38. Федеральный закон от 3 нояб. 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждени­ях» // Рос. газ. - 2006. - 8 нояб.
  39. Федцова Р. Убийство в «Контракте» // Вост.-Сиб. правда. - 1992. - 4 февр

 

[1] Информация Министерства культуры и архивов Иркутской области.

 

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Алексеев С. М. | Оригинальное название материала: Оригинальное название материала: Культурная жизнь региона | Источник(и): Современная история Иркутской области: 1992-2012 годы : в 2 т. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012 | Том 1. Глава 5. Параграф 2. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.