Распад СССР и начало новых экономических и политических преобразований в российском обществе на рубеже 1991-1992 гг. ознаменовали собой начало нового этапа в культурной жизни нашего региона. В отличие от экономической сферы, преобразования в сфере культуры не носили «фундаментального» характера. Если в сфере экономики значительная часть государственных предприятий перешла в частную собственность, то большинство учреждений сферы культуры остались государственными и муниципальными. Региональные и местные органы власти продолжали нести ответственность за финансирование учреждений культуры, назначали их руководителей, осуществляли контроль над использованием бюджетных средств. Таким образом, опасения многих работников учреждений культуры, что отрасль будет «разгосударствлена» и они окажутся один на один с «рыночной» стихией, без средств к существованию, не подтвердились. Тем не менее «страх перед приватизацией» у работников культуры сохранялся и обострялся на каждом этапе реформ в сфере культуры.
В основе «общественного договора» между властью и обществом в отношении сферы культуры лежало понимание следующих обстоятельств. Сфера культуры предоставлялась как заведомо убыточное производство культурных ценностей и благ, затратное и обременительное для бюджета. В то же время за культурой признавался серьезный вклад в «человеческий капитал», т. е. в развитие культуры, нравственности, интеллекта, творческих способностей человека. Распространенными стали предоставления о вкладе культуры в развитие «духовности» человека, но более или менее единого понимание духовности так и не сложилось. На более позднем этапе популярными стали рассуждения о том, что культура вносит серьезный вклад в социально- экономическое развитие и, даже более того, развитие культуры является фундаментом развития экономического.
Таким образом, необходимость бюджетных затрат на сферу культуры оказывалась замотивированной. В центре противоречий оставался вопрос о достаточности выделяемых средств. В целом большинством и деятелей культуры, и управленцев признавалось, что сфера культуры страдает от хронического недофинансирования. Неясным оставался также вопрос об измерении эффективности бюджетного финансирования, в том числе и потому, что мера «роста духовности» оставалась принципиально неопределяемой.
Теоретически возможным оставалось другое магистральное развитие сферы культуры, а именно «уход» государства и органов местного самоуправления из большинства «секторов» сферы культуры. Более того, такой «сектор» культуры, как кинопрокат, вполне успешно стал рыночным и прибыльным, государственный же и муниципальный кинопоказ все годы последовательно терял свои позиции. Российский цирк, также имеющий высокий потенциал прибыльности, хотя и не стал частным, но трансформировался в форму государственного унитарного предприятия, т. е. коммерческой организации. Тенденция к разгосударствлению на этом, по сути, и остановилась. Одним из основных идеологических оснований этому стал тезис о том, что культура, потеряв государственную поддержку, перестанет производить ценности мирового уровня, а превратится в сферу производства «халтуры и ширпотреба». В целом тема «разгосударствления культуры» в общественном пространстве была «табуирована», воспринималась как «покушение на основы».
Нельзя не учитывать и общее стремление государства к регулированию различных сфер общественной жизни, сохранению «рычагов управления», разгосударствление сферы культуры в этом смысле противоречило бы логике «сохранения управляемости».
Одним из изъянов сохраняющейся системы была не афишируемая, но сознававшаяся многими возможность для части руководителей учреждений и творческих работников скрывать свою творческую несостоятельность за разговорами о высоком вкладе в культуру и искусство и продолжать получать на свою деятельность бюджетные средства.
Организации культуры и искусства, творческие работники из «негосударственного сектора» все эти годы сталкивались с серьезными финансовыми и организационными трудностями, боролись за возможность получения государственной поддержки, помощи со стороны частных лиц и организаций. Наиболее заметной из «негосударственного сектора» оставалась деятельность организаций писателей, художников, музыкантов.
В годы реформ подход к распределению полномочий и учреждений между региональной и местной властью сохранился. Регион (Иркутская область) за счет средств областного бюджета продолжил содержать наиболее финансово затратные учреждения: государственные театры, филармонию, крупнейшие музеи и библиотеки, учреждения среднего профессионального образования в области культуры и искусства. Местные органы власти финансировали преимущественно клубы, местные музеи и библиотеки, школы искусств. Подчеркнем, что учреждения культуры, получая прямое финансирование со стороны органов власти, сохраняли свою творческую автономию; проявления цензуры, диктата, запретов стали исключительно редкими.
При сохранении основ «общественного договора» между властью и обществом относительно культуры, правовое регулирование сферы культуры заметно менялось. Принятый в 1992 г. закон Российской Федерации «Основы законодательства о культуре» [10] включил в себя различные нормы, регулирующие осуществление культурной деятельности в РФ, в том числе определил права и свободы человека в сфере культуры, обязанности государства, общие принципы экономического регулирования отрасли. Закон стал основой для работы органов власти по оказанию поддержки гражданам и организациям, принимающим творческое участие в культурной жизни страны.
Не менее значимыми стали реформа местного самоуправления и процесс распределения полномочий в сфере культуры между Российской Федерацией, региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, в основном завершившиеся в 2003 г. с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [34] и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [35].
Несмотря на распространенную практику критики «несовершенства законодательства» в сфере культуры, в рамках существующего «общественного договора» по сфере культуры законодательство было достаточно продуманным и логичным.
В частности, законодатель полагал, что организация музеев и поддержка народных художественных промыслов (НХП) является обязанностью федеральных и региональных органов государственной власти, органы местного самоуправления также могли создавать музеи и оказывать поддержку НХП, но уже в зависимости от своего желания и состояния местных бюджетов. В то же время поддержка культурно-досуговой деятельности стала прямой обязанностью органов местного самоуправления. Развитие библиотечного дела вменялось в обязанность всех уровней власти. Законодатель справедливо полагал, что учреждения культуры должны быть непосредственно в городском и сельском поселении и содержаться за счет средств поселения. На уровне муниципального района полагалось иметь только межпоселенческие библиотеки и школы искусств.
Практика реализации законодательства нарушила эти сценарии. Основной проблемой в реализации реформы было отсутствие у органов местного самоуправления достаточных средств на реализацию своих полномочий. Сфера культуры муниципальных образований так и не стала финансово самодостаточной и требовала поддержки из областного и федерального бюджетов. Многие более обеспеченные муниципальные районы были вынуждены продолжать финансировать учреждения культуры, по закону отнесенные к ведению городских и сельских поселений. Сопоставимый труд работников в муниципальных учреждениях оплачивался значительно ниже, чем в областных учреждениях. В целом темпы развития «муниципальной культуры» значительно отставали от «областной культуры». В муниципалитетах было меньше денег, образованных кадров и, как следствие, достижений. В самом тяжелом положении оказывались учреждения городских и сельских поселений, не обеспеченные достаточным финансированием. В связи с этим продолжали жить идеи передачи полномочий с уровня поселений на уровень районов и даже возвращения к полностью государственному финансированию и управлению сферой культуры.
С 2006 г. сфера культуры области, как и другие отрасли, в том числе образования, здравоохранения, социальной защиты и др., была вовлечена в бюджетную реформу [36; 37]. Ее основной идеей было предоставление учреждениям большей экономической самостоятельности, переход от сметного финансирования учреждений к предоставлению субсидий в зависимости от реального объема услуг, востребованных населением. По замыслу, в рамках полученной субсидии руководитель получал возможность более оперативного и свободного распределения средств в зависимости от текущих нужд возглавляемого им учреждения. Реформа действительно изменила механизмы финансирования органами государственной власти и местного самоуправления учреждений культуры, но привела, скорее, к повышению регламентации и подотчетности деятельности учреждений, чем к росту качества и объема их услуг.
Региональными властями большое внимание уделялось разработке нормативной правовой базы в сфере культуры. Так, еще в 1997 г. были приняты Законы Иркутской области «О библиотечном деле в Иркутской области» и о «Музейном деле в Иркутской области», в 2004 г. - Закон Иркутской области «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской области, в 2005 г. Закон Иркутской области «Об архивном деле в Иркутской области», в 2007 г. Закон Иркутской области «О государственной поддержке культуры в Иркутской области».
Сложную эволюцию пережили формы поддержки культурной деятельности со стороны государства. В начале 90-х гг. органы власти значительно снизили помощь организациям культуры и искусства и творческим работникам, находящимся вне «государственного сектора культуры». В то же время практика такой поддержки при наличии средств была достаточно простой. Между организацией и органом власти заключался договор на оказание определенной услуги (фестиваль, творческое выступление, издание книги и т. д.), требований доказывать, почему оплата произведена в пользу того или иного лица, не было. Более поздние изменения в законодательстве сделали процедуру поддержки творческих работников и организаций более прозрачной и подконтрольной. В распределении средств появилось конкурсное начало, законодательно закрепленные «правила игры», улучшились финансовые возможности, что в целом увеличило число лиц, претендующих на государственную поддержку и получающих ее. Таким образом, от точечной поддержки отдельных проектов, организаций, людей органы власти стали переходить к системной работе.
В Иркутской области с 1997 г. стали выделяться средства на стипендии и премии наиболее одаренным студентам и учащимся детских музыкально-художественных школ. Впервые в 1998 г. отдельной строкой были выделены деньги на поддержку творческих союзов. Большое значение для поддержки культуры имела премия Губернатора Иркутской области за достижения в сфере культуры и искусства, ставшая по сути главной и самой значимой наградой для творческих работников области. Стали традиционными областной конкурс «Образцовое учреждение культуры Иркутской области», конкурс по присуждению грантов на реализацию творческих проектов среди творческих работников и творческих организаций.
Во второй половине первого десятилетия XXI в. формы государственной поддержки культуры стали еще более многообразными и действенными. Творческим организациям, творческим работниками и иным лицам стали предоставляться субсидии на осуществление культурных проектов. Творческие союзы стали получать субсидии для осуществления творческих поездок за пределы области. Разнообразные премии и стипендии стали вручаться творческим работникам, работникам учреждений культуры, одаренным детям и талантливой молодежи. Была разработана система предоставления льгот на посещение областных государственных учреждений культуры различным категориям граждан, в том числе многодетным семьям. Вошло в практику предоставление средств из областного бюджета муниципальным учреждениям культуры на комплектование библиотечных фондов, ремонт и оснащение муниципальных клубов.
Мы сознательно уделяем значительное внимание материальным и организационным вопросам обеспечения культурной деятельности в связи с тем, что именно эти вопросы находились в эпицентре общественной дискуссии о путях развития сферы культуры. Вопросы идеологии, столкновения художественных платформ, творческих позиций тоже имели место, но не были столь острыми.
Одним из наиболее распространенных критических суждений рассматриваемого периода было утверждение о финансировании сферы культуры «по остаточному принципу». Подразумевалось, что государство не считает развитие культуры приоритетным направлением и выделяет только остатки от средств, направленных на финансирование более значимых задач. С этим в общественном сознании во многом связывалась ситуация с плачевным состоянием отрасли. В действительности, финансирование сферы культуры большей частью строилось «от достигнутого». Как правило, за точку отсчета брался бюджет предыдущего года, к которому, с учетом инфляции либо под решение конкретных задач и реализацию значимых проектов добавлялась некоторая сумма. В то же время сфера культуры все годы оставалась благодатной площадкой для демонстрации заботы со стороны органов власти о населении, о развитии человеческого потенциала. В связи с этим на протяжении многих лет увеличение расходов на культуру превышало общие темпы экономического роста. Основная проблема заключалась не в противоречии между культурными потребностями населения и невниманием к ним органов власти, а между объемом взятых властью на себя обязательств в сфере культуры и состоянием экономики. Иными словами, главным фактором недостаточного финансирования сферы культуры было несоответствие между высоким спросом общества на качественные и доступные услуги сферы культуры, разветвленной сетью учреждений культуры, унаследованной от СССР, и слабыми возможностями экономики, сократившей в годы перестройки и в последующие годы свой потенциал.
Наиболее тяжелая ситуация с материальным положением сферы культуры, связанная с сокращением бюджетного финансирования, наблюдалась в начале 90-х гг. XX в. Это привело к сокращению сети учреждений, объемов услуг, старению материальной базы учреждений культуры, сокращению реальной оплаты труда работников культуры и ее задержкам, уходу части квалифицированных работников.
Значительные трудности, связанные с нехваткой средств на содержание имущества, выплату заработной платы и реализацию новых творческих проектов, в начале 90-х гг. переживали областные театры. Ослабел и зрительский интерес к театральной жизни, для многих театр стал недоступен по экономическим причинам.
Если в 1991 г. театры области посетило 622 тыс. зрителей, то в 1992 г. только 445 тыс. [13, с. 40; 14, с. 26].
Проблемы в культурной жизни г. Иркутска и области были обсуждены в феврале 1992 г. на Иркутской городской конференции деятелей культуры. Творческие работники с горечью говорили о засилье массовой, низкопробной культуры в кинотеатрах, сложном положении творческих союзов, вынужденных платить за аренду помещений по коммерческим расценкам, острой нехватке средств на важные культурные проекты, потоке некачественной рекламы, уродующей облик сибирских городов, и других проблемах. Высказывались сомнения в готовности нынешнего поколения художников приспособиться к рыночным условиям. В частности, знаменитый актер В. Венгер сказал, что «афиши кинотеатров залиты кровью вперемешку с пистолетами и полуголыми бабами. На экране - засилье масскультуры. Шварценеггер вот-вот получит звание народного артиста страны. Неужели нельзя открыть в городе один кинотеатр повторного фильма, где нормальный человек мог бы увидеть лучшие образцы отечественного кино?». Итогом работы конференции стало образование общественного совета деятелей культуры [30].
Со второй половины 90-х гг. ситуация с материальным обеспечением сферы культуры начала улучшаться. Но на поступательном развитии негативно отразились экономические кризисы 1998 и 2008-2010 гг.
Наиболее заметную роль в культурном жизни Иркутской области в конце XX и начале XXI в. играли театры. Всего на 1 января 2012 г. в области работало 10 профессиональных театральных коллективов, шесть из которых финансировалось за счет областного бюджета и 4 за счет местных. Новых, государственных театров за эти годы не появилось. Лидерами театрального движения оставались Иркутской областной академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова и Иркутский областной музыкальный театр им. Н. М. Загурского. Радовали зрителей Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова (ТЮЗ), Черемховский областной драматический театр, Иркутский областной театр кукол «Аистенок», Иркутский областной театр- студия «Театр пилигримов». В городах области работали муниципальные театры: Иркутский городской «Театр народной драмы», Братский драматический театр, Усть-Илимский театр драмы и комедии, Братский театр кукол «Тирлямы».
Большинство областных театров продолжали в эти годы традиции русского репертуарного театра. В основном они обращались к классическому репертуару, его современному прочтению. Постановка современных пьес носила эпизодический характер. Как правило, широкую известность за пределами Иркутской области театральные постановки областных театров не получали.
Пополнение областных театров квалифицированными кадрами осуществлялось во многом благодаря деятельности Иркутского театрального училища, которое в 1996 г. в дополнение к отделениям, готовящим актеров драматического театра и кино, актеров театра кукол, открыло музыкальное отделение [11]. Многие выпускники театрального училища профессионально состоялись на ведущих театральных площадках России, приобрели международную известность, в том числе Иван Вырыпаев, Павел Дроздов, Юрий Степанов, Александр Бухаров и др.
Практически во всех жанрах работал музыкальный театр, который ставил рок-оперы, мюзиклы, оперетты и музыкальные комедии, водевили, классические балеты и балеты в стиле модерн. Оборотной стороной многожанровости было, то, что в одном коллективе приходилось работать оперным певцам и певцам оперетты, балетной и опереточной труппам, что не могло не порождать творческих и межличностных противоречий.
Театр испытывал сложности с формированием и обновлением труппы, повышением исполнительского уровня балета, оркестра и хора. Источником многих проблем были низкие зарплаты, а также отсутствие жилья для приглашаемых из других регионов актеров.
Тем не менее, театру удавалось приглашать для постановок известных режиссеров, балетмейстеров, сценографов и художников. В 1992 г. главным балетмейстером театра стал Ю. М. Хисамов, главным режиссером Ю. И. Гвоздиков. За период работы в театре Ю. М. Хисамова появились балетная концертная программа и четыре одноактных балета: «Ангел», «Красный сарафан», «Шопениана» и «Мелодии старой Вены», которые были с благодарностью приняты публикой. Значительным событием для театра стала постановка мюзикла Джери Бока «Скрипач на крыше» по повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник». История горькой судьбы еврейской семьи казалось особенно актуальной на фоне распада СССР и обострения межнациональных отношений.
С момента открытия, на новой сцене музыкальный театр осуществил до 1993 г. 24 постановки спектаклей и концертных программ. Выросло и окрепло творчество молодых певцов, расширилась жанровая направленность музыкальной деятельности. Почетные звания «Народный артист России» получили в 1991 г. Е. К. Волошина, Н. И. Хохолков. Заслуженным артистом России стал Е. К. Васильев. Годом позже - В. В. Дычинский, Н. А. Прошин, М. А. Гольдапель. В сезоне 1991—1992 гг. зрители увидели классическую оперетту «Веселая вдова», водевиль «Женитьба гусара», современную комедию «Леди и гангстеры», оперу Р. Леонковалло «Паяцы» [27].
29 февраля 1996 г. состоялась премьера рок-мистерии на музыку А. Рыбникова «Юнона и Авось», совместной постановки музыкального театра и Театра пилигримов под руководством В. Соколова. Постановку спектакля осуществила главный режиссер Иркутского музыкального театра Н. Печерская. Спектакль имел неизменный успех у публики, постоянно проходил при переполненном зале. 19 ноября 2000 г. состоялось 100-е представление этого спектакля.
В 1997 г. в музыкальном театре открылась малая сцена. С большим успехом шли рок-опера на музыку А. Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и другие постановки. В 2001 г. музыкальному театру исполнилось 60 лет, в юбилей ему было присвоено имя народного артиста РСФСР Николая Матвеевича Загурского.
Творческими достижениями театра стали постановка 2009 г. «Русский фантом» И. Левина по мотивам романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», постановки «Скрипач на крыше» и «Граф Люксембург» 2010 г. Долгожданным событием 2012 г. стала премьера оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, современный подход к постановке которой сочетался с классическими оперными традициями. Положительные отзывы зрителей в 2011 г. заслужили постановки «Сорочинская ярмарка», «Цезарь и Клеопатра» и «Кармен».
Творческий подъем в начале 90-х гг. переживал драматический театр. В феврале 1992 г. прошла успешная премьера спектакля по пьесе известного польского драматурга Славомира Мрожека «Убийство в контракте» в постановке Александра Крюкова [38]. Большим событием в театральной жизни области в 1992 г. стала постановка В. Кокориным пьесы «Женитьба» по Н.В. Гоголю [17].
20 февраля 1995 г. по Указу Президента РФ здание Иркутского областного драматического театра было отнесено к объектам исторического и культурного наследия федерального значения. В 1996 г. Губернатором Иркутской области Б. А. Говориным было подписано постановление о реконструкции здания театра, работы по которой были завершены 30 декабря 1999 г. Полностью была переоснащена основная сцена театра, на которой была установлена плунжерная система щитов, самая современная свето- и звукоаппаратура. Открытие здания театра состоялось 26 марта 2000 г. премьерой чеховской «Чайки» в постановке Аркадия Каца.
27 марта 2000 г. премьерным спектаклем «Антигона» по пьесе Ж. Анур открылась камерная сцена театра. Камерная сцена, являющаяся, по сути, отдельным театром, стала площадкой для творческих поисков и экспериментов. На камерной сцене ставились «Эдип-царь», «Трагическая повесть о Гамлете, принце датском», библейская история «Исход», а также пьесы по произведениям А. Вампилова, А. Толстого, Минору Бэцуяку и др.
Незадолго до этих знаменательных событий 31 августа 1999 г. приказом министра культуры РФ за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства Иркутскому областному драматическому театру было присвоено почетное наименование «Академический».
В последующие годы на основной сцене театра ставились классические пьесы М. Горького, Н. Гоголя, А. Островского, Э. Ростана, шли спектакли по произведениям Тикацу Мондзаэмона, Бертольда Брехта, Теннеси Уильямса, Алехандро Касона, А.Р. Герни, А. Рейно-Фуртона и других авторов. Полюбились зрителям комедия «Пока она умирала» (Н. Птушкина) в постановке Сергея Болдырева, «Поминальная молитва» (Г. Горина) и мн. др. В 2004 г. успешно прошли гастроли областного драматического театра в Болгарии, Узбекистане, Монголии. С большим интересом встретили постановку пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» в Японии.
В 2008 г. зрителями была хорошо встречена премьера спектакля по повести В. Распутина «Последний срок», которая надолго вошла в театральный репертуар. Удачей театра в 2009 г. стал спектакль «Гамлет» В. Шекспира, который был поставлен на основной сцене, где одновременно присутствовали зрители и актеры. В 2010 г. успешными стали постановки спектаклей «Безотцовщина» А. Чехова, «Матросская тишина» А. Галича.
В 2011 г. зрители хорошо приняли спектакли «Женитьба» и «Я - Жанна Орлеанская».
Все эти годы творческим лидером театра оставался народный артист России Виталий Венгер, сыгравший за свою творческую жизнь более 300 ролей. В 1989 г. В. Венгеру было присвоено звание Почетного гражданина города Иркутска, в 1995 г. - звание лауреата Государственной премии Российской Федерации. В 2001 г. за роль в спектакле «Поминальная молитва» В. Венгер был удостоен премии на Первом театральном фестивале «Сибирский транзит». В 2003 г. В. Венгер был удостоен высшей театральной награды России «Золотая маска». В том же году ему было присвоено звание «Почетный гражданин Иркутской области».
В театре работали: народные артисты России Виктор Егунов, Наталья Королева, Тамара Олейник; заслуженные артисты России Анатолий Басин, Александр Берман, Александр Булдаков, Яков Воронов, Николай Дубаков, Александр Крюков, Елена Мазуренко, Капитолина Мыльникова, Владимир Орехов, Тамара Панасюк, Виталий Сидорченко, Людмила Слабунова, Геннадий Гущин [7].
Необходимо отметить, что драматический и музыкальный театры были не только «витриной достижений» региональной культуры, но и площадкой для проведения большинства наиболее значимых политических, экономических, культурных мероприятий областного, общероссийского и международного уровней. Музыкальный и драматический театры обладали наиболее крепкой экономической базой, становились «пионерами» реформ, в частности, первыми из учреждений социальной сферы области изменили свой тип на автономный. В значительной части экономическими и до определенной степени творческими успехами театры были обязаны деятельности одних из наиболее энергичных директоров своего времени - Скоробегову Дмитрию Валентиновичу [31], Шагину Владимиру Константиновичу (музыкальный театр) и Стрельцову Анатолию Андреевичу (драматический театр).
Продолжил свою работу созданный в 1991 г. «Театр пилигримов». Театр вырос из авторского проекта композитора Владимира Соколова, еще в 1983 г. создавшего рок-группу «Пилигримы». Музыкальную основу театра составила классическая музыка в сочетании с лучшими театральными традициями. Театр получил широкую известность как в России, так и за рубежом благодаря ярким постановкам и обширной гастрольной деятельности. Большое внимание театр уделял работе с молодым поколением.
Особо публикой и критикой был отмечен спектакль В. Соколова «Песни под водой».
В 1995 г. свой 60-летний юбилей отметил театр кукол «Аистенок». В этом году в театре работало всего 9 артистов, которые демонстрировали самым юным зрителям великолепные спектакли «Чудеса в животе» режиссера Льва Митрофанова, «Людвиг плюс Тутта» режиссера Рафика Юсупова, «Аистенок и пугало» режиссера Людвига Устинова. Удачей режиссера Ю. Уткина стала постановка в 2009 г. спектакля «Федоткины смешилки, Федулкины страшилки». Особенно успешным для театра стал 2011 г., в котором театр получил множество наград Международного фестиваля театров кукол в Омске, XVIII Международного фестиваля детских театров в г. Суботице (Сербия).
Распоряжением главы администрации области от 19 октября 1998 г. Черемховский драмтеатр был передан в областную государственную собственность. Театр сосредоточился преимущественно на работе, в том числе выездной, для жителей муниципальных образований области. С большим успехом в 2010 г. шел спектакль по пьесе А. Володина «Фабричная девчонка», хорошо принятый на фестивале в Санкт-Петербурге. В 2011 г. театру было присвоено имя известного драматурга В. Гуркина.
Окончание «кокоринской» эпохи тяжело отразилось на Театре юного зрителя. Много лет в нем не было главного режиссера. В 1997 г. им был назначен Виктор Степанович Токарев, назначенный в 2001 г. также и директором театра. В полной мере на сцене ТЮЗа проявили свой талант постановщиков В. Михайлов, Н. Елесин, А. Ищенко, В. Гуркин, О. Тарновская, Л. Титов, В. Филимионов, В. Трегубенко, А. Штейнер, А. Лапиков и другие режиссеры.
Основу репертуара Театра юного зрителя составляли сказки для детей и юношества, среди которых успехом пользовались постановки «Аленький цветочек», «Необычайные приключения кота в сапогах» (С. Прокофьев, Г. Сапгир), «Снегурочка» (А. Н. Островский), «Волшебник изумрудного города» (А. Волков), «Зайка-зазнайка» (С. Михалков), «Переполох в лесу» (Г. Остер). Театр постоянно обращался к творчеству А. Вампилова. Так, в 1998 г. состоялась постановка его пьесы «Старший сын». В 2004 г. за спектакль «Прощание с Матерой» по повести В. Распутина постоянный режиссер театра А. Ищенко был награжден премией Губернатора в области культуры и искусства. В 2009 г. театр успешно поставил пьесу Г. Горина «Кин IV», в 2010г.— «Золушку» Е. Шварца, в 2011 г. — пьесы «Укрощение строптивой» и «Три мушкетера». Театр также активно обращался к драматическим произведениям по произведениям В. Г. Распутина, А. П. Чехова, В. М. Шукшина, В. Гуркина и др. [12].
Все областные театры вели активную гастрольную деятельность на территории Иркутской области. Ежегодно совершалось несколько десятков выездных выступлений.
В конце 90-х гг. Иркутск стал местом притяжения для многих театральных коллективов Сибири. В 1999 г. в Иркутске прошел первый Всероссийский фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова. Во втором фестивале в 2001 г. приняло участие 19 театров из различных городов России и ближнего зарубежья [19]. Фестиваль на многие годы стал крупнейшим событием театральной жизни области.
В 1997 г. по инициативе В. Шевченко состоялся первый фестиваль пантомимы Сибири и Дальнего Востока «Мимолет». Его участниками стали иркутяне, омичи, улан-удэнцы, байкальцы, три коллектива из Иркутска [8].
В 2002 г. на базе областных театров прошел второй региональный театральный фестиваль «Сибирский транзит», в котором приняли участие 19 театров Сибири.
В 2008 г. Театр юного зрителя им. А. Вампилова принял участие в организации I Областного театрального фестиваля для детей и юношества «Синяя птица», в котором участвовали 15 профессиональных и любительских театров с разных уголков Иркутской области.
Особенную нишу занял иркутский муниципальный Театр народной драмы. С большим успехом шли его спектакли «Яков Похабов», богатырская сказка для детей «Илья Муромец» и другие постановки, в основном на военно-патриотическую тематику. В 1998 г. было отреставрировано здание кинотеатра «Победа», в нем было отведено место для театра. В 2003 г. театральный коллектив стал победителем Всероссийского фестиваля «Золотой витязь». Благодарных зрителей театр находил во многих «горячих точках» планеты. В 1992 г. театр давал концерты в Приднестровье, в 1999 г. - в Белграде в Югославии, в 2000 г. - в Чечне [4].
Продолжалась творческая жизнь и в непрофессиональных театрах. Так, в 1995 г. по инициативе ангарского театра «Факел» и его лидера - заслуженного работника культуры России Александра Кононова, в Ангарске прошел театральный фестиваль «Сибирская рампа». На него собралось 50 актеров и режиссеров любительских театров области, а также делегация из Читы. Были показаны постановки театра «Факел», театра «Чудак», театра- клуба «Диалог», «Швецарстудии», театра «Пилигримов» и других коллективов [1]. К современной пьесе обращался негосударственный театр «Юность» под руководством А. А. Худякова.
К сожалению, в силу различных обстоятельств и конфликтов, отсутствия условий для реализации своих проектов Иркутскую область покинули такие талантливые творцы, как В. Кокорин и В. Шевченко. На иркутской земле не удалось раскрыться таланту И. Вырыпаева, получившего в 2003 г. высшую театральную награду «Золотая маска» и завоевавшего множество других российских и международных наград за свою театральную и кинематографическую деятельность.
Центром музыкальной жизни области оставалась Иркутская областная филармония. Наиболее известным и профессиональным коллективом филармонии был Губернаторский симфонический оркестр, способный исполнять на высоком уровне произведения любой сложности. Свой профессионализм оркестр демонстрировал, в том числе, во время исполнения опер классического репертуара в концертном исполнении с участием солистов Большого театра России и оперного театра Ла Скала (Италия).
Главным дирижером и художественным руководителем Иркутского симфонического оркестра с 1990 по 2009 г. был О. Зверев. С 1 августа 2009 г. на должность главного дирижера и художественного руководителя Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии приглашен Илмар Лапиньш. Критики отметили новое звучание оркестра, слушатели стали значительно активнее посещать филармонические концерты.
В рассматриваемые годы артисты филармонии создавали различные творческие коллективы, исполняющие в основном музыку академического направления. В 1992 г. под руководством заслуженного артиста России И. Афанасьева был создан брасс- квинтет. В том же году Б. Семенова создала хоровой коллектив, впоследствии получивший название Молодежного камерного хора. В 1994 г. заслуженный артист России Ю. Кузьмин создал трио «Рондо», М. Крутикова - ансамбль «Барокко», а Ю. Кологреев - фортепианный квинтет. В 1995 г. скрипачка А. Варутина и органистка Л. Мацюра создали дуэт «Концертино». В 1998 г. появился ансамбль «Камерата», исполняющий произведения с участием гитары. В этом же году в филармонии начал свою работу ансамбль русских народных инструментов «Байкал-квартет» под руководством В. Соколова. В 1998 г. началась концертная деятельность ансамбля солистов Иркутской филармонии, направленная на возрождение забытых и редко звучащих образцов отечественной и зарубежной музыки, под руководством В. Карпенко. В 2003 г. под руководством Бориса Бикбова был создан ансамбль русских народных инструментов «Русский сувенир». Заслуженной любовью зрителей пользовалась концертная группа «Солнышко».
Гордостью филармонии в эти годы оставались ее солисты: заслуженная артистка России Н. Головина (сопрано), заслуженный артист России М. Клейн (фортепиано), М. Аюуш (баритон), Б. Изаксон (фортепиано), А. Чудновский (аккордеон), Н. Васильева (сопрано), Р. Бурматов (гитара).
Иркутская филармония ежегодно давала множество концертов в районах области. Гастроли симфонического оркестра и других коллективов филармонии успешно проходили в Японии, Германии, Китае, США, Канаде, Франции и Швейцарии [15, с. 2-15].
Филармония постоянно организовывала концертные программы для детей и юношества, лекторийные циклы и концерты для самой различной аудитории, продолжала традиции проведения фестивалей органной, камерной, хоровой и народной музыки, творческих вечеров иркутских композиторов и ведущих деятелей культуры.
Не терял своей популярности органный зал. Ежегодно проводился фестиваль камерной и органной музыки, организовывались концерты, оригинальные сольные программы Л. Мацюры и Л. Янковской, распространялись абонементы для детей и на другие мероприятия. В органном зале часто проходили гастроли известных в России и за ее пределами органистов и других музыкантов.
В начале XXI в. филармония стала центром хорового искусства Иркутской области. Здесь успешно выступали Иркутский камерный хор (художественный руководитель О. Баширина), академический хор молодежи и студентов классического университета (художественный руководитель Т. Ромащенко), ансамбль «Пой, Friend!» из ИрГТУ (художественный руководитель Г. Гиленова), молодежный камерный хор филармонии (художественный руководитель В. Щукина) [18]. На сцене филармонии выступал, созданный в 1991 г., иркутский хор «Доместик» (художественный руководитель Наталья Шадорова).
В 2011 г. филармония выступила организатором Первого международного фестиваля оперной музыки «Дыхание Байкала» и конкурса молодых оперных певцов «Бельведер».
Больших успехов добивалось новое поколение музыкантов. Так, Д. Мацуев - выпускник областной детской школы искусств, выпускник училища им. Гнесиных, Московской консерватории, стал победителем 11-го Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве в 1998 г. Позднее Д. Мацуев за большие заслуги в музыкальном искусстве и в общественной деятельности был удостоен многих наград, в том числе в 2006 г. ему было присвоено звание заслуженного артиста Российской Федерации, в 2011 г. - народного артиста Российской Федерации, в 2009 г. - почетного гражданина г. Иркутска. В 2009 г. Д. Мацуев стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Радовали жителей области своим творчеством иркутские композиторы А. Тепляков, В. Зоткин, Ю. Шуминов, JI. Янковская, Д. Григоруце, В. Соколов, С. Маркидонов, создававшие произведения преимущественно в камерно-инструментальном, песенном и романсовом жанре.
С 1997 г. в области действовало Иркутское областное представительство Союза композиторов России. В 2003 г. была создана Иркутская областная организация «Союз композиторов» (председатель JI. В. Янковская). Основной формой работы союза стала концертная и издательская деятельность, содействие творческому росту молодых композиторов.
Активно развивалась музыкальная фестивальная жизнь. В Ангарске и Иркутске «Ангарский джазовый фестиваль» собирал полные залы.
В июне 2006 г. состоялся 1 -й Международный фестиваль джазовой музыки «Джаз на Байкале». Перед иркутянами выступили около 20 ярчайших джазовых коллективов и музыкантов США и России, в том числе квартет Д. Грина, трубач Дж. Пелт, американская джазовая певица Ш. Джордан. Фестиваль стал традиционным.
Тысячи любителей авторской песни и не только из Иркутской области собирались на ежегодном фестивале авторской песни на р. Олхе.
Крупнейшим музыкальным событием в жизни области стал прошедший в сентябре 2004 г. 1-й Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале», инициатором которого стал пианист Д. Мацуев. В концертах в Иркутске приняли участие прославленный маэстро М. Горенштейн, скрипач, народный артист России М. Федотов, В. Спиваков, Г. Гаранян [3]. Первоначально проводившийся раз в два года фестиваль стал неотъемлемой частью культурной жизни региона, и в 2008 г. было принято решение проводить фестиваль ежегодно.
Ключевую роль в культурно-просветительской и образовательной деятельности для населения области играли библиотеки. На протяжении 90-х гг. библиотечная сеть области неуклонно сокращалась. Если в 1991 г. в области действовало 1027 библиотек, то в 1999 г. только 850. В основном сокращались библиотеки городов и поселков городского типа [32; 38]. В 2011 г. в области насчитывалось 790 публичных библиотек, из них 5 были государственными)[1]. Основной проблемой библиотек оставалось моральное и физическое старение фондов. Для сохранения показателей объема фондов библиотекам приходилось искусственно сдерживать процесс списывания библиотечных экземпляров. Объемы закупок книг значительно отставали от потребностей. Все это в совокупности негативно сказывалось на популярности библиотек у читателей.
Ведущим методическим центром все описываемые годы оставалась областная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского. В течение многих лет здание библиотеки находилось в аварийном состоянии. В октябре 1995 г. произошло обрушение исторического здания библиотеки, став наглядным примером неблагополучия в этой сфере [20]. Низкой была зарплата библиотекарей, слаба автоматизация библиотечного дела.
С 1997 по 2006 г. в библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского произошли значительные изменения, в том числе были созданы американский центр, центр французского языка и культуры, отдел автоматизации и информатизации, электронный читальный зал, публичный центр правовой информации, отдел историко-культурного наследия, информационный центр восточной культуры. Читателям была предоставлена возможность бесплатного доступа к сети Интернет, просмотра передач телевидения европейских стран, художественных и документальных фильмов в видеозалах и другие новые услуги. На рубеже нулевых и 10-х гг. XXI в. библиотека стала активно заниматься предоставлением услуг в электронном виде. Был открыт доступ к библиотечным каталогам и другим ресурсам, в том числе к базе периодических изданий, выпущенных на территории современной Иркутской области.
Деятельность Областной юношеской библиотеки им. И. П. Уткина была ориентирована на создание условий для социализации молодого человека. Библиотека работала в качестве научно-методического центра для муниципальных библиотек Иркутской области, обслуживающих молодых читателей. Для поддержки начинающих авторов библиотека издавала литературно-художественный альманах «Первоцвет».
Областной детской библиотеке в 1997 г. было присвоено имя иркутского писателя М. Сергеева. В 2001 г. в филиале библиотеки был открыт отдел краеведения и литературного наследия М. Сергеева, где была развернута постоянно действующая выставочная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя.
В 1997 г. в Иркутске было создано новое муниципальное учреждение культуры - Гуманитарный центр-библиотека им. семьи Полевых. История его создания ведет свой отсчет с завещания г. Иркутску уникального книжного собрания, состоявшего из 15 тыс. книг на разных языках и 25 тыс. периодических изданий на русском языке, которые издавались на протяжении десятков лет и практически отсутствовали в библиотеках России.
Постоянно увеличивали объем основных и вспомогательных фондов государственные и муниципальные музеи Иркутской области, призванные хранить, изучать и популяризировать наследие народов России. Образовывались и новые музеи. Так, 1 января 1992 г. филиал Иркутского областного краеведческого музея был преобразован в архитектурно-этнографический музей «Тальцы». 21 сентября 1996 г. был торжественно открыт Музей истории города Иркутска. В 1999 г. у музея появился филиал - Городской выставочный центр им. В. С. Рогаля. К 2011 г. в области насчитывалось 48 музеев, 3 из которых входили в состав культурно-досуговых центров. В этом году в государственных музеях области хранилось около 500 тыс. музейных предметов [22]. Особо ценными коллекциями обладали такие старейшие собрания, как Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева и Иркутский областной краеведческий музей.
Особое место в культурной жизни региона занимал архитектурно-этнографический музей «Тальцы», расположенный в 47 км от Иркутска на правом берегу Ангары. В музее были ретроспективно воссозданы историко-культурные зоны Прибайкалья: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. В 1995 г. Указом Президента РФ музейный комплекс был отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В 1999 г. музей, ранее функционировавший только в летний туристический сезон, перешел на круглогодичную работу. В этом же году он стал Методическим центром Сибири и Дальнего Востока по проблемам музеев под открытым небом архитектурно-этнографического профиля. Заслуженно пользовались любовью иркутян традиционные народные праздники, проводимые в музее: Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Вокруг музея объединились мастера, владеющие навыками ткачества, плетения из лозы, изготовления изделий из бересты и глины.
В 1991 г. был закрыт на капитальный ремонт отдел природы Иркутского областного краеведческого музея, с этого времени началась разработка проекта новой экспозиции по природе Прибайкалья. В 1996 г. был открыт первый зал, а в декабре 2000 г. - экспозиция была открыта полностью.
3 октября 2005 г. была открыта Музейная студия краеведческого музея. Кроме показа коллекций в его залах проводились семинары, научно-практические конференции. Ежегодно здесь собирались представители музеев Иркутской области на областной музейный фестиваль «Маевка». Большой популярностью у посетителей студии пользовались концерты народной и классической музыки.
В 2000 г. Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов выделился в самостоятельное государственное учреждение культуры. До 2008 г. музей возглавлял Евгений Александрович Ячменев.
В структуру музея вошли два экспозиционных отдела «Дом и усадьба Трубецких» и «Дом и усадьба Волконских». Дом и усадьба Трубецких в 2006 г. был закрыт на реставрацию. После окончания реставрации, в 2011 г., в доме была восстановлена постоянная экспозиция «Каторга и ссылка декабристов. Семья Трубецких в сибирской ссылке».
Ежегодно в декабре музей проводил традиционный областной фестиваль «Декабристские вечера». В дни фестиваля шли концерты в Иркутской областной филармонии, литературно-музыкальные салоны в домах Волконских и Трубецких, литературные вечера в областных и городских библиотеках, выездные мероприятия в городах и селах Иркутской области. При доме-музее Волконских открылся и существовал домашний театр Волконских.
В 1990 г. Иркутскому областному художественному музею было присвоено имя его основоположника— В. П. Сукачева. В 1992 г. в структуре музея была открыта научно-реставрационная мастерская, которая стала единственным подобным подразделением в региональных музеях Сибири. Музей развивал широкие всероссийские и международные связи. В 2004 г. был реализован проект «Эрмитаж в Сибири». Традицией стали выставки в ИОХМ шедевров из Японии, Кореи, Китая, Великобритании. Музей демонстрировал свои художественные сокровища в различных регионах страны [16, с. 14—15]. На базе музея активно проводились музыкальные, творческие, литературные вечера с участием известных российских музыкантов, актеров, литераторов.
Значительные усилия были приложены к реставрации объектов усадьбы городского типа В. П. Сукачева, расположенной в уникальном парке, занимающем около 4 га. К 160-летию со дня его рождения (2009 г.) в главном доме была создана обновленная мемориально-художественная экспозиция семьи Сукачевых. Фонды музея активно пополнялись произведениями современных сибирских, особенно иркутских мастеров.
По сути, все годы художественный музей оставался центром для демонстрации художественного наследия и современной художественной жизни Иркутска, а также одним из наиболее известных за пределами Иркутской области областных учреждений культуры.
Известностью пользовались уникальный Ангарский музей часов, Братский государственный объединенный музей и другие муниципальные музеи.
Уникальным частным музеем стала картинная галерея поэта Владимира Пламеневского, открытая им в 1996 г. в п. Листвянка на Байкале вместе с гостевыми домиками. Частыми посетителями и жильцами галереи стали художники из Москвы и Санкт-Петербурга, Франции и Канады, Германии, Японии, США. В 2008 г. галерея полностью сгорела, из 300 произведений удалось сохранить только 54 [25]. Позднее галерея была восстановлена.
Развивалось народное творчество Приангарья как часть наследия национальной культуры народов, населяющих Сибирь. Специфичность народного творчества жителей области состояла в том, что наряду с традиционным искусством коренного населения (буряты, эвенки, тофалары) сохранились традиции носителей других культур (белорусы, поляки, украинцы, немцы). Среди ремесел наиболее распространенной в регионе были резьба по дереву и бересте. Мастера изготавливали высокохудожественные и одновременно утилитарные предметы домашнего обихода - туеса, коробы, шкатулки, столы и пр. Также была распространена вышивка, художественная керамика, резьба по камню.
Продолжал свою деятельность Областной центр народного творчества и досуга. В октябре 2003 г. ОЦНТиД, впервые за свою 65-летнюю историю, получил в подарок свой собственный дом - был воссоздан историко-архитектурный памятник 1880-х гг. постройки — дом причта Тихвинской церкви. Гордостью центра стал выставочный зал, где постоянно размещались экспозиции мастеров Иркутской области.
Центр был главным организатором таких известных мероприятий, как областной фестиваль «Дни русской духовности и культуры «Сияние России», фестивалей «Рождественская звезда», «Золотой микрофон», «Поющее Приангарье», «Сибирское мужское братство», «Байкальское кружево», «Театральная деревня», «Театральная весна на БАМе», «Прикосновение к русской классике», «Сибирские родники», Всероссийский фестиваль видеофильмов по народному творчеству, традиционной культуре и этнографии, Всероссийский фестиваль детских и юношеских любительских театров «Театральные каникулы на Байкале» и мн. др.
Деятельность ОЦНТиД была отмечена многими наградами, в том числе он стал «Лучшим Центром (Домом) народного творчества Российской Федерации» в 2004-2005 гг., 2008 г.
Пожалуй, из всех отраслей сферы культуры наиболее успешно встроился в систему рыночных отношений кинопрокат. Однако и он в начале 90-х гг. переживал кризис. Только в 1992 г. цена посещения кинотеатра возросла в среднем в 3 раза, цена фильмокопии в 20 раз. Это вызвало снижение посещаемости кинотеатров [26].
В июне 1992 г. в редакции газеты «Восточно-Сибирская правда» состоялся круглый стол, посвященный проблемам кино- проката. Собравшиеся отметили резкое сокращение сети кинотеатров, их бедственное материальное положение. Крайне тяжелая ситуация сложилась на селе. Особую критику вызывало засилье американских фильмов, пропагандирующих жестокость. Однако признавалось и низкое качество современных отечественных лент [28]. Переломить ситуацию не удалось. Только с 1996 по 2001 г. число киноустановок сократилось более чем в четыре раза - с 448 до 105 [18, с. 41]. В 2010 г. в Иркутской области насчитывалось 60 кинотеатров, из них 28 были государственными и муниципальными, оставшаяся часть ведомственными и частными [23].
Однако ситуация в кинопрокате изменилась если не в количественном, то в качественном плане. В областном центре, в городах Братске, Шелехове и Ангарске, благодаря частной инициативе, происходило переоборудование кинотеатров с использованием современных технологий. Обновленные кинотеатры стали основой для проката, прежде всего, зарубежных картин. Но больше стало демонстрироваться и отечественных фильмов.
Продолжали свою деятельность Иркутская студия кинохроники, Восточно-Сибирское отделение Союза кинематографистов России. Большой популярностью пользовались «киновидеочетверги», на которых обсуждались фильмы различных студий кинохроники области. Иркутские кинематографисты успешно участвовали в престижных российских кинофорумах. Прекрасную иркутскую школу демонстрировали кинооператор Е. Корзун, кинорежиссер В. Рютин.
В 1997 г. было создано государственное учреждение «Иркутский областной кинофонд». Его задачей было сохранить кинофонд и обеспечивать новыми фильмами кинотеатры региона. В хранилище облкинофонда размещалось более 2000 копий документального и научно-популярного кино. Учреждение занималось производством фильмов, созданием кинолетописи области, демонстрацией новинок российского и зарубежного кинематографа, которые не поступали в «массовый прокат».
Наиболее значимым событием в сфере кинематографии стал Международный фестиваль документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа». В конкурсной программе 2001 г. было показано 38 фильмов производства 14 киностудий и 5 региональных телестудий России, а также кинематографистов Китая, Финляндии, Белоруссии, Латвии, Украины, Германии [18, с. 26]. Фестиваль стал традиционным, в его рамках ежегодно стали проходить круглые столы по проблемам документального кино и экологического просвещения, открытые уроки для школьников и студенчества с участием выдающихся деятелей кинодокументалистики и другие мероприятия.
Продолжал свою работу один из старейших и наиболее авторитетных творческих союзов — Иркутская организация Союза художников России. Активно работали такие известные и талантливые творцы, как А. Алексеев, Б. Бычков, А. Костовский, JI. Сериков, С. Элоян, В. Кузьмин, В. Тетенькин, В. Рогаль, В. Смагин, Е. Ушаков, Е. Шпирко, Р. Бардина, Е. Симонов, А. Лодянов, Н.Лодянова, В. Соколов и мн. др.
Убедительно заявили о себе и художники 1990-х гг., такие как В. И. Несынов, С. Г. Жилин, Г. Ю. Кузьмин, Я. Ю. Лисицина, Е. В. Монохонов, А. О. Погребной, П. П. Ончуков. Активную творческую деятельность вело молодежное объединение Союза художников, объединяющее профессиональных художников, искусствоведов, студентов художественного училища, факультетов изобразительных искусств технического и педагогического университетов.
Приоритетным направлением в работе Иркутского регионального отделения Всероссийской творческой организации «Союз художников России» оставалась выставочная деятельность. Проходили как совместные, так и персональные выставки. В 1996 г. состоялась выставка иркутских художников в Москве. В 2002 г. были проведены традиционная осенняя областная художественная выставка, персональные выставки в Москве, Красноярске. С выставочными работами познакомились жители Братска, Усть-Илимска, Усть-Орды. Достойно представили иркутскую школу живописи в Швейцарии, Германии мастера кисти С. Жилин, И. Ширшков, С. Элоян, А. Пурлик.
Самым масштабным событием в истории художественной жизни Иркутской области стала региональная выставка «Сибирь-9», прошедшая в сентябре 2003 г. Участие в ней приняли более 600 живописцев, скульпторов, графиков, иконописцев, мастеров декоративно-прикладного, народного, театрально-декорационного искусства, дизайна и художественного проектирования из разных регионов Сибири [5].
В июле 2004 г. 25 лучших художников Иркутской области с большим успехом демонстрировали свое искусство в Москве, в Центральном доме Союза художников. А. Алексеев, В. Рогаль, А. Муравьев, А Лодянов, Н. Башарин, Г. Шихалев, Е. Турунов, А. Шипицин сумели подтвердить высокий авторитет сильной и самобытной школы иркутской живописи, отличительными особенностями которой являются глубокая индивидуальность и высокое мастерство авторов [21].
В 2012 г. большая выставка иркутских художников состоялась в Москве, в стенах Государственной Думы Российской Федерации.
В 90-е гг. XX столетия и первые годы XXI в. при Иркутском союзе художников продолжила свою деятельность группа художников, работающая в различных областях декоративного искусства: керамике, фарфоре, стекле, ювелирном искусстве, гобелене, дереве. Работы иркутских мастеров экспонировались на областных, всесоюзных и международных выставках, пополняли собрания музеев Иркутска и других городов. Благодаря работе иркутских прикладников значительно обогатился художественный облик продукции предприятий области.
Особенно сложно пришлось прикладникам в 90-е гг., что во многом было связано с приостановкой и закрытием ряда предприятий. Свидетельством продолжения успешных творческих поисков стала выставка «Декоративно-прикладное искусство Иркутска. 20 век», прошедшая в залах Иркутского художественного музея им. В. П. Сукачева в 2000 г.
В 90-е гг. XX в. на Хайтинском фарфоровом заводе работали такие талантливые художники, как Л. Генинг, Л. Рычагова, 3. Кокорина, О. Вахрушева, С. Богданова, О. Копенкина.
Художники Приангарья продолжили создание удивительных по форме и богатству содержания произведений из керамики: декоративные композиции, игрушки, декоративные наборы посуды, вазы, сервизы, блюда, сосуды, панно, украшения. Во многих произведениях нашли отражение образы сибирской природы и народной жизни. С большим интересом жители области относились к творчеству Л. и С. Назаровых, А. Иванова, Т. Мамиловой, В. и О. Никишиных, Т. Кузнецовой, В. Максимова и мн. др.
Большое значение для развития прикладного искусства в нашей области сыграло открытие в 1993 г. в ИрГТУ кафедры монументально-декоративной живописи во главе с В. Г. Смагиным и декоративно-прикладного искусства и дизайна во главе с В. И. Несыновым.
Единственным представителем такой сложной области декоративного искусства в нашей области, как «декоративное стекло», является воспитанник ленинградской художественной школы Б. Т. Бычков, чья жизнь в Сибири была много лет связана с Тулунским стекольным заводом. Большой вклад в развитие искусства обработки камня в Сибири внесли художники А. и Н. Лодяновы. На долгие годы их любимым камнем стал нефрит. Интересные изделия из гобелена создают в эти годы В. Смагин, А. Медведев, Н. Лебедева и др. Славные традиции резчиков по дереву Приангарья продолжила художница из Братска О. Крылова. Мастерское владение приемами обработки металла, камня, дерева, кожи, кости демонстрировал в своих произведениях А. Огиенко. Очень сложные и философски наполненные скульптуры из дерева создал в эти годы Л. Сериков [6, с. 6-105]. В марте 2009 г. художники-прикладники создали свое творческое объединение «Иркутское областное отделение «Союз художников и ремесленников Прибайкалья».
Творческая жизнь писателей шла в условиях значительного ухудшения их положения. Сильным ударом для литераторов стало крушение системы государственного книгоиздательства. В первой половине 90-х гг. было выпущено вдвое меньше книг, чем за предыдущие 5 лет.
До 1995 г. успели появиться роман Д. Сергеева «Посреди зимы», роман К. Балкова «Идущие во тьму», сборник И. Комлева «У порога», некоторые работы М. Трофимова, А. Просекина, М. Сергеева, В. Пламеневского, А. Румянцева, С. Иоффе. Вышли первые отдельные издания прозаиков А. Семенова, Т. Швецова, В. Диксона, поэтессы Т. Мироновой, сборник молодых «Авантюра по имени Новая Жизнь». Однако большинство произведений так и оставались неопубликованными.
Практически перестала выпускать книги иркутян Москва. Из-за удорожания бумаги, типографских и транспортных расходов снизилось количество выпускаемых книг Восточно-Сибирским книжным издательством. Прекратился выпуск серий, принесших издательству всероссийскую известность: «Полярная звезда», «Литературные памятники Сибири», «Замечательные люди Сибири», «Сибирская живая старина». Прекратил свою деятельность Литературный фонд СССР, предназначенный для организации материальной поддержки литераторов, содействия их творчеству.
Отсутствие средств поставило под вопрос существование журнала «Сибирь», органа, который, по существу, и сплачивал ряды писательской организации. Номера выходили от случая к случаю. Радикально были сокращены штаты писательской организации. Серьезную помощь писателям оказывали областная и городская администрации, но помощь не была достаточной.
Несмотря на многочисленные трудности, в начале 90-х гг. появились новые периодические издания — альманах «Иркутская старина» (сост.-ред. В. Козлов) и журнал «Сибирячок» (гл. ред. С. Асламова) - единственный в Восточной Сибири детский журнал [24, с. 8-9]. Деятельность редакции была оценена Всероссийским обществом охраны природы Памятной медалью за экологическое воспитание детей. С 2006 по 2011 г. журнал неизменно получал Знак отличия «Золотой фонд прессы». Издания, имеющие данный знак, рекомендовались российским библиотекам для комплектования своих фондов. В силу своей высокой социальной значимости журнал «Сибирячок» стал государственным учреждением и полностью финансировался из областного бюджета.
Внутри писательской организации продолжался кризис, причиной которого оказались идеологические разногласия по политическим, национальным, культурным вопросам. К началу 90-х гг. из организации вышло 11 писателей.
В 1992 г. в качестве самостоятельной организации оформилось Иркутское региональное отделение Союза российских писателей, который возник как противовес Союзу писателей России - правопреемнику СП РСФСР. Новая организация стояла на демократических позициях. В нее вошли: А. Шастин (первый руководитель), Ю. Самсонов, С. Иоффе, В. Захарова, А. Кобенков, Дм. Сергеев, М. Сергеев, Е. Жилкина, В. Марина, Б. Левантовская, В. Трушкин. В 1992-1995 гг. в организацию вступили писатели, уже имевшие опубликованные книги, в том числе Ф. Боровский, А. Просекин, Б. Ротенфельд, Л. Бендер, О. Корнильцев, В. Пламеневский и другие писатели, драматурги, поэты, критики. В мае 1999 г. союз открыл в Иркутске свой Дом литераторов имени Марка Сергеева [2].
Позднее, в 2001 г. поэтом А. Румянцевым была создана новая Иркутская областная писательская организация, в которую кроме него вошли прозаики К. Балков, Ю. Балков, Б. Лапин, поэты В. Соколов и И. Новокрещенных, сказочница С. Волкова.
В начале 90-х гг. при организации Союза писателей России были созданы издательства «Сибирь», «Папирус», «Письмена», которые за пять лет своей работы издали более 50 книг [24, с. 8]. Позднее появилось некоммерческое объединение «Иркутский писатель», возглавляемое А. Лаптевым. Книги выходили на деньги авторов, спонсоров, а также за счет средств, выделенных администрациями области и г. Иркутска. Зачастую писатели вместо гонораров получали часть тиража для реализации [29, с. 40—41 ].
Несмотря на сложности, писатели активно работали с общественностью, при полных залах проводили свои творческие вечера, юбилеи писателей-классиков, встречи с духовными, политическими, общественными деятелями. Активно работали писатели с литературно одаренной молодежью [9]. Большое значение для творческой молодежи играл заочный семинар Московского литературного института им. А. М. Горького, в котором занималось 12 молодых писателей области. Руководителями семинара были В.Распутин и А. Румянцев.
К концу 90-х гг. ситуация в писательской среде начала выправляться, усилилась поддержка союзов со стороны администрации Иркутской области; деньги, в том числе, выделялись на издание журнала «Сибирь».
В. Г. Распутин в эти годы написал свои новые рассказы о народных бедах в постперестроечной России, выступил с яркими публицистическими статьями в центральной прессе, в которых раскрыл темы национального характера, сохранения веры предков - православия, необходимости ставить во главу угла духовно-нравственное, а не материальное начало. В год 60-летия писателя профессор ИГУ Н. Тендитник писала, что «...публицистика Распутина несет в себе сверххудожественную задачу. Она возвращает народу национальную память, художественный и нравственный опыт народа и его историю...» [33]. В 2004 г. у В. Г. Распутина вышла новая книга «Мать Ивана, дочь Ивана», продолжилась работа над книгой «Сибирь, Сибирь...».
Автором многочисленных очерков и статей о русской народной культуре выступил А. Г. Байбородин. Так, в 1992 г. он стал составителем сборника «Россия древняя и вечная», в котором поместил обширный очерк-размышление об отрицательном влиянии массовой культуры на молодежь и о необходимости возвращения к истинным, духовным ценностям.
Г. Машкин создал романы об освоении Сибири и воспоминания о писателях-современниках, В. Хайрюзов написал произведения, основанные на личном опыте, том числе об октябрьских событиях в Москве в 1993 г. О социальных и семейных проблемах в перестроечное время писала в своем сборнике повестей «Дело житейское» В. Сидоренко. Глубоким сочувствием к сербскому народу была наполнена повесть В. Нефедьева «Косовский дневник». В 2006 г. увидела свет книга Г. Пакулова «Гарь» о протопопе Аввакуме. Пьеса Н. Матхановой «Из Америки с любовью» была поставлена в драматическом театре, и в ходе гастролей была хорошо встречена американским зрителем. Своего читателя находили прозаики А. Гурулев, А. Семенов. Известность получили исторические романы О. Слободчикова. Начинавший как фантаст, А. Лаптев продолжил разрабатывать социальную тематику, в том числе в повести «Как я работал охранником». Стихи и прозу для детей и взрослых писал Ю. Баранов. Своих читателей находили прозаики В. Карнаухов, В. Максимов, А. Попов. Талантливые стихи, в которых переживалась современная судьба России, в это время писали А. Горбунов, Т. Суровцева, Р. Филиппов, В. Забелло, В. Соколов. О большой и малой родине, о выдающихся современниках писал в своих стихах В. Скиф.
Новой славной традицией стало проведение фестивалей поэзии на Байкале. Его создателем стал поэт Анатолий Кобенков. В те годы он возглавлял Иркутское отделение Союза российских писателей. За несколько лет существования гостями фестиваля стали А. Алехин, Л. Аннинский, М. Бородицкая, Р. Бухараев, Д. Веденяпин, А. Грицман, Е. Евтушенко, И. Ермакова, И. Иртеньев, В. Калашников, Т. Кибиров, К. Ковальджи, Г. Кружков, П. Крючков, Ю. Кублановский, А. Кушнер, Е. Рейн, О. Хлебников, Е. Чигрин, С. Янышев, М. Яснов и др. В 2002 г. фестиваль прошел под названием «Поэты - детям», в 2003 г. в лучших залах Иркутской области прозвучал голос замечательного поэта Е. Евтушенко.
В первое десятилетие XXI в. традиционными стали литературные вечера «Этим летом в Иркутске», проводившиеся на базе драматического театра и ставшие площадкой для встреч с заинтересованным зрителем писателей, поэтов, режиссеров и других деятелей культуры и искусства, придерживающихся преимущественно консервативных взглядов на развитие культуры и выступавших за сохранение традиционных ценностей. Ключевую роль в подборе участников вечеров играл В. Г. Распутин.
В 2010 г. было создано новое областное государственное учреждение - «Иркутский областной дом литераторов». Основной целью учреждения стала пропаганда и содействие литературному творчеству писателей области.
В 1993 г. прошли первые (ставшие затем ежегодными, а с 1997 г. - областными) Дни русской духовности и культуры. Их инициаторами стали В. Г. Распутин, епископ Иркутский и Ангарский Вадим и мэр г. Иркутска Б. А. Говорин. В течение недели в различных аудиториях вместе с иркутскими писателями выступали гости из Москвы, российских и сибирских городов - поэты, прозаики, публицисты, певцы, кинорежиссеры. «Дни русской духовности и культуры. Сияние России» стали одними из самых масштабными и значимых событий в культурной жизни области, возможностью познакомиться с творчеством лучших коллективов области, развивающих традиции народного творчества.
В 1993 г. было принято важное решение о возобновлении проведения после многолетнего перерыва конференции «Молодость. Творчество. Современность» в Иркутске. Конференция на много лет стала главной площадкой для роста и смотра сил творческой молодежи по различным направлениям культуры и искусства.
Ежегодно театральные подмостки, музыкальные коллективы, библиотеки, музеи и другие учреждения культуры пополнялись выпускниками 5 средних специальных учебных заведений, в том числе Иркутского областного колледжа культуры, Иркутского музыкального колледжа им. Ф. Шопена, Иркутского художественного училища (техникума) им. И. Копылова, Иркутского театрального училища, Братского музыкального училища. Также в области действовали учреждения дополнительного образования - школы искусств, которых в 2011 г. насчитывалось 110, в том числе одна областная.
В 2011 г. в г. Иркутске при Сибирской академии права, экономики и управления был открыт Институт культуры, в котором можно было получить высшее профессиональное образование в сфере культуры.
Большое внимание уделялось сохранению историко- культурного наследия. В начале XXI в. на территории области имелись объекты культурного наследия всех видов - памятники, ансамбли, достопримечательные места. Под государственной охраной состоял 491 памятник истории и архитектуры регионального значения, 79 - федерального значения, в том числе уникальный комплексный памятник инженерного искусства — Кругобайкальская железная дорога.
Статус «исторического населенного места» имели 9 городов и сел области, в том числе города Иркутск, Нижнеудинск, Киренск, Усолье-Сибирское, села Урик, Верхоленск, Бельск, Усть-Куда и Александровское.
Возводились новые памятники. Так, 16 февраля 1998 г. было начато строительство памятника воинам-интернационалистам на Площади Декабристов. Открытие памятника состоялось 8 мая 1998 г. 8 октября 1999 г. на бульваре Гагарина был торжественно открыт памятник сотрудникам правоохранительных органов, погибшим при исполнении служебного долга.
В октябре 2003 г. на бульваре Гагарина в Иркутске был торжественно открыт воссозданный памятник Александру III, средства на который были предоставлены ОАО «РЖД». Гармонично вписался в городской пейзаж открытый 20 сентября 2003 г. в г. Иркутске памятник драматургу А. Вампилову на ул. К. Маркса возле сквера у Драматического театра.
Общественную дискуссию вызвала установка 2 ноября 2004 г. памятника адмиралу А. Колчаку возле Знаменского монастыря в г. Иркутске. Большое количество памятников, в том числе памятник первопроходцам, были открыты в Иркутске в ходе празднования 350-летия г. Иркутска.
К 350-летниму юбилею г. Иркутска по инициативе губернатора Иркутской области Д. Ф. Мезенцева была начата реставрация 130-го исторического квартала города «Иркутская слобода», в том числе там началось строительство музея ремесел и интерактивного музея. В октябре 2012 г. на территории 130-го квартала был установлена бронзовая фигура мифического зверя бабра, несущего в зубах соболя, вызвавшая неоднозначную реакцию иркутян.
В 2006 г. произошло объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В соответствии с политическими договоренностями Усть-Ордынский округ сохранил за собой особый статус, закрепленный законодательно. Одним из выражений особого статуса стала поддержка деятельности государственных учреждений культуры, действующих на территории округа, в том числе национальной библиотеки, национального музея, киноконцертного зала «Эрдем», ансамбля «Степные напевы» и др. Также было создано новое государственное учреждение культуры, призванное содействовать развитию культуры народов, традиционно проживающих на территории округа — «Центр сохранения и развития бурятского этноса», в 2011 г. переименованный в «Центр культуры коренных народов Прибайкалья».
Подводя итоги, следует отметить, что в 90-е гг. культура Иркутской области пережила серьезный кризис, разрушение материальных основ культурной деятельности, морального упадка. Позднее ситуация значительно улучшилась, однако за весь «постсоветский» период не удалось решить такие сложные проблемы, как старение объектов недвижимости учреждений культуры, сокращение и моральное старение библиотечных фондов, разрушение музейных предметов из-за отсутствия реставрационной базы. Низким оставался уровень оплаты труда работников культуры. В наиболее тяжелом положении находилась сельская культура. Талантливая молодежь и уже состоявшиеся творцы продолжали покидать Иркутскую область, уезжая в центральные города России и за рубеж.
В то же время свобода художественной деятельности, сильные творческие школы, творческий энтузиазм артистов, художников, музыкантов, писателей и других деятелей культуры и искусства позволили и в эти сложные годы создавать ценные в художественном смысле произведения, которые продолжали находить своего слушателя, читателя, зрителя.
[1] Информация Министерства культуры и архивов Иркутской области.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей