Основным видом хозяйственной деятельности бурят на протяжении веков были скотоводство, земледелие и ремёсла.
Ко времени присоединения территории Прибайкалья к России основу хозяйства бурят предбайкалья составляло полукочевое, а у бурят Забайкалья кочевое скотоводство. Таковым оно сохранялось до начала 20 века. Большинство населения разводило четыре вида скота: лошадей (морин), крупный рогатый скот (унеэн), овец (хонин), и коз (ямаан). На территориях, граничащих с Монголией, разводили верблюдов (тэмээн).
Скот большую часть года проводил на пастбищах, зимой содержался возле жилищ в загонах. Особенно важную роль в хозяйстве играли лошади, которые широко использовались для работ, езды и перевозки грузов. Продукты коневодства использовались в быту. Конское мясо и сейчас считается лакомым блюдом, волос шел для изготовления веревок, сетей, из кожи шилась обувь, делалась сбруя.
Особое значение имели овцы. Мясо употреблялось в пищу, из шерсти изготовлялся войлок, а из овчины — одежда. Особым образом приготовленная голова барана преподносилась гостям как дорогое угощение.
Коров держали главным образом ради молока и мяса. Для защиты скота от холода и хищников строились загоны и утепленные помещения. Часто скот содержался в нежилых юртах.
Буряты знали много народных способов лечения скота. Но часто они были бессильны против опасных болезней, таких как чума, сибирская язва, ящур и сап. Поэтому они нередко прибегали к различным религиозным обрядам. Существовали обряды очищения скота огнем, посвящения животных богам. Лошади и овцы приносились в жертву.
В долгие зимние месяцы скот подкармливали сеном, которое заранее заготавливалось на утугах — удобренных навозом сенокосных угодьях, которые давали хорошую сочную траву. Использовалось орошение.
Наряду со скотоводством у бурят существовало пашенное земледелие. До прихода русских оно было преимущественно мотыжным, то есть в том же виде, в котором оно было унаследовано от курыкан. В дальнейшем, преимущественно под влиянием русских, у бурят-земледельцев появились деревянные бороны и сохи, в которых впрягалась лошадь. Хлеб убирали косами-горбушами, позже — косами-литовками.
Молотили хлеб при помощи цепов, веяли деревянными лопатами и решетами.
В XIX веке земледелием широко занимались аларские, идинские, балаганские буряты, жившие в плодородных речных долинах. В открытых степных районах поля располагались близко к жилью, не требовали больших усилий на обработку, но урожайность из-за заморозков и ветров была невысокой.
Предпочтение отдавалось гористым и лесистым местам, хотя раскорчевка леса и распашка земель требовала больших усилий и была доступна только состоятельным людям.
Буряты сеяли рожь, в меньшем количестве пшеницу овес и ячмень. Из крупных культур в отдельных местах высевались просо и гречиха. Сельскохозяйственные работы обычно укладывались в традиционные сроки, которые были весьма сжатыми, например, сев яровых начинался 1 мая и заканчивался 9-го.
Восприняв у русских методы земледелия, буряты также заимствовали обычаи русских оставлять после уборки урожая споп, стебли которого свешивались под тяжестью колосьев, называемый бурханай hахал («божья борода») в честь святого Николая-угодника, нашедшего своё место в шаманистской религии бурят в качестве покровителя земледелия.
Применялись приемы для повышения производительности полей — прополка хлебов, орошение, удобрение земель навозом. В целом до прихода русских земледелие не имело столь большого значения. Восприняв у русских железный плуг, борону буряты стали заниматься земледелием в большем объеме.
Из ремесел, прежде всего, следует отметить кузнечное дело. Оно исстари пользовалось у бурят уважением, кузнецы —дархаты обычно окружались большим почетом. По поверьям бурят, первым кузнецом был небесный дархан Божинтой-убгэн, каждый из девяти его сыновей был эжином-покровителем какого-либо кузнечного инструмента.
У бурят существовало почитание железа и предметов из него. Считалось, что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они будут лучшим оберегом от злых сил. Профессия кузнеца была наследственной (дарханай утха), причем кузнецами иногда были шаманы. Кузнецы изготовляли орудия охоты, военного снаряжения (наконечники стрел, ножи, копья, топоры, шлемы, доспехи), предметы быта и орудия труда, в частности, котлы для варки пищи (таган), ножи (хутага, хоjго), топоры (hухэ) и т.д. Большое значение имело производство подков, удил, стремян, пряжек и прочих принадлежностей конской сбруи.
Различались белые (по цветным металлам) и черные (по железу) кузнецы, что служит указанием, что были и ювелиры. Белые кузнецы изготавливали главным образом из серебра украшения для одежды, головных уборов, делали насечки орнамента на ножи, кубки, огнива, различные серебряные накладки на кольчуги и шлемы. Некоторые кузнецы изготовляли предметы шаманского культа. Работа кузнецов была очень искусна, работы по нанесению насечек по железу не уступают по красоте и качеству дагестанским и дамасским изделиям.
Помимо кузнецов и ювелиров, существовали и бондари, седельщики, токари, сапожники, шорники. Бондарный промысел обслуживал помимо хозяйственных нужд и прибайкальскую промышленность, был особо распространен среди бурят, проживавших возле Байкала. Следует отметить также судостроение, изготовление курительных трубок, седел и т.д. Трубки выделывались кустарями-трубочниками из березовых корней, украшались чеканкой с орнаментом, как и ножи, огнива.
Конские седла были двух видов — мужские и женские, последние отличались лишь меньшими размерами, изяществом и тщательностью отделки.
В XIX веке значительная часть бурятского населения жила в поселениях - улусах, разбросанных по речным долинам и нагорьям. Каждый улус состоял из нескольких семей — айлов или хотонов, объединенных по родовому признаку. Население проводило в улусах холодное время года, поэтому они назывались еще зимниками. Количество дворов в них было различно — от 10-12 дворов до восьмидесяти десятков. На зимниках располагались много стенные деревянные юрты, избы русского типа, хозяйственные постройки. Летом буряты Предбайкалья кочевали на летники, которые располагались вблизи пастбищ. Там обычно жили в войлочных или деревянных юртах. В Предбайкалье войлочные юрты стали исчезать еще к приходу русских, а в Забайкалье были распространены с плоть до революции.
Деревянные юрты, распространенные в Предбайкалье, имели покатую крышу и чаще всего строились в восемь стен из круглых лиственничных или половинчатых бревен, уложенных в 12-14 рядов. Диаметр юрты достигал 10 метров.
В центре, для поддержания потолка, устанавливали столбы с балкой. Потолок юрты покрывался вымоченной корой, дерном и тёсом. Внутри юрта делилась условно на две половины. В западной части — баруун тала - находились сбруя, орудия труда и оружие, на стене висели онгоны-изображения духов, а в восточной-зуун тала -размещались кухня, кладовая. По обычаям, замужней женщине запрещалось входить в западную половину. Северная часть юрты-хоймор, располагалась напротив двери. Сюда, под защиту огня, ставили зыбку (улгы) с грудным ребенком, сажали гостей. Посреди юрты располагался очаг и таган — большой чугунный котел. Дым поднимался вверх, и выходил через отверстие в потолке. Очаг считался священным, и с ним связаны многочисленные правила и обряды.
В северо-западной стороне устанавливалась деревянная кровать, в стене северо-восточной стороны вделывались или просто расставлялись полки для утвари. Снаружи иногда пристраивалось крыльцо, и была вкопана коновязь — сэргэ, верх которой украшался резным орнаментом. Сэргэ служил предметом особого почитания и являлся показателем достатка семьи, так как его отсутствие означало безлошадность, бедность.
Из других отраслей хозяйства среди бурят были распространены охота и рыболовство. Промысловыми являлись практически все дикие животные, обитавшие в местах расселения бурят. Много добывалось белок, горностаев, соболей. Популярными трофеями были косуля, изюбрь, лось, волк, кабан, медведь, рысь. Орудиями охотничьего промысла являлись ловушки, луки и стрелы (номо годли), самострелы, с приходом русских — огнестрельное оружие.
Охота у бурят была окружена всевозможными поверьями и запретами. С древности практиковалась облавная охота зэгэтэ аба, прежде в них участвовало несколько сотен, а то и тысяч человек. Ольхонские буряты, жившие на Байкале, занимались нерпичьим промыслом. Нерпу били в основном зимой и весной на льду, ловили сетями или стреляли из ружей. Рыбу буряты ловили сплетенными из прутьев ловушками, острогой, сетью, неводами, удочками (гахуули, урга). Был распространен лов рыбы с помощью перегораживания рек. Осенью рыбу добывали во время ледостава, оглушая рыбу колотушкой.
Одежда бурят изготавливалась в основном из продуктов скотоводства, обрабатывавшихся домашним способом. Из овчин шили шубы, из кожи — обувь, из шерсти — чулки и т.д.
Мужчины носили халаты с округлым воротником, доходившим до пояса, меховую шапку из овчины, песца. Черно-бурой лисицы, выдры, соболя и др. Богачи носили летом халаты из бархата или шелка, который привозился из Китая. Халат украшался орнаментами, которые в разных районах были разные. Многое в одежде к началу ХХ века было заимствовано у русских.
Женщины также ходили в халатах, которые как и у мужчин, запахивались налево. Поверх халата они одевали безрукавку, которая в разных районах называлась сэжээбшэ, хубhайси, дэглээ. Безрукавка имела пришитую к ней сборчатую юбку. Безрукавку женщины носили постоянно. Женская одежда украшалась орнаментами, бисером, драгоценностями, монетами. Шапка (бортого и биизга малгай) шилась из ткани и меха. Из обработанной кожи, шкур, юфти, овчины и т.д. шились унты (гутал, годhон) как мужские, так и женские. Женские унты отличались легкостью и изяществом. Носок украшался орнаментом.
Основой питания бурят служили молочные (сагаан эдеэн) и мясные (мяхан) продукты, в меньшем количестве употреблялось мучное. Многовековое занятие скотоводством способствовало выработке многообразия молочных продуктов, которые потреблялись не только в весенний и летний периоды максимальных удоев, но и в различных видах заготовлялись на зиму. Основной пищей являлось мясо. Из него делали кровяные колбасы, позы и т.д. употребляли в чистом виде. Лакомством считалась свежая сырая баранья печенка. Из мучных продуктов был распространен зоохэй-саламат, который изготовлялся из поджаренной муки и сметаны. Любимым напитком был чай, к нему добавлялось молоко, иногда соль. Чай варили из трав, из березовых наростов-чаги, ввозили из Китая и Индии. Широко были распространены напитки из молока (архи, hурэнгэ, аарса, тараг, кумыс).
Традиционная утварь состояла из чугунных котлов, медных чайников, деревянной посуды, а также кожаных сосудов и мешков из сыромятной кожи. В мешках хранилось зерно, мука, при перевозке укладывались домашние вещи. К деревянным сосудам относились ведра (хунэг, тудхуур), кадки для приготовления простокваши, корыта, долбленые блюда, деревянные ковши, чайные чашки-тагша. С начала XX века стала широко применяться европейская посуда.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей