История электрификации Иркутска началась в декабре 1896 года, когда купец А. Второв поставил в городе первые четыре столба для электропроводов.
Керосиновые и газовые лампы
Как и любой российский город, Иркутск долгое время испытывал трудности с освещением. Жалоб от жителей с каждым годом становилось все больше и больше. Дело доходило до того, что люди просто боялись выходить на улицы по ночам. В 1859 году городской голова купец первой гильдии И. С. Хаминов, известный меценат и общественный деятель, за свой счет устроил на нескольких центральных улицах Иркутска – Большой и Амурской – 76 фонарей. Но это были отнюдь не электрические светильники. В те годы, как правило, фонари были или керосиновые, или газовые. Причем содержание подобного рода освещения было делом чрезвычайно трудным и опасным. Многофитильные фонари коптили, стеклянные колпаки бились...
Спирто–скипидарная жидкость
В 1874 году в городскую думу было сообщено о другом способе освещения городских улиц и площадей — спирто–скипидарной жидкостью и об устройстве в связи с этим новшеством новых столбов, фонарей, ламп...
3 сентября иркутский житель Понтович принял на себя обязательства доставлять по требованию Иркутской городской управы осветительную скипидарную жидкость для нового освещения. Жидкость эту он стал изготавливать в собственной лаборатории.
Понтович был провизором здешней городской аптеки, а инициатива его базировалась на опыте Нижнего Новгорода, откуда он выписал образцы ламп и образцы осветительной жидкости. По рецептам он попытался составить точно такую же, что использовалась в Нижнем, но «все было дорого и горело плохо». Как следует из архивного документа, «в мае сего года (1874) Понтовичем приготовлена жидкость своего изобретения, которая, благодаря вошедшему в нее соединению воды озера Байкал и качеству спирта, выделяемого на заводе Юдина, может оказаться пригодной для здешнего городского освещения...»
И действительно, опыты в присутствии начальников и отцов города дали положительные результаты. В октябре 1874 года в Иркутск прибыли первые 59 фонарей новой конструкции. А чуть позже, в ноябре, город заключил контракт с отставным казаком Андреем Ивановичем Локасовским на поставку 200 штук ламп желтой меди собственного производства для освещения жидкостью Понтовича. По распоряжению властей, освещение следовало начать не позднее 25 ноября.
Первая очередь новых ламп составила 70 штук. Фонари установили на Арсенальской площади, у дома Иркутского гражданского губернатора, у 1–й частной управы, дома полицмейстера, 2–й частной управы, в гостиных рядах, на Троицкой площади.
Новые фонари горели в среднем по 5 – 8 часов. Их зажигали с 6 часов вечера и до 5 утра. Есть сведения, что один фонарь обходился казне в 8 рублей, 5 рублей стоил отлитый столб, в 4 рубля обходилась лампа.
Вопрос освещения города неоднократно обсуждался в стенах городской думы. Действовала постоянная комиссия из гласных думы, а в 1894 году был представлен доклад о том, как лучше освещать Иркутск. Естественно, не обошлось без дискуссий. Так, гласный Кравец предлагал лампу системы «Прогресс» с одним фитилем, а гласный Новиков считал эту систему плохой и призывал остановиться на лампе системы «Солар». Доводы гласного Новикова были просты — керосину его лампа потребляет меньше, света дает больше, зажигать ее проще простого, а вот для «Прогресса» разжигание фитиля занимает 10 минут.
Часть проблем, конечно, решалась за счет предпринимателей. В Иркутске существовало обязательное постановление думы, по которому все владельцы трактиров, питейных домов и прочих подобных заведений обязаны были ночью зажигать фонари за свой счет.
После многочисленных обсуждений дума приняла решение — всем трактирщикам вновь зажечь фонари, Новикову доставить лампу «Солар» в Иркутск, освещение Иркутска сдать с официальных торгов.
Между тем шли годы, и электрическое освещение становилось далеко не роскошью для такого крупного города, как Иркутск.
В 1888 году уже существовало два проекта электрического освещения губернской столицы. По одному из них предполагалось поставить для Иркутска 16 фонарей Яблочкова. По подсчетам думских экономистов, это обошлось бы общественному управлению в 30 тысяч рублей. Содержание такого количества стоило 12 тысяч рублей. Расчет был прост – 2 рубля за фонарь за ночь. По второму проекту предполагалось поставить 25 фонарей Яблочкова. Полное освещение получали театр, музей географического общества, некоторые магазины... В этом случае расход составлял 40 тысяч рублей. Фонари так и не были поставлены в этом году, но главное, что вопрос электрического освещения становился одним из самых главных для думы.
К тому моменту, когда городская дума объявила конкурс на лучший проект освещения города, в самой губернии, правда, на далеком Бодайбинском севере, уже имелось несколько небольших электростанций, в Иркутске же только предстояло осваивать новую отрасль. В 1896 году в присутствии гласных думы городской голова В. П. Сукачев вскрыл пакет двух претендентов очередного конкурса на устройство освещения в Иркутске. Вот что писала газета «Восточное обозрение»:
«Первым г. Сукачев вскрыл пакет представителя инженера Черноярова – г. Соловьева. На вопросы, поставленные комиссией в отношении того, на каких условиях предприниматель принял бы на себя освещение города электричеством, г. Соловьев дал ответ: освещать берется он центральную часть города, границами которой надо считать р. Ангару, Ушаковку и Подгорную улицу. На освещение этой площади он предполагает 180 фонарей в 1200 свеч силою света каждый. При этом 30 фонарей он дает и освещает город даром, а за 150 ему платят 150 000 рублей в год».
Кто победил в итоге – сказать трудно, такие конкурсы устраивались достаточно часто.
Известно, что первые четыре столба для электропроводов в Иркутске поставил в декабре 1896 года купец А. Второв.
Летом 1899 года электролинию разрешили провести Похолкову. Есть сведения, что в 1900 году самостоятельную электростанцию для освещения Иркутского драмтеатра, а в 1901 для Общественного собрания поставил И. Плотников. И действительно, 9 октября 1900 года в 2 часа дня в здании Иркутского городского театра была собрана комиссия по приемке электрического освещения и водопровода, которые устроил подрядчик Плотников.
Исходя из документов, можно сделать вывод, что электричество вырабатывал локомобиль, который размещался в здании театра, своеобразная автономная электростанция.
Электричество использовалось не только для освещения театра, но и задействовало насосы, которые позволяли очищать выгребную яму, а следовательно, в театре действовал практически современный нам туалет.
Что же касается собственно освещения, то по условиям контракта всего Плотников установил 252 лампочки — белого, красного и зеленого цвета.
В 1901 – 1902 годах началось строительство электростанции И. Замятина. В 1901 году на заседании городской думы рассматривалось заявление инженера Августа Генце, который пожелал устроить в Иркутске очередную электростанцию. В итоге дума решила дать возможность строить электростанции всем желающим.
В 1902 году Иркутску был разрешен облигационный займ на 2,5 миллиона рублей, так сказать, на решение коммунальных проблем, в числе которых было и электрическое освещение.
В 1908 году началось сооружение Иркутской городской электростанции. Желающих получить подряд было предостаточно. 31 мая 1908 года состоялись, как пишет Н. С. Романов, окончательные торги на устройство и оборудование станции. Все заявленные компании на торгах были с громкими именами. Это Русское общество Шуккерт и Ко, Всеобщая компания электричества, Симонс и Гальке, Вестингауз, Густав Лист. После длительных процедур оказалось, что победителем торгов стало Русское общество Шуккерт и К. Они оценили работу в 412 373 рубля.
20 мая 1910 года в 8 часов вечера город был освещен электричеством. Это было пробное освещение, которое проводили строители, испытывая сеть и фонари станции. А сама станция была пущена 29 мая 1910 года.
Самой крупной электростанцией считалась станция Н. Полякова. От нее энергию получали 6 500 лампочек. Всего к 1910 году в Иркутске существовало более 10 электростанций. Мощность их составляла примерно 735 киловатт. Кстати говоря, чтобы получать электроэнергию, нужно было стать абонентом одной из станций, к примеру, той, что размещалась на улице Амурской или Ивановской, или на городской набережной. В 1911 году насчитывалось уже 505 абонентов, в 1913 — 2573. Любопытно, что одну из электростанций городская управа вознамеривалась поставить на реке Ушаковке. Она, безусловно, выглядела в те времена совсем иначе, чем сегодня. Вспомним, в конце XIX века по ней еще сплавляли лес и устраивали большие ярмарки. В первых числах февраля 1901 года горный техник Юхоцкий приступил к исследованию, какое количество воды протекает через Ушаковку зимой. В районе стрельбища, где река бежала единым руслом, была прорублена канава шириною в одну сажень на протяжении 300 саженей. В верхней части канавы была пробита прорубь. Прорубь сделали так, чтобы она была выше того места, где лед Ушаковки лежал на дне. В итоге смоделировали естественную плотину. Дальнейшие подсчеты показали, что, если построить здесь плотину в двадцать метров высоты, можно получить силу, равную 12 лошадиным. Юхоцкий сделал вывод, что Ушаковка в осенне–зимние месяцы не может быть использована для нужд городской электростанции и водопровода.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей