Международный аэропорт «Иркутск» — один из крупнейших аэропортов в азиатской части России, узловой порт региональных и международных перевозок. Расположен в 8 км от центра Иркутска (фактически находится в черте города), в 60 км от озера Байкал. Имеет транспортное сообщение с ближайшими соседями Иркутска — индустриальными центрами городами Ангарск и Шелехов. Иркутский аэропорт — старейшее после московского предприятие отечественной авиации и первенец среди предприятий воздушного транспорта Сибири.
Обеспечивает ряд прямых международных рейсов в Германию, Испанию, Китай, Киргизию, Монголию, Таджикистан, Таиланд, Турцию, Узбекистан и Южную Корею. Внутри страны — ежедневные рейсы в Москву (5 рейсов в день зимой, 6–9 — летом), Владивосток, Красноярск, Новосибирск, Якутск; ежедневные региональные рейсы в Бодайбо, Киренск и другие города России.
В аэропорту базируются авиакомпании Ангара и ИрАэро, региональный хаб формирует S7 Airlines.
Запасными аэродромами Иркутска являются Братск, Улан-Удэ, Иркутск II, а также авиабаза Белая.
24 июня 1925 – в Иркутске совершили посадку 6 самолетов, которые совершали грандиозный перелет по маршруту Москва – Иркутск – Улан-Батор – Пекин. Им руководил И.П. Шмидт. Это событие дало старт началу авиационного освоения Сибири. 24 июня 1925 объявлено днем основания аэропорта Иркутска.
Май 1928 – в устье реки Ушаковки около Знаменского монастыря открыт гидропорт Иркутска. Взлёты и посадки самолётов осуществлялись с воды.
10–13 августа 1928 – выполнен первый почтово–пассажирский рейс по маршруту Иркутск – Бодайбо. Перелет шел на гидросамолете Ю–13 «Моссовет». В пути он совершал остановки в крупных поселках, расположенных на Ангаре.
Август 1932 – открыт крупнейший в то время в мире авиамаршрут Москва – Владивосток. Иркутские авиаторы выполняли полеты на участке Иркутск – Могоча.
Январь–апрель 1934 – иркутские лётчики приняли участие в спасении пассажиров и экипажа ледокола Челюскин, застрявшего во льдах, а затем затонувшего в Северном Ледовитом океане.
18 августа 1935 – в честь дня воздушного флота в Иркутске впервые проведен первый парад самолетов. Горожане увидели 14 воздушных судов.
Январь 1948 – начаты регулярные круглосуточные полеты на воздушных линиях Иркутск – Москва, Иркутск – Бодайбо – Якутск.
30 декабря 1954 – постановлением Совета министров СССР аэропорт Иркутска получил статус международного. Первый рейс был выполнен в Пекин.
15 сентября 1956 – открыта первая в СССР пассажирская авиалиния Москва – Иркутск на реактивном самолете ТУ–104. Рейс выполнил московский экипаж под руководством командира Е.П. Барабаша.
7 марта 1975 – в Иркутск прибыл первый самолет второго поколения реактивных гражданских пассажирских самолетов ТУ–154. Долгое время именно этот лайнер был основным для проведения дальних магистральных перелётов.
11 ноября 1980 – в Иркутск прибыл первый самолет Ил–76, способный взять на борт 40 тонн груза. 19 декабря 1980 он выполнил первый рейс в посёлок Полярный.
1 апреля 1992 – в результате реорганизации Иркутского объединенного авиаотряда образовано предприятие «Аэропорт Иркутск».
28 октября 1994 – аэропорт Иркутска получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета РФ на проведение международных полётов.
16 декабря 1994 – открыт терминал международных воздушных линий.
14 июля 2004 – аэродром Иркутска получил сертификат на допуск к международным полетам и посадке по минимуму 1–ой категории ИКАО.
Январь 2005 – по итогам 2004 предприятие получило звание «Лучший аэропорт России и стран СНГ».
14 октября 2008 – завершены работы по удлинению взлётно–посадочной полосы. Сейчас её длина составляет 3 565 метров. Это позволяет принимать все типы воздушных судов, в том числе тяжелые Боинг–747, Ил–86 и Ил–96.
10 апреля 2009 – после масштабной реконструкции открылся обновленный терминал внутренних воздушных линий, который называют Хрустальными воротами Иркутска.
3 декабря 2010 – аэропорт Иркутска обслужил миллионного пассажира за год. До этого в течение 15 лет пассажиропоток не превышал миллионной отметки.
1 марта 2011 – ФГУП "Аэропорт Иркутск" преобразовано в ОАО "Международный Аэропорт Иркутск"
21 ноября 2011– завершена первая очередь работ по реконструкции взлетно–посадочной полосы.
5 июня 2012 – ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» был признан победителем конкурса «Лучший аэропорт стран СНГ» в номинации «Динамично развивающийся аэропорт».
16 октября 2012 – в аэропорту Иркутска впервые приземлился тяжелый транспортный самолет Ил–96–400Т, который способен перевозить 92 тонны груза. Прием и обслуживание таких лайнеров открывает новую страницу в работе аэропорта.
19 апреля 2013 — губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко заявил, что 100% акций ОАО «Международный аэропорт "Иркутск"» будут переданы из федеральной собственности в региональную.
Достойно пережиты гиблые для всей российской экономики 1990–е годы. Уже в 1994 Иркутский аэродром получил подтверждение на право обслуживания международных полетов. 16 декабря того же сдан в эксплуатацию современный терминал здания международного сектора аэровокзала.
С 2001 стабилизировалось финансовое положение предприятия, аэропорт вновь стал работать рентабельно. Произошли существенные изменения и в инфраструктуре: на 400 метров со стороны города удлинена взлетно–посадочная полоса, имевшая к тому времени протяженность 2765 метров, установлено новое светосигнальное оборудование, началась реконструкция аэровокзала, проведены капитальные ремонты некоторых других объектов. С 2004 аэродром работает по минимуму погоды первой категории ИКАО (международная организация гражданской авиации).
Аэропорт принимает и обслуживает практически все современные гражданские самолеты, как отечественные, так и зарубежные. Иркутский аэропорт тесно взаимодействует с 70 отечественными и зарубежными авиакомпаниями. Около 50 авиакомпаний регулярно осуществляют перевозки через аэропорт Иркутск, при этом в сутки выполняется 12—17 пассажирских рейсов по федеральным линиям, 10—14 рейсов по местным воздушным линиям и 10—15 грузовых рейсов. Воздушными воротами Иркутска являются два пассажирских терминала — международный, построенный в 1939 и реконструированный в 1994, и внутренний, построенный в 1976. Аэропорт имеет грузовой комплекс общей площадью 2,2 га, способный перерабатывать 150 тонн груза в сутки. Грузовой комплекс включает в себя грузовой терминал площадью 1257 кв. м, склады, доки, площадки для обработки авиаконтейнеров, таможенный склад.
Аэропорт Иркутск — крупное производственное предприятие, на котором трудится около двух тысяч человек. По итогам 2004 аэропорт Иркутск признан победителем конкурса "Лучший аэропорт стран СНГ". Положено начало взаимовыгодным отношениям с аэропортами Мюнхена (Германия) и Маньчжурии (КНР). Международные рейсы выполняются в Японию, Корею, Китай, Монголию, Таиланд и другие страны. Перспективная цель иркутских авиаторов — вывод аэропорта Иркутск на позиции одного из ведущих международных аэропортов России.
По итогам 2011 пассажиропоток иркутского аэропорта на международных авиалиниях составил 311 тыс. человек, на 63% больше, чем в 2010. За год было перевезено 1,258 млн человек. Чистая прибыль ОАО «Аэропорт Иркутск» в 2011 составила 190 млн руб., эксплуатационная рентабельность — 23%.1
Аэропорт «Иркутск» располагает одной искусственной взлётно–посадочной полосой с армобетонным покрытием, имеющей перепад высот более 30 м. Суммарная пропускная способность двух пассажирских терминалов составляет 1 450 пасс./час. Грузовой терминал оснащен дизельными погрузчиками, подъемными механизмами, контейнерной площадкой, электронными и механическими весами (для грузов массой до 30 тонн). В состав аэропорта входят также гостиница «Воздушная гавань», служба авиационного сервиса (цех бортового питания), ремонтная база и медицинская служба (медсанчасть). Имеется зона для VIP–пассажиров в здании международного терминала.
Категория: В (по длине ВПП (взлетно–посадочная полоса), Класс: I. Соответствует I категории ИКАО
Категория противопожарного оборудования: VIII
Размеры основной ВПП и тип покрытия: 3565 метров
Аэродром оборудован посадочными системами:
РМС– 2 напр., ВОРДМЕ–2 напр., ОСП–2 напр., ОВИ1–2 напр.
Пропускная способность аэровокзального комплекса:
Грузовой комплекс:
Общая площадь — 2,2 Га с производительностью 150 тонн в сутки.
Принимаемые ВС:
ИЛ–76, ИЛ–86, Ил–62 М, Ил–114, Ил–96–400, ТУ–154, Ту–134, Ту–204, Ty–214, Ан–12, Ан–24, Боинг–757,Боинг–737, Боинг–767, А–310, A–321, A–320, A–319, МД–82, МД–90, Fokker–50, Fokker–100, ATR–42, ВС 3 и 4 классов без ограничений;
Принимались по специальному разрешению ФАВТ:
Боинг–747, Ан–124–100.
ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» обслужило более 1,5 млн пассажиров, что на 8% больше запланированного объема и на 12% больше чем в 2012 году. Об этом сообщается в годовом отчете общества. На внутренних воздушных линиях обслужено 1,137 млн пассажиров, прирост на 5% к плану и 9% к 2012 году, на международных рейсах - 431,2 тыс. пассажиров, прирост к плану 19% и 21% к 2012 году.
Первое место по количеству перевезенных пассажиров за 2013 год занимает авиакомпания «Сибирь». На второе место вышла чартерная авиакомпания «Северный Ветер», замыкает тройку самых популярных авиакомпаний из Иркутска региональная авиакомпания «Ангара».
Увеличению пассажиропотока авиакомпании «Ангара» способствовало участие этой авиакомпаний в федеральных и региональных программах субсидированных авиаперевозок. Так, АК «Ангара», участвуя в программах субсидированных авиаперевозок, в 2013 году перевезла по направлениям: Иркутск - Мама - более 9 тыс. пассажиров; Иркутск - Ербогачен - более 6 тыс. пассажиров; Иркутск - Братск - более 12 тыс. пассажиров; Иркутск - Якутск - около 1 тыс. пассажиров; Иркутск - Мирный - около 5 тыс. пассажиров; Иркутск - Ленск - около 3 тыс. пассажиров; Иркутск - Олекминск - около 650 пассажиров; Иркутск - Талакан - 4,5 тыс. пассажиров.
Чистая прибыль ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» по итогам 2013 составила почти 310 млн руб. В 2014 году предлагается распределить чистую прибыль прошлого на следующие мероприятия: 25% от суммы чистой прибыли или 77,498 млн руб. направить на выплату дивидендов акционерам; 5% или 15,5 млн руб. - на отчисления в резервный фонд; оставшуюся часть чистой прибыли направить, в том числе на погашение основного долга по инвестиционным кредитам, привлекаемым для реконструкции аэровокзала ВВЛ, а также на развитие общества (завершение строительства гаражных боксов и закупку спецтехники для обслуживания воздушных судов, приобретение оборудования).
Кроме того, в 2013 году аэропорт получил субсидии в размере 2,096 млн руб. Вся сумма была направлена на покрытие текущих расходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов.3
Специалисты ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» отмечают рост пассажиропотока. В марте 2014 предприятие обслужило 125 118 человек, что на 12% превышает показатели аналогичного периода прошлого.
Наибольший рост пассажиропотока отмечен на внутрироссийских направлениях: к марту 2013-го плюс 14% – это 87 659 человек. 37 459 пассажиров летели рейсами международных воздушных линий, это на 7% больше, чем в марте 2013-го.
Всего с начала услугами Иркутского аэропорта воспользовались 355 819 человек (240 432 – пассажиры внутренних линий, 115 387 – международных), что на 18% превышает показатели первого квартала 2013.
Росту пассажиропотока способствовало и появление новых рейсов. В конце марта авиакомпания «Якутия» начала летать в город Нерюнгри (САХА Якутия). 25 марта авиакомпания «ИрАэро» открыла регулярное авиасообщение со столицей Хакасии Абаканом.
Специалисты выделили направления, по которым в первом квартале 2014 пассажиропоток вырос наиболее значительно. Среди российских городов на первом месте Улан-Удэ – рост в этом направлении превысил 100%. Далее следует Новосибирск, пассажиропоток на этом направлении увеличился на 57%. Также в числе лидеров московские Домодедово и Шереметьево с показателями 23% и 28% соответственно.
Среди международных направлений можно выделить город Ош (Киргизия), рост пассажиропотока на этом маршруте составил 326%. Далее следует столица Таджикистана Душанбе (на 67% больше, чем в первом квартале 2013-го) и монгольский Улан-Батор (плюс 46% по сравнению с данными первых трёх месяцев 2013-го).
На региональных авиалиниях лидером стал Киренск, рост к показателям первого квартала прошлого составил 68%. Далее следуют Братск (на 23% больше) и Ленск (на 18% больше).2
Диплом победителя конкурса «Лучшая организация г. Иркутска по проведению работы по охране труда в 2002 » по отраслевой группе «Транспорт и связь»
Грамота всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» за достижения в организации социальной работы
2003
Почетная грамота за активное участие конкурсе «Лучший аэропорт стран–участниц СНГ» и большой вклад в развитие материально–технической базы предприятия
2004
Диплом участника ХIII международной Иркутской ярмарки за широкий спектр предоставляемых услуг
По итогам 2004 аэропорт «Иркутск» признан лучшим среди всех аэропортов стран СНГ
2005
Диплом участника в международной специализированной выставке «РосАвиаЭкспо–2005»
2010
Лучший аэропорт стран СНГ в категории с ежегодным объемом перевозок от 500 тыс. до 1 млн пассажиров по итогам работы за 2009.
ОАО «Международный Аэропорт Иркутск»
664009, г. Иркутск, ул. Ширямова, 13.
Справочная по расписанию |
(3952) 266–277 |
Голосовая почта для приема отзывов о работе аэропорта |
(3952) 266–377 |
Факсы ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» |
(3952) 266–400 |
Дикторская |
(3952) 266–514 |
Отдел документационного обеспечения и контроля |
(3952) 266–853 |
Центр общественных связей |
(3952) 266–394 |
Борис Недашковский, бывший заведующий отделом зарубежных связей обкома КПСС:
"Одним из самых ярких событий в жизни Иркутска был приезд Фиделя Кастро в 1963. Такого ажиотажа и всеобщего восторга иркутян от заезжего гостя никогда не было и уже вряд ли будет. Новость о приезде Фиделя облетела город как молния. Кубинского лидера — молодого, красивого, мужественного — любили и боготворили все женщины Иркутска. Он казался воплощением революционной идеи, сбывшейся мечтой о новом герое. Когда самолет Фиделя приземлился в Иркутском аэропорту, его встретили цветами и аплодисментами.— Марк Сергеев написал стихи о дружбе кубинской пальмы и сибирского кедра. Стихи поручили читать первому секретарю обкома Гриценко. Это был здоровый мужик с громовым голосом, фронтовик. Когда Гриценко увидел Фиделя, то растерялся и немного сбился. В общем, кое–как дочитал стихи до конца. Фидель через переводчика ответил на это пламенное приветствие: "Я стихов не пишу, но тоже хочу передать вам горячий привет с Кубы", — и произнес блестящую речь! Из аэропорта Фиделя повезли в особняк на улице Карла Маркса, предназначенный для приема высоких гостей."
Иосиф Бродский
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей