Иркутская область в 1970 году. В зеркале прессы

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Иркутск с высоты птичьего полета
Иркутск с высоты птичьего полета
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Директор института физиологии и биохимии растений СО АН СССР, член-корреспондент
АН СССР Ф.Э. Реймерс
Директор института физиологии и биохимии растений СО АН СССР, член-корреспондент АН СССР Ф.Э. Реймерс
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Панорама Иркутска
Панорама Иркутска
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Керн с отпечатком древнего папоротника, поднятый из толщи донных отложений
Керн с отпечатком древнего папоротника, поднятый из толщи донных отложений
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Сибирский солнечный радиотелескоп СибИЗМИР СО АН СССР в урочище Бадары
Сибирский солнечный радиотелескоп СибИЗМИР СО АН СССР в урочище Бадары
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Григорий Галазий
Григорий Галазий
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
А. Зверев
А. Зверев
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Г. Пакулов
Г. Пакулов
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007
Анатолий ПРЕЛОВСКИЙ
Анатолий ПРЕЛОВСКИЙ
Автор: Авторский коллектив
Источник: Моя Иркутская область. Иркутск. 2007

Ждут нас новые трассы, Километры труда. Это очень прекрасно – Начинать города!

Из самодеятельной песни строителей ГЭС и ЛЭП

Иркутская область, как и вся страна, живет ло­зунгом, предложенным идеологическими вождями и Центральным Комитетом КПСС: достойно встре­тить 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Об­ластные газеты с самого начала года пестрят заго­ловками типа «Товарищ Ленин, мы вам докладываем и по службе, и по душе!..» Трудовые коллективы, еще с прошлого года вставшие на Ленинскую вахту, про­должают совершать трудовые подвиги, о чем бодро и оптимистично рапортуют Центральным комите­там комсомола и партии. Комсомольцы и молодежь стоят на вахте «100-летию В.И. Ленина – 100 удар­ных дней!»

Область празднует 50-летие освобождения Ир­кутска и всей Сибири от колчаковщины. В печати скромно упоминается о расстреле 7 февраля 1920 года «кровавого адмирала Колчака и его премьер-министра Пепеляева»; 10 февраля того же года «были разгромлены остатки 3-й армии Колчака под командованием генерала Каппеля».

До пересмотра истории и роли некоторых лич­ностей в ее ходе еще далеко… Колчак, Пепеляев, Каппель пока – однозначные враги, белые бандиты, их имена не только не пишут на фронтонах музеев – на­против, их предают анафеме.

Да, мы – в 1970-м. Снова актуален ленинский ло­зунг «Коммунизм есть Советская власть плюс элек­трификация всей страны»: снова напряженно возле легендарного Толстого мыса.

«Под самые облака заломил он свою мшистую шапку, – читаем на страницах газет. – Вровень с этой шапкой будет плотина будущей ГЭС. У под­ножия Толстого мыса – нагромождения бетона и стали. Здесь кипит важнейшая работа, которая называется врезкой плотины в скалу. Мыс будет ес­тественным продолжением этой плотины».

«…Усть-Илим строит вся страна. Из разных уголков нашей необъятной Родины – с Дальнего Вос­тока и с Украины, из Карелии и Азербайджана – собрались сюда романтики ХХ века по комсомольским путевкам…»

Кстати, строящаяся Усть-Илимская ГЭС но­сит имя Ленинского комсомола.

Одна из популярных газетных рубрик звучит: «Ты – хозяин!» Но страницы газет полны сообщени­ями не столько о «хозяйствовании», сколько о внут­рипартийной и внутрикомсомольской жизни: работа пропагандистов, комсомольские и партийные соб­рания и конференции, трудовые вахты и соцобяза­тельства, соцсоревнование… Жители области при­знаются: «Учимся коммунизму». Молодежь вторит: сдаем «Ленинский зачет»… Те и другие – «Выбираем делегатов съезда…», «Рапортуем…», «Обязуем­ся…» В области проходят «коммунистические дни комсомола» и «Праздники в рабочей спецовке»…

И все же жизнь продолжается, работа идет, дома строятся, дети рождаются – только не всег­да об этом сообщают официальные источники…

Хроника

Тысячи счетчиков Иркутской области вышли на улицы го­родов и сел, чтобы с 15 по 22 января учесть и пересчитать каж­дого гражданина – идет Всесоюзная перепись населения.

Иркутский институт народного хозяйства взял шефство над несколькими сельскими школами Зиминского района. Знако­мятся с трудностями сельских педагогов, рассказывают школь­никам об условиях поступления в вуз, о студенческой жизни.

Коллективу Мамаканской ГЭС решением коллегии Минис­терства энергетики и электрификации СССР и Президиума ЦК профсоюза работников энергетики присуждено 2-е место с вручением денежной премии по итогам соцсоревнования за IV квартал прошлого года. Нынче энергетики не сбавляют темпа.

Дан старт лыжно-пешему переходу Бодайбо – Шушенское, посвященному 100-летию В.И. Ленина. За первые четыре дня пройден путь в 295 км по снежной реке Витим – до поселка Витим.

Иркутску присвоен статус исторического города.

21 апреля на разворотах областных газет – огромный доклад Л.И. Брежнева на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 100-летию со дня рождения Ленина. В Братске прошла манифестация – колонны двинулись к плотине Братской ГЭС, где прошел митинг; в Усть-Илимске – факельное шествие к Толстому мысу. Там, у большого костра, пели песни, читали стихи о Ленине…

22 апреля основан будущий город, а пока – посёлок Саянск. Он расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на реке Оке (бассейн Ангары), в 25 км от железнодорожной станции Зима, в 270 км к северо-западу от Иркутска. Название получил по расположению – возле отрогов Восточного Саяна.

В Иркутске при институте физиологии и биохимии расте­ний создается лаборатория искусственного климата – фитотрон. В разных помещениях одного здания можно будет моде­лировать любую климатическую зону планеты.

В соревновании городов страны по благоустройству решением коллегии Министерства коммунального хозяйства РСФСР Иркутску присвоено второе место в республике! «Хочу заверить горожан, что год от года Иркутск будет хорошеть и благоустра­иваться», – говорит главный коммунальщик города Владимир Антонов. Приводятся такие цифры: в городе высажено 54 тыс. деревьев, 87,4 тыс. кустарников. Площадь благоустроенных га­зонов составляет 24 гектара. Прошло 34 воскресника: иркутяне отработали на благоустройстве города около 1,5 млн часов.

Растет поселок Рудногорск. Сегодня в нем более 700 жите­лей. Рассчитан он на 10 тыс. человек – здесь будут жить лесо­заготовители Ждановского ЛПХ, строители Нижне-Илимского ПМК. Поселок радует глаз. Ровные улицы, деревянные тротуа­ры. Ряды домов чередуются с полосами тайги. В первом квартале года строители сдали в эксплуатацию 11 домов, в мае – еще пять, в июле – шесть.

Ноябрь. На Качугской судоверфи сооружается речной ледо­кол «Арктика».

Впервые в истории космонавтики 19 ноября на поверхность Луны доставлен автоматический самоходный аппарат, управ­ляемый с Земли. На луноходе установлены флаги и вымпелы с изображением герба Советского Союза. «Восхищены!» – пишут в областной газете шлифовщик станкостроительного завода П. Путинцев и электрик завода им. В.В. Куйбышева Н. Сахатский.

Документы

Выступая на XVI съезда ВЛКСМ, строитель Усть-Илимской ГЭС В. Рамусь рассказал о своих друзьях, сооружающих тре­тью гидроэлектростанцию Ангарского каскада – Усть-Илимс­кую ГЭС. Он говорил, что Усть-Илимск строит вся страна, что юноши и девушки, приехавшие в Иркутскую область с Укра­ины и Закавказья, с берегов Волги и из Средней Азии, стали настоящими сибиряками.

С гордостью говорил молодой рабочий о том, как в третий раз после Иркутска и Братска могучая Ангара покорилась воле и разуму человека: на трое суток раньше намеченного завер­шили перекрытие реки комсомольско-молодежные бригады строителей.

Листаем стенограмму его выступления на съезде:

«Мы не боимся холода и бездорожья, – говорил он, – мы умеем бороться с трудностями и побеждать их. Но трудности трудностям рознь. Иных можно и нужно избегать. У нас в Си­бири грустно шутят: «Стройки новые, ошибки старые». …Бес­порядочно ведется застройка будущего города. До сих пор нет генерального плана его строительства. Проектные организации постоянно задерживают выдачу документации.

В прошлом году у нас на Усть-Илиме на свет появилось 960 маленьких сибиряков. На этот счет мы, конечно, никаких обя­зательств не брали, но в этом году их будет больше тысячи. Это уж точно! Ребенок – большая радость. Но кто придет на помощь молодой матери? Бабушкам комсомольские путевки на стройки не дают, а детских садов и яслей у нас строится очень мало. …Мы считаем, что вопросы строительства новых городов и рабочих поселков, особенно в северных и восточных районах страны, должны решаться в комплексе. Необходимо учитывать, что живет и работает в них в основном молодежь, поэтому здесь не обойтись без самого пристального внимания со стороны Госплана СССР, министерств, ЦК ВЛКСМ…» 

В дни трудовой вахты, посвященной XVI съезду ВЛКСМ, на Усть-Илиме развернулось соревнование за право уклад­ки первого бетона в здание будущей ГЭС. За это борются все комсомольско-молодежные бригады. От их имени В. Рамусь заверил делегатов съезда, что Усть-Илимская ГЭС своевремен­но даст первый промышленный ток – в 1973 году:

«Свет над тайгой станет еще ярче. Но для этого мы должны убрать сотни тысяч кубометров скалы, уложить миллионы кубометров бето­на, пройти многие километры таежных дорог…»

События

«Серебряный стык»

27 декабря в 15.00 на Усть-Илимскую, самую северную станцию комсомольской трассы Хребтовая – Усть-Илимская, которую строили пять лет, пришел первый пассажирский по­езд!

Молодым рабочим, инженерам, техникам и служащим, все­му коллективу строителей и эксплуатационников новорожден­ной железной дороги прислал свое поздравление Центральный комитет ВЛКСМ:

«Центральный комитет… горячо поздравляет вас с боль­шой трудовой победой – окончанием укладки главного пути и открытием сквозного рабочего движения поездов на Всесоюз­ной ударной комсомольской стройке – железной дороге Хреб­товая – Усть-Илимская.

Построенная вами новая дорога является результатом боль­шой творческой активности и трудового энтузиазма коммунис­тов, комсомольцев, молодых строителей и эксплуатационни­ков, активно включившихся во всенародное социалистическое соревнование за достойную встречу XXIV съезда КПСС.

ЦК ВЛКСМ гордится молодыми посланцами комсомола, которые вместе с ветеранами стройки приумножают славные традиции транспортных строителей, и выражает уверенность, что ваш коллектив успешно обеспечит выполнение задания но­вой пятилетки…»

Транспортные строители управления «Ангарстрой» с гор­достью рапортуют о своей трудовой победе Иркутскому ОК КПСС, Центральному комитету ВЛКСМ, Иркутскому ОК ВЛК­СМ, Минтрансстрою СССР.

А вот – репортаж с газетной полосы: «Розовые свадебные факелы на Хребтовой провожали в первый путь поезд. Поезд нес сквозь ночь портрет Ленина и мерцающие слова «Наша цель – коммунизм». Через два часа машинист Борис Фролов привел тепловоз в Новую Игирму. Рассвет освещал трибунку из светлого теса и людей, собравшихся вокруг нее.

Дул легкий зимний ветер. Было тихо.

– Товарищи, – сказал Василий Степанович Бондарев, на­чальник Ангарстроя, – товарищи, вы одержали большую тру­довую победу…

…Ровно в десять тридцать первый поезд подошел к корич­невому вагончику, на котором была синяя вывеска: «Тушама». Рядом с синей вывеской сиял лозунг: «Там, где проходят строи­тели, навсегда утверждается жизнь!» Пять лет тому назад здесь были болото и топи, а теперь поселок с тремя тысячами жите­лей…

…Дальше вагоны плывут медленно – участок совершенно новый, необкатанный, и такой большой состав идет по нему впервые. Туба, Диабазовая, и наконец, Борис Фролов проводит первый пассажирский поезд по висящему над глубоким ущель­ем двухсотметровому Карапчанскому мосту. Тепловоз замедля­ет ход и останавливается перед красной ленточкой. Усть-Илим­ская. Гремит оркестр, сотни людей окружают поезд, сотни веселых, радостных людей – пять лет они работали ради этой минуты, пять лет они ждали ее…

Станислав Проценко из комсомольско-молодежной бри­гады Виктора Лакомова скрепляет последний, «серебряный» стык. Секретарь Иркутского обкома партии Григорий Никола­евич Серов перерезает красную ленточку. Тепловоз дает гудок. И поезд входит на станцию Усть-Илимская. На головном ва­гоне крупно написано: «Усть-Илимская железнодорожная ма­гистраль работает на коммунизм». Вновь гремит оркестр, и в зимнее небо взлетают крики «Ура!»

Визиты

С 21 июля в Иркутске гостит Робер Жан Лонге, правнук ве­ликого Карла Маркса.

Робер Жан Лонге побывал в политехническом институте, в Академгородке, ознакомился с достопримечательностями Ир­кутска.

23 июля гость из Франции встречался со студентами и преподавателями института иностранных языков им. Хо Ши Мина.

Робер Жан Лонге рассказал о себе. Он адвокат (к тому же получил медицинское образование). Правнуку Карла Маркса сейчас 69 лет. Робер Жан Лонге вел многочисленные полити­ческие процессы, способствующие антиколониальной борьбе в Марокко, Алжире, Тунисе. Правнук Маркса всегда вставал на сторону прогрессивных сил. В фашистской Германии, ведя процесс с целью освобождения политических лидеров, месье Лонге неоднократно подвергался преследованиям гестапо.

Правнук Маркса всегда стремился оправдать большую от­ветственность – быть потомком Маркса.

Впереди у гостя поездка в Братск, двухнедельное пребыва­ние на Байкале. «Я счастлив сегодня приветствовать в инсти­туте иностранных языков таких энергичных представителей сибирской молодежи, которая активно участвует в созидании богатств своего края», – написал Жан Робер Лонге после встре­чи со студентами.

Человек года

Феликс Ходаковский

Был бригадиром еще на легендарной трассе мужества Аба­кан-Тайшет. Звание Героя Социалистического Труда заработал тоже там. На трассе Хребтовая – Усть-Илимская Феликс Ви­кентьевич Ходаковский – начальник строительно-монтажного поезда № 219. Это он, руководимый им СМП-219, укладывал самый северный участок дороги. В разгар строительства такие имена, как Феликс Ходаковский, знала вся страна. И таких ге­роев было немало.

О нем, Герое Соцтруда Ходаковском, и его товарище по стройке Геннадии Ситном пишет в своем очерке иркутский пи­сатель Геннадий Машкин. Тогда Ситный и Ходаковский доби­лись изменения проекта, и вот как это было.

…На трассе Хребтовая – Усть-Илимск, где Геннадий Сит­ный возглавил строительно-монтажный поезд, его имя связы­валось с особым порядком, творческой инженерией и высокой степенью ответственности за природу. Геннадий считал, что железная дорога не должна быть бедой и выручкой, она обяза­на способствовать разумному дренажу, как река, которая очи­щает тайгу. Связывая одну проблему с другой, он натолкнулся на серьезный недогляд в проекте.

Его строительно-монтажный поезд должен был уложить на­сыпь через долину таежной речки Тубы. С виду проект был составлен грамотно; утеплить многолетнюю мерзлоту отсыпкой по площади, затем возвести насыпь под железнодорожное полотно. «Дешево и сердито, – констатировал тогда Геннадий. – Только за­были про Усть-Илимское море».

Это искусственное море было надвигающейся реальностью. Оно должно неминуемо подпереть все речки, впадающие в Ан­гару ниже Братской ГЭС, в том числе и Тубу. «А тогда, – рассу­дил Геннадий, – вода растопит мерзлоту под нашей насыпью и вся работа провалится в тартарары».

Добиваться пересмотра проекта на Тубу было делом весь­ма нелегким. Пришлось доказывать в устном и письменном виде, ездить в район, область, столицу, выступать перед ра­ботниками разнообразных сфер и рангов. Иногда охватывало отчаяние: «Да неужели мне больше всех надо?!» Улавливал на­смешки соседей, косые взгляды непосредственного начальства и чуял, что становится кандидатом в чудаки. Порой действовал уже по инерции, но линию свою держал. Сбил график всему строительству, а своего добился: проект был пересмотрен, и, по предложению самого Ситного, участок по Тубе поставили на бетонные опоры. После этого Геннадий Аполлонович Сит­ный стремительно взлетел в сферу руководства Нижнеангарск-трансстроя, как и его товарищ Феликс Ходаковский, Герой Со­циалистического Труда…

Культура, спорт

15 января на экранах иркутских кинотеатров появился фильм Сергея Герасимова «У озера». Зрители с волнением ус­лышали знакомые названия: Братск, Ангарск, Усть-Кут, Ольхон и, конечно, Байкал. И герои фильма – свои, взять хотя бы того же И.И. Наймушина.

Фильм – «попытка художественного осмысления «байкаль­ской проблемы», все еще серьезнейшей и очень злободневной. Как пишет журналистка Э. Шугаева, байкальская проблема в фильме как бы сводится на нет. Любопытный эпизод: на за­воде, который уже выдает целлюлозу, высокий представитель мимоходом замечает: хорошо бы – побольше! На что директор твердо говорит: нельзя, очистные сооружения не позволяют пока увеличить выпуск, ведь иначе пришлось бы спускать в Байкал «грязную воду»… То есть «проводится мысль: все в порядке, за­вод хоть и действует, но ничуть не во вред Байкалу», – замечает журналист.

Во время обсуждения фильма, как пишет дальше автор, директор Лимнологического института доктор биологи­ческих наук Г.И. Галазий говорит, что эффективность даже самых совершенных очистных сооружений приближает­ся лишь к 90 процентам, и нельзя сказать, что абсолютно вся очистная система существующего БЦБК была совер­шенна. Но даже при этом условии очевиден вред для Бай­кала. Доктор биологических наук Л.В. Попов на обсуждении горько заметил, что для потомков наших нет разницы, когда – через 10 или 50 лет – будет погублен Байкал…

Авторы фильма, среди которых был и Сергей Герасимов, привезли фильм с намерением показать его и в Братске, и в Байкальске, послушать, что скажут на это «виновники».

В Иркутск по приглашению ОК ВЛКСМ и по путевке ЦК комсомола прибыла группа молодых актеров московского те­атра «Современник». Возглавляет группу заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Олег Табаков. Они привезли спектакль «Женитьба» Гоголя (его увидели иркутяне и ангарчане) и фильм  «Гори, гори, моя звезда!» – его показали жителям Листвянки, Шелехова, Усть-Илима. Прошли творчес­кие встречи актеров с рабочими и студентами.

В области активно проходит фестиваль сибирской книги, посвященный 100-летию В.И. Ленина.

Это книжные базары, творческие вечера, встречи писателей с читателями. В этой работе, кроме писателей и работников библиотек, участвуют ветераны революции и Великой Отечес­твенной войны; организована разъездная торговля книгами в селах, леспромхозах, бригадах, на фермах. Темы лекций и вы­ступлений – «Образ Ленина в художественной литературе». Писатели Вячеслав Шугаев, Глеб Пакулов, Леонид Красовс­кий, Валентина Марина, Алексей Зверев, Евгений Суворов и другие рассказывают о своих творческих планах, участвуют в работе «круглых столов», охотно общаются с читателями.

При иркутской писательской организации создано бюро пропаганды художественной литературы.

Анатолий ПРЕЛОВСКИЙ 

Мальчики

Нынче в геологии Рубли не те. Нынче в геологии – трудись-потей.

А расценки срезаны, полевые – тож, И рекомендуется Работать в дождь.

Бегут из геологии Рвачи-молодцы, Мелкие хозяйчики, Детные отцы.

Остался в геологии Все тот же труд. Нынче в геологию Мальчики идут.

Мальчики-с-пальчики, Со школьной скамьи Рванувшие в романтику Из теплой семьи.

Ах, мальчики, мальчики, что же вы так? На брюки заработаете. А на пиджак?

Но – ходят в маршруты, Землю кайлят, По утрам у мальчиков Плечи болят.

Рублей не считают, Не пьют без причин – Трудно вырастают В больших мужчин.

И что там геология, Стройка иль печать– Вся страна держится На острых их плечах.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Хронология | Автор(ы): Авторский коллектив. Составитель Гольдфарб С. И. | Источник(и): Моя Иркутская область. - Иркутск, 2007 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2007 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Иркутская область | Моя Иркутская область. Составитель Гольдфарб С.И. | Хронологический