Ждут нас новые трассы, Километры труда. Это очень прекрасно – Начинать города!
Из самодеятельной песни строителей ГЭС и ЛЭП
Иркутская область, как и вся страна, живет лозунгом, предложенным идеологическими вождями и Центральным Комитетом КПСС: достойно встретить 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Областные газеты с самого начала года пестрят заголовками типа «Товарищ Ленин, мы вам докладываем и по службе, и по душе!..» Трудовые коллективы, еще с прошлого года вставшие на Ленинскую вахту, продолжают совершать трудовые подвиги, о чем бодро и оптимистично рапортуют Центральным комитетам комсомола и партии. Комсомольцы и молодежь стоят на вахте «100-летию В.И. Ленина – 100 ударных дней!»
Область празднует 50-летие освобождения Иркутска и всей Сибири от колчаковщины. В печати скромно упоминается о расстреле 7 февраля 1920 года «кровавого адмирала Колчака и его премьер-министра Пепеляева»; 10 февраля того же года «были разгромлены остатки 3-й армии Колчака под командованием генерала Каппеля».
До пересмотра истории и роли некоторых личностей в ее ходе еще далеко… Колчак, Пепеляев, Каппель пока – однозначные враги, белые бандиты, их имена не только не пишут на фронтонах музеев – напротив, их предают анафеме.
Да, мы – в 1970-м. Снова актуален ленинский лозунг «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны»: снова напряженно возле легендарного Толстого мыса.
«Под самые облака заломил он свою мшистую шапку, – читаем на страницах газет. – Вровень с этой шапкой будет плотина будущей ГЭС. У подножия Толстого мыса – нагромождения бетона и стали. Здесь кипит важнейшая работа, которая называется врезкой плотины в скалу. Мыс будет естественным продолжением этой плотины».
«…Усть-Илим строит вся страна. Из разных уголков нашей необъятной Родины – с Дальнего Востока и с Украины, из Карелии и Азербайджана – собрались сюда романтики ХХ века по комсомольским путевкам…»
Кстати, строящаяся Усть-Илимская ГЭС носит имя Ленинского комсомола.
Одна из популярных газетных рубрик звучит: «Ты – хозяин!» Но страницы газет полны сообщениями не столько о «хозяйствовании», сколько о внутрипартийной и внутрикомсомольской жизни: работа пропагандистов, комсомольские и партийные собрания и конференции, трудовые вахты и соцобязательства, соцсоревнование… Жители области признаются: «Учимся коммунизму». Молодежь вторит: сдаем «Ленинский зачет»… Те и другие – «Выбираем делегатов съезда…», «Рапортуем…», «Обязуемся…» В области проходят «коммунистические дни комсомола» и «Праздники в рабочей спецовке»…
И все же жизнь продолжается, работа идет, дома строятся, дети рождаются – только не всегда об этом сообщают официальные источники…
Тысячи счетчиков Иркутской области вышли на улицы городов и сел, чтобы с 15 по 22 января учесть и пересчитать каждого гражданина – идет Всесоюзная перепись населения.
Иркутский институт народного хозяйства взял шефство над несколькими сельскими школами Зиминского района. Знакомятся с трудностями сельских педагогов, рассказывают школьникам об условиях поступления в вуз, о студенческой жизни.
Коллективу Мамаканской ГЭС решением коллегии Министерства энергетики и электрификации СССР и Президиума ЦК профсоюза работников энергетики присуждено 2-е место с вручением денежной премии по итогам соцсоревнования за IV квартал прошлого года. Нынче энергетики не сбавляют темпа.
Дан старт лыжно-пешему переходу Бодайбо – Шушенское, посвященному 100-летию В.И. Ленина. За первые четыре дня пройден путь в 295 км по снежной реке Витим – до поселка Витим.
Иркутску присвоен статус исторического города.
21 апреля на разворотах областных газет – огромный доклад Л.И. Брежнева на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 100-летию со дня рождения Ленина. В Братске прошла манифестация – колонны двинулись к плотине Братской ГЭС, где прошел митинг; в Усть-Илимске – факельное шествие к Толстому мысу. Там, у большого костра, пели песни, читали стихи о Ленине…
22 апреля основан будущий город, а пока – посёлок Саянск. Он расположен на Иркутско-Черемховской равнине, на реке Оке (бассейн Ангары), в 25 км от железнодорожной станции Зима, в 270 км к северо-западу от Иркутска. Название получил по расположению – возле отрогов Восточного Саяна.
В Иркутске при институте физиологии и биохимии растений создается лаборатория искусственного климата – фитотрон. В разных помещениях одного здания можно будет моделировать любую климатическую зону планеты.
В соревновании городов страны по благоустройству решением коллегии Министерства коммунального хозяйства РСФСР Иркутску присвоено второе место в республике! «Хочу заверить горожан, что год от года Иркутск будет хорошеть и благоустраиваться», – говорит главный коммунальщик города Владимир Антонов. Приводятся такие цифры: в городе высажено 54 тыс. деревьев, 87,4 тыс. кустарников. Площадь благоустроенных газонов составляет 24 гектара. Прошло 34 воскресника: иркутяне отработали на благоустройстве города около 1,5 млн часов.
Растет поселок Рудногорск. Сегодня в нем более 700 жителей. Рассчитан он на 10 тыс. человек – здесь будут жить лесозаготовители Ждановского ЛПХ, строители Нижне-Илимского ПМК. Поселок радует глаз. Ровные улицы, деревянные тротуары. Ряды домов чередуются с полосами тайги. В первом квартале года строители сдали в эксплуатацию 11 домов, в мае – еще пять, в июле – шесть.
Ноябрь. На Качугской судоверфи сооружается речной ледокол «Арктика».
Впервые в истории космонавтики 19 ноября на поверхность Луны доставлен автоматический самоходный аппарат, управляемый с Земли. На луноходе установлены флаги и вымпелы с изображением герба Советского Союза. «Восхищены!» – пишут в областной газете шлифовщик станкостроительного завода П. Путинцев и электрик завода им. В.В. Куйбышева Н. Сахатский.
Выступая на XVI съезда ВЛКСМ, строитель Усть-Илимской ГЭС В. Рамусь рассказал о своих друзьях, сооружающих третью гидроэлектростанцию Ангарского каскада – Усть-Илимскую ГЭС. Он говорил, что Усть-Илимск строит вся страна, что юноши и девушки, приехавшие в Иркутскую область с Украины и Закавказья, с берегов Волги и из Средней Азии, стали настоящими сибиряками.
С гордостью говорил молодой рабочий о том, как в третий раз после Иркутска и Братска могучая Ангара покорилась воле и разуму человека: на трое суток раньше намеченного завершили перекрытие реки комсомольско-молодежные бригады строителей.
Листаем стенограмму его выступления на съезде:
«Мы не боимся холода и бездорожья, – говорил он, – мы умеем бороться с трудностями и побеждать их. Но трудности трудностям рознь. Иных можно и нужно избегать. У нас в Сибири грустно шутят: «Стройки новые, ошибки старые». …Беспорядочно ведется застройка будущего города. До сих пор нет генерального плана его строительства. Проектные организации постоянно задерживают выдачу документации.
В прошлом году у нас на Усть-Илиме на свет появилось 960 маленьких сибиряков. На этот счет мы, конечно, никаких обязательств не брали, но в этом году их будет больше тысячи. Это уж точно! Ребенок – большая радость. Но кто придет на помощь молодой матери? Бабушкам комсомольские путевки на стройки не дают, а детских садов и яслей у нас строится очень мало. …Мы считаем, что вопросы строительства новых городов и рабочих поселков, особенно в северных и восточных районах страны, должны решаться в комплексе. Необходимо учитывать, что живет и работает в них в основном молодежь, поэтому здесь не обойтись без самого пристального внимания со стороны Госплана СССР, министерств, ЦК ВЛКСМ…»
В дни трудовой вахты, посвященной XVI съезду ВЛКСМ, на Усть-Илиме развернулось соревнование за право укладки первого бетона в здание будущей ГЭС. За это борются все комсомольско-молодежные бригады. От их имени В. Рамусь заверил делегатов съезда, что Усть-Илимская ГЭС своевременно даст первый промышленный ток – в 1973 году:
«Свет над тайгой станет еще ярче. Но для этого мы должны убрать сотни тысяч кубометров скалы, уложить миллионы кубометров бетона, пройти многие километры таежных дорог…»
«Серебряный стык»
27 декабря в 15.00 на Усть-Илимскую, самую северную станцию комсомольской трассы Хребтовая – Усть-Илимская, которую строили пять лет, пришел первый пассажирский поезд!
Молодым рабочим, инженерам, техникам и служащим, всему коллективу строителей и эксплуатационников новорожденной железной дороги прислал свое поздравление Центральный комитет ВЛКСМ:
«Центральный комитет… горячо поздравляет вас с большой трудовой победой – окончанием укладки главного пути и открытием сквозного рабочего движения поездов на Всесоюзной ударной комсомольской стройке – железной дороге Хребтовая – Усть-Илимская.
Построенная вами новая дорога является результатом большой творческой активности и трудового энтузиазма коммунистов, комсомольцев, молодых строителей и эксплуатационников, активно включившихся во всенародное социалистическое соревнование за достойную встречу XXIV съезда КПСС.
ЦК ВЛКСМ гордится молодыми посланцами комсомола, которые вместе с ветеранами стройки приумножают славные традиции транспортных строителей, и выражает уверенность, что ваш коллектив успешно обеспечит выполнение задания новой пятилетки…»
Транспортные строители управления «Ангарстрой» с гордостью рапортуют о своей трудовой победе Иркутскому ОК КПСС, Центральному комитету ВЛКСМ, Иркутскому ОК ВЛКСМ, Минтрансстрою СССР.
А вот – репортаж с газетной полосы: «Розовые свадебные факелы на Хребтовой провожали в первый путь поезд. Поезд нес сквозь ночь портрет Ленина и мерцающие слова «Наша цель – коммунизм». Через два часа машинист Борис Фролов привел тепловоз в Новую Игирму. Рассвет освещал трибунку из светлого теса и людей, собравшихся вокруг нее.
Дул легкий зимний ветер. Было тихо.
– Товарищи, – сказал Василий Степанович Бондарев, начальник Ангарстроя, – товарищи, вы одержали большую трудовую победу…
…Ровно в десять тридцать первый поезд подошел к коричневому вагончику, на котором была синяя вывеска: «Тушама». Рядом с синей вывеской сиял лозунг: «Там, где проходят строители, навсегда утверждается жизнь!» Пять лет тому назад здесь были болото и топи, а теперь поселок с тремя тысячами жителей…
…Дальше вагоны плывут медленно – участок совершенно новый, необкатанный, и такой большой состав идет по нему впервые. Туба, Диабазовая, и наконец, Борис Фролов проводит первый пассажирский поезд по висящему над глубоким ущельем двухсотметровому Карапчанскому мосту. Тепловоз замедляет ход и останавливается перед красной ленточкой. Усть-Илимская. Гремит оркестр, сотни людей окружают поезд, сотни веселых, радостных людей – пять лет они работали ради этой минуты, пять лет они ждали ее…
Станислав Проценко из комсомольско-молодежной бригады Виктора Лакомова скрепляет последний, «серебряный» стык. Секретарь Иркутского обкома партии Григорий Николаевич Серов перерезает красную ленточку. Тепловоз дает гудок. И поезд входит на станцию Усть-Илимская. На головном вагоне крупно написано: «Усть-Илимская железнодорожная магистраль работает на коммунизм». Вновь гремит оркестр, и в зимнее небо взлетают крики «Ура!»
С 21 июля в Иркутске гостит Робер Жан Лонге, правнук великого Карла Маркса.
Робер Жан Лонге побывал в политехническом институте, в Академгородке, ознакомился с достопримечательностями Иркутска.
23 июля гость из Франции встречался со студентами и преподавателями института иностранных языков им. Хо Ши Мина.
Робер Жан Лонге рассказал о себе. Он адвокат (к тому же получил медицинское образование). Правнуку Карла Маркса сейчас 69 лет. Робер Жан Лонге вел многочисленные политические процессы, способствующие антиколониальной борьбе в Марокко, Алжире, Тунисе. Правнук Маркса всегда вставал на сторону прогрессивных сил. В фашистской Германии, ведя процесс с целью освобождения политических лидеров, месье Лонге неоднократно подвергался преследованиям гестапо.
Правнук Маркса всегда стремился оправдать большую ответственность – быть потомком Маркса.
Впереди у гостя поездка в Братск, двухнедельное пребывание на Байкале. «Я счастлив сегодня приветствовать в институте иностранных языков таких энергичных представителей сибирской молодежи, которая активно участвует в созидании богатств своего края», – написал Жан Робер Лонге после встречи со студентами.
Феликс Ходаковский
Был бригадиром еще на легендарной трассе мужества Абакан-Тайшет. Звание Героя Социалистического Труда заработал тоже там. На трассе Хребтовая – Усть-Илимская Феликс Викентьевич Ходаковский – начальник строительно-монтажного поезда № 219. Это он, руководимый им СМП-219, укладывал самый северный участок дороги. В разгар строительства такие имена, как Феликс Ходаковский, знала вся страна. И таких героев было немало.
О нем, Герое Соцтруда Ходаковском, и его товарище по стройке Геннадии Ситном пишет в своем очерке иркутский писатель Геннадий Машкин. Тогда Ситный и Ходаковский добились изменения проекта, и вот как это было.
…На трассе Хребтовая – Усть-Илимск, где Геннадий Ситный возглавил строительно-монтажный поезд, его имя связывалось с особым порядком, творческой инженерией и высокой степенью ответственности за природу. Геннадий считал, что железная дорога не должна быть бедой и выручкой, она обязана способствовать разумному дренажу, как река, которая очищает тайгу. Связывая одну проблему с другой, он натолкнулся на серьезный недогляд в проекте.
Его строительно-монтажный поезд должен был уложить насыпь через долину таежной речки Тубы. С виду проект был составлен грамотно; утеплить многолетнюю мерзлоту отсыпкой по площади, затем возвести насыпь под железнодорожное полотно. «Дешево и сердито, – констатировал тогда Геннадий. – Только забыли про Усть-Илимское море».
Это искусственное море было надвигающейся реальностью. Оно должно неминуемо подпереть все речки, впадающие в Ангару ниже Братской ГЭС, в том числе и Тубу. «А тогда, – рассудил Геннадий, – вода растопит мерзлоту под нашей насыпью и вся работа провалится в тартарары».
Добиваться пересмотра проекта на Тубу было делом весьма нелегким. Пришлось доказывать в устном и письменном виде, ездить в район, область, столицу, выступать перед работниками разнообразных сфер и рангов. Иногда охватывало отчаяние: «Да неужели мне больше всех надо?!» Улавливал насмешки соседей, косые взгляды непосредственного начальства и чуял, что становится кандидатом в чудаки. Порой действовал уже по инерции, но линию свою держал. Сбил график всему строительству, а своего добился: проект был пересмотрен, и, по предложению самого Ситного, участок по Тубе поставили на бетонные опоры. После этого Геннадий Аполлонович Ситный стремительно взлетел в сферу руководства Нижнеангарск-трансстроя, как и его товарищ Феликс Ходаковский, Герой Социалистического Труда…
15 января на экранах иркутских кинотеатров появился фильм Сергея Герасимова «У озера». Зрители с волнением услышали знакомые названия: Братск, Ангарск, Усть-Кут, Ольхон и, конечно, Байкал. И герои фильма – свои, взять хотя бы того же И.И. Наймушина.
Фильм – «попытка художественного осмысления «байкальской проблемы», все еще серьезнейшей и очень злободневной. Как пишет журналистка Э. Шугаева, байкальская проблема в фильме как бы сводится на нет. Любопытный эпизод: на заводе, который уже выдает целлюлозу, высокий представитель мимоходом замечает: хорошо бы – побольше! На что директор твердо говорит: нельзя, очистные сооружения не позволяют пока увеличить выпуск, ведь иначе пришлось бы спускать в Байкал «грязную воду»… То есть «проводится мысль: все в порядке, завод хоть и действует, но ничуть не во вред Байкалу», – замечает журналист.
Во время обсуждения фильма, как пишет дальше автор, директор Лимнологического института доктор биологических наук Г.И. Галазий говорит, что эффективность даже самых совершенных очистных сооружений приближается лишь к 90 процентам, и нельзя сказать, что абсолютно вся очистная система существующего БЦБК была совершенна. Но даже при этом условии очевиден вред для Байкала. Доктор биологических наук Л.В. Попов на обсуждении горько заметил, что для потомков наших нет разницы, когда – через 10 или 50 лет – будет погублен Байкал…
Авторы фильма, среди которых был и Сергей Герасимов, привезли фильм с намерением показать его и в Братске, и в Байкальске, послушать, что скажут на это «виновники».
В Иркутск по приглашению ОК ВЛКСМ и по путевке ЦК комсомола прибыла группа молодых актеров московского театра «Современник». Возглавляет группу заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Олег Табаков. Они привезли спектакль «Женитьба» Гоголя (его увидели иркутяне и ангарчане) и фильм «Гори, гори, моя звезда!» – его показали жителям Листвянки, Шелехова, Усть-Илима. Прошли творческие встречи актеров с рабочими и студентами.
В области активно проходит фестиваль сибирской книги, посвященный 100-летию В.И. Ленина.
Это книжные базары, творческие вечера, встречи писателей с читателями. В этой работе, кроме писателей и работников библиотек, участвуют ветераны революции и Великой Отечественной войны; организована разъездная торговля книгами в селах, леспромхозах, бригадах, на фермах. Темы лекций и выступлений – «Образ Ленина в художественной литературе». Писатели Вячеслав Шугаев, Глеб Пакулов, Леонид Красовский, Валентина Марина, Алексей Зверев, Евгений Суворов и другие рассказывают о своих творческих планах, участвуют в работе «круглых столов», охотно общаются с читателями.
При иркутской писательской организации создано бюро пропаганды художественной литературы.
Анатолий ПРЕЛОВСКИЙ
Мальчики
Нынче в геологии Рубли не те. Нынче в геологии – трудись-потей.
А расценки срезаны, полевые – тож, И рекомендуется Работать в дождь.
Бегут из геологии Рвачи-молодцы, Мелкие хозяйчики, Детные отцы.
Остался в геологии Все тот же труд. Нынче в геологию Мальчики идут.
Мальчики-с-пальчики, Со школьной скамьи Рванувшие в романтику Из теплой семьи.
Ах, мальчики, мальчики, что же вы так? На брюки заработаете. А на пиджак?
Но – ходят в маршруты, Землю кайлят, По утрам у мальчиков Плечи болят.
Рублей не считают, Не пьют без причин – Трудно вырастают В больших мужчин.
И что там геология, Стройка иль печать– Вся страна держится На острых их плечах.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей