Путь, пройденный бурятской литературой советского периода, характеризуется необычайно ускоренным развитием. За короткий срок она успевает делать то, что в других исторических условиях могло бы и не состояться. В 1917 г. у бурятского народа еще не было общенациональной развитой письменности, собственно литература находилась еще не в таком развитом виде, как устная народная поэзия.
Создание в 1923 г. Бурятской-Монгольской АССР кардинально изменило ситуацию и дало толчок к разительному скачку от патриархально-феодального уклада к социализму. Возникшая после Октября литература Бурятии за какие-нибудь двадцать лет (1917-1937) успевает выработать ряд жанров, ранее неизвестных или чрезвычайно слабо развитых в предыдущий период. Из популярных народных, устных рассказов и анекдотов, на основе их переработки рождается в двадцатые годы рассказ - один из первых жанров бурятской советской прозы. Фольклорный стих, присущий и эпическим произведениям и народной песне, постепенно вбирает в себя элементы зарождающейся литературной речи, которая накапливаясь, порождает новый более высокий уровень стиховой культуры, обусловивший появление широкой стихотворной формы - поэмы. Некогда одноактные фарсовые или патетические пьески улусных драматургов-самоучек, усложняясь и развиваясь, обретают черты профессиональной драмы.
Двадцатые годы были для бурятской литературы периодом выращивания и воспитания писательских кадров, а вместе с тем и периодом накопления опыта художественного творчества и писательского мастерства, поисков форм и направлений, способствующих утверждению реалистических принципов искусства.
В двадцатые годы были созданы произведения, впоследствии ставшие классическими. В их числе надо назвать две исторические драмы Б. Барадина "Чойжид хатан" (Госпожа Чойжид) и "Ехэ удаган Абжаа" (Великая шаманка-сестрица); в поэзии это поэма X. Намсараева "Убгэн Гэлэнэй угэ" (Слово старого Гэлэна), некоторые лирические стихотворения Мунко Саридака, поэма Б. Абидуева "Агаарын онгосо" (Самолет), в прозе - ряд рассказов X. Намсараева из цикла "Так было".
Тридцатые годы вошли в историю Бурятии как необычайно сложный, противоречивый, трагический период. 29 марта 1934 г. открылся I республиканский съезд бурятских писателей, положивший начало творческому союзу. В 30-е годы наиболее значительны достижения в области прозы. В ее развитии большую роль сыграли многочисленные очерки, фельетоны, зарисовки, изо дня в день печатавшиеся на страницах периодики. Выдающийся прозаик Ц. Дон за этот период создает свои рассказы и повести "Дело сделано" (1930), "Сон лодыря" (1937); повести, ставшие первыми в бурятской литературе "Затмение луны" (1932) и "Отрава" (1935). Все они посвящены изображению борьбы нового и старого в период коллективизации, показу сложного процесса перестройки сознания улусного крестьянина под влиянием новой жизни, новой идеологии.
Повесть Ц. Дона "Затмение луны" - первая национальная повесть, появившаяся как результат напряженных идейно творческих исканий бурятской литературы. Повести присущи правдивое отражение жизни, активность художника, смело вторгающегося в жизнь.
В 1935 г. X. Намсараев создает свою повесть "Цыремпил". Повести X. Намсараева и Ц. Дона послужили тем непосредственным фундаментом, на котором стал воздвигаться бурятский роман.
Ц. Дон с 1934 г. начинает работать над романом-трилогией "В сосновом бору", которую не успел завершить. Трилогия его была посвящена индустриальной теме - строительству паровозо-вагонного завода в Бурятии. К 1937 г., к моменту ареста автора, была закончена первая книга трилогии, впоследствии рукопись романа была утеряна, хотя имелась в свое время в нескольких экземплярах.
Другой известный бурятский писатель Солбонэ Туя приступил к написанию романа "Три крепости" о сложных психологических переменах в сознании бурятской интеллигенции. К 1937 г. роман был завершен, но и автора и рукопись постигла та же участь, что Ц. Дона и первый роман.
Особо нужно отметить в прозе 30-х годов сборник рассказов X. Намсараева "Так было" (1936). Это произведение зрелой письменной литературы, поднявшейся на высоту подлинной народности. Каждый рассказ из цикла самостоятелен, но в то же время они органично связаны так, что сборник представляется одним произведением необычного жанра.
В бурятской поэзии 30-х годов можно наблюдать противоречивую картину. С одной стороны, идет интенсивное, целеустремленное освоение опыта устного народного творчества, обусловившее создание самостоятельных литературных произведений по мотивам фольклора "Шоно-Батор" А. Хамгашалова, "Убгэн Жэбжэнэй" Ц. Дона, "Сагаадай Мэргэн" X. Намсараева, "Укротитель тигра", "Козленок Бабана" Б. Абидуева.
Под влиянием более развитых литератур и новой действительности бурятская поэзия интенсивно обогащается путем преодоления фольклорных традиций и усвоения опыта более развитой поэзии других народов, прежде всего русской. Поэты во главе с Д. Дашинимаевым, Б. Базароном, Б. Абидуевым начали новаторский зачин, раздвинувший возможности бурятского стиха и в области тематики, и в области образно-изобразительных средств. Знаменательными были для того времени творческие опыты по внедрению в бурятское стихосложение основных принципов силлабо-метрической системы. Достижениями этого периода в бурятской поэзии стали поэмы Б. Абидуева "Самолет", стихи Д. Дашинимаева и Б. Базарона.
В результате новаторских изысканий изменяется внешний облик бурятского стиха, его графическое изображение становится динамичным и стройным. В бурятской поэзии этого периода становится нормой соблюдение требований строфичности.
В этот период на поприще бурятской поэзии трудились поэты старшего (Солбонэ Туя, X. Намсараев, Д. Дашинимаев, Б. Базарон, Б. Абидуев, Ж. Балданжабон) и младшего (Ц. Номтоев, И. Мадасон, Д. Хилтухин, Д. Дамдинов, А. Уланов, Ш. Нимбуев, Ц. Галсанов, Ч. Цыдендамбаев) поколений.
Ряд значительных произведений был создан и в драматургии. В 1932 г. в городе Верхнеудинске (Улан-Удэ) впервые был создан национальный театр, который ныне носит высокое звание "академический". В 1937 г. были поставлены на сцене театра две профессиональные национальные пьесы: комедия А. Шадаева "Мэргэн" и историко-революционная драма Н. Балдано "Один из многих". В эти годы Г. Цыдынжапов и А. Шадаев создают музыкальную драму "Баир". Драматург Н. Балдано впервые в истории бурятского искусства создает либретто оперы "Энхэ-Булат батор". Оба произведения были показаны во время первой декады бурятского искусства в Москве в 1940 г. Декада подвела итоги развития бурятского искусства и литературы за эти годы, продемонстрировала перед всесоюзной общественностью возросший уровень национальной культуры бурятского народа.
В годы Великой Отечественной войны советского народа с немецко-фашистскими захватчиками особенно ярко проявились патриотизм и теснейшая связь литературы и искусства с интересами народа.
С первых дней войны ушли в действующую армию и сражались на разных фронтах многие писатели Бурятии: Б. Базарон, Ж. Тумунов, Д. Хилтухин, Ц. Номтоев, А. Уланов, С. Метелица, Ж. Балданжабон, К. Брянский и другие. Их стихи, корреспонденции, очерки и рассказы, запечатлевшие героизм советского народа, публиковались в периодической печати республики, на страницах фронтовых и центральных газет.
Война, прервавшая мирный труд народа, отодвинула на долгие годы свершение довоенных творческих замыслов работников искусства и литературы Бурятии.
К достижениям бурятской литературы военных лет надо отнести рассказы на военную тематику Ж. Тумунова, стихи Ч. Цыдендамбаева, патриотическую поэму Ц. Галсанова "Павел Балтахинов", историческую драму X. Намсараева "Кнут тайши". Пьеса X. Намсараева как одно из лучших произведений бурятской драматургии ставится на сцене Бурятского академического театра до наших дней. Успех пьесы объясняется тем, что X. Намсараев создал полноценное художественное произведение.
Следует отметить, что в развитии бурятской литературы вообще большое значение имели переводы художественных произведений с бурятского на русский и с русского на бурятский язык. Переводческая деятельность бурятских писателей положительно влияла на их творческий рост.
Несмотря на драконовские методы управления ЦК ВКП(б), Директивные указания (Постановление августа 1946 г.), вопреки материально-финансовым трудностям - национальная литература продолжала развиваться. Усилился приток молодых творческих сил в литературу, возросла роль литературы в духовном развитии нации.
Одной из отличительных черт послевоенного литературного процесса был выход на всесоюзную арену произведений национальных писателей. На передний план выдвигается проза, появляется новый жанр - бурятский исторический роман. К созданию крупных прозаических произведений прежде всего приступили талантливые писатели старшего поколения Ж. Тумунов, X. Намсараев, Ч. Цыдендамбаев. Происходила дальнейшая активизация литературной жизни в республике.
В 1954 г. был созван II съезд писателей республики и совместная научная сессия Института востоковедения Академии наук СССР и Бурятского научно-исследовательского института культуры, посвященная характеру эпоса "Гэсэр"" (1953). II съезд рассмотрел итоги развития литературы за двадцатилетие со времен Первого съезда. Было отмечено, что за прошедший период бурятская литература стала зрелой в идейном и художественном отношениях, создала произведения, достойно представляющие ее. В литературе выросли крупные мастера слова.
Большая проза Бурятии начиналась историческим романом, для которого с самого начала было характерно тяготение к широкому эпическому изображению этапных моментов в жизни народа.
Это (1949) Ж. Тумунов "Степь проснулась" и X. Намсараев "На утренней заре" (1950). Первые бурятские романы посвящены изображению рубежа в жизни народов России - вызреванию и свершению октябрьской революции.
Появление первых романов бурятской литературы "Степь проснулась" и "На утренней заре" было значительным событием в литературе Бурятии.
Ч. Цыдендамбаев, известный поэт, в конце 40-х годов обратился к прозе. В 1948 г. он издает ставшую популярной первую детскую повесть "Чернильница Банзарова". Через несколько лет из-под его пера выходит роман-дилогия "Доржи, сын Банзара", (1952) и "Вдали от родных степей" (1958), ставший заметным явлением в бурятской литературе.
В эти годы в быстром темпе шло пополнение рядов писателей новыми талантами. В течение послевоенного десятилетия вошли несколькими потоками в литературу молодые силы, сначала поколение Д.-Р. Батожабая, Ц. Шагжина, Ц.-Д. Дондоковой, затем - Д. Жалсараева, Б. Мунгонова, Ч.-Р. Намжилова, Ц.-Ж. Жимбиева, Ц.-Б. Бадмаева; потом Н. Дамдинова, Ц. Галанова; наконец – В. Петонова, Д. Улзытуева, Ц.-Д. Дондогой. Подобного роста писательских кадров не наблюдалось прежде в литературе.
Примечательно было также и то, что молодежь входила в литературу после окончания высших учебных заведений. Вместо прежних литературных сборников стал выходить альманах "Байкал" на бурятском (с 1948 г.) и русском (с 1950 г.) языках.
Значительным событием явились вечера бурятской литературы в Москве в 1950 г., где в обсуждениях произведений бурятских авторов принимали участие А. Фадеев, Н. Тихонов, А. Твардовский и др.
Богатство и разнообразие бурятской литературы рассматриваемого периода определяли такие произведения, как роман Б. Мунгонова "Хилок наш бурливый", А. Бальбурова "Поющие стрелы", Ч. Цыдендамбаева "Вдали от родных степей", роман-трилогия Д.-Р. Батожабая "Похищенное счастье", И. Калашникова "Последнее отступление", Ж. Балданжабона "Голубые сопки", М. Степанова "Ночь умирает с рассветом", В. Корнакова "В гольцах светает"; стихи и поэмы Н. Дамдинова, Д. Улзытуева, Д. Жалсараева, Ц.-Д. Дондоковой и многих других; повести и рассказы Ц. Галанова, Р. Белоглазовой, С. Метелицы, пьесы Ц. Шагжина, Д.-Р. Батожабая.
Следует подчеркнуть, что литература Бурятии довольно полно и разносторонне отразила различные этапы жизни народа. Не вдруг и не сразу пришли к бурятской литературе ее успехи. Они были завоеваны в острой и принципиальной борьбе с пресловутой теорией бесконфликтности и начетническими опеками указующего перста партии.
Литературная жизнь рассматриваемого периода богата событиями и фактами, имевшими определенные значения в развитии литературного процесса. С 1955 г. был учрежден новый общественно-политический и литературно-художественный журнал на русском и бурятском языках "Свет над Байкалом". Впоследствии он стал называться "Байкал". На страницах журнала только за первое десятилетие были опубликованы 18 романов, десятки повестей, рассказов, очерков, сотни стихотворений и поэм. Создание своего литературно-художественного журнала способствовало развитию литературной критики. За исследуемый период прошли III, IV, V съезды Союза писателей Бурятии, где поднимались вопросы, связанные с правдивым и ярким художественно убедительным изображением современности, проблемами национальных традиций и новаторства в литературе.
В 1961 г. состоялось выездное заседание Секретариата Союза писателей Российской Федерации в Улан-Удэ с постановкой проблемы "Современность и национальные традиции в бурятской литературе". За рассматриваемый период были возвращены народу произведения видных бурятских писателей Ц. Дона, Д. Дашинимаева, Солбонэ Туя и других писателей, необоснованно репрессированных в 1937 г.
Характерной чертой литературного процесса данного этапа является утверждение реалистического стиля во всех жанрах литературы. Вместо риторичности, описательности и декларативности творчество писателей отмечает углубленная психологическая разработка характера в выражении чувств и переживаний человека. Таковыми являются поэма Н. Дамдинова "Имя отца", романы "Хилок наш бурливый" Б. Мунгонова, "Голубые сопки" Ж. Балданжабона, повесть "Совесть" Ц. Галанова и многие другие.
Задача создания широкого исторического полотна решена в романе-трилогии Д-Р. Батожабая "Похищенное счастье". Роман представляет собой одно из наиболее значительных произведений исторического плана в бурятской литературе. В бурятской литературе, имевшей в своем активе ряд социально-бытовых романов, поднимающих историко-революционную тему - это первый опыт подобного рода.
Трилогия "Похищенное счастье" вплотную приблизилась к проблеме художественного изображения революционной борьбы народов за свержение старого эксплуататорского строя и установления нового общества, главной теме в литературе, разработке которой были посвящены все исторические романы. Это романы "Учитель" П. Малакшинова, "Побратимы" и "На четырех ветрах" И. Тугутова, "Гудит паровоз" Ж. Балданжабона, "В гольцах светает" В. Корнакова, "Последнее отступление" И. Калашникова, "Поющие стрелы" А. Бальбурова, "Ночь умирает с рассветом" М. Степанова.
В бурятской поэзии разрабатывались главным образом темы современности. Пришло время крупных поэм. Наиболее заметными достижениями в этом жанре стали поэмы Д. Улзытуева "Белый месяц" и "Песнь вселенной", Н. Дамдинова "Имя отца", "Песнь о Шилдэ-Занги", Ч.-Р. Намжилова "Сердце матери", Ц.-Б. Бадмаева "Борьба за солнце", Ц.-Д. Дондоковой "Девушка с Байкала" и др. В то же время интенсивно развивался новый жанр - маленькая поэма. Особенность жанра в том, что он носит монологический характер, лирически напряженный, сконцентрированность мысли и чувств на одной проблеме. Наиболее удачны в этом жанре поэмы Д. Дамбаева "Вперед, мой поезд!" и "Синий конь", Н. Дамдинова "Гудящие сосны", "Ночь тридцатой весны", "Новая земля".
Бурятская драматургия пережила те же процессы преодоления декларативности и иллюстративности, которые были характерны прозе и поэзии.
Наиболее примечательной пьесой в этом жанре стала пьеса Ц. Шагжина "Совесть", где вопросы морально-этического характера рассмотрены в новых социально-бытовых условиях современности. Остро сатирическая комедия "Черт в сундуке" Ц. Шагжина была тепло принята народом, также следует отметить то, что в пьесах Д.-Р. Батожабая "Барометр показывает бурю" и "Забайкальская быль" Н. Балдано и С. Метелицы была удачно решена историко-революционная тематика.
В обозреваемый период большое развитие получили и другие виды и формы драматургии, в частности, одноактная драматургия, где выступили как известные писатели, так и непрофессиональные драматурги.
Литература Бурятии в годы так называемого "застоя" в целом и в особенности проза сделала новый шаг вперед в художественном освоении действительности. Она стала более вдумчиво, более пристально вглядываться в облик современников, ярче и полнокровнее отражать его жизнь, глубже осмысливать явления и процессы развития общества. Все чаще произведения писателей Бурятии - романы, повести, стихотворения издаются большими тиражами в Иркутске, Новосибирске, Москве, и активно входят в литературу многонационального государства.
В жанре рассказа представлены имена известных писателей Ч. Цыдендамбаева, Б. Мунгонова, В. Корнакова, Д. Эрдынеева, О. Серовой и писателей, не столь давно пришедших в литературу, но уже заявивших о себе рядом крупных произведений: К. Балков, С. Цырендоржиев, Ц.-Д. Хамаев, Б. Ябжанов, К. Карнышев, С. Бухаев, С. Гырылов, С. Захарова и др.
О. Серова в своих лирических миниатюрах представила тему "человек и природа", где главная задача - продолжение традиций М. Пришвина. Вплотную к ним примыкают мини-рассказы К. Карнышева из его книги "Россыпи". Впоследствии автор издал повести в рассказах "Сугробы", "Странствия Горбоносого", "Хрустальные люди" и повесть "На Бакланьем".
С интересными рассказами из цикла "Нравы Тубэргэнов" выступил Д. Эрдынеев, где в изображаемых им конфликтных ситуациях писатель ставит серьезные проблемы, поднимая их до глубокого художественного обобщения.
Как и в предшествующие десятилетия лицо бурятской повести во многом определяла традиционная для бурятских прозаиков "деревенская" тема.
Жанр фантастики в бурятской литературе связан с именем В. Митыпова, который издал повести "Ступени совершенства", "Зеленое безумие земли", "Внимание Неопитеки" (позднее названная "Приход больших обезьян"), "Мамонтенок Фуф".
Особая тема — глубокий тыл, самоотверженный труд во имя победы нашла широкое отражение в повестях бурятских авторов. В повестях С. Цырендоржиева "Где ты, моя утренняя звезда?", Д. Эрдынеева "В тени старого дома", Б. Ябжанова "Куда ускакал конь", М. Осодоева "Месть", Н. Очирова "Найденыш" и других ярко представлены судьбы тех, чье детство пришлось на лихие годы войны.
Нравственная природа человека была и остается главной проблемой литературы. Ей посвящены повести В. Носкова "Заботы и хлопоты", Ц. Галанова "Северомуйская легенда" и "Время созревания брусники", М. Осодоева "Зов" и др.
С тревогой и озабоченностью о беззащитности природы перед натиском человека пишут в своих повестях М. Жигжитов "Снежный обвал", "Моя малютка Марикан", "За ущельем семи волков", "Тропа Самагира", "От святого до горемыки", К. Карнышева, Д.-Д. Дугарова "Черный соболь", К. Балкова "Мост", "Ледовая дорога" и др.
Интенсивное развитие жанра повести, занявшего в рассматриваемый период доминирующее положение, отнюдь не замедлило развитие и функционирование романа. В данный период в бурятской прозе в жанре романа с известной долей условности можно выделить такие жанровые разновидности, как современно-исторические романы: "Красный день" и "Луна за облаками" В. Сергеева, "Лицо человека" и "Круглый год" Ш.-C. Бадлуева, "Когда начинается утро" во второй редакции "Его родовое имя" К. Балкова, "Щедрое сердце" Б. Мунгонова, "Вечный цвет" А. Ангархаева. Также нужно отметить романы, характеризуемые бихронизмом: "Аргамак ищет хозяина" и "Большая родословная" Д. Эрдынеева, "Долина бессмертников" В. Митыпова, "Рубеж" К. Балкова, "Течение" Ц.-Ж. Жимбиева и др.
К группе исторических эпопей принадлежит роман "Жестокий век" И. Калашникова, "Унтовое войско" В. Сергеева, вторая книга трилогии В. Карнакова — роман "Красные березы". К ним же относятся и такие произведения, как "Год огненной змеи" Ц.-Ж. Жимбиева и "На Турген реке" М. Степанова. Особого рассмотрения требуют традиционные для бурятской литературы историко-революционные романы: "Мать-лебедица" Ц. Галанова, "Горные орлы" Д.-Р. Батожабая, "Инспектор золотой тайги" В. Митыпова.
Развитие бурятской поэзии в рассматриваемый период настолько отличается от уровня достигнутого в предыдущие годы, что можно утверждать о качественно новом этапе ее развития.
Именно со второй половины 60-х годов в бурятской поэзии расширяется круг тем, углубляется поэтическое мировоззрение, усиливается личностно-человеческое начало. Особенность поэзии данного периода характеризуется тем, что в ней представлено содружество поэтов нескольких поколений, которое привело к усилению лирического начала, обострение интереса к неодобряемым ранее критикой интимной и пейзажной лирике, пристальное внимание к современности, сопряженное с углубленным взглядом в историю своего народа.
Еще одна грань литературы 60-80-х годов проявилась в тесных творческих контактах русских и бурятских писателей. За десять лет (1973-1982 гг.) поэтами республики было издано в Бурятском книжном издательстве, в центральных издательствах "Современник", "Советская Россия", "Советский писатель", "Детская литература", "Молодая гвардия", "Библиотека Огонек", издательство "Правда", "Малыш", а также в издательствах Новосибирска, Иркутска, Кызыла, Улан-Батора 141 книга стихов. Из них 65 на бурятском и 74 на русском языке. В числе последних 41 книга, переведенная с бурятского языка, и 33 книги, написанные на русском языке как русскими поэтами Бурятии, так и русскоязычными бурятскими поэтами, перу которых принадлежит 17 сборников стихов.
В бурятской поэзии в данный период прописку получил новый жанр поэзии свободный стих или верлибр, благодаря творчеству Д. Улзытуева, Д. Дамбаева и Н. Нимбуева. Жанр верлибра наиболее зримо представлен в стихотворении "Когда я родился" из сборника "Страна ая-ганга" Д. Улзытуева, в сборнике стихов "Вперед мой поезд" Д. Дамбаева и в сборнике Н. Нимбуева "Стреноженные молнии .
Свидетельством качественного роста поэзии в Бурятии является жанр венок сонетов. Авторами явились В. Липатов "Байкал", "Твоя любовь"; венок сонетов "Звездный путь" Н. Дамдинова; "Пятнадцать песен" М. Самбуева, посвященный памяти Д. Улзытуева, а также венки сонетов Г. Дашабылова "Кижинга", "Любовь"; А. Румянцева "Таежная колыбель".
Для поэзии рассматриваемого периода характерно довольно интересное явление - синтез традиций европейской и восточной поэзии, где из-под пера Д. Улзытуева в переводах зазвучали жанры японской поэзии хайку, четверостишие из тибетского сочинения С. Гунгажалцана "Эрдэниин сайн Субашид".
Влияние восточной поэзии в основном выразилось в стремлении к миниатюре, где доминирующее значение имеет широта и глубина мыслей, точность и меткость выражения.
В совершенствовании бурятской поэтики новаторство Н. Дамдинова сыграло большую роль, благодаря его поискам в поэзии утвердился разговорный или интонационный стих. Наиболее зримо наблюдается это в поэме "Песнь степей".
Лирический цикл получает распространение в бурятской поэзии после выхода в журнале "Дружба народов" "Пятнадцати песен" Д. Улзытуева в переводе Е. Евтушенко.
Практически все разновидности поэмы - лирическая, лиро-эпическая, драматическая, эпическая со своими "поджанрами" получили интенсивное развитие в поэзии Бурятии этого периода.
Поиски и достижения драматургии рассматриваемого периода далеко не исчерпали своего многообразия и всей полноты жизни человека 70-80-х годов. За рассматриваемое десятилетие в основном в драматургии доминировали пьесы сатирического характера. В пьесах А. Ангархаева "Ожидание", "Горная вершина", "Полнолуние" и "Ночь без сна" как бы сконцентрированы поиски бурятской драматургии в отражении актуальных общественных проблем, пропущенных сквозь призму нравственного роста личности. Судьбу преданного делу современного человека, неразрывно связанного с жизнью общества, попытался показать Б. Эрдынеев в своей пьесе "Песнь изюбра".
В пьесе "Золотое руно" Р. Бадмаев попытался представить связь поколений потомственных животноводов. Пьес, где отражается тема отцов и детей, в бурятской драматургии немало. Наиболее примечательна эпическая драма Д. Эрдынеева "Бальжин-хатан", где встает древняя история бурятского народа.
Нужно отметить, что в бурятской драматургии, продолжая традиции Б. Барадина в современный период, были поставлены стихотворные драмы Н. Дамдинова "Кольцо декабриста" и Ш.-Н. Цыденжапова "Светлая душа", "Белый мудрец".
Одной из самых распространенных жанровых разновидностей в бурятской драматургии является легкая развлекательная комедия. Лучшие произведения этого жанра - комедии "Сила любви" и "Дорога любви" Ш.-Н. Цыденжапова, "Черная борода" Б. Эрдынеева, "Волшебная дача" А. Ангархаева. Стремление к творческому использованию традиционных жанров, ведущее, в конечном итоге, к их обновлению и обогащению свидетельствует об их росте.
Последнее пятнадцатилетие (1985-2000 гг.) останется в истории нашей страны временем великих потрясений и крушений, оказавших большое влияние на ход мировой истории. В результате социальных, политических катаклизмов в стране и республике литературная жизнь в Бурятии постепенно приходит в упадок. Изредка, по инерции прошлых лет, выходят в свет произведения, начатые или задуманные еще в советское время, которые при многих несомненных достоинствах в свете сегодняшнего дня сразу же оказались анахронизмом.
Роман В. Корнакова "Время опадания листьев", завершающий его трилогию "В гольцах светает" был издан только в журнальном варианте. Романы М. Жигжитова "Год белой курицы" и М. Мельчакова "Свежун", повествующие о предреволюционных и революционных событиях, оказались не востребованными. Романы Д. Эрдынеева "Долг судьбы" и Д..-Д. Дугарова "Хангайская любовь", посвященные проблемам перестройки, также дальше журнального варианта не ушли.
Исторический роман С. Норжимаева "Путем принуждения" не смог найти своего издателя. Яркий талантливый роман В. Митыпова "Геологическая поэма", вышедший в Москве в 1985 г., посвященный сугубо научной проблеме, также не нашел своего читателя, ибо читатели озабочены сегодняшними проблемами.
С 1991 г. помимо Союза писателей Бурятии, входящего в Союз писателей РФ, существуют альтернативные союзы, в частности "Союз писателей Байкала", насчитывающие более 10 членов.
С середины 90-х годов перестали издаваться журналы "Байкал" и "Ласточка".
Из крупных прозаических произведений рассматриваемого периода определенный интерес представляют исторические романы Ц.-Ж. Жимбиева "Белые птицы", В. Гармаева "Десятый рабджун" и повесть В. Сыренова "Река - крутые берега".
В драматургии можно выделить драму Б. Эрдынеева и Р. Бадмаева "Дамдин лама", М. Батоина "Этот разноликий мир", Б. Гаврилова "Где ты, страна Шамбала?", которые в постановке бурятского театра драмы стали частью своеобразного сценического триптиха "Колесо Сансары".
В области поэзии рассматриваемого периода надо выделить творчество Л. Тапхаева, Г. Раднаевой и русскоязычного поэта Б. Дугарова, последние сборники которых продолжают и развивают лучшие традиции поэзии: гражданственность, философичность, синтез лирики и эпики, неустанный поиск новых идей и форм выражения.
Зарождение бурятской детской литературы и ее развитие тесно связано с литературным процессом в Бурятии, так как бурятская детская литература является неотъемлемой частью бурятской литературы. Вместе с тем следует отметить тот факт, что бурятская детская литература претерпела те же процессы становления и роста, что и большинство национальных литератур для детей нашей страны.
Первые ростки бурятской советской литературы для детей появились в начальные годы после Октября 1917 г., но развитие ее протекало неравномерно и медленно.
С начала 20-х годов XX в. передовые представители бурятской интеллигенции активно включились в процесс создания литературы для будущих граждан в свете новых идейных установок. В городах и селах Бурятии повсеместно организуются новые школы, ускоренно вводятся новые методы обучения. Чтобы осуществить культурную революцию, нужна была высокохудожественная литература, которая отвечала бы запросам детей, задачам нового идеологического воспитания. Возникла потребность в издании большого количества букварей и книг для чтения. В возникновении и развитии литературы для детей немаловажную роль сыграли книги для чтения, предназначенные для обучения детей грамоте. В них помещались первые опыты литературы для детей, написанные составителями с учетом возрастных особенностей восприятия детей.
Так, интересные литературные материалы, стихотворения и рассказы, специально написанные для детей, содержатся в книгах для чтения Б. Барадина "Красный цветок" (1922), Ч.-Л. Базарона "Красная звезда" (1924), Д.-Р. Намжилона "Красная заря" (1924).
Книга "Наши местные звери", написанная в 1927 г. Ч.-Л. Базароном, стала первым сборником художественных рассказов, предназначенных для детей, изданным отдельной книгой.
В учебных хрестоматиях помещались переводы с русского языка произведений многих советских авторов, посвященных видным деятелям молодого государства, в частности о жизни и деятельности В.И. Ульянова-Ленина.
Хотя бурятская детская литература практически отсутствовала, именно в советский период она смогла, опираясь на опыт дооктябрьского периода развития литературы, в частности, на художественную литературу бурятского просветительства, получить некоторое развитие.
Писатели этого направления Б. Барадин, Ч.-Л. Базарон, Д.-Р. Намжилон, С. Туя впоследствии стали авторами первых произведений для детей. Им, много лет отдавшим просвещению своего народа, лучше, чем кому-либо была понятна необходимость литературы для юных.
Безлюдье, которое, по словам К. Чуковского наблюдалось в первые годы после революции, в бурятской литературе для детей ощущалось более остро и длительно.
Значительную роль в развитии детской литературы сыграло возникновение в республике пионерской организации. В 1928 г. на бурятском языке начинает выходить детская специальная газета "Внучата Ленина", орган Детского бюро Бурятского обкома ВЛКСМ. Она выходила как приложение к газете "Буряад Монголой Yhэh" ("Правда Бурят-Монголии"). На ее страницах печатались стихи бурятских поэтов. Отсюда начинали свой творческий путь известные поэты и писатели Б. Абидуев, Д. Дашинимаев, Б. Базарон и др.
Первые оригинальные произведения начинают появляться с конца 20-х годов - рассказ Б.-М. Ванданова "Пастушонок Цэнгэ" (1928), рассказ X. Намсараева "Смерть сирот", О. Быстровой "Мэдэгма" (1929).
В них бурятские писатели обращались к темам недавнего прошлого своего народа, к униженным и страдающим сиротам.
Развитие литературы для детей в 30-е годы во многом отставало от литературы взрослых.
Растущие культурные запросы ставили перед творческими работниками неотложную задачу создания таких произведений, которые отвечали бы новым требованиям. Поэтому они, естественно, обратились к фольклору, гуманистические идеи которого, выраженные в ярких образах, были близки и понятны детям. В эти годы складываются принципы создания художественных произведений на основе фольклорных сюжетов и мотивов, образов и форм.
Появились поэмы Ц. Дона "Старик Жэбжэнэй" (1936), литературная сказка Д. Дашинимаева "Волк в мешке" (1937) и сборник рассказов X. Намсараева "Так было" (1937). В конце 30-х годов появляются сказки для детей, обработанные поэтом Б. Абидуевым: "Козленок Бабана", "Шалай и Шанай", "Оседлавший тигра". Занимательность сказочных сюжетов заинтересовывает воображение детей. Язык их выразителен и образен, что соответствует возрастному восприятию детей.
Рассказ С. Туя "Цырен" (1935) явился первой попыткой бурятских авторов в области детской прозы показать реалистическую картину жизни народа в суровые годы гражданской войны. Благодаря творчеству поэта Ц. Галсанова юные читатели получили книжку-картинки на родном языке "Игра-елка" (1939).
Более активно начала развиваться детская литература Бурятии в 50-е годы. Происходящие в литературе перемены не прошли мимо детской литературы. В эти годы были опубликованы до 40 названий книг для юных читателей.
Характерной чертой бурятской детской литературы послевоенного десятилетия было то, что в поэзию пришли новые имена, новые таланты, получившие специальную подготовку в учебных заведениях страны и республики.
В поэмах А. Жамбалона "В лагере", Д. Жалсараева "На берегу Уды" можно зримо проследить трудности роста поэзии для детей, но тем не менее в "пионерских произведениях авторов" царит атмосфера ребячьих дел, романтика лагерной пионерской жизни.
В эти годы детская поэзия становится богаче и разнообразнее по содержанию и форме, что определенно свидетельствует о подъеме детской литературы. Складываются основные жанры детской поэзии — юмористические стихи, поэмы для детей среднего и старшего возраста, стихи для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В 50-е годы выходят из печати сборники рассказов для детей Ж. Балданжабона, Г. Бадмаевой, Г. Чимитова.
Вслед за повестью Ч. Цыдендамбаева "Чернильница Банзарова" (1948) появились повести для юных X. Намсараева "Юноши", Ж. Балданжабона "Пятерка", Ц. Номтоева "Инициаторы", "Крылья", Д.-Р. Батожабая "Кто твой учитель" и др.
С середины 60-х годов начинается новый этап развития бурятской детской литературы. Крепнущие, расширяющиеся взаимосвязи бурятской литературы с русской советской и другими национальными литературами страны способствуют обогащению творчества детских писателей, освоению новых форм и способов художественной выразительности. Углубляется, обретая все большую реалистичность, конкретность, изображение жизни детей, их мировосприятия, эмоционально-образного мышления, чувств, психологии. Художественное исследование особенностей современной жизни детей становится магистральной линией литературы для детей.
Вокруг детской литературы сосредоточиваются творческие усилия ряда поэтов и прозаиков, которые посвящают себя в основном или полностью идейно-эстетическому и духовному воспитанию подрастающего поколения.
Значительно возросли уровень и профессиональное мастерство поэтов, что повлекло за собой общее повышение идейно-художественного уровня поэзии для детей и поэтической культуры стихов.
Зрелой силой и высоким мастерством отмечены сборники стихов Ц.-Б. Бадмаева "Маленький чабан", "Увлечение", "Малаадай", "Большой хуралдан", "Маленький табунщик", "Готовое седло"; Ц.-Ж. Жимбиева "Цветы на снегу", "Имя человека"; Ц.-Д. Дондоковой "Я - Наран Шарлухай"; Г. Чимитова "Поют пшеничные колосья", "Три тетради"; Чимита Цыдендамбаева "Зеленая свеча", "Цветы поздней осени", "Разговор"; стихи и поэмы Д. Жалсараева и многих других авторов.
На развитие детской поэзии последних десятилетий большое значение оказало творчество Ц.-Б. Бадмаева. Поэта заинтересовал новый методический подход: не "что" предложить вниманию ребенка, а "как это сделать?" В его стихах получает прописку новый подход - усвоение действительности через своеобразное юмористическое познание. Творчество его привлекательно тем, что в нем гармонично сочетаются лирическое и занимательное, столь необходимые детской поэзии.
Интересной по форме является книга Д. Жалсараева "Благопожелания". Для его поэзии характерны жизнерадостные мотивы, она полна оптимизма.
Ц.-Д. Дондокова занимает особое место в бурятской литературе, как первая бурятская народная поэтесса, признанный деятель народного образования и культуры. С ее творчеством для детей связано появление в бурятской детской поэзии жанра лирической повести в стихах "Я - Наран Шарлухай", которая остается любимой книгой бурятской детворы.
Многие удачи и достижения связаны с именем Г. Чимитова, который начал создавать новый жанр бурятской детской поэзии - жанр басни.
Примечательным событием в детской поэзии Бурятии явилось творчество Б. Сыренова, который творил для самых маленьких. Его "Маленькие стихи" о тайнах природы, о животных и насекомых нашей земли стали настоящим подарком для малышей.
И все же в детской литературе на первый план выходит повесть, утверждая свое ведущее место богатством своих возможностей в отображении тех событий и явлений, которые имеют особый поучительный и нравственно-воспитательный смысл для юного поколения. За последние 15 лет их вышло более 20, их авторы - Ц. Шагжина, К. Ильина, М. Осодоев, Ц.-Б. Бадмаев, Ц. Номтоев и др. Их повестям присуще большое тематическое разнообразие: разрабатываются темы семьи и школы, труда, интернационализма, взаимоотношений человека и природы, пишутся исторические, военно-патриотические, приключенческие и сказочные повести.
Произведения бурятских писателей, написанные для детей младшего и среднего школьного возраста, сегодня могли бы составить солидную библиотеку. За этот период вышли в издательствах разных городов более 20 сборников - рассказов бурятских авторов, таких как: Б. Санжин, Г. Бадмаев, И. Намсараев, В. Цыренов, В. Тулаев, В. Лубсанов и многих других. С именем В. Митыпова связано рождение в бурятской детской литературе такого необычайно интересного и популярного у детей жанра, как научная фантастика. Его повесть "Мамонтенок Фуф" остается любимой книгой многих поколений юных читателей.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей