Новости

Бурятская литература в XX - начале XXI в.

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

От Октября до окончания войны (1917—1945)

Путь, пройденный бурятской литературой советского периода, характеризу­ется необычайно ускоренным развитием. За короткий срок она успевает делать то, что в других исторических условиях могло бы и не состояться. В 1917 г. у бу­рятского народа еще не было общенациональной развитой письменности, собст­венно литература находилась еще не в таком развитом виде, как устная народ­ная поэзия.

Создание в 1923 г. Бурятской-Монгольской АССР кардинально изменило ситуацию и дало толчок к разительному скачку от патриархально-феодального уклада к социализму. Возникшая после Октября литература Бурятии за какие-нибудь двадцать лет (1917-1937) успевает выработать ряд жанров, ранее неиз­вестных или чрезвычайно слабо развитых в предыдущий период. Из популяр­ных народных, устных рассказов и анекдотов, на основе их переработки рожда­ется в двадцатые годы рассказ - один из первых жанров бурятской советской прозы. Фольклорный стих, присущий и эпическим произведениям и народной песне, постепенно вбирает в себя элементы зарождающейся литературной речи, которая накапливаясь, порождает новый более высокий уровень стиховой куль­туры, обусловивший появление широкой стихотворной формы - поэмы. Неког­да одноактные фарсовые или патетические пьески улусных драматургов-само­учек, усложняясь и развиваясь, обретают черты профессиональной драмы.

Двадцатые годы были для бурятской литературы периодом выращивания и воспитания писательских кадров, а вместе с тем и периодом накопления опыта художественного творчества и писательского мастерства, поисков форм и напра­влений, способствующих утверждению реалистических принципов искусства.

В двадцатые годы были созданы произведения, впоследствии ставшие клас­сическими. В их числе надо назвать две исторические драмы Б. Барадина "Чойжид хатан" (Госпожа Чойжид) и "Ехэ удаган Абжаа" (Великая шаманка-сестри­ца); в поэзии это поэма X. Намсараева "Убгэн Гэлэнэй угэ" (Слово старого Гэлэна), некоторые лирические стихотворения Мунко Саридака, поэма Б. Абидуева "Агаарын онгосо" (Самолет), в прозе - ряд рассказов X. Намсараева из цик­ла "Так было".

Тридцатые годы вошли в историю Бурятии как необычайно сложный, про­тиворечивый, трагический период. 29 марта 1934 г. открылся I республиканский съезд бурятских писателей, положивший начало творческому союзу. В 30-е го­ды наиболее значительны достижения в области прозы. В ее развитии большую роль сыграли многочисленные очерки, фельетоны, зарисовки, изо дня в день пе­чатавшиеся на страницах периодики. Выдающийся прозаик Ц. Дон за этот пери­од создает свои рассказы и повести "Дело сделано" (1930), "Сон лодыря" (1937); повести, ставшие первыми в бурятской литературе "Затмение луны" (1932) и "Отрава" (1935). Все они посвящены изображению борьбы нового и старого в период коллективизации, показу сложного процесса перестройки сознания улус­ного крестьянина под влиянием новой жизни, новой идеологии.

Повесть Ц. Дона "Затмение луны" - первая национальная повесть, появив­шаяся как результат напряженных идейно творческих исканий бурятской лите­ратуры. Повести присущи правдивое отражение жизни, активность художника, смело вторгающегося в жизнь.

В 1935 г. X. Намсараев создает свою повесть "Цыремпил". Повести X. Нам­сараева и Ц. Дона послужили тем непосредственным фундаментом, на котором стал воздвигаться бурятский роман.

Ц. Дон с 1934 г. начинает работать над романом-трилогией "В сосновом бору", которую не успел завершить. Трилогия его была посвящена индустри­альной теме - строительству паровозо-вагонного завода в Бурятии. К 1937 г., к моменту ареста автора, была закончена первая книга трилогии, впоследст­вии рукопись романа была утеряна, хотя имелась в свое время в нескольких эк­земплярах.

Другой известный бурятский писатель Солбонэ Туя приступил к написанию романа "Три крепости" о сложных психологических переменах в сознании бу­рятской интеллигенции. К 1937 г. роман был завершен, но и автора и рукопись постигла та же участь, что Ц. Дона и первый роман.

Особо нужно отметить в прозе 30-х годов сборник рассказов X. Намсараева "Так было" (1936). Это произведение зрелой письменной литературы, подняв­шейся на высоту подлинной народности. Каждый рассказ из цикла самостояте­лен, но в то же время они органично связаны так, что сборник представляется одним произведением необычного жанра.

В бурятской поэзии 30-х годов можно наблюдать противоречивую картину. С одной стороны, идет интенсивное, целеустремленное освоение опыта устного народного творчества, обусловившее создание самостоятельных литературных произведений по мотивам фольклора "Шоно-Батор" А. Хамгашалова, "Убгэн Жэбжэнэй" Ц. Дона, "Сагаадай Мэргэн" X. Намсараева, "Укротитель тигра", "Козленок Бабана" Б. Абидуева.

Под влиянием более развитых литератур и новой действительности бурят­ская поэзия интенсивно обогащается путем преодоления фольклорных тради­ций и усвоения опыта более развитой поэзии других народов, прежде всего рус­ской. Поэты во главе с Д. Дашинимаевым, Б. Базароном, Б. Абидуевым начали новаторский зачин, раздвинувший возможности бурятского стиха и в области те­матики, и в области образно-изобразительных средств. Знаменательными были для того времени творческие опыты по внедрению в бурятское стихосложение основных принципов силлабо-метрической системы. Достижениями этого пери­ода в бурятской поэзии стали поэмы Б. Абидуева "Самолет", стихи Д. Дашинимаева и Б. Базарона.

В результате новаторских изысканий изменяется внешний облик бурятско­го стиха, его графическое изображение становится динамичным и стройным. В бурятской поэзии этого периода становится нормой соблюдение требований строфичности.

В этот период на поприще бурятской поэзии трудились поэты старшего (Солбонэ Туя, X. Намсараев, Д. Дашинимаев, Б. Базарон, Б. Абидуев, Ж. Балданжабон) и младшего (Ц. Номтоев, И. Мадасон, Д. Хилтухин, Д. Дамдинов, А. Уланов, Ш. Нимбуев, Ц. Галсанов, Ч. Цыдендамбаев) поколений.

Ряд значительных произведений был создан и в драматургии. В 1932 г. в горо­де Верхнеудинске (Улан-Удэ) впервые был создан национальный театр, который ныне носит высокое звание "академический". В 1937 г. были поставлены на сцене театра две профессиональные национальные пьесы: комедия А. Шадаева "Мэр­гэн" и историко-революционная драма Н. Балдано "Один из многих". В эти годы Г. Цыдынжапов и А. Шадаев создают музыкальную драму "Баир". Драматург Н. Балдано впервые в истории бурятского искусства создает либретто оперы "Энхэ-Булат батор". Оба произведения были показаны во время первой декады бурят­ского искусства в Москве в 1940 г. Декада подвела итоги развития бурятского ис­кусства и литературы за эти годы, продемонстрировала перед всесоюзной общест­венностью возросший уровень национальной культуры бурятского народа.

В годы Великой Отечественной войны советского народа с немецко-фаши­стскими захватчиками особенно ярко проявились патриотизм и теснейшая связь литературы и искусства с интересами народа.

С первых дней войны ушли в действующую армию и сражались на разных фронтах многие писатели Бурятии: Б. Базарон, Ж. Тумунов, Д. Хилтухин, Ц. Номтоев, А. Уланов, С. Метелица, Ж. Балданжабон, К. Брянский и другие. Их стихи, корреспонденции, очерки и рассказы, запечатлевшие героизм совет­ского народа, публиковались в периодической печати республики, на страницах фронтовых и центральных газет.

Война, прервавшая мирный труд народа, отодвинула на долгие годы сверше­ние довоенных творческих замыслов работников искусства и литературы Бурятии.

К достижениям бурятской литературы военных лет надо отнести рассказы на военную тематику Ж. Тумунова, стихи Ч. Цыдендамбаева, патриотическую поэму Ц. Галсанова "Павел Балтахинов", историческую драму X. Намсараева "Кнут тайши". Пьеса X. Намсараева как одно из лучших произведений бурят­ской драматургии ставится на сцене Бурятского академического театра до на­ших дней. Успех пьесы объясняется тем, что X. Намсараев создал полноценное художественное произведение.

Следует отметить, что в развитии бурятской литературы вообще большое значение имели переводы художественных произведений с бурятского на рус­ский и с русского на бурятский язык. Переводческая деятельность бурятских пи­сателей положительно влияла на их творческий рост.

Бурятская литература послевоенного десятилетия

Несмотря на драконовские методы управления ЦК ВКП(б), Директивные указания (Постановление августа 1946 г.), вопреки материально-финансовым трудностям - национальная литература продолжала развиваться. Усилился при­ток молодых творческих сил в литературу, возросла роль литературы в духов­ном развитии нации.

Одной из отличительных черт послевоенного литературного процесса был выход на всесоюзную арену произведений национальных писателей. На передний план выдвигается проза, появляется новый жанр - бурятский исторический роман. К созданию крупных прозаических произведений прежде всего приступи­ли талантливые писатели старшего поколения Ж. Тумунов, X. Намсараев, Ч. Цыдендамбаев. Происходила дальнейшая активизация литературной жизни в республике.

В 1954 г. был созван II съезд писателей республики и совместная научная сес­сия Института востоковедения Академии наук СССР и Бурятского научно-иссле­довательского института культуры, посвященная характеру эпоса "Гэсэр"" (1953). II съезд рассмотрел итоги развития литературы за двадцатилетие со времен Пер­вого съезда. Было отмечено, что за прошедший период бурятская литература ста­ла зрелой в идейном и художественном отношениях, создала произведения, дос­тойно представляющие ее. В литературе выросли крупные мастера слова.

Большая проза Бурятии начиналась историческим романом, для которого с самого начала было характерно тяготение к широкому эпическому изображе­нию этапных моментов в жизни народа.

Это (1949) Ж. Тумунов "Степь проснулась" и X. Намсараев "На утренней за­ре" (1950). Первые бурятские романы посвящены изображению рубежа в жизни народов России - вызреванию и свершению октябрьской революции.

Появление первых романов бурятской литературы "Степь проснулась" и "На утренней заре" было значительным событием в литературе Бурятии.

Ч. Цыдендамбаев, известный поэт, в конце 40-х годов обратился к прозе. В 1948 г. он издает ставшую популярной первую детскую повесть "Чернильни­ца Банзарова". Через несколько лет из-под его пера выходит роман-дилогия "Доржи, сын Банзара", (1952) и "Вдали от родных степей" (1958), ставший за­метным явлением в бурятской литературе.

В эти годы в быстром темпе шло пополнение рядов писателей новыми та­лантами. В течение послевоенного десятилетия вошли несколькими потоками в литературу молодые силы, сначала поколение Д.-Р. Батожабая, Ц. Шагжина, Ц.-Д. Дондоковой, затем - Д. Жалсараева, Б. Мунгонова, Ч.-Р. Намжилова, Ц.-Ж. Жимбиева, Ц.-Б. Бадмаева; потом Н. Дамдинова, Ц. Галанова; наконец – В. Петонова, Д. Улзытуева, Ц.-Д. Дондогой. Подобного роста писательских кад­ров не наблюдалось прежде в литературе.

Примечательно было также и то, что молодежь входила в литературу после окончания высших учебных заведений. Вместо прежних литературных сборни­ков стал выходить альманах "Байкал" на бурятском (с 1948 г.) и русском (с 1950 г.) языках.

Значительным событием явились вечера бурятской литературы в Москве в 1950 г., где в обсуждениях произведений бурятских авторов принимали участие А. Фадеев, Н. Тихонов, А. Твардовский и др.

Бурятская литература периода 1956—1985 гг.

Богатство и разнообразие бурятской литературы рассматриваемого перио­да определяли такие произведения, как роман Б. Мунгонова "Хилок наш бурли­вый", А. Бальбурова "Поющие стрелы", Ч. Цыдендамбаева "Вдали от родных степей", роман-трилогия Д.-Р. Батожабая "Похищенное счастье", И. Калашни­кова "Последнее отступление", Ж. Балданжабона "Голубые сопки", М. Степа­нова "Ночь умирает с рассветом", В. Корнакова "В гольцах светает"; стихи и по­эмы Н. Дамдинова, Д. Улзытуева, Д. Жалсараева, Ц.-Д. Дондоковой и многих других; повести и рассказы Ц. Галанова, Р. Белоглазовой, С. Метелицы, пьесы Ц. Шагжина, Д.-Р. Батожабая.

Следует подчеркнуть, что литература Бурятии довольно полно и разносто­ронне отразила различные этапы жизни народа. Не вдруг и не сразу пришли к бурятской литературе ее успехи. Они были завоеваны в острой и принципиаль­ной борьбе с пресловутой теорией бесконфликтности и начетническими опеками указующего перста партии.

Литературная жизнь рассматриваемого периода богата событиями и фак­тами, имевшими определенные значения в развитии литературного процесса. С 1955 г. был учрежден новый общественно-политический и литературно-ху­дожественный журнал на русском и бурятском языках "Свет над Байкалом". Впоследствии он стал называться "Байкал". На страницах журнала только за первое десятилетие были опубликованы 18 романов, десятки повестей, расска­зов, очерков, сотни стихотворений и поэм. Создание своего литературно-худо­жественного журнала способствовало развитию литературной критики. За ис­следуемый период прошли III, IV, V съезды Союза писателей Бурятии, где под­нимались вопросы, связанные с правдивым и ярким художественно убедитель­ным изображением современности, проблемами национальных традиций и но­ваторства в литературе.

В 1961 г. состоялось выездное заседание Секретариата Союза писателей Российской Федерации в Улан-Удэ с постановкой проблемы "Современность и национальные традиции в бурятской литературе". За рассматриваемый период были возвращены народу произведения видных бурятских писателей Ц. Дона, Д. Дашинимаева, Солбонэ Туя и других писателей, необоснованно репрессиро­ванных в 1937 г.

Характерной чертой литературного процесса данного этапа является утвер­ждение реалистического стиля во всех жанрах литературы. Вместо риторично­сти, описательности и декларативности творчество писателей отмечает углуб­ленная психологическая разработка характера в выражении чувств и пережива­ний человека. Таковыми являются поэма Н. Дамдинова "Имя отца", романы "Хилок наш бурливый" Б. Мунгонова, "Голубые сопки" Ж. Балданжабона, по­весть "Совесть" Ц. Галанова и многие другие.

Задача создания широкого исторического полотна решена в романе-трило­гии Д-Р. Батожабая "Похищенное счастье". Роман представляет собой одно из наиболее значительных произведений исторического плана в бурятской литера­туре. В бурятской литературе, имевшей в своем активе ряд социально-бытовых романов, поднимающих историко-революционную тему - это первый опыт по­добного рода.

Трилогия "Похищенное счастье" вплотную приблизилась к проблеме худо­жественного изображения революционной борьбы народов за свержение старо­го эксплуататорского строя и установления нового общества, главной теме в ли­тературе, разработке которой были посвящены все исторические романы. Это романы "Учитель" П. Малакшинова, "Побратимы" и "На четырех ветрах" И. Тугутова, "Гудит паровоз" Ж. Балданжабона, "В гольцах светает" В. Корна­кова, "Последнее отступление" И. Калашникова, "Поющие стрелы" А. Бальбу­рова, "Ночь умирает с рассветом" М. Степанова.

В бурятской поэзии разрабатывались главным образом темы современно­сти. Пришло время крупных поэм. Наиболее заметными достижениями в этом жанре стали поэмы Д. Улзытуева "Белый месяц" и "Песнь вселенной", Н. Дам­динова "Имя отца", "Песнь о Шилдэ-Занги", Ч.-Р. Намжилова "Сердце матери", Ц.-Б. Бадмаева "Борьба за солнце", Ц.-Д. Дондоковой "Девушка с Байкала" и др. В то же время интенсивно развивался новый жанр - маленькая поэма. Осо­бенность жанра в том, что он носит монологический характер, лирически напряженный, сконцентрированность мысли и чувств на одной проблеме. Наибо­лее удачны в этом жанре поэмы Д. Дамбаева "Вперед, мой поезд!" и "Синий конь", Н. Дамдинова "Гудящие сосны", "Ночь тридцатой весны", "Новая земля".

Бурятская драматургия пережила те же процессы преодоления декларатив­ности и иллюстративности, которые были характерны прозе и поэзии.

Наиболее примечательной пьесой в этом жанре стала пьеса Ц. Шагжина "Совесть", где вопросы морально-этического характера рассмотрены в новых социально-бытовых условиях современности. Остро сатирическая комедия "Черт в сундуке" Ц. Шагжина была тепло принята народом, также следует от­метить то, что в пьесах Д.-Р. Батожабая "Барометр показывает бурю" и "Забай­кальская быль" Н. Балдано и С. Метелицы была удачно решена историко-рево­люционная тематика.

В обозреваемый период большое развитие получили и другие виды и формы драматургии, в частности, одноактная драматургия, где выступили как извест­ные писатели, так и непрофессиональные драматурги.

Литература 1966—1984 гг.

Литература Бурятии в годы так называемого "застоя" в целом и в особен­ности проза сделала новый шаг вперед в художественном освоении действитель­ности. Она стала более вдумчиво, более пристально вглядываться в облик современников, ярче и полнокровнее отражать его жизнь, глубже осмысливать явления и процессы развития общества. Все чаще произведения писателей Буря­тии - романы, повести, стихотворения издаются большими тиражами в Иркут­ске, Новосибирске, Москве, и активно входят в литературу многонационально­го государства.

В жанре рассказа представлены имена известных писателей Ч. Цыдендамбаева, Б. Мунгонова, В. Корнакова, Д. Эрдынеева, О. Серовой и писателей, не столь давно пришедших в литературу, но уже заявивших о себе рядом крупных произведений: К. Балков, С. Цырендоржиев, Ц.-Д. Хамаев, Б. Ябжанов, К. Карнышев, С. Бухаев, С. Гырылов, С. Захарова и др.

О. Серова в своих лирических миниатюрах представила тему "человек и природа", где главная задача - продолжение традиций М. Пришвина. Вплотную к ним примыкают мини-рассказы К. Карнышева из его книги "Россыпи". Впос­ледствии автор издал повести в рассказах "Сугробы", "Странствия Горбоносо­го", "Хрустальные люди" и повесть "На Бакланьем".

С интересными рассказами из цикла "Нравы Тубэргэнов" выступил Д. Эрдынеев, где в изображаемых им конфликтных ситуациях писатель ставит серь­езные проблемы, поднимая их до глубокого художественного обобщения.

Как и в предшествующие десятилетия лицо бурятской повести во многом определяла традиционная для бурятских прозаиков "деревенская" тема.

Жанр фантастики в бурятской литературе связан с именем В. Митыпова, ко­торый издал повести "Ступени совершенства", "Зеленое безумие земли", "Вни­мание Неопитеки" (позднее названная "Приход больших обезьян"), "Мамонтенок Фуф".

Особая тема — глубокий тыл, самоотверженный труд во имя победы на­шла широкое отражение в повестях бурятских авторов. В повестях С. Цырендоржиева "Где ты, моя утренняя звезда?", Д. Эрдынеева "В тени старого до­ма", Б. Ябжанова "Куда ускакал конь", М. Осодоева "Месть", Н. Очирова "Найденыш" и других ярко представлены судьбы тех, чье детство пришлось на лихие годы войны.

Нравственная природа человека была и остается главной проблемой литера­туры. Ей посвящены повести В. Носкова "Заботы и хлопоты", Ц. Галанова "Северомуйская легенда" и "Время созревания брусники", М. Осодоева "Зов" и др.

С тревогой и озабоченностью о беззащитности природы перед натиском че­ловека пишут в своих повестях М. Жигжитов "Снежный обвал", "Моя малютка Марикан", "За ущельем семи волков", "Тропа Самагира", "От святого до горе­мыки", К. Карнышева, Д.-Д. Дугарова "Черный соболь", К. Балкова "Мост", "Ледовая дорога" и др.

Интенсивное развитие жанра повести, занявшего в рассматриваемый период доминирующее положение, отнюдь не замедлило развитие и функционирование романа. В данный период в бурятской прозе в жанре романа с известной долей ус­ловности можно выделить такие жанровые разновидности, как современно-исто­рические романы: "Красный день" и "Луна за облаками" В. Сергеева, "Лицо чело­века" и "Круглый год" Ш.-C. Бадлуева, "Когда начинается утро" во второй редак­ции "Его родовое имя" К. Балкова, "Щедрое сердце" Б. Мунгонова, "Вечный цвет" А. Ангархаева. Также нужно отметить романы, характеризуемые бихронизмом: "Аргамак ищет хозяина" и "Большая родословная" Д. Эрдынеева, "Долина бес­смертников" В. Митыпова, "Рубеж" К. Балкова, "Течение" Ц.-Ж. Жимбиева и др.

К группе исторических эпопей принадлежит роман "Жестокий век" И. Ка­лашникова, "Унтовое войско" В. Сергеева, вторая книга трилогии В. Карнакова — роман "Красные березы". К ним же относятся и такие произведения, как "Год огненной змеи" Ц.-Ж. Жимбиева и "На Турген реке" М. Степанова. Особо­го рассмотрения требуют традиционные для бурятской литературы историко-революционные романы: "Мать-лебедица" Ц. Галанова, "Горные орлы" Д.-Р. Батожабая, "Инспектор золотой тайги" В. Митыпова.

Развитие бурятской поэзии в рассматриваемый период настолько отличает­ся от уровня достигнутого в предыдущие годы, что можно утверждать о качест­венно новом этапе ее развития.

Именно со второй половины 60-х годов в бурятской поэзии расширяется круг тем, углубляется поэтическое мировоззрение, усиливается личностно-человеческое начало. Особенность поэзии данного периода характеризуется тем, что в ней представлено содружество поэтов нескольких поколений, которое приве­ло к усилению лирического начала, обострение интереса к неодобряемым ранее критикой интимной и пейзажной лирике, пристальное внимание к современно­сти, сопряженное с углубленным взглядом в историю своего народа.

Еще одна грань литературы 60-80-х годов проявилась в тесных творческих контактах русских и бурятских писателей. За десять лет (1973-1982 гг.) поэтами республики было издано в Бурятском книжном издательстве, в центральных из­дательствах "Современник", "Советская Россия", "Советский писатель", "Дет­ская литература", "Молодая гвардия", "Библиотека Огонек", издательство "Правда", "Малыш", а также в издательствах Новосибирска, Иркутска, Кызы­ла, Улан-Батора 141 книга стихов. Из них 65 на бурятском и 74 на русском язы­ке. В числе последних 41 книга, переведенная с бурятского языка, и 33 книги, на­писанные на русском языке как русскими поэтами Бурятии, так и русскоязыч­ными бурятскими поэтами, перу которых принадлежит 17 сборников стихов.

В бурятской поэзии в данный период прописку получил новый жанр поэзии свободный стих или верлибр, благодаря творчеству Д. Улзытуева, Д. Дамбаева и Н. Нимбуева. Жанр верлибра наиболее зримо представлен в стихотворении "Когда я родился" из сборника "Страна ая-ганга" Д. Улзытуева, в сборнике сти­хов "Вперед мой поезд" Д. Дамбаева и в сборнике Н. Нимбуева "Стреноженные молнии .

Свидетельством качественного роста поэзии в Бурятии является жанр венок сонетов. Авторами явились В. Липатов "Байкал", "Твоя любовь"; венок сонетов "Звездный путь" Н. Дамдинова; "Пятнадцать песен" М. Самбуева, посвященный памяти Д. Улзытуева, а также венки сонетов Г. Дашабылова "Кижинга", "Лю­бовь"; А. Румянцева "Таежная колыбель".

Для поэзии рассматриваемого периода характерно довольно интересное яв­ление - синтез традиций европейской и восточной поэзии, где из-под пера Д. Ул­зытуева в переводах зазвучали жанры японской поэзии хайку, четверостишие из тибетского сочинения С. Гунгажалцана "Эрдэниин сайн Субашид".

Влияние восточной поэзии в основном выразилось в стремлении к миниатю­ре, где доминирующее значение имеет широта и глубина мыслей, точность и меткость выражения.

В совершенствовании бурятской поэтики новаторство Н. Дамдинова сыгра­ло большую роль, благодаря его поискам в поэзии утвердился разговорный или интонационный стих. Наиболее зримо наблюдается это в поэме "Песнь степей".

Лирический цикл получает распространение в бурятской поэзии после выхо­да в журнале "Дружба народов" "Пятнадцати песен" Д. Улзытуева в переводе Е. Евтушенко.

Практически все разновидности поэмы - лирическая, лиро-эпическая, дра­матическая, эпическая со своими "поджанрами" получили интенсивное развитие в поэзии Бурятии этого периода.

Поиски и достижения драматургии рассматриваемого периода далеко не ис­черпали своего многообразия и всей полноты жизни человека 70-80-х годов. За рассматриваемое десятилетие в основном в драматургии доминировали пьесы сатирического характера. В пьесах А. Ангархаева "Ожидание", "Горная верши­на", "Полнолуние" и "Ночь без сна" как бы сконцентрированы поиски бурят­ской драматургии в отражении актуальных общественных проблем, пропущен­ных сквозь призму нравственного роста личности. Судьбу преданного делу сов­ременного человека, неразрывно связанного с жизнью общества, попытался по­казать Б. Эрдынеев в своей пьесе "Песнь изюбра".

В пьесе "Золотое руно" Р. Бадмаев попытался представить связь поколений потомственных животноводов. Пьес, где отражается тема отцов и детей, в бу­рятской драматургии немало. Наиболее примечательна эпическая драма Д. Эрдынеева "Бальжин-хатан", где встает древняя история бурятского народа.

Нужно отметить, что в бурятской драматургии, продолжая традиции Б. Барадина в современный период, были поставлены стихотворные драмы Н. Дамдино­ва "Кольцо декабриста" и Ш.-Н. Цыденжапова "Светлая душа", "Белый мудрец".

Одной из самых распространенных жанровых разновидностей в бурятской драматургии является легкая развлекательная комедия. Лучшие произведения этого жанра - комедии "Сила любви" и "Дорога любви" Ш.-Н. Цыденжапова, "Черная борода" Б. Эрдынеева, "Волшебная дача" А. Ангархаева. Стремление к творческому использованию традиционных жанров, ведущее, в конечном ито­ге, к их обновлению и обогащению свидетельствует об их росте.

Литература периода перестройки и реформ (1985 — начало XXI в.)

Последнее пятнадцатилетие (1985-2000 гг.) останется в истории нашей стра­ны временем великих потрясений и крушений, оказавших большое влияние на ход мировой истории. В результате социальных, политических катаклизмов в стране и республике литературная жизнь в Бурятии постепенно приходит в упадок. Изредка, по инерции прошлых лет, выходят в свет произведения, начатые или задуманные еще в советское время, которые при многих несомненных дос­тоинствах в свете сегодняшнего дня сразу же оказались анахронизмом.

Роман В. Корнакова "Время опадания листьев", завершающий его трило­гию "В гольцах светает" был издан только в журнальном варианте. Романы М. Жигжитова "Год белой курицы" и М. Мельчакова "Свежун", повествующие о предреволюционных и революционных событиях, оказались не востребован­ными. Романы Д. Эрдынеева "Долг судьбы" и Д..-Д. Дугарова "Хангайская лю­бовь", посвященные проблемам перестройки, также дальше журнального ва­рианта не ушли.

Исторический роман С. Норжимаева "Путем принуждения" не смог найти своего издателя. Яркий талантливый роман В. Митыпова "Геологическая поэма", вышедший в Москве в 1985 г., посвященный сугубо научной проблеме, также не нашел своего читателя, ибо читатели озабочены сегодняшними проблемами.

С 1991 г. помимо Союза писателей Бурятии, входящего в Союз писателей РФ, существуют альтернативные союзы, в частности "Союз писателей Байка­ла", насчитывающие более 10 членов.

С середины 90-х годов перестали издаваться журналы "Байкал" и "Ласточка".

Из крупных прозаических произведений рассматриваемого периода опреде­ленный интерес представляют исторические романы Ц.-Ж. Жимбиева "Белые птицы", В. Гармаева "Десятый рабджун" и повесть В. Сыренова "Река - крутые берега".

В драматургии можно выделить драму Б. Эрдынеева и Р. Бадмаева "Дамдин лама", М. Батоина "Этот разноликий мир", Б. Гаврилова "Где ты, страна Шам­бала?", которые в постановке бурятского театра драмы стали частью своеобраз­ного сценического триптиха "Колесо Сансары".

В области поэзии рассматриваемого периода надо выделить творчество Л. Тапхаева, Г. Раднаевой и русскоязычного поэта Б. Дугарова, последние сбор­ники которых продолжают и развивают лучшие традиции поэзии: гражданст­венность, философичность, синтез лирики и эпики, неустанный поиск новых идей и форм выражения.

Детская литература советского периода

Зарождение бурятской детской литературы и ее развитие тесно связано с литературным процессом в Бурятии, так как бурятская детская литература яв­ляется неотъемлемой частью бурятской литературы. Вместе с тем следует отме­тить тот факт, что бурятская детская литература претерпела те же процессы становления и роста, что и большинство национальных литератур для детей на­шей страны.

Первые ростки бурятской советской литературы для детей появились в на­чальные годы после Октября 1917 г., но развитие ее протекало неравномерно и медленно.

С начала 20-х годов XX в. передовые представители бурятской интеллиген­ции активно включились в процесс создания литературы для будущих граждан в свете новых идейных установок. В городах и селах Бурятии повсеместно органи­зуются новые школы, ускоренно вводятся новые методы обучения. Чтобы осу­ществить культурную революцию, нужна была высокохудожественная литера­тура, которая отвечала бы запросам детей, задачам нового идеологического вос­питания. Возникла потребность в издании большого количества букварей и книг для чтения. В возникновении и развитии литературы для детей немаловажную роль сыграли книги для чтения, предназначенные для обучения детей грамоте. В них помещались первые опыты литературы для детей, написанные составите­лями с учетом возрастных особенностей восприятия детей.

Так, интересные литературные материалы, стихотворения и рассказы, спе­циально написанные для детей, содержатся в книгах для чтения Б. Барадина "Красный цветок" (1922), Ч.-Л. Базарона "Красная звезда" (1924), Д.-Р. Намжилона "Красная заря" (1924).

Книга "Наши местные звери", написанная в 1927 г. Ч.-Л. Базароном, стала первым сборником художественных рассказов, предназначенных для детей, из­данным отдельной книгой.

В учебных хрестоматиях помещались переводы с русского языка произведе­ний многих советских авторов, посвященных видным деятелям молодого госу­дарства, в частности о жизни и деятельности В.И. Ульянова-Ленина.

Хотя бурятская детская литература практически отсутствовала, именно в со­ветский период она смогла, опираясь на опыт дооктябрьского периода развития литературы, в частности, на художественную литературу бурятского просвети­тельства, получить некоторое развитие.

Писатели этого направления Б. Барадин, Ч.-Л. Базарон, Д.-Р. Намжилон, С. Туя впоследствии стали авторами первых произведений для детей. Им, много лет отдавшим просвещению своего народа, лучше, чем кому-либо была понятна необходимость литературы для юных.

Безлюдье, которое, по словам К. Чуковского наблюдалось в первые годы после революции, в бурятской литературе для детей ощущалось более остро и длительно.

Значительную роль в развитии детской литературы сыграло возникновение в республике пионерской организации. В 1928 г. на бурятском языке начинает выходить детская специальная газета "Внучата Ленина", орган Детского бюро Бурятского обкома ВЛКСМ. Она выходила как приложение к газете "Буряад Монголой Yhэh" ("Правда Бурят-Монголии"). На ее страницах печатались сти­хи бурятских поэтов. Отсюда начинали свой творческий путь известные поэты и писатели Б. Абидуев, Д. Дашинимаев, Б. Базарон и др.

Первые оригинальные произведения начинают появляться с конца 20-х го­дов - рассказ Б.-М. Ванданова "Пастушонок Цэнгэ" (1928), рассказ X. Намсараева "Смерть сирот", О. Быстровой "Мэдэгма" (1929).

В них бурятские писатели обращались к темам недавнего прошлого своего народа, к униженным и страдающим сиротам.

Развитие литературы для детей в 30-е годы во многом отставало от литера­туры взрослых.

Растущие культурные запросы ставили перед творческими работниками не­отложную задачу создания таких произведений, которые отвечали бы новым требованиям. Поэтому они, естественно, обратились к фольклору, гуманистиче­ские идеи которого, выраженные в ярких образах, были близки и понятны де­тям. В эти годы складываются принципы создания художественных произведе­ний на основе фольклорных сюжетов и мотивов, образов и форм.

Появились поэмы Ц. Дона "Старик Жэбжэнэй" (1936), литературная сказка Д. Дашинимаева "Волк в мешке" (1937) и сборник рассказов X. Намсараева "Так было" (1937). В конце 30-х годов появляются сказки для детей, обработанные поэтом Б. Абидуевым: "Козленок Бабана", "Шалай и Шанай", "Оседлавший ти­гра". Занимательность сказочных сюжетов заинтересовывает воображение де­тей. Язык их выразителен и образен, что соответствует возрастному воспри­ятию детей.

Рассказ С. Туя "Цырен" (1935) явился первой попыткой бурятских авторов в области детской прозы показать реалистическую картину жизни народа в суро­вые годы гражданской войны. Благодаря творчеству поэта Ц. Галсанова юные читатели получили книжку-картинки на родном языке "Игра-елка" (1939).

Более активно начала развиваться детская литература Бурятии в 50-е годы. Происходящие в литературе перемены не прошли мимо детской литературы. В эти годы были опубликованы до 40 названий книг для юных читателей.

Характерной чертой бурятской детской литературы послевоенного десяти­летия было то, что в поэзию пришли новые имена, новые таланты, получившие специальную подготовку в учебных заведениях страны и республики.

В поэмах А. Жамбалона "В лагере", Д. Жалсараева "На берегу Уды" можно зримо проследить трудности роста поэзии для детей, но тем не менее в "пионер­ских произведениях авторов" царит атмосфера ребячьих дел, романтика лагер­ной пионерской жизни.

В эти годы детская поэзия становится богаче и разнообразнее по содержа­нию и форме, что определенно свидетельствует о подъеме детской литературы. Складываются основные жанры детской поэзии — юмористические стихи, поэ­мы для детей среднего и старшего возраста, стихи для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В 50-е годы выходят из печати сборники рассказов для детей Ж. Балданжабона, Г. Бадмаевой, Г. Чимитова.

Вслед за повестью Ч. Цыдендамбаева "Чернильница Банзарова" (1948) по­явились повести для юных X. Намсараева "Юноши", Ж. Балданжабона "Пятер­ка", Ц. Номтоева "Инициаторы", "Крылья", Д.-Р. Батожабая "Кто твой учи­тель" и др.

С середины 60-х годов начинается новый этап развития бурятской детской литературы. Крепнущие, расширяющиеся взаимосвязи бурятской литературы с русской советской и другими национальными литературами страны способству­ют обогащению творчества детских писателей, освоению новых форм и спосо­бов художественной выразительности. Углубляется, обретая все большую реа­листичность, конкретность, изображение жизни детей, их мировосприятия, эмо­ционально-образного мышления, чувств, психологии. Художественное исследо­вание особенностей современной жизни детей становится магистральной лини­ей литературы для детей.

Вокруг детской литературы сосредоточиваются творческие усилия ряда по­этов и прозаиков, которые посвящают себя в основном или полностью идейно-эстетическому и духовному воспитанию подрастающего поколения.

Значительно возросли уровень и профессиональное мастерство поэтов, что повлекло за собой общее повышение идейно-художественного уровня поэзии для детей и поэтической культуры стихов.

Зрелой силой и высоким мастерством отмечены сборники стихов Ц.-Б. Бадмаева "Маленький чабан", "Увлечение", "Малаадай", "Большой хуралдан", "Ма­ленький табунщик", "Готовое седло"; Ц.-Ж. Жимбиева "Цветы на снегу", "Имя человека"; Ц.-Д. Дондоковой "Я - Наран Шарлухай"; Г. Чимитова "Поют пше­ничные колосья", "Три тетради"; Чимита Цыдендамбаева "Зеленая свеча", "Цветы поздней осени", "Разговор"; стихи и поэмы Д. Жалсараева и многих дру­гих авторов.

На развитие детской поэзии последних десятилетий большое значение ока­зало творчество Ц.-Б. Бадмаева. Поэта заинтересовал новый методический подход: не "что" предложить вниманию ребенка, а "как это сделать?" В его сти­хах получает прописку новый подход - усвоение действительности через своеобразное юмористическое познание. Творчество его привлекательно тем, что в нем гармонично сочетаются лирическое и занимательное, столь необходимые детской поэзии.

Интересной по форме является книга Д. Жалсараева "Благопожелания". Для его поэзии характерны жизнерадостные мотивы, она полна оптимизма.

Ц.-Д. Дондокова занимает особое место в бурятской литературе, как первая бурятская народная поэтесса, признанный деятель народного образования и культуры. С ее творчеством для детей связано появление в бурятской детской поэзии жанра лирической повести в стихах "Я - Наран Шарлухай", которая ос­тается любимой книгой бурятской детворы.

Многие удачи и достижения связаны с именем Г. Чимитова, который начал создавать новый жанр бурятской детской поэзии - жанр басни.

Примечательным событием в детской поэзии Бурятии явилось творчество Б. Сыренова, который творил для самых маленьких. Его "Маленькие стихи" о тайнах природы, о животных и насекомых нашей земли стали настоящим подар­ком для малышей.

И все же в детской литературе на первый план выходит повесть, утверждая свое ведущее место богатством своих возможностей в отображении тех событий и явлений, которые имеют особый поучительный и нравственно-воспитатель­ный смысл для юного поколения. За последние 15 лет их вышло более 20, их ав­торы - Ц. Шагжина, К. Ильина, М. Осодоев, Ц.-Б. Бадмаев, Ц. Номтоев и др. Их повестям присуще большое тематическое разнообразие: разрабатываются темы семьи и школы, труда, интернационализма, взаимоотношений человека и приро­ды, пишутся исторические, военно-патриотические, приключенческие и сказоч­ные повести.

Произведения бурятских писателей, написанные для детей младшего и сред­него школьного возраста, сегодня могли бы составить солидную библиотеку. За этот период вышли в издательствах разных городов более 20 сборников - рас­сказов бурятских авторов, таких как: Б. Санжин, Г. Бадмаев, И. Намсараев, В. Цыренов, В. Тулаев, В. Лубсанов и многих других. С именем В. Митыпова связано рождение в бурятской детской литературе такого необычайно интерес­ного и популярного у детей жанра, как научная фантастика. Его повесть "Мамонтенок Фуф" остается любимой книгой многих поколений юных читателей.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Баяртуев Б. Д., Жапов В. Д. | Источник(и): Буряты. Народы и культуры. - М. Наука, 2004 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2004 | Дата последней редакции в Иркипедии: 23 июня 2020

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.