Шаманский экстаз. Шаманский экстаз, безусловно, одно из ярких проявлений присущей всякой религии эмоциональности. У бурят, во–первых, не все шаманы (речь идет о настоящих, посвященных шаманах) могли прийти в экстаз (онго оруулха); во–вторых, что очень важно, шаманы с экстатическими способностями приводили себя в экстаз лишь в определенных, чрезвычайно ответственных для них ситуациях. Как уже отмечалось, во время тайлаганов, общественных жертвоприношений экстаз был не нужен, к нему не прибегали и на обряде сасли – коллективном молебствии. Благодарственные и превентивные жертвоприношения, которые в общем числе устраиваемых молебствий составляли половину или даже большую часть, не всегда сопровождались экстазом. Источники, в том числе полевые материалы показывают, что шаманский экстаз проявляется главным образом во время умилостивительного жертвоприношения, устраиваемого в связи с тяжелой болезнью, большим несчастьем, жестокой эпидемией.
Экстаз шамана – по–бурятски онго оруулаа, онго ороо (букв.: – "пустил (в себя) онго"). Онго – транс, особое возбужденное состояние; онголохо, онготохо буквально переводится так: "вести себя странно, дуреть, сходить с ума". Шаман в экстазе испытывает неудержимое желание петь, заклинать духов, "выделывать" чудеса, плясать. Экстаз — не просто психическое проявление, но и составная часть камлания, вне обрядового действия он не проявляется.
В каждом случае экстаз, по–видимому, имел свое содержание и форму проявления. Можно выделить следующие его виды: обычный транс – шаман одновременно приходит в возбужденное состояние, поет, пляшет; сильный транс – шаман в сильнейшем возбуждении, применяет гипноз, "выделывает чудеса", чревовещает; самый настоящий припадок, эпилепсия. В народе хорошо это понимали, и шаманы–эпилептики не пользовались успехом.
В целом экстаз шамана – не психическое расстройство, не следствие воздействия алкоголя и благовоний, а действие, управляемое шаманами, но требующее огромного физического и нервного напряжения. Шаманы, может быть, сами не очень осознавали его роль и значение, давали ему свои толкования, далекие от научной истины. Назначение экстаза состоит в том, чтобы: 1) доказать силу и способность шамана, его возможность "связываться" с потусторонним миром; 2) создать у пациентов впечатление, иллюзию, что шаман действительно вошел в мир богов и духов, стал ходатаем за судьбу страждущих, предпринял все возможное, чтобы воздействовать на высшие силы и тем самым внушить людям веру в благополучный исход дела; 3) оказать психологическое воздействие на окружающих, укрепить в их сознании религиозные идеи и настроения, веру в свой авторитет и призвание.
Шаманские обряды. Формы шаманских обрядовых действий были весьма разнообразны и имели определенный порядок. В дореволюционное и советское время предпринято немало попыток их систематизации, которые в целом не лишены оснований.
По степени обязательности и частоты исполнения обряды молебствий могут быть подразделены на следующие группы: 1) обязательные одноразовые (милаанга, угаалга); 2) обязательные регулярные и нерегулярные (моление духам предков – утха узууртаа, кормление онгонов, жертвоприношение хозяину усадьбы – утуга, монгол–бурхану); 3) необязательные, регулярные и нерегулярные (посещение "святых" мест с целью поклонения духам–эжинам разных категорий).
Можно выделить жертвоприношения традиционные (постоянные) и случайные (вынужденные). К первой группе следует отнести те общественные и индивидуально–семейные обряды, которые стали традиционными и обязательными в годовом цикле и жизненном периоде человека. Тайлаганы – весенние, летние и осенние – устраивались ежегодно и в обязательном порядке. Отдельная личность, семья или группа родственных семей ежегодно посвящала молебствие своим предкам или каким–нибудь эжинам, покровителям или буудалу. Обряды "кормления" онгонов, которые имелись во множестве дома, на улице или у горы, носили индивидуальный, семейный или улусно–родовой характер и тоже были традиционными. Некоторые молебствия проводились раз в два–три года или раз в жизни, но обязательно.
Вторую группу составляли обряды, устраиваемые по какому–нибудь неожиданному случаю – болезни, падежа скота, пожара, удара молнии, приведшего к несчастью, возникновения спорных дел, неприятностей на службе, плохого сна, предсказания гадателя и т.п. Причин для жертвоприношения было бесконечно много и поэтому вся жизнь шаманиста проходила в нескончаемых молебствиях, суевериях и соблюдении табу. По своей психологической направленности обряды жертвоприношения могли быть благодарственными, страховочными (предупредительными) и умилостивительными.
С точки зрения значимости и состава организаторов и участников шаманские молебствия подразделялись на общественно–коллективные и семейно–индивидуальные.
Тайлаганы – молебствия, устраиваемые всем обществом в масштабе улуса или улусов одного рода. Главное их назначение – просьба у богов, эжинов благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед и несчастий.
В условиях бурятского общества тайлаганы – не только форма молебствия с жертвоприношениями, а один из важнейших социально–культурных институтов. Участие в них семьи и всех домохозяев было обязательным, иметь свою долю от жертвенного мяса (хуби) считалось делом чести и достоинства главы семьи, показателем социального статуса человека. Неучастие в тайлаганах считалось нарушением традиции отцов и дедов, оскорблением божеств, эжина, возможным последствием которого могли быть какие–нибудь беды для всей улусно–родовой общины, семьи и родственников. На тайлаган не ходили только самые бедные, которые не могли внести деньги на покупку вина и жертвенных животных, а потому не имели права на получение пая, доли. Однако тайлаган, как общественный праздник, возникший в период родового строя, носил демократический характер и никому из мужчин (женщины, как правило, не принимали прямого участия), даже из самых бедных, нищих, не возбранялось прийти на это торжество, повеселиться, попробовать мяса и вина от чужих паев.
Точные сроки проведения тайлагана, сбор средств на покупку коня и баранов для принесения в жертву, раскладка их на каждую душу – все эти вопросы решались старейшинами улуса, рода, ведомства, в их решении нередко участвовали местные нойоны – старосты, головы, заседатели. "Расходы по производству тайлаганов предварительно развертываются на паи, причем богачи берут на себя – из чести – по несколько паев, а бедные – по одному, а совершенно голяки участвуют в гулянии наравне с прочими, не неся никаких расходов. В одном из родов Кудинского ведомства праздновалось в 1887 г. 14 тайлаганов; за это время съедено мяса, хлеба и выпито тарасуна на сумму 2620 руб.; в роде числится 108 хозяйств, так что на одно приходится в среднем 24 руб. расходу. В действительности раскладка была сделана так, что на бедные хозяйства пал только один пай расходов, равный 8 руб., а на богатых по 4–5 паев, то есть 32–40 руб.", – писал Н. Астырев, хорошо изучивший быт бурят (Аатырев. 1891. С. 246). Время проведения тайлаганов – с конца весны (май) и до конца осени (октябрь). В каждом улусе, роде и ведомстве была своя система тайлаганов – от 7 до 20 и более и каждый из них посвящался конкретному божеству. Сроки и цели их проведения определялись циклом сельскохозяйственных работ и временем кочевки. Так, например, в улусе Буреть Идинского ведомства к концу XIX в. сложился следующий порядок тайлаганов: 1) Хандын тайлаган – устраивался 25 мая по ст. ст., по случаю завершения посева; 2) Ехэ тайлаган – в первой половине июня, сразу после подъема паров первого ряда; 3) Буханоёни тайлаган (тайлаган Буха нойона) – в Петров день, после подъема паров второго ряда, перед сенокошением; 4) Ардайн тайлаган – посвящался духам ардайских (кудинских) шаманов в целях избежания всяких бедствий; 5) Ханы тайлаган (тайлаган ханов) – через два–три дня после Ардайн тайлагана, посвящался Хан Шаргай нойону; 6) Уhан–ханы тайлаган (тайлаган царям воды) – в Ильин день, после подъема паров третьего ряда; 7) Утэгэй (утужный) тайлаган – после окончания сеноуборочных работ, примерно 20 августа, в честь хозяина утуга; 8) Похрови тайлаган (тайлаган Покрова дня) – 1 октября по ст. ст. в честь завершения хлебоуборочных работ, перед началом зимнего стойлового периода.
Были еще три тайлагана, посвящаемые заянам и духам некоторых умерших шаманов – двух хоринских девиц, Алхунсаеву Эдирхену (Михайлов. 1987. С. 61–68).
Тайлаганы устраивались на горе или у ее подножия, на берегу реки или озера, каждый тайлаган имел свое место проведения, постоянное, живописное. Г.В. Ксенофонтов, побывавший на тайлаганах приангарских бурят, писал: "Виденные мною места, где обычно совершают тайлаганы, могут удовлетворить даже утонченным вкусам любителей природы в смысле красоты и живописности. По–видимому, буряты не лишены эстетических чувств и понимания красоты природы. Очень может быть, что это бессознательное свойство каждого человека. Обычно тайлаганы устраиваются на вершинах гор, откуда открывается широкий вид на расположенные у подножия улусы. Это и понятно, ибо хозяин места — эжин — не может не жить там, откуда он может обозревать все свои владения" (Ксенофонтов. Архив РО ЯФСО РАН. Л. 23).
Тайлаганы, как правило, были массовыми мероприятиями, всего населения улуса, рода, ведомства. Однако непосредственное участие в нем принимали только мужчины, а также дети обоего пола, а женщины оставались дома, но тоже празднично настроенные и включавшиеся во всеобщее торжество после возвращения мужчин в улус. Число участников зависело от численности населения улуса, рода, ведомства, поэтому колебалось от нескольких десятков человек до нескольких сотен, а кое–где до тысяч. Самыми многолюдными были тайлаганы, устраиваемые на горе Байтаг в Кудинском ведомстве. В них принимали участие все улусы, относящиеся к племени Эхирит, — до трех десятков, выставляя до 2–3 тыс. человек. Судя по источникам, между тайлаганами существовали некоторые различия, определяемые тем, какому или каким божествам они посвящались: эжинам земли–воды, царям вод, кузнечным божествам, хозяину огня Сахя–адаю или другим. Различия эти заключались в количественном и видовом составе приносимых в жертву животных, в приготовлении каких–то предметов, в характере ритуальных действий, в составе участников и т.д.
Из всех тайлаганов самым важным, торжественным, многолюдным был Ехэ тайлаган – Большое или Великое жертвоприношение, проводимое в начале лета. Готовились к нему заранее, каждая семья в зависимости от материального благосостояния заготавливала продукты и вино; ожидая гостей, наводила порядок и чистоту в доме, юрте и хозяйстве.
Великий тайлаган везде имел примерно одинаковые форму и содержание, отличаясь лишь деталями. В структурном плане в нем можно выделить следующие части: подготовительную, основную, заключительную и всеобщее торжество, пиршество. В назначенный день в каждой семье приготовляли для отправки на тайлаган тарасун, курунгу, саламат и нужную посуду. Все приготовленное очищали огнем и горящей богородской травой; все участвующие при выходе из дома или юрты тоже очищались. Приехав на место, садились семейством или группами возле тургэ – специально заготовленных молодых березок, воткнутых в землю, выделяли для общего принесения в жертву вино и съестное, по заранее распределенным обязанностям одни разводили костры, другие приносили дрова и воду, третьи принимались за убой и разделку жертвенных животных, окропленных вином и курунгой (заквашенное молоко), четвертые готовились варить мясо. В это же время проводивших данный тайлаган брызгали молоком, курунгой и вином, призывая соответствующих богов, эжинов, как бы подготовляя их к приему жертв. Этот обряд называется сасли – что–то вроде вступления. Сасли заканчивалось гаданием о счастье, благополучии путем бросания вверх и вперед чашек, обычно деревянных, с возгласом Тоорэк! Если чашка упала "не опрокинувшись вверх дном, громко объявляли Тоорэк Напхан, то есть "будет благополучие" и бросивший подходил к своей чашке, становился на одно колено, молился, срывая большую щепотку травы – хэшэг абаха (символ богатства, счастья от земли) и затыкал за свой кушак. Упавшая вверх дном чашка служит предзнаменованием несчастья, поэтому неудачно бросивший должен был снова налить в чашку молока или вина, побрызгать из нее на главном костре и опять осторожно бросить ее, чтобы достигнуть желаемого. После этого наступал перерыв, во время которого молодежь организовывала состязание в борьбе и скачках, а пожилые пили вино, веселились.
Когда мясо было сварено, отделено от костей, разрезано на мелкие кусочки, отбирали определенную часть для угощения божеств, а все остальное делили поровну между участниками согласно заявкам на паи. Перерыв заканчивался, начиналась главная часть молебствия, довольно сложная и ответственная, требующая строгого соблюдения последовательности и различных правил. Шаман и его помощники, становясь в один ряд, хором начинали произносить призывания к божествам, эжинам, просили принять жертвы и время от времени из корытца бросали куски мяса вверх, разбрызгивали бульон и вино. В призываниях выражалась просьба ниспослать благополучие, урожай, здоровье, потомство всему обществу, чтобы не было нападения волков на скот и врагов на население, чтобы пожары, ранние заморозки, гололед, засуха и другие бедствия обходили стороной улус. Кости от каждого животного собирали отдельно и сжигали на специальном жертвеннике – шэрээ. Шэрээ в одних местах делали из каменных плит и они были внушительных размеров, постоянны; а в других местах, где нет материала, сооружали каждый раз из сухих дров на невысоком помосте. Во время угощения богов, эжинов, улусные домохозяева успевали получить свою долю хуби, клали в ведра и ждали сигнала начать обряд даланга хурылха. Заключительная часть – тоже ответственная, называлась даллага или даланга хурылха – зазывание благодати, счастья. Сначала как можно больше подбрасывали дров в костры на шэрээ и в главный костер. Как только шаман брал в руки ведро с мясом и шел к жертвенникам и главному костру, все следовали за ним со своими ведрами. Шаман громко произносил слова хурылха, размахивая ведром с мясом, остальные делали то же самое, повторяя шаманские призывы. Время от времени все хором восклицали "Хурый!" или "Аи Хурый!". С этого времени мясо получало название даланга – тайлаганское священное мясо, которое обязательно привозилось домой.
После завершения обряда даллага и сожжения костей и конечностей убитых животных начиналось всеобщее пиршество, веселье, угощали гостей, продолжали борьбу и конные бега.
К вечеру участники тайлагана возвращались домой, привозя, кроме мяса, горящее полено или тлеющий уголь от тайлаганского костра, клали его на очаг и разводили огонь. Затем кусочками мяса в первую очередь угощали хозяина очага, духов предков, различных онгонов и заянов. Лишь после этого угощались члены семьи и гости, обильно разливалось вино, начинались песни, хоровод. Молодежь, которой запрещалось пить спиртное, устраивала ёохор (круговой танец с пением), пляски, разные игры, продолжавшиеся до утра. Праздничное торжество длилось 2–3 дня.
Значение тайлагана в жизни шаманистов заключалось не только в удовлетворении религиозных потребностей. Вот как оценивал его значение Б.Э. Петри: "Тайлаган является одним из существенных элементов в жизни бурят, которые сплачивают их род в единое целое. Помимо сознания того, что жертвоприношение совершается от всего рода и милость богов будет ниспослана всему роду, тайлаган приносит нравственное удовлетворение как общественное развлечение, так как после усердного "брызгания" богам весь народ сплачивается в дружную и непринужденную кампанию, проводящую время в задушевной беседе. Наконец, тайлаган играет роль общественного снабжения рода мясом летом. В течение лета, особенно в первой его половине, когда буряты из соображений экономических скотины не колют, они все–таки, благодаря тайлагану, время от времени получают мясо, что для народа, привыкшего к мясной пище, чрезвычайно важно" (Петри. 1928. С. 8). Несмотря на идиллический характер, эта оценка в целом верна. Б.Э. Петри не видел в бурятском улусе никаких противоречий и рассматривал бурятское общество как идеальное. В действительности социальные противоречия проявлялись везде и во всем, в том числе и в тайлагане. На тайлагане выяснялись отношения между родами и отдельными людьми, сводились счеты, создавались группировки, имущие вели себя соответственно своему социальному положению, могли оскорбить, унизить, даже избить человека. На тайлаганских сборищах нередко решались деловые вопросы, заключались договоры (в устной форме), брачные союзы (худа оролсохо), староста или его помощник давали информацию по каким–либо административно–хозяйственным, налоговым и другим вопросам.
Тайлаганы могли быть семейными и групповыми (коллективными) молебствиями. Например, семья или группа родственных семей (род) устраивала тайлаган в честь божества огня Сахяадая; бурятские кузнецы проводили свой особый тайлаган, посвященный кузнечным божествам; существовал женский тайлаган — тухэроон.
Некоторые коллективные формы молебствия, называемые сасли и заключавшиеся в брызгании или капании молока, курунги и вина, устраивались группой людей, объединенных какой–то общей целью — охотой, рыбным промыслом, ирригационной работой, строительством объекта общественного значения, поездкой в город для торговли, должностными лицами и т.п. Сасли проводились во время родовых и общественных собраний (сугланов), при выборе старост, доверенных и других должностных лиц. Средства на эти цели выделялись нередко из бюджета местной администрации. По сведениям П.Е. Кулакова (Кулаков. 1898. С. 177–180) в Ольхонском ведомстве на подобные мероприятия тратилось ежегодно от 10 до 50 руб. На сасли приглашались шаманы, но обходились и без них, если дело происходило в тайге, в пути следования, где–то у берега Байкала. Сасли, как правило, носили просительный или страховочный характер; в одних случаях они были самостоятельным обрядом, а в других – частью тайлагана.
Индивидуальные и семейные формы жертвоприношений подразделялись на: 1) связанные с хозяйством, ремеслом, промыслом, предпринимательством и торговлей; 2) с семейно–брачной жизнью, почитанием предков; 3) с рождением и воспитанием детей; 4) с общественно–должностной деятельностью, учебой или работой в учебном заведении, следственно–судебными делами; 5) с профессионально–культовой деятельностью; 6) с военными событиями и службой в армии; 7) со здоровьем, болезнями и смертью человека.
Каждая из перечисленных групп включала в себя десятки различных видов обрядовых действий, посвященных конкретным божествам, духам, эжинам, заянам.
Здесь в первую очередь следует говорить об онгонах духах–хранителях семьи. Каждая семья имела свой набор онгонов – от 5 до 30, а отдельные семьи –50—60. Самый большой набор онгонов назывался хэтхэ–онгон и состоял из 52—58 обожествленных лиц. Онгоны, как уже сказано, подразделялись на семейные, супружеские, мужские и женские; их функции зависели от того, каким именно божествам, эжинам или заянам они посвящены. В сущности, семья имела такой комплекс онгонов, который охватывал все стороны ее функционирования. Каждый онгон после изготовления (с помощью или без помощи шамана) требовал освящения, одухотворения (амилуулха), для чего обязательно приглашался шаман; далее необходимо было его периодически "кормить", ублажать. Во всех случаях для обряда кормления требовался шаман. "Кормить онгонов" –выражение с определенным смыслом, его не нужно понимать буквально. Из всех хранителей домашнего благополучия первенствующее место занимал бог огня и домашнего очага Сахяадай нойон с женой Санхала хатан. Его функции многогранны — оберегать домашнее благополучие, защищать от злых духов, обеспечивать потомство и т.д. Существовала целая система традиций и запретов, связанных с этим божеством, соблюдение которых было обязательным для членов семьи. Покровителем брачного союза считался хозяин хорька – hолонгото онгон, его место – изголовье кровати супругов. У шаманистов имелась богиня чадородия, хоринцы называли ее Дуде. Женский онгон Алтатан (делали его женщины без участия шамана) оберегал телят и детей.
В системе семейно–индивидуальных обрядов важное значение придавалось обрядам "проводов онгонов". Суть этих обрядов заключалась в том, что после смерти кого–то из супругов или их обоих полагалось ликвидировать принадлежащие им онгоны, устроив специальное молебствие с помощью шамана. Обычно это дело заканчивалось сжиганием онгона, редко выбрасыванием где–нибудь в лесу или в реку.
Поскольку семейными святынями служили посвященные животные – конь, бык и козел (в одной семье обычно имелся один живой онгон), требовались определенный присмотр за ними, совершение каких–либо обрядов, а если они погибали или их убивали, то соответствующие ритуальные действия с жертвоприношениями. Священный бык призван был защищать хозяина от враждебных духов. Некоторые обряды связывались со священной стрелой, хранимой в особом деревянном ведре. Вместе они символизировали идеал бурятского счастья, богатства и благополучия. М.Н. Хангалов писал, что стрела, увешанная ленточками и другими предметами, – символ мужского достоинства и могущества рода, а ведро, наполненное мясными и молочными продуктами, – богатства пищи (Хангалов. Дневник... Л. 1–2. АБИМ. Ф. 4136).
Традиционными и обязательными были обряды жертвоприношения духам предков – утха узууртаа. Устраивались они обычно раз в год с участием шамана. Иногда обряд назывался жэлэй хаялга – годичное молебствие. Многие семьи устраивали так называемый hарайн хаялга – месячное моление. Оба вида молебствия носили благодарственный и подстраховочный характер, проходили в бодрой, жизнерадостной обстановке, на них шаманы не "бесновались", не приходили в экстаз.
Отдельные личности или семьи, обладающие буудалом (упавшими якобы с неба камнями или железными вещичками), периодически устраивали жертвоприношения, связанные с их святынями.
Заключение брачного союза (сговор, сватовство) и свадебный цикл состояли из множества бытовых и ритуальных церемоний, в том числе и религиозных. Здесь были обряд поклонения жениха онгонам семьи невесты, специальные молебствия с приглашением шамана в связи с предстоящей свадьбой, освящение новой юрты (разжигание нового очага в юрте молодых), жертвоприношения у специальных мест подношения духам (бариса), церемония поклонения невесты хозяину огня – очагу, онгонам семьи жениха, установление туургэ (священных березок) около дома или юрты, где должна проходить свадьба.
Предстоящие роды, рождение ребенка, тяжелые роды (включая смерть роженицы или рождение мертвого ребенка), сохранение и воспитание новорожденного были сопряжены со множеством обязательных, вынужденных и других обрядов. Их можно разделить на две подгруппы: родильные и связанные с сохранением жизни и воспитанием ребенка.
Первая подгруппа состояла из обрядов, связанных с предстоящими родами, непосредственно с ними, особенно в случае трудных родов или неблагополучного их исхода. На эти обряды обычно приглашались шаманы. Очень важными были обряды захоронения последа, очищения роженицы и первого пеленания ребенка в колыбели. Торжественный обряд милаанга устраивался в честь ребенка в возрасте от 2 до 7 лет с приглашением всех сородичей.
Во вторую подгруппу входили всевозможные ритуальные действия, церемонии, молебствия, преследующие цель сохранить жизнь ребенка: установление сторожевых (предупредительных) знаков перед домом или юртой, чтобы посторонние лица не входили; подвешивание различных оберегов для защиты от злых духов; поклонение различным эжинам, особенно покровителям детей (в разных местах названия этих покровителей были разными), обязательные, довольно сложные и сопряженные с немалыми материальными затратами обряды Булгаадhан, Уhан будля, Ошкин будля, Шара тэхэ, приготовление и "оживление" личных онгонов ребенка и др. Очень часто во всех этих церемониях участвовали шаманы. Почти каждый шаман брал под свое покровительство ребенка, вручал в качестве оберега что–нибудь из своей атрибутики – нож, огниво, трубку и пр., которые получали название "hахюуhан" ("сахюусан") (Басаева. 1980. С. 59–100). Становление духовным опекуном ребенка (найми эсэгэ) и последующее покровительство сопровождались различными ритуальными действиями.
В зависимости от степени важности и сложности устройства индивидуально–семейные обряды молебствия имели разные названия. Наиболее распространенные из них: дуhаалга (капанье, брызганье) – обрядовое возлияние вина или водки на тлеющие угольки огня, обложенные богородской травой. Эта форма молебствия могла совершаться как посвященными, так и непосвященными шаманами и шаманками, а также старейшинами семьи или рода. Обряд совершался по незначительным случаям: легкое недомогание, плохой сон, появление беспокойства, предстоящая поездка и т.д. – и, как правило, сопровождался определенными заклинаниями, заговорами, приговорами; хаялга (бросание, выливание) – более сложный обряд, заключающийся в брызганье или капанье вина, водки; подношении богу или духу молочной пищи, саламата, предварительно очищенных огнем и благовониями, приготовлении разноцветных ленточек, веток березы и т.п. Обычно хаялга выполнялся шаманом в три этапа: на первом посвящался местным духам, духам предков, на втором, как бы идя по инстанциям, жертвы приносили богам, эжинам более высокого ранга и, наконец, на главном, третьем, как бы с помощью нижестоящих богов и духов обращались к главному богу, эжину, заяну, прося оказания помощи, избавления от недуга и т.п. Захил — следующая ступень обряда жертвоприношения после дукаалга и хаялга, она заключалась в заклании одного или нескольких животных. Выставлялось зухли – на длинном шесте укреплялась кожа жертвенного животного, снятая вместе с головой, конечностями и хвостом. Обряд совершался только с участием шамана в случае тяжелой болезни, большого несчастья, гибели скота и т.п. Закал (исправление) – повторный или дополнительный обряд жертвоприношения животных, преследующий цель устранить ошибки или упущения в предыдущем жертвоприношении какому–нибудь духу, заяну, эжину. Хэрэг (дело, затея) – общее название всех разновидностей обрядов жертвоприношений (Манжигеев. 1978. С. 52, 93).
У различных этнических групп бурят существовали одинаковые обряды, но с разными названиями: сагаалха, золиг (дзолиг), хурай, зай (зя) гаргаха, шуургэ шуухэ и т.п.
В шаманской культовой системе важным структурным элементом является призывание – обращение шамана или рядового шаманиста к богам и духам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. Призывание – это специфический религиозный обряд, сложившийся на основе первобытных магических заговоров и заклинаний, обычно его сопровождало жертвоприношение.
Шаманские призывания (дурдалга) – одно из сильнейших средств эмоционального и идеологического воздействия на верующие массы. Исполняемые шаманом – в сопровождении музыки, ударов в бубен и звуков всевозможных привесок на шаманском облачении, они производили сильное впечатление на присутствующих, обретали в их глазах особое чудодейственное значение. Их знание и исполнение (речь не идет о заклинаниях и заговорах, которые знали и произносили рядовые верующие) было прерогативой только шаманов. Произносить дурдалга простому человеку вне обряда, ради развлечения категорически запрещалось: верили, что божества или духи за это накажут.
Общественные и коллективные шаманские обряды проводились на открытом воздухе, на вершине или у подножия горы, на берегу реки или озера, у родника, необыкновенной скалы или дерева, на месте захоронения шамана. Места жертвоприношений были постоянными и, будучи почитаемыми, относились к святыням улуса, рода, ведомства, племени или народа в целом. На территории, подвластной улусно–родовой общине, ведомству, имелся свой список культовых мест (от двух–трех до полутора десятков), каждое из них имело своего эжина–хозяина. Некоторые культовые места пользовались широкой известностью и служили центрами принесения особо важных присяг. К числу таких относились скала у истока Ангары, вершина горы Байтог, скала Буха нойона в Тунке, Шишкинские скалы на Лене, гора Барагхан в Баргузине, Бурин хан в Джиде, шаманская роща около улуса Тараса в Идинском ведомстве и многие другие. Семейные и индивидуальные молебствия устраивались как на природе, так и в помещении: во дворе, в утуге, у почитаемых мест, в юрте, амбаре и т.д.
Специальными культовыми сооружениями у шаманистов были деревянные или каменные коновязи (сэргэ), устанавливаемые в определенных местах, помосты (аранга), на которые клали останки шамана и столбики с углублениями для хранения горных онгонов.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей