Новости

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Советы от практикующего шамана

 Прибайкальские буряты верят, что в природе все имеет хозяина — эжина. Это основа шаманизма. Свой эжин есть и у искусства, учебы, развлечений. Родоплеменные отношения бурят предполагают существование родовых богов. Так как в основе всего стоит эжин, шаманские обряды имеют характер просьбы, помощи от хозяина. Обращение к ним, согласно исследованиям этнографа Матвея Хангалова, выражается в виде обрядов или сопровождаются подношением следующих продуктов и предметов: водка или тарасун, табак, монет, лент; а также тайлаганом, посвящением животных, хураем.

Предметом нашего разговора является такой вид обращения к эжинам, как тайлаганы. Исследователь Т.М.Михайлов писал, что тайлаганы — это молебствия, устраиваемые обществом в масштабе одного или нескольких племен, рода, улуса, семьи с жертвоприношением овец, коз, быков, коней. Главным в этом процессе является просьба у эжинов благополучного года, урожая, здоровья, успехов в учебе и работе, избежания бед, несчастий, травм, аварий на дорогах и многое др. Каждый из тайлаганов посвящается конкретному божеству — эжину. Сейчас в Иркутской области ежегодно проводятся 3—4 межплеменных тайлагана, в каждом из которых принимают участие сотни бурят. Такие крупные мероприятия, безусловно, способствуют сплачиванию народа. Кроме того, круглый год проводятся родовые, семейные тайлаганы. Только в январе и в первые три недели мая имеется некий запрет на проведение тайлаганов. При острой необходимости (командировка в горячие точки, тяжелая болезнь) не возбраняется проведение шаманских обрядов в указанный период.

Со сроками проведения тайлаганов, определением объема и сбора средств на покупку жертвенного скота, молока, спиртного и других атрибутов проблем нет. Эти важные вопросы решаются на заседаниях шаманской организации «Сахилгаан», и затем эти решения публикуются в печати.

Нам всем следует навести порядок в процессе проведения самого тайлагана. К сожалению, это святое дело омрачается неподобающим поведением многих участников. Ни для кого не является секретом, что все дело кроется в неумеренном потреблении спиртного. Без спиртного не обходится ни один тайлаган. Такой ритуал не нами придуман, и его шаманы будут придерживаться всегда.

Хочу сказать, что если вы вложили средства в общий котел, то они будут потрачены организаторами на покрытие всех расходов на проведение мероприятия, включая необходимое количество спиртного. Поэтому отдельно брать с собой спиртное вовсе не обязательно. Следует помнить, что каждый ритуал имеет особенности. Их надо свято соблюдать. Приехав на тайлаган не на свою землю, нельзя не соблюдать обычаи, установленные веками. Особенности ритуала определяются местными шаманами. Правда, для успешного проведения обряда от них и руководителей местного поселения требуются большие усилия и организованность. Они должны решать вопросы с местом, со сроками (можно рекомендовать время начала молебна в 10 часов) проведения тайлагана, доставки на место воды, дров, котлов, лент нужных цветов, посуды, топоров, лопат, жертвенного скота и других необходимых атрибутов. Весьма желательно им заранее определить, кто будет следить за костром и кто будет разделывать жертвенный скот.

Для порядка необходимо на месте тайлагана выделить три участка: место, где непосредственно проводится обряд с ограниченным доступом участников (назовем эту часть шаманской); место, где расположится мужская часть участников обряда; и место, где благоустроится женская часть.

Без такого деления невозможно обойтись без элементов беспорядка. Например, был случай, когда прямо во время процесса проведения тайлагана на шаманском месте один известный человек, бывший политический деятель, напившись, начал держать речь о единстве бурятского народа. Или часто наблюдаются попытки женщин пройти на шаманский участок без особой необходимости. Был случай, когда одна иностранная журналистка присвоила себе право нахождения на шаманском участке во время молебна.

С целью ограничения количества спиртного в самом крайнем случае можно рекомендовать участникам обряда купить только одну бутылку на несколько семей. Нужно исходить из устоявшегося факта, что одна бутылка делится на 13 паев. Смею предположить, что, когда наша мудрая покровительница Бубай тоодэй устанавливала 13 барса от города Тура (Иркутск) до озера Хyлэн (Ординское), ей понадобилась все-таки одна бутылка. Утверждаю, что, если вложены деньги в проведение тайлагана, можно и нужно приезжать без спиртного.

Памятка

1. Во время любых обрядов необходимо строго соблюдать условие арюун — чистой семьи. Имеется в виду следующее: запрещается участие любого члена семьи в обряде, если у кого-либо из женщин семейства наступили критические дни или эти дни имеют место у женщины, в доме которой заночевал будущий участник тайлагана. Обойти эту ситуацию можно следующим образом: ночь перед тайлаганом нужно провести в чистой семье и отправиться на обряд не заходя домой.

2. До проведения любого тайлагана необходимо провести обряд чествования (кормления) монгола. Без обряда кормления монгол не позволит добиться цели не только тайлагана, но и любого другого обряда. Монгола кормят прежде всего в доме, где живешь, а затем на малой родине. Семья, имеющая скот, кормит монгола два раза в год: в апреле, когда приходит время выпускать скот на пастбище, и осенью после Покрова, когда наступают морозы и скот пора загонять на ночь в стайки. Если у семьи нет скота, то можно проводить обряд кормления монгола один раз в год, после Покрова, т. е. после того, как наступит Новый год по бурятскому календарю. У многих семей мест кормления монгола бывает до десяти. В этом случае приготовленные молоко, спиртное, саламат и мясо делить на десять частей и проводить обряд с прикладыванием к спиртному на каждом месте. Часто бывает так, что к концу, к последнему месту обряда, человек подходит уже никакой от приема спиртного. В этом случае можно рекомендовать следующую методику: на каждом месте кормления не прикладываться после кормления монгола к спиртному, равно как к молоку, саламату и мясу, а молоко, спиртное, саламат и мясо принимать после последнего места кормления монгола.

3. Мужчинам необходимо приезжать на тайлаган опоясанными ремнем, в головном уборе, закрытой обуви.

4. Приезжать женщинам на тайлаган полагается в платке, платье или юбке. Брюки нежелательны. Не возбраняется носить поверх брюк юбку. Губы не красить. Нельзя заходить женщинам в запретные места проведения обряда. Часто встречаются женщины, установившие сами себе исключительность, и надо прилагать усилия, чтобы они соблюдали это требование.

5. Брать с собой продукты питания нужно в количестве, необходимом для употребления.

6. Съезжаться участникам только на место тайлагана, расположение которого нужно узнавать у соответствующих ответственных родов, племен, деревень, сел. Много времени уходит, если сборы назначаются в одном месте, а тайлаган проводится на другом. Надо стараться не опаздывать. В большинстве случаев начало обряда намечается на 10 часов.

7. Необходимо соблюдать последовательность проведения тайлагана, строго соблюдать те обычаи, которые приняты на этой местности, в этом роду. Один и тот же тайлаган может проводиться в разных местах по-разному. Это тот самый случай, когда говорят: «Не лезь в чужой монастырь со своим уставом». Нужно интересоваться особенностями проведения тайлагана и знать их.

8. Благодушно относиться ко всем участникам обряда, не сквернословить, не употреблять нецензурные выражения. Бывают обряды, на которых нельзя кричать, громко разговаривать.

9. Составлять, если в этом есть необходимость, списки каждой семьи в двух экземплярах, один из которых должен находиться у члена семьи — участницы обряда.

10. Категорически запрещается привозить спиртные напитки. Размеры спиртного определяются организаторами тайлагана и закупаются ими же. Излишнее количество спиртного автоматически превращает тайлаган в безобразное зрелище — пьянку. И поскольку женщинам не дано права совершать обрядовые действия, на местах их сбора выпивка вообще нежелательна.

11. Нужно принимать активное участие во всех мероприятиях проводимого обряда: осуществлять подтаскивание дров, воды, котлов, разжигание и поддерживание огня костра, разделку и обработку мяса, уборку территории.

12. Нельзя раздувать огонь при разжигании костров. При этом необходимо пользоваться только спичкой, зажигалка не годится.

13. По завершении обряда необходимо собрать и увезти мусор

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: | Автор(ы): | Источник(и): | Дата публикации оригинала (хрестоматии): | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.