Новости

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Все действия шаманов должны быть направлены на добро и благо людей

На разработку кодекса чести шамана у кандидата технических наук, практикующего шамана Виктора Мотошкина ушло несколько лет. На эту работу его благословил сам Терентий Шабаев, широко известный в бурятском народе под именем Мааха.

Понятие чести формируется из непреходящих ценностей, которые складываются в течение многих веков. Вряд ли можно составить кодекс, охватывающий все стороны и проявления чести такого многогранного феномена, как шаман. Трудно при составлении кодекса ограничиться определенным количеством пунктов. В основе предлагаемого кодекса чести шамана лежит положение шаманского вероисповедания о почитании духов предков и о родственной связи человека с окружающей его природой. Такое положение предполагает присутствие божественного духа в каждой вещи.

Почти у каждого шамана есть своя история. Данный природный дар передается по наследству, хотя Мааха придерживался несколько иной точки зрения. Основной долг шамана — быть полезным, осуществлять помощь другим, творить добро. Если шаман будет делать зло, то оно обязательно вернется к нему. Бывали случаи, когда это зло сопровождало детей и внуков шамана. При использовании этого природного дара в виде зла против других шаман долго не живет. В последнее время часто говорят о появлении лжешаманов. Даже если они где-то и имеются, то их в сфере шаманизма единицы. По крайней мере, я с ними не встречался. Их деятельность скоротечна. Бывают редкие случаи, когда осуждаются те или иные действия шамана. Бытует мнение или понятие, будто шаманы являются носителями черной веры. Как утверждал ученый Б.Д.Базаров, это в корне неправильно. Ни в одном призывании или в молитве шамана не услышите заклинаний, связанных с черными злодеяниями или чем-то плохим. Их просто нет и не должно быть. Все обряды и молебны проводятся во имя здравия и высокой морали. 

Б.Д.Базаров в этом вопросе абсолютно прав. Допустим крайний вариант: когда шаман во время молитвы произносит слова, связанные с чем-то плохим, то любой присутствующий на обряде его прервет и укажет, что вседозволенности со стороны шамана не должно быть. Подавляющее число шаманов живут по неписаным правилам поведения или кодекса чести, называемом у бурят СЭЭР. Разработанный кодекс получил следующий вид:

— знать древо своего рода, свою родословную до девятого колена и более;

— пройти обряд посвящения в шаманы;

— уважать верующего, молящегося;

— уважать все творения Бога, включая детей, людей, животных, природные явления и объекты;

— не иметь дурных намерений;

— не завидовать;

— давать предпочтение в очередности проведения обряда бедному перед богатым;

— не назначать таксу на то или иное шаманское мероприятие;

— не жадничать, делиться;

— не заниматься поборами и вымоганием средств;

— контролировать количество приема спиртного во время обрядов и в быту;

— не завидовать;

— не соблазнять;

— не доносить, не сплетничать;

Видно, что пункты кодекса помогут определить порядок поведения и посвященных, и не посвященных в сан шаманов. При разработке кодекса не учитывалась существующая не вполне четкая субординация между шаманами, которая определяется их реальной силой и авторитетом, и можно считать, что основные положения кодекса приемлемы для большинства шаманов.

Уважаемые читатели! Вы можете задать вопрос шаману. Мы его обязательно ему передадим, а ответы напечатаем в предновогоднем номере еженедельника. Вопросы отправляйте по адресу: 771561@mail.ru или по почтовому адресу редакции (смотрите на последней странице).

Выходные данные материала:

Жанр материала: | Автор(ы): | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.