Аэропорт Усть-Илимск — региональный аэропорт в 17 км северо-западней от города Усть-Илимска (58.1334 с.ш. 102.5674 в.д.) в Иркутской области. Аэропорт был запущен в эксплуатацию в 1980. Принимал самолеты Ан-2, Ан-24, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204/214, Як-40, Як-42, Боинг-757 и вертолеты всех типов. В 2002 году после банкротства закрыт для эксплуатации, здание разрушено. Последние годы аэропорт восстанавливают. С 2013 года стали регулярными рейсы из Иркутска.
До момента прекращения деятельности, аэропорт "Усть-Илимск" имел взлетно-посадочную полосу длинной 3000 метров и шириной 42 метра, выполненную из армобетона высокого качества, красивое здание аэровокзала, два телескопических трапа. Из аэропорта выполнялись рейсы в Иркутск, Новосибирск, Москву, транзитные рейсы в Магадан, Якутию и другие.
Срок действия свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации истек 2 декабря 2001. После того, как долги авиапредприятия кредиторам превысили 40 млн. рублей, деятельность аэропорта была прекращена, а в июле 2005 году окончательно завершилась процедура банкротства. За это время здание аэровокзала и прилегающая инфраструктура была разворована и разрушена.
Во время процедуры банкротства имущество предприятия и часть объектов были реализованы, некоторые из них переданы в ведение Усть-Илимского района. Поскольку территория аэропорта не охранялась с 2002 года, имущество было разворовано. Распоряжением Росавиациии от 12.02.2007 года № АЮ-16-р аэродром исключён из Государственного реестра гражданских аэродромов РФ. Местная молодёжь использовала взлетно-посадочную полосу для гонок на автомобилях.
Вопрос реанимации аэропорта поднимался неоднократно, интерес к этому проявляли ряд московских компаний, Братское авиапредприятие, а также немецкая авиакомпания Lufthansa.
26 сентября 2012 года в Иркутске прошло первое заседание рабочей группы по восстановлению аэропорта в Усть-Илимске, и дело сдвинулось с мертвой точки. На совещании присутствовали заместитель председателя правительства области, министры, представители Росавиации, группы «Илим», мэр Усть-Илимска В.С. Ташкинов и мэр Усть-Илимского района В.А. Хомяков. Чтобы аэропорт был в состоянии обеспечивать сопровождение и отправку авиарейсов, было предложено отработать ряд мероприятий. Обследовать взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, перрон, построить здание аэровокзала и другие сооружения, а также периметровое ограждение, закупить оборудование и спецтехнику. ОАО «Группа «Илим» выразила готовность участвовать в реализации проекта возрождения аэропорта на условиях государственно-частного партнерства. Кроме того, рабочая группа пришла к решению, что целесообразно проводить «воскрешение» объекта в два этапа. Для начала необходимо организовать вертолетную площадку с выполнением рейса «Усть-Илимск – Братск», который будет стыковаться с перелетом «Братск – Иркутск». Затем приступить к разработке технико-экономического обоснования развития аэропорта для приема воздушных судов 2-3 класса.
Предстоящую работу комментирует депутат Законодательного Собрания Иркутской области Роман Незовибатько:
Работа предстоит большая. Само здание аэропорта разрушено, требуется новый телескопический трап. Последний самолет вылетел из Усть-Илимска 10 лет назад, аэропорт был даже удален из перечня аэропортов России. Но с учетом начала развития региональной авиации, с учетом постоянно растущей нагрузки на региональную систему авиасообщения и удобного месторасположения города аэропорт имеет серьезные перспективы стать международным портом. Да, для начала нужно возобновить хотя бы региональные рейсы, но, думаю, следует проработать тему перспективы усть-илимского аэропорта по обслуживанию трансконтинентальных рейсов. Самолеты могли бы садиться на дозаправку в Усть-Илимске. Аэропорт находится в таком удобном месте, где проходят маршруты следования многих рейсов. Это делает усть-илимский порт конкурентоспособным, например, по отношению к аэропорту в Красноярске. Это не решение одного дня, но уже есть ряд подвижек.
На лето 2013 года состояние аэропорта Усть-Илимск было таково. Оформлялось минимальное оборудование – это метео- и радиооборудование. Также был почти готов аэронавигационный паспорт – один из самых важных документов в вопросе восстановления авиасообщения Усть-Илимска. Нанесена новая разметка на посадочной площадке и на части взлетно-посадочной полосы, которая будет использоваться для приема и отправки воздушных судов соответствующего классов. Заказаны модульные здания поста охраны и временного аэровокзала, произведена очистка полосы безопасности от выросшего леса, ликвидированы несанкционированные въезды на перрон и взлетно-посадочную полосу, вывезен мусор с территории, прилегающей к полосе и перрону, который «добрыми» стараниями туда привезли особо смекалистые граждане, определены эксплуатационные метео- и радиоминимумы, решается задача с топливообеспечением, охраной и ограждением. Что касается дотации на перевозки пассажиров, то она будет составлять 50%. В пределах региона датировать услуги авиакомпании предполагается из областного бюджета, а до Красноярска, Новосибирска – из федерального. Первый заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артур Сулейменов заявил, что стоимость билета от Усть-Илимска до Иркутска не превысит 4500 рублей.
Усть-Илимский аэропорт на первом этапе восстановления рассчитан на самолеты, способные обеспечивать визуальные полеты и посадку, такие как «Ан-28», «Ан-38», «Cessna 208B Grand Caravan». В планах осуществление перелетов до Братска, Иркутска, Красноярска, Новосибирска. Такова программа минимум. Максимум состоит в том, чтобы добиться включения Усть-Илимского аэродрома в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, подать заявку в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» (подпрограмма «Гражданская авиация»), войти в состав федерального казенного предприятия, создание которого предполагается на базе аэропортов Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края.
Первый после 11-летнего перерыва регулярный авиарейс Иркутск – Усть-Илимск – Иркутск совершен 19 августа 2013 года. Перелет состоялся на девятиместном самолете «Cessna 208B Grand Caravan», бурятской авиакомпании ПАНХ. Авиаперелеты из Иркутска в Усть-Илимск и обратно будут регулярными - дважды в неделю. Цена билета - 4500 рублей, время в пути - 2 часа 20 минут. Рейс Иркутск - Усть-Илимск - Иркутск - это лишь один из шагов к развитию авиасообщения Прибайкалья, уже возобновлены авиарейсы в Казачинско-Ленский район, Нижнеилимский район. Готовится к запуску - в Нижнеудинский.
Мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов так оценил это событие:
Состояние полосы позволяет принимать большие самолеты. Усть-Илимский аэропорт может вновь стать базовой площадкой для перевозок в отдаленные северные территории. Авиаперевозки позволят значительно экономить время, что позволит оперативно решать вопросы территории, её жителей, развивать бизнес. У нас в планах развития летать не только в Иркутск, но и в Красноярск, туда есть большой пассажиропоток. А дальше будем совместно с областью развивать наш аэропорт. Потому что он очень удачно находится на авиамаршруте, где самолеты летают на Дальний Восток.
Директоры аэропорта:
Секретарь:
Лётный состав:
Служба организации перевозок (СОП):
Диспетчер:
Связисты:
Кассиры:
Милиционеры:
Служба охраны:
Метеослужба:
Инженерно-авиационная служба:
и другие.
Самолет-лаборатория Ан-12 №11790 использовался для коммерческих грузоперевозок. Выполнялся рейс по маршруту Южно-Сахалинск - Усть-Илимск - Омск - Ермолино. На борту находились 9 членов экипажа акционерного общества "ЕЛИИП", 14 пассажиров, 8 600 кг груза (рыба), 2 легковых автомобиля и 2 микроавтобуса. Взлетная масса самолета при вылете из Южно-Сахалинска превышала на 7 400 кг предельно допустимую. При подходе к а/п Усть-Илимск самолет столкнулся с восточным склоном небольшой возвышенности, расположенной прямо по курсу посадки на удалении 2 100 м от входного торца ВПП, продолжил движение по земле 230 м через вершину возвышенности, остановился на западном склоне и разрушился. Возникшим пожаром фюзеляж самолета полностью уничтожен. Экипаж и все пассажиры погибли.
Вспоминает бывшая сотрудница Усть-Илимского аэропорта Масленникова Светлана Вячеславовна:
Это да, это трагедия была... В том случае мы уже ничем помочь не могли. Это вообще не наш самолет был, мимо пролетал. Погода испортилась, и он стал проситься к нам на посадку. А мы в таких условиях не могли его принять, мы не были готовы! И экипаж без разрешения пошел на посадку, так как уже понимал, что другого выхода нет.
Я не работала в этот день, я вышла на следующий. Это было страшно, ужас, как страшно, конечно. Я приехала на работу, а там машина гробов стояла... Ужас. Потом прилетали самолеты с родственниками из разных городов на опознание в морг, и потом эти гробы при нас загружали в грузовые самолеты.
Впоследствии установили, что груз был неимоверно большой для такого самолета (АН-12) - пассажиры, машины, несколько тонн рыбы, икры. А сколько мародерства было! Из города понаехали, пролазили в обход КП, собирали рыбу, икру, доллары, ценности - все, что уцелело. И все возле трупов. Брр...
Потом уже, конечно, милиция кольцом встала, и не пропускала никого. Даже в репортаже телевидение кадры показывало - женская рука, в которой зажато золото. Жуть! Все, что не успели стащить мародеры, собрали работники - одежду, ценности, икру в банках, селедку во вздувшихся и обгоревших банках, и унесли на складирование, дабы родственники потом забрали, что нужно. Котенка еще кто-то вез, точно! Спасатели услышали писк, думали, что человек выжил, а это был котенок. Взяли его, и на руках у спасателей он уже умер.
В самолете было около 130 пассажиров, из них 120 - дети. У самолета заклинило одно шасси, поэтому самолет стал вырабатывать топливо для аварийной посадки. В таких случаях мобилизуются все службы города. В аэропорт приехали пожарные, кареты "Скорой помощи".
Бывшая сотрудница Усть-Илимского аэропорта Масленникова Светлана Вячеславовна рассказывает:
И вот тут-то и началась паника среди родителей, когда они эти "Скорые" увидели. Родители начали рваться на полосу. Всех милиционеров задействовали, и они своей грудью держали напор людей. Мы пытались встречающих успокоить, да куда там! Тем временем самолет снижался, снижался, и вдруг... Бамс!!! Бух! Баах!!! - упал на брюхо! И как задымился! Большое черное облако вокруг него образовалось. Все как заорали! Как через заборы поперли! Начальник охраны и милиция их держали, но уже не справлялись.
Встречающие потеряли контроль над собой, коллективно охрану оттолкнули, сбили с ног, и побежали! Их дети ведь там, можно понять эти чувства в тот момент. Помню, как один мужчина толстый бежал, распихивая всех руками в стороны, с таким выражением лица, что ужас...
Набился полный автобус этих встречающих, и сколько людей вошло в него, все туда поехали. А остальные, кто не влез, бежали на полосу галопом, просто неслись, сломя голову! И такая картина там – лежит наш самолет на пузе, и то самое шасси, которое не раскрылось, вонзилось в крыло и пробило его насквозь! Оно уже пустое было, без топлива, Слава Богу! Если бы пилоты не выработали топливо, то возник бы пожар, загорелось бы всё и взорвалось. Повсюду черный дым, все кашляют, плачут, и тишина...
Открываем двери автобуса, и люди, с криком "ВААА!" выбегают на полосу. Мы, работники, кричали, что все нормально, что все хорошо, пожара нет, взрыва не будет, но нас не слышали. И тут с запасных выходов начали появляться надувные трапы, и оттуда начали съезжать, как с горки, дети. Такие счастливые покатились, такие довольные! Сами-то они толком и не поняли, что произошло. Ну бахнуло что-то, да бахнуло. Увидели своих мам, пап, побежали к ним...
9 августа 1998 года строго по расписанию, в 5:30, самолет "ТУ-154", принадлежащий авиакомпании "Истлайн", с 97 пассажирами на борту вылетел из Усть-Илимска в Москву. Когда самолет пролетал над Пермью, в салоне бизнес-класса бортпроводница Ирина Майтова нашла под креслом сложенные вчетверо листы бумаги. "Отдать строго в руки командира" - было написано сверху. Содержание записки такое:
Представители одной нации любят говорить: "лучший способ разрешения проблемы - решать ее самому". Так что не обижайтесь, но ваш самолет заминирован, причем довольно тщательно. В случае взрывов (а бомба не одна) аварийная посадка и вообще дальнейшее управление самолетом станут невозможны.
Террорист требовал 621 тысячу новых рублей - ровно 100 тысяч долларов по курсу на 9 августа. Одним из первых условий террориста было - "полет продолжать согласно маршруту и расписанию". В 10:47 самолет приземлился в "Домодедово", и его сразу же отогнали в отстойник. Пассажиры схватились было за сумки и дружно встали в очередь к выходу, когда им объявили, что трап неисправен и придется немного подождать. А снаружи ждали сотрудники спецслужб. Но террорист словно испарился.
Прошло почти три месяца, о домодедовском террористе уже все забыли. И вдруг сообщение: найден и дает показания. Следователи ФСБ проделали гигантскую работу - провели тщательнейшую графологическую экспертизу всех пассажиров, летевших рейсом Усть-Илимск - Москва, и "просеяли" подозреваемых. Полученные сведения замкнулись на одном человеке - 19-летнем учащемся Усть-Илимского ПТУ 66 Михаиле Ревацком:
Пришла мне такая идея в голову. Сам не знаю, чего я хотел этим добиться. Хотелось посмотреть на работу спецслужб, увидеть поведение людей изнутри.
"Шутка" Михаила Ревацкого обошлась казне в десятки миллионов рублей. Ему лично она будет стоить от 5 до 10 лет.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей