Аэропорт Усть-Илимск — региональный аэропорт в 17 км северо-западней от города Усть-Илимска (58.1334 с.ш. 102.5674 в.д.) в Иркутской области. Аэропорт был запущен в эксплуатацию в 1980. Принимал самолеты Ан-2, Ан-24, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ту-154, Ту-204/214, Як-40, Як-42, Боинг-757 и вертолеты всех типов. В 2002 году после банкротства закрыт для эксплуатации, здание разрушено. Последние годы аэропорт восстанавливают. С 2013 года стали регулярными рейсы из Иркутска.
История аэропорта Усть-Илимск
- 5 февраля 1980 — первый рейс Усть-Илимск-Иркутск на ЯК-40.
- 25 августа 1988 — в аэропорту Усть-Илимска приземлился первый ТУ-154.
- 1989 — построено и сдано в эксплуатацию здание гостиницы.
- 5 мая 1993 — введен в эксплуатацию новый аэровокзал в Усть-Илимске на 450 пасc./час.
- 5 июня 1994 — в Усть-Илимском аэропорту впервые приземлился "Боинг-757/200".
- 13 октября 1994 — в аэропорту сданы в эксплуатацию телескопические трапы (единственные в Сибири).
- 29 октября 1994 — катастрофа Ан-12А (RA-11790) авиакомпании "Аэроника" выполнявшего рейс из Южно-Сахалинска. При подлете к ДПРМ (дальний приводной радиомаяк, удален от торца ВПП на 4 км) самолет внезапно клюнул носом и под углом около 50 градусов столкнулся со склоном сопки в 2100 м от ВПП. Перевозил 12 тонн рыбы и 4 легковых автомобиля. Погибло 23 чел. (экипаж - 7 чел., пассажиры -16 чел.).
- 1997 — югославскими специалистами произведена реставрация и удлинение взлётно-посадочной полосы до 3100 м., построен современный командно-диспетчерский пункт.
- 9 августа 1998 — Рейс Усть-Илимск-Москва, ТУ-154 авиакомпания "Истлайн", 97 пассажиров на борту, произошла "попытка" теракта.
- 22 мая 2001 — решением Арбитражного суда Иркутской области Усть-Илимский аэропорт назначен в конкурсное производство.
- 20 июня 2001 — из Усть-Илимского аэропорта вылетел последний пассажирский рейс в Иркутск.
- 21 июня 2001 — собрание кредиторов передал право управления аэропортом ООО "Братскавиасервис".
- 27 ноября 2001 — собрание кредиторов принимает решение о продаже Усть-Илимского аэропорта по цене 40 млн. руб.
- 25 декабря 2001 - Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению отклонила предложение продать аэропорт одному покупателю (ООО "Братскавиасервис") и настояла на проведении аукциона, чтобы привлечь как можно больше инвесторов.
- 25 декабря 2001 — 26 декабря 2001 — из Усть-Илимского аэропорта вылетел последний грузовой рейс.
- 31 декабря 2001 — Аэропорт Усть-Илимск окончательно закрыли.
- 14 марта 2002 - повторные торги не состоялись в виду отсутствия претендентов на покупку.
- 2 декабря 2001 г . — истек срок действия свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.
- июль 2005 — завершилась процедура банкротства, имущество аэропорта распродано по частям.
- апрель 2006 — губернатор области А.Г. Тишанин говорит о возможности возобновления работы аэропорта в течении 1 года.
- 4 декабря 2006 — завершено конкурсное производство.
- 2006 — снятие охраны ЛПК с объектов аэропорта, охрана объектов передана братской фирме, началось разграбление инфраструктуры.
- с 2007 — инфраструктуру аэропорта стали активно разбирать на стройматериалы.
- декабрь 2007 — Усть-Илимский ЛПК сообщил губернатору области А.Г. Тишанину об интересе компании к восстановлению аэропорта.
- 12 декабря 2007 — распоряжением Росавиациии № АЮ-16-р аэродром исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов.
- 11 июля 2012 — в ходе рабочего визита губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко считает возможным восстановить полеты при постоянном наличии пассажиров. По предварительным оценкам стоимость перелета "Усть-Илимск - Братск" может составить около 4 000 рублей.
- 26 сентября 2012 — на праздновании 75-летия Иркутской области в ДК "Дружба", мэр города Владимир Ташкинов сообщил, что рабочей группой принято решение о возрождении Усть-Илимского аэропорта. Предложено организовать деятельность городского аэровокзала по упрощенной схеме. Чтобы люди могли оформить документы, а автобус доставит их прямо к самолету. Выделяется участок для строительства аэровокзала, который будет совмещен с автовокзалом. Аэропорт пока планируется восстановить для местных авиалиний - самолеты будут летать только в дневное время: в Иркутск, Братск, Красноярск и Новосибирск.
- 27 ноября 2012 — решением проблемы возобновления работы Усть-Илимского аэропорта занимается региональное правительство и местные власти. Обсуждается этот вопрос на встречах с представителями авиакомпаний, а также компаний по обеспечению и обслуживанию инфраструктуры аэропорта. Первым этапом станут вертолетные рейсы до Братска весной 2013 года. Второй этап — организация самолетного сообщения с Иркутском. В дальнейшем, Аэропорт в Усть-Илимске может стать международным.
- март 2013 — восстановление взлетно-посадочной полосы в Усть-Илимске активизируется. По предварительным расчетам цена билета "Усть-Илимск - Иркутск" составит около 3500 руб. Планируется, что на первом этапе рейсы будут выполняться 2 - 3 раза в неделю.
- май 2013 — Администрацией города создано новое предприятие МУП "Взлетная площадка "Аэропорт Усть-Илимск". Директором МУП назначен - Николай Мезенцев.
- 16 июля 2013 — в аэропорту Усть-Илимска ведутся восстановительные работы посадочной полосы. На восстановительные работы из местного бюджета выделено 250 тыс. рублей, также группой ОАО "Илим" перечислено 4 млн. рублей.
- 30 июля 2013 — Усть-Илимский аэропорт готов возобновить работу. Возобновление полётов планируется начать после 10 августа 2013
- 19 августа 2013 — в Усть-Илимск прилетел первый 9-ти местный самолет авиакомпании "ПАНХ" Cessna 208B Grand Caravan. На борту первый заместитель правительства Иркутской области - Николай Слободчиков.
- 26 августа 2013 — открыта продажа авиабилетов на рейс "Иркутск-Усть-Илимск-Иркутск". Цена билета 4500 руб., 300 руб. комиссионный сбор агентства, 80 руб. стоимость проезда до аэропорта на автобусе №104.
- 28 августа 2013 — начало регулярных авиаперевозок сообщением "Иркутск-Усть-Илимск-Иркутск". В Усть-Илимск прилетело 7 чел., из Усть-Илимска вылетело — 3 чел. Авиасообщение осуществляется два раза в неделю: среда, суббота.
- 3 августа 2013 — Изменилось расписание авиарейсов. Авиасообщение осуществляется два раза в неделю: понедельник, четверг.
Банкротство и восстановление
До момента прекращения деятельности, аэропорт "Усть-Илимск" имел взлетно-посадочную полосу длинной 3000 метров и шириной 42 метра, выполненную из армобетона высокого качества, красивое здание аэровокзала, два телескопических трапа. Из аэропорта выполнялись рейсы в Иркутск, Новосибирск, Москву, транзитные рейсы в Магадан, Якутию и другие.
Срок действия свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации истек 2 декабря 2001. После того, как долги авиапредприятия кредиторам превысили 40 млн. рублей, деятельность аэропорта была прекращена, а в июле 2005 году окончательно завершилась процедура банкротства. За это время здание аэровокзала и прилегающая инфраструктура была разворована и разрушена.
Во время процедуры банкротства имущество предприятия и часть объектов были реализованы, некоторые из них переданы в ведение Усть-Илимского района. Поскольку территория аэропорта не охранялась с 2002 года, имущество было разворовано. Распоряжением Росавиациии от 12.02.2007 года № АЮ-16-р аэродром исключён из Государственного реестра гражданских аэродромов РФ. Местная молодёжь использовала взлетно-посадочную полосу для гонок на автомобилях.
Вопрос реанимации аэропорта поднимался неоднократно, интерес к этому проявляли ряд московских компаний, Братское авиапредприятие, а также немецкая авиакомпания Lufthansa.
26 сентября 2012 года в Иркутске прошло первое заседание рабочей группы по восстановлению аэропорта в Усть-Илимске, и дело сдвинулось с мертвой точки. На совещании присутствовали заместитель председателя правительства области, министры, представители Росавиации, группы «Илим», мэр Усть-Илимска В.С. Ташкинов и мэр Усть-Илимского района В.А. Хомяков. Чтобы аэропорт был в состоянии обеспечивать сопровождение и отправку авиарейсов, было предложено отработать ряд мероприятий. Обследовать взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, перрон, построить здание аэровокзала и другие сооружения, а также периметровое ограждение, закупить оборудование и спецтехнику. ОАО «Группа «Илим» выразила готовность участвовать в реализации проекта возрождения аэропорта на условиях государственно-частного партнерства. Кроме того, рабочая группа пришла к решению, что целесообразно проводить «воскрешение» объекта в два этапа. Для начала необходимо организовать вертолетную площадку с выполнением рейса «Усть-Илимск – Братск», который будет стыковаться с перелетом «Братск – Иркутск». Затем приступить к разработке технико-экономического обоснования развития аэропорта для приема воздушных судов 2-3 класса.
Предстоящую работу комментирует депутат Законодательного Собрания Иркутской области Роман Незовибатько:
Работа предстоит большая. Само здание аэропорта разрушено, требуется новый телескопический трап. Последний самолет вылетел из Усть-Илимска 10 лет назад, аэропорт был даже удален из перечня аэропортов России. Но с учетом начала развития региональной авиации, с учетом постоянно растущей нагрузки на региональную систему авиасообщения и удобного месторасположения города аэропорт имеет серьезные перспективы стать международным портом. Да, для начала нужно возобновить хотя бы региональные рейсы, но, думаю, следует проработать тему перспективы усть-илимского аэропорта по обслуживанию трансконтинентальных рейсов. Самолеты могли бы садиться на дозаправку в Усть-Илимске. Аэропорт находится в таком удобном месте, где проходят маршруты следования многих рейсов. Это делает усть-илимский порт конкурентоспособным, например, по отношению к аэропорту в Красноярске. Это не решение одного дня, но уже есть ряд подвижек.
На лето 2013 года состояние аэропорта Усть-Илимск было таково. Оформлялось минимальное оборудование – это метео- и радиооборудование. Также был почти готов аэронавигационный паспорт – один из самых важных документов в вопросе восстановления авиасообщения Усть-Илимска. Нанесена новая разметка на посадочной площадке и на части взлетно-посадочной полосы, которая будет использоваться для приема и отправки воздушных судов соответствующего классов. Заказаны модульные здания поста охраны и временного аэровокзала, произведена очистка полосы безопасности от выросшего леса, ликвидированы несанкционированные въезды на перрон и взлетно-посадочную полосу, вывезен мусор с территории, прилегающей к полосе и перрону, который «добрыми» стараниями туда привезли особо смекалистые граждане, определены эксплуатационные метео- и радиоминимумы, решается задача с топливообеспечением, охраной и ограждением. Что касается дотации на перевозки пассажиров, то она будет составлять 50%. В пределах региона датировать услуги авиакомпании предполагается из областного бюджета, а до Красноярска, Новосибирска – из федерального. Первый заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артур Сулейменов заявил, что стоимость билета от Усть-Илимска до Иркутска не превысит 4500 рублей.
Усть-Илимский аэропорт на первом этапе восстановления рассчитан на самолеты, способные обеспечивать визуальные полеты и посадку, такие как «Ан-28», «Ан-38», «Cessna 208B Grand Caravan». В планах осуществление перелетов до Братска, Иркутска, Красноярска, Новосибирска. Такова программа минимум. Максимум состоит в том, чтобы добиться включения Усть-Илимского аэродрома в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, подать заявку в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» (подпрограмма «Гражданская авиация»), войти в состав федерального казенного предприятия, создание которого предполагается на базе аэропортов Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края.
Первый полет с 2001 года
Первый после 11-летнего перерыва регулярный авиарейс Иркутск – Усть-Илимск – Иркутск совершен 19 августа 2013 года. Перелет состоялся на девятиместном самолете «Cessna 208B Grand Caravan», бурятской авиакомпании ПАНХ. Авиаперелеты из Иркутска в Усть-Илимск и обратно будут регулярными - дважды в неделю. Цена билета - 4500 рублей, время в пути - 2 часа 20 минут. Рейс Иркутск - Усть-Илимск - Иркутск - это лишь один из шагов к развитию авиасообщения Прибайкалья, уже возобновлены авиарейсы в Казачинско-Ленский район, Нижнеилимский район. Готовится к запуску - в Нижнеудинский.
Мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов так оценил это событие:
Состояние полосы позволяет принимать большие самолеты. Усть-Илимский аэропорт может вновь стать базовой площадкой для перевозок в отдаленные северные территории. Авиаперевозки позволят значительно экономить время, что позволит оперативно решать вопросы территории, её жителей, развивать бизнес. У нас в планах развития летать не только в Иркутск, но и в Красноярск, туда есть большой пассажиропоток. А дальше будем совместно с областью развивать наш аэропорт. Потому что он очень удачно находится на авиамаршруте, где самолеты летают на Дальний Восток.
Направления, по которым выполнялись рейсы до банкротства
- Иркутск.
- Москва.
- Новосибирск.
- Красноярск.
- Транзитные рейсы в Анапа, Барнаул, Волгоград, Владивосток, Екатеринбург, Киев, Кодинск, Краснодар, Магадан, Минеральные воды, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Хабаровск, Якутия.
Интересные факты
- В 2002 году был создан общественный совет по спасению аэропорта Анатолием Дубасом, который сам, будучи мэром города, активно участвовал в продвижении строительства нетипового современного аэропорта в Усть-Илимске, решил объединить общественность для спасения уникального и необходимого Усть-Илимску предприятия.
- Усть-Илимское авиапредприятие первое в стране купило у финской фирмы уникальную автоматизированную метеосистему взлета и посадки, что позволяло принимать и отправлять самолеты при любой погоде.
- Долги перед кредиторами составляли 40 миллионов рублей. Если бы можно было собрать с каждого усть-илимца по 300 рублей, этого бы хватило, чтобы погасить кредиторскую задолженность.
- Ирина Хакамада, побывав в 1996 году в Усть-Илимске, назвала аэропорт "Шереметьево-3".
Сотрудники, когда-либо работавшие в "Аэропорт Усть-Илимск"
Директоры аэропорта:
- Семенов Н.И.
- Красильников А.В.
- Акимов А.И.
- Балабанов Б.В.
- Полынцев С.А.
- Болдаков И.В.
- Легостаев А.В.
Секретарь:
- Валентина Данилова.
Лётный состав:
- Андрей Черных – командир экипажа.
- Юрий Живаев – второй пилот.
- Анатолий Щербина – пилот.
- Сергей Гончаренко - пилот.
- Дмитрий Пинаев – бортинженер-инструктор.
- Любовь Соловьева – бортпроводник-инструктор.
Служба организации перевозок (СОП):
- Иванчук Людмила – руководитель службы.
- Светлана Масленникова – агент по встрече и посадке.
- Елена Емельяненко – агент по встрече и посадке.
- Занчевская Наталья – агент по встрече и посадке.
- Тамара Галстян – агент по встрече и посадке.
- Валентина Лбова – агент по встрече и посадке.
- Фаина Варенчук – агент СОП .
- Галина Хохлова - агент СОП.
Диспетчер:
- Геннадий Воробьев - старший диспетчер Управления Воздушного Движения
- Татьяна Степаненко - диспетчер службы авиаперевозок.
- Екатерина Трофимова.
- Елена Кучумова.
- Нонна Галстян.
Связисты:
- Сергей Капранов.
- Василиса Черчел.
- Андрей Тютькин.
- Константин Голубев.
Кассиры:
- Лариса Гусева.
- Татьяна Гасич.
- Галина Кохадзе.
- Ирина Лоскутова.
- Наталья Константинова - кассир в городском агентстве.
- Татьяна Невзорова - кассир в городе, представитель городского агентства.
Милиционеры:
- Валерий Ступин.
- Анжелика Косьяненко.
- Виктория Муравьёва.
- Виктор Пименов.
Служба охраны:
- Геннадий Дремов.
Метеослужба:
- Галина Крюкова - начальник.
- Татьяна Шевченко – синоптик, метеосводчик.
Инженерно-авиационная служба:
- Эдуард Романов - авиатехник, начальник смены.
- Владимир Дашинский - инженер-авиатехник.
- Сергей Явкин - авиатехник.
- Виталий Тяжелков - ведущий инженер тренажера-авиасимулятора
- Артем Мухортов - начальник смены Авиа-ГСМ, водитель спец.техники.
- Татьяна Филиппова – инженер по ГСМ.
- Андрей Баринов – электрик, наладчик ВПП.
- Александр Пономарев - электрик.
и другие.
Чрезвычайные происшествия
Катастрофа Ан-12 а/к Аэро-Ника в районе Усть-Илимска 29 октября 1994
Самолет-лаборатория Ан-12 №11790 использовался для коммерческих грузоперевозок. Выполнялся рейс по маршруту Южно-Сахалинск - Усть-Илимск - Омск - Ермолино. На борту находились 9 членов экипажа акционерного общества "ЕЛИИП", 14 пассажиров, 8 600 кг груза (рыба), 2 легковых автомобиля и 2 микроавтобуса. Взлетная масса самолета при вылете из Южно-Сахалинска превышала на 7 400 кг предельно допустимую. При подходе к а/п Усть-Илимск самолет столкнулся с восточным склоном небольшой возвышенности, расположенной прямо по курсу посадки на удалении 2 100 м от входного торца ВПП, продолжил движение по земле 230 м через вершину возвышенности, остановился на западном склоне и разрушился. Возникшим пожаром фюзеляж самолета полностью уничтожен. Экипаж и все пассажиры погибли.
Вспоминает бывшая сотрудница Усть-Илимского аэропорта Масленникова Светлана Вячеславовна:
Это да, это трагедия была... В том случае мы уже ничем помочь не могли. Это вообще не наш самолет был, мимо пролетал. Погода испортилась, и он стал проситься к нам на посадку. А мы в таких условиях не могли его принять, мы не были готовы! И экипаж без разрешения пошел на посадку, так как уже понимал, что другого выхода нет.
Я не работала в этот день, я вышла на следующий. Это было страшно, ужас, как страшно, конечно. Я приехала на работу, а там машина гробов стояла... Ужас. Потом прилетали самолеты с родственниками из разных городов на опознание в морг, и потом эти гробы при нас загружали в грузовые самолеты.
Впоследствии установили, что груз был неимоверно большой для такого самолета (АН-12) - пассажиры, машины, несколько тонн рыбы, икры. А сколько мародерства было! Из города понаехали, пролазили в обход КП, собирали рыбу, икру, доллары, ценности - все, что уцелело. И все возле трупов. Брр...
Потом уже, конечно, милиция кольцом встала, и не пропускала никого. Даже в репортаже телевидение кадры показывало - женская рука, в которой зажато золото. Жуть! Все, что не успели стащить мародеры, собрали работники - одежду, ценности, икру в банках, селедку во вздувшихся и обгоревших банках, и унесли на складирование, дабы родственники потом забрали, что нужно. Котенка еще кто-то вез, точно! Спасатели услышали писк, думали, что человек выжил, а это был котенок. Взяли его, и на руках у спасателей он уже умер.
Аварийная посадка самолета ТУ-154, рейс "Анапа - Москва - Усть-Илимск"
В самолете было около 130 пассажиров, из них 120 - дети. У самолета заклинило одно шасси, поэтому самолет стал вырабатывать топливо для аварийной посадки. В таких случаях мобилизуются все службы города. В аэропорт приехали пожарные, кареты "Скорой помощи".
Бывшая сотрудница Усть-Илимского аэропорта Масленникова Светлана Вячеславовна рассказывает:
И вот тут-то и началась паника среди родителей, когда они эти "Скорые" увидели. Родители начали рваться на полосу. Всех милиционеров задействовали, и они своей грудью держали напор людей. Мы пытались встречающих успокоить, да куда там! Тем временем самолет снижался, снижался, и вдруг... Бамс!!! Бух! Баах!!! - упал на брюхо! И как задымился! Большое черное облако вокруг него образовалось. Все как заорали! Как через заборы поперли! Начальник охраны и милиция их держали, но уже не справлялись.
Встречающие потеряли контроль над собой, коллективно охрану оттолкнули, сбили с ног, и побежали! Их дети ведь там, можно понять эти чувства в тот момент. Помню, как один мужчина толстый бежал, распихивая всех руками в стороны, с таким выражением лица, что ужас...
Набился полный автобус этих встречающих, и сколько людей вошло в него, все туда поехали. А остальные, кто не влез, бежали на полосу галопом, просто неслись, сломя голову! И такая картина там – лежит наш самолет на пузе, и то самое шасси, которое не раскрылось, вонзилось в крыло и пробило его насквозь! Оно уже пустое было, без топлива, Слава Богу! Если бы пилоты не выработали топливо, то возник бы пожар, загорелось бы всё и взорвалось. Повсюду черный дым, все кашляют, плачут, и тишина...
Открываем двери автобуса, и люди, с криком "ВААА!" выбегают на полосу. Мы, работники, кричали, что все нормально, что все хорошо, пожара нет, взрыва не будет, но нас не слышали. И тут с запасных выходов начали появляться надувные трапы, и оттуда начали съезжать, как с горки, дети. Такие счастливые покатились, такие довольные! Сами-то они толком и не поняли, что произошло. Ну бахнуло что-то, да бахнуло. Увидели своих мам, пап, побежали к ним...
Попытка теракта на рейсе "Усть-Илимск - Москва" ТУ-154 авиакомпании "Истлайн" 9 августа 1998 года
9 августа 1998 года строго по расписанию, в 5:30, самолет "ТУ-154", принадлежащий авиакомпании "Истлайн", с 97 пассажирами на борту вылетел из Усть-Илимска в Москву. Когда самолет пролетал над Пермью, в салоне бизнес-класса бортпроводница Ирина Майтова нашла под креслом сложенные вчетверо листы бумаги. "Отдать строго в руки командира" - было написано сверху. Содержание записки такое:
Представители одной нации любят говорить: "лучший способ разрешения проблемы - решать ее самому". Так что не обижайтесь, но ваш самолет заминирован, причем довольно тщательно. В случае взрывов (а бомба не одна) аварийная посадка и вообще дальнейшее управление самолетом станут невозможны.
Террорист требовал 621 тысячу новых рублей - ровно 100 тысяч долларов по курсу на 9 августа. Одним из первых условий террориста было - "полет продолжать согласно маршруту и расписанию". В 10:47 самолет приземлился в "Домодедово", и его сразу же отогнали в отстойник. Пассажиры схватились было за сумки и дружно встали в очередь к выходу, когда им объявили, что трап неисправен и придется немного подождать. А снаружи ждали сотрудники спецслужб. Но террорист словно испарился.
Прошло почти три месяца, о домодедовском террористе уже все забыли. И вдруг сообщение: найден и дает показания. Следователи ФСБ проделали гигантскую работу - провели тщательнейшую графологическую экспертизу всех пассажиров, летевших рейсом Усть-Илимск - Москва, и "просеяли" подозреваемых. Полученные сведения замкнулись на одном человеке - 19-летнем учащемся Усть-Илимского ПТУ 66 Михаиле Ревацком:
Пришла мне такая идея в голову. Сам не знаю, чего я хотел этим добиться. Хотелось посмотреть на работу спецслужб, увидеть поведение людей изнутри.
"Шутка" Михаила Ревацкого обошлась казне в десятки миллионов рублей. Ему лично она будет стоить от 5 до 10 лет.
Контакты
- Приемная: 4-41-38.
- Касса: 4-42-33.
- Бронирование (ул. Мечтателей, д. 30): 5-80-68.
- Милиция (аэровокзал): 4-41-02.
- Милиция (гостиница): 4-43-00.
- Перевозки, диспетчер: 4-42-30.
- Гостиница (администратор): 4-41-98.
Ссылки
- Заусаева Людмила Аэропорт в Усть-Илимске имеет все шансы стать международным – Р. Незовибатько // Восточно-Сибирская правда
- Виктория Комарова Усть-Илимский аэропорт получил шанс на восстановление // Восточно-Сибирская правда
- Николай Волков Аэропорт в Усть-Илимске "вылетел в трубу" // Восточно-Сибирская правда
- Катастрофа Ан-12 а/к Аэро-Ника в районе Усть-Илимска // Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России
- Расследования. Шутка террориста // Торговый центр Домодедовский
- Арина Сыреейщикова Аэропорту быть! // Ilimcity
- Вертолетное сообщение планируется открыть в марте // сайт муниципального образования Усть-Илимск
- Мифы и реальность Усть-Илимского аэропорта // сайт муниципального образования Усть-Илимск
- "Аэропорт Усть-Илимск" // Мой Усть-Илимск
- Максим Рунец Аэропорт Усть-Илимск - взгляд изнутри. Интервью // Мой Усть-Илимск
- Аэропорт Усть-Илимска возобновил работу // Сделано у нас
- Сергей Чернышев, Александр Попов Полетели! // Эксперт
- Хроника Усть-Илимского аэропорта // Мой Усть-Илимск