Бочкарёвы — иркутская купеческая семья.
Бочкарёв Всеволод Николаевич (около 1852, Пермь (?) – 1919, Иркутск), иркутский купец 2-й гильдии конца ХIХ – начала ХХ вв.
Согласно семейному преданию появление В.Н. Бочкарёва в Иркутске выглядело необычно. Правнук В.Н. Бочкарёва Вадим Константинович Гайдук писал:
«Где-то в 1860 году на постоялый двор города Перми, на его окраине, заехал иркутский купец, возвращаясь с западной части России. Ну, а утром снова надо в дорогу, в Сибирь. Хозяйка купцу предлагает снедь, которую бы он пожелал, – так у них начался несложный разговор. А в это время 8-летний парнишка тащит ведерный самовар, пристраивает его к трубе и разжигает у печки.
«Ух, какой он у тебя шустрый, как он мне нравится». — «Да вот, это мой племянник, сестра его родила, а сама умерла». — «Ну, а отец его что?» — «Одинокий мужик, зачем он ему, правда, очень редко заходит, посмотрит на своего сына и даже вида не подаст какой-нибудь малейшей любезностью, так и уйдет. Севка вот меня сейчас и связывает. Большак прошел по другой стороне города, ко мне редко кто заезжает, дохода постоялый двор не приносит, вот так вот мы вдвоем с Севкой и живем».
Тем часом у Севки закипел самовар, и с бурлящим кипятком Севка ставит его на стол, а купец все с большим вниманием смотрит на мальчика. Мальчик сделал свое дело и, не будь назойливым, вышел из гостиной постоялого двора.
«Слушай, хозяйка, — промолвил купец, прихлебнув горячего чая, — а ты продай мне его. Сколько тебе за него дать?» — «Да дело не в деньгах, главное, чтобы ты его не обидел». — «Все будет по-твоему». — «Тогда дай рубль и хватит». Купец дал три рубля, и сдачи не надо, мол.
Хозяйка отдала ему документ, типа свидетельства о рождении, в коем значилось «Бочкарёв Всеволод Николаевич».
Обрадованный Севка со своим быстро собранным мешком сел с купцом на повозку и приехал в Иркутск. Этот купец дал ему образование, и он оказался способным, хорошо учился в гимназии, закончил ее и стал управляющим делами этого купца, заменившего ему отца».
Так это было или иначе, но со временем Всеволод Николаевич Бочкарёв стал владельцем торгового дома «В.Н. Бочкарёв». Вел торговлю в арендованном у купца С.Н. Родионова доме по улице Пестеревской (угол улицы Большой) (ныне – улица Урицкого, 1; крыло здания, выходящее на ул. К. Маркса) изделиями берндорфского металлического завода Альфреда Круппа, парфюмерией и игрушками. Имел коммерческих партнеров в Германии, куда ездил «закупать крупные партии товаров». В 1893 открыл в Иркутске специальный магазин «с большим выбором фотографических товаров». Предположительно, содержал гостиницу. Владелец усадьбы по ул. Почтамтской (ныне – ул. Степана Разина, 30а). В 1895 служил по выборам кандидатом в члены от купеческого общества Городского податного присутствия, дважды (1902–1905 и 1906–1909) избирался гласным Иркутской городской думы. По данным А.В. Петрова и М.М. Плотниковой, «в 1902 г. – церковный староста (предположительно, Харлампиевской церкви. – Н.Г.). В 1906 – член участковой комиссии по выборам в Государственную думу. Член комиссии по ревизии банка Сиропитательного дома Е. Медведниковой. В 1909 член комиссии об изменении размера сборов на содержание коммерческого училища».
В.Н. Бочкарёв был женат на француженке, уроженке города Орлеана Келлер Марии Омальевне (умерла в 1903 в Иркутске), предположительно, в 1883/84 прибывшей в Иркутск «преподавать французский язык в Институте благородных девиц». В семье родилось четверо детей: Маргарита (1890–1959), Мария (1893 – 25 мая 1945), Николай и Екатерина (умерла в 1980-е годы).
По воспоминаниям В.К. Гайдука, «в 1903 году она делает очень необдуманный поступок: взяла и отравилась. Ее похоронили на Иерусалимском кладбище... Всеволод Николаевич над ее могилой поставил часовню, под иконой Богородицы вечно горела лампадка. …Сразу же после такой трагедии в Иркутск из Орлеана приехала ее сестра для воспитания детей. У Маргариты Омальевны муж умер, а детей не было, и ее фактически в Орлеане ничто не сдерживало. Она приехала, была очень влюблена в детей своей сестры. Русского языка она не знала, и в доме было полное господство французского. … она была неравнодушна к Всеволоду Николаевичу Бочкарёву, но толком их взаимоотношений никто не знает».
По сведениям В.К. Гайдука, после 1917 В.Н. Бочкарёв в своем доме «приютил Леонтия Борисовича Мерецкого с его единственной дочерью Анной Леонтьевной Шорор».
В 1919 В.Н. Бочкарёв заболел брюшным тифом и умер. Был похоронен в ограде Харлампиевской церкви.
Ныне дом в усадьбе Бочкарёва является памятником истории и культуры. В 2008 здание было отреставрировано. В нем (ул. Степана Разина, 30а) продолжает работать Областная специализированная библиотека для слепых и Иркутская региональная организация всероссийского общества слепых.
Бочкарёва Маргарита Всеволодовна (1890 – 1959), старшая дочь В.Н. Бочкарёва, в 1909 вышла замуж за Алексея Никифоровича Гайдука (1876/77 - ?). Родители Алексея – Никифор и Анна Гайдук, уроженцы г. Винницы, в 1875 переехали в Петербург, где им было предложено место педагогов. «Проучительствовав» 10–15 лет, они «занялись совершенно другими профессиями. Анна открыла свое ателье, говорят, что она была женщина со вкусом, и в этом хорошо преуспевала, а Никифор увлекся телеграфной техникой и был крупным начальником по учреждениям связи Петербурга». В Петербурге у четы Гайдук родились Алексей, потом Валентина и Зинаида.
По сведениям В.К. Гайдука, «Алексей окончил Петербургский университет, философское отделение. Он защитил диссертацию, получил учёную степень... Его готовили к дипломатической службе, ибо он знал 4 языка в совершенстве, стал дворянином, имение находилось в Финляндии, он туда изредка наведывался. Дипломатом он не стал, направили его в Иркутск на должность советника генерал-губернатора по православию.
… В 1914 началась война, Алексей Никифорович уехал в Петроград и был призван на военную службу. Он был полковником финансового отделения военного ведомства. Маргарита Всеволодовна до 1914 года была курсисткой – получила специальность акушерки и работала в императорской больнице. В Петрограде отношения у них все осложнялись, надвигалась революция, и дороги их разошлись. Она вступила в Пятую армию, которая, тесня адмирала Колчака, двигалась на Восток. Она была медицинской сестрой в санитарном поезде. Приехав в Иркутск, она заявила отцу, что «совершенно правильно с вами поступают, вас грабят, ибо все было приобретено незаконно». Всеволод Николаевич Бочкарёв дал объявление в газету, что он отрекается от своей старшей дочери Маргариты.
… В 1930-е годы Маргарита Всеволодовна вышла замуж за участника гражданской войны командира конной сотни армии Сергея Лазо Леонида Яковлевича Михайлова. У него было ранение в шею, и это повлияло на всю двигательную систему. Врачи посоветовали ему проживать в теплом климате, и они уехали в Сухуми. У них там был свой домик прямо на берегу моря.
Маргарита Всеволодовна умерла в 1959 году, … а Леонид Яковлевич – в 1968 году. … Маргарита Всеволодовна в Сухуми среди своих ровесниц заделалась врачом, хорошо знала все лекарства и правильно советовала, когда какие принимать, её в округе очень уважали. Она и в Сухуми долго работала акушеркой, до пенсионного возраста».
В семье Маргариты Всеволодовны и Алексея Никифоровича родился сын Константин (30 октября 1910 – 16 ноября 1943). Детство Костя провел на попечении Маргариты Омальевны Келлер и своих теток в Иркутске.
Бочкарёва Мария Всеволодовна (1893 – 25 мая 1945), вторая дочь В.Н.Бочкарёва, окончила в Петербурге консерваторию. Там же (по воспоминаниям В.К.Гайдука) «вышла замуж за Чайковского Евгения, он был офицером, у них получилась семейная «напряженка», и с двумя детьми она решила вернуться домой (1926 г.). Вскоре приехал в Иркутск и Евгений Чайковский, но жизнь у них все равно не сложилась, Мария с ним разошлась окончательно. А Чайковский остался жить в Иркутске, устроился на работу бухгалтером, женился на иркутянке, детей своих навещал… Где-то в году 1935-м он уехал в Ленинград, никто о нем больше ничего не знал».
«Мария Всеволодовна где-то в 1928 году вышла замуж за Квашнина Александра Ивановича, большого любителя пения. …Он был хористом ансамбля песни и пляски Восточно-Сибирского военного округа».
Дети Марии Всеволодовны и Евгения Чайковских: Всеволод (ум. 1944, апрель) и Евгений.
По данным В.К.Гайдука, «Всеволод Евгеньевич был студентом физмата пединститута и тоже (как и его двоюродный брат Константин Алексеевич Гайдук – Н.Г.) вел шахматный кружок во Дворце пионеров. В 1942 его призвали и отправили в Улан-Удэ. За один год окончил артучилище и в 1943-м был отправлен на фронт. В апреле 1944-го в Западной Украине у города Ратно погиб».
Его мать, Мария Всеволодовна, «после получения похоронки в 1944 году слегла и уже не встала. Питание плохое, начал у нее развиваться туберкулез, и 25 мая 1945 года в возрасте 53 лет она умерла. Похоронена… на Глазковском кладбище».
Бочкарёв Николай Всеволодович, единственный сын В.Н. Бочкарёва, по воспоминаниям В.А. Гайдука, «окончил юнкерское училище… Был участником Белого движения и вполне понимал, что при новой власти ему не уцелеть. В 1918 году уехал в Харбин. Он был женат на дочке очень известного купца 1-й гильдии В.К. Бревнова» Любови Владимировне.
«Бревновы уехали в Харбин вчетвером, сам Бревнов с женой и Николай со его молодой женой Любой. В Харбине Николай открыл ассенизационную контору, выписал из Англии ассенизационные машины — автомобили. И в этом бизнесе преуспевал. В 1925 году в Харбине у него родилась дочка, и он вызвал Маргариту Келлер к себе в Харбин для воспитания и обучения французскому. …В 1926 году она уехала в Харбин».
Бочкарёва Екатерина Всеволодовна (умерла в 1980-е годы), младшая дочь В.Н. Бочкарёва, по данным В.К. Гайдука, «вышла замуж в 1922 году за профессора, геолога Тетяева Михаила Михайловича. … Он увез ее в Ленинград, и жили они там благополучно. В 1925 году у них родилась дочь Татьяна. Она тоже стала геологом, и экспедиция ее находилась в Читинской области. Каждое лето она приезжала на полевые работы. … Тетяев в 1952 году попал под «Ленинградское дело», его арестовали, …он был сослан в г. Красноярск, работал в управлении геологоразведки. В хрущевские времена был реабилитирован. Умер в 1956 году от рака легких, ему уже было около 70 лет и более».
Гайдук Константин Алексеевич (30 октября 1910 – 16 ноября 1943), внук В.Н. Бочкарёва, сын Маргариты Всеволодовны и Алексей Никифоровича Гайдук.
После окончания школы, как вспоминал его младший сын Вадим Гайдук, «он хотел поступать в университет, но его не приняли по социальному происхождению. В Иркутске он делал несколько попыток получить образование, сдавал экзамены на «отлично», но мандатная комиссия зачисляла его кандидатом, и все на этом кончалось. Он даже ездил в Ленинград, жил там два года, думал, расстояние все упростит, но и там тот же результат по социалке».
Работал журналистом в иркутских газетах. Увлекался шахматами. Являлся лидером иркутских шахматистов 20-30-х годов. Одержал немало блистательных побед, в том числе и за пределами Иркутска: в 1937 занял первое место во Всесоюзном первенстве работников издательств в Харькове.
Многое сделал для становления шахмат в Иркутской области: несколько лет, возглавляя шахматный комитет Восточной Сибири, участвовал в организации шахматного кружка во Дворце пионеров, был инициатором массового турнира молодежи на призы газеты «Советский комсомолец» (позднее – «Советская молодежь»), способствовал появлению шахматно-шашечного радиожурнала, единственного в Сибири.
В 1938 К.А. Гайдук был арестован как французский разведчик, освобожден в ноябре 1940. Как писал его сын, «после выхода из тюрьмы он поехал в г. Сухуми, к своей матери Маргарите и прожил там шесть месяцев, вернулся в Иркутск весной 1941. На работу в редакцию «Восточно-Сибирской правды» его не принимали, и он работал в редакции малотиражной районной газеты «Сталинский путь».
В октябре-ноябре 1943 заболел сыпным тифом. 16 ноября 1943 умер. Был похоронен на Глазковском кладбище.
Иркутяне помнят своего первого чемпиона-шахматиста: с 2001 в городе проходит ежегодный фестиваль памяти К.А. Гайдука, выпущено несколько брошюр о его судьбе.
Константин Алексеевич Гайдук был женат на дочери расстрелянного иркутского революционера Осипа Гавриловича Егорова – Августе (1914–1988). Имел двух сыновей: Владимира (1933–1994) и Вадима (1935 – после 2001). Семья жила в отремонтированной К.А. Гайдуком бане во дворе бывшего дома Бочкарёва.
Августа Иосифовна окончила курсы стенографистов и работала в прокуратуре. Как вспоминал ее сын В.К. Гайдук, «когда в 1938 году папу арестовали, ее уволили как жену врага народа. Она долго искала какую-нибудь работу, но никуда не принимали. Имела случайные заработки на чаепрессовочной фабрике. Но все-таки устроилась в бухгалтерию факультетских клиник мединститута в качестве ученицы. В 1950 г. она перешла работать в Геологоуправление. Ее послали в Москву на годичные курсы экономистов-финансистов, и с этой должности она ушла на пенсию».
Старший сын К.А. Гайдука Владимир тоже был талантливым шахматистом. В 13 лет он стал чемпионом города (1946), в 16 лет – чемпионом области (1949). В Иркутске был известен как ученый-филолог, специалист по творчеству А.П. Чехова, многие годы проработавший в Иркутском государственном педагогическом институте.
Младший сын К.А. Гайдука Вадим 27 лет прослужил в ракетных войсках, в 1987 вышел в отставку в чине подполковника. Его старшая дочь Рита живет в Ярославле, работает вместе с мужем старшим преподавателем на кафедре математики Ярославского университета. В семье растет сын Константин. Младшая дочь Екатерина – детский гастроэнтеролог. В семье растет дочь Анна.
В 2001 В.К. Гайдук записал свои воспоминания о семье. В 2008 они были опубликованы в журнале «Сибирь».
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей