Новости

Женские организации // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ЖЕНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, форма коллективной самоорганизации женщин для реализации их прав и удовлетворения потребностей, формирования активной роли в социуме.

Зарождение женских обществ в Сибири связано с либеральными реформами 1860—70-х гг., способствовавшими возникновению элементов гражданского общества. Буржуазные преобразования обусловили формирование в сибирских городах новой социокультурной среды, стимулировавшей частную инициативу сибирячек в различных сферах общественной жизни  Во второй половине XIX в. основными направлениями деятельности женских обществ в восточных районах страны являлись благотворительность и просвещение. В это время открылись Тоболь­ское дамское отделение попечительства о тюрьмах (1857), Тобольское попечительное дамское общество о детях-воспитанниках Приказа общественного призрения (1863), Дамское попечительное общество о бедных в Семипала­тинске (1873), Красноярский дамский попечительный комитет (1879). Эти женские организации оказывали помощь бедным, престарелым, детям-сиротам, заключенным. Наряду с ними существовали женские отделения Российского Общества Красного Креста — Омская община сестер милосердия (1883), Тобольская община сестер милосердия (1894), Красноярская община сестер милосердия (1896). Инициаторами учреждения женских объединений нередко выступали политические ссыльные. Этим занимались также жены чиновников и общественных деятелей. Наиболее известные из них — М.В. Швецова, А.В. Потанина, А.Ф. Ядринцева, А.Н. Громова, М.Н. Шер, О.Д. Юхнева. Низкий уровень грамотности среди женщин в Сибири (в большинстве сельских районов удельный вес грамотных составлял 3 %) обусловил их невысокую социальную активность и запаздыва­ние в создании общественных организаций по сравнению с центральными регионами России. Тем не менее с 1880-х гг. сибирячки постепенно включались в общественную жизнь края через культурно-просветительские, благотворительные, художественные и другие общества.

В начале XX в. общественно-политические перемены в стране, вызванные революцией 1905—1907, оказали значительное влияние на рост социальной активности женщин. Одной из традиционных сфер общественной деятельности сибирячек оставалась благотворительность.  В Сибири продолжали функционировать женские благотворительные общества, появившиеся еще в эпоху «великих реформ». Наряду с ними создавались новые организации, в частности, Томское евангелическое лютеранс­кое дамское благотворительное общество (1905). При нем действовали приют для детей-сирот и начальное училище. В 1909 в Томске было учреждено Общество для доставления средств Сибирским высшим женским курсам.

Расширялось поле деятельности женских обществ. Для защиты своих интересов горожанки объединялись в различные профессиональные организации. В 1900-е гг. повсеместно учреждались общества взаимопомощи учителей, врачей, портних, слу­жащих. Создавались также организации, помогавшие женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В 1904 в Томске появилось общество защиты женщин «Пчель­ник», располагавшее богадельней на 43 человека.

В городах Сибири зародилось движение за получе­ние женщинами общего и профессионального образования. В 1901 жены профессоров Томского университета М. Щипицына и О. Зубашева составили петицию на имя ректора о до­пущении женщин к слушанию лекций. Но данная ини­циатива получила одобрение Министерства просвещения лишь в период Первой русской революции. В 1906—07 при некоторых ограничениях был разрешен допуск женщин в Том­ский университет в качестве вольнослушательниц. В 1908 по ини­циативе П.В. Сергеевой основаны Сибирские высшие историко-философские курсы в Томске, рассчитанные на обучение лиц обоего пола и просуществовавшие до мая 1909. В 1910 начали функционировать Сибирские высшие женские курсы. В 1914 курсам присвоен ста­тус высшего учебного заведения. Всего с 1910 по 1916 чис­ло слушательниц, обучавшихся на курсах, выросло с 80 до 440.

В Сибири развернулось также женское общественно-педагогическое движение. В 1909 было официально учреждено Томское педагогическое общество. Под его эгидой проводились различные культурно-просветительские акции: конференции на педагогические, психологические и другие темы, выставки, курсы, лекции по психологии детства, семейному и дошкольному воспитанию, общеобразовательные экскурсии. По инициативе членов этой организации были проведены экскурсии Томск—Берлин—Лондон-Париж, Томск—Петербург—Москва, на Алтай. Орга­низаторы данных мероприятий знакомили педагогов с передовыми методами работы, пробуждали их интерес к творческой деятельности. В Барнауле и Томске членами общества были созданы материнские школы-питомники, в которых пропагандировалось воспитание с учетом интересов и способностей детей. В целом Томское педагогическое общество внесло значительный вклад в просвещение широких сло­ев населения, в разработку новаторских принципов школьного обучения и воспитания.

Женщины принимали участие в съездах различных общественных организаций. В конце 1902 представители женских обществ восточных районов страны были делегированы на I Всероссийский съезд народных учителей, в 1905 — I съезд русских де­ятельниц по благотворению и просвещению. В 1908 они участвовали во Всероссийском женском съезде, состояв­шемся в Санкт-Петербурге. На съезде обобщили отечественный и ми­ровой опыт развития женского движения, выработали стра­тегию дальнейшей борьбы за равноправие. Эта общественная акция способствовала упрочению связей между региональными объединениями, представлявшими интересы женщин. В результате к концу 1910-х гг. произошла интеграция сибирских самодеятельных организаций в общероссийское женское движение.

В Сибири в начале XX в. формировалась новая плеяда общественных лидеров женского движения. К их числу относи­лись К.И. Томашинская (Сибирское хоровое певческое общество, Педагогическое общество), И.П. Карпова, О.И. Замараева (Педагогическое общество), Е.И. Жемчужникова (Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим Томской губернии), В.П. Соболева (Литературно-артис­тический кружок в Томске), Л.П. Базанова (Томское общество любителей художеств), В.И. Ульрих (Барнауль­ское благотворительное общество), Е.Н. Рамзайцева (Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Томс­кой Мариинской женской гимназии), М.М. Гондатти (Томское общество защиты женщин «Пчельник», Общество для доставления средств Сибирским высшим женским кур­сам), Е.В. Боголюбская (Томский горный кружок). За вклад в развитие социально-культурногй инфраструктуры сибирских го­родов руководители женских организаций получали различные награды от общественных организаций. В частности, редактор и издатель тобольской газеты «Сибирский листок» М. Костюрина, организовав­шая Бюро трудолюбия и женские мастерские, в 1913 на­граждена высшей наградой Общества Красного Креста.

Женское движение до создания Томского отделения Рос­сийской лиги равноправия женщин не носило политического характера. Самодеятельные общества с участием женщин основывались на принципах взаимопомощи и опоры на собственные силы. Их члены стремились к достижению экономической неза­висимости. Они оказывали горожанкам помощь в тру­доустройстве, получении образования, защите прав в обществе и семье. Высокая общественная активность жен­щин вызывала негативную реакцию у центральных и местных влас­тей. Участницы женских обществ находились под негласным полицейским надзором, подвергались судебным преследованиям.

Первая мировая война способствовала дальнейшему развитию женских организаций. В городах Сибири стали регулярно про­водиться собрания жен чиновников различных ведомств, создавались отделения Сибирского общества помощи больным и раненым воинам (1914), Омского общества защиты беже­нок (1915). Женские организации занимались сбором пожертвований в пользу воинов и их детей, устройством приютов, боль­ниц, школ, праздничных утренников и вечеров, орга­низовывали неформальное общение женщин из самых разных социальных слоев. В условиях войны развернулась ак­тивная борьба женских организаций за политические и гражданские права, уравнение женщин в правах с мужчинами. В 1914 в Томске от­крылось отделение Российской лиги равноправия женщин, носившей либеральный характер. Ее члены стремились к достижению равноправия, поднимали вопрос о правах женщин как составной части прав человека. Деятельность Ли­ги стала важнейшей предпосылкой широкого участия женщин в революционных событиях 1917.

Октябрьская революция существенно изменила юридический статус женщины: в первых декретах советской власти отменялась диск­риминация по полу, провозглашалось равноправие жен­щины с мужчиной, вводились светский брак и свобода развода по инициативе одной из сторон. Формы женского движения в новых условиях существенно изменились, но, в отличие от дореволюционного периода, государство осуществляло над женскими организациями жесткий контроль, что довольно часто приво­дило к бюрократизации, выхолащиванию подлинной общественной активности женщин. В Советской России женским организациям пред­стояло добиться фактического равноправия женщин и мужчин. Для руководства этой работой в 1919 в большевистской партии создаются женотделы, в профсоюзных и советских ор­ганах — женские секции. С целью привлечения общественного внимания к проблемам равноправия полов в первые десяти­летия советской власти постоянно проводились совещания по работе среди женщин, в частности, в ноябре 1918 состоялся Всероссийский съезд работниц и крестьянок, на котором выступал В.И. Ленин. Позднее съезды и совещания женщин созывались периодически по мере необходимости, определявшейся задачами правящей партии: октябрь 1927 — Всесоюзный съезд работниц; конец июня 1928 — Всесоюзное совещание по работе среди женщин; май 1936 — Всесоюзное совещание жен-активисток ИТР и стахановцев тяжелой промышленности; и др.

Большое внимание проблемам женского движения уде­ляли партийные и государственные органы Сибири и Дальнего Востока: 24 апреля 1926 было принято постановление Сибкрайкома ВКП(б) о развертывании массовой работы по вовлечению женщин в социалистическое строительство; проводились профсоюзные собра­ния, посвященные проблемам положения женщин-работниц, конференции работниц, крестьянок и домохозяек, социально-экономические обследования труда и быта женщин.

Основной формой женского движения в 1-е десятилетие советской власти стали делегатские собрания, которые активно бо­ролись со старым бытом, помогали женщинам устанавливать равноправные отношения в семье, критиковали мужей, пытавшихся сохранять старые порядки, уделяли внимание воспитанию не занятых в общественном производстве женщин. Такие собрания создавали бригады — культур­ные, по перестройке быта работниц и крестьянок, по организации общественного питания и улучшению снабжения. В 1925—26 в городах и рабочих поселках Сибирского края было организовано 115 делегатских собраний, в 1928—29 — 199 (в них работало около 8,4 тыс. женщин), в 1929—30 — 286 собраний (10,9 тыс. женщин). В делегатских собраниях го­родов Сибири и Дальнего Востока ведущую роль играли работ­ницы, на их долю приходилось примерно 60%участниц, домработницы составляли около 10%, домохозяйки — 25, женщины из служащих — 5%. На селе состав делегатских собраний был более однородным, их роль состояла в пропаганде среди крестьянок задач советского строительства.

1930-е гг. отмечены массовым участием женщин в освоении Дальнего Востока. С инициативой поехать на строй­ки в мало освоенные районы Дальнего Востока выступила же­на армейского командира, комсомолка В.С. Хетагурова. Отсюда участницы движения получили название «хетагуровки».

В 1933 в СССР зародилось движение жен-обще­ственниц, в задачи которого входило привлечение домо­хозяек к работе по улучшению бытовых условий рабочих, колхозников и служащих. В 1935 жены ИТР и рабо­чих-стахановцев треста «Запсибзолото» выступили с инициативой организаций советов жен. Их почин подхватили женщины Кузбасса. В апреле 1936 в Новосибирске состоялось городское межсоюзное совещание, обратившееся ко всем женщинам Сибири с призывом организовать на каждом предприятии советы жен. Советами жен со­здавались кружки любительских занятий, проводилась сдача норм ГСО («Готов к санитарной обороне»), велись беседы о советском этикете. Между советами развернулось соревнование за лучшую организацию культурно-бытового обслужи­вания, благоустройство предприятий и мест прожива­ния. В 1936 в Сибири и на Дальнем Востоке работа советов по улучшению культурно-бытового обслуживания трудящихся приняла широкие масштабы. В Восточной Сибири действова­ло 230 советов, в их актив входило около 15 тыс. женщин, еще 20 тыс. они привлекли к своей работе. Деятельность жен­щин-активисток Сибири получила обществ, признание: председатель совета жен треста «Запсибзолото» С.П. Перышкина и председатель совета жен Кузнецкого металлургического комбината С.М. Бутенко в 1936 были награждены орденом «Знак Почета».

Новые формы женского движения в СССР способство­вали вовлечению женщин в общественно-политическую жизнь. По Сибирскому краю в выборах депутатов городских советов в 1926 приняло участие 35,3%женщин, в 1927 — 46,7. К концу 1920-х гг. в отдельных городах Сибири их доля составляла более 50%. Активность работающих женщин была при­мерно на треть выше, чем домохозяек.

Развертывание индустриализации приводило к мас­совому вовлечению женщин в производство, что кардиналь­но меняло весь семейно-бытовой уклад: отношения и роли супругов, процесс воспитания детей, ведение домашнего хозяйства. В 1920-е гг. женщинам было непросто найти себе работу. В составе работавших по найму в городах Сибири доля женщин в середине 1920-х гг. составляла толь­ко около 18 %, а среди безработных — более половины. В 1932 среди рабочих Западной Сибири на долю женщин приходилось 26,2%, в Восточной Сибири — 25, в 1936 — 30 и 27,8% соответственно. В целом по стране, по данным перепи­си 1939, женщины составляли 36%занятых в промышленности. Повышался удельный вес женщин и в составе студенчества. В 1930 среди поступивших в вузы Сибири они составляли 23,6%, в 1932 - 31,5, в 1935 - 38,3%, в техникумы -соответственно 33,1, 45,9 и 45,2%.

Ужесточение тоталитарных тенденций в общественно-политической жизни в конце 1930-х гг., а затем тяготы военных лет обусловили постепенное затухание женского движения. В новой форме оно возродилось в годы «оттепели». С 1956 в СССР начал работу Комитет советских женщин, созданный прежде всего для взаимодействия с международным женским движением. В Сибири и на Дальнем Востоке рабо­тали его отделения.

В 1960—80-е гг. одной из распространенных форм женских организаций являлись женсоветы трудовых коллективов предпри­ятий и по месту жительства. Сфера их деятельности была до­статочно широка. Женсоветы совместно с государственными, советскими и профсоюзными органами осуществляли контроль над соблю­дением законодательства по вопросам положения женщин, содействовали их профессиональной подготовке и повышению ква­лификации, вовлечению в социальное соревнование. Они по­могали многодетным семьям, молодоженам, инвалидам войны, одиноким матерям и престарелым, шефствовали над детскими домами и трудными подростками, организовы­вали досуг населения. Для повышения общественной актив­ности женщин актив советов проводил различные коллективные мероприятия — собрания, конференции, семинары, лек­ции, экскурсии.

После распада СССР начался поиск новой модели общественной консолидации женщин, целью которой провоз­глашались защита их прав и самореализация в политической, социально-экономической, семейной жизни. В начале 1990-х гг. на основе этой идеологической платформы возникли политические партии «Единая партия женщин», «Женщины Сибири», «Политическое равенство». В 1994 они объединились в межрегиональное общественно-политическое движение «Женский форум — новая по­литика». Филиалы этой организации были открыты во многих городах Сибири и Дальнего Востока. В целом деятельность «Жен­ского форума» была направлена на обеспечение фак­тического равноправия женщин и мужчин в условиях формирующегося гражданского общества.

Наряду с политическими партиями и движениями учрежда­лись организации по лоббированию женских интересов. В 1992 в Иркутске возникло одно из первых объединений тако­го рода — Байкальский региональный союз женщин «Ангара». По инициативе его членов был проведен Байкальский международный форум, создан кризисный центр для женщин, центр женского предпринимательства, детско-юношес­кий парламент. К концу 1990-х гг. в городах Сибири была создана целая сеть организаций данного типа, способствовавших продвижению женщин во власть, оказывавших юридическую, социальную, психологическую помощь женщинам, оказавшимся в труд­ной ситуации. К их числу относятся объединения «Фе­мида», Новосибирская ассоциация женщин, «Женщи­ны вместе» (Новосибирск), «Женский интерес», «Клуб деловых и активных женщин» (Омск), Городской совет женщин Владивостока, Дальневосточная конференция деловых женщин (Владивосток) и другие.

Важную роль в развитии женских объединений Сибири играет движение «Женщины за улучшение». В 1995 на его базе создана новосибирская областная общественная организация Центр поддержки женских инициатив «Женщины вмес­те», объединяющая различные клубы, фонды, женсоветы. Основным направлением деятельности Центра является поддержка программ, направленных на позитивные изменения в жизни женщин, а также способствующих продвижению жен­щин во власть. Члены организации совместно с представите­лями областной администрации занимаются вопросами улуч­шения благосостояния матерей-одиночек, пенсионеров, детей из неблагополучных семей.

В начале XXI в. продолжается дальнейшее развитие женских организаций, способствующее повышению общественной актив­ности и консолидации женщин. В целом для женских организаций в современной России характерна немногочисленность, отсутст­вие тесного сотрудничества, необходимого для осу­ществления совместных действий. В этих условиях основной задачей женского движения является создание ши­рокой социальной базы и условий для взаимодействия отдельных женских групп и объединений.

Лит.: Отчет о деятельности Томского общества защиты жен­щин «Пчельник» за 1908 год. Томск, 1909; Кулик В.Н. К истории женских общественных организаций 1917 года // Общественные организации в политической системе России. 1917—1918 гг.: Ма­тер, конф. М., 1992; Женщины России в XX столетии: уроки про­шлого, реалии и перспективы. Иваново, 1993; Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860—1917). Ива­ново, 1994; Исаев В.И. Быт рабочих Сибири. 1926—1937. Ново­сибирск, 1986; Он же. Молодежь Сибири в трансформирующем­ся обществе: условия механизмы социализации (1920—1930-е гг.). Новосибирск, 2003.

Е. Дегалъцева, В.И. Исаев

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири