Новости

Заселение Приангарья, история

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Заселение территории - непрерывный общественный процесс, а современное размещение населения - одна из стадий его развития. Поскольку на расселение людей в значительной степени сказывается историческая инерция, изучение его ранних этапов приобретает особое значение, так как способствует выявлению основных тенденций развития (К.М.Лосякова, 1985, с. 14).

История заселения территории Восточной Сибири, в том числе и Иркутской области, ведёт счёт ещё с эпохи верхнего палеолита (40-50 тыс. лет назад), о которой можно судить по находкам не менее 150 стоянок. Именно к этому периоду относятся находки археологов, свидетельствующие о том, что первые племена, заселявшие территорию, занимались охотой и рыболовством. На территории Иркутской области до прихода русских коренное население было представлено бурятскими племенами (булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры), эвенками (потомками тунгусов) и тофаларами. Эвенкийские племена расселялись по берегам Байкала, рек Лены и Ангары (Верхней Тунгуски), к началу прихода русских они являлись вторыми по численности после бурят и наиболее широко расселёнными племенами.

Речной, трактовый, магистральный периоды

Заселение Иркутской области началось с северо-запада. В первоначальный период освоения территории области русскими основными транспортными артериями являлись реки Лена, Ангара. "Русским, вышедшим в 30-х годах XVII столетия к пространствам Средне-Сибирского плоскогорья, предстояло разрешить две задачи: освоить Ангаро-Илимо-Ленское междуречье и обеспечить дальнейшие завоевательные мероприятия." (Шерстобоев, 1949, с.4). Расселение было разреженное, постоянных населённых пунктов было мало. Енисейский острог был первым важным опорным пунктом проникновения русских в Приангарье. В XVII веке были основаны также Илимский (1630), Братский (1631), Балаганский(1654) и Иркутский (1661) остроги, именно с этого периода началось формирование сети поселений области."... русские, с удивительной точностью оценив значение связи Ангары и Лены, правильно выбрали удобнейший и кратчайший путь, так называемый Ленский волок - от Илима через pp. Купу и Куту на Лену, и укрепили оба конца этого открытого ими пути, построив почти одновременно Илимский острог на р.Илиме и Усть-Кутский острог на р.Лене. Ленский волок был частью грандиозного пути от Урала до Охотского моря" (Шерстобоев, 1949, с.4). Население главным образом росло за счёт оседания тех крестьян, кто бежал от крепостной неволи или скрывался от наказаний, около одной трети прибывших были ссыльными. Кроме крестьянства здесь формировалось посадское население - зародыш основного ядра горожан, а также служилые люди, основным занятием которых было взимание ясака с местного населения. Первые заселённые территории сложились вокруг Братского и Илимского острогов как районы земледелия. К концу XVII века здесь было уже 300 сёл и деревень (Воробьёв, 1975). "Илимское воеводство свыше 100 лет было наиболее населённой частью Прибайкалья и всей Восточной Сибири (Шерстобоев, 1949, с.4).

Период освоения и заселения территории области от времени основания первых острогов очень подробно изучен и описан В.В.Воробьёвым (1975), В.В.Покшишевским (1951), Шерстобоевым (1949) и другими исследователями. Его можно назвать речным, первоначальным, острожным, крестьянским, периодом освоения, т.к. главными транспортными артериями являлись крупные и мелкие Сибирские реки и волоки, а основным занятием населения - сельское хозяйство (XVII- начало XVIII века).

Следующий период можно обозначить как трактовый, период строительства Московского тракта, зарождения промышленности на основе минеральных и лесных ресурсов, первых городов (ХУШ-Х1Х века).

Постройка Московского тракта способствовала дальнейшему росту населения территории области. Население росло в связи с прибытием новых партий русских переселенцев и ссыльных. Главную роль в заселении края продолжало играть крестьянское вольнонародное переселение из центральных и особенно северных губерний Европейской России. К 1760г. трактовый путь от Томска через Красноярск был доведён до Иркутска. По мере освоения многочисленных месторождений полезных ископаемых происходило заселение территории вокруг них, возникали поселения и с лесозаготовительными функциями. Вдоль тракта росли старые (Черемхово, Зима, Тулун, Куйтун. Усолье, Тельма) и появлялись новые населённые пункты. Был построен ряд винокуренных заводов: Александровский, Илгинский; заложена основа стекольной промышленности (Тальцинский стекольный завод). Во второй половине 18 века Иркутск становится центром рыночных связей, где были сосредоточены гостиные купеческие дворы, устраивались губернские ярмарки. Илимск и Братск становятся провинциальными городами. Только за вторую четверть века население Иркутской губернии выросло в два раза (по указу от 19 октября 1764 г. Екатерина II повелела Сенату «в рассуждении великой обширности нашего Сибирского царства ... учинить в оном вторую губернию» - Иркутскую. Иркутская губерния состояла из Иркутской провинции с Иркутским, Киренским и Балаганским уездами, Удинской (Верхнеудинской) провинции с Удинским, Селенгинским, Баргузинским и Нерчинским уездами и Якутской провинции с Якутским, Илимским, Алданским и Олёкминским уездами).

В первой половине XIX века на территории Иркутской губернии появилось до 40 крупных населённых пунктов, около 50 сёл и свыше 600 деревень (Воробьёв, 1975). В три раза увеличились посевные площади. Наряду с развитием сельского хозяйства получили дальнейшее развитие предприятия и промыслы, развивалась золотодобывающая промышленность по рекам Бирюсе и Лене, зародилась металлургическая промышленность. Благодаря наличию Московского тракта, который в то время был благоустроен от Иркутска до Нижнеудинска, усилились экономические связи с центральными районами страны. Заметно увеличился приток населения в города и сёла, расположенные вдоль тракта, возникли новые населённые пункты, росли и развивались старые: Тулун, Куйтун, Усолье, Тельма и другие.

Третий период развития территории (конец XIX- начало XX века) связан со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Его можно обозначить как предреволюционный, магистральный, период ускорения темпов экономического развития. До конца XIX века сельское хозяйство оставалось главным занятием населения губернии. Усилился приток переселенцев. С 1861 по 1891 г. в Иркутскую губернию прибыло 20 тыс. чел. В конце XIX века в Сибири появились сельскохозяйственные машины. Увеличились посевные площади, особенно в Иркутском и Балаганском округах. Количество промышленных предприятий за полвека выросло почти в три раза. Выросли города: Нижнеудинск, Балаганск, Киренск, Верхоленск. В Иркутске в это время проживало 50 тыс. чел. Хозяйственное развитие тормозилось отсутствием налаженного сообщения с центральными районами страны. В 1891 г. одновременно со стороны Челябинска и Владивостока начали строить Сибирскую железную дорогу. В 1898 г. было открыто движение до Иркутска. Сильнейшее влияние железная дорога оказала на торговлю. Вся русско-китайская торговля и перевозки товаров между Россией и Китаем стали непосредственно осуществляться по Транссибирской железной дороге. Железная дорога нуждалась в угле, и в Иркутской области начало действовать несколько угольных районов, крупнейшим из которых был район с. Черемхово. Для нужд железной дороги начались заготовки лесоматериалов, возникла лесная промышленность, лесопиление (Тайшет, Зима, Иркутск), получили развитие машиностроение и металлообработка (Нижнеудинск, Тулун, Зима, Слюдянка). Население в этот период росло в основном за счёт естественного прироста, так как вся Восточная Сибирь получала сравнительно немного переселенцев. Численность сельского населения в конце 19 века в Иркутской губернии составляла 297,3 тыс. чел., из которых 32,2 тыс. чел. являлись новосёлами (по Воробьёву, 1975, 260с.) До революции Иркутская область являлась частью малоосвоенной Восточной Сибири, основным направлением развития которой было промысловое и сельское хозяйство с небольшой численностью населения к 1917 году составлявшей 775,9 тыс. чел.

Последующие этапы развития территории связаны с советским периодом, когда сформировался основной рисунок расселения и транспортных путей.

После революции коренным образом изменились как масштабы, так и направления процессов формирования населения, качественная перестройка структуры населения: быстрый рост численности, более высокий уровень естественного прироста, значительные размеры миграций, ускоренный рост городов, перераспределение между районами, изменение полового и возрастного состава, рост промышленного и сокращение сельскохозяйственного населения и т. д.

Согласно переписям население Иркутской области неуклонно росло и к 1985 г. его численность в три раза превысила уровень 1926 г. При этом сильно изменился и состав населения. Если в 1926г. преобладающим было сельское население, то к 1985г. оно составляло лишь 20% (К.М.Лосякова, 1975, с.20).

Довоенный этап

связан со становлением Советской власти после гражданской войны. Вся крупная промышленность и транспорт были национализированы. Увеличивалась добыча угля и заготовок леса, оживилась работа на золотых приисках (В.В. Воробьёв, 1977, с.9). Общий план развития производительных сил Советского государства предусматривал развитие Восточной Сибири как крупного сырьевого и энергетический район. В этот период появились новые промышленные предприятия, Создана крупная угольная промышленность, давшая новый толчок развитию гг.Черемхово, Тулун и окружающей территории. Значительно увеличились объёмы добычи Слюды и золота в северных территориях области. Именно в это время возникают первые горнодобывающие посёлки в Бодайбинском (Артёмовкий, кропоткин) и Мамском (Мама) районах (Приложение 2). Появились машиностроение и металлобработка.

Послевоенный этап

характеризуется дальнейшим развитием области, заложившим индустриальную основу для формирования Иркутско- Черемховского, Братско-Усть-Илимского и планировавшегося Верхнеленского территориально-производственных комплексов (ТПК). В свою очередь с развитием промышленного производства связан рост числа городов и посёлков городского типа (рабочих посёлков), сопровождающийся быстрым повышением доли городских жителей и увеличением общей численности населения, изменениями его по территории (К.Н.Мисевич, С.П.Елин, А.Н.Титов и др., 1987, с.8).

Индустриальный (1959-1986 гг.) этап

развития области, динамика населения, формирование системы расселения достаточно хорошо изучены К.Н.Мисевичем, В.В.Воробьёвым, В.И.Чудновой, К.М.Лосяковой и др. исследователями. Важнейшей вехой для развития системы расселения (главным образом Верхнеленских районов) стало строительство Байкало- Амурской магистрали. БАМ сыграла важную роль в социально-экономическом развитии северных районов области в период строительства Братской ГЭС и формировании одноимённого территориально-производственного комплекса. Дорога оказала решающее влияние на ход строительства Усть-Илимской ГЭС и формирование ТПК. В этой зоне был построен также Коршуновский горно­обогатительный комбинат. Открылись возможности хозяйственного освоения лесосырьевых ресурсов Верхнеленского района. "Магистраль вызвала значительный скачок роста населения Верхнеленских районов. К 1985г., по сравнению с 1970, оно выросло на 38%. Благодаря строительству БАМ значительными были темпы роста населения Казачинско-Ленского района" (К.Н.Лосякова, 1985). Сеть поселений дополнилась городскими населёнными пунктами, возникшими вдоль трассы БАМ (Магистральный, Кунерма, Улькан и др.) (Приложение 2), усиленным ростом городов Братск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский, Усть-Кут (табл.1) экономико-географическое положение которых со строительством дороги значительно улучшилось, добавив к функциям промышленных центров роль крупных транспортных узлов.

Современный этап

развития системы расселения связан с изменением политической, экономической ситуации в стране, отказом от планового производства и переходом к рыночным отношениям. Трансформация сопряжённого развития и современное состояние системы расселения и транспортной сети в переходный период, датируемый 1990-2003гг., когда смена экономической формации наложила определённый отпечаток на существующую картину социально-экономического каркаса территории и является основной задачей диссертационного исследования.

Приложение 2

 

Таблица1

 

Литература 

  1. Воробьёв В.В. Формирование населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1975. - 260 с.
  2. Воробьёв В.В. Население Восточной Сибири. Современная динамика и вопросы прогнозирования. - Новосибирск, 1977. - 160 с.
  3. Мисевич К.Н., Елин С.П., Титов А.Н. и др. Исследование территориальных систем расселения и сферы обслуживания развивающихся ТПК Сибири". - Научный отчёт, Иркутск, 1987. - 199 с.
  4. Лосякова K.M. Некоторые подходы к оценке пространственной концентрации населения (на примере Иркутской области). - география и природные ресурсы. Новосибирск, 1982, №1, с. 102-110.
  5. Покшишевский В.В. Заселение Сибири. - Иркутск, 1951. - 208 с.
  6. Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Том 1. - Иркутск, 1949. - 596 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Ашуркова Юлия Александровна | Источник(и): Экономико-географическая характеристика транспортно-расселенческой освоенности территории Иркутской области, Диссертация, 2003 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2003 | Дата последней редакции в Иркипедии: 17 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.