Владивосток // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ВЛАДИВОСТОК, город, административный центр Приморского края. Расположен на сопках южной оконечности полуострова Му­равьева-Амурского, вокруг бухты Золотой Рог, вдоль восточного побережья Амурского залива Японского моря, в 9 302 км к востоку от Москвы. Порт на Тихом океане. Конечный пункт Транссибирской магистрали. Международный аэропорт.

С 1860 — военный пост, с 1862 — порт, с 1880 — город. В 1888—1922 — административный центр Приморской области, в 1923—25 — одноименной губернии, в 1926—30 —Владивостокского округа Дальневосточного края, в 1932—39 — имеющей внутрикраевой статус Приморской области, с 1938 — Приморского края. Численность населения (тыс. человек): 1897 — 28,9; 1911 - 84,5; 1926 - 108,0; 1939 - 206,5; 1959 -291,0; 1970 - 441,0; 1979 - 549,7; 1989 - 633,8; 1998 -618,6; 2002 - 594,7; 2005 - 586,8.

В XIII—XIV вв. на месте расположения Владивостока нахо­дился китайский город Юнминчэн. Территория Южного Приморья обез­людела из-за войн между Китаем и Кореей. Основан в 1860 по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. В 1862 военный пост переиме­нован в порт, которому присвоен статус свободного порта (порто-франко). Во Владивостоке располагалась резиденция военного губернатора и морского учреждения. В 1860-е гг. открыты судостроительная верфь, лесопильный и кирпичный заводы, пред­приятия пищевой промышленности, крупные магазины. Значение порта возросло с открытием в 1869 Суэцкого канала. В 1871 во Владивостоке переведена из Николаевска-на-Амуре главная база Сибирской военной флотилии. В том же году подвод­ный телеграф, кабель связал Владивосток с Шанхаем и Нагасаки. Развитие судостроения и других отраслей промышленности сопро­вождалось укреплением Владивостока как административного центра. С 1875 во Владивостоке введено «Городовое положение» — стали избираться городская дума и городской голова. Постоянная пароходная линия связала Владивосток с Санкт-Петербургом и Одессой в 1879. С 1880 по 1888 В. (с полуостровом Муравьев-Амурский) выделен в особое «военное губернаторство». В 1880-е гг. органи­зованы регулярные рейсы на Камчатку, Сахалин, по При­морскому побережью. В 1893 открылось железнодорожное движение между Владивостоком и Никольском. В 1897 построена железная дорога Ха­баровск—Владивосток, в 1903 открылось прямое железнодорожное сообщение с Москвой по Транссибу.

22 февраля 1904 Владивосток подвергнут бомбардировке японской эс­кадрой, но не понес больших разрушений. Значение Владивостока усилилось в годы Первой мировой войны. Железная дорогае справлялась с потоком прибывающих грузов, которые скапливались на складах и в пакгаузах. Советская власть установлена 18 ноября (1 декабря) 1917. В апреле 1918 во Владивосток высадились военные десанты японских, американских и английских войск. С лета 1918 установилась власть Приморской областной думы. После этого власть в городе неоднократно менялась. Длительное сопротивление советизации стало возможно бла­годаря тому, что власти города использовали грузы, прибывавшие в порт для всей России в годы Первой мировой и Гражданской войн. Окончательно советская власть установлена 25 октября 1922, когда Народно-революционная армия Дальневосточной республики во главе с И.П. Уборевичем совместно с партизанами заняла Владивосток. Вплоть до конца 1930-х гг. в городе существовали боль­шие китайские, японские и корейские общины. Во время Великой Отечественной войны через Владивосток осуществлялись поставки военных грузов на запад страны. С 1958 Владивосток является базой Военно-морского флота. В течение 30 лет, вплоть до 1991, город был закрыт для иностранцев.

В 1880-е гг. во Владивостоке было 6 пристаней, большие скла­ды; основаны механический завод («Дальзавод»), мастерские военные порта. С этого времени город являлся центром деловой активности на Дальнем Востоке. На рубеже XIX—XX вв. развитие города осуществлялось быстрыми темпами. В 1920—40-е гг. количество транспортных судов порта выросло в несколько десятков раз. Владивосток стал базой китобойного флота, появились крупные рыбопромышленные предприятия. В промышленном раз­витии города преобладали пищевые и лесопромышленные пред­приятия: мельницы, рисоочистительный, маслобойный, кожевенный, водочный, пивоваренный заводы, кондитерская, спичеч­ная и фанерная фабрики. В 1960—70-е гг. появились мя­сокомбинат, молочный завод, кондитерская фабрика. Машиностроительные предприятия производили уникальное оборудование по об­работке рыбы и крабов, горно-шахтное оборудование, насосы. Появилось приборостроение, радио- и инстру­ментальная промышленность. В 2002 во Владивостоке 967 промышленных предприятий. Наиболее развиты машиностроение, в том числе судострое­ние и судоремонтное производство оборудования для рыбной и деревообрабатывающей промышленности, горно-шахтное оборудование (заводы: «Дальзавод», «Далытрибор», «Радиоприбор», «Металлист», инструментальный, Дальневосточный судоре­монтный завод, «Восточная верфь» и другие); пищевая промышленность (рыбокомбинаты, мясокомбинат, кондитерская фабрика и др.); производство стройматериалов (завод железобетонных конструк­ций и др.); Владивостокский морской торговый порт и Даль­невосточное морское пароходство.

С конца XIX в. Владивосток становится центром русской культу­ры на Дальнем Востоке. Здесь формировались экспедиции российских путешественников и ученых Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова (впоследствии президент Академии Наук СССР) и др. В 1899 основан первый на Дальнем Востоке вуз — Восточный институт. После Граж­данской войны заметно расширилась образовательная база города. В конце 1920-х гг. действовали 19 школ 1-й сту­пени, 12 семилетних школ, 4 техникума, 6 профессионально-технических училищ, педагогические, ветеринарно-фельдшерские и другие курсы. В 1920 основан университет. В 1950 — 56 школ (14 средних, 12 семилетних и 30 начальных), школа мореходства, 8 ремесленных и железнодорожное училище, рыбопромышленный техникум, 2 педагогических училища, гидрометеотехникум, художественное училище, 4 медицинские школы; политехнический, рыбопромышленный, педагогический институты, высшее мореходное училище; действовали филармония, 4 театра, 23 клуба, 116 библиотек, краеведческий музей. В 1970 в городе 9 высших и 12 средних специальных учебных заведений. В 2002 — 120 средних школ, Дальневосточный государственный университет, институты: технологический, технологический бытового обслу­живания, технический рыбной промышленности, ком­мерческий, искусств, медицинский и другие, Тихоокеан­ское высшее военно-морское училище им. С.О. Мака­рова, Морская академия им. Г.И. Невельского (всего 15 вузов на 2004).

В 1920-х гг. созданы краеведческий институт, метеорологическая лаборатория и обсерватория, Тихоокеанская научно-промысловая и биологическая станции. В 1932 сформирован Даль­невосточный филиал Академии Наук СССР. После Великой Отечественной войны научная база города существенно расширилась: Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства и океаногра­фии (ТИНРО), эпидемиологический и медико-биологи­ческий, физиотерапевтический; Дальневосточная база Института растениеводства, Тихоокеанский институт географии; 3 музея. В 1970 ДВФ СО Академии Наук преобразован в Дальневосточный научный центр Академии Наук СССР, ставший основой Дальневосточного отделения Академии Наук СССР/РАН (1988).

Социально-культурная сфера: в 1920-е гг. 9 больниц, 13 врачебных пунктов и санитарно-дезинфекционных отрядов. В 2002 — 38 боль­ниц, 159 лечебно-поликлинических учреждений. С 1950-х гг. Владивосток развивается как центр отдыха и туризма. В окрест­ностях города построено несколько санаториев и пансиона­тов, на городском побережье появились водноспортивные сооружения и лодочные клубы. В современном Владивостоке функционируют музеи: Дальневосточного пароходства, Тихоокеанского фло­та, «Владивостокская крепость», краеведческий, минерало­гический, картинная галерея, Объединенный музей им. В.К. Арсеньева (в том числе дома-музеи В.К. Арсеньева, К.А. Суханова и другие), океанариум; работают театры: драматический, юного зрителя, кукольный, филармония.

В 1860—80-х гг. Владивосток застраивался без плана деревянными одно- и двухэтажными постройками. На рубеже XIX— XX вв. в связи с ростом деловой активности в городе появилось большое количество многоэтажных кирпичных домов, набережная. С 1906 строительство ведется по типовым проек­там. В 1905—19 производились масштабные работы по бла­гоустройству, в 1934—54 осуществлялась плановая ре­конструкция. В соответствии с генеральным планом развития Владивостока (1960) на берегах заливов Золотой Рог и Амурского создан но­вый центр. В это время возведены памятник борцам за советскую власть (1961), здание морского вокзала (1965), дворца культуры (1967). В 1990-е гг. исторический центр города с его узкими улицами оказался недостаточно вместительным для быстро растущего автомобильного потока. Построенные в 1960—90-е гг. кварталы имеют широкие улицы. В 1990-е гг. построено большое количество удобных транспортных развя­зок, мостов, подземных переходов и переездов.

В прибрежных водах Владивостока высокая концентрация ми­неральных солей. Поэтому вдоль железной и шоссейной дорог протянулись курортные поселки (Чайка, Санаторная, Океани­ческая, Садгород), ботанический сад.

Города-побратимы: Сан-Диего (США), Такоча, Джуно, Ниигата, Хкита, Хакодате (Япония), Пусан (Южная Корея), Далянь (Китай).

Первый герб Владивостока утвержден в 1883: в зеленом щите золотой тигр, поднимающий­ся по серебряной скале, с червлеными гла­зами и языком; в вольной части влево — герб Приморской области. Щит украшен золотой башенною короною о 3 зубцах; за щитом 2 золотых якоря, накрест положен­ных и соединенных Александровскою лентою.

Герб 1883 восстановлен в качестве гер­ба Владивостока в 1992, но без вольной части с гер­бом Приморской области.

Современный герб Владивостока утвержден в 2001: в зеленом поле щита золотой тигр с червле­ными глазами и языком, идущий по ска­листому серебряному склону вправо, подняв переднюю правую лапу.

Лит.: Владивосток (к 100-летию со дня основания). 1860—1960. Владивосток, 1960; Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. Владивосток, 1990; Города России: Энциклопе­дия. М., 1998; Вся Россия. Города и населенные пункты: Энцик­лопедия. М., 2001.

В.М. Рынков

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири