УНИВЕРСИТЕТЫ СИБИРИ. Начало университетской науке и образованию на востоке России положено учреждением в 1878 Императорского Томского университета (ныне — Томский государственный университет, ТГУ). Открытый в 1888, ТГУ долгое время оставался единственным университетом в Сибири. Лишь в 1918 возник второй сибирский университет — в Иркутске (ныне — Иркутский государственный университет, ИГУ). В 1920 университеты образовались в Екатеринбурге (ныне — Уральский государственный университет, УрГУ) и Владивостоке (Дальневосточный государственный университет, ДВГУ).
Как и при создании университета в Томске, в организацию УрГУ большой вклад внесли ученые Москвы и Петрограда. В состав УрГУ вошли Политехнический, Медицинский, Сельскохозяйственный, Педагогический институты, Институт общественных наук и рабфак. УрГУ получил часть уникальной библиотеки Александровского лицея, закрытого в 1917. Университет во Владивостоке открылся в составе 2 фактов (историко-филологический и юридический) и Восточного института. В конце 1922 он объединен с созданными незадолго до этого Педагогическим и Политехническим институтами. В 1923 ДВГУ расширился за счет перевода во Владивосток из Читы недолго просуществовавшего в Забайкалье института народного образования.
Открытию новых университетов после окончания Гражданской войны способствовал ряд обстоятельств. Система высшего профессионального образования, в том числе университетского, стала одним из приоритетов новой власти, испытывавшей острый дефицит квалифицированных специалистов. В обществе также сохранялась престижность университетского образования: оно воспринималось как эталонное. Массовый «исход» в годы Гражданской войны интеллигенции, в том числе академиков, из центральных городов на периферию создавал необходимую критическую массу для быстрого старта новых университетов в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке. В то же время при первых признаках стабилизации в обществе многие профессора вернулись в европейскую часть страны, из-за чего в 1920-е гг. возникло немало трудностей для сибирских вузов. Например, только в 1921— 22 Томск покинули 10 профессоров, из Иркутска уехало 42 профессора и преподавателя. Многие кафедры сибирских университетов оставались недоукомплектованными до конца 1920-х гг.
В первой половине 1920-х гг. университеты работали по старым учебным программам. Сибирские университеты не только обеспечивали подготовку специалистов с высшим образованием, но и являлись ведущими научными учреждениями. Наука на востоке России в эти годы развивалась в университетах и вокруг них. Крупнейшим в Сибири научным центром был ТГУ. С ним связаны попытки формирования в регионе комплексные научные учреждения, призванного осуществлять не только исследовательские, но координационные функции — Института исследования Сибири (1919). В Восточной Сибири быстро увеличивался потенциал ИГУ. Именно при этом вузе и при Томском технологическом институте (ТТИ) в 1923 возникли первые за Уралом самостоятельные НИИ в системе высшей школы — НИИ биологии ИГУ и НИИ прикладной физики ТТИ.
В дальнейшем университеты вместе со всей высшей школой на востоке России пришлось пережить не одну масштабную реорганизацию. Рубеж 1920—30-х гг. оказался переломным для развития университетского образования. Начавшаяся социалистическая реконструкция сопровождалась утверждением курса на приоритетное развитие отраслевой системы в высшей школе. Реформа, призванная обеспечить массовую подготовку специалистов для народного хозяйства, положила начало разукрупнению университетов и организации на их основе узкопрофилированных институтов. Университеты признавались «архаичным», «отмирающим» и «отстающим от жизни» типом учебных заведений. Из сибирских университетов выделялись медицинское, педагогическое и общетехническое отделения, на базе которых образовывались самостоятельные вузы. Такая реорганизация обусловила фактическое расформирование и прекращение на некоторое время деятельности ИГУ и ДВГУ.
Вместе с тем профилирование университетов и их «технологизация» способствовали быстрому развитию системы НИИ при вузах. Крупнейшие университетские НИИ сложились при ТГУ — сказалось наличие в этом вузе сформировавшихся научных школ. В 1928 возник Сибирский физико-технический институт (СФТИ), в 1932 — НИИ математики и механики, в 1935 — Биологический институт. Основателем и директором «Сибирского физтеха» — одного из ведущих в СССР НИИ в области физических исследований — стал профессор, впоследствии академик В.Д. Кузнецов. В организации СФТИ принимали активное участие академики А.Ф. Иоффе и Н.Н. Семенов. В его состав вошел созданный ранее НИИ прикладной физики при ТТИ. Благодаря деятельности СФТИ и др. НИИ, ТГУ уже в 1930-е гг. приобрел характерные черты исследовательского университета, соединившего подготовку специалистов с проведением научных изысканий.
Неэффективность стратегии реформирования университетов в отраслевые вузы и пагубность такой политики для состояния и перспектив высшего образования в стране вскоре оказались очевидными как для академического сообщества, так и для властей. В 1932—33 университетская система реставрируется. Восстанавливаются основные факультеты сибирских университетов, но без гуманитарных специальностей. Так, возобновивший после некоторого перерыва работу УрГУ в Свердловске состоял теперь только из химического, физического, механико-математического, геологического и астрономо-геодезического отделений. Университеты вновь обретают статус ведущих учебно-научных центров региона. Однако долго и остро ощущается дефицит учебных площадей, лабораторного оборудования, квалифицированных педагогов.
Гуманитарные факультеты в университетах восстанавливаются во второй половине 1930-х гг. В это же время вводятся новые правила приема абитуриентов, предусматривающие вступительные экзамены, реанимируются классические формы организации учебного процесса: лекции, семинары и лабораторные занятия, усиливается контроль над успеваемостью студентов. Большое внимание уделяется стимулированию научно-исследовательской деятельности преподавателей и повышению их квалификации через аспирантуру. Университетам и некоторым другим крупным вузам региона предоставляется право приема к защите кандидатской и докторской диссертации. В сибирских университетах формируются стабильные научно-педагогическые коллективы.
К концу 1930-х гг. острота проблемы дефицита кадров в высшей школе Сибири несколько ослабевает. Исключительная заслуга в этом принадлежит именно университетам. Так, в ТГУ с 1935 по 1941 защищены 73 диссертации, из них 57 — соискателями из других вузов. Но, несмотря на структурную стабилизацию высшей школы, провинциальные университеты продолжают ощущать серьезные проблемы в области финансирования и материально-технического обеспечения. Значительны и кадровые потери в результате репрессий и регулярных политических «зачисток».
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в деятельность сибирских университетов: произошло резкое сокращение студенческого и преподавательского контингента, закрылся ряд кафедр. Вместе с тем с эвакуацией в Сибирь вузов и научно-исследовательских учреждений из центральных районов страны перед региональными университетами открывались новые возможности. Сюда пришло немало крупных ученых из центральных вузов страны, что способствовало ускоренному формированию на востоке России новых научных школ и направлений. Усиливались связи университетов с НИИ и промышленными предприятиями крупных городов Сибирского региона. Не прекращалась в военные годы и деятельность специализированных научных советов. За 1941—45 в ТГУ защищено 60 диссертаций, в иГу — 45. По окончании войны положение сибирских университетов оказалось более прочным, чем реэвакуированных вузов: ядро профессионально-преподавательских коллективов им удалось сохранить лучше университетов, возвращались учебные корпуса и студийные общежития, хотя все это нуждалось в капитальном ремонте и доукомплектовании.
В послевоенное время, как и ранее, периоды повышенного внимания властей к университетам сменялись кампаниями в пользу приоритетного развития отраслевых вузов. В конце 1950-х гг. развитие университетского образования в стране вновь было признано недостаточным. Рассматривая университет как наиболее эффективный тип вуза при решении задач регионального и национального строительства, правительство стимулировало открытие новых университетов в столицах автономных республик. В результате на карте Сибири возник Якутский государственный университет.
Во второй половине 1950-х гг. усиливается внимание к проблеме научно-исследовательской деятельности в высшей школе. Эффективное использование потенциала высшей школы рассматривается как средство ускорения научно-технического прогресса. С 1956 в вузах Сибири начинает складываться система отраслевых и проблемных научно-исследовательских лабораторий. Одновременно новый импульс развития получают НИИ при вузах. Большая часть таких учреждений действует именно при университетах. В результате сибирские университеты усиливают свою роль ведущих научно-образовательных центров региона. Укрепляется потенциал и восстанавливаются структуры ранее созданных НИИ, формируются новые институты.
Крупнейшими вузовскими НИИ на территории от Урала до Дальнего Востока остается СФТИ при ТГУ. Продолжилась деятельность Ботанического сада и Биологического института ТГУ, позднее преобразованного в НИИ биологии и биофизики, а также Биологического института в составе ИГУ. В 1963 в ходе проводимой в стране реформы академической науки в состав ИГУ передан созданный в 1961 в рамках СО АН СССР НИИ нефте- и углехимического синтеза. В 1968 воссоздается НИИ прикладной математики и механики ТГУ. В 1969 начинает свою деятельность НИИ прикладной физики ИГУ.
Эффективно развиваются связи ТГУ, ИГУ и других университетов региона с академическим сектором науки. ТГУ сыграл важную роль в развитии академической науки в Сибири. В 1968 на основании нескольких лабораторий СФТИ создан первый в Томске академический Институт оптики атмосферы СО Академии Наук СССР, положивший начало формированию Томского филиала СО Академии Наук СССР (ныне — Томский научный центр СО РАН).
Первые НИИ формируются и при крупнейших технических вузах региона, которые уже в это время являлись, по сути, политехническими университетами. В 1958 возникает НИИ ядерной физики при Томском политехническом институте. В 1968 при этом же вузе создается НИИ интроскопии. В последующие годы 5 НИИ прикладного характера образуются либо переводятся из ТГУ в состав Томского института автоматики, систем управления и радиоэлектроники (ныне — Томский университет систем управления и радиоэлектроники).
Важнейшим событием в развитии системы университетской науки и образования в СССР стало открытие в 1959 Новосибирского государственного университета (НГУ) как органической части Новосибирского научного центра (ННЦ) СО Академии Наук СССР. НГУ, созданный на основе передовых образовательных технологий — «системы физтеха», — фактически стал первым в стране академическим университетом. С самого начала своей истории он вошел в число наиболее престижных отечественных вузов и получил широкую известность в мировом научном сообществе.
В 1960-е гг. быстрый рост сети сибирских вузов вновь обострил кадровую проблему. В университете процент преподавателей, имеющих ученую степень, был выше, чем в других вузах региона, но существенно уступал средним показателям по РСФСР. Единственным вузом Сибири, в котором доля докторов и кандидатов наук оказалась выше среднего по России, оставался ТГУ. НГУ, где большая часть кафедр возглавлялась профессорами и членами Академии Наук СССР, представлял собой особый случай, поскольку абсолютное большинство его преподавателей имело основную работу в институтах ННЦ.
В результате резко усилилось внимание к вопросам подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров для вузов Сибири. В середине 1960-х гг. около трети всех аспирантов высшей школы региона проходили обучение в аспирантурах университетов. Аспирантура ТГУ — одна из старейших в стране — оставалась крупнейшей среди университетов Сибирского региона, осуществляя целевую подготовку кадров для многих вузов и научных учреждений республик, краев и областей Сибири. Важнейшую роль в подготовке высококвалифицированных кадров для вузов Сибири играли НГУ и СО АН СССР.
В 1970-е гг. университетское образование в Сибири развивалось быстрее, чем в стране в целом. В регионе открылись сразу 5 университетов. Одни из них возникли на базе местных педагогических институтов (например, в Тюмени и Кемерове), др. — на основании университетских филиалов (Красноярский университет вырос из филиала НГУ), третьи — на новом месте (Алтайский и Омский университеты). За 1966—75 количество студентов в сибирских университетах выросло с 31,7 тыс. до 51 тыс. человек (или на 60 %). С этого времени Западная Сибирь стала единственным в стране регионом, где в каждой республике, области и крае имелись свои университеты. Инициаторами их открытия выступали, как правило, местные власти. Университеты были призваны не только повышать имидж областного или краевого центра, но, прежде всего, способствовать комплексному развитию региона. В силу этих причин местные власти, как правило, оказывали материальную и политическую поддержку развитию молодых университетов.
Большую роль в становлении новых университетов сыграли ведущие университеты Сибири, заключавшие с ними долговременные договоры о «шефской помощи» и сотрудничестве. Содействие носило разнообразный характер: помощь в подготовке высококвалифицированных кадров, обеспечение учебно-лабораторным оборудованием, литературой и т. д. Например, за 1973—75 только из фондов библиотеки ТГУ 5 университетам Сибири передано 35,6 тыс. экземпляров научной и учебной литературы. Многие кафедры молодых университетов региона полностью комплектовались выпускниками ТГУ и НГУ.
Стремительное расширение сети региональных университетов, которое зачастую осуществлялось без должной предварительной подготовки, поставило университеты в сложное положение. Ни один из них в начале 1980-х гг. не имел достаточных учебных площадей. Например, в Алтайском, Кемеровском и Красноярском университетах на 1 студента дневного отделения приходилось менее 6 кв. м лабораторных площадей при норме в 12 кв. м. Несмотря на возрастание объемов финансирования, состояние материально-технической базы сибирских университетов не удалось радикально улучшить и к концу 1980-х гг.
Вместе с тем к концу 1980-х гг. заметно улучшился кадровый состав университетов Сибири. Удельный вес преподавателей, имевших ученые степени кандидатов и докторов наук, вырос с 41,1 % в 1981 до 55,4 % в 1989. Но по-прежнему высокой оставалась текучесть кадров в преподавательской среде из-за отсутствия жилья, низкой заработной платы, перегрузок в учебно- воспитательной работе. Расширялось участие университетов региона в реализации совместно с академическими институтами СО АН СССР, СО отраслевой академий крупных научно-технических программ и проектов, таких как «Сибирь», «Нефть и газ Сибири», «Человек на Севере», «Охрана окружающей среды» и др.
Распад СССР и тяжелый экономический кризис 1990-х гг. поставили науку и образование в стране на грань выживания. В этих условиях сибирские университеты вместе с другими крупными вузами продемонстрировали гибкость, способность к самоорганизации, внутренней мобилизации и перестройке. Это позволило им не только сохранить, но и в ряде случаев расширить материальную базу, кадровый потенциал, объемы подготовки и переподготовки специалистов, освоить складывающиеся рынки образовательных услуг, создать систему многоканального самофинансирования. В результате на исходе тысячелетия сеть университетов на востоке страны не только не сократилась, а напротив, увеличилась за счет образования таких вузов во всех республиках Сибири.
В 1990-е гг. в России происходит массовое преобразование институтов в университеты. Это явление определялось не только и не столько интеграционными тенденциями в сфере образования, сколько заинтересованностью вузов в получения дополнительных бюджетных средств в связи с новым статусом, а также желанием повысить свою привлекательность для потенциальных абитуриентов. Несмотря на эффективность стратегий отдельных переименованных вузов на рынке образовательных услуг, «новые» университеты, за редким исключением, значительно уступали «старым» по своему научному потенциалу.
В 2000-е гг. все большую роль при открытии университетов начинают играть экономический потенциал и возможности отдельных регионов. Наиболее динамично сектор высшего образования развивался в обладающей большими ресурсами нефти и газа Тюменской области и ее автономных округах: возникают университеты в Сургуте, Новом Уренгое и других городах Сибирского Севера. Университетская система охватила практически все субъекты РФ на востоке. Часть из них (Свердловская, Иркутская, Новосибирская, Томская области , Красноярский край и др.) входят в число ведущих, с точки зрения развития высшего профессионального образования, регионов России (см. также Высшая школа на востоке России; Наука на востоке России).
Лит.: Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири. Новосибирск, 1981; Сводный отчет по группе вузов Сибири. Кемерово, 2001; Катровский А. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М., 2003.
Е.Г. Водичев, Н.П. Коробкова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей