В современный период для многих государств стало характерно динамичное развитие туризма как отрасли хозяйства. Туризм стал массовым движением многих людей. Не обошла эта тенденция и Россию.
Констатация, что туризм является феноменом нашего времени, вытекает из того, что он действительно стал:
- активным участником общественного экономического развития;
- элементом потребностей современного человека и его семьи;
- наиболее распространенным средством познания других культур, этносов, установления тесных контактов с людьми разных национальностей;
- динамичной отраслью хозяйства с постоянной тенденцией роста в плане спроса и предложения;
- источником конъюнктуры для многих отраслей хозяйства районов и местностей;
прочным элементом политики государств и международного сотрудничества.
Туризм на Байкале - явление весьма и весьма перспективное. Об этом говорят многие факты. Если затрагивать вопрос о международном имидже, стоит вспомнить, что в 2010 году озеро вошло в ТОР-10 мест, рекомендованных к посещению на планете Земля по версии издательского дома лонели планет, выпускающего всемирно известный одноименный путеводитель, которым пользуются большинство самостоятельно путешествующих по миру туристов. Кроме Байкала в рейтинг Лонели планет самых привлекательных мест в мире вошли французский Эльзас, остров Бали (Индонезия), архипелаг Фернандо-де-Норонья (Бразилия), долина Ко-Конг в Камбодже, город Оаксака в Мексике, Южная Африка, национальный парк в Британии и Юго-Восточная Австралия.
В последние годы внимание к туризму на Байкале увеличилось в российских масштабах. Увеличение приезда туристов из-за рубежа и изменение структуры спроса российских потребителей побудило более серьезно заняться данным вопросом как государственные, так и коммерческие, частные структуры. Отрадным для региона стал факт, что в 2006 г. и Бурятия, и Иркутская область вошли в число семи регионов, где будет создана особая экономическая зона (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. На основе конкурса это определило Правительство России. Также победителями конкурса стали Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края, республика Алтай, Калининградская область. Их проекты были признаны наиболее интересными и концептуально проработанными, направленными на комплексное развитие туристско-рекреационного потенциала отдельных местностей Российской Федерации. Анализ представленных проектов создания турзон позволяет провести их некоторую специализацию: в Иркутской области будет развиваться преимущественно деловой туризм. На Байкальском экономическом форуме в 2006 году руководство ассоциации «Байкальская виза» даже продемонстрировало проект строительства на побережье Байкала нового города «Байкал-Сити». Последний планировалось построить на территории от Листвянки до Больших Котов. В городе должны, кроме гостиниц, возникнуть конгресс-центр, деловой центр, торговый центр, политические резиденции для руководителей государств, партийных и общественных деятелей. Высказывалась идея, что в Байкал-Сити должна быть резиденция, где Президент России мог бы принимать глав правительств стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Листвянка и ее окрестности должны были стать сибирскими «Нью Васюками».
Запросы соседей достаточно скромнее: в республике Бурятия планируется развивать горнолыжный и экологический туризм, и для этого, в отличие от иркутян, уже сделаны заметные шаги. Но в практическом плане важно то, что предлагаемые турзоны Иркутской области и Бурятии находятся в непосредственной близости друг от друга и с формальной стороны требуют взаимодействия по организации обустройства и функционирования ОЭЗ. Объединение потенциалов регионов позволит не только значительно повысить общий эффект от туристско-рекреационнои деятельности в рамках единой концепции развития соответствующего потенциала Байкала, но и будет способствовать комплексному решению экологической задачи сохранения уникального озера.
Идея о том, что именно весь Байкал может и должен стать особой экономической зоной для организации туризма и оздоровления, хотя и медленными шажками, но все же внедряется в сознание людей. Это начинает постепенно ощущаться и в масштабах страны. В мае 2007 года представители действующего тогда российского агенства по управлению ОЭЗ (РосОЭЗ), посетив несколько участков, выделенных для туристических центров в Иркутской области и Бурятии, предложили подготовить и другие площадки под расположение зон. Этот шаг продиктован и заботой о Байкале и, скорее всего, тем, что локальные зоны не смогут решить всех проблем местных жителей, если в других районах Прибайкалья не будет практиковаться массовый туризм (естественно с существенными экологическими ограничениями). На это есть несколько причин.
Во-первых, это причины социально-экономические. Согласно закону «Об охране озера Байкал» в границах Байкальской природной территории любая хозяйственная деятельность будет регламентироваться. По предварительным оценкам экспертов, в результате ограничения хозяйственной деятельности и использования природных ресурсов потери бюджета Иркутской области составят порядка двух млрд. рублей, столько же будет терять бюджет Бурятии. При этом главной проблемой остается сохранение уровня жизни населения: более чем в ста населенных пунктах на берегах Байкала сегодня проживают 140 тыс. человек, которые могут лишиться основного источника дохода, если привычные для местных жителей деятельности будут запрещены. Людям, которым приходится менять постоянные места работы, надо найти возможные формы занятости и дать хотя бы какую-то компенсацию. Даже если речь идет не о десятках и сотнях вакансий в каждом районе, а всего лишь о единицах — пренебрегать ими никак нельзя. В Сибири в целом и, в частности, в Прибайкалье неоправданно брать в пример страны и регионы, в которых туризм действительно кормит большинство жителей, но не делать очередные, пусть пока и незначительные шаги в данном направлении также нерационально.
Порой высказывается мнение, что развитие индустрии туризма в других местностях Байкальского региона возможно лишь с привлечением иностранного капитала для строительства современных отелей и кемпингов для туристов. На наш взгляд на данном этапе - это иллюзорные надежды. Даже если инвесторы из-за рубежа и профинансируют строительство одного-двух туристических комплексов, задействованы в их строительстве и обслуживании будут жители из отдельных изолированных мест, но на массовом туризме для среднеобеспеченных граждан это практически мало чем отразится. В социальном плане нужен прежде всего туризм для массового потребителя, чтобы его обслуживали жители не только ОЭЗ, но и как можно большего числа поселков и деревень байкальского подлеморья. «Бичи» современного села — пьянство, безработица и бескультурье могут успешно преодолеваться только при наличии социально и личностно значимой деятельности, каковой вполне может стать обслуживание туристов.
Во-вторых, у властей Иркутской области и Бурятии сегодня вряд ли найдется достаточно средств на охрану окружающей среды и природных ресурсов, у органов местного самоуправления денег на это также катастрофически не хватает. Поэтому только массовый экологический туризм увеличит средства для охраны окружающей среды и, главное, научит бережнее относиться к природе и экологии Байкала. В одном из определений экотуризма говорится, что это туристическая деятельность на природе, приносящая прибыль для сохранения этой природной среды, а также для улучшения жизненного уровня местного населения. В современной социально-экономической и нравственно-правовой неопределенности идеи о любви к природе и ее защите для многих могут остаться всего лишь лозунгами, уступив место прагматичности и бездуховности по принципу «не до жиру, быть бы живу». И чем больше людей увидит реально, что сбережение природы, уход за ней, одновременно усиливает интерес к ней со стороны туристов, а значит, приносит какие-то доходы местным жителям, тем скорее наступит практическая отдача в области охраны окружающей среды.
Не отрицая значения, необходимости строительства и развития гостиничных комплексов и туристических баз для обслуживания клиентов и обеспечения занятости местных жителей в конкретных пунктах, все же хотелось бы подчеркнуть востребованность туристами и социальную ценность «британской» формы «ночлег и завтрак» (В&В), о которой мы уже говорили. В этом убеждаешься, когда приезжаешь на любой курорт в байкальском регионе и видишь значительное число желающих сдать свою квартиру или дом «под приезжих» с общем-то невысокой ценой за проживание. Данная тенденция заметна по ряду байкальских селений. В исследовании, которое мы в 2007 году выполняли по гранту Российского Гуманитарного научного фонда, прибайкальским жителям был задан вопрос: «Хотите и можете ли Вы реализовать такую услугу, как размещение туристов в одном доме с хозяевами или в семейных гостиницах?» Ответы опрошенных из 6-ти населенных пунктов Иркутской области (Листвянка, Слюдянка, Култук, Верхние Тальцы, Б.Голоустное и Еланцы) и восьми поселков Кабанского района Бурятии (в т.ч. Кабанск, Оймур, Б-Кудара, Сухая и т.д.) распределились по следующим вариантам:
1. Да, есть желание и возможность — 15,7%
2. Да, есть желание, но пока нет возможностей — 30,1%
3. Нет - 26,5%
4. Затруднились ответить и не ответили — 27,7%
Комментарии уровня желаемости, как говорится, излишни, а экономическая и социальная значимость В&В не вызывает сомнения. Конечно, люди понимают трудности «внедрения» данной формы обслуживания, особенно по отношению к зарубежным клиентам. На вопрос «В какой мере Высчитаете себя и своих близких подготовленными к сотрудничеству с иностранными туристами и обладающими соответствущими знаниями и навыками (языки, запросы, требования к сервису и т.п.)?» ответы выглядели так: а) «Можно сказать о хорошей подготовленности» 7,3%; б) «Какие-то навыки есть, но многому надо учиться» — 59,4%; в) «Такой готовности нет совершенно» - 26,3%; г) «Считаю, что для «рядовых граждан» эти знания и навыки не нужны» - 5,3%. Приведенные данные говорят сами за себя, и здесь стоит вспомнить мнение В.В. Путина, прозвучавшее на совещании после его спуска на дно озера Байкал на «Мире-1» в начале августа 2009 г. Речь шла о перепрофилировании БЦБК и превращении Байкальска в одну из территорий ОЭЗ. Премьер заметил, что при всем уважении к работникам БЦБК, никто из них не сможет работать на туристических объектах в случае создания в Байкальске особой экономической зоны туристическо-рекреационного типа. До сих пор даже в обеих столицах для работы в гостиницах вынуждены приглашать специалистов из-за рубежа. Данная позиция Путина хорошо подтверждает мысль об одной из главных сложностей организации больших отелей в ОЭЗ. Но все же ее (позицию) достаточно трудно напрямую перенести на «местные» гостиничные комплексы, где критерии оценки несколько иные, если они касаются приема туристов по типу «ночлег и завтрак».
Третьей причиной важности «рассредоточенности» туризма для населения всего Байкальского региона является его несомненное влияние на возрождение традиционных форм хозяйствования и быта, на повышение нравственного и культурного уровня жителей села. Дело прежде всего в том, что любого приезжего интересует не только наша богатая и разнообразная природа: Байкал, горы и степи, реки и долины, озера и лесные массивы. Не менее, если не более, интересны народы, проживающие на территории края, их нравы и традиции, их культура и обычаи, особенно, землепользования и природопользования.
Регион будет привлекать туристов именно тем, что здесь проживают коренные народы Сибири — буряты, эвенки и якуты, тофаларыи сойоты, старожилы Сибири — русские с их уникальным этническим своеобразием: старообрядцы (семейские) и казачество, разросшиеся в последнее время диаспоры татар, украинцев, белорусов, евреев, кавказских народов и т.д. Причем, в отличие от некоторых других регионов, народы Сибири уже века несут ровность отношений друг с другом, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимоподдержку, уважение к иным религиозным взглядам и верованиям, толерантность (терпимость) в подходе человека к человеку. Непререкаемые черты имиджа Восточной Сибири красоты тайги и Байкала, просторы степных районов и долины рек, горные вершины Саян, Байкальского и Баргузинского хребтов — все это сегодня дополняется имиджем земли стабильных межнациональных отношений, имиджем гостеприимности разных этнических групп.
Для поддержания такого мнения необходимо всемерно сохранять и возрождать все индивидуальное и уникальное в облике народов, в строительстве и архитектуре городов и сел, в храмах, культовых местах и обрядах религий - буддизма, шаманизма, православия, включая старообрядчество, в духовных и нравственных традициях. Все, что сделано в последнее время «под копирку», по правилам его превосходительства «безликости штампа» и что не соответствует характеру и устремлениям этносов все это необходимо подвергнуть серьезнейшей ревизии и переоценке с точки зрения традиционных и туристских ценностей. Дома и улицы, одежда и бытовой инвентарь, убранство квартир, поделки и сувениры, музеи и памятники, бурханы и святые места все это должно нести в себе индивидуальность сибирского аборигена и старожила, историческую окраску особенностей его адаптации и проживания на этой суровой земле. Для туриста, особенно иностранного, интересно только то, что имеет свое оригинальное, неповторимое лицо - это надо глубоко усвоить, расширяя туристический бизнес в Байкальском регионе.
Любое масштабное дело всегда заключает в себе и положительные, и отрицательные последствия. Попытаемся выделить их, имея в виду и отечественные и зарубежные потоки туристов.
Итак, позитивное воздействие на регион туристской индустрии:
• обеспечение занятости, сокращение безработицы,
• средства в бюджет от налогов туристических и связанных с ними фирм,
• средства для деятельности муниципалитетов в области охраны природы,
• валютные поступления от зарубежных туристов,
• развитие инфраструктуры,
• возрождение исторических и археологических памятников и памятных мест,
• восстановление традиционных деятельностей и элементов быта «коренного» населения,
• сохранение важных природных территорий и улучшение качества окружающей среды,
• возможности межкультурного обмена,
• расширение возможностей действенной экологической пропаганды.
Негативные последствия могут заключаться в потенциальных и реальных тенденциях. К потенциальным можно отнести:
• переток инвестиций с производственной и социальной сферы в турбизнес,
• усиление «коммерческого» подхода в отношениях к историко — культурным ценностям и природе,
• утрата самобытности этносов из-за влияния туристической индустрии,
• модификация моделей потребления,
• плохие взаимоотношения между «хозяевами» и «гостями» из-за культурных, информационных и коммуникативных различий.
Реальные негативные последствия, в свою очередь, обязательно коснутся следующих аспектов:
• усиление загрязнения природных объектов и среды в целом из-за наплыва туристов, порой не очень обремененных экологическими установками, проблемы из-за переработки отходов,
• ущерб историческим и археологическим объектам из-за любителей «сувениров», стремящихся что-то заиметь «на память»,
• усиление местных проблем, связанных с наркотиками и проституцией,
• проблемы психологической перестройки на туристические профессии.
Осуществляя меры по организации ОЭЗ и параллельно массового туризма в Прибайкалье эти аспекты, как положительные, так и отрицательные, надо иметь в виду.
В одном из учебных пособий по организации иностранного туризма выделены типы туристических рынков с точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности:
• целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовать свои цели;
• бесплодный, т.е. рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;
• основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;
• дополнительный, т.е. рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
• растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;
• прослоечный, т.е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но при определенных условиях имеются перспективы превращения его в активный рынок. Однако он может стать и бесплодным рынком.
Данная типология навевает серьезные размышления и об особенностях байкальского туристического рынка, более всего в тех его моментах, в которых он может оказаться реально «бесплодным», из-за специфики сибирских условий или каких-то других причин.
Касаясь вопроса организации туризма для клиентов разных национальностей, важно подчеркнуть значимость ее предварительной этнопсихологической проработки. Необходимость этнопсихологического анализа особенностей народов на Байкале, связана с практической проблемой эффективности гостеприимства. У этой проблемы так же несколько аспектов.
Во-первых, для успешного обслуживания целесообразно знать конкретные национальные особенности клиента, его специфические интересы и возможные претензии, характер его требований к культуре сервиса.
Во-вторых, чрезвычайно необходимо со стороны организаторов туристических путешествий, гидов и т.п. знание своеобразия, национальной самобытности всего того, что они показывают, «преподносят» туристу, особенно таких оригинальных тонкостей из жизни и быта местного населения, которые малоизвестны, но в то же время вызывают интерес и информативны по своей сути;
В-третьих, небезразлично в контактах с клиентами понимание норм этики межнационального общения и гостеприимства с уклоном к культурным традициям конкретных народов, с которыми взаимодействуешь;
Наконец, своего рода «изюминкой» информации для туристической группы из конкретного государства могут стать сведения о том, как представители их нации находились на данной байкальской территории и какой вклад они внесли в местную жизнь (например, рассказ о поляках — исследователях священного озера или о работе поляков - ссыльных на строительстве кругобайкальского гужевого тракта, о японских военнопленных на берегах Байкала, о конкретных достижениях представителей отдельных этносов и т.п.).
Необходимость этнического анализа проблемы гостеприимства в байкальском регионе не в малой степени связана и с рассмотрением других деловых международных контактов. В данном случае мы говорим не только о туризме, предпринимательстве, но и о взаимосвязях между муниципалитетами и администрациями разных городов и районов у Байкала со своими зарубежными партнёрами, о развивающихся связях между разного рода общественными организациями разных стран (по той же проблеме экологии Байкала), о взаимодействии между смешанными национальными семьями и индивидами и т.д. Вот, к примеру, всего лишь один нюанс. В 2006 году на территории забайкальского национального парка работал волонтёрский центр, проведено 3 проекта, приняло участие 49 волонтёров разных стран (Великобритания, США, Германия, Франция, Швейцария и др.) и России.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей