Транспортно-экологический комплекс (Атлас)

Вы здесь

Размещение рекламы покрывает затраты на хостинг и техподдержку. Просим отнестиcь к этому с пониманием и терпением!
Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В основу содержания и легенды карты положена разработанная автором концепция формирования зон непосредственного преимущественного обслуживания (ЗНПО) видами транспорта и оценочное ранжирование узловых и линейных транспортных объектов как источников загрязнения окружающей среды. ЗНПО - это примагистральная часть района тяготения, привязанная к главному ходу сетью подъездных хозяйственных дорог (ПХД), как правило, не имеющих своих пунктов и технически обслуживаемых магистральными службами. По мере хозяйственного освоения территории ПХД могут удлиняться, совершенствоваться и превращаться в самостоятельные пути сообщения. Ширина ЗНПО во многом зависит от сложности природно-территориальных комплексов (ПТК): чем сложнее природные условия, тем меньшую ширину имеет зона.

При формировании ЗНПО комплексы природных условий как естественные препятствия могут быть легко- и труднопреодолимыми. Предварительно составлена логическая схема (модель) направлений градации сложности комплексов естественных препятствий. Исходя из названной схемы, разработаны классификационные признаки, на основании которых предлагается выделять 7 категорий сложности транспортного освоения ПТК: нулевую, нормальную, легкую, среднюю, трудную, особо трудную и критическую, объединяемых в 3 группы - равнинную (почти нейтральную), контурную и высотную.

Как показывает изучение опыта транспортного освоения территории с благоприятным комплексом природных условий, удаление ПХД в обе стороны от магистральных железных дорог не превышает 30-40 км; от межмагистральных железных дорог и веток - 15-20 км; от автодорог федерального значения - 30 км; от территориальных автодорог, главных и прочих - соответственно

5-15 км, от магистральных водных путей 10-20 км; от малых рек и озер до 5 км. Наиболее благоприятны ПТК нулевой категории сложности, с нарастанием сложности следует вводить поправочный коэффициент на уменьшение возможной ширины ЗНПО, который примерно составит для нормальной, легкой, средней, трудной и особо трудной категорий соответственно 1,2; 1,5; 2,0; 3,0 и 4,0 (таблица 4). Эти данные использованы для определения ширины ЗНПО и отображения их на карте. При этом отмечается, что ПТК нулевой и нормальной категорий сложности распространены незначительно, они локализованы малыми участками, главным образом, в пределах Канско-Рыбинской и Иркутско-Черемховской равнин, Мурской низины и Бирюсинского плато.

Выделенные на карте ЗНПО видами транспорта отличаются не только размерами, но и уровнем транспортной освоенности территории и, следовательно, степенью загрязняющего воздействия на окружающую среду, обусловливая различия экологической обстановки в этих территориальных транспортных структурах. Оценка экологической обстановки здесь осуществляется путем выделения полос воздействия по пяти градациям: 1 - кризисная, 2 - напряженная, 3 - относительно напряженная, 4 - близкая к нормальной, 5 - нормальная.

К кризисной относится экологическая обстановка в Иркутском транспортном узле, где большое скопление транспортных предприятий и средств передвижения загрязняют окружающую среду различными отходами, выхлопными газами, стоками, шумом и пр. Здесь уже давно назрела необходимость модернизации всей системы транспортного обслуживания, а также выноса из черты города аэропорта, не только по экономическим, но в еще большей степени по экологическим соображениям. Кризисная ситуация в Усть-Кутском транспортном узле, и прежде всего, на р. Лене в акватории порта Осетрово и в 50-70 км ниже его, возникает вследствие постоянных интенсивных работ по землечерпанию, углублению и выправлению русла. В пределах узла, т.е. в черте г. Усть-Кута, параллельно проходят железнодорожная, автомобильная и речная магистрали, которые в совокупности с местной транспортной сетью и создают кризисность экологической обстановки для природных ландшафтов и для проживания населения. Далее по р. Лене до Киренска экологическая обстановка оценивается как напряженная. Большое движение речного транспорта по узкому мелководному руслу и постоянные русловыправительные работы сильно нарушают естественное равновесие элементов природы самой р. Лены, практически превращенной в искусственный канал, и прибрежных территорий. В пределах Усть-Кутского транспортного узла и на участке р. Лены Усть-Кут - Киренск кризисность и напряженность экологической обстановки может быть значительно снижена за счет закрытия речного порта Осетрово и перенесения его на глубоководный участок Лены - в с. Петропавловское (90 км ниже г. Киренска) с подведением туда железной дороги.

Напряженная экологическая обстановка отмечается также на протяжении почти всей Транссибирской магистрали - от западной границы области до Иркутска и далее - до г. Шелехова. Это обусловлено большими объемами грузовых и пассажирских перевозок по параллельно действующим железнодорожной, автомобильной и речной магистралям, а кроме того, проходящим здесь же нефтепроводом. Особенно интенсивная перевозочная работа всех видов транспорта отмечается на участке Черемхово - Иркутск - Шелехов. Здесь ширина полосы напряженной экологической обстановки составляет около 10 км в обе стороны от магистрали. По направлению БАМа напряженная обстановка отмечается в Братском транспортном узле и на участке Тайшет - Чуна в полосе между железной и автомобильной дорогами.

Относительно напряженная экологическая обстановка обусловливается высоким уровнем транспортной освоенности территорий и отмечается за пределами полос напряженной обстановки, главным образом, в ЗНПО Транссиба. На БАМе и других путях сообщения полоса относительной напряженности не занимает всей ширины ЗНПО, а составляет от 2 до 8 км, сменяясь далее полосой экологической обстановки, близкой к нормальной. Такая обстановка фиксируется по краевым полосам воздействия в ЗНПО БАМа, автодорог территориального значения и речных путей, где территориальное развитие транспортных коммуникаций сравнительно невелико и объем перевозок (в частности, по железным дорогам) не превышает 20 млн.т в год. Как близкая к нормальной оценивается также экологическая обстановка и в местах функционирования ведомственного транспорта (преимущественно лесопромышленного - вдоль ЗНПО железных дорог и магистральных рек, а также нефтегазоразведочного - в междуречье Непы и Нижней Тунгуски).

В ЗНПО воздушного и вездеходного транспорта перевозочная работа рассредоточена по обширной территории, ее вредное воздействие не компенсируется ответной реакцией природы, и экологическая обстановка здесь изменяется от относительно напряженной до нормальной.

Данная карта рекомендуется для областных, городских и районных органов власти, а также для транспортных управлений и хозяйственных организаций при решении задач оптимизации функционирования эколого-транспортных систем. Территориальные эколого-транспортные системы выделяются и оцениваются впервые, и они могут быть использованы не только в познавательных целях, но прежде всего как объекты планирования по вопросам строительства и эксплуатации экологически более чистых транспортных объектов.