Трагедии на воде до 1917

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Трагические события на водных просторах Сибири начали происходить с первых же шагов освоения бассейнов рек и озера Байкал. В настоящем повествовании уже упоминались крушения ботов «Святой Козьма Святоградец» (1772 г.) и «Адриан и Наталья» (1779 г.), выброшенных на берег во время штормов на Байкале. Штормо­вые и ураганные ветры приносили свои несчастья и на реке Ангаре.

11 сентября 1792 г. сильнейший ветер в бурю затопил карбаз, везущий деньги в Усолье. Человеческих жертв не было. И на следующий год также во время переправы 3 июня 1793 г. смогли спасти всех людей, находящихся на карбазе на Московском перевозе реки Ангары в городе Иркутске.

Но не повезло в бурю 1817 г. трём судам К. М. Сибирякова, доставлявшим через Байкал казённый груз свинца. Суда были полностью разбиты и затонули вместе с людьми и грузом.

Трагедией обернулось запрещение центральными российскими властями стро­ить суда для плавания по Байкалу, сообразуясь с местными условиями. В 1819 г. по чертежам, присланным из Петербурга, было построено судно под названием «Свя­той Николай». В первый же выход в плавание корабль от резкого порыва ветра раз­вернулся и перевернулся вверх килем. Находящихся на палубе людей смыло водой, и они самостоятельно спасались. А вот те, кто в этот момент был в трюме, оказались под водой. Но благодаря герметичности судна в трюме остался воздух, которого хва­тило для находящихся внутри судна людей. Целых три дня опрокинутое судно носи­ло по волнам Байкала, пока бедствующий корабль не был замечен с проходящего вблизи дощаника. Каково же было удивление спасателей, когда они выяснили, что всё это время в трюмах находилось три живых и невредимых человека. Но всё же во время опрокидывания судна погибло два человека. Такой ценой было заплачено за решение о возвращении к строительству особого байкальского типа судов.

Корабли не только разбивало о скалы, выбрасывало на берег или опрокидывало, но случались пожары. Но если в 1848 г. сгорел пароход Мясникова «Император Ни­колай I» из-за непозволительно близкого расположения дымовой трубы и парусов, то в 2 часа ночи 12 октября 1869 г. на рейде в селе Лиственичном сгорел только что построенный в 1868 г. шестидесятисильный пароход «Генерал Корсаков», принад­лежащий Компании Байкальского пароходства, по причине халатного отношения к пожарной безопасности. Пожару способствовало то, что деревянное судно было пол­ностью загружено дровами. Во время пожара погибли помощник машиниста и коче­гар.

Байкальскому пароходству Мясникова ещё раз не повезло поздней осенью 1860 г., когда из-за раннего образования льда на Байкале получил пробоину и затонул, пыта­ясь пробиться к своей зимней стоянке, второй пароход — «Наследник Цесаревич». Находящиеся на борту люди без потерь смогли эвакуироваться с тонущего корабля.

Большой трагедией закончился 1869 год на Байкале. С 17 по 24 декабря в акватории Ушканьих островов, вблизи мыса Святой Нос, свирепствовал ураган, сопровождающийся сильным штормом и ветром. В это время этот район пытался пересечь пароход Компа­нии Байкальского пароходства «Иннокентий», построенный четыре года назад. Судно, несмотря на свой стосильный двигатель, не смогло противостоять напору стихии. Оно было выброшено на скалы Ушканьих островов. Пароход был полностью разрушен; по­зднее были найдены только несколько досок обшивки и переломанное днище. В резуль­тате катастрофы погибло 30 человек.

Утро 7 мая 1872 г. стало последним в жизни шестерых иркутян. В это утро на карбазе у Троицкого перевоза переправлялись более 40 крестьян. На палубе карбаза так­же располагались четыре телеги, запряжённые лошадьми. Едва только карбаз ото­шёл от берега, как одна лошадь стала неожиданно биться. Стоявшие рядом женщи­ны с испуга кинулись к борту карбаза, который сразу же перевернулся. Спаслось 37 человек.

Подобная катастрофа произошла в мае 1889 г. в Качуге, когда в Николин день после обедни большое число жителей решило посетить ярмарку, открывшуюся на противоположном берегу. Переправу обеспечивал старенький плашкоут, который от перегруза полностью разрушился. Все 50 человек, находящиеся на плашкоуте, оказались в воде и погибли.

С декабря 1881 г. в Иркутске открылась Контора Иркутского Агентства Российс­кого Общества морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей. Первым агентом в Конторе состоял Калмыков. А10 июня 1900 г. начата дея­тельность ещё одного страхового общества — Иркутского отделения Общества мор­ского, речного и сухопутного страхования, носящего название «Русский Ллойд».

Нередко катастрофы происходили в результате столкновения средств водного транспорта. Это чаще всего происходило из-за халатности и разгильдяйства команд судов и их капитанов. Ну как можно расценить преступный поступок команды ново­го парохода «Иоанн Кронштадтский», когда они в ночь с 8 на 9 августа 1900 г. в 8 километрах от Мысовой решили проскочить по курсу ледокола «Байкал», шедшего к пристани Мысовой. Проскочить не успели, и ледокол «Байкал» своей носовой час­тью протаранил борт «Иоанна Кронштадтского». Вода сразу же затопила машинное отделение. Но пароход держался на плаву. Пассажиры и команда перебрались на ле­докол. Сам же ледокол каких-либо ощутимых повреждений не получил. Покалечен­ный пароход «Иоанн Кронштадтский» был отбуксирован в Мысовую, где и произво­дился ремонт. Среди иркутян ходил слух, что капитан и команда «Иоанна Кронш­тадтского» справляла тризну по умершему накануне владельцу парохода Немчинову.

Бывали случаи столкновения судов при плавании в сложных метеорологических условиях. Так, 11 декабря 1905 г. из-за шуги на Ангаре и сильного тумана пароход с пассажирами, шедший из Глазково в город, наткнулся на лодку, также перевозящую жителей Глазково. Лодка с 18 находившимися в ней людьми опрокинулась, и люди оказались в воде. Восемь человек смогли самостоятельно с помощью льдин доплыть до Балдинского острова. Остальные все погибли.

Бывали случаи столкновения пароходов между собой. В 10 часов вечера 5 июля 1909 г. в очень сильный туман от пароходной пристани отчалил пароход «Кучум», перевозивший горожан от пристани «Звёздочка» в город. И сразу же он столкнулся с другим пароходом «Иркутск». На этот раз обошлось без человеческих жертв.

С 18 на 19 июня 1883 г. во время шторма парусная шхуна Байкальского Товари­щества «Первенец» прочно села на мель. Экипаж попытался на проходившей барже добраться до Лиственичной за помощью. Но из-за сильного ветра они так и не смог­ли отойти от Ушканьих островов. Местные жители довершили гибель шхуны, раз­грабив судно до основания. В этом же году начавшаяся с вечера 16 августа и продол­жавшаяся всю ночь буря таскала по озеру брошенный на произвол судьбы пароход «Платон» вместе с пассажирами. К счастью, пароход не был опрокинут и не был раз­бит о скалы. К утру при прекращении бури судно принесло в Голоустную.

На Байкале в октябре 1901 г. во время шторма у мыса Кобылья Голова были раз­биты баржи. Имелись человеческие жертвы. Но большей трагедией обернулась буря, пронёсшаяся над Байкалом 9 августа 1902 г. Эта буря разбила большое количество барж, погибло много народа. Часть барж была выброшена на берег около Снежной, и часть — около Слюдянки.

Но самая большая катастрофа, унёсшая 176 человеческих жизней, произошла с 14 на 15 октября 1901 г. Пароход «Яков» в 4 часа дня, пройдя Малое море и не доходя около 15 вёрст до маяка на мысу Кобылья Голова, попал в полосу сильного шторма. Пароход вёл на буксире за собой целый караван судов, которые с началом шторма были отпущены на произвол стихии. Первое судно «Потапов», на борту которого находилось 15 человек команды, 161 рабочий и 549 бочонков с рыбой, в ночь на 15 октября было разбито в щепки о скалы. Все находившиеся на нём люди погибли. Другое судно, принадлежавшее Могилёву, с рабочими и 250 бочонками рыбы на бор­ту, было выброшено на берег. Третье судно владельца Шипунова также с рабочими и грузом в 240 бочонков рыбы успело зацепиться и удержаться на якоре в каких-ни­будь 30 саженях от скалистого берега. На этих судах жертв не было. На буксире были ещё три бурятские лодки, две из которых были выброшены на берег. Пассажиры ло­док спаслись. Буря продолжалась два дня. 11 ноября в Иркутском кафедральном со­боре и по всем иркутским церквам после литургии была отслужена панихида по по­гибшим 14-15 октября на Байкале. По городу был произведён сбор в пользу семей погибших в бурю, организованный членами Общества спасания на водах.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...