Трагические события на водных просторах Сибири начали происходить с первых же шагов освоения бассейнов рек и озера Байкал. В настоящем повествовании уже упоминались крушения ботов «Святой Козьма Святоградец» (1772 г.) и «Адриан и Наталья» (1779 г.), выброшенных на берег во время штормов на Байкале. Штормовые и ураганные ветры приносили свои несчастья и на реке Ангаре.
11 сентября 1792 г. сильнейший ветер в бурю затопил карбаз, везущий деньги в Усолье. Человеческих жертв не было. И на следующий год также во время переправы 3 июня 1793 г. смогли спасти всех людей, находящихся на карбазе на Московском перевозе реки Ангары в городе Иркутске.
Но не повезло в бурю 1817 г. трём судам К. М. Сибирякова, доставлявшим через Байкал казённый груз свинца. Суда были полностью разбиты и затонули вместе с людьми и грузом.
Трагедией обернулось запрещение центральными российскими властями строить суда для плавания по Байкалу, сообразуясь с местными условиями. В 1819 г. по чертежам, присланным из Петербурга, было построено судно под названием «Святой Николай». В первый же выход в плавание корабль от резкого порыва ветра развернулся и перевернулся вверх килем. Находящихся на палубе людей смыло водой, и они самостоятельно спасались. А вот те, кто в этот момент был в трюме, оказались под водой. Но благодаря герметичности судна в трюме остался воздух, которого хватило для находящихся внутри судна людей. Целых три дня опрокинутое судно носило по волнам Байкала, пока бедствующий корабль не был замечен с проходящего вблизи дощаника. Каково же было удивление спасателей, когда они выяснили, что всё это время в трюмах находилось три живых и невредимых человека. Но всё же во время опрокидывания судна погибло два человека. Такой ценой было заплачено за решение о возвращении к строительству особого байкальского типа судов.
Корабли не только разбивало о скалы, выбрасывало на берег или опрокидывало, но случались пожары. Но если в 1848 г. сгорел пароход Мясникова «Император Николай I» из-за непозволительно близкого расположения дымовой трубы и парусов, то в 2 часа ночи 12 октября 1869 г. на рейде в селе Лиственичном сгорел только что построенный в 1868 г. шестидесятисильный пароход «Генерал Корсаков», принадлежащий Компании Байкальского пароходства, по причине халатного отношения к пожарной безопасности. Пожару способствовало то, что деревянное судно было полностью загружено дровами. Во время пожара погибли помощник машиниста и кочегар.
Байкальскому пароходству Мясникова ещё раз не повезло поздней осенью 1860 г., когда из-за раннего образования льда на Байкале получил пробоину и затонул, пытаясь пробиться к своей зимней стоянке, второй пароход — «Наследник Цесаревич». Находящиеся на борту люди без потерь смогли эвакуироваться с тонущего корабля.
Большой трагедией закончился 1869 год на Байкале. С 17 по 24 декабря в акватории Ушканьих островов, вблизи мыса Святой Нос, свирепствовал ураган, сопровождающийся сильным штормом и ветром. В это время этот район пытался пересечь пароход Компании Байкальского пароходства «Иннокентий», построенный четыре года назад. Судно, несмотря на свой стосильный двигатель, не смогло противостоять напору стихии. Оно было выброшено на скалы Ушканьих островов. Пароход был полностью разрушен; позднее были найдены только несколько досок обшивки и переломанное днище. В результате катастрофы погибло 30 человек.
Утро 7 мая 1872 г. стало последним в жизни шестерых иркутян. В это утро на карбазе у Троицкого перевоза переправлялись более 40 крестьян. На палубе карбаза также располагались четыре телеги, запряжённые лошадьми. Едва только карбаз отошёл от берега, как одна лошадь стала неожиданно биться. Стоявшие рядом женщины с испуга кинулись к борту карбаза, который сразу же перевернулся. Спаслось 37 человек.
Подобная катастрофа произошла в мае 1889 г. в Качуге, когда в Николин день после обедни большое число жителей решило посетить ярмарку, открывшуюся на противоположном берегу. Переправу обеспечивал старенький плашкоут, который от перегруза полностью разрушился. Все 50 человек, находящиеся на плашкоуте, оказались в воде и погибли.
С декабря 1881 г. в Иркутске открылась Контора Иркутского Агентства Российского Общества морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей. Первым агентом в Конторе состоял Калмыков. А10 июня 1900 г. начата деятельность ещё одного страхового общества — Иркутского отделения Общества морского, речного и сухопутного страхования, носящего название «Русский Ллойд».
Нередко катастрофы происходили в результате столкновения средств водного транспорта. Это чаще всего происходило из-за халатности и разгильдяйства команд судов и их капитанов. Ну как можно расценить преступный поступок команды нового парохода «Иоанн Кронштадтский», когда они в ночь с 8 на 9 августа 1900 г. в 8 километрах от Мысовой решили проскочить по курсу ледокола «Байкал», шедшего к пристани Мысовой. Проскочить не успели, и ледокол «Байкал» своей носовой частью протаранил борт «Иоанна Кронштадтского». Вода сразу же затопила машинное отделение. Но пароход держался на плаву. Пассажиры и команда перебрались на ледокол. Сам же ледокол каких-либо ощутимых повреждений не получил. Покалеченный пароход «Иоанн Кронштадтский» был отбуксирован в Мысовую, где и производился ремонт. Среди иркутян ходил слух, что капитан и команда «Иоанна Кронштадтского» справляла тризну по умершему накануне владельцу парохода Немчинову.
Бывали случаи столкновения судов при плавании в сложных метеорологических условиях. Так, 11 декабря 1905 г. из-за шуги на Ангаре и сильного тумана пароход с пассажирами, шедший из Глазково в город, наткнулся на лодку, также перевозящую жителей Глазково. Лодка с 18 находившимися в ней людьми опрокинулась, и люди оказались в воде. Восемь человек смогли самостоятельно с помощью льдин доплыть до Балдинского острова. Остальные все погибли.
Бывали случаи столкновения пароходов между собой. В 10 часов вечера 5 июля 1909 г. в очень сильный туман от пароходной пристани отчалил пароход «Кучум», перевозивший горожан от пристани «Звёздочка» в город. И сразу же он столкнулся с другим пароходом «Иркутск». На этот раз обошлось без человеческих жертв.
С 18 на 19 июня 1883 г. во время шторма парусная шхуна Байкальского Товарищества «Первенец» прочно села на мель. Экипаж попытался на проходившей барже добраться до Лиственичной за помощью. Но из-за сильного ветра они так и не смогли отойти от Ушканьих островов. Местные жители довершили гибель шхуны, разграбив судно до основания. В этом же году начавшаяся с вечера 16 августа и продолжавшаяся всю ночь буря таскала по озеру брошенный на произвол судьбы пароход «Платон» вместе с пассажирами. К счастью, пароход не был опрокинут и не был разбит о скалы. К утру при прекращении бури судно принесло в Голоустную.
На Байкале в октябре 1901 г. во время шторма у мыса Кобылья Голова были разбиты баржи. Имелись человеческие жертвы. Но большей трагедией обернулась буря, пронёсшаяся над Байкалом 9 августа 1902 г. Эта буря разбила большое количество барж, погибло много народа. Часть барж была выброшена на берег около Снежной, и часть — около Слюдянки.
Но самая большая катастрофа, унёсшая 176 человеческих жизней, произошла с 14 на 15 октября 1901 г. Пароход «Яков» в 4 часа дня, пройдя Малое море и не доходя около 15 вёрст до маяка на мысу Кобылья Голова, попал в полосу сильного шторма. Пароход вёл на буксире за собой целый караван судов, которые с началом шторма были отпущены на произвол стихии. Первое судно «Потапов», на борту которого находилось 15 человек команды, 161 рабочий и 549 бочонков с рыбой, в ночь на 15 октября было разбито в щепки о скалы. Все находившиеся на нём люди погибли. Другое судно, принадлежавшее Могилёву, с рабочими и 250 бочонками рыбы на борту, было выброшено на берег. Третье судно владельца Шипунова также с рабочими и грузом в 240 бочонков рыбы успело зацепиться и удержаться на якоре в каких-нибудь 30 саженях от скалистого берега. На этих судах жертв не было. На буксире были ещё три бурятские лодки, две из которых были выброшены на берег. Пассажиры лодок спаслись. Буря продолжалась два дня. 11 ноября в Иркутском кафедральном соборе и по всем иркутским церквам после литургии была отслужена панихида по погибшим 14-15 октября на Байкале. По городу был произведён сбор в пользу семей погибших в бурю, организованный членами Общества спасания на водах.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.