Театр и драматургия в Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ В СИБИРИ. Первыми носителями русского народного театрального искусства в Зауралье были скоморохи, пришедшие из северных областей Русского государства вместе с первопоселенцами в конце XVI в. Сре­ди них - песенники, музыканты, жонглеры, клоуны, дрессировщики животных. В XVII-XVIII вв. в Сибири были популярны народного зрелища, гулянья, народный театр. На ярмарках и в балаганах до начала XX в. игрались народные драмы «Лодка», «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Мнимый барин», «Шайка разбойников», «Чер­ный ворон» и другие.

В начале XVIII в. в Сибири появился первый церковный театр. Он возник в Тобольске, в качестве актеров выступали уче­ники и учителя архиерейской школы, младшее духовенство, ставились духовно-назидательные пьесы. Сцена устраивалась на площади вблизи архиерейского дома. Сведений о репертуаре не сохранилось. Предположительно он включал произведения Д. Ростовского, С. Полоцкого, Ф. Прокоповича, Ф. Лещинского. В 1730-е гг. спектак­ли Тобольской архиерейской школы давались в частнных домах знатных горожан. Во второй половине 1720-х гг. подобный театр возник в Иркутске. В 1740-е гг. в репертуар школьно-церковного театра вошли народные драмы. В духовную драму постепенно проникали элементы светского ис­кусства, музыкальные интермедии, персонажи, не связанные с основным действом.

Большую популярность приобрел вертеп (рождест­венский куколный театр), известный в Сибири с начала XVIII в. Вертепные представления устраивались на Ени­сейской и Ирбитской ярмарках, в домах состоятельных го­рожан на святочные праздники в Тобольске, Иркутске, Енисейске, Селенгинске и других городах. Сюжет вертепной драмы нередко дополнялся комичной, с признаками критичной направленности эпизодами. На ярмарках и базарных площадях городов и крепостей выступали продолжатели искусства скоморохов - бродячие «потешники и «ко­медианты». Одной из разновидностей народного театра в XVIII в. был самодеятельный солдатский театр.

После того как были организованы профессиональные публичные театры в Санкт-Петербурге (1756) и Москве (1776), пред­принимаются попытки создания театров в российской провин­ции. Во второй половине XVIII в. зарождается светский театр в Сибири. В Омске (1764), Иркутске (1787), Барнауле (1783-85) появляются первые любительские театры. В Тобольске в 1770-е гг. устраивают спектакли ссыльные польские конфедераты. При поддержке губернатора А.В. Аля­бьева в конце XVIII в. здесь построено специальное театральное здание, действовала труппа из 12 актеров, 4 актрис и 9 музыкантов. (См. Музыкальная культура Сибири, Музыкальные театры в Сибири. )

В начале XIX в. в Иркутске предпринимались попытки создания общедоступных театров. В 1803 действовал театр купеческого сына Е. Солдатова, в 1805 - театр, ор­ганизованный ссыльными князем В. Горчаковым и бывшим гвардейским офицером А. Шубиным, а также театр урядника Клепикова и мещанина Кондратова. Ставились комические, волшебные и народно-бытовые оперы, водевили, вертеп. Играли ссыльные, канцелярские служащие, солдаты, казаки.

Драматический репертуар сибирских театров второй половины XVIII - начала XIX в. включал трагедии и комедии А. Сумарокова, М. Ломоносова, М. Хераскова, пьесы А. Коцебу. Большой популярностью пользовались комические оперы: «Сбитеньщик» Я. Княжнина и «Мельник, колдун, об­манщик и сват» А. Аблесимова, «Анюта» М. Попова, «слезная комедия» М. Веревкина «Так и должно». В 1770-е гг. в Тобольске была поставлена первая местная драма «Ермак» И. Фроловского, дьякона Софийского собора. В 1830-40-е гг. в Тобольске шли «Мещанин во дворянст­ве» Ж.-Б. Мольера, «Лжец» К. Гольдони, «Солдатское счастье» Г.Э. Лессинга, «Недоросль» Д. Фонвизина, а также пьесы, декабристами переведенные («Гарибаль­ди») и написанные («Иван - купецкий сын» и «Аргивя­не» В. Кюхельбекера). Неоднократно ставилась пьеса П.П. Ершова «Суворов и станционный смотритель».

Становлению профессионального театра в Сибири способствовала деятельность многочисленных драматических, музыкально-драматических, литературных обществ, активно развивавшихся во второй половины XIX в. Строятся специальные театральные здания, в которых выступали постоянно действующие труппы. В 1850-51 построены театры в Иркутске и Томске, в 1873 - в Красноярске, в 1875 - в Омске. К концу столетия сибирский театр уже не уступал по своему уровню провинциальному театру других областей России.

В Иркутске в 1850-70-е гг., наряду с патриотическими пьесами Н. Полевого и Н. Кукольника, а также во­девилями, ставятся пьесы Н. Гоголя, А. Грибоедова, А. Островского, А. Писемского, А. Сухово-Кобылина. В 1857, на 5 лет раньше, чем в С.-Петербурге и Мос­кве, осуществлена постановка запрещенной цензурой комедии А. Островского «Свои люди - сочтемся». В 1880-90-е гг. театр становится одним из основных элементов общественной жизни города. На иркутской сцене шли произведе­ния Д. Фонвизина, М. Лермонтова, В. Шекспира и др. Ставились спектакли по произведениям М. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы» («Иудушка») и «Смерть Пазухина», «Власть тьмы» Л. Толстого. В качестве ант­репренеров успешно выступали актеры А.А. Фадеев, К.О. Малевский, А.А. Кравченко, Н.И. Вольский. В Красноярске в середине 1870-х гг. работала драматическая труппа антрепренера А.Н. Егорова. После развала антрепризы часть артистов труппы организовала первое в Сибири ак­терское товарищество, просуществовавшее в Томске и Красно­ярске еще в течение 2,5 лет. В Томске в начале 1880-х гг. пьесы Н. Гоголя, А. Островского, А.К. Толстого, Л. Мея были поставлены антрепризой А.А. Бельского. Со второй половины 1880-х гг. в Томске, Омске, Красноярске и других городах Сибири работал артист и антрепренер Н.А. Корсаков, формировавший как смешанные (музыкально-драматические), так и оперные труппы. В омском театре в 1870-е гг. наряду с низкопробными пьесами ставились «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Бешеные деньги», «На бойком месте», «На всякого мудреца довольно простоты» Ос­тровского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Разбойники» и «Мария Стюарт» Шиллера. В 1890-е гг. здесь успешно работала антреприза П.П. Медведева. В 1895 пьесы Шекспира («Гамлет», «Отелло»), Гри­боедова («Горе от ума»), Л. Толстого («Власть тьмы) были поставлены труппой томского антрепренера С.В. Брагина. Постоян. любительской труппы действовали в Нерчинске (с 1859 до конца 1870-х гг.), Минусинске, Ачинске, Барнауле, Верхнеудинске (1880-90-е гг.). В их репертуаре, помимо водевилей, значились пьесы А. Островского («Без вины виноватые», «Доходное место», «Лес»), Н. Гоголя («Ревизор»), К. Гуцкова («Уриель Акоста») и другие.

Последнее десятилетие XIX - начала XX в., отмеченные ростом революционно-демократических настроений, знаменательны для ис­тории русского и мирового театра. Появляется новая театральная профессия - режиссер, формируется принципиально новая эстетика режиссерского театра. В этот период происходит небывалый взлет русского искусства, получивший впоследст­вии название Серебряного века. Драматический театр, наряду с ли­тературой, живописью, сценографией, балетом, также представлял многообразие эстетических направлений. Важ­нейшее значение для развития театрального искусства имело создание в 1898 Московского художественного театра (МХТ). Эти новые тенденции оказывали влияние на провинцию, в том числе сибирскую. Массовый приток населения, ускорение темпов экономического и социально-культурного развития региона приво­дили к дальнейшему развитию театрального дела в Сибири. Новые, хорошо оборудованные здания театров были построены в Томске (1885), Иркутске (1897), Тобольске (1899), Красноярске (1902), Омске (1905), Минусинске (1906) , что способствовало укреплению театральных коллекти­вов, притоку новых артистических сил, приезду на гастроли мастеров русской сцены.

В начале 1900-х гг. значительное место в репертуаре сибирских театров занимали пьесы, шедшие на сцене Московского художественного театра: «Док­тор Штокман» Г. Ибсена, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» А. Чехова, «Власть тьмы» Л. Толстого. На сцене иркутского театра с успехом шли в постановке К. Марджанова «Мещане», «На дне» и инсценировка «Фомы Гордеева» М. Горького.

Горьковские пьесы пользовались особой популяр­ностью в период революционных событий 1905. На омской сцене были поставлены «На дне», «Мещане», «Дети солнца», «Варвары», в Иркутске и Красноярске - «Дачники». Злободневно звучали и такие спектакли, как «Вильгельм Телль» Шиллера (Иркутск), «Доходное место» А. Ост­ровского, «Иудушка» по М. Салтыкову-Щедрину, «Юлий Цезарь» В. Шекспира, «Рюи Блаз» В. Гюго в Красноярске, «Власть тьмы» и «Катерина Маслова» («Воскресение») Л. Толстого, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова в Омске и др.

В конце XIX - начале XX в. в Сибири работали многие из­вестные артисты, мастера провинциального театра. В Иркутске в 1890-х гг. играл Д.М. Карамазов (Афанасьев), исполни­тель главных ролей в пьесах Шекспира, Гуцкова и др. В ка­нун революции 1905—1907 играли актеры Н.Н. Василь­ев, В.М. Янов, И.А. Блажев, М.А. Саблина-Дольская, А.Г. Тугаринова, М.Н. Славич, О.В. Арди-Светлова и др. В омской труппе Е.М. Долина - И.А. Слонов и М.М. Тарханов.

После поражения революции 1905, несмотря на вве­дение серьезных цензурных ограничений на репертуар театров, демократические традиции сохранялись. Событием театральной жизни в Омске стал спектакль «Степан Разин» (сезон 1908/09). Здесь же были поставлены «Васса Железнова» (1911) и «Мещане» (1912) Горького. В бенефисы актеров на омс­кой сцене шли пьесы Л. Толстого, Островского, Чехова, Шекспира. В Иркутске в Обществе по устройству народных чтений с участием актеров-профессионалов ставились спектакли классического репертуара. Любители драматического ис­кусства в Новониколаевске показали «Доходное место» Островского (1908), «Ревизора» Гоголя (1909). В То­больске шли «Коварство и любовь» Шиллера, «Король Лир» Шекспира (1907), горьковские пьесы «Дачники» и «На дне» (1909). Классические пьесы оставались в репертуаре томской труппы М.И. Каширина.

Большое влияние на развитие сибирского театра оказали гастроли известных артистов и коллективов, регулярно посе­щавших Сибирь начиная с конца 1890-х гг. В 1895 здесь выступал трагик В.В. Чарский («Гамлет» и «Отелло» Шекспира). В 1897 - ведущая актриса московского Малого театра Г.Н. Федотова («Укрощение строптивой» Шек­спира, «Василиса Мелентьева» и «Гроза» А. Остров­ского), артист Александринского театра М.И. Писарев. В 1902 и 1903 в Красноярске, Томске, Иркутске гаст­ролировала группа артистов Малого театра с участием A. А. Яблочкиной и Е.Д. Турчаниновой. Приезжали на гастроли выдающиеся артисты Санкт-Петербурга и Москвы B. Ф. Комиссаржевская, П.Н. Орленев, К.А. Варламов, В.Н. Давыдов, В.П. Далматов, М.В. Дальский и др. Неоднократно бывали в Сибири братья Адельгейм, Пе­редвижной драматический театр Гайдебурова из Санкт-Петербурга, театр Корша из Москвы.

После революции 1917 начался новый этап в театральной жизни страны. В ноябре 1917 издан Декрет СНК о пе­редаче всех российских театров в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению, в августе 1919 - Декрет о наци­онализации театров. В июне 1920 Главполитпросветом определены основные принципы театральной политики в РСФСР. Первоочередной задачей объявлялось противопоставление советские идеологии мелкобуржуазной стихии. В 1920 Репертуарная секция при Театральном отделе Наркомата просвещения составила список пьес, рекомендуемых к постановке. В 1922 при художественном отделе Главполитпросвета создан Реперту­арный комитет (Главрепертком), утверждавший списки рекомендованных и запрещенных пьес.

В Сибири в начале 1920-х гг. открывается множество новых театров, ставивших целью сближение театрального ис­кусства с рабочим зрителем. В Омске в 1920 организован Сибгостеатр с оперными и драматическими труппами (см. Сибирский государственный оперный театр), в 1921 - Губернский показатель­ный театр во главе с В.А. Рославлевым, осуществляв­ший массовую работу со зрителем и руководство рабочими клубами. В Иркутске к маю 1920 функционировали Городской драматический театр, опера, Военный театр, Театр эвакопункта, Театр революционной сатиры (Теревсат), работало около 30 клубных сценических площадок. В 1920 в Иркутске открылась Первая сибирская государственная драматическая школа. Появ­ляются студии при театрах в Омске, Красноярске. В Верхнеудинске в начале 1920-х гг. предпринята попытка создания Художественного пролетарского театра, ор­ганизована театральная студия. В это же время в Бийске работали драматические труппы под руководством В.В. Гарденина. В ноябре 1921 открылся драматический театр в Барнауле. В Томске в 1920 на основе драматические студии И.Г. Калабухова (ра­ботала в городе в 1918-19) образован Театр совдепа, вскоре объединенный с Театром студийных постановок A. Д. Попова. В 1922 в Томске открылся Большой городской театр, преобразованный через год в Театр драмы и комедии им. А.В. Луначарского.

Характерной формой театральных представлений 1920-х гг. были массовые действа. В Иркутске 1 мая 1920 состоя­лось грандиозное представление «Борьба труда и капи­тала», в котором участвовало до 8 тыс. человек. Руководил пос­тановкой Н.П. Охлопков, в те годы актер иркутского драматического театра. В 1921 Охлопков вместе с П. Цетнеровичем организовал в Иркутске «Молодой театр», среди поста­новок которого были «Мистерия Буфф» В. Маяковского, «Потоп» Г. Бергера, «Принцесса Турандот» К. Гоцци и другие. Новые театры левого направления появились в Томске (театр «Рупор») и Омске (Экспериментальный революционный театр). Театры широко использовались органами власти для проведения агитно-массовой работы. Давались це­левые бесплатные спектакли, льготные (по пониженным ценам) для членов профсоюза и красноармейцев.

В годы новой экономической политики театры были переданы в руки частнной антрепризы. Репертуар сибирских театров 1920-х гг., как и других провинциальных театров, отличался большой пестротой. Наряду с постановками, приносившими коммерческий успех, легковесной, развлекательной драматургией, ставились пьесы Островского, Грибоедо­ва, Чехова, Шекспира, Шиллера, Гауптмана, популярные произведения русских авторов конца XIX - начала XX в. И. Шпажинского, А. Сумбатова-Южина, Г. Ге, М. Ар­цыбашева, Л. Андреева, С. Найденова. Делались инсценировки романов Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Гончарова. С середины 1920-х гг. активно ставятся исторические пьесы А.К. Толстого, Д. Мережковского.

Во второй половине 1920-х гг. в репертуаре появились значительные произведения советской драматургии: «Шторм» B. Билль-Белоцерковского (1925), «Любовь Яровая» К. Тренева (1926), «Разлом» Б. Лавренева, «Бронепо­езд 14-69» Вс. Иванова (1927). В Омске, где в 1923-31 выступали различные драматические труппы, были поставлены советские пьесы «Виринея» Л. Сейфуллиной и В. Правдухина, «Человек с портфелем» А. Файко, «Шторм" В. Билль-Белоцерковского и другие. В Иркутске пьесы советских драматургов шли в исполнении актеров труппы бывшего театра Корша («Сибкорш», 1926—29). В Верхнеудинске в 1929—33 работал Московский передвижной организационный синтетический театр (Оргтеатр) под руководством Е.П. Просветова, ставший первым профессиональным театром Бурятии. В репертуаре — советские пьесы, русская и зарубежная классика, первые советские оперетты. Ставились также водевили, интермедии, скетчи, танцевально-спортивные этюды и сцены. При Наркомпросе Бурят-Монгольской АССР была открыта студия, преобразованная в 1931 в техникум, где учились будущие мастера бурятского национального театра (см. Бурятский театр и драматургия).

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. в ряде городов Сибири появились театры рабочей молодежи (ТРАМ). Существовали экспериментальные коллективы, выступавшие с идеями революционных преобразований в области театрального искусст­ва: Сибирский театр актерского мастерства (СТАМ) в Омске, Сибирский театр эпохи реконструкции (СТЭР) в Новосибирске, Сибирский экспериментальный моло­дой театр (СЭМТ) в Красноярске, пролеткультовские театры и другие.

В мае 1927 в агитпропотделе ЦК ВКП(б) состоялось совещание по вопросам театра, потребовавшее от театральных работников активизации борьбы с буржуазным влиянием, раз­вития нового, революционного профессионального и самодеятельного театров. Во второй половине 1920-х гг. организованы единые управления зрелищными предприятиями. Театрам стали предоставляться дотации из средств местных органов власти.

В 1930-е гг. вышли постановления СНК РСФСР «Об улуч­шении театрального дела» (1930) и ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организа­ций» (1932). Созданы единые республиканские, краевые, областные объединения по управлению и руководству театрами. Под эгидой государства формируются новые творческие союзы, сменившие многочисленные объединения (ассоциации) пролетарских писателей, художников, музыкантов. Закончилось время экспериментов в искусстве, методом художественного творчества признан метод социального реализма.

В 1930-х гг. во многих городах Сибири создаются пе­редвижные колхозно-совхозные театры для обслуживания сельских зрителей, а также рабочих поселков и новостроек. От­крываются постоянно действующие театры в Бурятии, Якутии, Ойротской АО, Хакасии (см. Алтайский..., Бурятский..., Хакасский., Якутский театр и драма­тургия), а также в Салехарде, на Сахалине и Камчатке. Появляются театры юного зрителя (ТЮЗ). В июле 1930 спектаклем «Тимошкин рудник» (пьеса Л. Макарьева) открылся первый за Уралом ТЮЗ в Новосибирске (с 1993 — Новосибирский молодежный театр «Глобус»). Основы театра заложила группа театральных деятелей из Ленинграда во главе с Н.Н. Мокшановым (первый директор) и Н.Ф. Ми­хайловым. В 1937 созданы ТЮЗы в Омске и в Иркутске (на базе ТРАМ).

Крупным событием театральной жизни Сибири явилось стационирование в Новосибирске с 1 декабря 1932 театра «Красный факел», основанного в 1920 в Одессе режисер B. К. Татищевым и работавшего на протяжении 12 лет как художественно-передвижной театр. Первая новосибирская премьера — «Гоп-ля, мы живем!» Э. Толлера. Среди последую­щих постановок — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Егор Булычов» и «На дне» М. Горького. Первым художественным руководителем «Красного факела» был режиссер Ф.С. Литвинов, в 1939—44 руководство осуществлял один из ведущих актеров театра C. Д. Иловайский, в 1945—60 — В.П. Редлих). В со­ставе труппы — актеры В.Г. Баранова, С.С. Бирюков, М.Ф. Кириков, А.М. Максимов, Г.Н. Полежаев и другие.

В 1931 в Иркутске был стационирован Сибирский экспериментальный театральный возглавляемый режиссер Н. Буто­риным. Стремлением к эксперименту, синтезу музыки, слова, сценического движения выделялся в первой половине 1930-х гг. театр в Омске. С 1934 омский театр назывался «Син­тетическим театром». В 1931—36 труппа работала под руководством режиссера В.Ф. Торского. Наряду с драматическими спек­таклями театр ставил оперетты «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, «Корневильские колокола» Р. Планкета, оперу «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского. В 1936 «Синтетический театр» был преобразован в Ом­ский областной драматический театр. В 1934 основан городской драматический театр в Кемерове (до 1936 — «Культармеец Кузбасса», позже — областной драматический театр им. А.В. Луначарского). В 1935—38 формируется стабильная труппа драматического театра в Тюмени.

В 1930-е гг. прочное место в репертуаре сибирских театров занимали спектакли, отражающие пафос социального строитель­ства, проблемы морально-политического единства общества. Это «Мой друг», «Аристократы» и «Падь Серебряная» Н. Погодина, «Выстрел» А. Безыменского, «Рельсы гудят» В. Киршона, «Поднятая целина» по М. Шоло­хову, «Ярость» Е. Яновского, «Страх» А. Афиногенова, «Жизнь зовет» В. Билль-Белоцерковского, «Скутарев- ский» по Л. Леонову, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Слава» В. Гусева и другие. Ставятся пьесы о революции и Гражданской войне: «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского; театральная Лениниана: «Человек с ружьем» и «Кремлевские куран­ты» Н. Погодина, «Ленин в 1918 году» А. Каплера и Т. Златогоровой; спектакли историко-биографического жанра: «Петр I» А. Толстого, «Александр Радищев» Головиной, «Фельд­маршал Кутузов» Вл. Соловьева. В ряде сибирских театров шли «Таня» А. Арбузова, «Машенька» А. Афиногенова. Значительный интерес вызвали постановки Шекспира — «Отелло» в Иркутске (в главной роли А.А. Аркадьев), «Гамлет» в Новосибирске (в главной роли С.Д. Иловайский).

Производственная тематика нашла отражение в некоторых драматургических произведениях сибирских авторов: «Мартын и Жонас» Г. Павлова (1932), «Машина инженера Шацко­го» Г. Пушкарева (1934), «Ясная дорога» В. Вихлянцева и Н. Кудрявцева (1935), наряду с сюжетами о «врагах народа» и диверсантах: «На перегоне» А. Сысоева (1938), «Жить хочется» М. Кирикова (1939), «Отцы и дети» Н. Шешенина (1939). В конце 1930-х гг. появля­ются пьесы для детей и юношества иркутского драматурга П.Г. Маляревского: «Счастье» по мотивам бурятского н­ародного творчества, «Кот в сапогах» по сказке Ш. Перро.

С середины 1930-х гг. при театрах создаются литературная часть, театроведческие кабинеты и музеи. В городах Сибири откры­ваются отделения Всероссийского театрального общества (ВТО, см. Союз театральных деятелей). Развивается театральное образование — появляются студии при театрах, краткосрочные курсы подготовки актеров для колхозно-совхозных театров, театральные отделения при музыкальных техникумах, предпринимаются попытки создания театральных училищ. Выпускники самодеятельных театральных студий нередко станови­лись актерами профессиональных театров. Коллектив театральной студии при клубе им. Петухова под руководством режиссера А.Л. Рогачевского составил труппу Новосибирского колхозно-совхозного театра после его реорганизации в 1938 (с 1943 — Новосибирский областной драматический театр, с 1991 — театр «Ста­рый дом»).

Накануне войны на территории Западной Сибири насчитывалось до 25 театров, Восточной Сибири — до 47 (значительная часть из них составляли колхозно-совхозные и т. п. коллективы). С начала войны часть из них была закрыта. Многие актеры ушли на фронт. Артисты Тобольского драматического театра во главе с художественным руководителем и директором (38 человек) отправились сражаться с оружием в руках. Театр был сформирован заново в 1944.

В годы Великой Отечественной войны в Сибирь эвакуированы театры Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и других городов. В Новосибирске работали Ле­нинградский академический театр драмы им. А.С. Пушкина, Ленинградский новый ТЮЗ, Белорусский государственный еврей­ский театр, Государственный центральный театр кукол под руководством С. Об­разцова. Центральный детский театр (Москва) обрел пристанище в Киселевске, Московский театр оперетты - в Прокопьевске (позднее переведен в Сталинск), Белорусский государственный драматический театр (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы) - в Томске, Черниговский украинский колхозно-совхозный театр им. М. Коцюбинского - в Гурьевске, Николаевский украинский театр им. Т. Шевченко - в Тайге (поз­днее переведен в Кемерово). В Омск эвакуированы из Москвы Театр им. Е. Вахтангова, Сталинградский театр оперетты. В Тобольске был размещен Львовский украинский драматический театр им. М. Заньковецкой, в Бар­науле - Камерный театр (Москва) и Днепропетровский областной русский драматический театр им. М. Горького, в Славгороде - Ворошиловградский русский драматический театр, в Иркутске - Московский театр сатиры и Украинский театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко; в Красноярске - объединен­ный коллектив Днепропетровского и Одесского театров оперы и балета; в Чите - Новый театр из Ленинграда, в Улан-Удэ - Харьковский украинский драматический театр им. Т. Шевченко, в Канске - Грозненский драмтеатр, в Минусинске - театр из Ставрополя. Ряд сибирских театров был перебазирован на новые места. Новосибирский театр «Красный факел» 2 сезона (1941-43) работал в Сталинске и Прокопьевске, Иркутский театр в 1943-45 работал в Чите и Хабаровске, Новосибирский ТЮЗ - в Анжеро-Суд­женске и т. д. Томский театр был переведен в Кемерово (1941) и объединен с местным драматическим театром.

В репертуаре военных лет преобладали пьесы, посвя­щенные героической борьбе с фашизмом: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Сталинградцы» Ю. Чепурина. Широко ставились пьесы исторического и историко-революционного содержания, спектакли о В.И. Ленине и его соратниках. Спектакль «Олеко Дундич» А. Каца и А. Ржешевского был поставлен сначала в театре им. Е. Вахтангова (режиссер А.Д. Дикий, в главной роли Р.Н. Симонов), затем в «Красном факеле». Шли довоенные пьесы советских драматургов В. Гусева, А. Кор­нейчука, А. Афиногенова, А. Крона, Л. Рахманова, спектакль по роману «Как закалялась сталь» («Павел Корчагин») Н. Островского, «Парень из нашего города» К. Симонова и др.

Видное место в репертуаре занимала классика: «Лес», «Таланты и поклонники», «Горячее сердце» A. Островского, «Маскарад» М. Лермонтова и «Отелло» B. Шекспира в Московском драматическом театре им А.С. Пушкина, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в вахтанговском теат­ре. В 1943/44 сибирские театры участвовали в российском смотре русской классики. Высокую оценку получил спектакль Иркутско­го облдрамтеатра «Последняя жертва» А. Островского.

Находившиеся в Сибири в эвакуации режиссеры Л.С. Вивьен, Б.Е. Захава, В.Г. Гайдаров, И.В. Мейер­хольд, Н.П. Охлопков и другие, искусствоведы И.И. Соллертинский, С.Д. Дрейден, Е.Л. Финкельштейн, артис­ты Е.П. Корчагина-Александровская, Ю.М. Юрьев, Н.К. Симонов, Н.К. Черкасов, В.В. Меркурьев и другие внесли большой вклад в повышение профессионального мастерства сибирских театров (семинары, беседы, лекции, консультации, постановки спектаклей). Актерские кадры готовились в студиях при театрах (столичных и местных) в Омске, Барнауле, Новосибирске, Кемерове, Иркутске. За вре­мя пребывания в Томске и Новосибирске 8 выпусков подготовил Ленинградский театральный институт.

Театры активно участвовали во всех политических кам­паниях, осуществляли шефство над производственными коллективами, оказывали помощь участникам художественной са­модеятельности. На фронте работали сформированные в Сибири художественные бригады многих театров. Концертные бригады выступали на призывных пунктах, воинских площадках вокзалов, в госпиталях. В работе активно использова­лись жанры малых форм. Пользовался огромной попу­лярностью небольшой агитколлектив «Огонь по врагу» в Новосибирске - артисты Ленинградского театра им. A. С. Пушкина К.И. Адашевский и А.Ф. Борисов, баянист Новосибирского радио И.И. Маланин, режиссер Ленинградской филармонии В.П. Лебедев.

В 1945 большой группе режиссеров и актеров сибирских театров были присвоены звания заслуженных артистов РСФСР: художественному руководителю новосибирского театра «Красный факел» В. Редлих, артистам театра Е. Агароновой, С. Бирюкову, К. Гон­чаровой, М. Кирикову, Н. Михайлову, М. Халатовой; режиссеру иркутского театра Г. Баганову, артистам Е. Барановой, К. Прокофьеву; артистам омского театра Н. Колеснико­ву, М. Потоцкому, П. Некрасову; режиссеру Новосибирского ТЮЗа П. Цетнеровичу, артистам театра З. Булгаковой, В. Ма­карову; и др. Художественные руководители иркутского и омского театров Н.А. Медведев и Л.С. Самборская удостоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» ужесточило идеологический контроль над театрами. Главным недостат­ком называлось фактическое отсутствие в репертуаре драматических театров пьес советских авторов на современные темы; те немногие, что шли на сценах театров, обвинялись в уродливо-карикатурном изображении советских людей, искаженном представле­нии о советской жизни. Критике подверглись увлечение исторической тематикой (в ряде пьес «идеализируется жизнь царей, ханов, вельмож»); «внедрение» в театральный репертуар современных пьес «буржуазных зарубежных драматургов». Театрам надлежало в полной мере выполнять главную миссию - воспитательную, быть «рассадниками культуры», про­пагандистами советской идеологии.

К началу 1950-х гг. в Сибири работало 43 профессиональных театра (драматические, музыкальные, кукольные). Среди них - музыкально-драматический театр в Норильске (1941, позже Норильский Заполярный драматический театр им. В. Маяковского), драматический театр в Анжеро- Судженске (1945; в 1951 переведен в Прокопьевск), те­атр кукол в Сталинске (1942) и др. В Томске в 1944/45 воссоздан областной драматический театр на базе фронтового театра им. B. Чкалова и Нарымского окружного театра, в 1946 основан театр кукол (ныне - Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» им. Р.М. Виндермана).

В конце 1940-х - середине 1950-х гг. современный репертуар сибирских театров составляли «Глубокая разведка» А. Крона, «За тех, кто в море» Б. Лавренева, «Счастье» П. Павленко и С. Радзинского, «Московский характер» А. Софронова, «Обыкновенный человек» Л. Леонова, «Два капитана» В. Каверина. Тема недавней войны звучала в спектаклях «Победители» Б. Чирскова (Омск), «Мо­лодая гвардия» А. Фадеева (Иркутск), «Константин Заслонов» А. Мовзона (Новосибирск, Иркутск) и др. На сцене большинства театров шли пьесы, отражающие послевоенную международную обстановку: «Русский вопрос» К. Симонова, «За вторым фронтом» В. Собко. В Новосибирске в начале 1950-х гг. пользовался большим успехом спектакль «Вей, ветерок» Я. Райниса. Репер­туар пополнили также новые пьесы А. Арбузова («Годы странствий»), В. Розова («В добрый час!»), А. Штейна («Персональное дело»).

Традиции русского психологического театра настойчиво развива­лись в новосибирском «Красном факеле» (пьесы М. Горького, А. Чехова, спектакль по Ф. Достоевскому «Село Степанчиково и его обитатели», «Дни Турбиных» М. Булга­кова). Большой успех сопутствовал чеховской «Чайке» (пост. В.П. Редлих) на московских гастролях 1953. Творческими удачами стали спектакли «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому в барнаульском и красноярском драматических теат­рах, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого в Томске, «Власть тьмы» Л. Толстого в Омске.

Театральная жизнь сибирской провинции конца 1950-60-х гг. отмечена активными поисками нового репертуара. На многих сценах Сибири и Дальнего Востока поставлены «Битва в пути» по роману Г. Николаевой, «Ленинградский проспект» И. Штока, «В поисках радости», «Перед ужином» и «В день свадьбы» В. Розова, «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа, «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова, «Барабанщица» А. Салынского, «Третья Патетическая» Н. Погодина, «Иркутская история» А. Арбузова, «Стар­шая сестра» А. Володина и др. Идут пьесы зарубежных драматургов - «Лиса и виноград» («Эзоп») Г. Фигейредо, «Мамаша Кураж и ее дети», «Трехгрошовая опера» и «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта и др. Выбор классического репертуара нередко связан с юбилейными датами - 100-летие А.П. Чехова и 50 лет со дня смерти Л.Н. Толстого (1960), 400-летие В. Шекспира (1964). Среди лучших шекспировских спектаклей - «Гамлет» (Иркутск и Красноярск), «Ромео и Джульетта» (Новоси­бирск), «Много шума из ничего» (Омск), «Король Лир» (Хабаровск), «Мера за меру» (Благовещенск).

Достижения сибирской драматургии послевоенных лет наибо­лее заметны в жанре исторической драмы. Это «Вилюйский узник»А. Ольхона (1948), «Навсегда» М. Максимова (1949), «Ползунов» М. Юдалевича и др. Во многих сибирских театрах шла пьеса П. Маляревского «Канун грозы» (1949) - о Ленских событиях 1912 (спектакль иркутского театра удостоен в 1952 Сталинской премии). Проблемам современности посвящены пьесы «Судьба товарища» Б. Костюковского и Б. Левантовской (1950), «Твоя семья» Ю. Сальникова (1955). Популярностью поль­зовался «Аттестат зрелости» Л. Гераскиной (1949), поставленный во многих театрах страны.

В Красноярске зрители увидели спектакли «Подни­мется мститель суровый» и «Судьба Коронотовых» по ро­ману «Хребты Саянские» С. Сартакова (1955). В Омском драматическом театре были впервые поставлены «Живой ключ»(1955) и «Ермак» (1963) Н. Бударина. Пьесы местных ав­торов - «Шахтерская слава» З. Чигаревой, «Гордячка» и «Мой человек» Т. Ян, «Кузнецкая легенда» по роману A. Волошина - шли в театрах Кузбасса.

Во второй половине 1950-х - 1960-е гг. сибирская драматургия все чаще обращается к внутреннему миру человека. С новы­ми пьесами, посвященными современности, выступил П. Маляревский («Крутые перекаты», 1956; «Поэма о хлебе», 1957; «Камень-птица», 1958). На иркутской сцене ставятся пьесы Б. Левантовской «Дмитрий Стоянов» (1956) , «От щедрости сердца» (1958), «Терзания певчих птиц» (1963), «Валерий Нечаев» (1967). Создаются спек­такли по произведениям сибирских прозаиков - «Повитель» по роману А. Иванова (Новосибирск), «Соль земли» по роману Г. Маркова (Томск).

В Сибири в 1950-60-е гг. начинали драматурги B. В. Лаврентьев (Новосибирск) и И.М. Дворецкий (Иркутск). Пьесы Лаврентьева, в которых органично со­четались актуальная проблематика, публицистичность и психологизм, были впервые поставлены в театре «Крас­ный факел». Это «Кряжевы» (1953), «Светлая» (1954), «Они продолжают путь» («Иван Буданцев», 1956), «Ради своих ближних» (1961). Во многих театрах страны шла пьеса «Чти отца своего» (1964). Представителем новой «производственной волны» советской драматургии (наряду с А. Гельманом, Г. Бокаревым) стал И. Двоецкий. В разных городах ставились его пьесы «Трасса» 1959), «Взрыв» (1960), «Большое волнение» (1961), а также написанные позже «Человек со стороны» (1971), «Ковалева из провинции» (1973).

В конце 1960-х гг. на театральном горизонте появилось новое имя - А.В. Вампилов, пьесы которого «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинци­альные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» вошли в репертуар многих отечественных и зарубежных театров, экранизирова­ны. Вернувшись к эстетике Чехова, Вампилов определил направление развития российской драматургии последующих десятилетий. Отмеченное яркой индивидуальностью, его сценическое наследие составило театр А. Вампилова. С 1997 в Иркутске проводится Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии его имени.

В 1970-80-е гг. в стране действовали творческие струк­туры, объединявшие драматургов: «Центр драматургии и режиссуры» в Москве, студия молодых драматургов в Ленинграде (рук. И. Дворецкий), ряд региональных организаций. Экспериментальная творческая лаборатория драматургов Сибири, Урала и Дальнего Востока (Омск, 1980-е гг.) способствовала становлению В. Гуркина, С. Лобозеро ва, Ю. Князева и других сибирских авторов.

Активно развивалась театральная художественная самодеятельность, создавались многочисленные кружки, студии при городских и сельских клубах, домах культуры. На основе наиболее сильных любительских коллективов организуются народные театры (с 1959), а также самодеятельные театры-спутники при профессиональных театрах. На базе народного театра новосибирский Дом Культуры им. Клары Цеткин и созданной при нем школы-студии в 1982 образован театр «На левом берегу» (с 1997 - государственный театр, организатор и первый художественный руководитель заслуженный деятель искусств РСФСР С.С. Иоаниди).

Театральное дело в Сибири в 1970-80-е гг. развивалось в русле общих процессов развития российского театрального искусства. В театральном репертуаре прочное место занимали постановки по произведениям писателей-сибиряков В.Г. Распу­тина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина. В Томском областном драматическом театре шли спектакли по произведениям В. Шишкова, С. Залыгина, пьесы молодых томских драматургов. В российской драматургии в это время популярен жанр трагикомедии (пьесы Э. Радзинского, Л. Петрушевской, А. Соколовой, Л. Разумовской, М. Рощина, Г. Горина, А. Червинского, А. Смирнова, В. Славкина, A. Казанцева, С. Злотникова, Н. Коляды, В. Мережко и др.). Многие произведения этих авторов вошли в репер­туар сибирских театров. Ставились испытанные временем и новые пьесы А. Арбузова, А. Володина, В. Розова, пьесы Л. Зорина, С. Алешина, И. Друцэ, А. Гельмана, Ю. Мирошниченко, А. Арро, Э. Володарского, Г. Бо­ровика, М. Шатрова. Вновь актуален В. Маяковский, возвращаются на сцену сатирические произведения Н. Эрд­мана. По-прежнему в репертуар сибирских театров входит русская классика. Расширяется зарубежный репертуар, ста­вятся «Антигона» Ж. Ануя, «Средство Макропулоса» К. Чапека, «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта, «Без перчаток» Д. Голсуорси, «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэя, «Дон Хуан» Г. Фигейредо, «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса и др.

Ряд спектаклей и актеров сибирских театров был удостоен Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского. В 1970 лауреатом премии стал народный артист РСФСР Н.З. Прозоров (Красноярский краевой драматический театр им. А.С. Пушкина) за исполнение ролей в спектаклях «Старик» М. Горького и «На диком бреге» Б. Полевого. Дважды получал премию им. К.С. Станиславского Ом­ский областной драматический театр: в 1973 за спектакль «Солдатская вдова» (драматург Н. Анкилов, режиссер Я.М. Киржнер, актеры, Б.М. Каширин, Т.А. Ожигова, В.И. Прокоп), в 1985 за спектакль «У войны не женское лицо» С. Алексиевич (режиссер Г.Р. Тростянецкий, актрисы К.Г. Барковская, Н.И. Василиади, Н.В.Надеждина, Е.И. Псарева). В 1980 премия им. К.С. Станиславского присуждена спектаклю Томского областного драматического театра «Соленая падь» по роману С. Залыгина (режиссер Ф.Г. Григорян, актер B. В. Варенцов), в 1982 - спектаклю Красноярского драматического театра «Спутники» В. Пановой (режиссер Н.И. Басин, художник А.Н. Баженов, артисты В. Дьяконов, С. Зима, B. Трущенко), в 1986 — спектаклю Минусинского драматического театра «Хмель» по роману А. Черкасова (режиссер В. Пашнин, художник А. Кузнецов, актриса Г. Саламатова).

Театральная жизнь конца XX — начала XXI в., несмотря на трудности постсоветского периода, отличается большим разнообразием эстетических направлений и организационных форм. Ряд успешно развивающихся творческих коллективов появился в конце 1980-х — 1990-е гг. в Сибири. Среди них — Новосибирский городской драматический театр под руководством C. Афанасьева (1988, в 1998 обрел статус государственного). В репертуаре спектакли по произведениям А. Володина, А. Вампилова, В. Зазубрина («Щепка»), В. Шукшина, Н. Гумилёва («Отравленная туника»), Л. Андреева, А. Галина, В. Славкина, В. Гуркина, русская классика, зарубежная драматургия. Спектакли театра отмечены наградами многих фестивалей в России и за рубежом, в том числе международных фестивалей польской драматургии (Москва, 1988), фестиваля русских театров во Франции (Нанси, 2002) и др.; всероссийских — «Театр на ладо­ни» (Глазов, Удмуртия, 1995), «Культурные герои XXI века» (Москва, 1999), «Пять вечеров» им. А. Володина (С.-Петербург, 2004 и 2005) и др.

Новые театральные коллективы возникли в Омске (камер­ный «Пятый театр», театр драмы и комедии «Галерка», драм. театр-студия Л. Ермолаевой), Томске (театр «Вер­сия», театр-студия «Осколки»), Иркутске (театр-студия «Театр пилигримов», городской Театр народной драмы), Кемерове (Театр для детей и молодежи) и др. городах. В Алтайском краевом драматическом театре им. В.М. Шукшина (Барнаул) открылась творческая мастерская местного драматурга А. Строганова. Наряду с государственными театрами действуют муниципальные театры и студии. Среди них — «Драматический Лицейский театр» в Омске, театр-студия «Подвал» в Барнауле, драматический и кукольный театры в Братске, Театр драмы и комедии в Усть-Илимске.

Появляются независимые (негосударственные) профессиональные театры, актерские товарищества, содружества, антрепризы и т. п. в Омске, Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Кемерове и других городах. С 2000 проводится ежегодный международный фестиваль независимых театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Sib-Altera», в рамках которого, поми­мо показа спектаклей, организуются семинары и творческие лаборатории, открытый конкурс драматургов «Новый стиль». Создана межрегиональная организация некоммерческое партнерство «Независимые театры Сибири и Урала “Открытый контакт”».

В 1999 по инициативе Новокузнецкого театра кукол «Сказ» в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибир­ское соглашение» создано объединение (Товарищество) театров кукол Сибири. В 2005/06 в Товарищество входило 16 театральных коллективов из Абакана, Барнаула, Братска, Железногорска, Кемерова, Красноярска, Новокузнец­ка, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, Улан-Удэ, Читы и др.

В начале XXI в. в регионе начитывается свыше 80 профессиональных театральных коллективов (государственных и муниципальных театров, театров- студий и т. п.). Среди них — 12 музыкальных, 2 музыкально-драматических (см. Музыкальные театры в Сибири), свыше 40 драматических, около 10 театров для детей и юношества (молодежных), около 20 театров кукол и другие. Работает несколько академических драматических театров: Омский областной драматический театр (1983), новосибирский областной драматический театр «Красный факел» (1995), новосибирский молодежный театр «Глобус» (1999), Иркутский областной драматический театр им. Н.П. Охлопкова (1999). Академические драматические театры работают в национальных республиках: Бурятский государственный академический театр драмы им. Х. Намсараева, Саха академический те­атр им. П. Ойунского, Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина (Якутск).

Подготовка актерских кадров осуществляется в театральных студиях и училищах, Кемеровском институте культуры (1969, с 2002 — университет культуры и искусств), Красноярской государственной академии музыки и театра (1978), на факультете культуры и искусства Омского государственного университета (с 2002) и др. В 2002 при Томском областном драматическом театре открыт филиал Екатерин­бургского государственного театрального института. В 2003 на базе театрального училища создан Новосибирский театральный институт. При сибирских театрах организуются учебные студии ведущих театральных вузов: Российской государственной академии театрального искусства (новосибирский молодежный театр «Глобус», 1995—99), Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина (Читинский областной драматический театр, 2005). На базе Иркутского театрального училища организуются «Байкальские театральные школы» (2004, 2005) с участием ведущих педагогов Москвы, С.-Петер­бурга, Омска и других городов.

Значительно расширились рамки международного сотруд­ничества. На сцене Омского академического театра драмы в середине 1990-х гг. осуществлены совместные проекты с мексикан­скими («Церемонии зари» К. Фуэнтеса, сценография и свет, костюмы и музыка мексиканских коллег) и немецкими («Клавиго» И.В. Гете, режиссура и сценография немецких коллег) партнерами. В постановке «Женщина в песках» по произведению К. Абэ (режиссер В. Петров) участвовала японская актриса Араки Кадзухо. Спектакль получил национальную театральную премию «Золотая маска» (1997) по 3 номина­циям: лучшая работа режиссера, лучшая женская и мужская (М. Окунев) роли. В 1997 обладателем «Золотой маски» в номинации «За честь и достоинство» стала народная артистка РСФСР Е.И. Псарева. В 2002 «Золотая маска» вручена актрисе театра Н.И. Василиади (специальный приз жюри, спектакль «Приглашение на казнь» по В. Набо­кову). Омский театр драмы (главный режиссер Евгений Марчелли) удостоен специальной премии жюри фестиваля «Золотая маска» (2006) «за разнообразие творческих поисков в сезоне 2004—2005 гг.». Театр — постоянный участник международных и российских театральных фестивалей. С 2005 при Омском академическом театре драмы действует Лаборатория современной драматур­гии Сибири, Урала и Дальнего Востока, в работе которой участвуют известные драматурги, театроведы, режиссеры из разных городов страны. Среди авторов конкурсных пьес, наряду с представителями Урало-Сибирского и Дальневосточного регионов, жители Прибалтики, Украины, Беларуси, Москвы и С.-Петербурга. Театр гастролировал в Япо­нии, Германии, Дании, Швеции, Франции.

Новосибирский академический драматический театр «Красный факел» участвовал в международных фестивалях в Польше (1989, 1999), Греции (1997, 1998), Москве (1996, 1999, 2001), гастролировал в Китае, Финляндии, США. В 2004 спектакль «Достоевский-trip» по В. Сорокину, постав­ленный совместно с немецким продюсерским центром «Hahn Produktion», показан в Мюнхене и Берлине на фестивале «Дни российской культуры в Германии». В 2005 итальянский режиссер Р. Соттили поставил в театре трагедию В. Шекс­пира «Ричард III». В 2001 «Красный факел» учредил и впервые провел на своей сцене фестиваль «Сибирский транзит». В рамках фестиваля театром учреждена пре­мия им. В.П. Редлих за лучшие актерские работы.

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» участвовал в различных творчческих проектах в Германии, Израиле, Польше, Японии, Австрии; в международных театральных фестивалях во Франции (1999;, Болгарии (2000), II международном фестивале детского и юношеского театров «Радуга» (2001, С.-Петербург) и др. В 2004 спектакль театра «Двойное непостоянство» по пьесе П. Мариво (режиссер Д. Черняков) получил национальную театральную премию «Золотая маска» («Лучший спектакль малой формы», специальный приз жюри вручили также актрисе О. Цинк). «Глобус» стал одним из инициаторов проведения в Новосибирске Меж­дународного Рождественского фестиваля искусств.

Новосибирский драматический театр «Старый дом» гастроли­ровал Германии (1994), Швеции (1995, 2000), Польше (1996, 2002), Японии (1999, 2000). Спектакли в театре ставили немецкий режиссер Б. Динтер («Заброшенный берег Медея Ландшафт с аргонавтами» Х. Мюллера), шведский режиссер А. Нордштрем («Сцены из супружеской жизни» И. Бергмана, «Кредиторы» А. Стриндберга и др.), грузинский А. Енукидзе («Ворон» К. Гоцци). Одна из последних премьер - «Дуэт» О. Эскина в посановке К. Занусси (2008, впервые в Росии).

В рамках европейских международных проектов Томский театр драмы выступал в Берлине и Лионе (2001, спектакль «Куба - любовь моя» М. Бартенева), томский ТЮЗ осуществил постановку спектакля «Калека с острова Инишман» по пьесе М. Мак-Донаха (2006). Томский областной театр куклы и актера «Скоморох» участвовал в меж­дународных фестивалях и гастролировал в Польше, Герма­нии, Словении, Франции, Швейцарии, США, Японии, Испании (спектакли по произведениям В. Шекспира, Д. Боккаччо, К. Гольдони, А. Пушкина, Ф. Достоевско­го, М. Булгакова, А. Платонова, Э. Ионеско). По ини­циативе театра в Томске с 1996 проводится международный фестиваль театров кукол «Безграничный театр».

Лауреатами национального театрального фестиваля «Золотая маска» (2006) стали Бурятский театр кукол «Ульгер» из Улан- Удэ (спектакль «Поющая стрела» и актер театра Ж. Лодоев) и Хакасский театр кукол «Сказка» из Абакана (режиссер Евг. Ибрагимов за спектакль «И пишу я тебе в первый раз» («Оскар и Розовая дама» Э.-Э. Шмитта)).

Красноярский краевой драматический театр им. А.С. Пушкина участвовал в международных фестивалях, посвященных А. Стриндбергу: «Дни Стриндберга в Москве» (1994, спектакль «Фрекен Жюли»); «Стриндберг в Стокголь­ме» (1997, Швеция; спектакль «Отец» в постановке шведский режиссер М. Нурлина). Норильский Заполярный театр драмы им. В. Маяковского в 1998 удостоен награ­ды «Золотая пальма» Европейского международного фонда «Партнерство во имя прогресса». В последние годы театр гастролировал в Москве, С.-Петербурге и других городах страны, а также в Литве, Швейцарии.

На различных театральных форумах выступает Минусин­ский драматический театр. В 1999 театр стал лауреатом Всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Театр года» и обладателем специальной премии Конгресса интеллигенции РФ - диплома и золотой медали им. академика Д.С. Лихачева; в 2000 - лауреатом театрального фестиваля «Золотая маска» («Циники» А. Мариенгофа, режиссер А. Песегов, специальный приз жюри).

Русский драматический театр им. Н. Бестужева (Улан-Удэ) участвовал в международных фестивалях русских театров национальных республик России и стран ближнего зарубежья (1995, 2000, Йошкар-Ола, Респ. Марий-Эл). Гастролировал в США со спектаклями «Из Америки с любовью» и «Шаманские сновидения» иркутского драматурга Н. Матхановой.

Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова в 2004 участвовал в международных фестивалях в Болгарии (спектакли «Поминальная молитва» Г. Горина и «Мни­мый больной» Ж.-Б. Мольера) и Монголии («Чайка» Чехова). Театр является учредителем Всероссийского театрального фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова. Наряду с сибирскими коллективами в нем участвуют театры Москвы, С.-Петербурга и других городов страны. Театр гастролировал по странам Средней Азии, на Украине, в Польше, США, Германии, Болгарии, Японии. В 2004 обладателем театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» стал народный артист РСФСР К. Венгер. Иркутский ТЮЗ им. А. Вампилова - участ­ник международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» (Москва, 2002; Минск, 2005), фестиваля «Дни россий­ских и монгольских театров в Улан-Баторе» (2005).

Театры и отделения СТД в Сибири являются ини­циаторами, соучредителями, организаторами театральных фестивалей, конкурсов, школ - межрегиональных, всероссийских, международных. С 2001 в разных городах Сибири проводится ежегодный региональный фестиваль драматических театров «Сибирский транзит». Его цель - поддержка профессионального те­атрального искусства, приобщение к нему широкой зрительской аудитории, знакомство с лучшими спектаклями сибирских театров. В рамках фестиваля организуются мастер-классы, конференции, «круглые столы» и дискуссии. Одна из главных задач - восстановление единого культурного пространства Сибири.

За заслуги в развитии театрального искусства отмечены Государственной театральной премией им. Федора Волкова (учреждена в 2000) Норильский Заполярный театр драмы им. В. Маяков­ского (2003), Иркутский академический театр драмы им. Н.П. Ох­лопкова (2006), Минусинский драматический театр (2007). Свой вклад в развитие театральной культуры Сибири внесли многие режиссеры, актеры, педагоги, деятели театра. Среди них режиссеры: народные артисты РСФСР В.П. Редлих, В.В. Кузьмин (Новосибирск), Я.М. Киржнер (Омск), П.Л. Монастырский (Красноярск); заслуж. деятели ис­кусств РСФСР Л.С. Самборская (Омск, Красноярск), Н.И. Басин (Красноярск), Н.А. Медведев (Иркутск), Ф.Г. Григорян, Р.М. Виндерман, О.А. Афанасьев (Томск), Л.С. Белов, К.С. Чернядев, И.Б. Борисов (Но­восибирск) и др. Признанные мастера сцены: народная артистка СССР А.Я. Покидченко; народные артисты РСФСР и РФ - Д.Г. Паротиков, С.П. Талалаева, Г.Т. Обухов (Барнаул), В.К. Венгер, В.П. Егунов, Н. Королева, Т. Олейник (Иркутск), Н.З. Прозоров, В. Дьяконов, А. Исаченко, Е. Мокиенко (Красноярск), Е.Г. Агаронова, С.С. Бирюков, А.В. Гаршина, К.Г. Гон­чарова, Е.С. Лемешонок, Н.Ф. Михайлов, А.Я. Мовчан, Г.А. Алехина, И.А. Белозеров, В.Е. Бирюков, Х.И. Иванова, А.Е. Узденский, В.М. Федоров (Ново­сибирск), Е.И. Псарева, С.И. Пономарев, Н.Д. Чонишвили, Б.М. Каширин, А. Щеголев (Омск), Л.И. Дол­матова, Т.П. Лебедева, А.В. Ратомский, В.В. Варенцов, Д.Д. Киржеманов (Томск) и многие другие.

Лит.: Маляревский П.Г. Очерк из истории театральной культуры Сибири. Иркутск, 1957; Лифшиц М.А. Театр в Красноярске. Крас­ноярск, 1957; История Сибири. Л., 1968. Т. 2-5; Баландин Л.А. На сцене и за кулисами. Путь театра «Красный факел» (1920— 1970). Новосибирск, 1972; Яневская С.В. Омский драматический. Омск, 1983; Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917-1945 гг.). Новосибирск, 1984; Журавлева Г.К. Театры Новосибирска // История города: Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. Новосибирск, 2005.

Л.И. Пыстина

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири