Столыпинская аграрная реформа // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА, комплекс норматив, организационно-хозяйственных мероприятий по преоб­разованию аграрного строя России, основной целью которых являлось разрушение общины и внедрение частного крестьянского землевладения. Необходимость ее проведения была связана с неразрешенностью аграрного вопро­са. Реформа 1861, освободив крестьян от крепостной зависимости, не создала механизма для динамичного поступательного развития сельского хозяйства страны. В европейской части России основным фактором, сдерживавшим его развитие, являлась не только не разрушенная в ходе реформы 1861, но значительно укрепившаяся крестьянская община. Производительные силы в рамках общины практически не развивались. Характерные для общинного строя чересполосица и частые уравнительные переделы препятствовали внедрению агротехнических новаций в индивидуальное крестьянское хозяйство. Выход из общины с землей был фактически невозможен. Аграрное перенасе­ление в центральных губерниях страны превращало наделы крестьян в парцеллы и приводило к их пауперизации. Отрезки, выкупные платежи, переход к новым видам эксплуатации усилили социальную напряженность в деревне. В этих условиях существование помещичьих латифундий создавало перманент, угрозу крестьянской революции.

Прогрессивная часть правящей элиты считала, что пред­отвратить революционный взрыв, спасти дворянство вообще и дво­рянское землевладение, в частности, ускорить развитие сельского хозяйства может выделение из крестьян слоя земельных собственни­ков. Для достижения данной цели следовало разрушить общину. Впервые идею подобного реформирования аграрного строя страны в начале 1880-х гг. сформулировал министр финансов России Н.Х. Бунге, предложивший предоставить крестьянам возможность выхода из общи­ны и организации подворно-участкового землепользования. Остроту аграрного перенаселения, по его мнению, могло снять массовое переселение крестьян в неосвоенные районы.

По инициативе Бунге был создан Крестьянский банк, призванный оказывать содействие селянам в приобре­тении помещичьих и государственных земель.

Вновь проблема реформирования аграрных отношений была поставлена в повестку дня созданных в январе 1902 Комиссии по пересмотру законоположений о крестьянах под руководством министра внутренних дел Д. С. Сипягина и Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности во главе с министром финансов С.Ю. Витте. На основе материалов Особого совещания Витте подготовил «Записку по крестьянско­му делу», в которой высказался за изменение правового положения крестьянства, реформу сельского управления и суда, раз­рушение общины. Он настаивал на постепенном переходе крестьян к частному хозяйству при содействии специализированной кредитно-банковской системы. После совещания в Министерстве внутренних дел группа чиновников во главе с товарищем министра В.И. Гурко разрабатывала проект создания хуторского хозяйства на надельных крестьянских землях. Предло­жения своих предшественников использовал П.А. Сто­лыпин. После назначения на должности министра внутренних дел и председателем Совета министров начал реформу, названную его именем.

Столыпинская аграрная реформа включала следующие направления: разрушение общины и создание частного  крестьянского землевладения путем внутринадельного межевания общинных земель и создания хуторов и отрубов, развитие крестьянского земельного кредита, массовое переселение крестьян из Европейской России на восток страны. Первым шагом стал указ от 9 ноября 1906, согласно которому каждый дворохозяин мог закрепить причитающуюся ему общинную землю в личную собст­венность. По указу земли закреплялись чересполосно (дробными учстками), но П.А. Столыпину необходимо было разверстать общинные владения на компактные самостоятельные хозяйства. В связи с этим 15 ноября 1908 вышли «Временные правила о выдаче надельной земли к од­ним местам», которые дали возможность выходящим из общины сводить свои полоски в единый надел: отруб (с оставлением дома в деревне) или хутор (с выносом усадьбы на полученный участок). 19 марта 1909 Комитет по землеустроительным делам утвердил «Временные правила о землеустройстве целых сельских обществ», и с этого времени местные землеустроители ориентировались на разверстание наделов целых деревень. Развивая частную крестьянскую земельную собственность, правительство из-за боязни массово­го обезземеливания крестьян ограничивало ее размеры. В пределах одного уезда запрещалось сосредоточивать в одних руках более 6 душевых наделов. Земли не разрешалось продавать лицам некрестьянских сословий. Эти положения были закреплены законом 14 июня 1910 о переходе к единоличному владению и законом от 29 мая 1911 о землеустройстве.

Возглавляемое П.А. Столыпиным правительство первоначаль­но не ставило задачу разрушения общины крестьян­ской в Сибири, а наоборот, укрепляло ее в фискальных целях. На регион не распространялось действие указа от 9 ноября 1906, закона от 14 июня 1910 и положения о землеустройстве от 29 мая 1911. Тем не менее вопрос о соответствующем реформировании аграрных отношений в регионе в 1907—09 рассматривался. По указанию П.А. Столы­пина главноуправляющий ГУЗиЗ А.В. Кривошеий в 1909 разработал «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев сибирских губерний и областей», предусматривающее передачу надельных земель в частную собственность. Окончательное решение о необходимости полномасштабного распространения аграрной реформы на Сибирь П.А. Столыпин принял после того, как осенью 1910 вместе с Кривошеиным осуществил связанную с кризисом переселенческого движения поездку по региону (см. Столыпина П.А. и Кривошеина А.В. поездка в Сибирь в 1910 г.). После поездки министры представили записку, изложив в ней программу по переселенческому делу. В ней указывалось на отличие сибирской общины от великорусской, которое заключалось в отсутствии переделов, умении распутывать поземельные споры и отзывчивости к новшествам. В записке не предусматривалась ломка сибирской общины, но ставилась задача противодействия развитию в регионе общинно-уравнительных порядков. Для устранения кризиса переселенческого движения предлагался целый ряд мер, в том числе развитие в Сибири частной собственности на землю; разрешение продажи земель переселенцам; распространение на зауральской территориальной деятельности Крестьянского банка; отвод наделов как переселенцам, так и старо­жилам не в пользование, а в собственность; развитие в регионе хуторского и отрубного хозяйств; обеспечение сбыта сибирского хлеба путем строительства железной дорогт и отмены челябинского тарифного перелома.

В развитие данных установок 10 марта 1911 Совет министров принял положение «Об отводе переселенцам отрубных и хуторских участков в частную собствен­ность», в котором предлагалось до его утверждения Государственной думой отводить участки под хутора в единоличное наследственное пользование. Правительство передало в Думу законопроект о введении частной земельной собственности, но до нача­ла Первой мировой войны его не успели утвердить. В связи с этим хутора и отруба в Сибири, в отличие от европейской части России, передавались не в собственность, а в постоянное наследственное пользование. В конце 1912 царь утвердил положение Совета министров о сдаче земельных участков в аренду переселенцам с правом последующего выкупа их на льготных условиях в частную собственность. В 1913 для арендаторов было подготовлено 3 869 участков и сдан в аренду 371 участок.

Преобразование общинного землепользования в Сибири началось после распространения на регион действия закона от 29 мая 1911 о землеустройстве, расширявшего права землеустроительных комиссий по внутринадельному размеже­ванию крестьянских селений. Спад переселенческого движения поз­волил расширить подготовку индивидуальных участков.

Главному управлению землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) 25 марта 1911 предписало зав. переселенческими районами в обязательном порядке нарезать не менее трети наличного земельного фон­да в виде хуторов и отрубов. Если в 1907 подготовили всего 120 единоличных участков для переселенцев, а в 1910 — 597, то в 1911 — 5 962 хутор, и 580 отрубных участков. Их заселение началось в 1911. К 1916 по 4 сибирским губерниям из 10,1 тыс. участков единоличного пользования заселили 5,5 тыс. Из всей массы новоселов в Азиатской России на хутора и отруба водворилось только 5%. Параллельно проводилось размежевание старожильских общин. В Том­ской губернии ходатайство об этом поступило от 290 тыс. старожильских дворов, или 25% от их общего количества. К 1916 было создано 72 тыс. хуторов и отрубов на площади в 2,6 млн из 30 млн десятин земли, принадлежавшей старожилам (менее 9%). В целом по Сибири под хутора и отруба выделили 9 228 тыс. десятин (около 13% земель, подлежавших землеустройству).

Более важное значение для Сибири имел другой ком­понент Столыпинской аграрной реформы — массовое аграрное переселение. В марте 1906 Совет министров снял существовавшие ограниче­ния переселенческого движения и установил дополнительные льготы для крестьян-переселенцев. В отличие от предыдущих лет, когда переселение носило преимущественно стихийный характер, те­перь правительство поощряло его, но стремилось упорядочить и взять под свой контроль. В сентябре 1906 царь издал указ о передаче под переселение свободных кабинетских земель Алтайского округа, в 1908 — Нерчинского горного округа (см. Землевладение кабинетское). Существенное значение для роста переселений в Сибирь имел указ от 9 ноября 1906 о праве крестьян закреплять находящиеся в их пользовании земли в частную собственность, что позво­ляло получать средства для поселения в Азиатской России.

Реорганизации подверглось Переселенческое управление. Всю территорию Азиатской России разделили на 12 переселенческих районов с землеустроительными и землеотводящими партиями, агро­номными, медицинскими, школьными, дорожными, гидротехническими отделами. Переселенческие земли ежегодно распределяли между губерниями Европейской России, и уже на эти доли направ­лялись ходоки.

Правительство оказывало переселенцам поддержку. Для них вводился льготный тариф на проезд по железной дороге. Во время переезда на новое место жительства им оказывалась бес­платную врачебную и продовольственную помощь. Казенные земли поселенцы получали даром. Им выдавались ссуды на домообза-водство. В 1906—15 ссуды получили 851,9 тыс. человек. В годы неурожаев переселенцы получали продовольствие. За 1906—14 в Сибирь переселились 3,772 тыс. человек. Пик переселений пришелся на 1906—09. В 1910—11 наблюдался спад движения. Росло число неустроенных переселенцев. В 1910 их насчитывалось 700 тыс. человек. Если в первые годы столыпинской аграрной реформы в Европейскую Россию возвращалось около 20% переселенцев, то в 1910—16 — свыше 30%.

Столыпинская аграрная реформа стимулировала бурный рост сельского хо­зяйства Сибири. Посевные площади с 1905 по 1912 выросли на 33%, поголовье скота — на 23%. Накануне Первой мировой войны освоенные переселенцами земли давали стране ежегодно около 100 млн пудов зерна. Вывоз масла и хлеба из региона увеличился в несколько раз. Менее одно­значными оказались социально-политические результаты реформы. Общину полностью разрушить не удалось. 2/з дворохозяйств выйти из нее не пожелали. В европейской части России социальная напряженность не только не была снята, но еще более возросла. У крестьян, недовольных сокращением общин, надела, возникла ненависть не только к помещикам, но и к отрубникам и хуторянам. Осталась нерешенной проблема аграрного перенаселения. Отток сельских жителей на восток компенсировался естественным приростом.

Столыпинская аграрная реформа привела к ухудшению социально-политической обстановки и в Сибири. Крестьяне-переселенцы в ряде земледельческих районов края, фактически растворившие старожильческое население, несли в своей ментальности высокий заряд социальной конфликтности. Основой для реализации этого заряда в общественной практике служили возникший в связи с сокращением свободных сельхозугодий земельный вопрос и имущественная дифференциация. Обострились противоречия внутри старожильческих селений, между переселенцами и ста­рожилами, переселенцами и аборигенскими народами региона. Еще более обнажившая социальные противоречия мировая война привела к революционному взрыву, в ходе которого крестьяне самостоятельно ликвидировали помещичье землевла­дение и укрепили общину. Таким образом, своих базовых целей столыпинская аграрная реформа не достигла.

Смотри: Колонизация аграрная Сибири в XVII — начала XX в.; Аграрно-колонизационная политика государст­ва в конце XVI — начале XX в.; Миграции внутренние.

Лит.: Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Ново­сибирск, 1983; Островский И.В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск, 1991; Он же. П.А. Столыпин и его время. Новосибирск, 1992; Храмков А.А. Земельная реформа в Сибири (1896—1916) и ее влияние на поло­жение крестьян. Барнаул, 1994; Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.

В.А. Ильиных, Г.А. Ноздрин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири