Старообрядцы // Дулов А.В., Санников А.П «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII- нач. XX вв.» (2006)

Вы здесь

Своеобразной частью сибирского православного населения были старообрядцы. Первые из них, в основном ссыльные, оказались в Восточной Сибири в XVII в., большинство же были поселены во второй половине XVIII в.

Примерно 90% численности всех старообрядцев региона составляли семейские — крестьяне, которым разрешено было послиться в Сибири Екатериной II. Прибыв сюда в 60-80-х гг. XVIII в., старообрядцы, значительное количество которых приехало с семьями, были поселены недалеко от границы с Монголией, главным образом в Мухоршибирской, Тарбагатайской, Куналейской, Урлукской волостях Верхнеудинского округа.

Семейские имели много толков, примерно две трети были «беглоповцами»; среди других сект известны беспоповцы, темноверцы, белокринийцы, дырочники. Наиболее влиятельными лицами в общине были уставщики. Они могли крестить, исповедовать умирающего, отпевать покойников. Обряды венчания и причащения выполняли попы, специально привезенные из Европейской России. Беспоповцы соблюдали лишь два обряда: крещение детей и похороны. Икон у них было очень мало.

В различных толках уставщики и начетчики по-разному вели службу, по-разному толковали и священные книги. Общение с «никонианами» осуждалось. Запрещались увеселения. Нарушителей строгих правил поведения уставщик мог отлучить от церкви, предать анафеме.

Практически все очевидцы отмечали большие хозяйственные успехи семейских. По словам бывшего верхнеудинского исправника М. Геденшторма, майор, которому было поручено выделить земли для семейских, «...по ревности своей к православию ненавидя их, отвел им леса и горы, предполагая тем усугубить их несчастие. Но благое провидение неправедное усердие его обратило в пользу старообрядцев: с несказанным трудом расчистили они густые леса и приобретенные пашни вознаградили их с лихвой. Ныне они зажиточнейшие крестьяне по губернии...» 223. Численность старообрядцев он оценил в 8 тыс. душ м.п.

Семейских отличало большое трудолюбие. Декабрист А.Е. Розен, побывавший в 1830г. в с. Тарбагатае, был удивлен зажиточностью староверов: «Поля и обработка полей представляют совершенство, между тем как в недальнем от них расстоянии селения и пашни старожилов показывают крайнюю бедность и разорение. «Отчего соседи ваши так бедны?» - спросил я хозяина моего. — «Как им не быть бедными, - ответил он, - когда в рабочую пору петух пропоет с зарею, то мы уже на поле и пашем в прохладе, а сторожил только что просыпается да принимается варить для себя кирпичный чай; пока он дотащится до поля, солнце уже высоко; мы оканчиваем первую упряжку и отдыхаем, а он в жар мучит себя и скотину свою; ни у него, ни у коня нет сил, так и запашка жалкая. Сверх того, старожилы пьянствуют, не берегут копейки, от того и не собирают капиталов» 224.

Семейским запрещалось бражничать, курить табак. Они не признавали врачей, лечились только народными средствами. Поэтому у них была высокая младенческая смертность. Зато оставшиеся в живых благодаря «естественному отбору» отличались крепким здоровьем. Староверы не смешивались с коренным населением. Отсутствие вредных привычек также продлевало жизнь. В результате семейских женщины рожали от 10 до 24 детей, естественный прирост населения в несколько раз превышал соответствующий показатель остальных забайкальцев 225.

Н.А. Некрасов, знавший о семейских по рассказам вернувшихся из ссылки декабристов, посвятил им вдохновенные строки в поэме «Дедушка»:

«Горсточку русских сослали 
В страшную глушь за раскол, 
Землю да волю им дали; 
Год незаметно прошел — 
Едут туда комиссары, 
Глядь — уж деревня стоит, 
Риги, сараи, амбары! 
В кузнице молот стучит, 
Мельницу выстроят скоро, 
Уж запаслись мужики 
Зверем из темного бора, 
Рыбой из вольной реки. 
Вновь через год побывали, 
Новое чудо нашли 
Жители хлеб собирали 
С прежде бесплодной земли.

*** 
Так постепенно в полвека 
Вырос огромный посад — 
Воля и труд человека 
Дивные дивы творят!

*** 
Взросшие в нравах суровых 
Сами творят они суд, 
Рекрутов ставят здоровых 
Трезво и честно живут, 
Подати платят до срока, 
Только ты им не мешай. 
«Где ж та деревня?» - Далеко, 
Имя ей: Тарбагатай...»

В первой половине XIX в. правительство старалось большую часть сторонников древнего православия ссылать в Западную Сибирь. В 1823г. там числилось 13908 старообрядцев, что составляло 1,42% всего населения, а в 1851г. — значительно больше — 42907 человек, т.е. 2,76% жителей. В Восточной же Сибири считалось в 1823г. 10317 «раскольников» (1,39% всех жителей), а в 1851г. — 18380 человек (1,65%). По-видимому, этот прирост был достигнут в основном за счет высокой рождаемости семейских.

Из общего числа старообрядцев в Иркутской губернии (вместе с будущей Забайкальской областью) находилось в 1823г. 10278 человек, а в 1851г. — 17600. Немало староверов было сослано во второй четверти века в Енисейскую губернию: если в 1832г. их там было всего 39 человек, то в 1851г. — уже 720 226.

К 1861г. в Забайкальской области жило до 18 тыс. старообрядцев, в Енисейской губернии — более 1700 человек, в Иркутской губернии и Якутской области — 400-600 человек, а всего до 21 тыс. человек. В 1850-х гг. для строительства тракта Якутск-Аян из Забайкалья в Якутию перевели 300 семейских, вблизи Якутска возникло старообрядческое село Павловское. В каждой из губерний большинство староверов поселили в одном из округов, где находилось около 80% староверов данной губернии. Это были Балаганский округ в Иркутской губернии, Минусинский округ в Енисейской и Якутской округ. Основная масса старообрядцев жила в селах 227.

В XIX в. старообрядцы делились на мелкие толки и согласия. Н.Н. Стахеева таким образом характеризует этот процесс: «Самое большое число последователей поповского толка проживало в Верхнеудинском округе в 40-е гг. XIX в., более 16000 душ обоего пола, что составляло более В� от числа поповцев по всей Восточной Сибири. К 1860г. в регионе числилось почти 18 тыс. поповцев, 717 беспоповцев, признающих брак, 1,4 тыс. — не признающих брак. Реальное разделение старообрядцев на толки не соответствовало официальному делению, и количественное соотношение последователей разных религиозных течений, так же, как и реальная численность старообрядцев в целом отличались от сведений, существующих в официальных сводках. Последователи толков не указывались, так как было запрещено употреблять в отношении старообрядцев названия, существующие у них и определяющие течения» 228.

В первой половине XIX в. отношение правительства к старообрядцам было относительно либеральным. В 1800г. были составлены правила «единоверия», по которым священники единоверческих церквей ставились главой епархии, подчинялись ему по духовным и судебным делам; кандидаты на эту должность могли предлагаться прихожанами. Богослужение же разрешалось вести по книгам и обычаям староверов. Однако старообрядцы как в Европейской России, так и в Сибири редко переходили в единоверие.

С воцарением в декабре 1825г. Николая I положение староверов резко ухудшилось. В официальных документах их вновь стали называть «раскольниками». Их общины не признавались законными, и поэтому не могли получать наследство или делать пожертвования от имени общины. Старообрядцев лишили возможности занимать общественные должности, награждаться орденами и медалями, зачисляться в купечество, торговать им разрешалось только на «временном праве». Особенно же отяготительным было то, что староверам «...запрещалось построение новых и починка существующих молитвенных зданий, содержание беглых попов, публичное оказательство раскола и особенно его пропаганда; благотворительные раскольничьи учреждения повелевалось или закрывать или присоединять к приказам общественного призрения» 229.

Однако и правительство рекомендовало все же действовать по возможности осмотрительно, не вызывая ненужных репрессий. При таких частично противоречащих друг другу указаниях многое зависело от местных гражданских властей. Генерал-губернаторы А.С. Лавинский (1822-1833), Н.Н. Муравьев-Амурский (1848-1861) были сторонниками умеренных методов воздействия; генерал-губернатор В.Я. Руперт (1838-1847) и архиепископ Нил (1838-1853) стремились подчинить старообрядцев жесткими мерами.

По инициативе духовной администрации местные власти опечатывали часовни, ломали на них кресты, снимали колокола. Подобные случаи происходили в 1837г. в Жиримском селении, и в д. Бурнашево, в 1840г. — в д. Десятниково, в 1839г. — в с. Куналей 230. Семейские с большими трудностями выписывали из центральных губерний староверческих попов, но власти всякий раз добивались их ареста и выдачи. Семейские несколько раз восстанавливали часовни. В 1841-1842гг. крестьяне жаловались в Петербург на действия исправника Шевелева и его подчиненных, которые, «принуждая раскольников принять единоверие, употребляли для того угрозы и заключали их в тюрьму».

Больше года действовала самовольно восстановленная часовня в Куналее, вел службу беглый поп. Арестовать его властям не удавалось. Сам генерал-губернатор Руперт отправился в старообрядческие села, но семейские упорствовали. Тогда в 1843г. в Куналей были направлены две роты солдат с пушкой и полсотни казаков. Только в следующем году староверы выдали властям попа и согласились, чтобы часовня снова была запечатана. В наказание в селах разместили на постой 200 солдат 231.

Вероятно, в связи с этими событиями в 1844г. был открыт Секретный комитет по делам раскола, в который вошли архиепископ, губернатор, жандармский штаб-офицер. Комитет рассматривал вопросы о часовнях, священниках семейских, «совращении православных в раскол», но его решения выполнялись без ссылки на комитет 232.

Во многих селах Верхнеудинского округа шла вражда между старообрядцами, с одной стороны; властями и перешедшими в единоверие, - с другой. Власти не признавали браков, заключенных в негосударственных церквях, называя их «блуднодейственными». Известны случаи, когда власти разлучали таких супругов, заставляя их жить в разных местах. Единоверцы нередко подвергались остракизму со стороны староверов. Между староверами и единоверцами случались драки, возникали конфликтные ситуации, когда кто-то из староверов заключал брак в единоверческой церкви.

Миссионерская деятельность в среде староверов успеха почти не имела, хотя миссионеры прибегали к помощи войск и полиции. Лишь монаху Варлааму, основателю Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря, удалось добиться заметных успехов без применения насилия. По подсчетам Н.Н. Стахеевой, в единоверие перешло лишь около 2000 забайкальских староверов, т.е. чуть больше 10% от их числа. Но известны случаи и «совращения в раскол».

Для воздействия на семейских применялись и такие меры: «Часто миссионеры приезжали вместе с исправником, который порол староверов, а после порки присылал к «...отцу протоиерею на увещание» - Подпишись, говорил отец протоиерей, - что желаешь быть православным, и пороть тебя больше не будут, а за то, что я защищу тебя, дай мне рублишко» 233.

В 1850-х гг. вновь происходили волнения среди семейских. В 1850г. они пригласили попа, на этот раз из Калуги, но заседатель, узнав о его приезде, арестовал попа. Тогда несколько сот старообрядцев напали на заседателя, избили его и вынудили освободить священника. Наиболее крупные волнения произошли в 1859г. Генерал-губернатор Муравьев-Амурский вынужден был сам ехать к месту событий «успокаивать», в присутствии войск, крестьян, виновные же были «строго наказаны» 234. Следует отдать должное Н.Н. Муравьеву: он выразил несогласие с некоторыми правилами, которые были составлены в центре и должны были осложнить положение староверов. Он «объяснил, что вызов старообрядцев для увещания в Иркутскую, Тобольскую консисторию одинаково затруднителен и обречен на неудачу, в результате правила были скорректированы для Восточно-Сибирского региона» 235.

Таким образом, старообрядцы Восточной Сибири, особенно семейские, представляли собой крепко сплоченную этническую группу, самоотверженно защищавшую свое миропонимание от мощного давления со стороны официальной церкви и гражданской администрации. Современники отмечали высокую степень духовности староверов: «Хотя у семейских заперты церкви и поломаны кресты, но сибиряки, по общему убеждению, несравненно беднее религиозным чувством, чем староверы. Между последними встречаются люди истинно религиозные и благочестивые, т.е. высоконравственные...».

Вместе с тем, вряд ли следует идеализировать и старообрядцев: их изолированность от остального мира препятствовала развитию образования; необходимость придерживаться «генеральной линии» снижала творческий потенциал личности, осложняла ее социализацию.

Оглавление книги "ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В XVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"

Примечания

Глава 3. Православная церковь Восточной Сибири в 1805-1860 годах

  1. Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). Иркутск. 1911. С.185.
  2. Подробные подсчеты см. в таблице № 1 Приложения, составленной на основании официальных данных.
  3. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; Калашников А.А. Якутия. Хроника. Факты. События. 1631-1917 гг. Якутск. 2002. С.169.
  4. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч.3. С.101.
  5. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95.
  6. Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири... Ч. 3. С.101.
  7. Доброклонский А. Руководство по истории Русской церкви. Вып.4. М., 1893. С.122.
  8. Устав духовных консисторий с дополнениями и разъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената. Составил М.Н. Палибин. СПб., 1900. Ст.112.
  9. Наумова О.Е. Указ. соч. С.74.
  10. Доброклонский А. Указ. соч. С.117.
  11. Устав духовных консисторий... Ст.99.
  12. Там же. Ст.148-149.
  13. Там же. Ст.176.
  14. Колмаков Ю.П. Иркутская летопись 1661-1940 гг. Иркутск, 2003. С.46.
  15. Доброклонский А.Указ. соч. С.104.
  16. Иркутская летопись. С.207, 215.
  17. Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.273.
  18. Наумова О.Е. Указ. соч. С.84.
  19. Там же.
  20. Иркутская летопись... С.202.
  21. Штейнгейль В.И. К иркутскому летописцу пояснение. Записка о Сибири // Штейнгейль В.И. Сочинения и письма. Т.2. Записки и статьи. Иркутск. 1992 . С.197.
  22. Серафимович С. (Шашков). Очерки русских нравов в старинной Сибири // Отечественные записки. 1867. Октябрь. Кн.2. С.700.
  23. Записки иркутских жителей. С.274.
  24. Вагин В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год. Т.1. СПб., 1872. С.38-39.
  25. Барон Корф. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. С.11.
  26. Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Сибири. М., 1891. С.25-26.
  27. ИЕВ. 1863. № 8. С.92.
  28. Цит. по: Иркутск, его место и значение... С.25.
  29. Указы опубликованы в "Сибирском архиве" за 1912 г. № 11. С.851-855.
  30. Иркутск, его место и значение... С.48-49.
  31. Иркутская летопись... С.243.
  32. Иркутск, его место и значение... С.48. Странно, что в указ. книге О.Е. Наумовой эта история названа "крайне загадочной" (с.97).
  33. Калинина И.В. Канонизированные святые, мученики и исповедники Земли Иркутской // Тальцы. 2000. № 1(8). С. 11.
  34. XII. Перевод на иркутскую кафедру. Арест предместника, архиепископа Иринея Нестеровича. Приезд в Иркутск. Увоз предшественника с конвоем. (б/а, б/м, б/г). Выдержки из книги о Мелетии.
  35. Там же. С.104. Лавинский здесь ошибочно назван Лабинским.
  36. Иркутская летопись... С.334-335.
  37. Трубецкой С.П. Материалы о жизни и революционной деятельности. Т. 2. Иркутск, 1987. С.189.
  38. Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.378.
  39. Струве Б.В. Цит. соч. С.24.
  40. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216, 224; Стахеева Н.Н. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев Восточной Сибири в XIX веке // Из истории Иркутской епархии. Сб. науч. тр. Иркутск, 1998. С.79.
  41. Иркутск, его место и значение... С.46.
  42. Там же.
  43. Струве Б.В. Воспоминания о Сибири. 1848-1854 гг. СПб., 1889. С.23.
  44. Иркутская летопись 1857-1880 г. Составил Н.С. Романов. Иркутск. 1914. С.6.
  45. Дулов А.В. Петрашевцы в Сибири. Иркутск, 1996. С.187.
  46. Там же. С.188.
  47. Гончаров И.А. По Восточной Сибири. В Якутске и в Иркутске // Гончаров И.А. Собр. соч. Т.3. М., 1978. С.487.
  48. Струве Б.В. Указ. соч. С.141.
  49. Белокрыс М.А. По следам библиотеки отца Даниила // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1995. С.280.
  50. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом... Иркутск, 1894. С.20.
  51. Кузнецова М.В. Иркутская школа (XVIII — первая половина XIX веков). Иркутск, 2000. С.117-118.
  52. Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-167.
  53. Нестор, иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). СПб., 1910. С.52.
  54. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX века. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2004. С.47, 141.
  55. Наумова О.Е. Указ. соч. С.90.
  56. Касьянов Василий, протоиерей. Сказание о жизни и подвигах в бозе почившего старца Даниила, подвизавшегося в Сибирской стране, в пределах города Ачинска. М., 1890. С.17.
  57. Доброклонский А. Указ. соч. С.390-391.
  58. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч. 1. СПб., 1889. С.46.
  59. Записки иркутских жителей... С.273.
  60. Сведения о жертвователях на территории современной Иркутской области взяты из: Калинина И.В. Православные храмы... С.475-482.
  61. Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск, 1998. С.74, 75.
  62. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.94; История Якутской АССР. Т.2. М., 1957. С.251-252.
  63. Подсчитано по: Калинина И.В. Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII — начала ХХ вв. // Памятники истории и культуры Приангарья. Иркутск, 1990. С.58.
  64. Выражаю благодарность И.В. Калининой за сообщение этих сведений.
  65. Подсчитано по: Калинина И.В. Православные храмы...
  66. Памятная книжка для Иркутской губернии на 1861 год. Иркутск, 1861. С.138-141.
  67. Шахеров В.П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в XVII - первой половине XIX в. Иркутск, 2000. С.57.
  68. Подсчитано по: Тематический перечень документов из фондов Государственного архива Красноярского края // Церковь и государство: прошлое и настоящее Тез. докл. и сообщ. научн. конф. Красноярск, 2001. С.65-82.
  69. Догуревич Т.А. Свет Азии. Распространение христианства в Сибири. С.156-157.
  70. О числе церквей и других богослужебных зданий в Енисейской губернии за 1861 год // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.129.
  71. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск, 1983. С.22.
  72. А.Н. (Архиепископ Нил) Путевые заметки. Ч.1. Ярославль, 1874. С.89.
  73. Там же. С.55.
  74. Там же. С.66-69, 167.
  75. Калинина И.В. Православные храмы... С.208.
  76. Быконя Г.Ф., Федорова В.И., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII — XIX века). Красноярск, 1990. С.167-168.
  77. Минерт Л.К. Указ. соч. С.62.
  78. LANSDELL HENRY. THROUGH SIBERIA. Vol.1. London. 1882. p.332.
  79. Минерт Л.К. Указ. соч. С.120.
  80. Доброклонский А. Указ.соч. С.158.
  81. Подсчитано по: Наумова О.Е. Указ. соч. С.95. Данные по Якутии не полны.
  82. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Указ. соч. Приложения. Табл. 1. "Народонаселение Сибири".
  83. Андриевич В.К. Сибирь в XIX столетии. Ч.2. СПб., 1889. С.256, 268.
  84. Кожухов Ю.В. Русские крестьяне Восточной Сибири в первой половине XIX века (1800-1860). Л., 1967. С.375.
  85. Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии. Якутск, 1991. С.84.
  86. Там же. С.85.
  87. Доброклонский А. Указ.соч. С.181-182.
  88. Наумова О.Е. Указ. соч. С.133.
  89. ГАИО, ф.50, оп.1. д.4315.
  90. Там же, л.39.
  91. Доброклонский А. Указ.соч. С.184.
  92. Юрганова И.И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2003. С.52.
  93. История Якутской АССР. Т. II. М., 1957. С.203.
  94. Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375.
  95. Наумова О.Е. Указ. соч. С.143.
  96. Дрибас Л.К. Образ жизни духовенства губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX в. Дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2005. С.169, 260.
  97. По данным В.С. Сигова (Корпоративная этика чиновничества Восточной Сибири в царствование Николая I. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 2001. С.17) низшее чиновничество, в том числе указанные выше должностные лица, получали от 120 до 450 руб., и еще кончено, "неофициальные доходы".
  98. А.П. Щапов в Иркутске (Неизданные материалы). Иркутск, 1938. С.33, 38.
  99. Куприн А.И. Собр. соч. в пяти томах. Т.4. М., 1982. С.329, 331.
  100. Наумова О.Е. Указ.соч. С.95. Сама О.Е. Наумова указывает несколько завышенный процент (25%), поскольку ошибочно подсчитала в таблице на с.95 сумму священников (391 вместо 420, получающуюся в колонке "численность священников").
  101. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
  102. Наумова О.Е. Указ. соч. С.106.
  103. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы Первой российской революции. Чита, 1999. С.25-26.
  104. Подсчитано по: ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, л.40.
  105. ГАИО, опись 1 ф.50, Т.1. д.3697-3907. Сами дела эти утрачены, но в описи отражено их содержание.
  106. Шашков С. Автобиография // Восточное обозрение. 1882. № 28. С.11.
  107. Муханов П.А. Сочинения, письма. Иркутск, 1991. С.164, 172.
  108. ГАИО, ф.50, оп.1, д.4315, лл. 1-35.
  109. Щукин Н. Поездка в Якутск. С.184.
  110. Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835. Ч.1. С.175.
  111. Записки иркутских жителей... С.288.
  112. Щукин Н. Указ. соч. С.185.
  113. ИГВ. 1859. № 30. Автор статьи — местный протоиерей К.Кокоулин, один из "идеологов" движения.
  114. Слова и речи, произнесенные в Камчатской и Иркутской епархиях протоиереем Прокопием Громовым. СПб., 1857.
  115. Иркутская летопись... С.348-349.
  116. Там же. С.248.
  117. Доброклонский А. Указ. соч. С.209.
  118. Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.II. С.272, 274.
  119. Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.78.
  120. Столетний юбилей Иркутской духовной семинарии (извлечено из №№ 40-44 "Иркутских епархиальных ведомостей") Иркутск, 1879. С.38-39.
  121. Кузнецова М.В. Иркутская школа... С.80-81.
  122. Там же. С.166-167.
  123. Харченко Л.Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVII — первая половина XIX вв.). Иркутск, 2001. С.113.
  124. Там же. С.83.
  125. История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
  126. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.113.
  127. История Якутской АССР. Т.II. М., 1957. С.257.
  128. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год. Иркутск, 1901. С.70.
  129. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338.
  130. Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский. (Биографический очерк). Иркутск, 1903. С.44.
  131. Подсчитано по: Русское православие: вехи истории. М., 1989. С.335.
  132. Бурса // Христианство. Энциклопедический словарь в двух томах. Т.1. М., 1993. С.312.
  133. Панчуков А.М. История начальной и средней школы в Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959. С.3.
  134. Памятная книжка Иркутской губернии на 1901 год... С.70.
  135. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год... С.328-329.
  136. Лынша О.Б. Развитие начального образования у сельского населения Забайкальской области во второй половине XIX века // Тальцы. 2001. № 1. С.35.
  137. ИЕВ. Прибавления. 1866. № 49. С.544.
  138. Добронравин К. Очерк истории русской церкви, с начала христианства в России до настоящего времени (1860 года). СПб., 1863. С.294.
  139. Доброклонский А. Указ. соч. С.407.
  140. Добронравин К. Указ. соч. С.123.
  141. Замечания о Сибири сенатора Карнилова. СПб., 1828. С.29.
  142. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Кн.1. М., 1838. С.497.
  143. А.Н. Путевые записки... Ч.1. С.63.
  144. Там же. С.144.
  145. Кожухов Ю.В. Указ. соч. С.375-376.
  146. Щукин Н. Поездка в Якутск. СПб., 1
  147. 844. С.70.
  148. Там же. С.231-232.
  149. Литвинцев Ф. Краткий очерк четырнадцатилетнего управления высокопреосвященного Вениамина Иркутской епархией... Иркутск, 1887. С.27.
  150. Русское православие: вехи истории. М., С.337.
  151. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.206-207.
  152. Доброклонский А. Указ. соч. С.277.
  153. Серафимович С. Очерки русских нравов в старинной Сибири... С.731-733.
  154. Калашников И. Записки иркутского жителя // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990. С.265.
  155. ИЕВ. Прибавления. 1863. № 9. С.98.
  156. Записки иркутских жителей... С.296.
  157. Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865. С.216.
  158. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск, 1998. С.677.
  159. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.552.
  160. ИЕВ. Прибавления. 1865. № 10. С.119.
  161. Там же. С.120.
  162. Доброклонский А. Указ. соч. С.425-429.
  163. Устав духовных консисторий... Ст.119.
  164. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М., 2002. С.51.
  165. Там же. С.53-54.
  166. Шавельский Л. Краткое историко-статистическое описание Иркутского Вознесенского монастыря. Иркутск, 1905. С.12.
  167. А.Н. Путевые заметки... С.61-62.
  168. Шавельский Л. Указ. соч. С.18.
  169. Перечень приведен в книге Л.Шавельского.
  170. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  171. Шахеров В.П. Указ. соч. С.72-73. Автор этой работы полагает, что во второй класс монастырь переведен в 1839 г., но дата — 1836 г., которую называет В.В. Зверинский в кн. "Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764 по 1 июля 1890 год", СПб., 1890. С.271 и О.Е. Наумова ("Иркутская епархия...", С.126) представляется более правильной.
  172. А.Н. Путевые заметки... С.160-161.
  173. Шахеров В.П. Указ. соч. С.73-74.
  174. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  175. Попов Н. Ниловская пустынь // Записки Сибирского отдела ИРГО. Кн.VII. Иркутск, 1864. II. С.56-58.
  176. Там же. С62.
  177. Торшина Н. Знаменский монастырь // Земля Иркутская. 1998. №10. С.25.
  178. Илария, монахиня, Крючкова Т.А. Иркутский Знаменский женский монастырь // Тальцы. 2000. №1. С.69.
  179. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  180. Краткое сведение об Енисейском женском Христо-Рождественском третьеклассном монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.348.
  181. Там же. С.349.
  182. Краткое сведение об Енисейском Спасском мужском монастыре // Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. СПб., 1863. С.338-339.
  183. Там же. С.339.
  184. Кривошапкин М.Ф. Указ. соч. С.307.
  185. Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.1. Красноярск, 1989. С.331-332.
  186. Туруханский монастырь. Настоящее положение монастыря // ИЕВ. Прибавления. 1864. №29. С.481.
  187. Там же. №27. С.442.
  188. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (XVII — начало ХХ вв.). Якутск, 1961. С.77-78.
  189. Там же. С.81.
  190. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ, 1982. С.42.
  191. Минерт Л.К. указ. соч. С.119.
  192. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.139.
  193. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.23-25.
  194. Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь... С.49.
  195. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  196. Птицын В.В. Селенгинская Даурия. Очерки Забайкальская края. СПб., 1896. С.41.
  197. Минерт Л.К. Указ. соч. С.123.
  198. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  199. Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам... С.41.
  200. Там же. С.39.
  201. ГАИО, ф.50, оп.1, д.6790, лл.41-42.
  202. Там же.
  203. Русское православие: Вехи истории... С.336.
  204. Цит. по: Ванина И.Ю. О проектах миссионерской работы в Сибири // Исторические судьбы православия в Сибири. Тез.докл. и сообщ. науч. конф. 1-3 октября 1997г. Иркутск, 1997. С.32.
  205. Иркутск, его место и значение... М., 1891. С.47.
  206. Андриевич В.К. Указ. соч. Ч.2. С.270.
  207. А.Н. Путевые заметки... Ч.1. С.348, 352.
  208. Там же. С.353.
  209. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.534.
  210. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882. С.114.
  211. Герасимова К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале ХХ веков. Улан-Удэ, 1957. С.22.
  212. Там же. С.32.
  213. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского... к Казанскому архиепископу Владимиру... - СПб., 1916. С.23.
  214. Шагжина З.А. Христианизация тункинских бурят в XIX веке//Историческое, культурное и природное наследие (Состояние, проблемы, трансляция). Вып.3, ч.1. — Улан-Удэ, 2000. — с.143.
  215. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857-1880 гг. — Иркутска, 1914 . — с.6.
  216. Шагжина З.А. Указ. соч. С.144-145.
  217. Доброклонский А. Указ. соч. С.37.
  218. Догуревич Т.А. Указ. соч. СПб., 1897. С.97-98.
  219. Харченко Л.Н. Указ. соч. С.128-129.
  220. Наумова О.Е. Указ. соч. С.166-168.
  221. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада"... С.536.
  222. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Ч.1-3. СПб., 1854. Приложения. Таблица № 1.
  223. Геденштром М. Отрывки о Сибири. М., СПб., 1830. С.61.
  224. Розен А.Е. Записки декабриста. СПб., 1907. С.168.
  225. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII—ХХ вв. Новосибирск, 1994. С.97.
  226. Подсчитано по: Гагемейстер Ю.А. Статистическое обозрение Сибири. Т.1-3. СПб., 1854. Табл.1. Народонаселение Сибири по отчетам губернаторов.
  227. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири в XVII — начале ХХ вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Иркутск, 1998. С.14-15.
  228. Там же. С.15.
  229. Доброклонский А. Указ.соч. С.374.
  230. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья... С.216.
  231. Там же. С.216-218.
  232. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.18.
  233. Благовещенский. Записки о Сибири // Вестник Европы. 1882. С.311.
  234. Максимов С. Сибирь и каторга. В трех частях. Ч.2. СПб., 1871. С.219-220.
  235. Стахеева Н.Н. Старообрядчество Восточной Сибири... С.19.
  236. Благовещенский. Указ. соч. С.312.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Дулов А. В., Санников А.П. | Источник(и): Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX веков / А.В. Дулов, А.П. Санников. - Иркутск. 2006 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2006 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.